Заседание № 277
27.01.2016
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 979042-6 "О докладе Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2014/15 учебном году".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3389 по 4336 из 7137
Коллеги, по 17-му вопросу - о проекте постановления Государственной Думы "О докладе Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2014/15 учебном году" - выступает Вячеслав Алексеевич Никонов, председатель комитета. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Иоганн Генрих Песталоцци говорил: "Не следует стремиться рано сделать из детей взрослых; нужно, чтобы они постепенно развивались в соответствии с тем, какое положение, обстоятельства их ожидают, чтобы они научились нести бремя жизни легко и быть при этом счастливыми". В нашей стране люди любят учиться. По последним оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, Россия - самая образованная страна в мире: 60 процентов взрослых россиян имеют высшее или среднее специальное образование, обгоняя идущую на втором месте Канаду на 6 процентов, Соединённые Штаты с 43 процентами занимают позорное пятое место. При этом неизвестно, надо ли нам радоваться этому обстоятельству либо, наоборот, печалиться, потому что мы знаем, что за этими цифрами нередко стоят липовые дипломы и нулевые знания. Вузы и колледжи недовольны подготовкой школьников, работодатели недовольны уровнем подготовки выпускников вузов, никто толком не занимается вопросом, сколько каких специалистов надо нам сегодня или будет надо через десять лет, и это во многом отражает состояние образования, науки в нашей стране и отношение законодателей, членов Комитета по образованию, к докладу правительства. Да, есть безусловные достижения, и Дмитрий Викторович о них говорил. Действительно, не без нашей помощи практически выполнено поручение правительства по обеспечению дошкольным образованием 100 процентов детей в возрасте от трёх до семи лет, остались Крым и несколько регионов Северного Кавказа. Произошло внедрение стандартов дошкольного образования, у нас хорошее общее, особенно начальное общее образование. На декабрьском заседании Госсовета принято, на мой взгляд, очень правильное решение: дано поручение включить в состав федеральных образовательных стандартов дополнительные требования к содержанию общего образования. Люди по-разному относятся к ЕГЭ, но никто не будет спорить, что проведение экзаменов стало более честным и прозрачным, и в этом большая заслуга и Сергея Сергеевича Кравцова, и Рособрнадзора. Внешняя оценка позволяет объективно оценить уровень подготовки школьников и даёт им возможность поступить в лучшие вузы. С помощью опять же законодательной базы удалось кардинально продвинуться в решении важнейшей проблемы - проблемы ликвидации псевдовысшего образования, лжевузов, которые просто собирали деньги и выписывали дипломы, не обременяя себя и студентов каким-либо образовательным процессом. Увеличилось количество учёных, а это действительно важное достижение. Но и претензий к состоянию образования в стране и к докладу у депутатов хватает. Как и в прошлом году, доклад местами напоминает сумму отчётов отдельных департаментов министерства, а не стратегический документ правительства, что неудивительно, потому что у нас при наличии огромного количества ФЦП, составленных часто даже вне стен министерства, до сих пор отсутствует стратегия развития образования. Если сложно сделать общую стратегию, давайте хотя бы примем стратегию развития общего высшего образования. Главные недостатки доклада правительства, на мой взгляд, заключаются в том, чего там нет: в нём вы не найдёте ответов на очень многие вопросы, которые реально волнуют учеников, студентов, учёных, педагогов, общество, законодателей. Что с региональными бюджетами образования? Сейчас из ряда регионов поступают сигналы, что перестают выдавать зарплату. Почему темпы дебюрократизации системы образования всё ещё отстают от вала требуемой от образовательных организаций отчётности и почему количество форм отчётности только растёт? Почему резко увеличилось количество проверок образовательных организаций? Здесь претензии не только к министерству, похоже, после того, как запретили кошмарить бизнес, все бросились кошмарить школы, детские сады и вузы. Почему в массовом порядке закрывают коррекционные образовательные учреждения? В докладе министра была упомянута проблема родительской платы, но в докладе правительства вы об этом не найдёте ни слова. Почему всё больше платности в образовании? Что делать с тем, что в выпускных классах дети перестают заниматься по тем предметам, по которым они не сдают ЕГЭ? Почему снижается планка требовательности? Почему приходящие в вузы выпускники школ говорят и пишут заметно хуже, чем много лет назад? Я преподаю в МГУ с 78-го года - уверяю вас, сейчас студенты только на третьем курсе выходят на тот уровень, на который раньше выходили на первом. Иван Иванович Мельников, который ещё дольше преподаёт на мехмате, уверен, подтвердит, что даже первокурсников мехмата МГУ надо доучивать, школьная программа по математике освоена недостаточно. Переход к эффективному контракту заявлен как главная составляющая реформы оплаты труда педагогических работников, а как он внедряется, к чему приводит - ни слова в докладе. Почему нет никакой реакции - меня специально попросили коллеги из Комитета по транспорту задать этот вопрос - на решения комитетов Госдумы по образованию и по транспорту по реформе МАДИ и реализации решения президента о создании базового транспортного вуза? Почему нет оценки уже проделанной работы по реструктуризации вузов? Почему вузу, для того чтобы стать опорным, надо обязательно с кем-то объединиться, достичь численности не менее десяти тысяч студентов? Я вот четверть века назад преподавал в Калифорнийском технологическом институте, который всегда в первой тройке вузов планеты, - там 800 студентов, 1 тысяча аспирантов, 1 тысяча преподавателей, при этом сейчас они очередную планету открыли и Нобелевская премия у них каждый год. Почему ничего не сказано об аспирантуре, как о третьем уровне высшего образования? А здесь мы действительно серьёзно отстаём. Почему так мало сказано о вузовской науке, о взаимодействии с Российской академией наук, с отраслевыми академиями? Почему в докладе правительства нет ни слова о правительственной Российской академии образования, от которой так много зависит в российском образовании? В образовании и науке всегда, при царях, при коммунистах, были элементы автономности, самоуправления и демократизма - и куда это всё исчезает? Нельзя быть глухим к вопросам, звучащим в обществе, потому что иначе мы не сделаем... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к вопросам. Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемый Дмитрий Викторович, по данным статистики, в России 30 тысяч детей в возрасте от семи до восемнадцати лет не обучаются в школе и не имеют основного общего образования, которое в соответствии с Конституцией является обязательным. На самом деле число таких детей намного больше, ибо здесь не учтены те, кто лишь числятся учащимися, а школу не посещают. По данным Павла Астахова, в России насчитывается более 670 тысяч малограмотных и неграмотных подростков в возрасте пятнадцати-семнадцати лет, известно, что эти дети из неблагополучных семей и из них нередко вырастают правонарушители. Делает ли что-либо министерство для вовлечения этих детей в учёбу и для пресечения фактов отчисления детей? Не следует ли поставить вопрос о привлечении к этой работе прокуратуры, которая в советское время активно занималась надзором за исполнением закона о всеобуче? Не следует ли изменить законодательство, возложив на государство обязанность по обеспечению всеобуча? ЛИВАНОВ Д. В. Уважаемый Юрий Петрович, вы поставили очень важный вопрос. Действительно, обучение всех без исключения детей, получение каждым ребёнком общего образования - это обязанность, с одной стороны, государства, с другой стороны, родителей. Поэтому то, что у нас пока ещё действительно есть дети, которые в силу разных причин не ходят в школу, не получают общее образование, - это проблема, которая требует особого внимания и чёткого плана действий по её решению. Что мы делаем сегодня? В первую очередь мы, как я уже сказал, реализуем специальные программы поддержки слабых школ, это не только сельские школы, это школы в некоторых регионах, где не обеспечивается достаточный уровень инвестиций из региональных бюджетов в общее образование, - мы на федеральном уровне восполним этот дефицит финансирования. Ещё один очень важный проект, который сегодня реализуется нами вместе с другими министерствами, - это проект создания информационной системы персонифицированного учёта воспитанников и учеников образовательных организаций: каждый ребёнок России в рамках этой системы начиная с 2017 года будет охвачен вниманием государства; мы будем иметь полную информацию о том, какое образование и какого уровня получает тот или иной ребёнок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анисимов Егор Игоревич, пожалуйста. АНИСИМОВ Е. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Дмитрий Викторович, на проект "5-100" с 2013 года по настоящее время было потрачено свыше 30 миллиардов рублей, в итоге ни один из российских вузов так и не вошёл в мировую сотню лучших. Вопрос: на что потрачены эти деньги и почему в эту программу не включены наши самые лучшие вузы - МГУ и СПбГУ? ЛИВАНОВ Д. В. Спасибо за вопрос, Егор Игоревич. Хочу сказать, что задача войти в первую сотню международного рейтинга поставлена перед нашими вузами к 2020 году. Фактически программа из семи-восьми лет, на которые она запланирована, реализуется только два полных года. Конечно, у нас есть вопросы о промежуточных итогах, и у каждого вуза есть "дорожная карта", по которой он движется и добивается повышения своей конкурентоспособности. Но могу сказать, что уже и за два года сделано очень много: например, почти на 70 процентов вырос объём публикаций группы вузов, охваченных этой программой, и в 2 раза выросло количество иностранных студентов, которые учатся в этих вузах, - это уже очень серьёзная динамика их академических показателей. На ваш вопрос по поводу МГУ и СПбГУ отвечу так: действительно, Московский государственный университет имени Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет - это вузы, деятельность которых регулируется отдельным федеральным законом и которые являются нашим национальным достоянием, поэтому, получая дополнительные деньги на свои программы развития, которые в том числе решают и задачи вхождения в международные рейтинги, что, например, Московский государственный университет активно и показывает, эти вузы освобождены от конкурсных процедур в силу своего особого статуса. Ещё раз повторю, они получают дополнительное бюджетное финансирование на реализацию программ развития, они активно движутся по пути улучшения, повышения своей международной конкурентоспособности, но они освобождены в силу указанных причин от конкурсных процедур. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митина Елена Анатольевна, пожалуйста. МИТИНА Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Дмитрий Викторович, в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, которая утверждена Президентом России 31 декабря 2015 года, для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимо: повышение роли школы в воспитании молодёжи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии; повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики и традиционных религий. При этом к угрозам национальной безопасности в области культуры в соответствии со стратегией относятся снижение качества преподавания русского языка в России и за рубежом и попытки фальсификации российской и мировой истории. В условиях, когда сокращается количество часов преподавания истории России, русского языка и литературы, каким образом министерство собирается реализовывать положения Стратегии национальной безопасности России? И в связи с этим... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Завершайте вопрос. МИТИНА Е. А. И в связи с этим готовы ли вы и министерство поддержать наши законодательные инициативы о подготовке отчётных докладов о реализации госполитики в области науки и образования и выступлении с ними перед парламентом? ЛИВАНОВ Д. В. Большое спасибо за вопрос, Елена Анатольевна. Безусловно, как я уже сказал в своём выступлении, воспитание - это важнейший компонент деятельности любой образовательной организации, будь то детский сад, школа или вуз. И новые образовательные стандарты, на которые поэтапно переходит наша школа, исходят именно из этой предпосылки. Воспитательная работа ведётся и в рамках уроков, урочной деятельности, и в рамках внеурочной деятельности, и, по существу, каждый учитель, какой бы предмет он ни преподавал, будь то русский язык, или литература, или ещё какой-то, конечно, должен вносить вклад в эту работу. Сейчас в школах становится более активной работа завучей, заместителей директора по воспитанию, внеучебная деятельность; в частности, работа по созданию всероссийского движения школьников, о которой я также сказал, нацелена на решение очень важной задачи. Вы знаете, что каждый год все наши школы без исключения, их у нас более 46 тысяч, проводят специальные уроки в связи с теми памятными датами, событиями, которые отмечает вся страна. 2015 год был годом юбилея Великой Победы, и все наши школы приняли участие в целом ряде важнейших мероприятий, посвящённых этому празднику. 2015 год был также объявлен Годом литературы, и это широко использовалось в школах для повышения внимания к изучению отечественной литературы и повышения культуры чтения школьников. Так будет продолжаться и дальше. Мы считаем, что крайне важной задачей - из этого исходит Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, принятая в 2015 году правительством, - является увеличение воспитательного компонента, его значимости в работе наших школ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шудегов Виктор Евграфович, пожалуйста. ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый министр, я хотел бы напомнить, что в своём докладе вы ни слова не сказали о том, что у нас сейчас в стране кризис. Если вы помните, в кризис 2008 года, когда правительством руководил Владимир Владимирович Путин, сразу же были приняты радикальные меры по защите системы образования, например, были заморожены расценки на обучение в вузах, государственных и негосударственных; вузам было предложено переводить студентов с платной формы обучения на бюджетную - именно тех студентов, которые успешно обучаются; было увеличено количество магистерских, аспирантских мест, увеличен срок обучения в аспирантуре и так далее, чтобы ни один студент не оказался на улице, чтобы ни один преподаватель в условиях кризиса не остался без работы. Что сделано вами в условиях нынешнего кризиса? Этого мы не услышали. ЛИВАНОВ Д. В. Спасибо за вопрос, Виктор Евграфович. Во-первых, хочу сказать, что те меры, которые были приняты в 2008 году, в том числе и упрощение правил перевода студентов с контрактной основы на бюджетную, они действуют и сегодня, здесь ничего в отношении студентов и преподавателей не изменилось в худшую сторону. Во-вторых, сейчас мы предлагаем принять целый ряд дополнительных мер по улучшению социального самочувствия преподавателей и студентов. Прежде всего, плата за студенческие общежития и плата контрактных студентов за обучение не будет индексироваться более высокими темпами, чем темпы инфляции. Кроме того, крайне важно, что правительством уже сейчас принято решение о том, что заработная плата преподавателей является защищённой статьёй бюджета, то есть ни при каких изменениях бюджета эта статья не будет подлежать сокращению. Также мы ставим вопрос о том, чтобы стипендии студентов тоже были отнесены к категории защищённых статей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Дмитрий Викторович, один из самых острых вопросов в высшем образовании - это программа создания опорных вузов. На совещаниях в министерстве ваши высокопоставленные сотрудники не раз говорили, что вузы, которые не войдут в число опорных, не будут иметь магистратуры, аспирантуры, диссертационных советов, по крайней мере по так называемым непрофильным специальностям (хотя что такое непрофильные специальности в университете или в педагогическом университете, я понимаю плохо). Получается как у серого волка, который в тёмном лесу говорил Красной Шапочке: "Девочка, у тебя только два варианта - либо слияние, либо поглощение". На встрече с депутатами фракции КПРФ вы опровергли, что вузы будут поражены в правах, если не войдут в состав опорных. Подтвердите, пожалуйста, вашу позицию - если вы это подтвердите, работники вузов вздохнут с облегчением! ЛИВАНОВ Д. В. Олег Николаевич, могу ещё раз сказать, что мы принимаем решения о выдаче вузам контрольных цифр приёма в магистратуру и аспирантуру либо об открытии в них диссертационных советов, только исходя из кадрового, научного, педагогического потенциала высших учебных заведений, это не имеет никакого отношения к статусу тех или иных вузов и к их участию в различных программах. Мы будем эту работу в том же духе вести и дальше. Далеко не во всех регионах имеет смысл вузам объединяться, у нас существует целый ряд регионов, десятки, где уже есть оптимальная структура высшего образования, где сильные университеты, маленькие, большие и средние вузы, которым не нужно участвовать в реорганизационных процессах. И конечно, в отношении этих вузов все возможности по развитию их образовательной и научной деятельности, которые существуют в рамках законодательства, сохранятся и будут расширены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щепинов Максим Александрович. ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Дмитрий Викторович, хочу продолжить тему опорных вузов, целью которых является образовательная и научная деятельность в регионах Российской Федерации. К сожалению, ни один вуз Оренбургской области в данную программу не вошёл, но позволю себе вам напомнить, что Оренбургская область - это один из немногих регионов-доноров с населением более 2 миллионов человек, на территории которого работают предприятия нефтегазового, промышленного комплекса, предприятия агропромышленного комплекса, оборонно-промышленного комплекса, цветной и чёрной металлургии. Естественно, все эти предприятия должны быть обеспечены квалифицированными кадрами. Мало того, на заседании комитета в Совете Федерации было принято решение рекомендовать министерству включить в эту программу один из крупнейших вузов Оренбургской области - Оренбургский государственный университет. К сожалению, чиновниками министерства это не было сделано. Ответьте, пожалуйста, по каким принципам, на основании каких критериев и согласно каким методикам принимаются такие решения? ЛИВАНОВ Д. В. Спасибо за вопрос, Максим Александрович. Действительно, по поводу первого конкурса на создание опорных университетов мы приняли решение, что в нём будут участвовать только те вузы, которые добровольно приняли решение об объединении. Поскольку таких вузов у нас накопилось достаточно много, они сами выступили с подобной инициативой. А вы сами представляете, что любое объединение вузов - это достаточно серьёзное напряжение для их коллективов, в том числе это и дополнительные расходы на создание новых лабораторий, кафедр и так далее. Однако это только первый этап, и в этом первом туре программы по созданию опорных университетов действительно оренбургский университет по этому признаку не смог участвовать, хотя я должен отметить, что в течение последних лет оренбургский университет получал дополнительное финансирование, например в рамках программы "Кадры для регионов", которую мы реализовывали в 2013-2014 годах, то есть он абсолютно не обделён вниманием министерства. В следующих раундах программы поддержки опорных университетов в регионах Российской Федерации, уверен, Оренбургский государственный университет сможет принять участие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моисеев Михаил Алексеевич, пожалуйста. МОИСЕЕВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Дмитрий Викторович, провозглашённая программа профориентации учебного процесса в образовательной школе направлена в первую очередь на освоение учащимися инженерно-рабочих профессий, таких так токари, слесари, сварщики, электрики, водители, специалисты служб быта, и многих других практических профессий. Однако в общеобразовательных школах материальная база технологического обучения не всегда соответствует федеральному государственному образовательному стандарту профессий. В какие сроки министерство планирует создать современную материальную базу технологического обучения в общеобразовательной школе и предполагается ли участие в этом процессе бизнеса? ЛИВАНОВ Д. В. Большое спасибо за вопрос, Михаил Алексеевич. Мы считаем профессиональную ориентацию со школьной скамьи очень важным элементом государственной образовательной политики. Действительно, важно, чтобы школьники ориентировались не только на продолжение карьеры и обучение в высших учебных заведениях, но и на получение тех рабочих профессий, которые станут в будущем перспективными и смогут обеспечить им высокий социальный статус в обществе. Я уже сказал в своём докладе, что в прошлом учебном году более 40 процентов завершивших обучение в 9-м классе перешли не в 10-й класс, а в систему среднего профессионального образования, а ведь ещё несколько лет назад эта цифра не превышала 20-25 процентов. Следовательно, эта политика даёт свои результаты. Но вы абсолютно правы: нужно создавать в каждой школе условия для того, чтобы ученики могли осваивать рабочие профессии. Сейчас это делается в рамках учебного предмета, который называется "Технология", это может делаться и в рамках сетевого взаимодействия между школами и организациями среднего профессионального образования и высшего образования. Мы сейчас анализируем лучшие практики, связанные с реализацией программ ранней профессиональной ориентации школьников из тех, что есть в регионах Российской Федерации. Они будут обязательно распространены и предложены тем регионам, которые пока неактивно занимаются этой работой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черешнев Валерий Александрович, пожалуйста. ЧЕРЕШНЕВ В. А. Глубокоуважаемый Дмитрий Викторович, на состоявшемся неделю назад заседании Совета по науке и образованию при президенте несколько раз звучала информация о том, что сегодня в России на долю 150 ведущих вузов приходится 80 процентов научной продукции, но сами по себе они составляют лишь 10 процентов от общего количества научно-исследовательских учреждений (это и вузы, и центры, и государственные научные институты). У меня вопрос, включающий три части: во-первых, кто и когда определил эти 150 ведущих вузов; во-вторых, если это 10 процентов, то сколько же у нас всего учреждений, занимающихся научной деятельностью, в государственном и частном секторе; и в-третьих, что будет с оставшимися 90 процентами учреждений, занимающихся наукой, которые не вошли в эту группу ведущих институтов? ЛИВАНОВ Д. В. Валерий Александрович, большое спасибо за вопрос. Сегодня в России около двух с половиной тысяч организаций, которые занимаются научными исследованиями и разработками: это не только государственные организации, высшие учебные заведения или научно-исследовательские институты, это и негосударственные организации, и в том числе промышленные предприятия, государственных же организаций у нас примерно одна тысяча двести. Та аналитика, которая была представлена на последнем заседании Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации, основана на анализе наукометрических данных публикационной активности наших научных организаций. Конечно, это далеко не полный взгляд на научную активность в Российской Федерации. Я уже сказал, что в 2014 году мы впервые за двадцать с лишним лет отметили и рост числа исследователей и учёных в нашей стране, и повышенное внимание бизнеса к проведению научных исследований, к инвестированию в научные исследования и разработки. Я думаю, что масштабные программы импортозамещения, которые сейчас реализуются в целом ряде отраслей, в том числе создадут предпосылки для более активной связи нашей промышленности, с одной стороны, и нашей науки, с другой стороны. У нас нет перечней ста, или ста пятидесяти, или двухсот пятидесяти ведущих организаций, мы считаем, что научные исследования нужно поддерживать во всех организациях, которые могут их вести на высоком международном уровне, сколько бы таких ни было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Разворотнев Николай Васильевич. РАЗВОРОТНЕВ Н. В., фракция КПРФ. Дмитрий Викторович, вы только что сказали о масштабном и поэтапном выводе из эксплуатации старых школьных зданий и строительстве новых школ, сказали о шести с половиной миллионах мест в школах, которые будут созданы к 2025 году, но не сказали самого главного: стоимость этой программы около 3 триллионов рублей, а школ с износом зданий более 70 процентов - более 10 тысяч. Вы сами-то в это верите? Ведь 200 миллиардов рублей в год - это немалые средства! Мы все помним, как выделялись деньги на строительство детских садов. И ещё, вот только что поступил звонок из Бурятии. Назначение временно исполняющего обязанности ректора Бурятского государственного университета вызвало череду митингов научно-педагогической общественности и отставку Председателя Народного Хурала Республики Бурятия. Какова ситуация в БГУ сегодня? ЛИВАНОВ Д. В. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Мы, естественно, полны решимости реализовать программу по созданию новых мест в школах, о которой я сказал. У нас, как у страны, заботящейся о своём будущем, нет альтернативы, нам нужно для каждого ребёнка, для каждого школьника создать современные условия обучения. Это связано с положительной демографической динамикой в нашей стране и, к сожалению, с тем большим числом школьных зданий, которые исчерпали либо в ближайшие годы исчерпают свой ресурс. Так что Правительство Российской Федерации будет действовать здесь абсолютно принципиально, нам крайне важно мобилизовать и федеральные средства, и региональные средства, объединить их и максимально эффективно использовать для решения этой важнейшей задачи. Что касается ситуации в Бурятском государственном университете - мне нужно время на анализ ситуации. По нашим сведениям, там никаких чрезвычайных ситуаций нет, университет работает нормально, правда, сейчас каникулы, но я надеюсь, преподаватели выйдут после каникул в хорошем настроении и студенты, также отдохнув, примутся за учёбу. Сейчас никаких проблем с Бурятским государственным университетом мы не видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ищенко Антон Анатольевич, пожалуйста. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Дмитрий Викторович, современную модель экономики, основанную на научном и инновационном развитии, невозможно построить без подготовки собственных высокопрофессиональных кадров и в первую очередь инженерного профиля, для этого необходима популяризация технических специальностей среди молодёжи, в том числе путём увеличения доступности научной и технической информации. И здесь одна из задач - это пополнение библиотечных фондов, включая фонды учебных заведений всех уровней, в том числе и школьных, периодическими печатными изданиями научно-популярной и технической направленности. В Советском Союзе целые поколения инженеров выросли на таких легендарных журналах, как "Наука и жизнь", "Юный техник", "Изобретатель и рационализатор", и других. И в этом ключе хотелось бы задать вам вопрос: какие меры принимаются или планируются вашим министерством в данном направлении? ЛИВАНОВ Д. В. Большое спасибо за вопрос, Антон Анатольевич. Безусловно, популяризация современных научных знаний и профессиональная ориентация школьников и студентов на профессии, связанные с высокими технологиями, профессии будущего - это очень важная задача, которую решает Министерство образования и науки Российской Федерации. Сегодня каждый российский университет получает достаточные субсидии на выполнение государственного задания в соответствии с действующими нормативами, в том числе и на пополнение фондов университетских библиотек. Я во время каждого своего визита в университет обязательно захожу в университетскую библиотеку, в вузовскую библиотеку, смотрю, какие издания есть в доступе, какие издания доступны по электронной подписке и так далее. Нам кажется, что сейчас проблем с доступом студентов к современным научным, техническим, инженерным знаниям нет. Конечно, очень важная тема - это школьники (мы уже об этом сегодня несколько раз говорили). Я думаю, что общество "Знание", которое воссоздано сейчас указом президента, развернув свою работу в каждом субъекте Российской Федерации, в каждом городе, безусловно, тоже будет вносить свой очень серьёзный вклад в распространение современных научных знаний. Необходимые ресурсы в федеральном бюджете, как вы знаете, уважаемые коллеги, на деятельность общества "Знание" предусмотрены. И ещё очень важная тема, которую я тоже хотел сегодня осветить. В этом году мы начали проект по поддержке школьных библиотек, он, конечно, касается не только технической и научной литературы, он касается и художественной литературы. Мы считаем, что в каждой школе должна быть полноценная библиотека, которая будет отвечать интересам школьников, обеспечивая их всестороннее развитие и с точки зрения их информированности, эрудиции, и с точки зрения удовлетворения их интереса к современным научным знаниям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Афонский Владимир Игорьевич, пожалуйста. АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Дмитрий Викторович, в российской системе профессионального высшего образования происходят сейчас серьёзные изменения, направленные на повышение эффективности функционирования вузов, в частности продвигается программа укрупнения вузов путём объединения, или слияния, или в форме присоединения. Понятно, что быстрых результатов и отдачи от деятельности вновь созданных вузов ждать не стоит. Хотелось бы услышать от вас ответ на вопрос: какие всё-таки положительные или отрицательные тенденции наблюдаются в настоящий момент? Этот вопрос интересует не только членов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", но и участника проекта "Мы вместе" из Ростовской области Завгороднего Михаила Михайловича. И ещё буквально два слова. Дмитрий Викторович, вы ответили уже по реализации проекта "5-100". Мы внимательно следим за процессом его реализации, и хотелось бы, чтобы он действительно был эффективен. ЛИВАНОВ Д. В. Большое спасибо за вопрос, Владимир Игорьевич. Действительно, наша система высшего образования сейчас живёт, к сожалению, в условиях сокращения контингента студентов. У нас выпуск из 11-х классов сейчас примерно в 2 раза меньше, чем был ещё пять или шесть лет назад, и, конечно, контингент студентов вследствие этого сокращается: если в 2011-2012 годах и раньше у нас было 6-7 миллионов, максимально - 7,5 миллиона студентов, то сегодня их меньше 5 миллионов. И вследствие этих объективных тенденций, к сожалению, контингент студентов будет и дальше сокращаться: через несколько лет он будет примерно в пределах 4 миллионов. Что мы делаем? Конечно, мы максимально мотивируем вузы к привлечению иностранных студентов, для того чтобы сохранить рабочие места для преподавателей. Могу вам сказать, что у нас в этом учебном году более 300 тысяч иностранных студентов: только за один учебный год их стало на 30 тысяч больше - это свидетельство роста авторитета нашей высшей школы. К нам приезжают не только выпускники школ из стран СНГ, для которых русский язык является родным, но и студенты из стран дальнего зарубежья, и это мы считаем крайне положительным фактом. Безусловно, в условиях сокращения количества студентов многие вузы испытывают дефицит в абитуриентах, это подталкивает их к объединению. Здесь мы исходим из следующего: первое - объединение должно быть обязательно добровольным, и никто, кроме коллектива университета, не может оценить в полной мере положительные и отрицательные моменты этого объединения и принять соответствующее решение; второе - объединение должно соответствовать стратегическим интересам региона, в котором работает вуз. Мы принимаем решение об объединении, реорганизации вузов только при наличии доброй воли со стороны самих объединяющихся университетов и при активной поддержке руководства субъектов Российской Федерации, только в этом случае мы оказываем такому объединению поддержку и принимаем решение о реорганизации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Руденко Андрей Викторович. РУДЕНКО А. В. Уважаемый Дмитрий Викторович, на Международной математической олимпиаде в 2015 году наша сборная российских школьников в составе шести человек заняла восьмое место, а по медальному зачёту даже в двадцатку не попали - двадцать первое место! Последняя золотая медаль на Международной математической олимпиаде была завоёвана в 2007 году, с 2007 по 2010 год - вторые места, с 2011-го по 2014-й - четвёртые места, и вот теперь восьмое место. Скажите, пожалуйста, с чем связано такое выступление нашей замечательной российской сборной по математике, которой мы гордимся: с качеством подготовки учащихся, с качеством проведения наших внутренних олимпиад или с введением в 2008 году обязательного единого государственного экзамена по математике? ЛИВАНОВ Д. В. Спасибо за вопрос, Андрей Викторович. Действительно, наша команда по математике в этом году выступила не так хорошо, как мы ожидали. Наши ребята привезли шесть серебряных медалей - всего в команде шесть человек, и каждый без исключения участник получил серебряную медаль. Некоторые из них были очень близки к золоту, но так сложились обстоятельства, что золото не получили. Тем не менее в командном зачёте, вы правильно сказали, наши заняли восьмое место, но это восьмое место в мире среди ста с лишним команд, это первое место в Европе, впереди нас только азиатские команды, Америка и Австралия, так что это результат не такой плохой даже с учётом всех вот этих субъективных обстоятельств. Должен вам сказать, что в этом году, например, наша команда по физике, наша команда по информатике и наша команда по биологии выступили лучше, чем в прошлом году, завоевав больше золотых медалей, и в целом, если взять выступление всех наших сборных команд - у нас семь команд по школьным предметам и ещё так называемая юниорская команда по естественным наукам, - мы получили не меньше золотых, серебряных и бронзовых медалей, чем в последние годы. Я думаю, что в следующем году команда по математике выступит на высоком уровне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы завершились. Выступает Смолин Олег Николаевич. Пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Дмитрий Викторович! Я не раз говорил в этом зале, что наша конструктивная позиция в том, что мы стремимся объективно оценивать работу и правительства в целом, и каждого министра в частности, но, как и положено в России, цыплят считаем по осени, то есть по результатам. Мы много лет назад говорили, что ЕГЭ должен быть приговорён к высшей мере совершенствования, поэтому мы поддерживаем действия министерства и Рособрнадзора по обратному реформированию ЕГЭ, а именно: исключение тестоподобных заданий, возвращение сочинения, первые шаги по введению устной части (пока только, к сожалению, по иностранному языку), работу по организации ЕГЭ для инвалидов и кое-что ещё, - но при этом считаем, что останавливаться не надо, действовать нужно быстрее. Мы благодарим министерство за поддержку университета Жореса Ивановича Алфёрова. Мы радуемся, что второй год подряд мы получаем доклад правительства о реализации российской образовательной политики. Однако, Дмитрий Викторович, во-первых, конечно, доклад писали явно люди, ну, в изрядно розовых очках - это отмечают, кстати, все экспертные советы при думском комитете, - а во-вторых, в нём не выделены главные системные проблемы российского образования. Я подписываюсь практически под всем, что сказал здесь уважаемый председатель комитета Вячеслав Алексеевич, и хочу добавить кое-что к этому. Финансирование. Мы понимаем, что это не проблема Минобрнауки, а, скорее, проблема Минфина, но хотим сказать ещё раз для Государственной Думы и для министерства: к сожалению, затрачивая такую долю валового внутреннего продукта на образование, как сейчас, 3,9 процента, мы не можем рассчитывать на модернизацию, ни у кого это не получалось. Хочется верить, что у нас получится, но, повторяю, это будет исключение. Реорганизация. Мы противники массового свёртывания системы высшего образования в России, тем более в условиях кризиса. Сократить за пять лет количество вузов на 40 процентов и филиалов на 80 процентов - такого не предлагал даже Гайдар в лихие 90-е! Вряд ли нам нужно перегайдаривать Гайдара, я уж не говорю о том, что это может иметь очень серьёзные последствия для социальной и политической стабильности в стране. Далее, уважаемые коллеги, под разговоры о борьбе за качество образования количество, так скажем, бюджетных студентов в стране на 10 тысяч населения сократилось с 220 человек в советский период до 138 в настоящее время - мы считаем, что надо увеличивать. Сельская школа. Дмитрий Викторович, три года назад вы призывали остановить ликвидацию сельских школ, мы это приветствовали, но, увы, ликвидация школ замедлилась, но не остановилась. Уже после этих призывов в России количество школ сократилось примерно на 3 тысячи - частично за счёт московских "холдингов", частично за счёт села. Мы надеемся на то, что будут приняты реальные меры по сохранению сельской школы. Мы поддерживаем программу "Электронная школа", но если бы к нашим советам прислушались, скажем, лет тринадцать тому назад, мы бы наверняка не закрыли несколько десятков российских школ. Дошкольное образование. Мы приветствуем то, что детские сады построены, но, Дмитрий Викторович, если вы обратитесь к вашим знакомым, у которых дети или внуки ходят в детский сад, вы узнаете, что группы там состоят из тридцати пяти - тридцати семи и более детей. Останавливать реализацию программы ни в коем случае нельзя, потому что такое количество в группе сказывается и на здоровье, и на воспитании детей. Кстати, о воспитании. Полтора года назад, Дмитрий Викторович, вы заявили, что группы продлённого дня должны остаться бесплатными, - мы это не просто приветствовали, мы внесли законопроект в точном соответствии с вашим заявлением. Большинство Государственной Думы не проголосовало, потому что против закона высказалось правительство. Честно говоря, мы так и не поняли, кто же с кем не согласен - или министерство с министром, или правительство с министерством, или ещё кто-то с кем-то. Статус педработника. Хорошо, что поднялась заработная плата, но, когда об этом говоришь педагогам, они недовольно гудят, потому что в значительной степени это за счёт перегрузки. Это не наши данные, Общероссийский народный фронт даёт: 28 часов в неделю - это более чем полторы ставки на одного педагогического работника, а есть люди, у которых 35 часов и более, - это не может не сказаться. Наука. Мы по-прежнему противники так называемого реформирования Академии наук - количество бумаг, по данным академика Черешнева, выросло едва ли не на два порядка. Сегодня группа депутатов нашей фракции внесла законопроект об образовании для всех. Нас, правда, за него уже обругали, но мы понимаем, что тот, кто умеет, пишет законы, кто не умеет - ругает, и приглашаем всех депутатов стать соавторами нашего законопроекта. Уважаемую Алёну Игоревну персонально приглашаем на площадку в университет Жореса Ивановича Алфёрова, от его имени приглашаю, а заодно и в соавторы нашего законопроекта. Мы убеждены, коллеги, при данном курсе образовательной политики модернизация не состоится, нам нужна другая образовательная политика, новый курс. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. Образование - самая важная проблема, и министерство образования должно быть одним из ведущих. Мы все хорошо знаем, что такое образование, - все были в детском саду, в школе, в вузе, кто-то и в аспирантуре, - поэтому, наверное, это самый знакомый, близкий нам предмет, то, о чём мы все здесь можем рассуждать. Почему мы все в этом заинтересованы? Нам нужны самые образованные руководящие кадры: чтобы врач не убивал больного в больнице, чтобы жилец в Москве не стрелял из ружья... Он ведь тоже в чём-то прав: что вы шумите в мегафон, кто разрешил магазин делать в жилом доме? Необразованные чиновники! У человека может быть охотничье ружьё... Ну кто дал право нарушать покой людей - под окном в мегафон орать, предлагать купить шубу?! Всё от необразованности. В Артёмовске семья вся уничтожена, расстрелял отец - экономики он не знает, или глава администрации не знает. Образование должно быть везде! Хирург забывает какие-то инструменты в теле больного - почему только про него говорим, кто про медсестру будет говорить? Виновата-то она, медсестра: что там у неё в голове?.. Полицейские - мы знаем, случаи злоупотребления были в Казани. Образование нужно везде, все должны быть образованными, в частности, чтобы понимать, что такое Октябрьская революция. Завтра вот все телевизор должны смотреть: "Поединок" - я и Проханов, он за Ленина, я против Ленина. Вот и голосуйте завтра - будем ли мы революции делать, или мы будем разоблачать революционеров, будем ли мы на чужие деньги громить свою страну, так сказать? Одни необразованные в 17-м году всё разрушили, другие необразованные в 91-м году всё разрушили, а сейчас некоторые необразованные не могут в этом разобраться. Кто вам разрешил курс рубля делать таким - почти 80 рублей уже доллар, кто вам такое право дал?! Наши ресурсы позволяют курс один к одному делать, за денежной единицей стоят ресурсы страны: самая богатая ресурсами страна - Россия, а рубль самый слабый! На кого это рассчитано?! И что за министры там, в экономическом блоке, что за "гайдаровский форум"?! Назвать именем человека, который является одним из главных разрушителей страны! А другому вот памятник построили... Образование играет огромную роль. Надо сделать так, чтобы школы работали столько, сколько им надо, в том числе и в субботу, и в выходной. Я понимаю, нужна доплата, но там есть спортивные базы, там библиотека, там есть учителя, воспитатели, там есть ученические коллективы. Надо больше привлекать мужчин - учителей, преподавателей. Вот случай в ульяновском техникуме с ученицами, девушками, я уверен, там и директор - женщина, и все преподаватели. Вот это тоже проблема, мы только говорим о гендерном равенстве. В первую очередь в детские сады должны прийти мужчины! Мне сказали, что где-то был конкурс среди воспитателей детского сада и победил мужчина-воспитатель, не женщины, а он победил! Можно увидеть уже в детском саду, кто станет преступником, мошенником, аферистом, надо смотреть за детьми, а не вышивать - сидит она и вышивает, вяжет, а дети бегают где угодно - следить нужно за каждым шагом. Медсестра ушла, и ребёнок почти сгорел в тульском родильном доме. Это что?! Куда она ушла?! Оставила под прибором младенца, которому всего несколько часов, несколько дней! Она необразованна, физику не изучала, даже не знает, на каком расстоянии нужно... Что, часов у неё нет? А что у неё в карманах лежало, когда она оставила гореть ребёнка?! Образование должно быть везде! Фальсификация выборов. Выбирают необразованных людей: все избирательные участки - в школах, и все директора школ возглавляют избирательные участки и участвуют в фальсификации выборов - это что такое?! Мы образованным людям доверили делать необразованной нашу демократию! У учителя совесть должна взыграть - нельзя способствовать фальсификации нигде и ни в чём! Фальшивые лекарства... Заваптекой, подлец и негодяй, который продаёт фальшивые таблетки миллионам больных, директор магазина, хозяин, который продаёт фальшивую водку, - это необразованные люди. И этот юноша, который расстрелял пол-офиса своего в Отрадном несколько лет назад. За всем нужно смотреть и следить. Все проблемы связаны, всё зависит от того, кого мы воспитаем, таланты нужно раскрыть - у нас столько талантливых людей! Один из способов, Дмитрий Викторович, - это чтобы приходили в каждую из 46 тысяч школ хотя бы раз в квартал специалисты. Ученики и студенты устали от преподавателей, нужно, чтобы периодически они видели новых людей, говорящих другим языком, с другими взглядами, тогда им будет интереснее. А особенно нам не надо переживать - если наши мозги воруют, значит, наша школа хорошая. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никонов Вячеслав Алексеевич, пожалуйста. НИКОНОВ В. А. Дорогие друзья, уважаемые коллеги! В заключительный раз депутаты шестого созыва Государственной Думы обсуждают в рамках "правительственного часа" проблемы образования и государственной политики. Мы нередко забываем, что тоже являемся частью государства, и то, чем мы здесь занимаемся, тоже является частью государственной политики. Забывают об этом и в правительстве, потому что в докладе, который нам представлен правительством, нет ни слова о законодательстве и нет ни слова о нормативно-правовом регулировании образовательной сферы. А на самом деле нам есть о чём отрапортовать нашим избирателям, нам не стыдно, мы работали - депутатам на заметку - очень неплохо. Мы приняли всеобъемлющий закон "Об образовании в Российской Федерации", который впервые поставил на первый план права учащихся и педагогов. В бюджетных битвах мы обеспечили решение проблемы доступности детских садов для детей от трёх до семи лет. Мы не дали пока сократить расходы на образование: в 2016 году бюджет образования на 18 миллиардов рублей больше, чем в 2015 году, и предлагаю совместными усилиями продолжать и дальше спасать бюджет образования. Мы дополнительно выделили, нашими поправками, 50 миллиардов рублей на строительство школ. Мы сделали возможным электронное обучение и дистанционное образование. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, мы предоставили привилегии при поступлении в вузы. Мы ввели школьную форму, восстановили школьные медали, ввели портфолио для учёта достижений школьников, возвратили комплекс ГТО и обеспечили учёт значка ГТО в портфолио, мы все вместе возвратили школьные сочинения. С учётом наших рекомендаций существенно повышена честность и прозрачность ЕГЭ. Мы создали правовые условия для того, чтобы регулировались порядок оплаты за общежитие и родительская плата. Детям сотрудников МВД, прокуратуры, Следственного комитета установили преимущественное право поступления, условно говоря, в кадетские училища. Крым и Севастополь были интегрированы в образовательную систему Российской Федерации, и это было далеко не тривиальное действие, выпускники крымских школ получили особые условия для поступления в вузы. Были созданы правовые условия для ликвидации псевдовузов. Мы установили право для студентов на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев - к сожалению, Министерство культуры до сих пор не издало приказ для реализации нашего закона. Мы позволили МГУ и СПбГУ создавать совместные университеты с зарубежными партнёрами и выделили для них дополнительное финансирование. Мы предоставили право курсантам военных училищ на бесплатный проезд к месту проведения каникул. Мы приложили, уверяю вас, немалые усилия для того, чтобы нормально работала образовательная система Донецкой и Луганской народных республик, чтобы в школах там были учебники, напечатанные в нашей стране, чтобы дети могли учиться в школе, чтобы учителя и преподаватели вузов получали зарплату, а студенты могли получить двойной диплом, в том числе и российского вуза. Мы выделили дополнительные средства в бюджете этого года на поддержку одарённых детей и молодёжи, реализуем проект создания бассейнов в вузах, строительства спортивных залов и сельских школ. У нас есть позитивная повестка дня, и мы знаем, в каком направлении надо двигаться. Необходима разработка общегосударственной стратегии развития в образовании: сокращение расходов на образование, по-хорошему, недопустимо - там нечего сокращать; ни в коем случае не должна, безусловно, пострадать и зарплатная часть - ни в федеральных, ни в региональных бюджетах, мы должны выполнить все наши обязательства. Необходимо форсировать строительство и реконструкцию школ. Вы представляете действительно огромный масштаб этой проблемы? Выделено 3 триллиона рублей на девять лет! Здесь нужен очень серьёзный контроль, в том числе со стороны парламента. Необходимо добиться того, чтобы перестали кошмарить вузы и установили нормативно, чтобы та информация, которая есть в открытом доступе на сайтах каждой образовательной организации, не запрашивалась по десять раз различными ведомствами. Надо запретить повышение родительской платы, платы за общежитие, за обучение в вузе на сумму, превышающую уровень инфляции; исключить выкручивание рук при слиянии вузов - объединение вузов должно происходить только по решению трудовых коллективов. Нужен антикризисный план в образовательной сфере, потому что это инвестиции в будущее. Образование - это будущее! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шудегов Виктор Евграфович, пожалуйста. ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, уважаемые приглашённые! Мы сейчас заслушали доклад министра, и у нас создалось впечатление, что в системе образования всё замечательно, никаких проблем нет и впереди нас ожидают очень радужные перспективы. В то же время, встречаясь на местах и с работниками сферы образования, и с родителями, и с обучающимися, мы прекрасно знаем, что на самом деле ситуация в образовании весьма тревожная, а методы управления неэффективны. Здесь уже дважды выступал председатель нашего комитета и говорил о том, что доклад был тщательно проанализирован на заседании комитета. Я хочу отметить, что комитет, несмотря на свою лояльность к руководству министерства, подготовил пять блоков замечаний. Вот к тем замечаниям, которые здесь уже прозвучали, добавлю первое замечание комитета: в докладе нет результатов реализации государственной политики в сфере образования непосредственно за отчётный период - коллеги, вы вдумайтесь, на докладе фактически можно ставить крест после этого! Таким образом, в докладе представлено лишь описание выгодных правительству тенденций за все предыдущие годы. Коллеги, это всё из постановления, вы можете прочитать, как говорится, ничего личного! Коллеги, я хотел бы ещё раз напомнить - здесь об этом уже говорил Вячеслав Алексеевич, - что мы законодатели, и, конечно, министр прежде всего должен был сегодня обратиться в том числе к нам, депутатам: "Товарищи, помогите мне решить несколько проблем!" Сейчас в стране кризис - посмотрите, что творится! В январе инфляция будет 8 процентов, по прогнозам, повышаются цены на продукты питания, расценки в столовых - сегодня об этом депутат Нилов уже говорил, - во многих субъектах отменяют для студентов льготы на проезд. А ведь все эти вопросы можно решить законодательно - внесите законопроект, чтобы в условиях кризиса не смели повышать цены для самых незащищённых наших граждан, студентов, больше, чем на величину инфляции. Разве это трудно сделать?! У нас, кстати, соответствующие законопроекты уже подготовлены. А иначе что получается? Министр несколько раз заявлял в течение прошлого года о том, что стипендия студентов будет проиндексирована - я не говорю о повышении - на величину инфляции. С учётом того что величина инфляции была 13 процентов, мы со студентами, естественно, очень обрадовались (хотя все прекрасно понимают, какой это будет фактически размер). Но когда был внесён в Государственную Думу проект бюджета, оказалось, что никакого повышения не предусматривается! Опять же благодаря комитету, благодаря представителям оппозиционных партий удалось проиндексировать на 4 процента. Ну не так же нужно решать эти вопросы! Уважаемые коллеги, хочу также отметить, что если оценивать работу министерства, то наша фракция может оценить её только негативно. Мы не имеем ни одного прорывного направления в образовании, а всё, что там сделано положительного, сделано только благодаря Президенту Российской Федерации, - речь идёт о повышении заработной платы и так далее. Коллеги, как вы знаете, сегодня утром на заседании Государственной Думы фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" внесла документы, проект постановления об обращении Государственной Думы Федерального Собрания к председателю правительства с просьбой обратиться к президенту с предложением об освобождении Ливанова от должности министра образования и науки Российской Федерации в связи с утратой доверия. Это предложение, к сожалению, не было принято, хотя за отставку Ливанова проголосовали 196 депутатов, а против были 178. И хочу отметить, что голосование было проведено в нарушение Регламента нашей работы: материалы не были своевременно розданы в зале, они появились только сейчас. Мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", предлагаем: по результатам обсуждения информации министра образования и науки внести предложение профильному комитету, именно выйти с предложением рассмотреть вопрос об освобождении Ливанова Дмитрия Викторовича от должности министра образования и науки Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Евграфович. Хочу обратить ваше внимание на то, что не "с нарушением не было вынесено", а "с нарушением были внесены материалы", - вы просто переставили слова в предложении по ошибке! (Шум в зале.) Если есть желание, Дмитрий Викторович, можно с заключительным словом выступить. Пожалуйста. ЛИВАНОВ Д. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хочу поблагодарить вас за совместную работу в течение последнего года, мы очень много сделали вместе - об этом Вячеслав Алексеевич сказал. Мы в каждой фракции Государственной Думы, за исключением, к сожалению, фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", находим профессионалов, людей, которым небезразлично будущее российского образования и российской науки. Со всеми готовы и в будущем плотно работать! Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, выносим на "час голосования" проект постановления Государственной Думы.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5563 по 5580 из 7137
Далее голосуется 17-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О докладе Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2014/15 учебном году". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 04 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 52 чел.11,6 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Постановление принимается.