Заседание № 302

23.06.2020
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 975433-7 "О годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2019 год".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1442 по 2625 из 8683
А сейчас переходим к 3-му вопросу повестки. О проекте постановления             
Государственной Думы "О годовом отчёте Центрального Банка Российской            
Федерации за 2019 год".                                                         
                                                                                
Коллеги, с докладом выступит председатель Центрального банка Российской         
Федерации Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, затем содоклад председателя          
Комитета по финансовому рынку. Мы определили регламент, если вы с ним           
согласитесь, то продолжительность доклада составит 20 минут, содоклада - до     
трёх минут, затем вопросы депутатов к докладчику, по два вопроса от фракции,    
и выступления от фракций до пяти минут каждое. Нет возражений, коллеги? Нет     
возражений.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Эльвира Сахипзадовна.                                               
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С., председатель Центрального банка Российской Федерации.         
                                                                                
Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня,         
представляя годовой отчёт Банка России за 2019 год*, я хотела бы остановиться   
прежде всего на тех аспектах нашей деятельности, которые определяют             
возможности финансовой системы по преодолению последствий эпидемии              
коронавируса. Действительно, за несколько месяцев наша жизнь очень              
изменилась, экономика столкнулась с необыкновенным по своей природе и по        
своим последствиям шоком, и то, в какой форме мы встретили новые вызовы, -      
это результат работы последних нескольких лет. Эпидемия достаточно ясно         
показала, где у нас сильные места, где мы хорошо проходим проверку на           
прочность, - это и макроэкономическая стабильность, и устойчивость финансовых   
институтов, и сформированный базис финансовых технологий. Одновременно сейчас   
наиболее ярко видны нерешённые вопросы, и по многим из них нам нужна помощь     
законодателей: требуется защита прав потребителей финансовых услуг, их          
информирование, это касается и защиты неквалифицированных инвесторов, и         
стандартов продаж финансовых услуг, и проблемы ультиматумов по комиссиям и      
лимитам на переводы со стороны банков, это с одной стороны, а с другой          
стороны, нам нужно развитие дистанционных финансовых услуг и цифровых           
финансов в целом.                                                               
                                                                                
Перед тем как перейти к итогам нашей деятельности и состоянию дел на текущий    
момент, я хотела бы поблагодарить Думу за постоянную работу с Банком России -   
и профильный комитет, и рабочие группы по отдельным направлениям вносят         
существенный вклад в развитие регулирования в финансовом секторе. Вопросы       
деятельности Банка России рассматриваются очень подробно, и не только, надо     
сказать, на площадке, собственно, Думы, но и, например, в рамках деятельности   
Национального финансового совета, куда входят представители всех четырёх        
парламентских фракций. И особенно я хотела бы отметить то, как оперативно       
Дума принимала решения, необходимые для реализации мер поддержки граждан и      
предприятий в период пандемии. Полтора месяца назад у нас была очень            
плодотворная встреча с руководством Думы по неотложным мерам.                   
                                                                                
Сейчас и экономическая, и бюджетная политика правительства, и                   
денежно-кредитная политика Банка России сосредоточены на том, как обеспечить    
максимально быстрое возвращение экономики к росту, восстановление               
пострадавших бизнесов и, главное, доходов граждан. Российский ВВП в этом году   
неизбежно упадёт, к сожалению, как и в других странах мира, но наши потери,     
скорее всего, будут меньше, чем во многих других странах, и меньше, чем в       
прошлый глобальный кризис - 2007-2009 годов. Сейчас наш прогноз - это           
снижение ВВП России в этом году на 4-6 процентов. Это тоже весьма глубокий      
экономический спад, но с учётом обстоятельств это всё-таки заметно меньшая      
чувствительность к мировому экономическому кризису. Наша экономика и            
финансовая система подошли к этому кризису куда более подготовленными: у нас    
стабильно низкая инфляция, низкий госдолг, плавающий курс, сбалансированный     
бюджет, работает бюджетное правило, снижающее зависимость от цены на нефть, и   
у нас сейчас есть ресурс для восстановления.                                    
                                                                                
Правительство готовит общенациональный план восстановления экономики. С         
самого начала пандемии вводились меры поддержки пострадавших отраслей и         
граждан. Банк России со своей стороны перешёл к мягкой денежно-кредитной        
политике. В прошлую пятницу мы снизили ключевую ставку до 4,5 процента          
годовых, и с учётом снижения ключевой ставки с середины прошлого года           
(напомню, с прошлого июня мы снизили ключевую ставку с 7,75 процента)           
кредитные ресурсы для предприятий и населения должны становиться дешевле.       
Благодаря итогам прошлых лет, доверию, вере населения и бизнеса в ценовую       
стабильность у нас сейчас есть возможность делать такие шаги без риска          
инфляционной спирали, то есть мягкая денежно-кредитная политика не обернётся    
обесцениванием зарплат и сбережений наших граждан, а будет способствовать       
поддержанию инфляции на нашей цели вблизи 4 процентов.                          
                                                                                
Банковская система сейчас также куда в большей степени способна поддержать      
экономику. Накоплен буфер капитала - 5,4 триллиона рублей, или около 10         
процентов от кредитного портфеля банков, это даёт банкам возможность            
поглощать убытки от неплатёжеспособных клиентов и от реструктуризации кредита   
без угрозы для финансовой устойчивости и, соответственно, для вкладчиков,       
кредиторов банка, а также, что особенно важно для восстановления экономики,     
выдавать новые кредиты (банки с недостатком капитала были бы вынуждены          
сокращать выдачу новых кредитов, закрывая свои дыры). Сейчас банки              
реструктурировали кредиты более чем на 3 триллиона рублей, это большая сумма    
для экономики в целом. Например, если говорить о малом бизнесе из               
пострадавших секторов, то реструктурировано более трети всего портфеля.         
                                                                                
Для того чтобы обеспечить масштабные реструктуризации для заёмщиков, Банк       
России принял решение о регуляторных послаблениях. Мы начинали с послаблений    
по кредитам гражданам и компаниям из пострадавших отраслей, затем мы их         
распространили и на другие отрасли. Сейчас регуляторные послабления             
фактически охватывают 85 процентов кредитного портфеля. Но возможности банков   
по абсорбированию убытков экономики небезграничны, и, конечно, не нужно         
пытаться за счёт банков решить все проблемы. Важно помнить, что если у банков   
возникают серьёзные проблемы, то в итоге это оборачивается или очень большими   
затратами государства в случае санации, или ещё большими потерями               
предприятий и граждан, размещавших в банках свои средства.                      
                                                                                
В прошлые годы мы последовательно проводили политику по снижению рисков         
банковского кредитования, в частности вводили ограничения на кредитование       
бизнеса собственников, в потребительском кредитовании ввели показатель          
долговой нагрузки заёмщика, чтобы дестимулировать кредитование людей, для       
которых бремя уже взятых кредитов было опасным. В итоге в конце прошлого года   
темпы роста объёма потребительских кредитов несколько замедлились, и эти меры   
обеспечили достаточно хорошее качество кредитного портфеля банков. Особенно     
хочу обратить внимание на то, что если бы качество кредитного портфеля было     
ниже и если бы не был сформирован в прошлые годы запас прочности, то            
реализация крайне важных для граждан и предприятий мер по реструктуризации      
была бы невозможна, и это обернулось бы рисками для финансовой стабильности.    
                                                                                
Сейчас для банков на первое место выходит кредитный риск, и именно поэтому      
аккуратная кредитная политика банков - это нормально и правильно. У             
заёмщиков, которые не смогут после пандемии восстановиться, - а такие всё       
равно будут, этого не избежать - могут возникнуть сложности с погашением        
кредита. Рост плохих долгов - это риск для банков и вкладчиков, кредиторов,     
поэтому так необходимы государственные меры поддержки заёмщиков. Мы видим,      
как они востребованы, особенно последняя программа - кредиты под 2 процента.    
                                                                                
Осторожная кредитная политика банков и одновременно осторожное поведение        
самих заёмщиков неизбежно снизят темпы роста кредитования, поэтому необходимы   
специальные меры поддержки, прежде всего для кредитования малого и среднего     
бизнеса и для ипотеки. Что сделал для этого Центральный банк? В первую          
очередь мы ввели специальный инструмент для банков - рефинансирование по        
льготной ставке с большим лимитом, 500 миллиардов, и ставка по нему сейчас      
2,5 процента. Использовано уже 345 миллиардов рублей. В поддержке ипотеки       
большую роль играют программы правительства, в частности программа ипотеки      
под 6,5 процента. Со своей стороны, мы, кроме роспуска надбавок, что            
высвободило для банков около 126 миллиардов рублей, планируем снизить           
коэффициенты риска по ипотечным кредитам, это позволит банкам высвободить       
около 300 миллиардов рублей капитала для расширения кредитования.               
                                                                                
Продолжая говорить о банках, я хотела бы вернуться к ключевым событиям          
прошлого года. В начале прошлого года вступило в силу важное решение: система   
страхования была распространена на малый бизнес. Сейчас полностью покрыты       
страховой защитой 89,5 процента счетов малых предприятий, защищено              
подавляющее большинство совсем небольших предприятий, у которых мало            
свободных средств, нет подушки безопасности и для которых потеря средств на     
счёте в банке могла бы закончиться банкротством. Уже в этом году Дума приняла   
- и мы ей очень благодарны за это решение - изменения в законодательство,       
которые распространяют страхование средств на счетах на общественные и          
благотворительные организации и увеличивают в отдельных случаях возмещение      
для граждан вкладов в размере до 10 миллионов рублей. Это касается случаев,     
когда человек не успел распорядиться поступившими суммами: наследством,         
страховыми, социальными выплатами, выплатами по решению суда и в некоторых      
других схожих ситуациях.                                                        
                                                                                
Далее, заметная тенденция последнего времени - это увеличение числа розничных   
инвесторов. Сейчас их уже почти 5,5 миллиона человек. Индивидуальными           
инвестиционными счетами пользуется более 2 миллионов человек, точнее, 2         
миллиона 200 тысяч человек. Ещё три года назад их было всего 236 тысяч, и это   
качественный скачок в развитии финансового рынка. Важно, чтобы люди, которые    
выходят на финансовый рынок, не разочаровывались, не были обмануты и,           
наоборот, могли воспользоваться благами финансового рынка. По мере снижения     
ставок, которое будет происходить, для некоторых людей доходности, которая      
просто немного обгоняет инфляцию, будет недостаточно. Эти люди будут выходить   
на фондовый рынок, им будут предлагаться сложные инструменты, которые           
неспециалист не сможет оценить, и могут быть потери, а с ними и разочарования   
- и к кому будут обращены обоснованные претензии? Ответ, мне кажется,           
очевиден, и это делает вопрос о скорейшем принятии закона о защите              
неквалифицированных инвесторов особенно актуальным. Законопроект был принят в   
первом чтении ещё год назад - можно долго спорить, предела совершенству нет,    
но я очень просила бы этот закон принять, чтобы защитить базовые права          
граждан, а по мере накопления опыта закон можно будет корректировать.           
                                                                                
Далее, страховой рынок. Здесь остановлюсь только на таком социально значимом    
сегменте, как ОСАГО. Позвольте также поблагодарить Думу за поддержку в          
вопросе индивидуализации тарифов. Вы помните, сколько было споров, но уже       
первый этап реформы, который завершился в прошлом году, показал эффективность   
этого более гибкого подхода. Средняя стоимость полиса ОСАГО снизилась в         
прошлом году на 4,8 процента, хотя многие опасались, что реформа, наоборот,     
приведёт к росту тарифов. В этом году в большинстве регионов стоимость          
продолжает снижаться, хотя небольшой рост тарифов из-за ожидаемого              
подорожания запчастей сейчас есть, но он меньше 1 процента, что существенно     
ниже инфляции.                                                                  
                                                                                
Далее, негосударственные пенсионные фонды. По итогам прошлого года доходность   
для будущих пенсионеров составила 8,2 процента, что в 2,5 раза выше             
прошлогодней инфляции. Также в прошлом году мы начали применять фидуциарную     
ответственность к пенсионным фондам, и фонды в полной мере отвечают за          
эффективность вложения средств будущих пенсионеров. Вы помните, очень острой    
была тема перехода между негосударственными пенсионными фондами - был           
непрозрачный механизм, который часто базировался на том, что людей вводили в    
заблуждение, иногда это были откровенные махинации. И депутаты поднимали        
вопрос о борьбе с этой практикой, чтобы граждане не теряли уже накопленный      
инвестиционный доход. В результате введённых нами ограничений в 2019 году       
было 260 тысяч досрочных переходов, что в 6 раз меньше, чем в 2018 году, и в    
восемнадцать с лишним раз меньше, чем в 2017 году. Сумма потерянного            
инвестдохода снизилась в 5 раз, до 3 миллиардов рублей, но она всё равно        
есть, поэтому, на наш взгляд, необходимы дополнительные меры. Минтруд сейчас    
разработал законопроект об ограничении деятельности агентов, и мы его           
поддерживаем.                                                                   
                                                                                
Здесь, в Государственной Думе, неоднократно поднимался вопрос о                 
микрофинансировании: может ли этот рынок развиваться цивилизованно? Случаи      
абсолютно неадекватных требований микрофинансовых организаций к своим           
заёмщикам обсуждала практически вся страна. Естественно, ставился вопрос:       
может быть, нам вообще запретить микрофинансовые организации? Наша позиция      
заключалась и заключается в следующем: обойтись без легальных кредиторов в      
сегменте небольших займов просто нельзя (если людям в силу их низкой            
кредитоспособности отказывают банки, что им делать?), но нужно вводить          
соответствующее регулирование, чтобы не было недобросовестной практики. И мы    
видим, что за два с лишним года постепенного введения ограничений ставки        
опустились (с начала 2019 года в 2,3 раза) и сейчас максимальная                
задолженность не может превышать полтора тела долга. Одновременно Дума          
приняла поправки в законодательство о преследовании незаконных кредиторов,      
что очень важно, и в прошлом году псевдофинансовых организаций стало почти на   
20 процентов меньше. Также для микрофинансовых организаций был введён запрет    
на выдачу займов под залог недвижимости, это тоже создаёт дополнительную        
защиту для граждан. Вы помните, мы это обсуждали во время прошлого годового     
отчёта, и хорошо, что эта мера принята. Сейчас, на наш взгляд, очень важно      
принять изменения в законодательство - они также обсуждались, - которые ещё     
больше усилили бы ответственность для чёрных, нелегальных кредиторов.           
                                                                                
Следующая тема. Финансовые и платёжные технологии. Вы помните, ещё несколько    
лет назад, совсем в недалёком прошлом Россию считали страной наличных, и мало   
кто верил тогда, что это может измениться. Но посмотрите, всего за пять лет     
мы прошли путь от 30 до 70 процентов безналичных платежей в расчётах. Это       
произошло именно благодаря новым технологиям, которые сделали безнал удобным    
и доступным для всех. У нас есть карта "Мир", эта система успешно               
развивается, ею пользуются люди, и на неё приходится уже больше 20 процентов    
всех внутрироссийских транзакций по картам. Пользоваться картами, благодаря в   
том числе карте "Мир", повседневно стали не только те, кто легко осваивает в    
силу возраста новые технологии, но и вообще все.                                
                                                                                
Система быстрых платежей - это один из наших важнейших проектов, люди           
получили возможность переводить деньги между любыми банками, и это дешевле,     
чем тарифы по обычным переводам, а переводы на сумму до 100 тысяч рублей в      
месяц сейчас бесплатны. На данный момент к СБП подключено 70 банков, в том      
числе благодаря законодательству все системно значимые банки. Конечно, ряд      
банков должны донастроить свои сервисы, чтобы людям было удобно, и на деле      
проявить свою клиентоориентированность.                                         
                                                                                
Ещё два законопроекта, которые я не могу не упомянуть и которые, на наш         
взгляд, нужно принимать быстрее, - это законопроект о расширении применения     
биометрии (о проекте закона о защите неквалифицированных инвесторов я           
говорила) и законопроект о цифровых финансовых активах. Здесь ситуация          
похожая. Жизнь уходит вперёд, мы регулированием никак её не догоним, поэтому    
наше предложение - отделить тему криптовалют, которая вызывает споры, принять   
закон о цифровых финансовых активах, по которым практически нет споров, и       
дать возможность, дать новое дыхание развитию технологий.                       
                                                                                
Технологии, конечно, означают рост финансовой доступности. Я помню, депутаты    
каждый раз ставят этот вопрос, когда я прихожу в Думу. Здесь наша политика      
заключается в комбинации двух направлений действий - это расширение             
физического доступа к простейшим операциям в малонаселённых, труднодоступных    
регионах и одновременно развитие онлайновых, дистанционных услуг. Что           
касается физического доступа, за год в сельской местности базовые финансовые    
услуги в почтовых отделениях сейчас оказываются уже в 26 тысячах населённых     
пунктах, за год рост - 35 процентов. Проект по снятию наличных через кассы      
сельских магазинов охватывает 4200 точек, а начинали мы всего со 100 точек в    
начале 2019 года. Мы планируем этот проект расширять и на другие операции: на   
пополнение карт, переводы платежей. Вопросы финансовой доступности всегда       
будут оставаться в центре нашего внимания.                                      
                                                                                
И в завершение позвольте ещё раз поблагодарить Думу за поддержку ключевых       
инициатив Банка России, развёрнутые дискуссии по сложным темам, поиск решений   
в интересах наших граждан и предприятий. Нас действительно ждёт непростой       
путь восстановления после пандемии, но есть все основания полагать, в том       
числе опираясь на опыт очень оперативных и гибких мер, которые мы с вами        
внедряли в последние месяцы, что мы не просто справимся, а поможем экономике    
вернуться к устойчивому росту. Конечно, я готова ответить на ваши вопросы.      
                                                                                
Большое спасибо за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна.                            
                                                                                
Пожалуйста, Аксаков Анатолий Геннадьевич, председатель Комитета по              
финансовому рынку.                                                              
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, Эльвира Сахипзадовна! В       
общем-то, итоги работы Центрального банка за 2019 год очень выпукло видны       
из-за пандемии, из-за того кризиса, который проявился в экономике, и мы         
видим, что финансовые институты, прежде всего банковская система, работают      
устойчиво. И во многом благодаря этому нам легче принимать решения по           
кредитным каникулам, по иным вещам, реализация которых ложится в принципе на    
кредитные организации. Банки накопили серьёзный запас капитала, ликвидности и   
сегодня работают устойчиво. При этом пандемия в том числе, ну и кризис,         
который из-за этого разразился, ставят серьёзные задачи перед Банком России,    
чтобы он с помощью своего инструментария поддержал выход из этого кризиса,      
восстановление экономики и при этом позволил банкам и другим финансовым         
институтам оставаться в стабильном состоянии. Для того и нужна и                
стимулирующая денежно-кредитная политика, и макропруденциальная. Эльвира        
Сахипзадовна рассказала о том, что снижается ключевая ставка, - мы это,         
естественно, приветствуем, надеемся, что эта линия будет продолжена. При этом   
надо понимать, что важна и финансовая стабильность, то есть здесь надо всё      
очень аккуратно проводить. Рассчитываем, что на следующем заседании Совета      
директоров Центральный банк даст хороший сигнал всему рынку в этом отношении.   
                                                                                
Далее. Регуляторные требования также были ослаблены по отношению к финансовым   
институтам, при этом они имеют временный характер и важно, чтобы выход из       
этих послаблений Банк России осуществлял очень плавно. Может быть, стоит        
заранее объявить об этом, чтобы рынок понимал, как это будет происходить, ну    
и соответственно готовился к иной ситуации, в том числе с точки зрения          
регулирования.                                                                  
                                                                                
В то же время мы видим, что обостряется проблема с конкуренцией, и здесь, на    
наш взгляд, Центральный банк мог бы занять более твёрдую позицию, потому что    
программы, в том числе в рамках борьбы с пандемией, идут через крупнейшие       
финансовые институты, и в результате конкуренция снижается на этом рынке. На    
мой взгляд, здесь надо действовать более последовательно, более твёрдо,         
помогая, поддерживая в том числе региональные малые и средние банки.            
                                                                                
На наш взгляд, надо продлить... Мы в рекомендациях, в проекте постановления     
прописали вопросы продления поддержки сельской ипотеки, поддержки ипотеки под   
6,5 процента. Мы считаем, что это должно быть продлено и на следующий год.      
                                                                                
Комитеты в целом одобрили работу Центрального банка... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, полминуты.                          
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Комитеты в целом поддерживают, одобряют работу Центрального       
банка, предлагают принять отчёт к сведению. Вам роздан проект постановления,    
где предложен ряд мер, которые, с нашей точки зрения, Банку России необходимо   
реализовать, для того чтобы более эффективно выходить из создавшейся            
ситуации.                                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Пожалуйста, коллеги, вопросы.                                                   
                                                                                
Фракция КПРФ - Шурчанов Валентин Сергеевич. Подготовиться Маркову.              
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, мы все за проведение политики длинных и         
дешёвых денег для российского сектора экономики, и вот в связи с этим вопрос.   
А не предусматривает ли Центральный банк восстановление валютного контроля,     
имея в виду введение разрешительного порядка осуществления операций             
капитального характера, как необходимого условия перехода к политике длинных    
и дешёвых денег для российского сектора экономики, ну и, безусловно, борьбы с   
набегами краткосрочных спекулятивных капиталов, при сохранении свободной        
конвертации рубля по текущим операциям?                                         
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое за вопрос. Решение проблемы, касающейся        
длинных денег, - это действительно очень важная тема, это наш приоритет. Мы     
считаем, что длинные деньги создаются прежде всего тогда, когда люди верят в    
ценовую стабильность: они зарабатывают в рублях и понимают, что их рублёвые     
сбережения не обесцениваются. Это удлиняет кредиты, удлиняет длинные деньги,    
и мы это видим на примере ипотеки: вот как только появилась вера в то, что      
инфляция под контролем, у нас стали удлиняться и расти ипотечные кредиты.       
                                                                                
Что касается валютного контроля. Мы всё-таки пришли к плавающему курсу,         
переход был болезненный, тем не менее мы сейчас видим позитивные последствия    
этого перехода. И наоборот, когда случаются какие-то негативные события на      
внешних финансовых рынках, у нас люди более-менее спокойно к этому относятся,   
мы не видим таких, скажем так, набегов и попыток поменять рубли на доллары и    
обратно, потому что и люди, и бизнес понимают: курс плавающий, он не            
определяется административно, а находится под воздействием рыночных факторов,   
может ходить и вверх, и вниз, и не надо пытаться поймать спекулятивный доход,   
потому что могут быть большие потери. На наш взгляд, как раз режим плавающего   
курса одновременно с тем, что инфляция под контролем, стабилизирует ситуацию    
на валютном рынке и создаёт условия для длинных денег, которые, безусловно,     
важны и необходимы для экономики, для экономического роста.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Марков Евгений Владимирович, фракция ЛДПР.    
                                                                                
Подготовиться Дивинскому.                                                       
                                                                                
МАРКОВ Е. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, планирует ли Центральный банк донастройку       
работы Банка плохих долгов в интересах не только банковского сектора, но и      
заёмщиков в части долгов, ставших проблемными в силу различных обстоятельств?   
                                                                                
Не секрет, что последствия пандемии поставят на грань банкротства большое       
количество компаний в основном малого и среднего бизнеса. С высокой долей       
вероятности кредиты таких компаний попадут на баланс Банка плохих долгов и      
впоследствии имущество этих компаний просто распродадут за копейки, работники   
таких компаний, скорее всего, потеряют работу, руководители и собственники      
получат урок на всю жизнь, у них отобьют желание заниматься бизнесом. Анализ    
показывает, что институт санации предприятий, попавших в трудную                
экономическую ситуацию, практически не работает.                                
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Банк плохих долгов был создан для определённой ситуации -      
для санации крупных банков, и мы считаем, что он именно для этого должен        
использоваться, именно для санации банков. И я напомню, это не помощь           
собственникам банков и не помощь банкам, это помощь кредиторам и вкладчикам,    
то есть были спасены деньги вкладчиков, кредиторов, предприятий, граждан, при   
этом собственники потеряли свою собственность, банки были санированы            
государством.                                                                   
                                                                                
Что касается проблемы плохих активов сейчас, в пандемию. Да, безусловно,        
ситуация на многих предприятиях, к сожалению, ухудшилась, они будут             
восстанавливаться, но не все, видимо, восстановятся, хотя я думаю, что меры     
поддержки, которые принимает правительство, помогут большему количеству         
предприятий восстановиться, тем не менее, конечно, плохие долги могут           
появиться на балансах банков. Для того чтобы это не стало системной проблемой   
- а мы сейчас не видим здесь системной проблемы, - мы как раз приняли меры по   
регуляторным послаблениям: мы стимулируем банки реструктурировать такого рода   
кредиты, при этом они не создают дополнительные резервы. И мы видим, что        
банки этим пользуются. Такие послабления, я уже говорила, касаются 85           
процентов портфелей. Анатолий Геннадьевич попросил, чтобы мы выходили из этих   
регуляторных послаблений плавно, - мы так и будем делать, будем мониторить      
ситуацию, с тем чтобы банки сами справлялись с проблемой плохих активов. И у    
банков есть возможность это сделать, тем более что у них есть буфер капитала,   
большая сумма, они могут абсорбировать эти убытки. Но больше всего, на мой      
взгляд, поможет реструктуризация, которая позволит предприятиям продолжать      
свою деятельность, а соответственно, сохранять рабочие места. И конечно,        
здесь очень важны правительственные программы поддержки - напомню, прежде       
всего многие программы господдержки направлены на то, чтобы сохранить рабочие   
места, чтобы люди сохранили занятость и доходы. Комплекс мер, которые           
принимают Центральный банк и правительство, - мы всё это вместе обсуждаем, -    
на наш взгляд, позволит проблему плохих долгов ограничить и поддержать          
экономику.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дивинский Игорь Борисович, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Подготовиться Емельянову.                                                       
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, современный мир характеризуется стремительным   
развитием цифровых технологий во всех сферах экономики, включая банковский      
сектор, усовершенствовались и мошенники. Ну, как известно ещё со школьной       
скамьи, на каждое действие есть противодействие. В отчёте Банка России за       
2019 год не отражены в количественном выражении результаты борьбы с             
кибермошенничеством: сколько было случаев, какие меры приняты, сколько лиц      
привлечено к ответственности, какой нанесён ущерб и сколько средств             
возвращено? Разъясните, пожалуйста.                                             
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое за вопрос. Действительно, проблема             
важнейшая, вы её правильно подняли, и мы, наверное, в следующем году дадим      
больше информации в годовом отчёте, она очень востребована. Вот сейчас нашла    
справку. Какие данные у нас? В 2019 году объём всех операций, которые были      
совершены без согласия клиентов с использованием электронных средств платежа,   
- это мы относим к кибермошенничеству - составил 6,4 миллиарда рублей.          
Количество таких операций - 576 тысяч, это достаточно большой объём. Сейчас     
мы имеем данные за первые пять месяцев этого года: сумма - 1,6 миллиарда        
рублей, количество попыток - 165 тысяч. Если сравним с прошлым годом, мы        
увидим, что всё-таки объёмы и количество уменьшаются, уменьшились. Средняя      
сумма операции, которая совершается без согласия клиента-гражданина,            
составляет около 10 тысяч рублей, а если клиент - юридическое лицо (такие       
операции, осуществляемые без согласия клиентов, тоже есть) - 152 тысячи         
рублей.                                                                         
                                                                                
Что важно? Большая часть вот таких операций, без согласия клиента,              
происходит при покупке товаров и услуг через Интернет, это около 50 процентов   
случаев, примерно треть - это операции, связанные с дистанционным банковским    
обслуживанием, и около 10 процентов, может быть чуть меньше, составляют         
случаи, когда используются банкоматы, POS-терминалы. И важно, что применяется   
социальная инженерия: 69 процентов таких операций, по нашей информации,         
совершается как раз с помощью социальной инженерии, когда мошенники             
пользуются доверием людей, граждан и люди, граждане сами сообщают мошенникам    
свои персональные данные. Поэтому, к сожалению, возврат не очень большой,       
потому что со стороны банка нет никаких нарушений, люди сами отдают             
мошенникам свои данные, коды, пароли и так далее. Здесь очень важна, с одной    
стороны, правоохранительная деятельность, пресечение такого рода деятельности   
мошенников, с другой - финансовая грамотность. Мы по возможности разъясняем     
людям, как надо себя вести, если позвонили и просят данные. Это очень важно,    
и мы видим, что это даёт результаты. Финансовая грамотность, информирование     
людей о таких рисках - это очень важно, когда развиваются финансовые            
технологии и информационные технологии.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Емельянов Михаил Васильевич.                                        
                                                                                
Подготовиться Шайхутдинову Рифату Габдулхаковичу.                               
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, мы позитивно оцениваем последние шаги           
Центрального банка по снижению ключевой ставки, это должно помочь реальному     
сектору экономики. Но остаётся другой фактор торможения экономического роста    
- низкий потребительский и инвестиционный спрос. Совершенно очевидно, что для   
стимулирования спроса необходимо смягчать и бюджетную политику. Вот, на ваш     
взгляд, насколько совместимо одновременное смягчение денежно-кредитной и        
бюджетной политики? И какой, скажем, манёвр есть у правительства - оценивал     
ли Центробанк, насколько можно увеличить бюджетные расходы, чтобы не вызвать    
всплеска инфляции?                                                              
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое за вопрос. Когда мы принимаем решения по       
денежно-кредитной политике, то, конечно, учитываем, какой будет бюджетная       
политика, потому что это один из важнейших факторов, который влияет на наши     
решения при прочих равных... понятно, что в жизни не бывает прочих равных,      
тем не менее при прочих равных более жёсткая бюджетная политика может           
приводить к более мягкой денежно-кредитной политике. Пандемия при этом нам      
диктует особые требования - почему? На мой взгляд, бюджетная политика           
наиболее эффективна, когда действовали и продолжают действовать                 
ограничительные меры, потому что здесь очень важна адресная поддержка.          
Денежно-кредитная политика не может обеспечить адресную поддержку, это          
прерогатива правительства - субсидии, налоговые льготы и так далее. Когда       
бизнес в силу ограничений закрыт, снижение ставок по кредитам менее             
эффективно, чем бюджетная политика, но на стадии восстановления экономики,      
когда бизнес открывается, конечно, важно удешевление кредитных ресурсов, ведь   
банки начинают брать кредиты, люди начинают брать кредиты. Мы принимаем         
решения по смягчению денежно-кредитной политики уже с июня прошлого года,       
правда, весной мы делали паузу из-за ситуации на валютных рынках и финансовых   
рынках из соображений финансовой стабильности. Сейчас мы продолжили             
смягчение, оно действует у нас с временным лагом - три-шесть кварталов          
накапливается эффект. Мы считаем, что такое смягчение поддержит спрос в         
экономике, а его нужно поддерживать, потому что он резко снизился, и мы видим   
преобладание дезинфляционных факторов и не видим риска инфляции на данный       
момент, поэтому это надо делать.                                                
                                                                                
Что касается бюджета. У бюджета, я это всегда говорила, есть подушки            
безопасности, есть возможность в условиях пандемии помочь людям, но, конечно,   
нужно постепенно приводить бюджет также к консолидации и полному действию       
бюджетного правила, для того чтобы не возникало каких-то рисков                 
макростабильности.                                                              
                                                                                
Так что взаимозависимость бюджетной и денежно-кредитной политики, конечно,      
существует, мы это учитываем. Ещё раз говорю, это не мешает нам проводить       
мягкую денежно-кредитную политику, к которой мы перешли в этом году.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шайхутдинов Рифат Габдулхакович.              
                                                                                
Подготовиться Казанкову.                                                        
                                                                                
ШАЙХУТДИНОВ Р. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.        
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, функция денег, как известно, не сводится        
только к расчёту за торговые операции, есть ещё функция накопления и            
сбережения, и вот я скажу про неё, про эту функцию. С 2013 года, с начала       
такого свободного денежного курса, рубль по отношению к доллару упал на 50      
процентов, доходность валюты в рублёвых вкладах упала соответственно в 2        
раза. Всё больше увеличиваются вложения в валюте, в банках эти вложения уже     
дошли до 21 процента.                                                           
                                                                                
Не думает ли Центробанк о создании такой двухконтурной финансовой системы,      
чтобы мог существовать инвестиционно-накопительный рубль, который был бы        
обеспечен материально, цифрой и в котором могли бы накапливать и хранить        
деньги наши предприятия и наши граждане?                                        
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо за вопрос. Наша задача - сделать рубль именно той      
валютой, в которой гражданам и предприятиям будет выгодно и удобно              
накапливать. И мы проводим политику девалютизации - у нас примерно с 2013       
года вклады в валюте сократились, долларизация уменьшилась: было около 30       
процентов, сейчас около 20 процентов. Мы видим, что, с учётом того что          
инфляция под контролем, люди считают рублёвые вклады привлекательными, и наша   
задача - поддерживать привлекательность именно рублёвых, а не долларовых        
сбережений людей.                                                               
                                                                                
Кроме того, сейчас мы видим, что, несмотря на снижение ставок, банковские       
депозиты остаются привлекательными, но люди выходят на фондовые и финансовые    
рынки, я уже об этом говорила. Некоторые ищут большей доходности, чем может     
предложить банковская система, и здесь очень важно их защитить, чтобы они,      
получая эту доходность, соизмеряли её с рисками, на которые готовы идти,        
понимая, как работают те или иные инструменты.                                  
                                                                                
Тем не менее ещё раз повторю: на наш взгляд, контроль инфляции делает           
рублёвые сбережения привлекательными, и, кстати, мы видим, что длинные          
сбережения становятся более привлекательными, чем короткие. Это может           
поменять структуру как раз в ту сторону, о которой вы сказали, - в сторону      
длинных сбережений и рублёвых сбережений. И задача всей нашей                   
денежно-кредитной политики и регулирования как раз этого добиться.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Казанков Сергей Иванович, вам слово.                                
                                                                                
Приготовиться Зайцеву Максиму Сергеевичу.                                       
                                                                                
КАЗАНКОВ С. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос, Эльвира Сахипзадовна, такой. Возможно, какое-то раздражение вы   
услышите в голосе, но это не в ваш адрес, а на ситуацию.                        
                                                                                
До наступления пандемии у нас долги граждан составляли 17 триллионов рублей,    
около 5 триллионов признали невозвратными, потому что людям тяжело              
возвращать, ситуация была непростая. От того, что мы ушли на самоизоляцию,      
многие бизнесы закрылись, и люди стали испытывать ещё большие сложности. При    
этом примерно в половине случаев обращения в банк с просьбой о предоставлении   
кредитных каникул был получен отказ, то есть граждане и малый бизнес не         
смогли продлить кредиты, и параллельно с этим идёт процесс, который вызывает    
у людей негодование, это как пир во время чумы. То есть люди, простые           
граждане, идут под банкротство, а при этом выплаты топ-менеджерам банков        
только растут, например в Сбербанке. И это, я считаю, вызывает справедливое     
негодование людей, потому что тогда, когда одни рискуют потерять бизнес,        
действительно остаются без денег, другие получают... (Микрофон отключён.)       
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Первое. С одной стороны, конечно, мы мониторим ситуацию в      
банках, чтобы банки реструктурировали кредиты и людей, и предприятий малого и   
среднего бизнеса, которые попали в тяжёлую ситуацию: либо потеряли работу,      
либо снизились доходы. И поэтому вы приняли законодательство, согласно          
которому, если говорить о гражданах, при снижении доходов на 30 процентов       
банки обязаны реструктурировать кредиты. И мы осуществляем мониторинг -         
действительно, уровень одобрения около 60 процентов, и он разный: по ипотеке    
выше уровень одобрения, а, например, по автокредитам низкий, потому что там     
есть лимиты по стоимости, по сумме выданного кредита и люди чаще не             
вписываются в эти кредиты, в связи с чем есть отказы. Банки предлагают и        
собственные программы. Мы видим, что в целом было реструктурировано,            
по-моему, на сумму около 600 миллиардов рублей кредитов физическим лицам.       
                                                                                
Второе. Согласна с вами, люди видят растущие зарплаты и доходы, поэтому мы,     
со своей стороны, например, дали рекомендации банкам (у нас здесь нет           
законодательных полномочий, мы банкам дали рекомендации) не принимать решения   
по выплатам дивидендов до конца августа - начала сентября, до того момента,     
когда станет понятной ситуация в банковской сфере. Мы рекомендуем вообще пока   
не выплачивать дивиденды. И тем банкам, которые пользуются нашими               
регуляторными послаблениями (мы дали широкий круг регуляторных послаблений),    
дали рекомендации не выплачивать себе повышенные бонусы. Мы такие               
рекомендации дали и смотрим, отслеживаем, как банки это реализуют. Конечно,     
эта тема есть, она всё время встаёт, будем дальше мониторить и, если            
необходимо, принимать меры.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Зайцев Максим Сергеевич, фракция ЛДПР.        
                                                                                
Подготовиться Выборному.                                                        
                                                                                
ЗАЙЦЕВ М. С., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, в последнее время мы достаточно много говорим   
о необходимости повышения темпов роста производительности труда, что,           
безусловно, невозможно без увеличения доли высококвалифицированных кадров, а    
также постоянного повышения квалификации действующих специалистов и             
предоставления им возможности осваивать принципиально новые и современные       
профессии. В связи с этим вопрос: какие меры Банк России принимает для          
стимулирования образовательной сферы?                                           
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо за вопрос. Действительно, вы правы, будущее развитие   
экономики, производительность труда, инновации во многом зависят от уровня      
образования. С одной стороны, конечно, это прерогатива правительства -          
конкретные программы поддержки образовательной среды, финансирование            
образования, с другой стороны, мы понимаем, что образование - это инвестиции    
в человеческий капитал и нужен финансовый капитал, нужны вложения, поэтому мы   
видим здесь перспективу в развитии образовательных кредитов. Президент дал      
поручение правительству вместе с Центральным банком проработать этот            
механизм. Мы изучаем зарубежный опыт - опыт стран, где образовательные          
кредиты широко развиты, - опыт наших банков. Надо сказать, у нас пока не        
очень большой опыт, но некоторый есть.                                          
                                                                                
В чём здесь некоторые сложности и отличия? Например, в отличие от ипотечных     
кредитов... Образовательный кредит - это тоже не короткий кредит, не на год,    
на несколько лет, чтобы студент мог получить образование, потом начать          
работать и постепенно выплачивать этот кредит, то есть это длинный кредит. Но   
в отличие от ипотеки здесь нет залога, здесь нет ещё пока доходов: человек,     
наоборот, без доходов, есть только обещание будущих доходов, поэтому банкам     
нужно оценивать эти риски. А если студента исключат, отчислят с первого или     
со второго курса? Такие риски возникают, поэтому данный механизм требует        
настройки и, конечно, некоторой поддержки, стимула со стороны государства -     
на просто рыночных условиях он не будет массовым. На наш взгляд, это решаемо,   
и сейчас мы с правительством обсуждаем, как можно сделать такие                 
образовательные кредиты более доступными и, соответственно, более доступным     
само образование, которое так необходимо.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Выборный Анатолий Борисович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".               
                                                                                
Подготовиться Гартунгу.                                                         
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, как вы правильно подчеркнули в своём докладе,   
проблему высоких ставок по кредитам у микрофинансовых организаций мы            
обсуждаем не первый год. Были приняты и законодательные меры, и регулятивные    
меры Банка России в части их ограничения, но почему процент по кредитам у       
микрофинансовых организаций по-прежнему превышает (иногда в несколько раз)      
процент кредита у коммерческих банков? Скажите, пожалуйста, как вы видите       
развитие рынка микрофинансирования на ближайшую перспективу? И как Банк         
России развивает систему защиты интересов как физических, так и юридических     
лиц, для которых банковский кредит по тем или иным причинам недоступен?         
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Это действительно вопрос, который мы всё время обсуждаем. По   
отношению к микрофинансовым организациям, мне кажется, нам всем - и             
законодателям, и нам - нужно найти некий баланс: с одной стороны, этот рынок    
должен существовать, чтобы люди не уходили в нелегальный сектор, с другой       
стороны, этот рынок должен быть регулируемым, потому что если нет               
ограничений, нет регулирования, то мы видим, какие могут быть ставки, это       
может оборачиваться долговой кабалой. И мы поддерживали такого рода             
ограничения. Кроме того, мы, если можно так сказать, вычистили сектор           
микрофинансовых организаций от недобросовестных микрофинансовых организаций,    
и те решения, которые приняла Государственная Дума по ограничению               
задолженности, уже играют свою роль и дают отдачу.                              
                                                                                
Сейчас максимальная ставка по кредиту 1 процент в день. Кажется, что это        
много, но, напомню, два года назад ставки были в два с лишним раза больше. И    
такие высокие ставки касаются всё-таки не очень большого сегмента кредитов      
микрофинансовых организаций, а именно так называемых кредитов до зарплаты.      
Это небольшие кредиты на короткий срок, и там другая защита существует: в       
любом случае долг со всеми платежами, пенями, процентами не может превышать     
полутора размеров тела долга. Так что здесь есть второй защитный механизм. И    
также есть всё-таки и POS-кредиты, и кредиты малому и среднему бизнесу, там     
ставки меньше. Но вы правильно задали вопрос: а почему там ставки больше? Ну,   
потому что обычно клиенты микрофинансовых организаций - это те, кому отказали   
банки, у кого больше риск, например это люди, у которых уже, если можно так     
сказать, подмочена кредитная история: они не возвращали кредиты, не могут       
доказать свои доходы, и, конечно, здесь рисков больше, а значит, и процентная   
ставка больше. Но важно, чтобы она не зашкаливала и человек не попадал в        
долговую кабалу, поэтому ограничения по общей сумме задолженности очень         
важны. Мы считаем, что эти ограничения играют свою роль: за четыре месяца       
этого года, мы видим, количество жалоб на микрофинансовые организации упало     
где-то на 40 процентов. Будем дальше смотреть - возможны всплески, но в целом   
уровень, количество жалоб снизилось.                                            
                                                                                
Что надо делать дальше? Дальше надо повышать прозрачность их деятельности,      
смотреть, достаточное ли это регулирование, ограничение, и, на мой взгляд,      
конечно, вводить уголовную ответственность за нелегальную деятельность          
кредиторов - мы это обсуждали, - чтобы теневых кредиторов, чёрных кредиторов    
убрать с нашего рынка.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович, фракция             
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                                          
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, 10 июля будет три года, как рухнул банк         
"Югра", и если не считать денег, которые находились на счетах в "Югре" на       
момент ликвидации, то окажется, что АСВ выплатило вкладчикам 0,24 процента за   
три года. Если такими темпами будут производиться расчёты, не то что эти        
вкладчики, а в десятом поколении их потомки не получат денег. Намерены ли вы    
изменить эту ситуацию? Это первое.                                              
                                                                                
И второе. Спасибо вам большое за то, что Банк России снизил учётную ставку      
уже на 1,5 процента, но при этом крупнейшие госбанки поднимают ставки по        
кредитам, наращивая свою маржу. Что вы с этим будете делать?                    
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо за вопросы.                                            
                                                                                
Что касается "Югры" и выплат вкладчикам. Я напомню, что этот банк, не побоюсь   
этого слова, был банком-"пылесосом", который, собирая деньги у вкладчиков и     
кредиторов, кредитовал бизнес собственника и много лет водил всех за нос. Мы,   
не имея права профессионального суждения, были вынуждены действовать только     
по формальным признакам. Банк применял множество схем для того, чтобы мы не     
могли соответствующие действия предпринимать, и действительно водил всех за     
нос. Вы, наверное, помните, и Генпрокуратура после принятия нами решения        
требовала объяснений, считая, что банк в нормальном состоянии, и многие         
депутаты сомневались относительно природы бизнеса этого банка. Что мы имеем?    
Действительно, активов на балансе банка чуть больше 4 процентов. Кредиторы      
банка, то есть те, кому были выданы кредиты, как по указке, согласованно        
перестали платить, что как раз и говорит о заведомо невозвратном характере      
выдачи этих кредитов. Стоимость имущества действительно 4 процента. Что мы      
делаем? Единственный способ, который мы можем использовать, - это по суду       
взыскивать с собственника банка соответствующие суммы, для того чтобы они       
попали в конкурсную массу. Сейчас исков подано на сумму больше 700 миллиардов   
рублей, суды выиграны на сумму 437 миллиардов рублей. И это способ привлечь к   
ответственности собственника, который вывел эти деньги, наполнить конкурсную    
массу и выплатить деньги пострадавшим вкладчикам, прежде всего превышенцам.     
Это то, что мы делаем по части "Югры".                                          
                                                                                
Ставки по кредитам, второй вопрос. Мы действительно снижаем ставки, но          
одновременно в условиях пандемии растут кредитные риски. Когда банк должен      
давать новый кредит, конечно, он смотрит, как предприятие будет получать        
доходы, насколько оно будет в состоянии вернуть кредит (ситуация сейчас         
другая) или насколько восстановились или восстановятся доходы человека. В       
условиях, в которых мы оказались, естественно, что банки, к сожалению,          
переоценивают кредитные риски, поэтому мы видим сейчас довольно неравномерную   
динамику по кредитам. Кстати, по ипотеке ставки падают - наши предварительные   
данные говорят об этом, мы пока эту цифру не называли, но, по данным за май,    
ставка по ипотеке уже 7,4 процента и примерно треть кредитов выдана по          
льготной ставке 6,5 процента. По кредитам физлицам ставки увеличиваются, по     
долгосрочным кредитам предприятиям тоже есть некоторое увеличение, по           
краткосрочным - уменьшение. Но мы считаем, что денежно-кредитные условия        
должны быть смягчены, потому что есть вот это обратное движение по повышению    
кредитных ставок из-за кредитного риска. Мы считаем, что они должны быть        
смягчены, поэтому в пятницу приняли для нас... (Микрофон отключён.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Два вопроса было, поэтому я, к сожалению, не уложилась в       
установленное время.                                                            
                                                                                
Мы приняли решение о снижении ключевой ставки на 1 процентный пункт для того,   
чтобы как раз добиться смягчения денежно-кредитных условий для конечных         
заёмщиков, чтобы поддержать спрос, поддержать экономический рост.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Переходим к выступлениям от фракций.                                            
                                                                                
Фракция КПРФ - Коломейцев Николай Васильевич. Подготовиться Катасонову.         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемая Эльвира               
Сахипзадовна! Вам трудно на один вопрос за три минуты ответить, а нам надо      
десять проблем за пять минут осветить, но я постараюсь.                         
                                                                                
Я оттолкнусь от результатов законченной в январе 2020 года проверки Счётной     
палаты, она дала краткую характеристику достижения Банком России целей,         
обозначенных в Основных направлениях развития финансового рынка на 2016-2018    
и 2019-2021 годы. Вывод: не достигнуты целевые значения по 8 из 13 ключевых     
показателей эффективности, которые установлены в документах. В то же время в    
рейтинге индекса глобальной конкурентоспособности мы переместились              
незначительно - с 45-го на 43-е место. Ситуация с развитием финансового рынка   
не улучшилась: мы как были на 95-м месте, так там и остались. По стабильности   
финансовой системы Россия занимает 120-е место, по масштабу финансового рынка   
- 77-е. Позиция России по номинальному ВВП - 11-е место, вот подчеркну, что     
нестыковочка получается. А почему это происходит? Вот если посмотреть           
действия финансовых регуляторов или центробанков 20 стран мира, их минфинов и   
наших, то увидите, что они диаметрально противоположны. Вот можно хлопать вам   
в ладоши за ваше выступление и за первое снижение за всё время вашей            
деятельности на 1 процент ключевой ставки, но давайте сравним: у нас она в 18   
раз выше, чем в США, и в 50 раз выше, чем в Евросоюзе, я уж не говорю о         
минусовых процентных ставках в Японии, Швейцарии, Дании и ряде других стран.    
                                                                                
Вы вроде бы либералы по своей сути и таким образом себя позиционировали на      
протяжении многих лет. Вот Милтон Фридман, нобелевский лауреат, адепт           
монетаризма, утверждал в своей нобелевской речи - перечитайте по возвращении,   
- что если монетизация экономики ниже 50 процентов, то рост невозможен. У нас   
за время вашего руководства Банком России ни разу монетизации больше 42         
процентов не было. В это время в Японии монетизация 247,8 процента, в Китае -   
194, в Индии - 80,4, а среднемировая - 125 процентов. Ну как же мы будем        
расти?! Каким образом денежно-кредитная политика может помочь росту             
экономики? Джозеф Стиглиц...                                                    
                                                                                
Вот я удивляюсь, кто установил показатель инфляции на таком уровне - 4          
процента? Какое научное сообщество с каким спорило? Может быть, Минфин с        
Центробанком спорили? Целый ряд ведущих учёных, понимающих в этом деле, в       
России, вообще, озадачены: откуда 4 процента?.. И почему, имея инфляцию выше    
4 процентов, и Китай, и Индия показывают значительно большие темпы роста? Как   
вы помните, за прошлый год в Китае рост экономики составил 6,1 процента, а      
инфляция у них выше нашей, понимаете? В Индии то же самое, а у нас нулевой      
рост.                                                                           
                                                                                
Если посмотреть, то станет ясно, что у нас, к сожалению, происходит             
монополизация рынка финансовых организаций. Вы лучше других знаете, что у нас   
75,74 процента финансовых активов находится в десяти крупнейших банках. Вы      
прекрасно знаете, что у нас перед выборами все обещают помогать малому          
бизнесу, но в принципе дискриминационная политика в отношении малых банков, а   
только там кредитуется нормальный малый бизнес, и она фактически привела к      
уходу с рынка и уничтожению значительного количества малых и средних банков.    
                                                                                
Кроме того, вот нам в принципе непонятна позиция, когда у нас банки ведут       
себя, как собака на сене: они имеют полуторатриллионные прибыли, но при этом    
в промышленности банкротится в 2 раза больше предприятий, чем организуется      
новых. Если у нас самоцель - обогащение владельцев и руководства банков,        
тогда да, а если цель, вообще-то, работать на рост экономики, то мне кажется,   
что нам надо бы, что было бы правильно изменить 75-ю статью Конституции и       
всё-таки вменить Центробанку в обязанность нести ответственность за рост        
экономики.                                                                      
                                                                                
Джозеф Стиглиц, тоже нобелевский лауреат, считает, что размер инфляции, если    
вы вкладываете деньги в развитие инфраструктуры и компенсируете за счёт         
социальных выплат и зарплат, никак не влияет, только помогает росту             
экономики.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции ЛДПР - Катасонов Сергей Михайлович. Подготовиться Антону             
Александровичу Гетта.                                                           
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Фракция ЛДПР на протяжении последних десяти лет достаточно последовательно и    
активно критиковала работу Центрального банка: мы всегда хотели видеть лучшие   
показатели, мы всегда хотели, чтобы появилась связь между Центральным банком    
и гражданами, между политикой Центрального банка и реальными доходами           
населения. В этом году фракция ЛДПР поддержит отчёт Центрального банка, мы      
проголосуем за. Мы считаем, что два ключевых момента имели место всё-таки не    
в 2019-м, а в 2020 году, но ничего страшного нет в том, что мы накладываем      
этот вектор на 2019 год. Центральный банк повёл себя достаточно                 
квалифицированно и ответственно. И первое, о чём надо сказать, это о ключевой   
ставке. Никогда не было такого радикального её снижения при достаточно          
сложных и внешних, и внутренних факторах, то есть Банк России пошёл на          
определённый риск, но вместе с тем он задал вектор для экономики, для           
бизнеса, для банков, для всех, и для политиков в том числе, и, конечно, мы      
очень надеемся, что это изменит ситуацию.                                       
                                                                                
Ну, говоря об отчёте Центрального банка в этом году... Каждый раз Банк России   
по-разному пишет в отчёте: то он берёт ответственность за рост экономики, то    
нет. В этом году, точнее, в отчёте за 2019 год Центральный банк пишет, что в    
том числе политика Центрального банка повлияла на рост экономики. Вместе с      
тем надо сказать, что в сравнении с 2018 годом рост ВВП упал с 2,5 до 1,3       
процента и фактически 2019-й был не очень хорошим годом для нас. И мы           
считаем, позиция фракции ЛДПР: как показало начало 2020 года, необходимо        
вносить изменения в закон "О Центральном банке...". Наша инициатива даже была   
рассмотрена в виде поправки к Конституции, и она о том, что Центральный банк    
должен быть подотчётен Государственной Думе и вместе с правительством должен    
отвечать за результаты развития экономики в нашей стране - это и рабочие        
места, и рост ВВП, и реальные доходы граждан. А то получается, что 2019 год     
банк в этом отчёте отмечает как позитивный, а вместе с тем рост ВВП упал в      
сравнении с 2018 годом почти в 2 раза, вот с этим нужно разбираться. Ну, это    
макроэкономический показатель.                                                  
                                                                                
Кроме того, если говорить о 2019 годе, надо сказать, что у нас структура        
расходов тоже существенно изменилась в отрицательную сторону: на 0,6 пункта     
выросли потребительские расходы, на 0,5 пункта - обязательные платежи,          
взносы, а вот что касается сбережений, их объёмы упали на 0,8 пункта.           
                                                                                
Оценка 2020 и 2021 годов, конечно, в отчёте не даётся, но в преамбуле и в       
прогнозе от 24 апреля мы посмотрели, что банк планирует на 2020 год. Для нас    
это очень важно, и мы услышали сегодня в отчёте много моментов, касающихся не   
только 2019 года, но и такой мостик был к 2020 году. Мы считаем, наша фракция   
считает очень оптимистичным прогноз, что в 2021 году нас ожидает рост с 2,5     
до 4,8 процента. По нашему мнению, идеально, конечно, если будет рост 1,5       
процента, а так мы прогнозируем - и согласны с теми аналитиками, которые        
анализируют нашу экономику (ЦСР и другими), - что больше 1 процента вряд ли     
будет. Причина понятна.                                                         
                                                                                
Почему у нас был такой рост - 4,5 процента в 2010 году после кризиса? У нас     
тогда практически с 40 до 80 долларов за баррель выросла цена на нефть, и       
посмотрите, как выросли доходы граждан: в предыдущем году они росли на 15       
процентов, а на следующий год на 5 процентов. То есть в тот кризис у нас были   
и внутренний, скажем так, стимул, и внешний. В этом году - я имею в виду, с     
переходом в 2021 год из 2020-го, - что касается внешних рынков, экономики, в    
том числе китайской, и цены на нефть, мы этого не видим, и реальные доходы      
граждан, к сожалению, не растут. Поэтому Центральный банк должен всё делать,    
чтобы стимулировать в том числе внутренний спрос.                               
                                                                                
По денежной массе. Фракция ЛДПР на это тоже постоянно обращает внимание, и      
надо сказать, что есть корреляция между ростом ВВП и денежной массой.           
Смотрите: в 2018 году у нас был прирост денежной массы практически на уровне    
10 процентов, а в 2019 году - снижение, и мы считаем, что здесь есть чёткая     
взаимосвязь. Увеличение денежной массы никак не повлияет на инфляцию, мы        
считаем, что сегодня не те условия, поэтому Банку России можно активно          
двигаться в этом направлении.                                                   
                                                                                
Ну и антикризисные кредиты, о чём сегодня сказали. Коллеги, к сожалению, со     
снижением ключевой процентной ставки банки стали жёстче относиться к            
заёмщикам. Здесь придётся, возможно, снижать резервы Центральному банку, но     
нужно поддержать наши региональные банки: они кредитуют малый бизнес.           
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит отчёт Центрального банка.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Гетта Антон Александрович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                 
                                                                                
Подготовиться Гартунгу.                                                         
                                                                                
ГЕТТА А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемая Эльвира Сахипзадовна! Соглашусь с      
коллегой, который выступал, в том, что всегда хочется быстрее, выше, сильнее    
в случае с достижением показателей эффективности, ну а в случае с кредитами,    
с кредитованием населения, понятно, чтобы ниже, меньше были ставки. Но сейчас   
вся наша финансовая система проходит испытание на прочность теми явлениями,     
которые происходят не в российской, а в мировой экономике.                      
                                                                                
Я постараюсь тоже кратко остановиться на десяти основных моментах. Эльвира      
Сахипзадовна представила обширную, ёмкую, но в то же время понятную, простую    
презентацию, которую нужно, как мне кажется, нам, коллеги, тоже использовать    
для доведения до населения информации о тех финансовых инструментах, которые    
появляются, развиваются, - по взаиморасчётам, кредитованию и накоплениям,       
сохранению своих сбережений. Вот в этой презентации, мне кажется, все           
основные вещи, направленные на поддержку населения, как раз представлены. И     
десять основных моментов я такими крупными мазками обозначу.                    
                                                                                
Годовой отчёт отражает политику Банка России и результаты её реализации - это   
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Эпидемия коронавируса и вызванный ею экономический шок в мировой        
экономике, который отразился и на российской экономике, на практике             
подтвердили правильность сбалансированного подхода, который в последние годы    
проводит Банк России.                                                           
                                                                                
Третье. После первоначального шока ситуация на финансовых рынках                
стабилизировалась, амплитуда колебаний курса рубля была значительно ниже, чем   
в кризис 2014 года, не произошло массового банкротства финансовых институтов,   
дефицита ликвидности, существенного скачка инфляции.                            
                                                                                
Четвёртое. Это позволило Банку России снизить ключевую ставку до 4,5 процента   
годовых с сохранением пространства для её дальнейшего снижения, что в свою      
очередь удешевило стоимость заимствований для государства, позволило снизить    
ставку по ипотеке, поддержав граждан, строительный сектор, ну и дав             
развиваться смежным отраслям.                                                   
                                                                                
Пятое. В то же время снижение ключевой ставки приводит к снижению ставок по     
депозитам, что будет снижать привлекательность этого инструмента для            
населения и будет способствовать перетоку средств граждан на рынок ценных       
бумаг. Такая тенденция уже наблюдалась в 2019 году, ну и, конечно же, это не    
могло не произойти при режиме самоизоляции. В связи с этим мы поддерживаем      
действия Банка России по защите прав инвесторов, но необходимо продолжить и     
ускорить работу в этом направлении, чтобы этот переток шёл именно в ценные      
бумаги, а не, так скажем, под подушку.                                          
                                                                                
Шестое. Кризис также показал, какие риски несёт для общества                    
закредитованность населения. Стоит обратить особое внимание на то, что          
профильные активы МФО за год увеличились на 29 процентов, это меньше, чем в     
2018-м, но всё равно рост значительный. Для сохранения здорового общества и     
социальной стабильности требуется продолжить проведение политики снижения       
закредитованности населения, и эти действия должны быть не только               
регулятивными, но и повышающими финансовую грамотность населения, о чём мы,     
как депутаты, тоже постоянно говорим.                                           
                                                                                
Седьмое. Необходимо продолжить индивидуализацию тарифов на рынке ОСАГО,         
прекратить дурную практику, когда через тариф добросовестные водители           
фактически спонсируют лихачей и злостных нарушителей.                           
                                                                                
Восьмое. Золотовалютные резервы не сократились в 2019 году и по состоянию на    
12 июня 2020 года составили 570,8 миллиарда долларов США, при этом Банк         
России осуществлял продажу валюты во время кризиса. Это также существенное      
отличие от прошлых кризисов. Такая диверсификация позволила снизить риски,      
связанные с ситуацией в мировой экономике.                                      
                                                                                
Девятое. Годовой отчёт Банка России полностью соответствует закону о Банке      
России и включает в себя все необходимые разделы, дающие хорошее                
представление о состоянии экономики Российской Федерации.                       
                                                                                
Ну и десятое. Годовой отчёт соответствует требованиям международных             
стандартов, предъявляемых к центральным банкам, и отражает деятельность Банка   
России.                                                                         
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие постановления.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Это        
завершающее выступление.                                                        
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Я поберегу сидящих здесь коллег, буду в маске выступать, потому   
что, когда громко говорит человек, облако от него достаточно далеко             
распространяется. Я всё-таки не на словах, а на деле побеспокоюсь о вас.        
                                                                                
Теперь по отчёту главы ЦБ. Я не разделяю оптимизма, который высказали           
представители фракций ЛДПР и "ЕДИНАЯ РОССИЯ": дескать, у нас всё достаточно     
неплохо, банковская система проходит проверку на прочность - не на прочность,   
а на жадность она проходит проверку, и она её не прошла!                        
                                                                                
Сегодня, после пандемии, когда до сих пор ещё не вышли из кризиса               
предприятия, они стоят сейчас, им повышаются процентные ставки, притом что ЦБ   
снижает процентную ставку, давая банковской системе сигнал: надо снижать        
ставки. Что банки делают? Поднимают! И кто поднимает? Прежде всего              
государственные банки. Даже тем заёмщикам, у которых прекрасные показатели, -   
подчёркиваю, ничего не изменилось, они прекрасно проходят пандемию - ставки     
поднимаются на тех же самых условиях, на 2,5 процента, тем же самым             
заёмщикам, притом что ЦБ снизил на 1,5 процента учётную ставку, и спасибо ему   
за это. Мы действительно за это должны вас поблагодарить, и мы вас              
благодарим.                                                                     
                                                                                
Дальше. Теперь посмотрим, эффективно или неэффективно работает наша             
финансовая система. За последние три года в фонд консолидации банковского       
сектора влили 2,4 триллиона рублей - наших с вами рублей, рублей наших          
граждан! У кого эти деньги взяли? Повысили пенсионный возраст, заморозили       
индексацию пенсий работающим пенсионерам, повысили НДС - вот и собрали          
денежки. И куда направили? В финансовую систему: они, видите ли, на прочность   
проходят проверку. Конечно, пройдёшь на прочность проверку, если из бюджета     
2,5 триллиона получишь! Да плюс ещё просто уничтожили всю конкуренцию и         
поднимают на рынке процентные ставки, в то время когда всё падает.              
                                                                                
Дальше. Эльвира Сахипзадовна, от ваших слов отталкиваюсь: чтобы инвесторы       
пришли на рынок, они должны быть не разочарованы и не обмануты. Ну давайте      
посмотрим - вот "Югра", истории... Мне тут представители ЦБ говорят: ну это     
же люди, у которых было больше 1,4 миллиона рублей, это же инвесторы. Читаю     
историю Александры: 27 лет, вдова военнослужащего, который погиб при            
исполнении воинских обязанностей, посмертно награждён орденом Мужества,         
осталась с трёхлетним ребёнком, получила за мужа деньги от государства,         
добавила детские - и всё пропало там, в "Югре". Вот она, "профессиональный      
инвестор". Что ей вернули? 0,24 процента. Вот вам и профессиональный            
инвестор! Мы от вас не отстанем, пока вы такого рода проблемы не станете        
решать!                                                                         
                                                                                
Цена вопроса. О ком идёт речь? 192 тысячи вкладчиков сегодня лишены денег,      
они их не получили, вот сколько историй - это если вы мне сейчас будете         
рассказывать, что это богатые люди. Я вам привёл пример, и я вам ещё десяток    
таких примеров могу привести. Эту проблему нужно решать, Эльвира                
Сахипзадовна, и не нужно здесь ссылаться на закон.                              
                                                                                
Мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", предложили несколько вариантов, как эту      
проблему решить, - все они были отвергнуты. Хорошо, ещё раз вам предлагаю,      
ещё одно предложение. Есть АСВ... Вот вы сказали о собственниках банков, о      
том, что вы сейчас через суды будете возвращать имущество, - пожалуйста,        
возвращайте! Выкупите хотя бы часть обязательств этих банков перед              
вкладчиками, верните им деньги, хотя бы по 3 миллиона, по 5 миллионов, хоть     
сколько-то верните, а потом получайте эти деньги с собственников и              
возвращайте в бюджет - это будет справедливо, нормально. Почему вся тяжесть     
ответственности легла на этих граждан? Что, вдова военнослужащего -             
профессиональный инвестор, что ли? Она принесла деньги в крупнейший частный     
банк, и это не её вина, что она всё там потеряла. Она просто не могла эти       
риски оценить, а ЦБ мог и должен был это сделать. Тут вопрос: когда надо было   
отзывать лицензию? Не знаю. И надо было отзывать или не надо? Может быть,       
надо было поступить так же, как с банком "Открытие", - там же никто деньги не   
потерял.                                                                        
                                                                                
Дальше. Что касается ипотеки. Ну, конечно, ставки по ипотеке мы снижаем,        
только граждане как под 13 процентов не могли взять ипотеку, так и под 8        
процентов не могут. У них денег стало меньше, и им сейчас эти 8 процентов       
также недоступны. Нужно снижать ставки радикально - до 1 процента. Вы           
скажете: где взять деньги? Да пожалуйста, вон вы сейчас в виде налоговых        
льгот добывающим компаниям отдаёте десятки миллиардов, сотни миллиардов         
рублей - вот их можно было бы взять и направить гражданам.                      
                                                                                
Мы не можем позитивно оценить вашу работу и будем голосовать против.            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Эльвира Сахипзадовна, с учётом того что у нас дискуссия завершена, у вас есть   
возможность ответить на вопросы, которые прозвучали в ходе выступлений          
представителей фракций. Пожалуйста.                                             
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое за вопросы и предложения. Хотела бы начать с   
экономического роста. Действительно, и наша деятельность, и деятельность        
правительства сейчас под влиянием пандемии, и наша денежно-кредитная политика   
и регуляторные послабления направлены на то, чтобы экономика восстановилась,    
перешла к устойчивым темпам роста.                                              
                                                                                
Сергей Михайлович сказал, что не верит в наши оптимистические прогнозы на       
2021 год, - хотела бы отметить, у нас всё-таки в 2020 году будет падение,       
потом во втором полугодии экономика начнёт восстанавливаться, но, даже          
несмотря на относительно высокие темпы экономического роста, которые мы видим   
в 2021 году, она дойдёт до уровня до пандемии только в первой половине 2022     
года, то есть больше года потребуется на восстановление. Это просто цифры от    
низкой базы. И мы все должны сделать так, чтобы этот период экономика прошла    
как можно быстрее.                                                              
                                                                                
Прозвучали вопросы по поводу отчёта Счётной палаты. Что касается того, как      
Основные направления развития финансового рынка исполняются, у нас есть своё    
мнение, мы не согласны, вернее, согласны не со всеми выводами. У нас есть       
конкретный ответ на этот отчёт, мы можем вам его направить, чтобы вы с ним      
ознакомились. На наш взгляд, например, сравнивать нас с международными          
финансовыми центрами, ну, наверное, в этих условиях не очень корректно, и       
есть много других вопросов - просто ознакомьтесь и посмотрите наше видение.     
                                                                                
И Николай Васильевич, и Анатолий Геннадьевич говорили о том внимании, которое   
необходимо уделять малым банкам, развитию конкуренции. Мы полностью с этим      
согласны и считаем, что, когда госпрограммы реализуются, конечно, нужно - и     
мы с правительством дискутируем, - чтобы больше малых банков, которые           
работают в регионах, подключались и действительно обеспечивали там              
конкуренцию. С этим мы согласны.                                                
                                                                                
Что касается денежной массы - вы всегда поднимаете этот вопрос, - денежная      
масса потихоньку растёт. В апреле 2020 года у нас рост 14 процентов, за весь    
2019 год рост был 9,7 процента. И соотношение М2 к ВВП - так обычно оценивают   
уровень монетизации - тоже потихонечку увеличивается, хотя до 50 процентов не   
дошло: по данным 2019 года, это 47 процентов. Но на наш взгляд, существует      
связь с инфляцией: чем меньше инфляция, тем увереннее растёт монетизация        
экономики, это показывает и опыт других стран (безусловно, здесь есть разного   
рода теории).                                                                   
                                                                                
И последнее, наверное, в ответ на эмоциональное выступление Валерия Карловича   
в отношении "Югры". Вот я думаю, что эти эмоции должны быть прежде всего        
направлены на тех, кто эти деньги вывел из банка, - не надзор выводил эти       
деньги из банка, а собственники и менеджеры этого банка. И конечно, АСВ         
прежде всего делает всё для того, чтобы вернуть деньги в конкурсную массу. А    
та схема, которую вы предлагаете обсудить и "Югра" предлагает обсудить, - это   
когда некоторые компании, учреждённые собственниками, за копейку или за         
обещание собираются забрать обязательства перед гражданами, выплатить...        
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. ...это не приведёт к тому, что людям вернут все деньги. АСВ,   
наоборот, встало на защиту этих людей и говорит о том, что списывать            
требования к банку "Югра" можно только в той пропорции, в которой были          
выплаты. Это как раз и есть защита прав, а не то, что мы за копейку освободим   
людей - собственников и менеджеров банка - от ответственности.                  
                                                                                
Кстати, не мы определяем уровень защиты граждан, он определён                   
законодательством: 1,4 миллиона рублей - это установленный законодательством    
уровень гарантированной страховой защиты. Напомню, что это в принципе           
немаленькая сумма (начинали со 100 тысяч) - это 25 средних заработных плат. И   
это сумма, которая, в общем-то, обеспечивается, и здесь выплаты идут без        
каких-либо перебоев, АСВ выполняет эту функцию. Мы с вами можем рассматривать   
этот вопрос, но в рамках законодательного процесса, как мы и делали: как эту    
систему можно расширять, как её можно расширять на людей, которые попали в      
сложную жизненную ситуацию - продали квартиру (о чём мы говорили), земельный    
участок, но не смогли распределить деньги по нескольким банкам и на какое-то    
время оказались с большой суммой. Такие решения принимаются, и если принимать   
эти решения, то, на мой взгляд, их нужно принимать на законодательном уровне,   
законодателям, обсуждая в этом зале, что и как мы можем сделать с учётом того   
уровня гарантированной защиты, который мы имеем. Кстати, этот уровень у нас     
не ниже, чем во многих других странах, если сопоставлять и с уровнем зарплат,   
и с уровнем доходов.                                                            
                                                                                
Я благодарю всех депутатов за очень предметное и заинтересованное обсуждение    
и за те острые вопросы, которые вы ставили, - безусловно, мы их отработаем.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект постановления                 
Государственной Думы "О годовом отчёте Центрального банка Российской            
Федерации за 2019 год", 3-й вопрос повестки дня.                                
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.72,4 %                                    
Проголосовало против           14 чел.3,1 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    340 чел.                                          
Не голосовало                 110 чел.24,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 326, против - 14, воздержавшихся нет. Постановление принимается.           
                                                                                
Спасибо, Эльвира Сахипзадовна. Хочется поблагодарить ваших коллег, которые      
присутствуют здесь, - первого заместителя, заместителей председателя            
Центрального банка.