Заседание № 255
16.10.2015
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 901953-6 "О даче согласия на исполнение судебного решения об избрании в отношении депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Пономарёва Ильи Владимировича в качестве меры пресечения заключения под стражу".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4742 по 5130 из 7572
54-й вопрос повестки, о проекте постановления Государственной Думы "О даче согласия на исполнение судебного решения об избрании в отношении депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Пономарёва Ильи Владимировича в качестве меры пресечения заключения под стражу". Докладывает исполняющий обязанности Генерального прокурора Российской Федерации Владимир Владимирович Малиновский. Владимир Владимирович, пожалуйста, я приглашаю вас на трибуну. Коллеги, рассаживайтесь, пожалуйста, по местам. Раиса Васильевна, пожалуйста. МАЛИНОВСКИЙ В. В., исполняющий обязанности Генерального прокурора Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Постановлением Государственной Думы от 7 апреля 2015 года № 6433-6 ГД дано согласие на лишение неприкосновенности депутата Государственной Думы Пономарёва Ильи Владимировича и на возбуждение в отношении его уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью пятой статьи 33, частью четвёртой статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации: пособничество в растрате, то есть хищении чужого имущества, вверенного виновному, совершённом лицом с использованием своего служебного положения и в особо крупном размере. В связи с этим постановлением председателем Следственного комитета Российской Федерации в отношении Пономарёва возбуждено уголовное дело по признакам указанного преступления. Установлено, что 18 июля 2014 года Пономарёв выехал из Российской Федерации в Соединённые Штаты Америки и до настоящего времени обратно не въезжал. 22 июня 2015 года вынесено постановление о привлечении Пономарёва в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью пятой статьи 33, частью четвёртой статьи 160 УК Российской Федерации. Пономарёв в назначенное время без уважительных причин к следователю не явился, в связи с чем постановление о привлечении его в качестве обвиняемого 24 июня 2015 года было объявлено его защитнику. 24 июня 2015 года объявлен розыск Пономарёва, а 7 июля 2015 года - международный розыск. Постановлением Басманного районного суда города Москвы от 17 июля 2015 года в отношении обвиняемого Пономарёва избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Московским городским судом 26 августа 2015 года постановление районного суда оставлено без изменения, и оно вступило в законную силу. В соответствии с частью третьей статьи 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации судебное решение об избрании в отношении депутата Государственной Думы в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия Государственной Думы. В связи с изложенным прошу дать согласие на исполнение судебного решения об избрании в отношении депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва Пономарёва Ильи Владимировича в качестве меры пресечения заключения под стражу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Слово для доклада предоставляется Сергею Александровичу Попову. ПОПОВ С. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В Государственную Думу поступило представление генерального прокурора о даче согласия на исполнение судебного решения об избрании в отношении депутата Пономарёва в качестве меры пресечения заключения под стражу, которое палата обязана рассмотреть и вынести по нему решение в строго оговорённый Регламентом срок. Комитет по Регламенту изучил представленные генеральным прокурором материалы с целью объективного и всестороннего рассмотрения вопроса. В заседании комитета приняли участие представители Генеральной прокуратуры, полномочный представитель Государственной Думы в Верховном Суде и Генеральной прокуратуре коллега Поневежский. Также был приглашён и депутат Пономарёв, с которым мы состояли в переписке. Он отказался присутствовать на заседании в связи с тем, что не может прибыть в Россию, и попросил, чтобы от его имени участвовал адвокат. После консультации с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы мы сообщили ему, что не можем согласиться с подобной просьбой. У всех присутствующих на заседании комитета была возможность задать вопросы, выступить. Кроме того, у депутатов Государственной Думы была возможность всесторонне изучить материалы уголовного дела, представленные Генеральной прокуратурой, и все депутаты, кто хотел, безусловно, воспользовались такой возможностью. После достаточно подробного обсуждения комитет единогласно принял решение вынести данный вопрос на заседание палаты, на ваше рассмотрение, для того чтобы мы с вами приняли решение о даче согласия на исполнение судебного решения об избрании в отношении депутата Пономарёва в качестве меры пресечения заключения под стражу. Как вы слышали, сначала состоялось решение районного суда, которое было обжаловано в апелляционном порядке. Затем жалоба была рассмотрена Московским городским судом - решение районного суда оставлено в силе. И только после этого соответствующее представление поступило в Государственную Думу. Проект постановления подготовлен в соответствии со статьёй 94 Регламента. Документ прошёл все необходимые экспертизы, замечаний Правового управления не имеется. Помимо этого комитет предлагает принять решение по данному вопросу в форме открытого голосования. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Уважаемые коллеги, по предложенной процедуре рассмотрения вопроса нет возражений? Нет. В соответствии с процедурой слово может быть предоставлено депутату Пономарёву, но, Сергей Александрович, насколько я понимаю, и от выступления на пленарном заседании Государственной Думы он отказался, да? Спасибо. Коллеги, вопросы от фракций? КПРФ? Нет. От фракции ЛДПР. Вопрос или выступление? Вопрос. Владимир Вольфович Жириновский, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. У меня вопрос к представителям Генпрокуратуры с чисто юридической точки зрения: почему на депутатов Госдумы не распространяется действие Трудового кодекса? Где написан этот запрет? Почему часть граждан нашего государства выведена из-под действия Трудового кодекса, по которому, если человек отсутствует три часа на работе, можно ставить вопрос об увольнении? Депутата вообще нет, в стране нет, он занимается антигосударственной деятельностью - и ему регулярно выплачивается зарплата, кабинет есть, машина есть, всё есть. Почему мы не можем применить нормы Трудового кодекса? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, содержание Трудового кодекса как закона не является компетенцией Генеральной прокуратуры. Но тем не менее я готов Владимиру Владимировичу предоставить слово, чтобы он ответил на этот вопрос. МАЛИНОВСКИЙ В. В. Владимир Вольфович уже выступил с конкретным предложением, осталось только его реализовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" нет вопросов? Нет. У фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"? Нет. Переходим к выступлениям. Владимир Вольфович Жириновский, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я всегда с удовольствием выступаю именно по такого рода делам, потому что это как бы ощущение государства. Мы решаем реально судьбу человека, понимаете? Я не зря задал вопрос: мы неоднократно говорили, что мы имеем право досрочно прекратить полномочия депутата, отсутствующего не только на работе, но и в стране и не указавшего срока, когда он появится, но почему-то это не срабатывает, хотя, как я понял, Владимир Владимирович, Генеральная прокуратура не отрицает возможности применить нормы трудового законодательства в отношении депутата Пономарёва. Ведь мы однажды, вообще не применяя никакой нормы, просто решением палаты досрочно прекратили полномочия депутата Мавроди исходя из социально-политической обстановки: он нанёс огромный ущерб тысячам, сотням тысяч граждан. Тогда мы никакую норму не применяли, и, наверное, опять Генеральная прокуратура должна нас поддержать: палата вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий, и всё, и никаких обоснований не надо давать, потому что всем понятно, что речь идёт о людях, совершивших преступления. Посмотрите биографию Пономарёва: двадцать пять лет он не сидит на одном месте, он мечется по стране, он там, где деньги или идеология, информация. 89-й год, Институт проблем безопасного развития атомной энергетики - чего он туда пошёл? У него даже не было высшего образования, он с трудом получил высшее образование в гуманитарном вузе два-три года назад! Потом, в 91-м году, собственную компанию создаёт, АОЗТ; 95-й - опять же он какой-то директор, компания "Русспрофи..." какая-то "...интернешнл"... Смотрите, постоянно бизнес, иностранный элемент и идеология - вот в одной сфере человек, чтобы иметь деньги и влиять отрицательно на нашу страну! Опять международная корпорация - "Schlumberger", потом в "ЮКОСе" он работает, потом компания "ARRAVA", потом заместитель генерального директора "IBS", потом снова должность директора - в Центре новой политики (это уже демократия), потом главный идеолог проекта правительства Москвы "Гражданская смена" - ну вот везде он на таких ключевых местах, чтобы воздействовать, воздействовать на умы наших граждан! Дальше: советник заместителя министра по информационным технологиям - ну всё связано с идеологией и с информацией, - первый заместитель руководителя экспертной группы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества, советник президента Фонда "Сколково" - пролез в самую современную структуру! И к коммунистам притесался: два года возглавлял Информационно-технологический центр ЦК КПРФ - зачем туда его привлекли, непонятно! Дальше - оргкомитет "Молодёжного левого фронта", партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - два раза депутат, наконец, в 12-м году - инициатор создания Гражданского движения и координационного центра протестных сил, в марте 14-го единственный голосует против присоединения Крыма - это чудовищно! И с августа живёт в США, уже второй год, и там, находясь в США, выступает за расширение санкций против нас с вами, за полный запрет нам с вами, российским государственным чиновникам, въезжать на территорию стран Запада - это что такое?! Этого депутаты американского Конгресса не требуют, никто в мире этого не требует, единственный - Пономарёв, это страшно вообще! Полный запрет нам всем вообще покидать территорию России - ну куда дальше?! Это хуже Сталина: он закрывает нам занавес на вечные времена! И предложил оказывать военную поддержку Украине: он предлагает воевать против нашей страны, но не желает, чтобы были прямые поставки из США, а лучше бы этим занялась Восточная Европа. То есть человек за войну против России, за полный запрет нам передвигаться, за разгром нашей страны, за любые санкции - никто в мире этого не делает, и это страшно! Его двоюродный дедушка, Борис Николаевич Пономарёв, был секретарём ЦК КПСС, заведовал международным отделом. Если это семейственность, то вы понимаете теперь, почему у нас начались провалы в международной политике ещё в те далёкие времена. Я почему хорошо знаю эту семью? У меня первым местом работы был Советский комитет защиты мира, и вот с помощью его дедушки, Пономарёва Бориса Николаевича, меня убрали, чтобы на моё место пришла племянница Пономарёва, двоюродная сестра нашего Илюши: ей захотелось в Париж ездить. То есть это же с тех времён ещё идёт, сорок лет назад они уже занимались нарушением законодательства! Ну, это мои личные воспоминания, но это та же самая семья, то есть это тоже о чём-то говорит, это, так сказать, наследственное что-то! Так и Удальцов: именем его дедушки названа улица, потому что он первую русскую революцию организовал, и она до сих пор носит его имя. Тогда надо внука выпускать из тюрьмы: что же мы так - в честь дедушки назвали улицу, а внука - в тюрьму?! Нелогично! Мы, конечно, полностью поддержим это постановление, потому что то, что делает Пономарёв, - это в чистом виде антигосударственная, антироссийская деятельность, отвратительная деятельность. Всю свою биографию, все двадцать пять лет он всё время бегает по структурам, чтобы хапнуть деньги и чтобы получить каналы влияния на общественное мнение, и в конечном итоге он ушёл туда, где все эти знания теперь использует. То есть мы подготовили хорошего сотрудника для американских спецслужб: хорошо знает русский язык, все-все структуры наших органов, наших учреждений, связанных с деньгами, с инновационными технологиями и так далее. Это воспитанник партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - кстати, фракция практически полностью отсутствует на этом заседании, - это вина руководителя партии, который привлёк его в свои ряды! Миронов что, не читал его биографию?! Ответственность несёт руководитель, это тоже нужно понимать! Мы, ЛДПР, никогда в своих рядах такого не потерпим, мы сами наденем наручники, чтобы сдать такого куда надо! Ну и на будущее я предложил бы процедуру изменить: не надо приходить сюда, к нам, давайте дадим Генеральной прокуратуре право арестовывать без нашего решения, пускай, так сказать, воронки в пять утра приезжают по тем адресам, которые прокуратуре известны... (Микрофон отключён. Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Евгеньевич Горовцов. ГОРОВЦОВ Д. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! После Владимира Вольфовича всегда интересно выступать, после столь эмоционального выступления, интересного и очень поучительного. Однако к делу, уважаемые коллеги. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе обсуждала этот вопрос, поддержит представление Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Яковлевича Чайки о даче согласия на исполнение судебного решения об избрании в отношении депутата Государственной Думы Пономарёва Ильи Владимировича в качестве меры пресечения заключения под стражу и будет голосовать за его принятие. Аргументация в поддержку этого решения в целом уже изложена выступившими коллегами, мы с ними согласны, мы присоединяемся к этой аргументации, а также к аргументации исполняющего обязанности генерального прокурора Владимира Владимировича Малиновского и председателя комитета уважаемого Сергея Александровича Попова. Добавлю лишь, уважаемые коллеги, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" неоднократно выступала с инициативами, связанными с законодательным закреплением нормы, которая позволяла бы досрочно прекращать полномочия депутата Государственной Думы. В частности, на рассмотрение Государственной Думы депутатами нашей фракции вносился проект федерального закона № 503834-6 об императивном мандате, к нашему сожалению, 14 октября 2014 года законопроект был отклонён. Императивный мандат - это не только гарантия ответственности депутата перед партией, по спискам которой он избирался в Государственную Думу, это прежде всего гарантия ответственности самой партии перед избирателями. И ситуация, которую мы сегодня обсуждаем на нашем пленарном заседании, ещё раз напоминает нам всем об этом. Когда депутаты избираются по партийным спискам, а потом отходят в сторону, уходят от партии, благодаря которой стали депутатами, это наносит ущерб и партии, и принципам парламентаризма. Причём, на наш взгляд, эта проблема характерна не только для оппозиционных партий, членов которых нередко переманивают различными должностями и иными благами. Для "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" внутренняя полемика, уважаемые коллеги, - это норма партийной жизни. Но есть грань, перейдя которую, человек ставит себя вне партии, и эту грань Пономарёв давно перешёл, это его выбор, это его судьба. Владимир Вольфович абсолютно справедливо упомянул о нормах Трудового кодекса. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что, кроме изменений, связанных с введением института императивного мандата, наша фракция также вносила на рассмотрение Государственной Думы предложение о соответствующих изменениях Регламента Государственной Думы, в частности статьи 18. В связи с тем что законопроект об императивном мандате был отклонён, а Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." установлен закрытый перечень оснований для прекращения полномочий депутата Государственной Думы, мы предлагали внести изменения в Регламент палаты, которые, по нашему мнению, позволили бы, не меняя федерального законодательства, установить или предоставить Государственной Думе возможность прекращать полномочия депутата, более шести месяцев подряд без уважительной причины не участвовавшего в работе Государственной Думы и фракции, в которой он непосредственно состоит. Мы полагали, что воля депутата и его личное заявление о выходе из состава фракции, которое предусмотрено пунктом "б" части третьей статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы...", может выражаться в форме как действия, так и бездействия. Данное положение является, по нашему мнению, юридически корректным, поскольку в юридической науке имеет приоритетное значение волеизъявление субъекта, которое совершено с целью создания, изменения или прекращения прав и обязанностей в отношениях с другим лицом или лицами. В данном случае депутат хотя и не написал лично заявление о выходе из состава фракции, однако всем своим поведением выказал намерение о прекращении работы в составе фракции в Государственной Думе. Заявление о выходе из состава фракции, являющееся основанием для прекращения полномочий депутата Государственной Думы, в таком случае будет оформляться в виде решения фракции, которое направляется в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы вместе с проектом постановления Государственной Думы о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы. Я также хочу напомнить, уважаемые коллеги, что не так давно в первом чтении нами принят законопроект, который обязывает депутатов всех уровней, в том числе и депутатов Государственной Думы, и членов Совета Федерации, своевременно декларировать свои доходы и расходы, а также доходы и расходы супругов и несовершеннолетних детей. Этот законопроект, в частности, предусматривает и санкции для этих лиц: за отказ или просрочку депутат наказывается лишением мандата. Решив задачу досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы путём установления российским законодательством института императивного мандата либо внесения упомянутых мной изменений в Регламент Государственной Думы, мы с вами способствовали бы более оперативной работе наших следственных органов и органов прокуратуры. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, представители фракций высказались, перейдём к голосованию. В соответствии с Регламентом решение по такой категории проектов постановлений принимается путём тайного голосования, если не поступит иное предложение. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поступило предложение об открытом голосовании. Такое предложение внёс Сергей Александрович Попов. Ставлю данное предложение на голосование. Включите режим голосования. (Шум в зале.) Я поставил на голосование предложение об открытом голосовании по проекту постановления. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 16 сек.) Проголосовало за 408 чел.99,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 0 чел.0,0 % Результат: принято Палата принимает решение об открытом голосовании. Ставлю на голосование предложенный проект постановления. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 47 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7 % Результат: принято Постановление принимается. Спасибо. Владимир Владимирович, спасибо. Продолжаем рассмотрение... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, что вы хотели?.. Пусть ещё побудет в должности председателя комитета, не расстраивайте его. (Оживление в зале.)