Заседание № 264
20.11.2015
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 932959-6 "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Скупщине Черногории, парламентариям государств - членов Организации Североатлантического договора и Парламентской ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1332 по 1581 из 6370
7-й вопрос, проект постановления "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Скупщине Черногории, парламентариям государств - членов Организации Североатлантического договора и Парламентской ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе". Докладывает Алексей Константинович Пушков. Пожалуйста. ПУШКОВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по международным делам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается обращение Государственной Думы в связи с планами втягивания Черногории в НАТО. В обращении говорится, что, уважая суверенное право каждого государства обеспечивать безопасность своих граждан всеми законными способами, Государственная Дума выражает твёрдую уверенность в том, что блоковый подход к обеспечению безопасности, вовлечение новых государств, особенно вопреки воле их народов, в военный альянс являются политическим инструментарием времён холодной войны. И действительно, мы с вами видим, что, несмотря на завершение холодной войны ещё двадцать пять лет назад, НАТО постоянно проводит курс на расширение своей организации, на втягивание в альянс всё новых государств, существуют планы вслед за Черногорией и некоторыми другими странами, и это ни для кого не секрет, принять в НАТО Украину и Грузию. Пока эти планы разделяют далеко не все государства - члены альянса, но влиятельные силы в Соединённых Штатах, в некоторых других странах работают именно в этом направлении. Между тем возникает вопрос: а является ли НАТО той организацией безопасности, которая способна обеспечить необходимый уровень безопасности и защиты для стран - членов НАТО? Как показывают теракты в Париже, не является, и не потому, что НАТО не смогло предотвратить этот теракт, а дело в том, что НАТО просто не занимается такими вещами, как обеспечение безопасности от террористической угрозы. Вот сейчас, казалось бы, было бы логично, чтобы страны НАТО действовали в соответствии со статьёй 5 так называемого Вашингтонского договора, согласно которой, как вы знаете, нападение на одну страну - члена альянса воспринимается как нападение на все страны, - но нет, вы обратите внимание, как НАТО демонстративно находится в стороне от задачи борьбы с террористической угрозой. В действие приведена другая статья - статья 42, параграф 7, Договора о Европейском союзе, на основании которой страны Евросоюза обязуются поддерживать Францию, как жертву нападения, и поддерживать преимущественно политическими средствами, а НАТО трусливо остаётся в стороне! За всё время существования альянса - и я хотел бы это подчеркнуть - 5-я статья Вашингтонского договора приводилась в действие, применялась всего лишь один раз: в 2001 году после терактов 11 сентября в Соединённых Штатах, то есть тогда, когда были атакованы Соединённые Штаты, НАТО сразу мобилизовалось, и все государства альянса поддержали действия Соединённых Штатов в Афганистане, направленные на то, чтобы уничтожить находившуюся там в то время "Аль-Каиду". Когда мы видим практически такое же нападение на Париж, с многочисленными жертвами, НАТО демонстративно остаётся в стороне - вывод здесь напрашивается только один: НАТО остаётся инструментом обслуживания внешнеполитических интересов и обеспечения безопасности преимущественно Соединённых Штатов Америки, как я понимаю, Франция на защиту и помощь со стороны НАТО сейчас рассчитывать не может. Чем занималось, вообще, НАТО весь этот период, когда возникло и укреплялось на Ближнем и Среднем Востоке "Исламское государство", "ИГИЛ"? Обратите внимание, что НАТО занималось борьбой с вымышленной российской угрозой: мы слышали в адрес России постоянные обвинения в агрессии, которой не было, НАТО постоянно занималось разработкой планов по размещению баз быстрого реагирования в Польше, поддерживало американские замыслы разместить систему противоракетной обороны в ряде государств Восточной Европы недалеко от российских границ, поддерживало переброску Соединёнными Штатами своих военнослужащих и военной техники в страны Прибалтики и постоянно нагнетало напряжённость - вот чем занималось НАТО! Группировка "ИГИЛ" была и сегодня остаётся абсолютно вне поля действия НАТО, и в то время, когда мы видим, что эта угроза нарастает, - и это признано всеми, это очевидный факт - генеральный секретарь НАТО господин Столтенберг на пресс-конференции всё рассказывает о том, как он собирается бороться с российской угрозой. Я думаю, ему было бы уместнее, если уж господин Столтенберг рвётся в бой, надеть бронежилет и отправиться в Сирию или в Ирак сражаться с "Исламским государством", по крайней мере, мы тогда увидели бы какой-то смысл в существовании этой организации, кроме обеспечения интересов Соединённых Штатов Америки. Нельзя пройти и мимо того факта, что главный тезис НАТО, что расширение альянса - это расширение зоны демократического выбора народа, абсолютно не соответствует действительности. Вот посмотрите, что происходит в Черногории: против вступления в НАТО в Черногории существуют очень серьёзные общественные настроения, масштабный протест в Подгорице начался в конце сентября, после этого он продолжился 18 октября, когда произошли первые столкновения полиции с протестующими в ходе попыток сил правопорядка разогнать палаточный городок демонстрантов, 24 октября многотысячный митинг был разогнан полицией с применением слезоточивого газа и светошумовых гранат, ряд демонстрантов были жестоко избиты, при этом разгон митинга не остановил протестного движения, но примечательно, что после разгона демонстрации западные средства массовой информации, правозащитные организации как в рот воды набрали, будто в Черногории ничего не было, то есть Джукановича ни в чём не обвиняли, против него не угрожали ввести санкции, не было инициатив созвать какие-либо конференции по образованию организаций типа "Друзей Черногории" и так далее. Таким образом, мы абсолютно чётко видим, что ради втягивания государства в НАТО западные страны, прежде всего Соединённые Штаты, готовы закрывать глаза на любые нарушения, в том числе и на искажение воли населения. Например, в Черногории нет большинства, которое поддерживало бы вступление страны в НАТО, - это по любым данным, даже по данным исследований, которые финансируются властями Черногории и западными фондами, - около 45 процентов населения выступает против членства Черногории в НАТО, то есть большинства там нет. Такая же история была и в Словакии в 1997 году, когда был проведён референдум, в котором, кстати, приняли участие лишь 10 процентов граждан, но даже из этих 10 процентов 54 процента высказались против вхождения в НАТО, а в итоге был взят курс на то, чтобы втянуть Словакию в НАТО, не возвращаясь к идее референдума. Соответствующее решение было принято правительством и поддержано большинством в парламенте, и Словакия стала членом НАТО в 2004 году без всякого учёта воли народа Словакии по поводу вступления в эту организацию. Таким образом, мы видим, что НАТО не выполняет ни одного из своих главных предназначений: не обеспечивает безопасность своих государств, не отвечает на такие нападения на входящие в его состав государства, как террористические акты, совершённые против Франции, более того, не обеспечивает демократического выбора народа, поэтому это миф, манипуляция и пропаганда, на самом деле мы имеем дело с искусственным втаскиванием Черногории в НАТО, а это является прямым нарушением права народа самому определять свою судьбу. В связи с этим, как нам представляется, следует обратиться к парламентариям и в целом к общественности европейских стран, с тем чтобы обратить их внимание на эти факты, и я предлагаю поддержать это обращение. Что касается фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", то она обращение полностью поддерживает. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Большое спасибо. Переходим к обсуждению, к выступлениям представителей фракций. Василий Николаевич Лихачёв, пожалуйста. Регламент - три минуты. ЛИХАЧЁВ В. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! К большому сожалению, в мире по-прежнему имеют место факты, наблюдаются тенденции, связанные с политическим цинизмом и политической безответственностью, и, с нашей точки зрения, русофобский, проамериканский, антинародный прожект по втягиванию Черногории в состав НАТО как раз соответствует этим критериям. Ситуация, которая сложилась сегодня в Черногории вокруг этого проекта, демонстрирует, что нарушаются принципы демократии, воля народа предана забвению, действует принцип аморальности: Черногорию втаскивают в ту самую организацию, которая несколько лет назад бомбила Югославию и причинила огромные человеческие страдания многонациональной Югославии, в том числе и черногорцам. Наконец, нельзя не сказать, что плюсов здесь не будет: Черногория, делая этот шаг, теряет свой суверенитет, теряет свои компетенции в области внешней политики и обороны; открывается доступ натовским структурам - и разведывательным, и военным, сухопутным, воздушным - для получения контроля над акваторией Средиземного моря и Адриатики; и самое важное последствие, или, может, одно из самых важных, - это то, что вносится сильнейшее ускорение в тренд по отрыву Подгорицы, по отрыву Черногории от Российской Федерации. Этот тренд наблюдается уже давно, это проявилось и тогда, когда Черногория не поддержала резолюцию о недопустимости героизации нацизма при голосовании на заседании Генеральной Ассамблеи ООН недавно, и тогда, когда действующее руководство Черногории во главе с Джукановичем признало Косово, и во многих других ситуациях. Забвению были преданы трёхсотлетняя дружба и братская взаимопомощь черногорского и российского народов, забвению предаётся то, что Россия сегодня, несмотря на все экономические и финансовые сложности, продолжает оказывать помощь черногорскому народу, предоставив инвестиции на сумму более 3 миллиардов евро. Совершенно очевидно, что наш голос, голос парламентского сообщества, выраженный в представленном документе, актуален, - будем надеяться, что он будет услышан и в Брюсселе, в Подгорице, в Вашингтоне, будем надеяться, что это по крайней мере вызовет какой-то объективный мыслительный процесс. Фракция предлагает поддержать этот документ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Николаевич. Приглашаю Михаила Владимировича Дегтярёва. ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Цель НАТО, всей североатлантической группы государств ясна - разорвать славянский мир, усилить военную группировку, это очевидно, но я хотел бы сказать о методах. Мы тесно взаимодействуем с парламентариями Черногории и видим, что там идут глубинные процессы, которые, конечно, угрожают сегодня всему народу Черногории, его идентичности, суверенитету, как было сказано. Главный удар наносится сегодня по Сербской православной церкви, об этом мало говорят, попытки Джукановича создать отдельную Черногорскую православную церковь пока не увенчались успехом, но эти попытки предпринимаются с завидной регулярностью. Колоссальное влияние, которое имеют в Черногории Россия, Русская православная церковь, Сербская православная церковь в лице архиепископа Цетиньского митрополита Амфилохия, сегодня пытаются нивелировать. В Черногории идёт травля инакомыслия, травля всех лидеров, имеющих иное мнение, любое высказывание, идущее вразрез с доктриной вступления в НАТО, в так называемую единую европейскую семью, - всё подавляется самым жесточайшим образом. Если проанализировать, природа протеста, технологии протеста в Подгорице в принципе идентичны тем, что были на майдане, были народный гнев, ненависть к правящему режиму, несогласие с попытками втащить страну в ненужный альянс, но, как правильно отметил глава Комитета по международным делам, в западных СМИ не было ни одного заявления, осуждающего правящий режим и поддерживающего черногорцев. В этом году, кстати, впервые за двадцать лет прошла трансляция военного парада из Москвы на центральном черногорском телевидении, но власти просчитались: они хотели напугать черногорский народ, мол, русские идут, а получили обратную реакцию - количество просмотров зашкаливало, и черногорцы поняли, что мощь российских Вооружённых Сил гарантирует сегодня безопасность человечеству фактически на всём европейском континенте. Поэтому мы призываем всех парламентариев Черногории одуматься. Мы, конечно, поддерживаем предложенный проект обращения и хотим напомнить, что в соответствии с военной доктриной России одной из целей для РВСН в случае вступления в НАТО будет, конечно, одна из столиц стран НАТО, родной нам город Подгорица. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович. Алексей Константинович, вы в докладе мнение фракции отразили, фракция поддерживает. Есть ли необходимость в том, чтобы дополнительно выступить? Нет. Тогда я приглашаю Александра Леонидовича Романовича. Пожалуйста. РОМАНОВИЧ А. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Должен ещё раз сказать, что текст сегодняшнего обращения выверен настолько, что очень трудно что-либо добавить, и я уверен, что это обращение возымеет действие. Обращение принимается, на мой взгляд, в очень правильный момент (неправильно было бы сказать: в удачный). Дело в том, что за последние несколько дней в мировой внешней политике произошли глобальные изменения, я не побоюсь этого слова. После участия, после выступления Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на саммите "двадцатки", после выступления руководителя Франции, после его слов о смене внешнеполитического курса, об изменении приоритетов во внешней политике, уверен, изменятся приоритеты как Европейского союза, так и НАТО. Свидетельством тому является последнее обращение председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера к президенту Владимиру Путину, в котором он очень осторожно, но весьма прозрачно говорит, что необходимо устанавливать взаимное сотрудничество между Евразийским экономическим союзом и Европейским союзом, - для человека, являющегося профессионалом в области интеграции, это серьёзный шаг, который говорит о том, что у них в головах появляются новые представления. И сегодня возникает вопрос: уместно ли руководству Черногории, парламенту Черногории в новом европейском контексте, после терактов в Париже и в свете новых позитивных настроений, порождённых саммитом в Анталье, вступать в НАТО? Я думаю, что им на этот вопрос придётся отвечать и они об этом задумаются. Ещё раз скажу от имени фракции о поддержке текста обращения Государственной Думы, считаю его своевременным, правильным, оно найдёт свой отклик. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Александр Леонидович. Выносим проект постановления об обращении на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4982 по 5001 из 6370
7-й вопрос, проект постановления "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Скупщине Черногории, парламентариям государств - членов Организации Североатлантического договора и Парламентской ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 17 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Постановление принимается, и пусть парламентарии нас услышат.