Заседание № 34
19.06.2012
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 90061-6 "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации В. В. Путину об усилении работы с соотечественниками за рубежом и о расширении гуманитарного влияния России в преддверии создания Евразийского экономического союза".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1477 по 1493 из 6692
СЛУЦКИЙ Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, по 4-му вопросу повестки дня, проекту обращения об усилении работы с соотечественниками за рубежом, который я считаю ключевым, центральным в сегодняшней повестке дня. Вчера комитет провёл дополнительные консультации с фракциями и была принята позиция об изменении формата документа - заявление Государственной Думы, не обращение к президенту, а заявление Государственной Думы. При этом текст практически не меняется, содержание не меняется, равно как и эффективность дальнейшего продвижения этого важнейшего досье. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1698 по 2450 из 6692
4-й вопрос, о проекте постановления Государственной Думы "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об усилении работы с соотечественниками за рубежом и о расширении гуманитарного влияния России в преддверии создания Евразийского экономического союза". Докладывает Леонид Эдуардович Слуцкий. Пожалуйста. СЛУЦКИЙ Л. Э. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Тема соотечественников всегда была в центре внимания Государственной Думы и общества, но на практике, как правило, ей уделялось недостаточное внимание. Мы всегда говорили о том, как важно нам воссоединиться с теми, кто волею судьбы остался за пределами Российской Федерации после распада Советского Союза, но кто всё это время сохранял русский язык и русскую культуру. Однако реализация провозглашённого ещё с середины 90-х годов курса на поддержку соотечественников осуществлялась все эти годы в недостаточном для великой державы масштабе. В современных условиях, когда Россия, по Горчакову, сосредотачивается, собирается с силами и сотни тысяч наших соотечественников хотят быть вместе с исторической родиной, а многие хотят вернуться в страну, проблема соотечественников становится особенно насущной и заниматься ею по остаточному принципу просто недопустимо. В целом за гуманитарное присутствие России в мире отвечает Россотрудничество, но финансирование его программ, в первую очередь по поддержке русского языка, к сожалению, недостаточное. Количество российских центров науки и культуры за рубежом пока, к сожалению, неуклонно сокращается. В последние годы руководство Россотрудничества старается взять курс на строительство новых таких центров, но, как известно, для этого постоянно не хватает средств. Для сравнения: расходы на российские центры науки и культуры за рубежом составляют 5 процентов от аналогичных расходов Великобритании, 15 процентов от аналогичных расходов Франции, 16 процентов от аналогичных расходов Германии и 30 процентов от аналогичных расходов Испании. Цифры говорят сами за себя. Мы знаем, что сегодня русский язык испытывает сильнейшее, жесточайшее конкурентное давление в мире, и это происходит даже в тех странах ближнего зарубежья, где русский язык имеет официальный статус. Ситуация с русским языком отражена в предвыборной статье Владимира Владимировича Путина "Россия и меняющийся мир", где совершенно чётко сказано (цитирую): "Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире - и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский". Это позиция президента, но на деле пока объёмы финансирования культурных и образовательных программ Россотрудничества остаются в проекте федерального бюджета на 2013 год, к сожалению, на том же уровне, и сегодня мы наконец должны признать, что наше культурное и образовательное присутствие в мире, наше гуманитарное влияние в целом, наша работа с соотечественниками в разы меньше, чем это должно быть на современном этапе. Уважаемые коллеги, что касается возвращения соотечественников в страну, то даже при недостаточных объёмах работы с ними сегодня многие тысячи людей заявили официально через консульские учреждения Российской Федерации, через представительства Федеральной миграционной службы о своём желании вернуться. О ситуации, связанной с возвращением соотечественников в Россию, также достаточно прямо пишет Владимир Владимирович Путин в своей статье "Строительство справедливости. Социальная политика для России", опубликованной 13 февраля в "Комсомольской правде" (цитирую): "Нужно будет обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год. В первую очередь за счёт привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье...". И если мы, уважаемые коллеги, не хотим превратиться в обозримом будущем (снова цитирую) "в пустое пространство, судьба которого будет решаться не нами" (именно так говорится в статье президента), мы должны предпринять самые серьёзные усилия для того, чтобы действительно выйти на обозначенный уровень - 300 тысяч мигрантов в год, не сразу, разумеется, постепенно, но если сравнить с сегодняшними тридцатью тысячами, становится очевидным масштаб предстоящей работы. Именно поэтому на днях президентом утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, на первом этапе которой уже к 2015 году ставится задача достичь переселения в страну 200 тысяч мигрантов в год. Депутаты - члены Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками за последние месяцы посетили шесть региональных конференций соотечественников: люди ощутили прилив сил, реально поверили в то, что Родина ждёт их обратно, что будут обеспечены условия для жизни и работы, для образования детей. Что же происходит на деле? Госпрограмму переселения вообще чуть не свернули - она заканчивается в нынешнем году. Предыдущее руководство Минрегиона около десяти раз вносило проект будущей программы для рассмотрения в аппарат правительства, но её, к сожалению, возвращали на доработку с разными отговорками, и только когда была опубликована статья "Строительство справедливости. Социальная политика для России", ситуация наконец изменилась. Но на эти цели в проект федерального бюджета на следующий год закладывается даже чуть меньше, чем было заложено на текущий год, коллеги, наблюдается совершенно обратная тенденция: вместо резкого наращивания масштабов работы с соотечественниками сообразно позиции президента и увеличения нашего культурного и образовательного присутствия и влияния в мире, вместо привлечения соотечественников в страну, создания для них условий для жизни и полноценных рабочих мест, в частности в районах Сибири и Дальнего Востока, объёмы господдержки и по программам Россотрудничества, и по госпрограмме переселения, по сути, даже несколько сокращаются. Таким образом, соотечественники, которые ждут во всём мире нашей поддержки, видят, что слова Президента Российской Федерации пока ещё, к сожалению, не начали воплощаться в жизнь, хотя именно важность данной проблематики президент постоянно подчёркивает. Мы все помним его слова, сказанные несколько дней назад при утверждении концепции государственной миграционной политики, о том, что эти проекты, именно эти проекты должны быть реализованы в жизни, а не оставаться на бумаге. Мы хорошо знаем и безусловные приоритеты председателя правительства Дмитрия Анатольевича Медведева в этой важнейшей сфере. А происходит это всё из-за того, что у руководителей некоторых органов исполнительной власти, видимо, не хватает времени или чего-либо ещё, для того чтобы вдуматься в чрезвычайную важность работы с соотечественниками на современном этапе. Наша ответственность, дорогие коллеги, за работу с соотечественниками между тем ещё более возрастает в связи с предстоящим созданием Евразийского экономического союза. Его создание не должно остаться идеей одних только президентов, чиновников и парламентариев, идея евразийской экономической интеграции должна овладеть самим населением стран евразийского пространства. В первую очередь мы должны здесь опираться на поддержку соотечественников, проживающих в этих странах, но о чём здесь можно говорить, если о евразийском проекте многим даже неизвестно, поскольку попросту не хватает средств на реализацию культурных и информационных проектов в этих странах! Конечно, коллеги, Евразийский экономический союз будет создан в самое ближайшее время, это главная задача в том числе и для всех нас на современном этапе. Уверен, коллеги, что мы сумеем добиться поддержки в этом тысяч и тысяч соотечественников на евразийском пространстве и за его пределами. И ещё мы поможем многим из них вернуться на родину, мы сумеем существенно, во много раз расширить наше культурное и образовательное присутствие в мире, у нас нет другого пути. Но мы сумеем это сделать только в том случае, если сегодня, на этапе формирования очередного годового федерального бюджета, мы выступим с заявлением об усилении работы с соотечественниками за рубежом и о расширении гуманитарного влияния России в преддверии создания Евразийского экономического союза. Уверен, что это заявление будет услышано и мы откроем без лишней патетики новую страницу в работе с соотечественниками, когда Россия предстанет в их глазах действительно великой державой, поддерживающей и собирающей "русский мир". Я прошу сегодня все фракции, всех коллег поддержать это заявление. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по докладу Леонида Эдуардовича? Давайте запишемся. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, вопросы есть. Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список. Виктор Андреевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Леонид Эдуардович, в предложенном заявлении идёт речь о расширении гуманитарного влияния России за рубежом, об укреплении роли русского языка, говорит об этом и президент, но, к сожалению, в прошлом году средства, выделенные в бюджете на федеральную целевую программу "Русский язык", освоены всего на 70 процентов, не использовано 120 миллионов рублей, слабо исполняется эта программа и в текущем году. В связи с этим планирует ли ваш комитет в рамках парламентского контроля заслушать соответствующие правительственные структуры по проблеме неэффективного использования бюджетных средств, выделяемых на работу с соотечественниками, проживающими за рубежом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Леонид Эдуардович. СЛУЦКИЙ Л. Э. Спасибо, Виктор Андреевич, совершенно согласен с вашей формулировкой вопроса. Ещё добавил бы, что, к сожалению, у Россотрудничества ввиду небольшого объёма ежегодно выделяемых средств хватает их всего на две программы - это упомянутая вами программа "Русский язык" и программа по молодым лидерам, которых в прошлом году приехало пятьсот человек, программа очень интересная и перспективная. К сожалению, другие программы пока остаются задумками. Что касается недостаточной реализации, недостаточного освоения средств по программе "Русский язык", здесь всё взаимосвязано. Эту программу предполагалось реализовать в неких центрах, которые, к сожалению, не вступили ещё в прошлом бюджетном году в действие и вводятся в эксплуатацию только в этом году, один из них 12 июня открылся в Симферополе. Конечно, здесь есть вопросы к предыдущему руководству Россотрудничества, и мы в рамках парламентского контроля, как вы справедливо отметили, об этом детально беседовали с бывшим главой Россотрудничества Фаритом Мубаракшевичем Мухаметшиным, нынешним послом России в Молдове. Что касается руководства Россотрудничества, сегодня его возглавляет известный нам всем наш бывший коллега Косачёв Константин Иосифович. Он присутствовал уже на нескольких заседаниях комитета, и мы как приоритетный обсуждали вопрос полного выполнения программы "Русский язык" и увеличения её финансирования в 2013 году, для чего Россотрудничество просит у правительства дополнительные средства. Это важнейшая программа, на заседаниях Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками неизменно присутствует представитель руководства Россотрудничества, и вопросы, связанные с программой "Русский язык", являются приоритетными при проведении парламентского контроля Россотрудничества со стороны профильного комитета Государственной Думы. Будем рады... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Леонид Эдуардович, вы говорили о мигрантах, о задании президента Путина - триста тысяч ежегодно. Но возникает такой простой вопрос: а сколько России вообще нужно мигрантов? Когда завоз людей из-за границы остановится? 13 мая Путин встречался с руководителем Федеральной миграционной службы, и была чётко озвучена цифра: семь миллионов мигрантов уже сегодня живут и работают в России. Сколько их ещё будет - двадцать, тридцать, пятьдесят миллионов? Или нужно всё население, всех русских заменить мигрантами? Мы думаем о поддержке соотечественников за рубежом - это надо делать, но когда мы подумаем о поддержке русских внутри страны?! Их же вообще скоро не останется! Итак, вопрос прикладной: когда мы прекратим завозить мигрантов из-за границы и создадим условия русским для нормальной работы у себя на родине? СЛУЦКИЙ Л. Э. Владимир Николаевич, вопрос поддержки русских в стране - это вопрос дискуссионный, но очень важный. Однако этот вопрос совершенно не связан с вопросами миграции соотечественников, их возвращения в страну. Я просил бы вас почитать статью президента "Строительство справедливости. Социальная политика для России", опубликованную в "Комсомолке" 13 февраля. В этой статье есть прекрасный раздел - "Сбережение России", там совершенно чётко говорится, что если у нас будет прежняя миграционная политика, сегодняшняя миграционная политика, то мы, если экстраполировать к 2050 году, достигнем численности населения России (при постоянном снижении этой численности) всего лишь 107 миллионов человек. Если же проводить иную миграционную политику, то будет - при условии, разумеется, проведения правильной демографической политики - около 154 миллионов человек. Конечно, экспертные оценки могут расходиться на несколько миллионов, так скажем, вниз или вверх, но тем не менее цена этой политики - порядка 50 миллионов человеческих жизней, жизней граждан нашей страны. Поэтому думаю, что по крайней мере сегодня, в 2012-м, мы должны говорить о совершенно правильном векторе возвращения соотечественников, особенно в малонаселённые регионы Сибири и Дальнего Востока. И конечно, нам нужно брать пример с других стран, например с Германии, которые по всему миру десятилетиями собирали соотечественников и прекрасно справились с этой задачей. Для великой державы ситуация, когда соотечественники - сотни тысяч человек - хотят вернуться и не могут этого сделать, является попросту неприемлемой. Вы подняли справедливый вопрос - сегодня вектор, конечно, должен быть направлен на возвращение соотечественников в страну. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Леонид Эдуардович, скажите, что планируется сделать в части усиления работы с нашими соотечественниками, живущими в Туркменистане? Спасибо. СЛУЦКИЙ Л. Э. Очень хороший вопрос, тем более что мы хорошо знаем, в каких, мягко выражаясь, незавидных условиях наши соотечественники и сейчас живут, и особенно находились там некоторое время назад. Я считаю, что сегодня главным ответом нашим возможным оппонентам в Туркменистане может быть известная поговорка: "Чем больше нас среди них, тем меньше их среди нас". Мы ведём недостаточную работу с Туркменистаном по парламентской линии. Недавно в Туркменистане побывал наш коллега Василий Николаевич Лихачёв, чрезвычайный и полномочный посол, член нашего комитета, у которого сложилось такое же впечатление. Нам надо просто больше взаимодействовать с парламентом Туркменистана, и ключевым вопросом автоматически будет положение наших соотечественников в стране. Нам нужно больше работать с хорошо организованными, извините за тавтологию, организациями соотечественников в Туркменистане. Мы просто недостаточно с ними работаем, поэтому одним из приоритетов повестки дня нашего комитета на осень является работа с парламентом Туркменистана, с организациями соотечественников в Туркменистане, и вас, так же как и Виктора Андреевича Коломейцева, приглашаю принять участие в этой важной и интересной работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Вячеславович Калашников. КАЛАШНИКОВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция ЛДПР. Леонид Эдуардович, в предложенном проекте явно ощущается теоретическое противоречие. Есть две концепции: во-первых, поддерживать "русский мир" - соотечественников за рубежом, считая, что это действительно расширяет, цементирует, увеличивает возможности "русского мира", и, во-вторых, привлекать рабочую силу в виде мигрантов. Вот какой из этих двух концепций, которые отражены в этом постановлении, вы придерживаетесь? Я понял так, что всё-таки миграционной. Тогда второй вопрос: насколько вы считаете реальным ежегодное привлечение 300 тысяч работающих? Я даю вам две справки. Первая: программа добровольного переселения полностью провалилась, я её в своё время в правительстве курировал, и хорошо это знаю. И вторая: вы привели в пример Германию - Германия недавно признала, что их политика по привлечению немецкоговорящих людей оказалась неэффективной и не решила проблем. Вот на эти вопросы я хотел бы услышать ответы. СЛУЦКИЙ Л. Э. Попробую, Сергей Вячеславович. Что касается вашего первого вопроса. Если бы он не прозвучал, его стоило бы придумать, поэтому большое спасибо за этот вопрос. Здесь часто возникает впечатление или о диалектическом противоречии, или о противонаправленности двух векторов: с одной стороны, мы через Россотрудничество, его культурные и образовательные программы, пытаемся воздействовать, сохранить наше культурное присутствие в мире, особенно среди тех, кто говорит по-русски, с другой стороны, мы работаем и по противоположному вектору, о важности которого я сказал чуть раньше, и привлекаем людей в страну. Дело в том, что это диалектическое противоречие на самом деле очень легко разрешается, если понять, что мы говорим об одних и тех же людях: люди будут посещать центры российской науки и культуры, их дети будут посещать русские школы, люди будут посещать Россию с туристическими и иными визитами, приезжать к родственникам и видеть, как Россия реально сосредоточивает силы, как Россия реально крепнет и что здесь создаются действительно хорошие условия для тех, кто возвращается. То есть одна категория переходит в другую - речь об одних и тех же людях: сегодня эти люди принимают на себя культурное и образовательное влияние России по линии федеральной программы "Русский язык", через центры Россотрудничества и другие наши организации за рубежом, а завтра они становятся потенциальными переселенцами - они хотят вернуться домой. И вот этот переход одной категории в другую, мне кажется, чрезвычайно важен, и в этом, может быть, одна из главнейших задач нашей работы с соотечественниками. Что касается вашего второго вопроса, уважаемый Сергей Вячеславович, относительно 300 тысяч мигрантов в год. Вы знаете, люди, наверное, не только в этом зале, но и за его пределами, прочитав статью Владимира Владимировича Путина в феврале, восприняли это как некую утопию, сравнивая сегодняшние цифры и цифры в статье, которых необходимо достичь уже через несколько лет. Но, знаете, у Владимира Иосифовича Ресина есть любимая поговорка: "Глаза боятся, а руки делают". Надо просто этим заниматься. Мы двадцать лет этим занимались - и вы, как бывший министр, это знаете - по остаточному принципу, и до сих пор это финансируется, к сожалению, ну, не так, как в то время, но тоже по остаточному принципу. Поэтому... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Завершайте. СЛУЦКИЙ Л. Э. ...думаю, что уровня 300 тысяч в год можно будет достичь уже в ближайшие годы. Государственная миграционная политика, концепция которой утверждена несколько лет назад, предполагает к 2015 году достижение уровня 200 тысяч в год, а ещё через несколько лет и 300 тысяч. При нашем парламентском контроле и при позитивном давлении, которое мы с вами, Сергей Вячеславович, будем оказывать на Федеральную миграционную службу, я думаю, мы получим умную миграционную политику, о которой говорит президент. С таким результатом... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Эдуардович, завершайте, спасибо. СЛУЦКИЙ Л. Э. Третий вопрос, если позволите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, спасибо, присаживайтесь. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список, пожалуйста. Давайте по одному от фракции. От фракции КПРФ выступает Владимир Степанович Никитин. НИКИТИН В. С., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ поддерживает инициативу Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками и проголосует за представленный проект заявления. Заявление правильно нацеливает руководство страны на создание мощного "русского мира" именно для укрепления позиций России на нашей планете. КПРФ неоднократно обращала внимание власти, что в условиях глобализации создание целостного "русского мира", соединяющего крепкими узами Россию с тридцатью миллионами российских соотечественников за рубежом, - это жизненная необходимость, такая же, как и возрождение в новом обличье добровольного союза славянских, тюркских и других коренных народов нашего исторического отечества на Евразийском континенте. Другого пути для выживания в жестокой конкурентной борьбе цивилизаций у нас просто нет, и очень хорошо, что это стали осознавать депутаты других фракций. В заявлении очень верно сказано, что нынешние масштабы и формы финансирования поддержки российских соотечественников за рубежом не соответствуют современным вызовам и угрозам. Разве можно серьёзно говорить о создании мощного "русского мира" при выделении всего 14 рублей на одного соотечественника в год? И это при том, что за период демократических реформ Россия утратила свои представительства по работе с соотечественниками в семидесяти странах мира. Из-за прекращения финансирования во многом также ограничили свою деятельность имеющие колоссальный потенциал общества дружбы с Россией, объединявшие десятки миллионов друзей России более чем в ста странах мира, а это как раз тот канал, через который Россия может расширять своё гуманитарное влияние в мире. В результате таких разрушительных действий резко сокращается, как шагреневая кожа, присутствие русского языка и культуры в мировом пространстве. По данным министерства образования, мы теряем за рубежом по 5 миллионов русскоговорящих людей ежегодно, а обучаем на курсах русского языка всего 18 тысяч человек. Чувствуете страшную разницу в масштабах этих цифр? Поэтому президент Путин неточен в оценках: не в несколько раз нам надо увеличивать образовательное и культурное присутствие России в мире, а на несколько порядков. А это требует действительно кардинального увеличения финансирования этого направления, а также создания эффективной организационной структуры и очень жёсткого контроля за правильным использованием выделяемых средств. КПРФ неоднократно говорила президенту, что финансовый блок в правительстве больше отстаивает интересы Всемирного банка, чем Российского государства, и это наглядно видно в работе с соотечественниками. Минфин делает всё, чтобы для соотечественников Россия представлялась в образе злой мачехи, а не Родины-матери. Так, все деньги для помощи соотечественникам по программам содействия международному сотрудничеству Минфин направляет через Всемирный банк и международные организации, и в результате даже учебники по русскому языку разрабатывались и печатались за российские деньги в Соединённых Штатах Америки и на них ставился бренд Всемирного банка, поэтому в странах СНГ учителя русского языка благодарили банк, а не Россию. Минфин очень умело затормозил деятельность главной государственной структуры по работе с соотечественниками - Россотрудничества. Ведь оно было создано в 2008 году специально для того, чтобы стать эффективным инструментом проведения внешней политики России в области международного гуманитарного сотрудничества и в работе с соотечественниками на пространстве СНГ и во всём мире, но Минфин с согласия правительства посадил Россотрудничество на голодный финансовый паёк и связал по рукам и ногам своими инструкциями. Сейчас из-за отсутствия необходимых средств не могут эффективно работать - вдумайтесь! - 78 российских центров науки и культуры и 75 сохранённых Россотрудничеством обществ дружбы с Россией. Из 2 миллиардов рублей, которые выделены на этот год, 80 процентов уходит на содержание аппарата и зданий и лишь 20 процентов - на программную деятельность, а на работу с соотечественниками - ноль! Обратите внимание, у наших конкурентов совсем другой масштаб: годовой бюджет Британского совета в 15 раз больше, германского института Гёте и французского "Альянса" - в 5 раз больше. Конечно, ни о каких прорывах в гуманитарной сфере и в работе с соотечественниками при финансировании в 2 миллиарда рублей в год говорить невозможно. Но театр абсурда продолжается. Вдумайтесь: Россотрудничество, созданное специально для расширения международных связей, лишено Минфином бюджетной строки по приёму зарубежных делегаций! У него также нет ни строки, ни одной копейки для командирования за рубеж российских политологов и учёных, чтобы они продвигали там гуманитарные инициативы России, - если это не злой умысел, то что это? В заявлении правильно отмечено, что пришла пора действительно превратить Россотрудничество в эффективный инструмент проведения внешней политики России, но для этого надо в 4-5 раз увеличить его финансирование. Та же проблема и с госпрограммой переселения. Если мы хотим использовать её для решения проблем демографии в Сибири и на Дальнем Востоке, то нельзя перекладывать жилищное обустройство только на плечи субъектов Федерации. Российская власть обязана делом доказать, что Россия для соотечественников не злая мачеха, а Родина-мать. С помощью сплочённой диаспоры мы можем увеличить гуманитарное влияние в мире, призывая не к войне, а к сотрудничеству цивилизаций. Это великая гуманитарная миссия России! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Вольфович Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. Будем надеяться, что с приходом к руководству комитетом депутата Слуцкого комитет будет лучше работать, исправит ошибки всех предыдущих лет, и мы почувствуем весомый вклад. Это плюс в адрес депутата Слуцкого. А минус то, что он пять раз вспомнил про Медведева и Путина и ни разу - про лидера той партии, от имени которой он возглавляет комитет, хотя именно ЛДПР всегда уделяла максимум внимания этой теме все двадцать пять лет со дня создания. Наш самый первый лозунг был: "Мы будем защищать русских!". Здесь представитель фракции КПРФ сказал, что они рады, что и другие стали уделять внимание проблеме соотечественников. Это кощунственно звучит из уст коммунистов! Сперва давайте посмотрим: а как случилось так, что миллионы русских оказались за рубежом? Во всём мире наоборот делается: выдавливается население в соседние страны - как немцы в Судетах оказались, - и потом эти территории, с немцами уже, переселенцами, не имеющими никаких прав, присоединяются к Германии. Мы единственная в мире страна, которая отдала свои территории, 5 миллионов квадратных километров, вместе с русскими. Это так же как помещик продавал деревни с крепостными, как сегодня общежития продают с проживающими там жителями: товарищ купил недвижимость, где живут люди, - наплевать ему на людей, он их потом выселяет! Это, конечно, очень неприятно нам сознавать, но причину-то того, почему слабо ведётся работа с нашими соотечественниками мы не называем. Что, денег нет? Нет, причина - договорённости в верхах, видимо. А если хорошо вести работу с нашими соотечественниками, они все приедут сюда, в Россию, и правильно сделают: тогда там всё рухнет, и вот эти бывшие первые секретари ЦК компартий - назарбаевы, усубалиевы и прочие, и прочие, - которые ещё до сих пор у власти находятся... тогда там будет коллапс, полная остановка всех предприятий, транспорта и так далее. Во фракции КПРФ, да и в остальных, нету наших соотечественников, только во фракции ЛДПР они сидят, и мы всё это шкурой прочувствовали. Я покинул ваш незабвенный Советский Союз ещё при Хрущёве, понимая, куда ведёт ваша национальная политика. И любые документы, которые мы здесь обсуждаем, надо начинать с того, что преступная деятельность Хрущёва начиная с 53-го года привела к тому, что началось вытеснение русских из всех советских республик - откройте статистические сборники! Никакого Горбачёва не было, и Ельцина не было, а именно он, этот крестьянский или шахтёрский сын, - мы не знаем, где он учился и работал, он нигде не учился, взяли с улицы, без роду, без племени, и привели к власти! И ещё говорят, они проводили национальную политику... Конечно, СССР рухнул не из-за экономических проблем - это всё пятая колонна. И сейчас все эти "оранжевые революции"... Только самая первая "оранжевая революция" - это революция 1905 года. До сих пор коммунисты считают, что это большевики устроили революцию и Ленин призывал к вооружённому восстанию, - да, он призывал, только деньги с Запада шли, и оружие шло с Запада. Это не было вызовом народных масс, это было указание из Лондона! И как только мы закончили войну с Японией, сразу прекратилась революция: ослабили Россию с востока, с запада - всё, революция больше не нужна! Почему? Мы заключили договор об Антанте. Как только мы сели за стол переговоров с Великобританией и Францией и перед будущей войной с Германией заключили соглашение об Антанте, создали мини-НАТО, - сразу оставили Россию в покое, никаких революций. Никогда бы наш русский народ не встал за большевиками ни на какую революцию, и никакой роли большевиков здесь нету! Все винтовки английские были! Подъезжайте, депутаты, посмотрите на памятник русским рабочим в Москве у станции метро "Улица 1905 года": стоят убитые русские рабочие - какие винтовки у них в руках?! Английские! Их Литвинов - "Папаша" была кличка у него, Ленин и Сталин его называли "Папаша": «"Папаша" поехал за деньгами...» - не вылезал из Парижа и из Лондона, а потом ещё стал министром иностранных дел. А Сталин реально стал управлять страной с 3 мая 39-го, когда выгнал Литвинова с ключевого поста министра иностранных дел, как представителя пятой колонны. Сегодня кто эту пятую колонну представляет у нас в стране? Кто?! Коммунисты, назовите! Чего не называете имя?! Вам же неудобно: бывший коммунист Чубайс! Он сегодня представляет её, непотопляемый! Непотопляемый! То у нас имущество так приватизируют, что все остались бедными, то энергетику так реформируют, что энергия стала дороже стоить, чем во всём мире, сейчас все наши нанотехнологии отправляются на Запад - кто это делает? Коммунист Чубайс. Поэтому коммунистам бы молчать насчёт соотечественников! Конечно, легко решить проблему, если бы захотели решить её. Денег не надо - дайте паспорта всем русским! В русском посольстве в Бишкеке, в Ташкенте, в Душанбе, в Астане, в Баку - везде дайте, и всё, они все приедут сюда. Что, они должны иностранцами приезжать сюда, на родину, и здесь восемь лет ждать паспорта?! Это что такое?! Поэтому дело не в деньгах, не в том, что остаточный принцип, что мало денег - желания нет у руководства нашего, чтобы русские приехали, потому что надо СНГ липовое сохранять! Вот будет это аморфное СНГ - приезжайте ханы, султаны чай попить в Россию! Чего-то содержать, какой-то свой мини-Евросоюз - вот для чего делают! За счёт русских! Вот вы Дальний Восток хотите осваивать - дайте указание всем послам: выдать всем русским паспорта в случае переезда на Дальний Восток - всё, у вас на Дальнем Востоке будет тридцать миллионов населения, тридцать! То есть решить можно, было бы желание. Но сегодня эти "папаши" типа Литвинова, агенты Сталина и Ленина за рубежом, продолжают действовать, я уже назвал вам фамилию этого товарища. И поэтому чтобы решить проблему, нужно влиянием Государственной Думы изменить политику в отношении соотечественников, позвать русских, сказать им: добро пожаловать, ждём с русскими паспортами и конкретными адресами места жительства. И деньги у них есть, они могут немножко заплатить за квартиры, которые можно им выдать по дешёвой ипотеке. Будем надеяться, что Леонид Эдуардович добьётся успеха и поглотит наш международный комитет, потому что Пушков ни черта не делает в отношении защиты наших... (Микрофон отключён. Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Вадимович Саблин записался по карточке Гильмутдинова. Выступает от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", также выступление до семи минут. Пожалуйста. САБЛИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно, поддерживает это заявление. Что сегодня происходит? Сегодня бюджет Россотрудничества составляет порядка 2 миллиардов рублей, из них 1 миллиард 600 миллионов идёт на содержание культурных центров, на заработную плату сотрудников, и только 400 миллионов идёт на программы, которые реализуются в том числе и на постсоветском пространстве. Конечно, имея такой инструмент, который представлен в пятидесяти одной стране, не использовать его на полную мощность нельзя. Что предлагается, что стоит за словами заявления? Увеличение, по сути, бюджета Россотрудничества на 7 миллиардов 778 миллионов рублей на различные программы. Тут можно выделить три основных составляющих, для чего это нужно. Первое - это пропаганда Евразийского экономического союза. Пропаганда Евразийского экономического союза - что это такое? К сожалению, допустим, в Казахстане, в Белоруссии, а тем более в Украине не знают о тех позитивных шагах, о тех результатах, которые уже достигнуты в Таможенном союзе. Действительно, подсчитано, что, если Украина вступит в Таможенный союз, она за десять лет получит дополнительно 108 миллиардов долларов. Россия тоже получит, но меньше: мы получим 24 миллиарда долларов дополнительно, но мы тоже выиграем. Мы говорим, что необходимо потратить какие-то деньги на пропаганду, эти деньги потом вернутся сторицей, кроме этого, восторжествует историческая справедливость, поэтому, конечно, мы должны стремиться к тому, чтобы увеличить бюджет Россотрудничества. Второе направление, которое волнует всех присутствующих в этом зале, - это, бесспорно, вопрос исторической справедливости, исторической правды. Больно видеть, как даже не во вражеских государствах, которые в принципе есть, как мы знаем, а в дружеских государствах идёт пропаганда против России, антипропаганда и искажение исторической правды. Конечно, больно видеть, как строятся памятники Бандере, строятся и продолжают строиться. Почему это происходит? К сожалению, и на постсоветском пространстве, да и практически везде что видят, что говорят и думают о России? Что в России есть Болотная площадь, что избивают людей, что здесь диктатура, что здесь масса проблем очень сложных, и никто не говорит, что есть и Поклонная гора, что есть разные мнения у людей. Вот в этом мы значительно отстаём. И третий блок программ, на которые идут средства, - и мы призываем увеличить эти деньги - это, конечно, русская культура. Она крайне важна для поддержания экономических преобразований в Таможенном союзе, на постсоветском пространстве. Вы знаете, что существует мнение, будто создание того Евразийского экономического союза, который мы стремимся построить в будущем, - это снова создание российской империи, которая хочет присоединить территории и будет ущемлять какие-то нации и народности. Но, братцы, мы имеем потрясающую российскую культуру, лучшую в мире культуру, которую оставили нам предыдущие поколения, сотни поколений наших предков, и не использовать такой инструмент для пропаганды нашей страны, конечно, мы не имеем права. Вы знаете, буквально недавно, 6 июня, я представлял делегацию Государственной Думы в Крыму на фестивале "Великое русское слово", и вот вышел и в течение часа пел Государственный академический Кубанский казачий хор - вы знаете, больше ничего не надо говорить и делать: такая сила харизмы, такая сила и радость не только для граждан России, но и для всех, кто был там! Вот на это в первую очередь мы должны направлять средства, для этого использовать инструмент, очень хороший инструмент, - Россотрудничество. Гай Юлий Цезарь в своё время стал великим человеком не только потому, что он не проиграл ни одного сражения, - он впервые придумал использовать пропаганду как инструмент. И мы не только должны - мы обязаны использовать все эти инструменты на постсоветском пространстве, и я убеждён, что тогда мы сможем стать и богаче, и счастливее в единой семье, которая будет называться Евразийским экономическим союзом. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Миронов, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". МИРОНОВ С. М., руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сегодня в зале Государственной Думы при обсуждении этого вопроса закономерное и, конечно же, приятное единодушие, и наша фракция, конечно, не будет выбиваться из этого ряда, потому что тема, которую мы сегодня обсуждаем в связи с нашим заявлением, важнейшая и очень актуальная. Я думаю, что вы согласитесь со мной: конечно, это нужно нашим соотечественникам за рубежом, но не менее это нужно нам, России, будущему нашей страны. Мы помним слова нашего великого писателя Ивана Сергеевича Тургенева, который однажды сказал: "Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись". И это действительно так. Мы, граждане России, прекрасно понимаем правильность и значимость этих слов, но я думаю, что и наши соотечественники, которые проживают за рубежом, не только это знают и чувствуют - они тоже прониклись этой гениальной мыслью нашего русского писателя. Сегодня, по самым разным оценкам, не менее 30 миллионов наших соотечественников проживают за рубежом. Большинство из них, как мы с вами знаем, увы, не по своей воле оказались не на своей родине. И мы прекрасно знаем, в каких условиях приходится им жить, работать, думать, мечтать о том, что хорошо было бы, чтобы родина не забывала своих сынов и чтобы любой приезд, а уж тем более переезд на родину был намного проще, намного свободнее, чем сейчас. Что мы видим в отношении наших соотечественников за рубежом? Мы видим противодействие проживанию там наших соотечественников: это явная или скрытая форма ассимиляции либо маргинализация русскоязычных, противодействие любой их самоорганизации, это зачастую негативное отношение политических элит и соответствующая информационная политика, это нарушение либо ограничение прав наших соотечественников, дискриминация прав при трудоустройстве, давление на бизнес, запрет использования родного языка, бытовое насилие, это в целом ограничение пространства русского языка и русской культуры, это отсутствие либо крайне низкий уровень русскоязычного информационного пространства. Этот список проблемных точек, конечно же, можно продолжить. Наша фракция считает необходимым предложить следующие примерные направления участия Российского государства, наших властей в этом процессе. Основную роль в зарубежных странах должны играть центры российской науки, культуры и образования, и главным в работе этих центров должно быть следующее: содействие сохранению культурной самобытности наших соотечественников, поддержка позиций русского языка, реализация образовательных программ, крупных культурных проектов, в целом продвижение нашей великой русской культуры, издание соответствующих информационных материалов и их продвижение в местных СМИ, помощь в издании учебников по русскому языку и других учебников на русском языке, организация для молодёжи и детей соотечественников культурно-познавательных мероприятий и многое-многое другое. Конечно, все эти шаги должны осуществляться при поддержке, а может быть, и при контроле российских посольств. При таких центрах важно создать юридические консультации для оказания бесплатной юридической помощи соотечественникам, может быть, как раз за счёт привлечения наших же соотечественников, которые блестяще с такой работой могли бы справиться. Причём отдельная тема - это тема трудоустройства наших соотечественников, прежде всего в представительства российских фирм, которые работают за рубежом. Никто нам не мешает, и никто нас не обвинит ни в какой дискриминации, если мы установим, так скажем, привилегированное право для наших соотечественников по трудоустройству в российские компании за рубежом. Конечно, - я подробно не буду об этом говорить - нужно всё-таки вернуться к теме создания карты соотечественника, потому что об этом как раз и говорят очень многие наши соотечественники, когда мы с ними встречаемся за рубежом. Ну, и я не буду повторяться, коллеги из остальных трёх фракций уже блестяще обосновали необходимость достойного и значительного увеличения финансирования главной структуры - Россотрудничества. Это действительно наша обязанность, и я надеюсь, что при рассмотрении бюджета на следующий, 2013 год мы корректировки соответствующие внесём. Не буду останавливаться на программе переезда соотечественников. Программа полностью провалена, многие об этом говорили, повторяться не буду, но хочу привести только один пример того, как мы недорабатываем, как мы не учитываем необходимость распространения русского языка и своего влияния в соседних странах, прежде всего в странах СНГ. Вот один пример - по Киргизии. Сегодня в Киргизии активную работу ведут Турция и Китай. Вот вам два факта: в Республике Киргизия открыто шестьдесят восемь турецких колледжей, в Бишкеке создан турецко-киргизский университет, а проблема с получением, даже, скажем так, добычей учебника на русском языке огромная - практически такой возможности нет. Очень эффективно работают в этом направлении и многие зарубежные фонды, в том числе партийные. Например, многие германские партийные фонды финансируются из бюджета Германии, и, я думаю, нам нужно уделить больше внимания вот этому направлению - участию партий, в том числе оппозиционных партий, которые тоже могут занимать определённые ниши. Ну и конечно, нужно больше содействовать тому, чтобы как можно больше вакансий и как можно больше бюджетных мест мы могли предоставлять нашим соотечественникам из-за рубежа для получения высшего образования в Российской Федерации. В заключение, перефразируя известную фразу, что Россия Сибирью прирастать будет, скажу, что сегодня совершенно очевидно: Россия будет и должна прирастать нашими соотечественниками. Если мы вспомним такие имена, как Куприн, Бунин, Набоков, Солженицын, Аксёнов, Зиновьев, сразу будет ясно, о чём идёт речь. Ещё раз хочу сказать, уважаемые коллеги, что фракция поддержит это обращение, и я думаю, что сделаю приятное Владимиру Вольфовичу Жириновскому, если отдельно поблагодарю и профильный комитет, и его руководителя Леонида Эдуардовича Слуцкого за правильную инициативу. Спасибо. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, выступили представители всех четырёх фракций и изложили мнения фракций о докладе. Есть ли необходимость продолжать прения? Ставлю на голосование: кто за то, чтобы ограничиться выступлениями представителей четырёх фракций? Прошу голосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 20 сек.) Проголосовало за 300 чел.92,3 % Проголосовало против 25 чел.7,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 0 чел.0,0 % Результат: принято Прекращаем прения. Представители президента и правительства будут выступать? Нет. Леонид Эдуардович, будете выступать? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5359 по 5376 из 6692
4-й пункт, проект заявления Государственной Думы "Об усилении работы с соотечественниками за рубежом и о расширении гуманитарного влияния России в преддверии создания Евразийского экономического союза". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 14 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принято.