Заседание № 261
13.11.2015
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 926945-6 "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 846 по 1998 из 8824
11-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов". Совет Государственной Думы предложил проект порядка рассмотрения данного вопроса. Нет возражений? Принимается. Приглашаю к микрофону Эльвиру Сахипзадовну Набиуллину, председателя Центрального банка Российской Федерации. НАБИУЛЛИНА Э. С., председатель Центрального банка Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вначале я хотела бы поблагодарить депутатов за очень глубокое, очень детальное участие в работе над Основными направлениями денежно-кредитной политики. В результате обсуждения и в рабочей группе, и в комитетах мы уточнили и дополнили документ, а во вторник уточнённый документ был утверждён Советом директоров Банка России. Я начну с общей характеристики текущей ситуации и основных рисков, которые эта ситуация нам предъявляет, - это предпосылки, исходя из которых мы будем реализовывать нашу денежно-кредитную политику, - после чего коротко остановлюсь на прогнозе и основных инструментах денежно-кредитной политики. На ситуацию в российской экономике достаточно сильно продолжает влиять сохраняющаяся неопределённость на мировых рынках. С точки зрения внешних рисков на первом плане - снижение цен на нефть, замедление темпов роста экономики Китая и нормализация денежно-кредитной политики в США. Переход рынка нефти к новому равновесию с более низким уровнем цен оказывает и продолжит оказывать негативное влияние на российскую экономику. Падение цен на нефть в совокупности с эффектом от ограничения доступа для российских банков и компаний к внешним заимствованиям приводит к сокращению валютных поступлений, по нашим оценкам, примерно на 200 миллиардов долларов в годовом выражении. В Китае не ожидается резкого изменения ситуации, но определённые риски связаны не только со снижением темпов роста, но и с изменением структуры роста китайской экономики: в промышленности, темпы роста которой влияют на спрос на сырьевые ресурсы, снижение происходит быстрее, чем в целом по китайской экономике, где всё большую роль начинает играть сектор услуг. Что касается политики ФРС, фокус перемещается с конкретной даты повышения ставок на долгосрочный горизонт, то есть на темпы повышения ставок. Расхождение между ожиданиями рынка и фактической политикой ФРС по повышению ставок может создавать риски оттока капитала с развивающихся рынков, к которым относится и Россия, и роста волатильности не только в этом, но и как минимум в следующем году. Эти риски мы учитываем в своей политике. Под воздействием внешних негативных факторов сохраняется, к сожалению, высокая волатильность курса рубля, тем не менее она снизилась с начала года и уже не создаёт серьёзных рисков для финансовой стабильности. Более того, её влияние на инфляцию, инфляционные ожидания и, соответственно, на поведение экономических агентов снижается. Внешние условия остаются неблагоприятными, но наша экономика постепенно к ним адаптируется, инфляция снижается. Скачок инфляции в конце прошлого - начале этого года был вызван мощными, но одноразовыми факторами - снижением цен на нефть и последовавшим снижением курса рубля. Эффект от этих событий уже реализовался, и теперь инфляция замедляется: мы ожидаем, что она снизится до 12-13 процентов по итогам этого года. По нашим прогнозам, инфляция продолжит достаточно быстро снижаться и в следующем году, чему будет способствовать умеренно жёсткая денежно-кредитная политика, а также сдержанная бюджетная политика и невысокий спрос, - к концу 2016 года, по нашим прогнозам, инфляция составит 5,5-6,5 процента. В Основных направлениях денежно-кредитной политики мы закладываем три прогнозных сценария, и во всех трёх сценариях - базовом, оптимистичном и пессимистичном - мы достигаем целей по инфляции в 4 процента к концу 2017 года. Замечу, что, принимая решения в области денежно-кредитной политики, мы всегда имеем в виду баланс рисков для инфляции и для экономики - цели по инфляции не будут достигаться в ущерб экономическому росту. Возвращения к положительным темпам роста мы ожидаем ко второй половине 2016 года, а по итогам 2015 года, по нашим оценкам, спад составит от 3,9 процента до 4,4 процента. Отток капитала в этом году составит примерно 70 миллиардов долларов США - мы снизили прогноз, ранее ожидали 85 миллиардов долларов США. Важную роль в процессе адаптации экономики к новым внешним условиям сыграл переход к плавающему курсу рубля. Плавающий курс - это не единственный, но значимый фактор, ускоривший адаптацию платёжного баланса и изменение структуры экономики в ответ на внешние шоки. Что касается платёжного баланса, то мы наблюдаем одновременно рост сальдо по текущему счёту и сокращение оттока капитала по причинам, не связанным с выплатой долгов. Наряду с адаптацией платёжного баланса мы также уже видим сигналы изменения структуры экономики, первые признаки того, что в экспортирующих и импортозамещающих секторах ситуация начинает выглядеть чуть более устойчивой. Несколько слов о ситуации в банковском секторе. Начну с рынка депозитов: в этом году нам удалось переломить тенденцию прошлого года, когда происходило снижение объёма рублёвых депозитов, - за 10 месяцев этого года вклады выросли на 14,2 процента, без учёта валютной переоценки - на 10,2 процента. Теперь что касается кредитования. В начале года, действительно, кредитование затормозилось, а по отдельным направлениям, к примеру по малому бизнесу, продолжило снижаться, однако в последние месяцы рост кредитования возобновился: за 10 месяцев банки увеличили кредитование предприятий на 7,1 процента, без учёта валютной переоценки - на 2,2 процента. Отмечу, что рост кредитования происходит несмотря на то, что качество кредитного портфеля банков ухудшилось. Правда, в этой сфере мы видим некоторые положительные сдвиги: просроченная задолженность растёт, но эта тенденция затухает. Так, за октябрь текущего года удельный вес просроченной задолженности по кредитам нефинансовых организаций вырос на 0,1 процента - до 5,9 процентов, по розничным кредитам - с 8 до 8,1 процента. Тем не менее темп роста кредитования может быть ограничен не только высокими процентными ставками, но и накопленной достаточно высокой долговой нагрузкой нефинансового сектора в целом. Суммарный объём, суммарный уровень долговой нагрузки предприятий, которая включает и внешние кредиты, и облигационные займы, сейчас составляет около 80 процентов ВВП - это ниже, чем в развитых странах, но выше, чем во многих странах с развивающимися рынками. Есть сектора и компании с потенциалом наращивания кредитования, а есть такие, которым противопоказан дальнейший рост долгов, там уже долговая нагрузка такова, что может создать угрозу для развития: большие риски есть в строительстве, у части компаний в обрабатывающих секторах, среди сырьевых компаний риски сохраняются в угольной отрасли. И вопрос финансирования роста в реальном секторе - это в большей степени вопрос восстановления платёжеспособности компаний и привлечения капитала, нежели вопрос наращивания кредитов; мы по опыту других стран видим, что чрезмерное расширение кредитования может создавать большие риски для развития в будущем. Теперь я перейду к нашему прогнозу. Мы уже представляли его ранее, поэтому я достаточно коротко по нему пройдусь. Итак, мы выделяем три прогнозных сценария в зависимости от цен на нефть: в базовом сценарии среднегодовая цена составит 50 долларов за баррель, в оптимистичном сценарии рост нефтяных котировок - до 70-80 долларов за баррель, в рисковом сценарии среднегодовая цена на нефть ниже 40 долларов за баррель. Во всех сценариях мы предполагаем, что режим финансовых санкций и торговых ограничений в ближайшие три года сохранится. В базовом сценарии мы ожидаем, что годовые темпы прироста российской экономики перейдут в положительную область в 2017 году, в 2018 году ожидается рост около 2-3 процентов. Также в базовом сценарии по мере снижения инфляции и стабилизации инфляционных ожиданий мы видим возможность продолжить снижение ключевой ставки. В оптимистичном сценарии восстановление экономического роста в годовом выражении произойдёт уже в 2016 году. Инфляция будет постепенно снижаться, как и в базовом сценарии. Потенциал снижения ключевой ставки будет несколько больше, как и потенциал пополнения золотовалютных резервов. В условиях повышенной неопределённости относительно перспектив не только нефтяного рынка, но и в целом мировой экономики, важно быть готовыми к наиболее неблагоприятному развитию событий, для этого мы рассмотрели рисковый сценарий. В случае нарастания рисков мы будем готовы задействовать весь арсенал имеющихся у нас инструментов и мер, включая наращивание объёмов валютного рефинансирования и осуществление продаж иностранной валюты для поддержания финансовой стабильности. Такой инструментарий у нас есть и готов к применению в случае необходимости. Теперь об инструментах рефинансирования. Я напомню, что помимо стандартных инструментов мы ввели специализированные, направленные на поддержку кредитования в приоритетных секторах и там, где есть провалы рынка. Сначала скажу о развитии стандартных инструментов. В фокусе нашего внимания во второй половине прошлого года и начале этого года находились проблемы дефицита обеспечения в связи с ростом спроса на рублёвую ликвидность со стороны Центрального банка и проблемы доступа к валютной ликвидности. Для решения проблемы обеспечения мы расширяли ломбардный список, Перечень Банка России, увеличивали поправочные коэффициенты для оценки стоимости активов в обеспечении. Мы также создали инструменты предоставления валютной ликвидности на заёмных основаниях, но уже в первой половине года ситуация и с рублёвой, и с валютной ликвидностью существенно улучшилась, начался рост депозитов в банках, отпала необходимость в наращивании наших операций, возникли возможности для их сокращения. Объём задолженности по операциям РЕПО в рублях сократился с 2,8 триллиона рублей на начало года до 789 миллиардов рублей на сегодняшний день. Задолженность по обеспеченным кредитам Банка России за этот период снизилась в 2 раза: с 4,4 триллиона рублей до 2,2 триллиона рублей. Введённые в прошлом году инструменты валютных РЕПО и кредитов в иностранной валюте позволили улучшить ситуацию с валютной ликвидностью, сгладить прохождение пика выплат по внешним долгам и таким образом способствовали стабилизации валютного рынка. Начиная со второго квартала ситуация с валютной ликвидностью улучшается и спрос на наши операции падает. В результате объём средств, выданных по всем инструментам в иностранной валюте, снизился с максимального уровня 36 миллиардов долларов примерно до 26,5 миллиарда долларов. Лимит по этим операциям установлен Банком России в объёме 50 миллиардов долларов США. Следует отметить, что инструментарий по предоставлению валютной ликвидности не ограничен 2015 годом: операции РЕПО были введены на период до конца 2016 года, а кредиты в иностранной валюте - до конца 2017 года. Банк России проводит мониторинг достаточности валютной ликвидности у нефинансовых компаний и банков для осуществления выплат по внешним долгам. Оценка на 2016 год показала, что платежи по внешнему долгу в следующем году будут носить равномерный характер. Более того, мы проводим специальные опросы наших крупнейших компаний, и, по данным опросов тридцати крупнейших компаний, выплаты по внешнему долгу - я подчеркну: с учётом внутригруппового финансирования - в первом квартале 2016 года составят 6 миллиардов долларов США, в четвёртом квартале этого года - 8 миллиардов долларов США (ещё раз повторю: с учётом внутригрупповых платежей). Объёмы корпоративных выплат по внешнему долгу в 2016 году будут примерно в 2 раза меньше, чем в 2015 году. В целом же российский внешний долг с 2014 года снизился кардинально, почти на 30 процентов: на начало 2014 года весь внешний долг составлял 729 миллиардов долларов США, в настоящее время это 522 миллиарда долларов США. Теперь о специализированных инструментах - у нас их четыре, - направленных на поддержку кредитования малого и среднего бизнеса (ставка там 6,5 процента, срок три года), несырьевого экспорта, проектного финансирования (по этим двум инструментам ставка сейчас 9 процентов) и поддержку военной ипотеки. На сегодняшний день по программе поддержки инвестиционных проектов использовано 43,7 миллиарда рублей из лимита 100 миллиардов, по кредитованию малого и среднего бизнеса из лимита 50 миллиардов использовано 32,8 миллиарда рублей, по кредитованию несырьевого экспорта использовано 17,2 миллиарда рублей из лимита 50 миллиардов, по программе "Военная ипотека" в этом году лимит 10 миллиардов был увеличен до 30 миллиардов и в настоящий момент использовано чуть менее 20 миллиардов рублей. К нам часто обращаются с просьбой увеличить лимиты по этим специализированным инструментам. Не спорю, что в отдельных случаях, когда существующие лимиты выбраны, это имеет смысл делать. Так, в этом году мы увеличили лимит по рефинансированию военной ипотеки, о чём я уже сказала, по проектному финансированию увеличили лимит с 50 до 100 миллиардов, но для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики важно, чтобы нормальный доступ к финансированию был у широкого круга экономических агентов, а не только у тех, кто может, так сказать, добежать до государства и получить кредитование в качестве специализированного инструмента. Нам важно проводить политику, которая приведёт в конечном итоге к снижению процентных ставок по всем кредитам, а не просто расширять финансирование по льготным ставкам для избранных, тем самым замедляя или уменьшая возможности для снижения ставок по всем кредитам. В завершение я хотела бы сказать о том, что мы, как видите, достаточно гибко стараемся реагировать на ситуацию, корректируем наши инструменты, вводим дополнительные меры поддержки там, где они необходимы, мы стремимся оперативно реагировать на любые изменения внешних условий, и, как показали итоги девяти месяцев этого года, принимаемые меры срабатывают. При этом мы также не допускаем искажения механизмов денежно-кредитной политики, излишних послаблений для банковского сектора, которые позволяли бы вместо того, чтобы решать проблемы, их маскировать. Наша задача не замаскировать проблемы в экономике, а дать банкам, реальному сектору время для того, чтобы научиться вести бизнес в новых условиях. В эпоху высокой глобальной волатильности, а она, видимо, будет продолжаться немалое время, главная задача Центрального банка - обеспечение ценовой стабильности, финансовой стабильности и экономической стабильности в целом. В случае сильных шоков нелегко обеспечить все эти цели одновременно: в прошлом году, когда в сложных условиях мы приняли решение о переходе к плавающему курсу, мы вынуждены были допустить скачок инфляции, чтобы снизить риски для экономики, но нам удалось достаточно быстро взять инфляцию под контроль, и сейчас мы продолжаем политику, которая будет приводить к снижению инфляции. Параллельно мы принимали меры по поддержанию в целом финансовой стабильности. Задача на следующий период - не допустить, чтобы усиливавшаяся в начале этого года инфляция стала угрозой для экономического роста в будущем. При этом особую важность имеют долгосрочные рыночные процентные ставки для субъектов экономики, которые снизятся только в том случае, если снизится инфляция, инфляционные ожидания. Нам важно закрепить эту тенденцию, именно тенденцию к снижению долгосрочных процентных ставок. Принимая сейчас решение о процентных ставках, мы должны учитывать и текущие, и будущие риски для экономического роста и для инфляции: слишком быстро снижая ставку сейчас, мы можем создать риски того, что ставки начнут расти в будущем, а мы не должны этого допускать. При этом, принимая решения в сфере денежно-кредитной политики, мы исходили и будем исходить из того, что финансирование зависит куда больше от доверия участников рынка друг к другу, в том числе от их веры в способность Центрального банка обеспечить ценовую, финансовую стабильность, от их уверенности в будущем, чем только от стоимости краткосрочного фондирования Центрального банка. На этом я закончу своё выступление. Спасибо большое за ваше внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемая Эльвира Сахипзадовна! Месяц тому назад проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики поступил в Государственную Думу, он был разослан общественным организациям участников рынка, специалистам, работали экспертные советы, была создана рабочая группа, которая на основании полученных нами рекомендаций направила свои предложения в Центральный банк. И должен специально сказать и выразить признательность - все предложения, которые сформулировала рабочая группа, Центральный банк принял, и они нашли отражение в том документе, который мы сейчас рассматриваем уже не как проект. Неоднократно звучало, и этим закончила Эльвира Сахипзадовна, что достижение любых целей денежно-кредитной политики в принципе возможно только в условиях доверия к национальной валюте, доверия к национальной банковской системе и доверия к последовательной, публичной и предсказуемой единой политике Центрального банка. На что хочу обратить ваше внимание? Это не денежная политика Центрального банка, это единая государственная денежно-кредитная политика. На заседании комитета неоднократно звучали вопросы, на которые коллеги из Центрального банка отвечали, что тот документ, который мы обсуждаем, имеет несколько иной формат, и он определён действующим законом "О Центральном банке...". Но формат не догма, и если нужно изменить формат, с тем чтобы в дальнейшем отражать важнейшие вопросы, повторяю, единой государственной денежно-кредитной политики, мы вправе это сделать, комитет готов вернуться к обсуждению этого вопроса. Многократно звучал вопрос о доверии и об инфляционных ожиданиях, которые могут быть спровоцированы и повлиять на ситуацию значительно сильнее, нежели реальная обстановка в экономике страны, - на это в определённом смысле был сделан расчёт нашими оппонентами. Поэтому, с нашей точки зрения, исключительно важный вопрос - публичность в деятельности Центрального банка, и, хотя этого нет в действующем законодательстве, тем не менее важно, чтобы люди доверяли, не просто зная, но и понимая, что те действия, которые заложены в обсуждаемом сегодня документе, действительно приведут к тем результатам, которые декларированы. К сожалению, на сегодняшний день у нас в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики нет раздела "Надзор и регулирование", эти вопросы сегодня косвенно затрагиваются, но в редакции "и другие направления", а это вопросы специальные, имеющие непосредственное отношение к уровню доверия, и их обязательно нужно отразить. Мы считаем, что в глубоком анализе нуждается ситуация, которая стала следствием существенного количества отзывов лицензий у действующих кредитных организаций. Когда к нам с вами приходят люди - клиенты этих организаций, они не рыдают по поводу факта закрытия, они прежде всего задают вопрос: "Где вы были раньше? Ведь эта организация, в которую мы принесли свои деньги, действовала с разрешения регулятора!" И поэтому, поддерживая те шаги, которые Центральный банк предпринимает по расчистке ситуации в банковском секторе, мы считаем, что тем не менее должен быть предельно усилен и надзор, и если для этого требуется ввести "Базель-3" - понятно, что банки против этого возражают, но если потребуется ввести значительно более жёсткую систему надзора и регулирования, то это обязательно нужно сделать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, буду предельно краток, лапидарен, потому что за пять минут об основных направлениях денежно-кредитной политики, строго говоря, я не очень понимаю, что можно сказать, поэтому - о главном. Итак, первое, на что хотел бы обратить внимание. Самое важное - это то, что впервые в истории нашего бюджетного процесса за долгие годы одновременно рассматриваются основные направления и бюджет. Я не буду вспоминать те причины, по которым эти документы были не связаны между собой, но получалось следующим образом: мы принимаем бюджет, бюджетную политику, а через месяц мы рассматриваем ОНДКП уже на самом деле с другим прогнозом, с другими предложениями, и получается, что бюджетная политика и денежно-кредитная политика основываются на разных прогнозах и действуют в совершенно противоположных направлениях. То, что сделано сегодня, очень важно, потому что в тех условиях, в которых оказалась страна, нам необходима координация всех действий в этой сфере. Вот это первое и главное достоинство того, что мы сегодня рассматриваем. Теперь хотел бы сказать о некоторых проблемах. Инфляция. Вот слушали мы сейчас Эльвиру Сахипзадовну, и совершенно понятно, что мы тоже поддерживаем предложения, отражённые в бюджете, касающиеся того, что на следующий год инфляция запрограммирована на уровне 6,4 процента, и предложение Центрального банка, что инфляция должна быть 4-4,5 процента. Это абсолютно справедливо, но ведь все мы прекрасно понимаем, что сегодня инфляция в основе своей, я подчёркиваю, в основе своей имеет немонетарный характер и, следовательно, достигнуты будут эти рубежи или не достигнуты, зависит не только от действий Центрального банка. И здесь мы возвращаемся к первому вопросу: эта политика должна быть скоординирована, только тогда мы сможем решить проблемы инфляции, а пока эти вещи движутся, к сожалению, в разных направлениях, боюсь, что нам достигнуть этих рубежей, этих цифр не удастся. Следующий вопрос. На самом деле это очень важный вопрос, он касается стоимости кредитов - мы все об этом говорили, и вот сейчас мы слышали Эльвиру Сахипзадовну: мы готовы снижать ставку не в ущерб инфляции. На самом деле, коллеги, когда говорят, что, мол, давайте снижайте ставку, нужно понимать одну вещь: нельзя противопоставлять два вопроса - как развивается экономика и сколько будет стоить булка хлеба в магазине. А вопрос инфляции связан именно с этим, и на самом деле это должно быть совмещено, это мы с вами должны понимать. Но вот ключевая ставка - снизили сейчас сколько могли, но ведь, простите, есть государственные финансовые бумаги, которые размещает не Центральный банк, - по какой ставке они размещаются? И ни один банк не выдаст вам кредит по ставке ниже той, которая установлена по государственным бумагам, которые размещаются, и это к функциям Центрального банка вообще никакого отношения не имеет. То есть получается, что фактически ключевая ставка сегодня не определяет ставку по кредиту. Тогда в связи с этим у меня вопрос: почему же мы всё время говорим, чтобы Центральный банк снижал ставку, что от этого зависит кредитование? У нас же только два рецепта, о которых говорят в первую очередь, естественно, защитники малого бизнеса. (Кстати, доходы, которые получают защитники малого бизнеса, таковы - на мой взгляд, это сегодня самый доходный вид бизнеса, - что, если бы половину этих доходов они вложили в малый бизнес, он стал бы крупным.) То есть ещё раз хотел бы обратить внимание, коллеги: это не проблема ключевой ставки, это проблема совмещения, координации деятельности по реализации основных направлений денежно-кредитной политики и в целом бюджетной и налоговой политики страны - к сожалению, сегодня мы этого не видим. Этот вопрос не относится напрямую к деятельности ЦБ, это вопрос координации, и это надо, безусловно, объяснить. Кстати, ставка по ценным бумагам - это, по существу, бенчмарк. Я ещё раз говорю: давайте будем задавать эти вопросы, но эти вопросы надо задавать не Эльвире Сахипзадовне. Ну и наконец, последнее, что, мне кажется, тоже очень важно и о чём я хотел бы сказать. Коллеги, вот сегодня мы слышали несколько рецептов, об одном из них - о снижении ставки - я уже сказал, а второй - это просто взять и напечатать деньги. Мы слышим это от людей, которые вообще-то занимают ответственное положение в государстве, которые, по идее, должны защищать ситуацию, и поэтому я хотел бы закончить такими словами: я хотел бы пожелать Центральному банку и, извините, очень хрупкой женщине, которая стоит во главе его, силы воли и мужества, чтобы противостоять этим популистским предложениям, которые на самом деле направлены на саморекламу и ведут в конечном итоге к разрушению экономики страны и отказу от выполнения обязательств перед гражданами. Комитет по бюджету предлагает принять к сведению информацию и начать её выполнять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я сразу хотел бы сказать, что комитет по экономической политике также предлагает принять к сведению представленный Центральным банком документ. При этом хотел бы отметить, ну и комитет это отмечает, что документ очень высокопрофессиональный, и он ясно нам показывает, что Центральный банк контролирует ситуацию и, проведя соответствующую работу, владеет широким инструментарием, и это позволяет нам спокойно смотреть на финансово-экономическую ситуацию, понимая, что в случае драматического развития событий Центральный банк в любой момент может вмешаться и обеспечить необходимую стабильность. В этом документе объявляется, что Центральный банк будет таргетировать инфляцию, хотя по факту мы видим, что Центральный банк стремится и обеспечивать стабильность на валютном рынке, финансовую стабильность, и следить за параметрами экономического роста, пытаясь с помощью своего инструментария всё-таки создавать условия, чтобы не было сильного падения нашей экономики. Хотел бы поспорить с Андреем Михайловичем, своим близким товарищем, которого очень уважаю. Вот что ставить впереди - телегу или лошадь, то есть от чего зависит инфляция? Один подход - надо проводить жёсткую монетарную политику, для того чтобы инфляция была низкой, а другой - надо простимулировать экономический рост, производство товаров, чтобы булок хлеба было больше, и,соответственно, эти булки сразу же станут дешевле. В связи с этим, на наш взгляд, на взгляд комитета по экономической политике, что отражено в заключении, всё-таки инфляция зависит от развития экономики, от её диверсификации, и если мы не осуществим широкую диверсификацию экономики, то проблемы большой инфляции, стабильности рубля, финансовой стабильности всегда будут стоять на повестке дня и в этом зале, и у правительства, и у Центрального банка. Так что никуда не уйти Центральному банку от задачи поддерживать экономический рост и диверсификацию экономики. Понятно, что это надо делать вместе с правительством, понятно, что те целевые деньги, которые выделяет Центральный банк, должны идти по назначению - я имею в виду на инвестиционные проекты, - а не уходить на валютный рынок. Для этого Центральный банк должен очень жёстко контролировать - я не говорю о том, чтобы устанавливать валютные ограничения, но очень жёстко контролировать - валютный рынок. При этом, на мой взгляд, у Центрального банка должно быть право - необязательно применяемое право, но право должно быть - устанавливать валютные ограничения в случае каких-то драматических событий на финансовом рынке, для того чтобы обеспечить в том числе нашу национальную безопасность, финансовую стабильность. Что касается ключевой ставки. Эльвира Сахипзадовна сказала, и Андрей Михайлович подчеркнул, что все факторы говорят о том, что инфляция будет снижаться, эффект девальвации завершается. Прогноз и проект бюджета, который мы сегодня будем рассматривать, говорят о том, что тарифы на услуги естественных монополий будут расти примерно в полтора раза меньшими темпами, чем инфляция, прогнозируемая на следующий год, ну и мы не индексируем заработные платы бюджетникам и мало индексируем пенсии пенсионерам. Таким образом, всё говорит о том, что инфляция будет снижаться под влиянием немонетарных факторов. В связи с этим, на наш взгляд, на взгляд комитета, всё-таки есть объективные условия для более решительного снижения ключевой ставки - под решительным я имею в виду снижение не на 2-3 процента, а поступательное, как ЦБ определил, по 0,5 процента на каждом заседании Совета директоров, - и, я думаю, это был бы хороший сигнал для рынка. Причём хотел бы подчеркнуть, опять же полемизируя с Андреем Михайловичем, что вслед за снижением ключевой ставки снизились ставки по кредитам: когда ключевая ставка была 17 процентов, то ставки по кредитам были 35 процентов и выше, а сейчас они уже в районе 15-17 процентов, ну, до 20 процентов. Всё это говорит о том, что ключевая ставка влияет на проценты по кредитам, и в связи с этим, конечно, все ждут того, чтобы Центральный банк двигался в этом направлении. И два слова о "Базеле-3". Я считаю, что его надо применять, но для системно значимых банков, а для банков второго эшелона эти меры регулирования, на мой взгляд, слишком жёсткие и опять же сдерживают кредитование. Принять... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Переходим к вопросам. Напоминаю, что вопросы могут быть адресованы не только Эльвире Сахипзадовне, но и содокладчикам. Начинает Алексей Викторович Корниенко. Микрофон включите. КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ. Эльвира Сахипзадовна, 13 октября этого года на форуме "Россия зовёт!" вы заявили, что основной целью Центробанка является борьба с ростом цен, что снижение инфляции является стратегической целью Центрального банка России, пообещали, что к 2017 году инфляция составит 4 процента. Каким образом вы собираетесь за один год довести инфляцию до 4 процентов, если к сентябрю продукты питания подорожали: сахар - на 40 процентов, подсолнечное масло - на 30 процентов, рыба - на 21 процент, гречка - аж на 91 процент, хлеб, основной продукт для подавляющей части населения, - на 10 процентов? Это данные Росстата, в реальной жизни цены ещё выше. При такой "борьбе" с ростом цен когда ожидать роста экономики и хватит ли у граждан страны терпения и сил, чтобы дожить до улучшения их благосостояния? НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое за вопрос. Вы самим вопросом подчеркнули, насколько важно снижение инфляции, насколько важно то, что это должно быть приоритетом государства - снижение инфляции. Отмечу, что согласно опросам граждан инфляция стоит на первом месте среди проблем, которые их беспокоят, поэтому мы и намерены её снижать. Мы собираемся снижать инфляцию до 4 процентов к концу 2017 года, то есть в течение двух с лишним лет, не в течение одного года, потому что вынуждены, должны взвешивать все риски, связанные и со снижением инфляции, и с экономическим ростом, - делаем это сбалансированно. Мы ориентированы на то, чтобы снизить инфляцию к концу следующего года до 5,5-6,5 процента, основания для этого есть. Как я уже говорила, скачок инфляции был вызван прежде всего тем обесценением курса, которое произошло в начале года, и этот эффект во многом исчерпался. Но тема, на которую вы указали, - подорожание продуктов питания, она, конечно, очень важная, потому что мы, с одной стороны, можем снизить общий уровень цен, но важно, чтобы, с другой стороны, внутри этого снижения общего уровня цен снижались цены на социально значимые продукты питания. И конечно, без диверсификации экономики, без эффективных программ импортозамещения и без воздействия на немонетарные факторы инфляции мы эту задачу не решим, её надо решать одновременно со снижением общего уровня цен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, СМИ цитирует одного из ваших заместителей, который заявил, что в ближайшее время ожидается выпуск большого количества наличных денег. Не означает ли это, что в ближайшее время возможны деноминация и замена денег, а подобное заявление можно рассматривать как подготовку общественного мнения? НАБИУЛЛИНА Э. С. Нет, категорически нет! Заявление было о нашем прогнозе спроса на наличные деньги до конца этого года. Это обычный сезонный спрос - люди в конце года тратят наличные деньги, это не приведёт ни к каким иным мерам воздействия, связанным с денежными показателями, потому что мы будем учитывать параметры спроса на наличные деньги в наших операциях по предоставлению ликвидности и в других. Это обычная рутинная деятельность, и здесь не будет никакого всплеска спроса на наличные по сравнению, например, с прошлым или с позапрошлым годом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марина Алексеевна Мукабенова. МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Эльвира Сахипзадовна, почему вы считаете, что инфляция будет снижаться? Вы об этом неоднократно говорили. Мы можем предположить, что таким образом остановится и рост цен. Вы в своих выступлениях и на всех наших площадках, и в СМИ неоднократно говорили о том, что в инфляции высока доля немонетарной составляющей, - нас интересует, как вы будете на неё влиять, какими инструментами? НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо за вопрос. Действительно, немонетарные факторы инфляции существуют, но они влияют скорее не на общий уровень инфляции, а на структуру инфляции. Если тарифы естественных монополий растут более высокими темпами, значит, цены на товары других отраслей будут расти меньшими темпами, а это означает, что эти отрасли не будут получать соответствующих доходов, будет меньше стимулов развиваться и так далее. Поэтому очень важно, чтобы сдерживались немонетарные факторы инфляции, - это будет влиять не только на восприятие инфляции, но и на перспективы экономического роста. Я уже говорила, что нас беспокоят высокие темпы роста цен на плодоовощную продукцию, которая носит сезонный характер, и мы видим сейчас сезонный всплеск инфляции. Но это не означает, что в целом инфляция из-за этого вырастет, у нас есть направления, отрасли, где цены падают. Например, на рынке недвижимости цены падают, но население инфляцию отслеживает прежде всего по стоимости продуктов питания, продовольствия, и услуг ЖКХ, поэтому это очень чувствительно воспринимается и инфляционные ожидания высокие. Я ещё раз подчеркну: нас беспокоит не только общий уровень инфляции, на который мы можем влиять монетарными факторами, но и структура инфляции, и здесь, конечно, нужна координация с правительством, для того чтобы и программы импортозамещения, и развитие собственного производства приводили к снижению цен на социально чувствительные товары. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, в этом зале я часто задаю один вопрос представителям исполнительной власти, и вам его задам. Все понимают, что надо преодолевать неэффективную структуру нашей экономики, а это требует в том числе значительных ресурсов, которые должны направляться в инвестиции. Внешнее фондирование затруднено, практически запрещено, бюджет ограничен, а то, что предусмотрено в проекте, крайне слабо может поддержать изменение структуры. Бизнес, видя, что государство не идёт в инвестиции, тоже инвестировать не спешит, вся надежда на Центральный банк. Вы полтора года назад объявили о поддержке проектного финансирования, мы сегодня рассказали о том, что за эти полтора года правительство выбрало менее половины лимита, и возникает вопрос: почему они так медленно работают и что ещё готов сделать Центральный банк, чтобы поддержать... (Микрофон отключён.) НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое за вопрос. Если вопрос конкретно об инструменте поддержки проектного финансирования, то могу сказать, что он действительно достаточно долго разворачивался, это совместный инструмент Центрального банка и правительства. Центральный банк со своей стороны принял это решение ещё в апреле 2014 года, тогда мы установили лимит в 50 миллиардов рублей, в этом году увеличили его до 100 миллиардов рублей, выбрано, как я уже сказала, меньше половины, но идёт процесс отбора проектов, и, по моим данным, проектов сейчас отобрано на большую сумму - на сумму более 300 миллиардов рублей. Весь объём госгарантий, а на эти проекты идёт четверть госгарантий, который был предусмотрен бюджетом на этот год, тоже практически выбран, сейчас банки приходят к нам за рефинансированием, и мы видим, что в следующем году будем продолжать давать деньги под уже принятые решения. Плюс к этому на 2016 год также предусмотрен определённый объём госгарантий, так что этот инструмент будет работать. Конечно, возникает вопрос об эффективности проектов, о том, насколько они повлияют на импортозамещение, но такой анализ можно будет сделать после их реализации. У меня осталось буквально полторы минуты, и я хотела бы ответить на вопрос о финансировании инвестиций в целом, ведь это ключевой вопрос. Понятно, что новая модель экономики требует инвестиций, а инвестиции должны финансироваться, бюджетные инвестиции ограничены, вы совершенно правы, внешние источники ограничены, остаются два механизма: первый - прибыль и, соответственно, второй - финансирование либо заёмное, либо с привлечением внутренних инвесторов. Прибыль в этом году, в первой половине года, существенно выросла, потом уже темпы её роста начали снижаться, но посмотрите: она не направляется на инвестиции. Это вопрос не процентных ставок, а в целом отношения к этому и мотивации инвесторов. Ресурсы в первой половине года были связаны с ростом прибыли - в первой половине года прибыль выросла на 40 процентов. То есть нужно создавать мотивацию, нужно ликвидировать узкие места, структурные проблемы, которые мешают этим инвестициям. И ещё раз хотела бы подчеркнуть: многим секторам не надо увлекаться долговым финансированием. У некоторых предприятий большая долговая нагрузка, которая затрудняет их выживаемость, платёжеспособность низкая, и нужно привлекать инвестиции, нужно привлекать их с рынка капитала, потому мы, как мегарегулятор, также заинтересованы в том, чтобы развивались финансовые институты, которые не просто дают долговое финансирование, а дают деньги в капитал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, очевидно, что современный капитализм не может и не хочет существовать без всесторонней поддержки частных банков со стороны государства, но если на Западе частные банки в ответ берут на себя некоторые обязательства, по крайней мере, мы видим, что инфляция там около нуля, то в России система поддержки банков работает в интересах нескольких приближённых к власти кланов, и вот именно поэтому прибыль не идёт в реальный сектор экономики. Возникают два вопроса. Сколько стоит государству поддержка банковской системы, я имею в виду в сумме: и льготное кредитование, и докапитализацию, и санацию, и какие результаты обеспечивает эта поддержка? Например, в отчёте правительства приведены два крупнейших банка, получившие в сумме 150 миллиардов рублей и купившие на эти деньги облигации государственных компаний, а остаток положившие на депозит в ЦБ, - зачем нужен такой банкинг? И ещё, могли бы вы назвать цифру, во сколько обошлась государству поддержка Сберегательного банка Российской Федерации? НАБИУЛЛИНА Э. С. Здесь несколько вопросов. Начну с докапитализации банков. В программу докапитализации банков принят достаточно широкий круг банков, их тридцать (это всё-таки не два-три банка), и средства этим банкам выделяются только под жёсткие обязательства, прежде всего по наращиванию кредитного портфеля за счёт кредитования приоритетных отраслей экономики. Банки начали получать деньги совсем недавно, только летом. Сейчас Агентством по страхованию вкладов проводится мониторинг, мы получаем данные этого мониторинга, и по анализу этих данных можно сказать, что банки выполняют условия, требования по наращиванию кредитования приоритетных секторов экономики. Это то, что касается докапитализации. Что касается льготных кредитов, я уже называла суммы, на которые мы даём льготные процентные ставки, все эти кредиты сугубо целевые: либо инвестиционные проекты, проектное финансирование, когда с нуля строится предприятие, либо кредиты на развитие несырьевого экспорта, малого и среднего бизнеса. Все эти проекты направлены на развитие наших секторов экономики, и там фиксируется маржа банков, то есть банки на этом, скажем так, не шибко зарабатывают. Что касается санации. Санация - это не мера поддержки банков, это мера поддержки вкладчиков и кредиторов, которые держали деньги в банках, потом у банков возникли проблемы, и теперь они не могут отвечать по своим обязательствам перед кредиторами и вкладчиками. Когда мы принимаем решение по санации и выделению денег, мы всегда сравниваем эти суммы с суммами, которые выплатило бы застрахованным лицам Агентство по страхованию вкладов, и санацией мы, по сути дела, спасаем всех клиентов банков, а не только застрахованных лиц. Причём, повторю, суммы, которые мы выделяем на санацию, меньше тех сумм, которые выплатило бы Агентство по страхованию вкладов застрахованным лицам. По Сбербанку. В этом году мы Сбербанку не выделяли средства, общая задолженность по субординированным кредитам, которые выделялись в предыдущие годы, насколько я помню, составляет около 500 миллиардов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, всякое действие любого руководителя имеет конечную цель. С вашим приходом на пост председателя Центробанка количество банков в России сократилось на двести. При этом уровень инфляции в стране за последние двенадцать месяцев составил более 16 процентов, рубль обесценился на 30 процентов, население страны страдает, банки затаились в ожидании, кто следующий, и кредитов не выдают. Так какую конкретную цель вы хотели достичь санацией банков? И самое главное - когда? И как, на ваш взгляд, может развиваться экономика и, самое главное, импортозамещение, если процентная ставка в европейских банках 0,5 процента, а у нас только ключевая ставка Центробанка - 11 процентов? НАБИУЛЛИНА Э. С. Что касается банков. Наша цель - оздоровление банковского сектора - достигается не только отзывом лицензий, но и принятием решений по санации банков, и не только принятием решений по санации банков, но и ужесточением регулирования и надзора, и в том числе ужесточением требований к банкам по созданию необходимого уровня резервов по ссудам, - всё это направлено на защиту прав кредиторов и вкладчиков. Кстати, сегодня только в одном выступлении было высказано, что надо быстрее принимать эти решения и не затягивать. Действительно, задача нашего надзора - раннее выявление проблем и раннее принятие решений, менее дорогостоящих с финансовой точки зрения, таких, при которых меньше страдают интересы вкладчиков и кредиторов. Наша основная цель - чтобы на банковском рынке были только сильные, надёжные банки, неважно, какого размера: крупные, малые, федеральные, региональные - но сильные, надёжные банки, которым население будет доверять. Кстати, рост депозитов населения показывает, что население банкам всё-таки доверяет. Что касается процентной ставки. Действительно, мы намерены добиться снижения инфляции прежде всего для того, чтобы снижать процентную ставку и чтобы она была доступной для экономики. Если мы будем снижать ставку, не глядя на инфляцию, банки не будут давать кредиты по низким процентным ставкам, это совершенно очевидно. Поэтому у нас такая последовательность: мы должны добиться снижения инфляции, инфляционных ожиданий, и это позволит нам снижать ставку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Руслан Кронидович Тихонов. ТИХОНОВ Р. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, как вы оцениваете риски, связанные с неопределёнными перспективами роста китайской экономики и ожидаемым повышением ставки ФРС? НАБИУЛЛИНА Э. С. Действительно, это два важнейших фактора (помимо цен на нефть, которые достаточно волатильны), которые создают определённые внешние риски и для нашей экономики, для проведения денежно-кредитной политики. Китайская экономика очень большая, она оказывает влияние практически на многие страны, на мировой финансовый рынок, на уровень цен на нефть. Мы не ожидаем какой-то жёсткой посадки китайской экономики, хотя эксперты могут давать разные мнения, мы не ожидаем этого, но, конечно, мы должны понимать, что китайская экономика будет диверсифицироваться. Они провозгласили политику, направленную на то, что сейчас драйвером роста у них будет внутреннее потребление, область услуг, а это значит, что будет меньше спроса на сырьевые товары, и мы это должны учитывать и в нашей экономической политике, больше её диверсифицируя, не полагаясь только на то, что цены на нефть вырастут, и в нашей денежно-кредитной политике. Что касается давно ожидаемого, уже в течение нескольких лет повышения ставок в США, всё зависит от того, как отреагируют глобальные рынки на это изменение политики США. Есть оценки, что инвесторы уже во многом учли возможность повышения ставок ФРС в цене активов и не будет очень большой волатильности, но, если будет слишком большая реакция внешних рынков, и прежде всего развивающихся рынков, потому что доллар будет продолжать укрепляться в случае повышения ставки ФРС, это может затронуть и российскую экономику. Мы эти риски видим, и у нас есть инструментарий, который позволит на эти риски реагировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, обсуждаемый документ касается достаточно короткого срока - на ближайшие три года, и, с одной стороны, правильно говорится о том, что важна устойчивость рубля, стабильность, и это правильно, а с другой стороны, есть пассаж о наращивании международных резервов вплоть до 500 миллионов долларов США, и это тоже очень правильно. Но не согласитесь ли вы, что это ближе к фантастике, потому что на этом краткосрочном лаге, если что-то вдруг не изменится, вряд ли мы получим большой приток валюты, а если ЦБ выйдет на валютный рынок вместе с нашими нефтеэкспортёрами и будет покупать валюту, то это обязательно скажется на уровне жизни россиян? Ведь многие услуги россияне всё-таки покупают за валюту: люди хотят ездить за рубеж, покупать товары с импортной составляющей. Правильно ли я понимаю, что к этому надо подходить творчески, я имею в виду - к наращиванию валютных резервов? НАБИУЛЛИНА Э. С. Так мы и подходим: у нас нет жёсткой цели в части наращивания золотовалютных резервов, у нас есть желаемый ориентир - чтобы золотовалютные резервы составили 500 миллиардов долларов, и не в трёхлетней перспективе, мы уже сказали, что это может быть пять-семь лет и более. Считаем это необходимым с точки зрения создания дополнительной финансовой подушки для государства в условиях такой внешней неопределённости. Выходить на рынок с покупками будем только в случае стабильности валютного рынка, и наши покупки будут выстроены таким образом, чтобы минимизировать влияние на внутридневные котировки курса, чтобы не усугублять тренды и не создавать волатильность. То есть мы будем подходить к этому достаточно аккуратно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Эльвира Сахипзадовна, у меня вопрос. В своём докладе вы дали характеристику двум явлениям финансового рынка - оттоку капитала и выплате по внешним заимствованиям. Знаете, вот в общественном сознании чаще всего эти два явления рассматриваются отдельно, и причём отток капитала, понятно, воспринимается как явление негативное, а снижение внешнего долга государства и предпринимательского сектора - как позитивное, хотя понятно, что эти события связаны между собой: чем больше государство и предпринимательский сектор возвращают внешних долгов, тем отток капитала больше, но наша независимость в финансовом смысле повышается. Скажите, пожалуйста, в оттоке капитала какую примерно часть составляют выплаты по внешним заимствованиям? НАБИУЛЛИНА Э. С. Сейчас я проценты точно не вспомню, но доминирующую часть в оттоке капитала составляют именно выплаты по внешнему долгу. Действительно, мы используем понятие "отток капитала" как статистическое понятие, а люди часто воспринимают это как утечку капитала, незаконный вывод капитала и так далее - это совершенно другое. Когда мы говорим об оттоке капитала, то имеем в виду прежде всего выплаты по внешним долгам. В предыдущие годы это были покупки банками, компаниями иностранных активов: они наращивали, в основном легально, свои активы за рубежом, иностранные активы, а сейчас сокращают иностранные обязательства. Что касается сомнительных операций, то, наоборот, произошло резкое снижение объёма вывода по таким сомнительным основаниям, по нашим оценкам, где-то в 2,5-3 раза. В оттоке капитала в прошлом году - он составил 154 миллиарда - были в том числе и покупки населением валюты, то есть любой переход в иностранные активы. Таким образом, отток капитала статистический - это действительно очень сложная величина и ни в коем случае её нельзя путать с незаконным выводом денег за рубеж. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к выступлениям представителей фракций. Вадим Валентинович Кумин, пожалуйста. КУМИН В. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемая Эльвира Сахипзадовна, уважаемые коллеги! Экономика России сегодня в кризисе, и кризис этот, по нашему мнению, прежде всего управленческий - как говорится, где тонко, там и рвётся. Стремительно меняется ситуация в мире: потоки капитала больше не идут ни на развивающиеся рынки в целом, ни тем более к нам, а наоборот, они возвращаются в развитые страны. Цикл дешёвых денег на Западе также заканчивается. На этом фоне от нас необходимо прежде всего осознание реальности, а это значит - эффективность и вообще понимание того, что происходит в мире, поскольку эти процессы не спонтанные, а вызваны действиями определённых стран, и в этом смысле на первый план выходит необходимость принимать упреждающие действия, или, как сейчас говорят, бить первыми. В прошлом же году били нас, причём очень чувствительно, били туда, где мы сами открылись, в связи с чем, естественно, со стороны представителей нашей фракции высказывалась и высказывается очень жёсткая критика в отношении действий финансовых властей. Однако мы подчёркиваем, что в это тяжёлое время мы не только не имеем права сворачивать сотрудничество с финансовыми властями, в частности с Банком России, мы обязаны его всячески развивать и считаем это возможным и необходимым. Основные приоритеты финансовой политики, по нашему мнению, должны быть следующие. Первое, задача возобновления экономического роста становится вопросом национальной безопасности. Мы много раз говорили о том, что если будем продолжать занимать за рубежом, то мы останемся просто без штанов - собственно говоря, мы и видели в конце прошлого года ровно это. Через полтора года, как мы знаем, а то и раньше, закончится Резервный фонд и мы будем вынуждены опять делать секвестр бюджета, а с учётом того, что вопреки поручениям президента правительство постоянно делает его плоским, сокращая не неэффективные расходы, а все разом, то мы, конечно, пойдём по пути Греции, и никакого другого пути у нас нет. Поэтому экономический рост - это, безусловно, и приоритет, и вопрос национальной безопасности, и в этом смысле необходимо задействовать мировой успешный опыт, который доказал свою эффективность в кризис 2008 года: необходимо снизить стоимость кредита кардинально, предоставить налоговые льготы малому бизнесу и увеличить долю бюджетных расходов на науку и образование. Других возможностей для выхода из кризиса мир пока ещё не придумал, ну, кроме военных действий. Второе. Основной риск для инфляции в условиях свободного плавания рубля связан с курсовой динамикой, и этот разовый эффект мы тоже с вами увидели. Следовательно, для достижения основной цели Центрального банка - снижения инфляции в долгосрочном периоде - прежде всего необходимо переориентировать экономику на замещение импортных товаров и кредитов, потому что риски наших компаний мы вполне можем нести сами, что снизит влияние курсового фактора, иначе, пытаясь подавить инфляцию чисто монетарными методами и высокой процентной ставкой, успеха мы никогда не добьёмся. Третье. Налоговые, кредитные стимулы должны стать механизмом структурной политики. Государство должно сделать первый шаг и дать инвестиционный ресурс, существенно снизить для инвесторов процентную ставку по сравнению с пока ещё высокой системной процентной ставкой. При этом государство должно потребовать исполнения обязательств со стороны инвесторов, и я думаю, что все рычаги у государства для этого есть. Сделав первый шаг, нужно будет спросить, каков результат. И последнее. Банку России важно ориентироваться сегодня на трансформацию своими действиями хотя бы архитектуры региональной финансовой системы, где у нас есть как проблемы, так и возможности для развития финансовой структуры, а в сотрудничестве с нашими сегодняшними союзниками и друзьями, прежде всего такими, как Народный банк Китая, попытаться изменить архитектуру и глобальной финансовой системы, но, повторяю, только в сотрудничестве с ведущими финансовыми игроками. Попытки как-то закрыться, надеясь на то, что глобальные проблемы сами собой решатся, естественно, обречены на провал. В связи с изложенным мы призываем Банк России и в дальнейшем учитывать наши предложения. Фракция КПРФ будет голосовать за то, чтобы принять к сведению основные направления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, коллеги! Конечно, Центральный банк - это у нас особый финансовый орган, и денежно-кредитная политика - это тот инструмент, который может вызвать как рост экономики, так и её сдерживание, поэтому и требования, которые мы предъявляем, и та критика, которая звучит с этой трибуны, для меня вполне понятны. Мы считаем, что те полномочия, которые банк сегодня имеет, - а мы не случайно называем его мегарегулятором, - вполне можно использовать для того, чтобы действительно кардинально изменить ситуацию в экономике нашей страны. К сожалению, задачи, которые вы для себя ставите, связанные с теми параметрами, о которых мы постоянно говорим и о которых слышим от Центрального банка, - инфляция, таргетирование, плавающий курс, - они слишком локальные, не решают проблем, накопившихся сегодня в нашей стране. Если уж вы взяли на себя функции мегарегулятора, то должны отвечать за те индикаторы и за те показатели, которые ощущает на себе вся наша страна, а не только фигурально говорить об инфляции. Вот Эльвира Сахипзадовна на заседании комитета особенно акцентировала внимание на том, что 80 процентов населения переживает, ощущает на себе уровень инфляции. Я позволю себе не согласиться: население переживает, ощущает на себе, так сказать, средства, которые оно получило в виде дохода в этом месяце, смотрит, что на них можно купить. Людям - вот вы тут говорите - по барабану курс доллара и инфляция по барабану, важно, что они могут купить! А вы вот эти индикаторы себе определили и пытаетесь даже не нас и не население, а, мне кажется, себя и Центральный банк убедить в том, что нужно их регулировать. Плавающий курс. Ну что говорить о плавающем курсе, в чём тут заслуга? Ну вот на сколько там, на 8 процентов, что ли, за один день он изменился - и в чём заслуга? Я вам могу сказать: вы что хотите делайте, но нефть будет стоить 3,5 тысячи за баррель, и ничего другого не будет! И при сегодняшней цене нефти доллар будет 70 рублей. Роль Центробанка не в том, чтобы сдержать или не сдержать, а в том, чтобы мы плавно переходили и чтобы не было спекуляций. А если цена не будет соответствовать 3,5 тысячи, то у нас не будет денег в бюджете, потому что у нас ненефтегазовый дефицит 8 триллионов, и у нас пока ничего другого нет, и Центробанк в том числе ничего не делает для того, чтобы у нас что-то появилось. Мы готовы вас называть альфа-регулятором - пожалуйста, только возьмите в качестве индикаторов рост ВВП, создание рабочих мест и развитие экономики, и, пожалуйста, альфа-, бета-, мегарегулятор - что угодно! А вот то, что вы нам предлагаете сегодня, к сожалению, нас не устраивает. Фракция ЛДПР внесла проект (я думаю, что вы видели), касающийся изменений в закон о Центробанке: мы хотим принципиально не отодвинуть от экономики и от ответственности Центробанк, а, наоборот, привязать - вместе с правительством. Вы слишком отделились, взяли огромные полномочия и придумали себе отдельные индикаторы, по которым работаете, - это не устраивает. Следующий момент в нашем законе - это дифференцированные ставки. Пожалуйста, не можете регулировать, не можете остановить спекуляцию - цена денег для рынка такая-то, но для реальной экономики, пожалуйста, делайте ставку 3 процента, для того чтобы у нас появился реальный спрос. Вот вы говорите, у нас немонетарный характер инфляции. Почему на овощную продукцию у нас инфляция? Да оттого что вы спрос зажали! Если человек пришёл в магазин и не может купить морковь, что должен сделать тот, кто её производит? Если у него меньше её покупают, он должен поднять цену, так как он должен получить те же средства. Поэтому, как бы вы ни хотели решить вопросы инфляции только за счёт зажатия спроса, никогда вы это так не решите. Пусть инфляция будет 5 процентов, а рост доходов будет 7, инфляция - 10, а доходы пусть растут, будут 12, и это основной источник движения экономики во всём мире. Ну и что касается банков региональных - они у нас кредитуют малый и средний бизнес, у нас там половина населения, а вы поддерживаете крупные банки. Это работа двигателя на холостом ходу, и к валу отбора мощности мы никак его не подключим, экономику он не запускает, и, таким образом, эти финансовые механизмы работают сами на себя. У вас требования к региональным банкам жёстче, чем к системообразующим. Вот все эти моменты надо поменять. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мартин Люцианович Шаккум. ШАККУМ М. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, Эльвира Сахипзадовна, уважаемые коллеги! Сегодня, наверное, ни одно слово столько раз не звучало, сколько слово "инфляция", поэтому не могу не поговорить на эту тему. Что меня сильно удивляет, как, в общем-то, экономиста, доктора экономических наук, так это то, что вот это слово возводится сегодня в абсолют и как бы достижение низкого уровня инфляции уже означает какое-то благо. Да нет, коллеги уважаемые и коллеги из Центрального банка, инфляция - один из показателей, показатель вторичный, и упаси господи ещё на него воздействовать! Приведу один пример. Самый благополучный год в российской истории - 2007 год: инфляция - 12 процентов; самый неблагополучный - 2009-й: инфляция - 8 процентов, коллеги. Ну и что? Что, это какой-то объективный показатель? Есть ещё такое слово - стагфляция. Ведь понимаете, низкая инфляция, которая обусловлена резким снижением спроса и покупательной способности населения, - это совершенно другое, нежели чем, ну скажем так, инфляция другой природы. Поэтому, первое, Эльвира Сахипзадовна, дорогая, у вас великолепные успехи на фоне геополитической обстановки, резкого снижения стоимости нефти сегодня: инфляция всего 11 процентов - хватит, вы не боритесь с инфляцией, вы боритесь за увеличение производства товаров, услуг, и в этом я согласен со многими из докладчиков. Теперь о том как, каким образом. Центральный банк, конечно, у нас не единственный, скажем так, орган, который ответственен за это, очень многое лежит на правительстве, и правительство, к сожалению, не обеспечило возможности эффективного использования средств, которые поступали бы в экономику. Мы сегодня не можем предложить крупные инфраструктурные проекты, на реализацию которых целиком целевым образом использовались бы средства, не налажено кредитование малого бизнеса, имеется в виду эффективное использование. Вы-то будете кредитовать, а вот насколько эффективно используют различные механизмы, какова работа всевозможных агентств, государственных банков - слишком много щелей, через которые утекают деньги. Собственно говоря, к вам, Эльвира Сахипзадовна, на сегодняшний день претензий нет: политика Центрального банка взвешенная, вполне скоординированная и адекватная сложившейся ситуации. Теперь хотел бы сказать несколько слов о банковской системе. Вот тут говорили: надо "Базель-3" ввести, может быть, "Базель-4" и "Базель-5" и так далее - коллеги, не в этом дело. Я в 99-м году, придя в Государственную Думу, возглавил комиссию по реструктуризации коммерческих банков. Через эту комиссию прошли тогда в связи с банкротствами такие легендарные банки, как "Столичный", "Империал", "Инкомбанк", мы уже с трудом их вспомним, но они вошли в историю. Но, коллеги, дело-то не в этом, а дело в том, что владельцы банков выводят средства из собственных банков через мусорные, "бесценные" и прочие бумаги на свои офшорные счета, они воруют из собственных банков - вот с этим в первую очередь надо бороться. Я не раз приходил к товарищу, которого в простонародье прозвали Гераклом за внушительный внешний вид, громкий голос, но он так и не решился, к сожалению, расчистить эти авгиевы конюшни. А вам, Эльвира Сахипзадовна, большое спасибо, что вы решились. Я вот в одном только с Андреем Михайловичем не соглашусь - что вы хрупкая женщина. Вы не хрупкая женщина, вы необыкновенно сильная и мужественная женщина, потому что я представляю, сколько людей, сколько влиятельных чиновников, прикормленных причём, стоит за каждым из коммерческих банков, а вы, несмотря на это, проводите последовательную политику очищения нашей банковской системы, и это, безусловно, поможет нам в дальнейшем. Эльвира Сахипзадовна, вы всегда можете рассчитывать на помощь, поддержку нашей фракции в своей работе. Спасибо! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мартин Люцианович. Михаил Васильевич Емельянов, пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемая Эльвира Сахипзадовна и уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не поддерживает положения денежно-кредитной политики, которые представлены сегодня Центральным банком. Мы считаем, что среди задач денежно-кредитной политики должны быть не только поддержание устойчивости рубля и борьба с инфляцией, но и обеспечение экономического роста. С этой целью фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" недавно был внесён законопроект, который требует, чтобы эффективность деятельности Центрального банка оценивалась в том числе с точки зрения влияния на экономический рост. К сожалению, нынешняя политика Центрального банка в её денежно-кредитном измерении тормозит экономическое развитие страны, по сути, провоцирует экономический спад. Падение промышленного производства, отрицательные значения экономического роста являются следствием текущей политики Центрального банка и прежде всего высокой ключевой ставки, а также нежелания правительства стимулировать экономический рост. Между тем производство в России стало чрезвычайно выгодным, даже автомобили в России производить выгодно: собрать автомобиль в Румынии стоит 700 евро, в Китае - 500, а в России - всего 250 евро. Наша продукция становится конкурентоспособной даже на рынке Китая, есть и незагруженные производственные мощности (значительный спад производства за последние годы их освободил, и они никуда не делись, они есть), но существеннейшим ограничивающим фактором является высокая ключевая ставка, которая делает кредиты для реального сектора запредельно дорогими. Центральный банк оправдывает свои действия необходимостью борьбы с инфляцией, но в Центральном банке не могут не понимать, что инфляция в России обусловлена прежде всего немонетарными факторами, а также девальвацией национальной валюты. Кстати, и высокие ставки по кредитам тоже вносят свой вклад в инфляцию. Бороться с немонетарной инфляцией монетарными методами - это тупик, так мы инфляцию не победим. Прогнозы Центрального банка по инфляции, которые содержатся в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, нам не кажутся оптимистическими и реалистическими, мы не верим в 4 процента, которые нам обещают в 2017 году. Иллюзия борьбы с инфляцией весьма дорого обходится российской экономике, прежде всего её реальному сектору: ставки по кредитам в промышленности и в сельском хозяйстве в 2, в 3, а то и более раз превышают рентабельность этих предприятий, какой бизнес сможет выжить в этих условиях? У предприятий не остаётся средств для инвестиций, у предприятий нет возможности для привлечения инвестиций! Никакой модернизации, никакой структурной перестройки экономики, никакого обновления основных фондов в этих условиях быть не может, пока Центральный банк, поддерживая высокую ключевую ставку и сжимая денежную массу, по сути, обескровливает российскую экономику. Центробанк считает, если сделать денежно-кредитную политику более мягкой, то излишние деньги разгонят инфляцию - ну так это же излишние деньги! Но разве они у нас в экономике лишние? Коэффициент монетизации российской экономики чрезвычайно мал, едва больше 40 процентов - меньше, чем во многих слаборазвитых странах (мой любимый пример - Папуа - Новая Гвинея), меньше, чем в Папуа - Новой Гвинее. Что же мы из России-то Папуасию делаем?! Аргумент об излишних деньгах не работает в российской экономике. Представьте себе, если закачивать в болото воду, то может быть наводнение, это будет излишне, но если поливать засушливую степь, то появятся всходы. Российская экономика готова абсорбировать дополнительные денежные средства, так мы только поможем ей, так мы оживим экономику и инфляцию не разгоним. Существует опасение, что деньги окажутся на валютном рынке, но руководству Центрального банка не стоит бояться контролировать валютные позиции банков, используя другие механизмы валютного контроля, - это инвесторов не отпугнёт и деловой климат не ухудшит. Во многих странах эти механизмы используются, и эти страны вполне себе успешно развиваются. Да, это, возможно, неприятно финансовым спекулянтам и тем дельцам теневой экономики, которые выводят российские деньги за рубеж, но я надеюсь, что не в их интересах действует Центральный банк. Создаётся впечатление, что Центральный банк совершенно равнодушно смотрит на то, как падает российская экономика, и не намерен предпринимать никаких действий по её стимулированию. Это недальновидная политика, мы с ней не согласны! Только на траектории экономического роста мы можем решить наши социально-экономические проблемы, в том числе и пресловутую проблему инфляции, увеличивая предложение отечественных товаров и услуг, но для этого необходимо отказаться от монетаристских догм, не бояться до определённых пределов увеличивать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. Завершайте. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. ...денежное предложение и уже в ближайшее время снизить ключевую ставку. Как я уже сказал, мы не поддерживаем основные направления денежно-кредитной политики и не хотим даже голосовать за принятие их к сведению. Фракция будет голосовать против постановления, которое мы сегодня рассматриваем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Эльвира Сахипзадовна, пожалуйста, вам слово. НАБИУЛЛИНА Э. С. Я хотела в заключительном слове поблагодарить депутатов за действительно очень заинтересованное, неравнодушное обсуждение, за ваши вопросы, замечания и предложения. Действительно, те вопросы, которые мы обсуждаем, имеют важнейшее значение для развития нашей экономики. Я убеждена, что экономика должна диверсифицироваться, развиваться на основе инвестиционного спроса, но при этом очень важно сохранить наше завоевание - макроэкономическую стабильность, которой мы не должны жертвовать. Ещё раз повторю, все замечания и ваши предложения мы обязательно внимательнейшим образом рассмотрим и отработаем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна, за подробный доклад, за ответы на вопросы. Нам остаётся пожелать вам успешной работы в этих непростых условиях. Выносим проект постановления на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5978 по 5995 из 8824
11-й пункт, проект постановления Государственной Думы "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 36 сек.) Проголосовало за 277 чел.61,6 % Проголосовало против 74 чел.16,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принимается.