Заседание № 279
16.02.2016
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 984161-6 "О внесении изменения в план проведения "правительственного часа" на весеннюю сессию Государственной Думы 2016 года, утверждённый постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О плане проведения "правительственного часа" на весеннюю сессию Государственной Думы 2016 года".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1427 по 2113 из 6284
2-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О внесении изменения в план проведения "правительственного часа" на весеннюю сессию Государственной Думы 2016 года, утверждённый постановлением Государственной Думы... "О плане проведения "правительственного часа" на весеннюю сессию Государственной Думы 2016 года". Докладывает Николай Васильевич Коломейцев. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Наше предложение простое и понятное: мы предлагаем 16 марта заслушать здесь, на "правительственном часе"... И одновременно комитету по Регламенту напоминаю, что у нас в заключительной статье Регламента говорится о том, что мы можем принять любое решение, то есть мы можем принять решение и целый день слушать трёх руководителей финансово-кредитного блока, что было бы правильно. Почему? 82 процента граждан Российской Федерации в полной мере ощущают на себе нарастание экономического кризиса - это данные "Левада-Центра", это не я придумал. Второе. Мы просили вас, когда вы, задрав штаны, побежали поддерживать предложение Минфина о десятипроцентном сокращении, переждать первый квартал и посмотреть. Так вот посмотрите казначейское исполнение бюджета за январь: профицит - 398 с лишним миллиардов рублей! Это о чём говорит: или Минфин вредитель и вовремя не перечисляет средства, или некуда перечислять, отсутствует исполнительная власть, которая способна своевременно в режиме одной двенадцатой осваивать бюджетные средства. Параллельно с этим посмотрите, что происходит: у нас за прошлый год промышленные предприятия заплатили банкам по процентам больше, чем получили кредитов, а мы - ура, ура, инновации, модернизация!.. Дальше посмотрите: 26 января этого года на совещании с участием представителей Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, ваш вождь, признал, что структуры, созданные для инноваций и модернизации, неэффективны. А я вам напомню, что господин Чубайс получил 312 миллиардов бюджетных средств, - куда он их потратил? Под Новосибирском потрачено 15 миллиардов рублей, а сейчас арбитражный суд рассматривает вопрос о банкротстве. Я вас спрашиваю: где гроши и кто ответит? И в Чувашии аналогичная ситуация, в Усолье-Сибирском аналогичная ситуация... Также напомню, что мы, сто двадцать девять депутатов, направили в Счётную палату запрос, она провела проверку, и выяснилось, что 47 миллиардов вообще отправлено в фирмы-однодневки за рубеж! А Чубайс продолжает на корпоративах цинично заявлять: у нас прибыли нет, но мы поискали и заплатили и тринадцатую, и четырнадцатую зарплату... Это о чём говорит? О том, что нет ответственности и никто не занимается реализацией антикризисных мер. Параллельно с этим Генеральная прокуратура выявила нецелевое использование 120 миллиардов рублей в фонде "Сколково". Я вас спрашиваю: кто за это ответит? Тоже кричали: инновации, модернизация!.. Но там же есть конкретные люди! С нашей точки зрения, - и мы об этом неоднократно говорили, - если посмотреть глубже, то станет ясно, что структура правительства не отвечает запросам времени. Смотрите, было Росимущество федеральное, оно было в структуре правительства, это был отдельный орган, не подчинявшийся министерству, а сегодня у нас Росимущество подчиняется Минэкономразвития, которое делает по пять прогнозов, и ни один из них не сбывается! Обращаю ваше внимание: 1 тысяча 826 акционерных обществ Российской Федерации за позапрошлый год получили 13 триллионов выручки, из которых 986 миллиардов составила прибыль, и подавляющее большинство из них не заплатило ни копейки дивидендов государству! При этом многие госкорпорации, скажем "Ростех", представляют собой сложные коммерческие структуры с бюджетным финансированием, когда высший менеджмент получает вот такие зарплаты, ни за что не отвечая, а внутри организованы коммерческие структуры, которые в принципе не являются госкорпорациями. И четыре госкорпорации - напомню: 13 триллионов была выручка - набрали долговых обязательств на 23 триллиона. Я вас спрашиваю: какие антикризисные меры?! Дальше смотрите, что у нас происходит. У нас Центробанк, по мнению подавляющего большинства экономистов и экспертов, является главным организатором кризиса. Не я, а советник президента Глазьев, не мой советник, а Президента Российской Федерации публично привёл данные, на сколько увеличилась денежная масса в странах "семёрки" и "двадцатки". Напомню вам, что у нас она ниже 41 процента от ВВП, что является пределом, за которым наступает деградация. Никакого развития при такой денежной массе не будет, и при такой процентной ставке, которая значительно выше показателя рентабельности любого предприятия, никакое предприятие развиваться не будет! Мы считаем, что было бы правильно сейчас, именно сейчас послушать министра ЖКХ и Козака, послушать Голодец, Топилина, Ливанова и Скворцову, узнать об их "достижениях", как раз уже квартал будет подходить к завершению, правильно было бы послушать, что думают те, кто должен думать. Или они опять: "Вали сынок, вали отсель, деньжат я накопил себе..."? Это я вам привожу стихи одного из приглашённых. Если мы с вами действительно переживаем из-за того, что происходит, если вы, и комитет по Регламенту в том числе, действительно хотите защитить своего лидера Дмитрия Анатольевича Медведева, то вы должны были бы схватиться за наши предложения и тех, кто реально организовал кризис, пригласить, чтобы, извините, дурь каждого была видна, понимаете? Вы же своим решением, наоборот, выставляете наперёд своего вождя - это неправильно даже политически! Более того, посмотрите, что делает Центробанк. Мы проанализировали и увидели, что Центробанк на санацию - вдумайтесь! - потратил 1,8 триллиона рублей. И что, это оздоровило банковскую систему? Он сейчас отзывает лицензии где-то у десяти банков в неделю, но вы вдумайтесь, у кого отзывают? Это же банки, которые работают с малым и средним бизнесом! Да, вкладчики, которые хранят частные, гробовые деньги, они через АСВ получат, а предприятия, которые не благодаря, а вопреки работают, они же все будут подвешены и выйдут, как обманутые валютные вкладчики, на улицу - неужели это непонятно?! Поэтому мы и предлагаем разобраться, что это за политика в Центробанке. Вот он давал нам пять прогнозов: почему ни один не сбылся? Почему мы слушаем МВФ и Мировой банк? Почему наша валюта привязана к чужой, печать которой стоит 3 цента, притом что у нас 40 процентов природных ресурсов и притом что у нас одна десятая суши Земли? Мы что, этого не понимаем? Мы всё же настаиваем... и комитету по Регламенту нужно переосознать, я вам говорю: политически вы должны были поддержать наше предложение ради защиты своего лидера - вы же по непонятным, формальным причинам пытаетесь отказать. Посмотрите, как расходуются золотовалютные резервы, это отдельная песня! Посмотрите, что у нас за политика долгов, как, в какой динамике растёт внутренний долг, - я вас спрашиваю: а кто его будет отдавать? Посмотрите природу внешних долгов и оттока капитала! Уже ёжику понятно, что надо ограничить вывоз капитала за рубеж, - с этого начинало правительство Примакова - Маслюкова, именно так они стабилизировали хотя бы финансовую систему, и появились ресурсы. Смотрите, что сейчас происходит. В Ростовской области есть предприятие, которое вот в это время появилось не благодаря, а вопреки и отвечало чаяниям насчёт 25 миллионов рабочих мест, называется "Евродон": 40 процентов российского рынка мяса индюшки и значительная часть - утки, занятых - 20 тысяч человек. Что происходит? Господин Фридман, который в своё время за 5,5 миллиарда купил "ТНК-ВР", а потом на подъёме продал государству за 48 миллиардов долларов, теперь ещё у одного, не побоюсь сказать, жулика из института развития, который деньги давал государственные, но пакет акций, половину денег забирал и вывозил в офшор, заставляя на половину строить предприятия... Сегодня в офшорной зоне продают пакет акций, пытаются угробить предприятие! Вы поймите, что Ванеев сделал - так сказать, за внешнюю разведку он выкупил маточное стадо! У нас это самый большой дефицит в сельском хозяйстве: ни в Америке, ни в Европе никто не продаст ни одного племенного быка, ни одно яйцо птицы! А он выкупил! И вот я спрашиваю: кто же это, это вредители или кто? Именно поэтому мы и предлагаем, чтобы Улюкаев здесь рассказал, каким всё же видится Минэкономразвития, правительству в правительстве, выход из кризиса: оно ждёт, пока нефть опять поднимется в цене, или мы всё-таки будем заниматься реструктуризацией экономики и переводом её на рельсы переработки? Мы должны послушать бухгалтера Силуанова: почему председатель правительства собирает руководителей, подписывает распоряжения правительства о выделении ресурсов, а Минфин их просто не перечисляет? Как было недавно с предприятиями сельхозмашиностроения: собрали, 10 миллиардов премьер пообещал, а Минфин - при профиците 390 миллиардов - мол, денег нет, дома не ночевал, понимаете?! Мы считаем, что надо наконец с Центробанком разобраться: мы уверены, что Набиуллина с её Кузьминовым ничего, кроме очередной волны кризиса, России не даст. Недавно господин Греф обозвал нас отсталыми на иностранном языке - дауншифтинг, - но я вам напомню: в 1999 году господина Грефа вместе с госпожой Набиуллиной назначили руководителями Центра стратегических разработок, призванного создать стратегию экономического возрождения России; после этого господин Греф стал министром экономики, а Набиуллина - его заместителем, именно они реализовывали те бумагомарания, которые они сочинили якобы в Высшей школе экономики вместе со своим центром. Потом господин Греф удачно пересел в кресло председателя Сбербанка с колоссальной зарплатой - посмотрите, там она очень большая, от 15 миллионов долларов плюс ещё там всякие "кишмиш" и "шеш-беш" понимаете, да? - и теперь он вместе со своим заместителем проводит антигосударственную политику в Крыму: его советник приехал и сказал, что, мол, вы должны выполнять западные санкции. Я спрашиваю: это государственный банк или что это за банк?! Если посмотрите, госпожа Набиуллина - она же тоже была министром экономического развития, и я вам напомню, что она и у Чубайса была учёным секретарём по организации реформ ещё в раннем составе правительства, - что она сделала в Центробанке? Она девальвировала валюту более чем в 2 раза, обобрала большую часть граждан, кинув их в нищету, она лишила финансово-кредитных ресурсов экономику Российской Федерации! И я у вас спрашиваю: вас это устраивает? Ну давайте не будем никого заслушивать, ну давайте мы будем ждать, пока с вилами выйдут люди на улицу и начнут всех вышвыривать! Вы почитайте вот в "Фейсбуке", в других сетях, что люди вообще думают. Ведь все эти деятели, они переводят все стрелки на Думу, самый безобидный и самый беззащитный и беспомощный орган. А почему? Ведь ни один закон без одобрения Советом Федерации и подписания президентом таковым не является, но, получается, если плохой закон - это Дума плохая, а если хороший, то это президент хороший. Я не возражаю, но только, если вы с этим согласны, я всё-таки вам предлагаю, чтобы поднять свою значимость, чтобы внести свой вклад в оздоровление ситуации в Российской Федерации... Вот Сергей Евгеньевич организовал прекрасные парламентские слушания - я считаю, что это правильный посыл, но нам надо продолжать и развивать эту инициативу, поэтому надо сейчас пригласить весь финансово-экономический и кредитный блок и вообще или заставить их работать, или увидеть их полную некомпетентность и отправить в отставку. Я вам многократно говорил: есть такой учёный с мировым именем Роберт Барро, он изучил влияние инфляции на рост экономики в ста странах в интервале тридцати лет, никто другой этого не сделал. В 2013 году он обновил исследования и показал, что никакое сжатие денежной массы не приведёт ни к какому оздоровлению, если не вкладывать в строительство новых заводов, в инфраструктуру и не индексировать зарплаты и социальные выплаты. Ну об этом же светила говорят, а мы этого понять не можем! Я предлагаю всем внимательно подойти к вопросу, подумать, мы же не предлагаем никого расстрелять, мы предлагаем послушать, что думают те, кто получает зарплату, имеет колоссальный аппарат для того, чтобы думать о будущем страны, - послушать и принять решение по итогам их выступлений. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Виктор Витальевич Пинский, пожалуйста. ПИНСКИЙ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Наши коллеги из фракции КПРФ предложили на "правительственный час" 16 марта 2016 года с участием министра экономического развития Улюкаева пригласить дополнительно министра финансов Силуанова и председателя Центробанка Набиуллину. Мы разделяем озабоченность наших коллег, но данное постановление не может быть принято по следующим причинам. Во-первых, исходя из норм Регламента как сам план проведения "правительственного часа", так и вносимые в него изменения должны согласовываться с правительством - этого сделано не было. Кроме того, в период осенней сессии 2015 года министр финансов Силуанов принимал участие в "правительственном часе" и трижды участвовал в заседаниях Государственной Думы, председатель Центрального банка Набиуллина дважды принимала участие в заседаниях Государственной Думы: при рассмотрении вопроса об отчёте правительства и информации Центрального банка о работе за первое полугодие 2015 года, а также второй раз - со своим докладом об основных направлениях государственной денежно-кредитной политики на 2016-й и последующие годы. Таким образом, те, кого предлагается пригласить, не были редкими гостями у нас в стенах Государственной Думы. Наконец, в феврале Государственная Дума заслушает правительство и информацию Центрального банка, а в апреле мы заслушаем отчёт правительства о его работе за 2015 год, где также можно будет задать интересующие фракцию КПРФ вопросы. Хочется отметить, что 22 октября Комитетом по Регламенту и организации работы Государственной Думы было направлено письмо всем фракциям, с тем чтобы они внесли свои предложения в план проведения "правительственных часов". 18 ноября поступили предложения от фракции КПРФ, и они, в частности, попросили провести "правительственный час" с участием министра Улюкаева в мае этого года. На последнем своём заседании в декабре палата утвердила план проведения "правительственного часа", в нём "правительственный час" с участием министра экономического развития Улюкаева поставлен на март. Хочется отметить, что в заявке фракции КПРФ ничего не говорилось о приглашении министра Силуанова и руководителя Центробанка Набиуллиной. И последнее. Времени, которое у нас отводится на проведение "правительственного часа", явно недостаточно для того, чтобы заслушать информацию трёх министров, выступления аудиторов, задать им вопросы, получить на них ответы и выслушать выступления от фракций, поэтому комитету кажется, что в данном случае "правительственный час" продуктивным не получится. Тема сложная и, на наш взгляд, требует более взвешенного и тщательного подхода, поэтому комитет просит Государственную Думу данное постановление не принимать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Вопрос депутату Пинскому. Выслушав ваши аргументы, я всё же ещё раз задаю и вам, и фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" вопрос: осознаёте ли вы, что ситуация в экономике страны становится всё более критической? Понимаете ли вы, что нельзя на формальные доводы опираться, что надо реально Думе проявлять характер, государственный масштаб и обсуждать те проблемы, которые, так сказать, горят? Если мы этого не осознаём, тогда что мы тут сидим?! Будьте добры, ещё раз: какова ваша точка зрения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В. Спасибо, Валентин Степанович. Я в своём выступлении уже сказал, что у нас в феврале будет заслушан отчёт правительства по антикризисным мерам и в апреле мы заслушаем отчёт правительства за 2015 год. А сейчас мы обсуждаем проект постановления "О внесении изменения в план проведения "правительственного часа"...", и комитет принял решение, что это постановление в данный момент не может быть принято. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. У меня тоже вопрос Пинскому. Вот вы сослались на то, что эти министры уже были в Государственной Думе, но вы вспомните, как у нас обычно происходит разговор, - буквально бегом, всегда по два вопроса от фракции, редко три, больше нельзя, по одному выступлению от фракции, значит, всего четыре выступления, а остальные депутаты должны просто так сидеть слушать. Не кажется ли вам, что вот в такой скоропалительности обсуждения вопросов и состоит проблема: министры приходят, а ситуация всё ухудшается? Не пора ли нам собрать их вместе, выделить на это день и поговорить по-человечески, ведь слишком тяжёлая ситуация! На чём основано ваше убеждение, что, идя старой тропой, мы наконец качественно что-то изменим? Мне кажется, как было плохо, так и останется. На бегу такие вопросы не обсуждают! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В. Владимир Николаевич, вы абсолютно правы, на бегу такие вопросы не обсуждаются, поэтому в рамках "правительственного часа", который пройдёт 16 марта, заслушать трёх министров, задать им вопросы и получить на них ответы мы не сможем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ. Уважаемый Виктор Витальевич, например, во Франции "правительственный час" проходит в течение всего дня и любой депутат может задать любой вопрос отчитывающемуся министру. Вы ссылаетесь на Регламент, но мы, депутаты Государственной Думы, вправе установить любой формат проведения "правительственного часа". Вопрос мой заключается в следующем. Действительно, сейчас сложная экономическая ситуация и необходимо реагировать на те угрозы, которые стоят перед нашей страной. Вот премьер заявил, что изменить структуру экономики с целью ухода от сырьевой зависимости невозможно за пятнадцать лет, однако в истории нашей страны были факты, опровергающие этот тезис. Как вы считаете, возможно это или не возможно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Владимир Иванович, спасибо за вопрос. Комитет считает, что мы достаточно сюда, в Государственную Думу, приглашаем министров и достаточно их слушаем; мы это делали в осеннюю сессию, будем делать и в весеннюю сессию, и, как я уже говорил, и в феврале, и в апреле мы будем заслушивать отчёт правительства, в том числе будем обсуждать антикризисные меры. Комитет считает, что мер, которые принимает Государственная Дума по заслушиванию нашего экономического блока, достаточно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Владимир Вольфович Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Фракция ЛДПР готова поддержать это постановление. Оно абсолютно правильное, и мы не согласны с доводами комитета, что что-то у нас уже запланировано, что трудно собрать министров, что мы не уложимся в полтора часа, - это совершенно необоснованные доводы. Я думаю, что надо изменить тогда распорядок работы Государственной Думы: давайте введём ещё третью рабочую неделю - в регионах хватит одной недели, а в комитетах, когда у нас написано "работа", можно работать в период этих трёх рабочих недель. И график сделать твёрдый: что мы всегда работаем в регионах в последнюю неделю месяца, чтобы всем было ясно, или в первую неделю. Вот "правительственный час" - наиболее важная часть нашей работы, но здесь мы упираемся в характер нашего режима: у нас остаётся на первом месте исполнительная власть, законодательная - на втором. Так было и при царе. Почему режим не удержался? Дело не в том, что хлеб не завезли или, может быть, война, много дезертиров, - нужно было дальше проводить реформы, но тогда царь потерял бы опору, а это помещики, дворяне и чиновники. С кем он был бы - с простыми гражданами, которые малограмотные, неорганизованные и особо не поддерживали бы его? Поэтому царь сохранял власть, вот смысл его деятельности: реформы подождут, лишь бы остаться во главе государства, сохранить монархию. При советской власти ведь то же самое. Что такое ГКЧП? Они хотели сохранить власть, не реформы продолжать или начинать, а остаться у власти: они подслушали разговор Горбачёва с Назарбаевым, с Ельциным о том, что сразу уберут Крючкова, председатель правительства будет другой и министр внутренних дел, а они хотели сохранить привилегии, льготы. Вот я уже говорил: объём ошибок в царский период, советский и нынешний, если посчитать, будет одинаковый. Во всех трёх случаях верховная власть ставит задачу: сохранить власть, не улучшать положение в стране, а власть сохранить, чтобы везде стояли свои люди. Вот "Газпром", опять Миллер - сколько ошибок в "Газпроме"! Это ведь из-за него, из-за Миллера, проблемы с газом! Я ему говорю: "Продавайте газ на русско-украинской границе, и нам плевать, что будет дальше с этим газом, а вы занимаетесь всеми этими Ющенко, Мущенко и так далее. Продали газ - и контролируйте его движение в Европу". Нет, он говорит: "Тогда мы не сможем там продать по разным ценам". Ну и что получили сейчас? Огромные деньги выбрасываем на "Северный поток", а "Южный..." нам заклинили. И товарищ остаётся во главе "Газпрома"! Почему? Власть сохранить, а не улучшать "Газпром" и добычу и продажу газа. Не пускают газ в Европу или меньше покупают - направь своим, наши граждане заплатят: чем больше будет подключено газа гражданам, тем больше они заплатят за газ! Чего вы ждёте поступления прибыли с Запада? Так что всё дело в режиме. В Думе надо поменять режим, распорядок работы, но здесь мы опять упираемся в президентский режим. В своё время была монархия, при советской власти - однопартийность. Конечно, была попытка перейти к парламентской республике в 17-м году, но всё закончилось плохо. Последний советский парламент был самый лучший - он всё решал, и Ельцин боялся парламента: зашумели депутаты - он уже боится! Но видите, чем кончилось? Каждый раз расширение прав парламента приводит к уничтожению государства, потому что те, кто олицетворяет государство, исполнительная власть этого не хотят, они готовы расстрелять парламент. Царь не додумался, а вот Ельцин додумался - и ему памятник поставили! Видите, какая мы страна? Он расстрелял парламент, а ему памятник, улица, фонд, библиотека его имени - это же дикость! Это было преступление, а вместо того чтобы его осудить, ему всякие почести оказывают! Конечно, нам нужны министры, которые отвечали бы... Если деньги уходят за рубеж, давайте ограничим, надо временно ограничить вывод валюты за рубеж, если нам её не хватает здесь. Ну, простой пример: у нас было 500 миллиардов валюты, это НЗ наш в Центробанке, сейчас 360 миллиардов - где 140? Пусть нам покажут министры! Поэтому нам выгодно, чтобы пришли сразу и министр финансов, и министр экономики, и председатель ЦБ и мы спросили: "Где 140 миллиардов? Скажите, где они? Они ушли, так сказать, в 2015 году". И надо проверить все госкорпорации - куда ушли остатки денег? Всё ушло в офшоры! Ведь что происходит? Царская Россия - монархический режим, и все монархии рухнули, не только наша; советский режим - однопартийный, все такие режимы не имеют будущего, потому что нет конкуренции, нет другого мнения: их заинтересовал Ободзинский - и певец не поёт больше, Стрельцов - он больше не играет, в науке кого-то задвигают как хотят, с писателями решают, как быть, то есть однопартийный режим сам себя уничтожает. А сегодня какая демократия, мы к кому подключились? К Америке! Туда нас привёл Ельцин со своими товарищами. А в Америке какая демократия? Денежная, всё решают деньги! Вот и у нас теперь всё решают деньги. Мы сто раз будем говорить, что кучка богатеев держит все деньги, - то же самое и в Америке, и во всех странах, которые пошли по американскому пути. То есть денежная демократия, конечно, не годится. Исчерпали себя и царский режим, и советская власть, и денежная демократия. Вы спросите: что же нас ждёт впереди? Нужен другой режим - царя не надо возвращать, советскую власть не надо возвращать, а что касается денег, надо наложить жёсткие ограничения, запреты: максимальная зарплата - 200 тысяч, минимальная - 20 тысяч, а от всего, что свыше 200 тысяч, - 80 процентов в доход бюджета, и никаких "парашютов", и регулировать, и никуда валюту не отправлять, и с кредитами разобраться! Но для этого нужен другой режим. Кто всё это может обеспечить? Есть такая партия - ЛДПР! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович Гартунг. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы поддерживаем проект постановления. Считаем, что нужно пригласить и руководителя Центробанка, и министра финансов одновременно с министром экономического развития, и думаю, что неплохо было бы ещё министра промышленности сюда пригласить, потому что все вопросы, которые министерства должны решать вместе - и вопросы, касающиеся импортозамещения, и вопросы перевода с сырьевого пути развития на индустриальный путь развития российской экономики, - не решаются в рамках одного министерства. Из практики заслушивания отчётов различных министров в Государственной Думе мы знаем, что каждый раз, когда мы задаём вопросы, например, министру промышленности, всё упирается в то, что причины деградации российской промышленности лежат за пределами компетенции министерства промышленности: вопросы налоговой политики - это прерогатива Министерства финансов; вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности, таможенных пошлин, таможенной защиты, присоединения к ВТО - Министерства экономического развития; курсовая разница, курс рубля, который, как мы знаем, напрямую влияет на конкурентоспособность российской промышленности, - Центрального банка. Естественно, нужно проводить "правительственный час" именно в таком формате, и мы считаем, что это правильно, потому что приглашать отдельно каждого министра... мы уже их приглашали и видим всю неэффективность такого формата. Я ещё приведу пример. Вот у меня в руках на тридцати семи листах отчёт Счётной палаты от 30 декабря 2015 года о результатах экспертно-аналитического мероприятия - мониторинга обеспечения в 2015 году снижения зависимости гражданских отраслей обрабатывающей промышленности от импорта и зарубежных технологий, рекомендую вам его почитать. Здесь чётко написано, что госпрограммы, с которыми работает правительство, не дают результата по следующим причинам: прежде всего, там не ставятся чёткие задачи по снижению зависимости или ставятся задачи, но их выполнение недостаточно эффективно, и самое главное, за результатами реализации этих программ фактически нет контроля. Мало того, в отчёте Счётной палаты сказано, что фактически проблемы импортозамещения лежат в разных областях... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Они лежат за пределами компетенции того же Минпромторга, то есть для того, чтобы решить эти проблемы, нужен комплексный подход. Прежде всего нужно пересмотреть налоговое законодательство, а это прерогатива Минфина. Нужно перенести тяжесть налоговой нагрузки с обрабатывающих отраслей на сырьевой сектор. Наши предложения по этому поводу уже звучали, но я сейчас их повторю. Мы предлагаем отменить возврат НДС экспортёрам сырья, это как одна из мер могло бы поменять тренд в развитии российской экономики, нам нужны эффективные меры защиты от импортёров. Данные за 2015 год показывают, что, несмотря на серьёзную девальвацию рубля, доля иностранных производителей на российском рынке сокращается очень медленно, буквально на считаные проценты, и здесь нет рывка российских товаропроизводителей в захвате своего же, российского рынка. Для этого нужно пересматривать налоговую политику, нужны меры экспортно-импортного регулирования, нужно защищать российские рынки от иностранных производителей, а этого тоже не происходит. И конечно же, нужна стабильность на финансовом рынке: нужны стабильный курс рубля и снижение процентных ставок, поскольку даже снижение ключевой ставки до 11 процентов не привело к снижению стоимости заёмных средств для обрабатывающих предприятий. Вот Николай Васильевич сегодня приводил пример - да, действительно, российская промышленность отдаёт в виде процентов по кредитам больше средств, чем занимает, то есть фактически тут отток денег из обрабатывающих отраслей. Для того чтобы все эти негативные последствия ликвидировать, нам нужно комплексное рассмотрение этого вопроса с приглашением министра финансов, главы Центробанка, министра экономического развития. Я думаю, ещё можно было бы главу Минпромторга сюда пригласить, чтобы он пояснил, какие же точно задачи ставятся перед промышленностью России, какие цели ставятся по импортозамещению, потому что, подчёркиваю, отчёт Счётной палаты - я не буду его весь пересказывать, он на тридцати семи листах - показывает, что, во-первых, точных задач российским правительством в этом направлении не поставлено, а во-вторых, их выполнение ещё и не контролируется. Мы поддерживаем это предложение и будем голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я выступаю как один из авторов этого предложения и от фракции. Коллеги, ситуация в нашей стране не просто остаётся очень серьёзной, она ухудшается. Уже прошло полтора месяца нового года, а мы до сих пор не видим ни одного предложения от правительства, как выйти из кризиса, при этом нас интересует не то, что думает и делает отдельный министр, отдельное министерство, нас интересует, что делает и думает делать правительство в целом, вся эта команда. И здесь усилий одного ведомства мало, здесь недостаточно один раз заслушать правительство! Кстати, Сергей Евгеньевич, мы просили бы в этом году не повторять практику прошлого года, когда вместо отчёта правительства мы слушали информацию о выполнении антикризисных мероприятий и вместо Медведева пришёл Шувалов. Очень многие проблемы сегодня находятся на стыке компетенции ведомств, и именно поэтому мы предложили одновременно пригласить и министра экономического развития, и министра финансов, и председателя Центрального банка. Конечно, чем быстрее мы их послушаем, тем всем, всей стране будет лучше, но вот такой у нас внутренний порядок, Регламент, внутренние законы, что раньше, чем на март, не получается, а жаль: мы теряем самое главное, самое важное - мы теряем время. Это первое. Второе. Для такого трудного разговора, конечно, полтора часа будет мало, нужно полдня, а лучше - весь день. Слишком много поставлено на карту, нам кажется, что на карте сегодня стоит судьба России, - здесь нельзя обойтись простым дежурным разговором: чем тяжелее болезнь, тем больше времени требуется на постановку диагноза и на определение методов лечения. Третье. Сегодня вопрос прежде всего не в деньгах и даже не в отдельных проблемах. Из года в год мы ходим по одному и тому же кругу, мы говорим об одних и тех же вопросах, и сегодня мы столкнулись не с проблемами 2016 года, мы столкнулись с системой, которая выросла не из мирового кризиса. Ну вот посмотрите: в 2011 году валовый внутренний продукт России вырос на 4,3 процента, в 2012 году - уже меньше, на 3,4 процента, в 2013 году - ещё меньше, на 1,4 процента, в 2014 году - на 0,6 процента, статистическая погрешность, а в прошлом году он вообще был минусовым! Можно взять и больший период: десять лет назад, в 2006 году, в этом зале говорилось, что в России 12 миллионов человек живут за чертой бедности, ниже прожиточного минимума, а в этом году мы здесь говорили, что уже 23 миллиона живут за чертой бедности, то есть за десять лет в 2 раза число бедных возросло - вот в чём системная проблема! Четвёртый момент. При таких тенденциях, вообще, спасёт ли Россию очередной антикризисный план? Мы думаем, не спасёт... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты ещё. Продолжайте, Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Подчёркиваю ещё раз: отдельный антикризисный план не спасёт сегодня ситуацию. Кто-нибудь из вас возьмётся утверждать, что подготавливаемый сегодня антикризисный план правительства будет у нас последним, а не очередным, не промежуточным, что он не станет системой, что на будущий год мы снова не будем ждать и обсуждать очередной антикризисный план? Уверен, что никто из вас твёрдо сказать этого не может! И что вообще нужно сделать, чтобы очередные антикризисные планы не стали для нас системой? Товарищи, мы проводим уже седьмое заседание Государственной Думы в этом году, обсудили свыше двухсот вопросов, а все ли из вас уверены в том, что мы обсуждаем именно те законы, которые прежде всего нужны России в этой ситуации? Не получится ли так, что когда мы рассмотрим ситуацию и выработаем совместно с правительством антикризисные меры, то окажется, что мы не совсем то обсуждали или, может, даже совсем не то обсуждали, и мы вынуждены будем в спешном порядке какие-то законы отменять, какие-то законы срочно обсуждать? Прежде чем плыть, нужен чёткий курс, а его пока нет, его пока ещё вырабатывают, а мы уже плывём - что в итоге будет? Я думаю, каждый из вас сам это понимает. Мы уверены: пока мы не преодолеем техническую отсталость, мы никогда не выйдем из кризиса, пока мы не преодолеем проблему нехватки денег в экономике, мы не выйдем из кризиса, пока финансовые потоки будут оторваны от реального сектора, мы будем скатываться назад! То же самое будет при дорогих кредитах, при той непредсказуемости, с которой мы ежегодно меняем правила игры в нашей стране. Пятое. Недавно в городе Орле КПРФ провела крупное экономическое совещание, где был выработан целый ряд предложений, на наш взгляд очень важных и очень нужных нам всем. Главное, мы считаем, не сокращать расходы, а увеличивать доходы - вот в чём принципиальная разница между антикризисным планом КПРФ и тем, что предлагает сегодня правительство, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", ну и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уверен, что предложения есть у всех фракций, поэтому давайте, может быть, выделим день на разговор с министрами и одновременно обсудим предложения всех фракций, как выходить из этой ситуации, причём не просто, подчёркиваю, на бегу - пусть и министры выскажут свою точку зрения на предложения фракций КПРФ, ЛДПР, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", может, тогда мы действительно сможем остановить болезнь и нам не придётся на будущий год снова ждать очередного антикризисного плана. Вот поэтому-то мы сегодня и предлагаем пригласить министра экономики, министра финансов и председателя Центробанка и выделить не полтора часа, а целый день. Это не мы требуем, это ситуация сегодня от нас требует. Поддержите наше предложение, и, я уверен, всем будет легче. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич, будете ещё раз выступать? Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Спасибо за столь эмоциональное, содержательное обсуждение. Я хотел бы несколькими репликами ответить Виктору Витальевичу. Первое. Я был на Совете Думы, когда Сергей Николаевич Решульский поднял вопрос о возможности представления отчёта, - кроме замешательства, это ничего не вызвало. Может, мы чего-то не знаем во фракции, но я вам напомню, что у нас в этом месяце осталось без сегодняшнего дня два заседания на этой неделе и два заседания на следующей. В повестке Совета Думы не было вопроса об отчёте правительства, поэтому, возможно, вы оговорились, сказав, что в феврале будет отчёт правительства. Второе. Повторяю, Регламент Государственной Думы позволяет Государственной Думе принять любой формат обсуждения любого вопроса. На Совете Думы всё дорабатывается, как это делается в последнее время, и это полностью соответствует Регламенту. Кроме того, в соответствии с Регламентом мы должны не позднее чем за десять дней сообщить члену правительства о том, что он приглашается на "правительственный час". А я вам напомню, что одним из немногих конституционных полномочий, которые закреплены за Государственной Думой, является утверждение кандидатур председателя правительства и председателя Центробанка, что должно налагать ответственность на членов правительства и Центробанк: они должны впереди паровоза бежать в Государственную Думу на отчёт, пренебрегая всякими совещаниями. Надо понимать, что это очень важно и для повышения авторитета Думы. Ну и третье. Уважаемые коллеги, вот мы с вами не задумываемся, но у нас долларизированная экономика, нас Китай в прошлом году обогнал по уровню средней заработной платы в 2 раза: у них сегодня средняя зарплата 750 долларов, а у нас - около 400. Чувствуете разницу, да? Кроме того, мы с вами в 2 раза уменьшили прожиточный минимум в долларовом эквиваленте - ну вы просто по курсу пересчитайте, он сегодня вообще за сотню выскочил по уровню, понимаете, да? У нас с вами не решается проблема отложенного спроса, ни одна экономика в мире не может функционировать, если нет отложенного спроса, если граждане не могут покупать. Любой экономист понимает, что если не создать отложенный спрос, не повышать зарплаты и социальные пособия... Плюс к этому вы забываете, что у нас 23 триллиона ВВП - доля торговли, большую часть которой составляет незамещённый сетевой импорт, что является одним из источников вывоза капитала. Поэтому я призываю вас: если вы думаете о будущем страны... Так сказать, не облезут ни министр финансов, ни министр экономического развития, ни тем более председатель Центробанка, если придут часа на три и отчитаются. Это будет полезно для всех, потому что только вот такие действия стимулируют министерства к поиску каких-то мыслей, другие погружают их в летаргический сон. Это надо осознать. Поддержите наше постановление. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Спасибо за обсуждение, но хотелось бы ещё один раз отметить, что план проведения "правительственного часа" у нас обсуждался очень тщательно, все фракции проголосовали за его утверждение, и повторюсь: фракция КПРФ даже в своём плане не предлагала заслушивать указанных лиц. Комитет внимательно обсуждал на своём заседании данный проект постановления. Комитет не против того, чтобы заслушивать правительственный блок, но мы против того, чтобы это делалось не планово, а хаотично. И вот Владимир Николаевич Федоткин правильно сказал в своём выступлении: формат этого мероприятия должен быть иной, а не такой, как "правительственный час". Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживать не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4959 по 4976 из 6284
2-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О внесении изменения в план проведения "правительственного часа" на весеннюю сессию Государственной Думы 2016 года...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 52 сек.) Проголосовало за 210 чел.46,7 % Проголосовало против 107 чел.23,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: не принято Проект постановления отклоняется.