Заседание № 35

20.06.2012
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 94206-6 "О годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2011 год".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2708 по 3738 из 6353
Уважаемые коллеги, рассматриваем 10-й пункт порядка работы, проект              
постановления Государственной Думы "О годовом отчёте Центрального банка         
Российской Федерации за 2011 год". Докладывает Сергей Михайлович Игнатьев,      
Председатель Центрального банка Российской Федерации.                           
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Михайлович.                                                  
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М., Председатель Центрального банка Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается       
годовой отчёт Банка России за 2011 год. В годовой отчёт включена годовая        
финансовая отчётность Банка России на 1 января 2012 года, достоверность         
которой подтверждена аудитором - ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит".              
                                                                                
В 2011 году восстановление российской экономики после экономического кризиса    
продолжилось. Объём валового внутреннего продукта в 2011 году увеличился на     
4,3 процента. Инвестиции в основной капитал возросли на 8,1 процента. Уровень   
безработицы снизился с 7,2 процента в декабре 2010 года до 6,1 процента в       
декабре 2011 года. Ценовая конъюнктура на мировых товарных рынках в 2011 году   
была очень благоприятной: по сравнению с 2010 годом цена на российскую нефть    
марки "Юралс" возросла на 40 процентов - до 110 долларов за баррель.            
                                                                                
Мировые цены возросли почти на все сырьевые товары. Экспорт товаров в           
долларовом выражении увеличился на 30,3 процента, причём повышение стоимости    
экспорта происходило исключительно за счёт ценового фактора, физический объём   
экспорта сократился на 1,2 процента. Импорт товаров возрос на 30,2 процента,    
почти две трети прироста его стоимости достигнуто за счёт увеличения            
физического объёма поставок, свыше трети - следствие роста контрактных цен.     
Благодаря возросшим мировым ценам на экспортируемые Россией товары              
положительное сальдо счёта текущих операций платёжного баланса в 2011 году      
увеличилось по сравнению с 2010 годом в 1,4 раза и составило почти 99           
миллиардов долларов.                                                            
                                                                                
В 2011 году резко увеличился чистый отток частного капитала - он составил       
80,5 миллиарда долларов по сравнению с 34,4 миллиарда долларов в 2010 году. К   
числу основных причин этого процесса следует отнести обострение мирового        
кризиса суверенных долгов, что привело к бегству капитала с развивающихся       
рынков в так называемые тихие гавани, и сохраняющийся неблагоприятный           
инвестиционный климат в России.                                                 
                                                                                
Банк России продолжал осуществлять постепенный переход к режиму свободного      
плавания валютного курса рубля. В 2011 году мы дважды расширяли границы         
плавающего валютного коридора для регулирования стоимости бивалютной корзины,   
доведя его ширину до 6 рублей, а также повышали подвижность этого коридора. С   
декабря 2010 года по декабрь 2011 года реальный эффективный курс рубля          
повысился на 3,8 процента.                                                      
                                                                                
Инфляция в 2011 году снизилась до 6,1 процента. Напомню, что целевой            
интервал, установленный на 2011 год Основными направлениями единой              
государственной денежно-кредитной политики, составлял от 6 до 7 процентов. В    
первой половине 2011 года темпы инфляции оставались довольно высокими -         
продолжал ощущаться эффект плохого урожая 2010 года. В этот период с целью      
снижения инфляции Банк России трижды принимал решение о повышении нормативов    
обязательных резервов. Кроме того, два раза принимались решения о повышении     
основных процентных ставок по операциям Банка России. (Шум в зале.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, пожалуйста.                                     
                                                                                
Коллеги, я прошу потише, особенно вот здесь, справа.                            
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Спасибо.                                                         
                                                                                
Начиная с середины года инфляция начала быстро снижаться. Этому                 
способствовало и поступление на рынок сельскохозяйственной продукции нового     
урожая.                                                                         
                                                                                
Во второй половине года корректировка процентных ставок Банка России имела в    
целом нейтральный характер и имела целью сузить наш процентный коридор для      
снижения волатильности процентных ставок денежного рынка. Действия Банка        
России наряду с другими факторами привели к постепенному снижению годового      
темпа прироста денежной массы, денежного агрегата М2, с 31,1 процента на 1      
января 2011 года до 22,6 процента на 1 января 2012 года, что также              
способствовало снижению инфляции.                                               
                                                                                
Осенью 2011 года в результате обострения кризисных процессов на мировых         
финансовых рынках усилился отток капитала из России, что привело к дефициту     
банковской ликвидности и к росту процентных ставок по межбанковским кредитам.   
В этих условиях Банк России резко увеличил объём рефинансирования               
коммерческих банков. Тем не менее рост процентных ставок на межбанковском       
рынке привёл к повышению процентных ставок по банковским кредитам реальному     
сектору и по вкладам населения. Так, например, средневзвешенная процентная      
ставка по банковским кредитам в рублях нефинансовым организациям на срок до     
одного года в первой половине 2011 года снижалась и достигла минимума в 7,9     
процента в июле - августе, затем начался её рост, и в декабре она достигла      
9,3 процента.                                                                   
                                                                                
Банковский сектор в 2011 году развивался весьма динамично. Портфель             
банковских кредитов нефинансовым организациям вырос на 26 процентов, в          
предыдущем, 2010 году он вырос только на 12,1 процента. Портфель кредитов       
населению увеличился на 35,9 процента, в предыдущем году - на 14,3 процента.    
Прибыль банковского сектора возросла с 573 миллиардов рублей в 2010 году до     
848 миллиардов рублей в 2011 году.                                              
                                                                                
Продолжает снижаться острота проблемы плохих долгов. Доля просроченной          
задолженности в общем объёме задолженности по кредитам нефинансовым             
организациям и населению снизилась за 2011 год с 5,7 процента до 4,8            
процента.                                                                       
                                                                                
Прибыль Банка России в 2011 году составила 21 миллиард 903 миллиона рублей.     
75 процентов прибыли, оставшейся после уплаты налогов, перечислено в            
федеральный бюджет, эта сумма составила 16 миллиардов 301 миллион рублей.       
                                                                                
В заключение я хотел бы прокомментировать замечания из заключения Комитета по   
финансовому рынку и Комитета по бюджету и налогам.                              
                                                                                
В ноябре 2011 года вступили в силу изменения в Федеральный закон "О             
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём,   
и финансированию терроризма", федеральный закон номер 115. В соответствии с     
этими изменениями срок направления банками сообщений в Росфинмониторинг был     
увеличен с одного до трёх дней. В заключении отмечено, что Банк России до сих   
пор не привёл своё положение № 321-П в соответствие с этим законом. Это         
действительно так. Тем не менее я хотел бы отметить, что в день вступления в    
силу нового закона мы направили банкам соответствующее письмо о его             
применении, поскольку указанная норма закона является нормой прямого            
действия. 9 июня 2012 года, то есть две недели, даже меньше, одиннадцать дней   
тому назад я подписал указание о внесении соответствующих изменений в           
положение № 321-П, оно сейчас находится на регистрации в Минюсте.               
                                                                                
Кроме того, в заключении отмечается, что указание Банка России от 15 ноября     
2011 года № 2730-У не соответствует закону "О национальной платёжной системе"   
в части соотношения регулирования предоплаченных финансовых продуктов и         
электронных денежных средств. Признаю, по моему мнению, здесь есть проблемы,    
и не исключаю, что в это указание будут внесены коррективы.                     
                                                                                
В заключении также отмечается несоответствие закону "О национальной платёжной   
системе" письма Банка России от 21 ноября 2011 года № 166-Т в части             
регулирования взаимоотношений платёжных агентов и кредитных организаций. По     
моему мнению, это письмо в юридическом плане полностью соответствует закону,    
и хотел бы отметить, что это письмо мы направили банкам, поскольку возник       
серьёзный риск массовых задержек платежей населения за коммунальные услуги.     
                                                                                
Хотел бы ещё сказать, что практика применения закона "О национальной            
платёжной системе" выявила ряд серьёзных проблем, и в ближайшие недели мы       
направим в Комитет по финансовому рынку свои предложения по совершенствованию   
этого закона.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович, присаживайтесь, пожалуйста.   
                                                                                
Уважаемые коллеги, в соответствии с Регламентом мы заслушиваем содоклады        
представителей трёх комитетов. От Комитета по финансовому рынку выступает       
первый заместитель председателя комитета Вадим Валентинович Кумин.              
                                                                                
КУМИН В. В., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый председатель Центрального банка! Комитет           
Государственной Думы по финансовому рынку рассмотрел годовой отчёт Банка        
России за 2011 год и отмечает следующее.                                        
                                                                                
Годовой отчёт Банка России подготовлен в соответствии с требованиями            
действующего законодательства и содержит наряду с годовой финансовой            
отчётностью Банка России обширный статистический материал, характеризующий      
состояние российской и мировой экономики, а также национальной финансовой       
системы в 2011 году. Проводившаяся в 2011 году Банком России                    
денежно-кредитная политика позволила в условиях повышенной нестабильности на    
мировых финансовых рынках добиться достижения баланса между инфляционными       
рисками и рисками замедления экономического роста, что выразилось в успешном    
выполнении количественных целей, заложенных в основных направлениях             
денежно-кредитной политики на 2011 год.                                         
                                                                                
Комитет отмечает, что на фоне достаточно высокого уровня цен на                 
энергоносители в 2011 году - а они составляли в среднем 109 долларов США за     
баррель нефти сорта "Юралс", - к сожалению, зафиксирован значительный отток     
частного капитала из Российской Федерации, что свидетельствует о наличии        
серьёзных проблем с инвестиционным климатом и о необходимости ускорения         
структурных и институциональных реформ, направленных на диверсификацию          
экономики России.                                                               
                                                                                
В 2011 году на фоне повышенной волатильности на мировом валютном рынке Банк     
России продолжал использовать режим управляемого валютного курса с              
использованием в качестве операционного ориентира рублёвой стоимости            
бивалютной корзины. Комитет отмечает, что Банку России удалось обеспечить       
устойчивость рубля в 2011 году, стоимость бивалютной корзины в течение года     
увеличилась на 4,4 процента. К положительным итогам проводимой ЦБ политики      
следует отнести повышение гибкости курсообразования и использование Банком      
России механизма интервенций, что способствовало снижению привлекательности     
использования спекулятивных стратегий на внутреннем валютном рынке.             
                                                                                
Резервные активы Банка России в 2011 году увеличились на 10,6 миллиарда         
долларов США и были инвестированы преимущественно в государственные ценные      
бумаги иностранных эмитентов, а также были размещены на депозитах, на           
корсчетах в иностранных банках. Комитет отмечает сохранение высоких рисков      
банковского сектора. На балансах кредитных организаций продолжают оставаться    
непрофильные активы, и только объём пролонгированных крупных ссуд составляет    
более 982 миллиардов рублей.                                                    
                                                                                
К сожалению, Банк России не указывает в отчёте конкретные параметры             
проводимых стресс-тестов банковской системы, на основании которых делается      
вывод об устойчивости российского банковского сектора к возможным кризисным     
явлениям, отмечая при этом, что российские банки готовы к возможному            
международному финансовому кризису.                                             
                                                                                
В отчёте указывается на интенсификацию надзора в отношении крупнейших           
кредитных организаций, а также на оказание повышенного внимания банкам,         
проводившим агрессивную политику на рынке вкладов. Вместе с тем необходимость   
финансового оздоровления в 2011 году ряда финансовых организаций,               
потребовавшего привлечения государственной корпорацией "Агентство по            
страхованию вкладов" значительного займа Банка России, а также продолжающиеся   
случаи утраты платёжеспособности крупными кредитными организациями, которые     
привели к рекордному объёму ответственности АСВ по наступившим в 2011 году      
страховым случаям (всего 21,4 миллиарда рублей), свидетельствуют о              
необходимости более жёстких ограничительных мер в надзорной политике и,         
вероятно, изменения стимулов для участников рынка, включая повышение их         
ответственности.                                                                
                                                                                
Дополнительно комитет, исходя из необходимости более полного раскрытия          
экономическим агентом информации о рисках банковской системы, рекомендует       
банку включать в состав отчёта поступающую от конкурсных управляющих            
информацию о размере удовлетворения требований кредиторов ликвидированных       
банков.                                                                         
                                                                                
Также комитет в своём заключении высказал достаточно существенные претензии к   
деятельности Банка России по разработке и приведению нормативных актов в        
соответствие с действующим законодательством о противодействии легализации      
доходов, полученных преступным путём, и о национальной платёжной системе.       
                                                                                
Я не буду подробно... (Микрофон отключён.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте тридцать секунд.                                 
                                                                                
Заканчивайте, Вадим Валентинович.                                               
                                                                                
КУМИН В. В. Я не буду подробно останавливаться на этом: это отражено в          
заключении комитета.                                                            
                                                                                
Подводя итог рассмотрения отчёта, комитет обращает внимание Банка России на     
выявленные недостатки и просит учесть эти замечания в дальнейшей работе.        
                                                                                
Комитет рекомендует принять к сведению отчёт Банка России.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вадим Валентинович.                              
                                                                                
От Комитета по бюджету и налогам выступает Геннадий Васильевич Кулик.           
                                                                                
Пожалуйста, Геннадий Васильевич.                                                
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, честно говоря, заслушивание годового отчёта Центрального     
банка, казалось бы, одного из центральных вопросов формирования нашей           
экономической политики, превратилось в очень скучную процедуру, об этом         
говорит и количество депутатов в зале. А самое главное - это наш итог: мы       
фиксируем, что мы приняли к сведению годовой отчёт. Ну и что, кому полегчало    
от того, что мы приняли его к сведению? Не принять его к сведению мы не         
можем: ревизию не мы делали, делали другие.                                     
                                                                                
Но я думаю, что это не главное. Я на протяжении всех последних лет говорю, и    
говорю прямо: Центральный банк России неактивно работает над развитием нашей    
экономики, неактивно! И это ещё мягкое выражение. Мне говорят о том, что это    
не предусмотрено его положениями, что самое главное - это курс рубля. Да, это   
важный показатель, бесспорно, но очень много других показателей, которые        
волнуют и население, и всех нас, и особенно тех, кто занимается бизнесом.       
                                                                                
Приведу пример. При подготовке этого заключения, конечно, всех волновал         
вопрос: если у нас так всё хорошо - ВВП растёт, инфляция упала, резервы на 10   
миллиардов увеличились, почему же вывезли за границу 80 миллиардов, почему не   
вкладывают их здесь, почему развезли по заграницам? После очень, я бы сказал,   
нелицеприятных объяснений, наконец получен классический ответ: Геннадий         
Васильевич, вы забыли, в каком экономическом обществе вы работаете, у нас       
частная собственность - куда хочу, туда и вкладываю свои деньги. А общий        
ответ: у нас нет хорошего климата. Ну а что надо сделать, чтобы был хороший     
климат? Если рассматривать даже с точки зрения биологической... Вот мы живём    
в зоне неустойчивого земледелия - мы говорим: давайте орошать - тогда будет     
устойчивое, давайте использовать устойчивые сорта и так далее. Где эти          
инструменты, которые предлагает Центральный банк запустить, чтобы увеличить     
привлекательность? Не спрашивать же это мне у домохозяйки или у работника       
агропромышленного комплекса! Но нет никакой реакции!                            
                                                                                
И чтобы у вас не сложилось мнение, что это выдумка и что это, может быть,       
излишняя требовательность аграрников, я хочу прочитать один абзац из            
заключения экспертов, из раздела «Стимулирование развития экономики.            
Обеспечение "стратегии выхода", "ребалансирования" российской экономики во      
взаимодействии с другими видами экономической политики государства»: как        
показывает международная практика, центральные банки развитых стран неизбежно   
втягиваются в регулирование экономической активности, способствуют              
устойчивому росту экономики на основе изменения объёмов денежной ликвидности,   
курса национальной валюты, процента, прямой поддержки банков и производителя    
и так далее. Дальше: центральные банки развивающихся и переходных экономик, к   
которым относится и Россия, в ещё большей степени втягиваются в процесс         
регулирования макроэкономической активности, применяя кроме косвенных           
административные инструменты. Вот что меня волнует, а принять к сведению -      
нет вопроса, мы примем к сведению, но эти наши слушания вот нисколечко не       
добавят!                                                                        
                                                                                
Вот у меня проект документа, который подготовил Центральный банк, - о           
внесении изменений в порядок формирования кредитными организациями резервов.    
Смысл какой? Давайте так относиться к кредитным организациям, чтобы, не дай     
бог, эти кредитные организации не пошли ни на какой риск, поэтому               
предлагается: выдаёте кредит на три года - 20 процентов от него положите в      
резерв, а это значит, будут сокращены источники финансирования, а это значит,   
будут повышены кредитные ставки и так далее, и так далее. Да, есть здесь        
организации, которые выводятся из-под действия этих норм (ну, оборонный         
комплекс и так далее), но основная масса сельхозпроизводителей, предприятий     
других отраслей, не только сельского хозяйства, не получает такой льготы, и у   
меня предчувствие, что мы всё время закручиваем гайки в одну сторону...         
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте тридцать секунд.                                 
                                                                                
Завершайте, Геннадий Васильевич.                                                
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я приведу один пример и на этом закончу.                            
                                                                                
Нет возможности у банка применить свои права. Почему за услуги, которые         
оказывает нам банк по оплате ЖКХ, взимается 3 процента? Почему? Я спрашиваю:    
почему?! Это великое благо для банка - миллиарды рублей вносят туда! Почему     
Центральный банк может сказать: вы получили такое право... (Микрофон            
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич.                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не я ограничиваю, Геннадий Васильевич, это            
Регламент ограничивает.                                                         
                                                                                
От Комитета по экономической политике, инновационному развитию и                
предпринимательству выступает председатель комитета Игорь Николаевич            
Руденский.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Николаевич.                                                   
                                                                                
Коллеги, я прошу отойти от ложи правительства и не отвлекать председателя       
Центробанка.                                                                    
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической    
политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович, уважаемый Сергей Михайлович!        
Комитет по экономической политике в целом положительно оценивает проводимую     
Банком России работу по сдерживанию инфляции и обеспечению устойчивости         
рубля. Из отчёта Центрального банка следует, что в 2011 году был достигнут      
самый высокий за всю историю банковского бизнеса в России уровень чистой        
прибыли, которая составила 848 миллиардов рублей, однако устойчивость           
банковской системы практически не оказала влияния на повышение доступности      
кредитных ресурсов для развития реального сектора экономики.                    
                                                                                
Как известно, 4 июля Государственная Дума будет рассматривать протокол о        
присоединении России к ВТО. Вы знаете, что при нашем комитете сформирована      
рабочая группа, которая за два месяца провела более сорока совещаний по         
двадцати одному сектору экономики. По результатам проведённой работы уже        
можно сделать вывод о том, что главной проблемой для всех без исключения        
отечественных предприятий обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства   
будет являться недоступность кредитных ресурсов для их развития.                
Предприниматели и промышленники задают один и тот же вопрос: как можно          
сегодня развивать реальный сектор экономики, когда зарубежные конкуренты,       
приходя на наш рынок, получают у себя кредиты под 2, 3, 4 процента, а наши      
кредиты для среднего бизнеса начинаются с 10-12 процентов? О длинных            
кредитных ресурсах и говорить нечего - у нас примерно только 10 процентов       
кредитов выдаётся на срок до трёх лет и более, поэтому в ближайшее время        
необходимо принять закон, по которому Центральный банк будет иметь право        
рефинансировать кредитные организации сроком не менее чем на три года.          
                                                                                
Для объективности следует также отметить, что жёсткие нормативы Центрального    
банка обеспечили успешное развитие банковской системы и снижение её рисков, и   
это позволило отечественной банковской системе устоять в кризис. Однако в       
настоящее время те же нормативы Банка России не обеспечивают                    
заинтересованность коммерческих банков в организации проектного                 
финансирования, которое применяется во всём мире при новом строительстве и      
модернизации, банкам сегодня выгодно кредитовать лишь действующий бизнес.       
Именно сфера торговли и услуг в настоящее время является для отечественных      
банков наиболее предпочтительным сегментом для кредитования, что же касается    
финансирования нового промышленного и сельскохозяйственного производства, то    
действующие нормативы Центрального банка совершенно не стимулируют это          
направление. Так, для того чтобы начать у нас в стране новое производство,      
построить новый завод: кирпичный, стекольный, мукомольный - какой угодно, -     
приходится обращаться в банки, которые для начала требуют наличия 30            
процентов собственных средств, далее, сами понимаете, требуют внесения          
дополнительных залогов или гарантий третьих лиц в объёмах, заметно              
превышающих сумму кредита. В то же время в зарубежной практике проектного       
финансирования в качестве залога выступает, как правило, сам строящийся         
объект или приобретаемое оборудование. Подавляющее число инициаторов проектов   
в нашей стране, особенно представители малого и среднего бизнеса, не могут      
осуществить модернизацию или новое строительство, если же проект всё-таки       
начат, то нередки случаи, когда кабальные банковские условия ведут к            
банкротству инициатора проекта и его активы переходят к банку -                 
неудивительно, что к настоящему времени банки накопили значительные             
непрофильные активы, перешедшие к ним в процессе банкротств инициаторов         
проектов.                                                                       
                                                                                
Сейчас огромное количество малых и средних предпринимателей в полном расцвете   
сил накопили значительный капитал и достаточный опыт для работы, но достигли    
своего предела в своём нынешнем бизнесе и не могут выйти на новый уровень -     
они годами ходят по банкам, получая отказы, и не понимают, к кому обратиться    
в стране, где так много говорят о поддержке малого и среднего бизнеса, о        
модернизации и инновациях. В этих условиях трудно себе представить, как         
достичь целевых показателей, заданных в Указе Президента Российской Федерации   
от 7 мая 2012 года "О долгосрочной государственной экономической политике", в   
том числе по созданию двадцати пяти миллионов рабочих мест и тем более по       
повышению позиции Российской Федерации в рейтинге по условиям ведения           
бизнеса, поскольку, как вы знаете, президент заявил, что мы должны в            
ближайшие годы со 120-го места переместиться на 20-е.                           
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по экономической политике, инновационному          
развитию и предпринимательству предлагает Центральному банку Российской         
Федерации принять следующие меры...                                             
                                                                                
Можно буквально тридцать секунд ещё?                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты.                                       
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Первое. Определить одним из ключевых приоритетов политики       
Банка России ответственность за создание благоприятных условий для              
долгосрочного развития, экономического роста и конкурентоспособности            
отечественной экономики в условиях членства России в ВТО.                       
                                                                                
Также комитет предлагает Банку России внести предложение по законодательному    
обеспечению рефинансирования кредитных организаций сроком до трёх лет под       
залог активов определённого уровня качества, а также по снижению... (Микрофон   
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Николаевич, всё, достаточно, спасибо.               
                                                                                
Переходим к вопросам, коллеги, но, прежде чем начать процедуру вопросов, я      
хотел бы вот что отметить: по нашему с вами решению на фиксированное время,     
на 13.30, запланировано рассмотрение законопроекта о контрактной системе, в     
связи с этим предлагается задать по два вопроса от фракции, затем -             
выступления от фракций и на этом завершить обсуждение этого вопроса.            
                                                                                
От фракции КПРФ вопрос задаёт Сергей Анатольевич Гаврилов.                      
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам          
собственности, фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Михайлович, серьёзнейший вопрос. В связи с неустойчивостью     
финансовых рынков после кризиса и предстоящим вхождением в ВТО серьёзнейшей     
проблемой станет кредитование реального сектора экономики и населения в         
регионах. Мы понимаем, что в связи с этим будет вымываться региональная сеть,   
региональные банки. Один из немногих выходов - это удешевление и расширение     
региональной банковской инфраструктуры через создание сети операционных         
офисов, как это принято везде. Однако на сегодняшний день Центральный банк -    
во многом, к сожалению, может быть, из-за устаревших инструкций -               
препятствует этому расширению в связи с обязательностью наличия офисов в        
федеральных округах через отказ от предоставления банковских гарантий. Какова   
ваша позиция - вы склонны к смягчению позиции Центрального банка в отношении    
удовлетворения интересов регионов в части расширения сети операционных          
офисов?                                                                         
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Спасибо большое. Я понял так, что вы имеете в виду, что вот у    
нас есть некое ограничение, касающееся того, что операционные офисы можно       
открывать только на той территории, в том округе, где уже есть либо головная    
организация, либо филиал, а в другом округе нельзя. Действительно, есть такое   
ограничение, и мы обсуждаем его смягчение уже в течение ряда лет, но пока не    
решились на это. Почему? Потому что я лично боюсь, что Центральный банк, его    
территориальные органы могут потерять контроль за действиями этих               
операционных офисов. В принципе этот вопрос ставится очень ограниченным         
кругом банков, буквально двумя-тремя, абсолютное же большинство банков,         
которые работают на территориях, не только в Москве или в Петербурге, но и на   
территориях, имеют филиалы не только в округах, но и, как правило, в            
субъектах Федерации, и у них такая проблема не возникает. Буквально два-три     
банка настойчиво ставят эти вопросы, но мы просим их подождать. Мы собираем     
информацию, анализируем, но я действительно опасаюсь того, что мы можем         
потерять и контроль, и отчётность, и статистику. Ну, во всяком случае, есть     
такой риск.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У меня нет информации от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" о том, кто будет задавать      
вопросы, - прошу подготовить.                                                   
                                                                                
Пока вопрос задаёт Ярослав Евгеньевич Нилов. Пожалуйста.                        
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных   
объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР.                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Михайлович, как известно, в большинстве развитых стран мира    
центральные банки имеют возможность кредитовать собственные правительства в     
обмен на долговые обязательства. У нас же в законе о Центральном банке на это   
наложен прямой запрет. Складывается такое впечатление, что какое-то время       
назад это было сделано намеренно, для того чтобы наше правительство могло       
кредитоваться по дорогим кредитам за рубежом. В этой ситуации, если исходить    
из позиции прогосударственной политики, почему Центральный банк молчит и не     
говорит, что данная норма мешает развитию? И как вы отнесётесь к                
законопроекту фракции ЛДПР, если мы всё-таки предложим эту норму отменить?      
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Наш закон примерно такой же, как и законодательства других       
стран, там такие же ограничения: центральный банк не кредитует напрямую         
собственное правительство и не покупает напрямую, при первичном размещении,     
ценные бумаги, выпущенные правительством, но центральный банк, в том числе и    
Центральный банк России, имеет право покупать и продавать ценные бумаги,        
выпущенные правительством, через рынок. В случае возникновения чрезвычайной     
ситуации, наподобие той, что была в 98-99-м годах например, принимается         
специальный закон о предоставлении кредита Центральным банком правительству.    
На моей памяти у нас был один такой прецедент, но это была чрезвычайная         
ситуация, когда иначе нельзя было поступить. Естественно, что этот кредит       
привёл и к ряду отрицательных последствий: рост денежной массы, инфляция и      
так далее. В обычной ситуации прямое кредитование центральным банком            
собственного правительства нигде не принято, это общий принцип.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ольга Юрьевна Баталина.                                                         
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Михайлович, коллеги справедливо отмечали, что в вопросе        
кредитования реального сектора экономики действительно есть проблемы, но в то   
же время в другом вопросе - в вопросе удержания стабильного уровня инфляции -   
очень значительна сегодня роль Центрального банка, и тот результат, который     
был достигнут в прошлом году, он лучший с 91-го года. Мы видели, что гибко      
применялись инструменты денежно-кредитной политики: в первом полугодии, когда   
ускорялись инфляционные процессы, повышались нормативы по резервам, а в         
четвёртом квартале - напротив, обеспечивался повышенный доступ к инструментам   
рефинансирования. Однако ситуация на финансовом рынке меняется, в связи с       
этим вопрос: достаточно ли действующих на сегодняшний момент инструментов       
денежно-кредитной политики для удержания стабильной ситуации на финансовом      
рынке, планируется ли их расширение? И какой вы вообще видите стратегию в       
этом вопросе в течение 2012 года?                                               
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Инструментов достаточно, именно инструментов денежно-кредитной   
политики: процентные ставки, нормативы обязательных резервов - этого вполне     
достаточно. Залоговая масса у кредитных организаций пока достаточная, я         
надеюсь, в ближайшие месяцы она тоже будет достаточной для необходимого         
объёма рефинансирования, но мы постоянно над этим работаем, расширяем           
перечень тех активов, которые можно принести в залог в Центральный банк для     
осуществления рефинансирования. Мы это делаем, и недавно мы принимали решения   
по золоту, по акциям и так далее, работаем дальше.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Михайлович, за месяцы работы в Думе самым, пожалуй,            
неприятным, шоковым моментом для меня была информация о том, что                
многомиллиардные средства Резервного фонда, Фонда национального                 
благосостояния размещаются в валюте, в ценных бумагах иностранных государств    
и что это делается без рассмотрения, без того, как положено, на мой взгляд,     
поступать со всеми бюджетными деньгами, - без рассмотрения в Думе, без          
подписи президента, то есть по усмотрению Центрального банка. И как раз это     
происходит при том, что, пожалуй, самым массовые и активно негативные           
комментарии в стране за последние годы звучат именно по поводу неэффективного   
и даже иногда вредного для России размещения этих многомиллиардных сумм.        
Предлагаю внести поправку в Бюджетный кодекс, чтобы принимать эти решения так   
же, как... (Микрофон отключён.)                                                 
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Я с этим не согласен. Ну, прежде всего, средства Резервного      
фонда и Фонда национального благосостояния размещаются - именно размещаются -   
в депозиты Центрального банка, а Центральный банк уже от своего имени           
размещает их в валютные резервы. Они не расходуются, они размещаются, то есть   
эти деньги как бы не навсегда потрачены и их уже не вернуть, а они размещены    
и приносят проценты. Сейчас проценты на мировых рынках действительно очень      
низкие, и мы получаем где-то в среднем по всему кругу наших золотовалютных      
резервов примерно 1 процент годовых. Раньше получали больше - раньше получали   
3 процента, 4 процента и, возможно, даже больше, сейчас получаем 1 процент.     
Да, вот такая конъюнктура на рынках. Есть более доходные инструменты, но они    
гораздо более рискованные. Я не буду называть страны, которые выпускают         
гораздо более доходные инструменты, но они и гораздо более рискованные, там     
можно потерять деньги. Мы при размещении золотовалютных резервов                
руководствуемся прежде всего принципом сохранности, во вторую очередь           
принципом ликвидности и в третью очередь принципом доходности, и это            
правильно. Так делают, в общем-то, все центральные банки. Поэтому я не          
поддерживаю ваше предложение.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Владимирович Бортко.                                                   
                                                                                
БОРТКО В. В., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Михайлович, сегодня утром Владимир Вольфович Жириновский,      
человек, бесспорно, умный и, самое главное, хорошо информированный, сказал      
буквально следующее (цитирую): "ЦБ сделан по американскому образцу, как         
федеральная резервная система... Мы с вами приняли закон (как нас               
колпачили!): он никому не подчиняется... Не президент главное лицо в стране,    
а Игнатьев, только мы этого не понимаем... Экономику России опустили и кризис   
создали. В стране, где столько ресурсов, столько денег, - вдруг кризис!.. У     
нас есть и деньги, и ресурсы, но определённой политикой ЦБ сделали так, что     
едут за границу за деньгами. Там их дают специально дешёвые, потом лавочку      
прикрывают, требуют возврата - возвращать нечем, и тогда платит государство".   
То есть Центральный банк обвиняют в экономической диверсии против собственной   
страны. Как вы можете прокомментировать это заявление?                          
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Никак. Не буду комментировать, полная ерунда!                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Антон Анатольевич Ищенко.                                                       
                                                                                
ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Михайлович, уже более восемнадцати лет идут переговоры о       
вступлении России в ВТО, и буквально через несколько дней благодаря усилиям     
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Россия присоединится к этому договору. Вы руководите    
банковским сектором более десяти лет, однако банковский сектор оказался         
абсолютно не готов вот к этому процессу - вступлению России в ВТО. Сегодня      
производительность труда и эффективность работы банков у нас в пять раз ниже,   
чем, например, в США. Из-за этого высокие кредитные ставки: ну,                 
приблизительно 12 процентов у нас в стране, в России, в сравнении, например,    
с 2 процентами в Канаде, куда переводит сейчас свои производства флагман        
нашего сельхозмашиностроения "Ростсельмаш", который на настоящий момент         
полностью остановлен. Готовы ли Центральный банк и вы лично взять на себя       
ответственность за те катастрофические последствия, которые ждут Россию?..      
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Банковский сектор абсолютно готов к вступлению России в ВТО.     
Ни к каким катастрофическим последствиям как для банковского сектора, так и     
для России в целом вступление в ВТО не приведёт.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Дмитриевич Грачёв.                                                         
                                                                                
ГРАЧЁВ И. Д. Уважаемый коллега Игнатьев, я однажды задавал вам вопрос: не       
видите ли вы причинно-следственной связи между укреплением рубля и              
подавлением нашей обрабатывающей промышленности? Ответ был: да, вижу. Вот в     
продолжение этого вопроса. Я абсолютно уверен, что почти весь отток капитала    
за прошлый год можно объяснить укреплением рубля при продолжающейся инфляции.   
В связи с этим я прошу вас дать оценку прямых и косвенных потерь, связанных с   
фактической привязкой рубля к нефти.                                            
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Сложный вопрос. Я не говорил о подавлении экономики в            
результате повышения реального эффективного курса рубля, я мог говорить о       
том, что повышение реального эффективного курса рубля может влиять на           
реальный сектор, в том числе и в смысле как бы ухудшения условий его            
функционирования. Как правило, это влияние временное и не очень сильное. Наши   
эконометрические исследования, проводимые в Центральном банке, показывают,      
что это влияние со временем уменьшается. Почему? Потому что российская          
экономика за последние десять - пятнадцать лет стала гораздо более рыночной,    
более гибкой, факторы производства как бы быстрее перемещаются из одних сфер    
в другие и так далее, и вот поэтому влияние реального эффективного курса        
рубля стало гораздо менее сильным, чем оно было, допустим, лет десять тому      
назад. Мы это учитываем, учитываем вот этот факт влияния в своей                
денежно-кредитной политике, и я не случайно назвал показатели укрепления        
реального эффективного курса рубля в прошлом году, с декабря по декабрь, -      
по-моему, 3,8 процента, что вполне укладывается в общий тренд, тенденцию, то    
есть ничего страшного не происходит.                                            
                                                                                
И что-то я ещё должен... А, как это влияет на отток капитала. Я, честно         
говоря, об этом не задумывался, но, по-моему, никак. Если у вас есть какие-то   
свои исследования, я готов с ними ознакомиться.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Переходим к выступлениям представителей фракций.                                
                                                                                
Вадим Валентинович Кумин, фракция КПРФ.                                         
                                                                                
Подготовиться Владимиру Анатольевичу Овсянникову. Можно поближе сесть.          
                                                                                
КУМИН В. В. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ внимательно изучила отчёт           
Центрального банка, статистику, которую Банк России публикует на своём сайте,   
другие источники информации, и мы пришли к следующим выводам.                   
                                                                                
Нестабильность глобальной экономики, судя по всему, приняла длительный          
характер. Рецепта быстрого выхода из кризиса ни у кого не оказалось. За         
последние четыре года развитые страны утратили возможность дальнейшего          
снижения учётной ставки, которая уже достигла фактически нулевого уровня, что   
не позволяет больше стимулировать экономику монетарными методами. В этой        
ситуации они вынуждены были резко увеличить налоговую нагрузку на               
государственный сектор, причём до такой степени, что всё больше государств      
теряют доверие инвесторов и не могут проводить новые заимствования - это        
Греция, Ирландия, Португалия, теперь также Испания, а скоро, может быть, и      
Италия.                                                                         
                                                                                
В развивающихся странах мы наблюдаем исчерпание прежних источников роста: в     
Бразилии прекратился рост ВВП, промышленность Индии стагнирует, в Китае         
производство электроэнергии - основной показатель состояния промышленности -    
в последние месяцы растёт в пределах статистической погрешности.                
                                                                                
В этих условиях надо быть готовыми к падению спроса на наши товары на мировых   
рынках. Компенсировать это падение возможно лишь за счёт замещения              
поступающего в страну импорта, объём которого в 2011 году превысил 320          
миллиардов долларов. Однако пока денежно-кредитная политика не создаёт          
достаточных предпосылок для притока инвестиций в те отрасли отечественной       
промышленности, которые могли бы заместить импортную продукцию. Приведу в       
подтверждение несколько цифр.                                                   
                                                                                
Средний уровень процентной ставки по кредитам нефинансовым организациям на      
срок свыше года вырос с 9,8 процента в декабре 2010 года до 11,5 процента в     
настоящее время. При этом рентабельность производства товаров и услуг по        
экономике в целом не превышает 10,3 процента, более того, при добыче полезных   
ископаемых рентабельность составляет 35 процентов и более, а, например, в       
машиностроении в 2011 году официально составила всего 7 процентов, а в первом   
квартале текущего года опустилась до 4,4 процента. Таким образом, соотношение   
показателей рентабельности и стоимости кредита наглядно свидетельствует об      
отсутствии стимулов для инвестиций в эти технологические отрасли для частных    
инвесторов, следствием чего является искажение и ухудшение структуры            
экономики и падение в экспорте доли машиностроения, которая снизилась с 5,6     
процента в 2010 году до 5 процентов в 2011 году и 4,4 процента в начале 2012    
года. А ведь при вступлении в ВТО отечественным предприятиям придётся           
конкурировать с корпорациями, имеющими доступ к куда более дешёвым финансовым   
ресурсам, что ставит наши компании в заведомо проигрышное положение.            
                                                                                
Теперь пару слов о банковском надзоре. Нас уверяют, что банки, агрессивно       
привлекающие вклады населения, сталкиваются с повышенным вниманием со стороны   
регулятора. Однако это не мешает отдельным банкам из первой сотни за полтора    
года увеличить объём привлечённых вкладов в два, в три и даже в пять раз, при   
этом эти деньги банки тут же направляют на кредитование физических лиц под      
очень высокий процент фактически без какого-то ни было обеспечения, что,        
естественно, не добавляет устойчивости банковской системе в целом. По сути,     
подобная схема кредитования, рассчитанная на быструю прибыль, представляет      
собой пирамиду, которая рухнет при первом же ветре и изменении ситуации на      
финансовых рынках.                                                              
                                                                                
2011 год стал рекордным как по объёму ответственности АСВ по вкладам в          
разорившихся банках, так и по объёму средств, направленных на финансовое        
оздоровление кредитных организаций, пусть эти случаи и были единичными. Ещё     
больше пробелов в надзоре выявила санация кредитных организаций, начавшаяся в   
2008-2009 годах. Так, в частности, банк "Союз" за три года оказался в           
состоянии вернуть лишь 5,5 миллиарда рублей из 60 миллиардов, затраченных на    
его финансовое оздоровление. Проведение подобных операций, похоже, оказалось    
очень выгодным для всевозможного рода инвесторов, привлекаемых Агентством по    
страхованию вкладов, учитывая условия, на которых они получали средства, а      
источником для их финансирования оказались преимущественно средства             
Центрального банка - в общей сложности свыше 340 миллиардов рублей, причём за   
первый квартал текущего года было возвращено всего 0,5 процента от этой         
суммы.                                                                          
                                                                                
Фракция КПРФ считает, что Центральному банку необходимо и дальше осуществлять   
ужесточение банковского надзора, при этом обратить внимание - мы говорили об    
этом с руководством Центрального банка - именно на ситуацию с санацией          
проблемных банков, и особый взгляд нужен на деятельность Агентства по           
страхованию вкладов.                                                            
                                                                                
Фракция КПРФ призывает руководство Центрального банка обратить внимание на      
наши замечания и учесть их в дальнейшей работе.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Анатольевич Овсянников.                                                
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Фракция ЛДПР критически относится к отчёту Центрального банка. Мы понимаем,     
что, в общем-то, мнение нашей фракции, ЛДПР, крайне отрицательное, совпадает    
с мнением даже профильных комитетов: в мягкой форме вам сказали, что            
относятся неудовлетворительно - это в заключении профильного комитета звучит,   
но, повторяю, в мягкой форме.                                                   
                                                                                
И, уважаемый Сергей Михайлович, вы, выступая в парламенте, позволили себе       
высказывания, всё-таки, наверное, недопустимые для руководителя Центрального    
банка России по отношению к депутатскому корпусу России: вы сказали, что        
вопрос дурацкий и отвечать вы на него не будете. А кому вы собираетесь          
отвечать, кому, какому из парламентов? Или перед какой финансовой группой вы    
будете отвечать за свои действия? Тем более, что ситуация, которая              
складывается сегодня в финансовой сфере, она, в общем-то, до этого              
повторялась четыре раза, собственно говоря, в эти годы мы осознавали, что в     
банковской сфере, в экономике в целом происходят кризисные явления, и           
сегодня, по сути, такая же ситуация. Ваша позиция - вы продолжаете монетарную   
политику, очертанную Кудриным в своё время: это искусственный дефицит           
денежных средств на территории страны и такие высоченные проценты для наших     
производителей, что они бегут за займами за рубеж и попадают на финансовые      
крючки. У нас сегодня свыше 500 миллиардов займов зарубежных кредитных          
организаций, что, по сути, равно накоплениям нашего золотовалютного резерва.    
Это не совсем правильная политика, это бредовая политика! Можно, в конце        
концов, включить станок, потому что нехватка рублёвой массы приводит к тому,    
что мы вынуждены работать на эти несчастные зелёные бумажки, не                 
подтверждённые буквально никакими активами США. Когда уже, вообще, Центробанк   
начнёт осознавать действительно реальность и необходимость того, чтобы          
привести всё-таки рубль к конвертации как резервную валюту?! Этим банк не       
занимается.                                                                     
                                                                                
Сегодняшняя банковская система - это прекрасный индикатор состояния дел в       
экономике, несколько простых правил можно привести. Чем выше ставки по          
кредитам дают банки, тем, значит, хуже ситуация в самих банках. Вот             
посмотрите, если раньше бегали за дешёвыми кредитами на... скажем так,          
паслись на зарубежных финансовых пастбищах, то сегодня и там банки подняли      
уже в среднем до 10 процентов ставки по кредитованию, и, соответственно,        
ничего хорошего, вы видите, в зоне евро не происходит.                          
                                                                                
С какой стати мы выделяем свыше 40 миллиардов евро в МВФ - это что, приз за     
то, что нас берут в ВТО? Мы же прекрасно понимаем, что не сегодня завтра        
может обрушиться полностью финансовая система Европы, тем не менее мы снова     
туда вливаем, как в случае с "Фэнни Мэй" и "Фредди Мак", такие же российские    
финансы, заработанные нашим собственным горбом, горбом всего народа, снова      
вкладываем, так сказать, в эти финансовые структуры, которые под угрозой        
распада, и опять же это в той или иной мере, но курирует Центральный банк       
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Сегодняшний депозит нашего населения в банках в совокупности превышает вдвое    
капитал, накопленный непосредственно банками. То есть население, по сути,       
содержит банкиров, несёт на своей шее. Но вы продолжаете вымывать, так          
сказать, по полной программе финансовую схему всей страны, не кредитуя          
абсолютно никакие перспективные разработки, не переходя к какому-то             
государственно-кооперативному пересмотру системы экономики, мы сидим только     
на этой нефтегазовой иголке. А опыт других зарубежных стран показал, что если   
вы начинаете разбрасываться деньгами и накачиваете финансами... вот как в       
случае последнего кризиса: вы ввалили сумасшедшие деньги страны в поддержку     
банков, был принят закон о поддержке банковской структуры страны, вы            
наполнили эти банки - банки что сделали? Они тут же обеспечили вывоз капитала   
за рубеж, погашение кредитов, которые проходили по долговым обязательствам      
ряда юридических лиц нашего государства! То есть опять же вы поддержали         
каких-то особо выделенных игроков, а мелкую банковскую систему, по сути,        
разрушили. И сегодня мы также находимся в преддверии того, что несколько сот    
мелких банков, которые, по сути, работают вот на этого мелкого и среднего       
предпринимателя, вы можете также обрушить вашей финансовой политикой,           
недальновидной финансовой политикой.                                            
                                                                                
Что можно предпринять, чтобы всё-таки финансовая система в стране устояла,      
была более стабильной и мы не глядели бы с ужасом на приближающийся кризис в    
Европе, который, естественно, также нам аукнется и отразится на наших           
карманах? Что можно предпринять? Ну, в первую очередь правительству всё-таки    
следует внимательно прочитать наши предложения, предложения ЛДПР, в области     
экономики и научиться нас слушать заранее, а не тогда, когда будут              
беспокойные годы, - это всё-таки будет менее болезненно, нежели отмахиваться    
от нас, как от назойливых мух. Оппозиция, как говорится, всё-таки немножко      
радеет за своё государство, и в наших рядах, у всех трёх оппозиционных          
фракций, есть достаточно много финансовых предложений, которые могли бы         
обеспечить, скажем так, по крайней мере какую-то устойчивость финансовой        
системы нашей страны.                                                           
                                                                                
Далее. Ввести мораторий на рост цен с 1 июля по 1 декабря на основные           
продукты питания, и пусть торговля немножко уменьшит свою рентабельность. А     
после 1 декабря можно обеспечить медленный отпуск цен, индексацию пенсий и      
заработной платы.                                                               
                                                                                
С 2013 года, безусловно, нужно сокращать экспорт нефти и развивать              
собственное производство нефтепродуктов, потому что оно у нас сегодня           
оставляет желать лучшего. И вот тут как раз задача малых и средних банков,      
которые рассредоточены по территории всей Российской Федерации, а не только     
каких-то основных финансовых монстров, которых вы особо любите, а остальных     
как бы не замечаете. В то же время надо больше средств вкладывать в своё        
сельское хозяйство, во все отрасли, для которых у нас сегодня есть ресурсы.     
Мы не побирушки - дайте, мол, средства есть, сумасшедшие средства есть, но мы   
их не вкладываем. Нужно вкладывать, но в своё производство, а не в импорт, и    
основным источником нужно сделать... (Микрофон отключён.)                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Анатольевич.                            
                                                                                
Наталья Викторовна Бурыкина.                                                    
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому       
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" внимательно             
ознакомилась с отчётом Центрального банка за 2011 год, и я хочу сказать, что    
ситуация к моменту подготовки этого отчёта в деятельности Центрального банка    
в целом изменилась. Как вы заметили, в заключении комитета были отмечены        
отдельные недостатки в работе Центрального банка, и я признательна              
Центральному банку за то, что он эти отдельные недостатки здесь, с этой         
трибуны, публично признал и собирается их устранять в дальнейшем.               
                                                                                
Теперь что касается критики, которую традиционно мы должны с этой трибуны в     
адрес Центрального банка высказать.                                             
                                                                                
Я хотела бы сказать о том, что касается извечного спора, надо ли Центральному   
банку кредитовать напрямую экономику. Мнение нашей фракции - что прямое         
кредитование экономики со стороны Центрального банка было бы неправильным, в    
данном случае здесь мы Центральный банк поддерживаем. Как вы заметили,          
коллеги, за эти годы Центральный банк существенно расширил свой                 
инструментарий для кредитования банковского сектора, а через банковский         
сектор кредитуется экономика. Однако я хотела бы сказать, что, если             
посмотреть внимательно уже на темпы кредитования экономики и на то, как это     
делается, здесь у нас есть отдельные вопросы. В частности, если объёмы          
кредитов и увеличились, то они увеличились таким образом, что на долю банков,   
контролируемых государством, на 1 января 2012 года приходилось 54,5 процента,   
на долю банков, контролируемых иностранным капиталом, - 14 процентов, на        
средние банки, допустим, Московского региона - 2,2 процента, на региональные    
средние и малые банки - 2 процента. То есть мы видим на самом деле, что в       
плане кредитования есть отдельные недостатки, потому что у каждого из этих      
банков свои клиенты и до тех клиентов, о которых мы волнуемся, в данном         
случае это предприятия малого и среднего бизнеса, эти кредиты и не доходят.     
                                                                                
Второй момент, который очень важен, - это невозможность получения кредитов      
предприятиями малого и среднего бизнеса, на которые мы особое внимание          
обращаем, даже если выделяются средства государством, допустим, для             
кредитования малого бизнеса, поскольку требования Банка России столь тяжелы     
для банков, что им сегодня проще отказать заёмщикам этих категорий, чем         
выдать кредиты, и в настоящее время, я знаю, ряд кредитных линий просто не      
осваивается, потому что нет реального заёмщика, до кого эти средства можно      
довести.                                                                        
                                                                                
Ещё один очень важный момент, почему это происходит, касается надзора -         
потому что требования к качеству кредитов, к резервированию повышаются, и       
банкам проще не дать. Я хотела бы у Центрального банка спросить: почему,        
когда, скажем, ситуация такая нестабильная (я понимаю, что очень важные         
функции у Центрального банка по обеспечению стабильности банковской системы),   
почему, когда нам нужно наращивать объёмы кредитования, экономику развивать,    
вместо того чтобы где-то немножко ослабить надзор, более гибко подходить к      
финансированию заёмщиков, мы, наоборот, ужесточаем надзор, и, таким образом,    
становится невозможно выдать деньги из банковского сектора в экономику? Я       
считаю, что в данном случае тактика Центрального банка должна меняться          
всё-таки, нужно двигаться более гибко в этом направлении, для того чтобы        
насытить сектора экономики.                                                     
                                                                                
Следующий момент, которому я отдельно хотела бы уделить внимание, - это         
нерациональное развитие в принципе сектора кредитования. В данном случае могу   
пример привести, что девяносто процентов кредитов нефинансовым организациям     
выдаются банками Центрального федерального округа, а на остальные банки, на     
банки в других округах, в данном случае на региональные банки, приходится       
только 10 процентов кредитов. По моему мнению, это не очень хорошо.             
                                                                                
Теперь о том, что касается спроса на длинные деньги. На самом деле я считаю,    
что это главная для нас задача - чтобы Центральный банк в своей политике        
формировал возможность всё-таки привлечения длинных денег. На сегодня           
инструментарий недостаточен, Центральный банк это прекрасно понимает, и я       
думаю, что он здесь не один, а вместе с другими институтами, которые            
присутствуют на финансовом рынке, должен более активно проводить эту позицию.   
                                                                                
Ну, на самом деле можно было бы много говорить о работе Центрального банка,     
какой мы хотели бы её видеть, но в целом, я считаю, главные свои функции -      
это обеспечение стабильности банковской системы и снижения уровня инфляции -    
Центральный банк в принципе выполняет неплохо, за это его можно похвалить, и,   
выступая от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", я полагаю, что мы можем принять к          
сведению отчёт Банка России.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Геннадьевич Аксаков.                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В соответствии с законом "О     
Центральном банке..." главной задачей Центрального банка является обеспечение   
устойчивости национальной валюты и обеспечение устойчивости банковской          
системы, и, если говорить о текущем выполнении этой задачи, то можно сказать,   
что Центральный банк с ней справился, то есть обеспечены текущая устойчивость   
валюты и текущая устойчивость банковской системы. Скажем, в конце прошлого      
года, когда банкам понадобилось привлечь огромный объём ликвидности,            
Центральный банк насытил рынок, и, соответственно, проблемы снялись.            
                                                                                
Но фундаментальным фактором, определяющим устойчивость национальной валюты,     
является состояние экономики, и поэтому говорить о том, что Центральный банк    
не отвечает за обеспечение устойчивости национальной экономики, за её           
развитие, абсолютно неправильно. Не может быть устойчивой национальная          
валюта, если она зависит от цены на нефть. Соответственно, Центральный банк     
очень слабо влияет на курс национальной валюты, курс нашего рубля               
определяется тем, какова цена на нефть на внешних рынках. Но если Центральный   
банк будет выполнять закон так, как прописано, то он обязан делать всё для      
того, чтобы наша экономика становилась устойчивой.                              
                                                                                
Вторая задача - это обеспечение устойчивости банковской системы. Да, вроде бы   
всё нормально, никаких таких потрясений нет, но посмотрите внимательно на       
нашу банковскую систему - она сегментирована, глубоко сегментирована:           
неравные условия конкуренции, разные банки имеют разный доступ к источникам     
рефинансирования, к ресурсам. Вот сейчас только Наталья Викторовна говорила о   
том, что региональные банки, малые банки меньше кредитуют заёмщиков в том       
числе потому, что у них нет доступа к тем ресурсам, к которым имеют доступ      
крупнейшие государственные банки. И это политика ЦБ! Центральный банк если      
даже определяет возможность рефинансирования кредитных организаций,             
возможность выдачи беззалоговых кредитов, он одновременно устанавливает         
планку по размеру капитала, а, на наш взгляд, необходимо сделать так, чтобы     
возможность такого рефинансирования обеспечивалась действительно в              
зависимости от капитала, но не путём отсечения по размеру, а привязкой к        
капиталу: если у тебя капитал 180 миллионов рублей - получи, например,          
кредитов на 18 миллионов, если у тебя капитал миллиард - получи кредитов на     
100 миллионов и так далее, и это будет намного справедливее. Центральный банк   
должен следить не за размером капитала, а за тем, насколько законопослушно,     
как прозрачно, как эффективно работает кредитная организация. Здесь мы ему,     
кстати, должны помочь: нам надо принять законы, которые ужесточат требования,   
в том числе надо ввести уголовную ответственность для аудиторов, которые        
представляют, к сожалению, иногда липовые документы, характеризующие работу     
кредитной организации; мы должны принять законы, в которых будут установлены    
требования к рейтинговым агентствам, которые не всегда достоверно определяют    
состояние кредитных организаций и рейтинг этих организаций, - тогда мы могли    
бы действительно требовать, чтобы Центральный банк выдавал долгосрочные         
кредиты, в том числе кредиты на три года, а может быть, даже на пять и десять   
лет. Но при этом кредиты должны даваться тем, кто их вернёт. А кто может        
вернуть? Только тот, кто имеет хороший рейтинг, кто работает прозрачно, кто     
выполняет все нормативы, исполняет добросовестно законы. И если мы сомкнём      
вот эти две составляющие, то я уверен, что наш ЦБ действительно сможет          
выполнять роль организации, которая влияет на экономический рост и              
способствует реализации в том числе новых, технологичных проектов.              
                                                                                
Ещё одна проблема, которая здесь уже поднималась, - это надзорная функция       
Центрального банка. Действительно, я абсолютно согласен - вот с Натальей        
Викторовной мы обсуждали эту тему перед этим заседанием, - не ужесточают        
центральные банки требования к организациям в период кризиса, центральные       
банки, Сергей Михайлович, ужесточают требования, в том числе и через            
повышение коэффициентов риска, когда есть подъём в экономике, когда             
нормальная ситуация в банковской системе. Сейчас эти повышенные коэффициенты,   
которые вы вводили с 1 октября, а теперь будете реализовывать с 1 июля          
текущего года, они не будут способствовать повышению устойчивости банковской    
системы, за что отвечает ЦБ, они будут, наоборот, создавать напряжение в        
системе. И вполне возможно, что многие банки снизят кредитование, я думаю,      
что большинство это сделает, а в результате мы не получим тех плюсов, на        
которые рассчитывали.                                                           
                                                                                
Ну и конечно, вопрос эффективности использования международных резервов. Я      
вчера об этом говорил: то, что мы свои средства размещаем под 0,1-0,2           
процента в год в американские казначейские бумаги при инфляции там почти 2      
процента (1,7 процента в прошлом году в США), - это неэффективное               
использование. Конечно, у нас должна быть подушка безопасности, конечно, мы     
должны часть средств размещать в те бумаги, которые являются действительно      
надёжными, ликвидными, вопросы доходности, может быть, действительно должны     
здесь быть на последнем месте, но все 500 миллиардов с лишним в такие бумаги,   
на мой взгляд, неэффективно размещать, 300 миллиардов было бы вполне            
достаточно для того, чтобы обезопасить себя в тяжёлой, кризисной ситуации,      
остальные надо направить в более доходные инструменты, и я считаю, что их       
надо использовать как гарантийный фонд для модернизации экономики, а ЦБ здесь   
мог бы выступить инициатором, поскольку он является, может быть, самым          
профессиональным органом, который понимает, как эти деньги можно было бы        
использовать.                                                                   
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" имеет очень хорошую комплексную программу,        
которая направлена на то, чтобы эффективно наладить работу нашей финансовой     
системы, для того чтобы Центральный банк мог действительно выделять             
долгосрочные ресурсы под эффективные проекты, под окупаемые проекты,            
направлять их хорошим предприятиям-заёмщикам, и если эта программа будет        
реализована, то, я вас уверяю, в короткие сроки ситуация в нашей стране может   
измениться.                                                                     
                                                                                
Учитывая, что отчёт подготовлен исходя из традиционных подходов, тех, что не    
ведут к кардинальному изменению ситуации... (Микрофон отключён.)                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович, пожалуйста, вам слово, если есть необходимость в этом.       
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Я услышал много интересного и полезного. Мы стенограмму внимательно изучим и    
будем это учитывать в своей работе.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, благодарю вас за отчёт и за ответы на    
вопросы депутатов.                                                              
                                                                                
Коллеги, выносим на "час голосования".                                          
                                                                                
По ведению просит слова Михаил Михайлович Заполев.                              
                                                                                
ЗАПОЛЕВ М. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, чтобы понять, кому банк принадлежит и на кого он работает,   
рекомендую прочитать книжку Старикова "Национализация рубля...", и вы многое    
поймёте: он не наш и работает не на нас...                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Михайлович, обращаю внимание: ваше выступление     
не относится к ведению.                                                         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5403 по 5419 из 6353
10-й пункт повестки дня, о проекте постановления Государственной Думы "О        
годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации...".                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              235 чел.52,2 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    239 чел.                                          
Не голосовало                 211 чел.46,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Постановление принято.