Заседание № 27
17.02.2017
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 84271-7 "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву по вопросу обеспечения качества образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования аграрного профиля".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1229 по 1332 из 6557
ЖУКОВ А. Д., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! У нас пунктом 6 проекта повестки предусматривается рассмотрение проекта постановления об обращении Государственной Думы "К Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву по вопросу обеспечения качества образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования аграрного профиля". Это довольно содержательный проект постановления, действительно важная тема поднимается, говорится о том, что в аграрных вузах финансирование на одного студента гораздо меньше, чем в других образовательных организациях системы высшего образования. Я думаю, что эта проблема касается и других отраслевых вузов - в частности, медицинских, в сфере культуры, в сфере транспорта, - там тоже расходы на одного студента существенно меньше, чем в минобровских вузах, и это проблема качества образования. Поэтому я попросил бы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЖУКОВ А. Д. ...попросил бы комитет по образованию расширить этот проект постановления, с тем чтобы в целом обсудить проблему финансирования отраслевых вузов. У меня просьба какая? Пока отложить рассмотрение проекта постановления, поручить комитету по образованию подготовить более полный проект постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Дмитриевич, но нам всё-таки нужно попытаться этот вопрос рассмотреть, не откладывать это надолго, поскольку он действительно актуален, возможно и фракции подключатся, потому что эта тема носит общий характер. Может быть, если от комитетов готовы будут изложить проблемы подведомственных вузов для каждой отрасли - будь то Министерство здравоохранения, Министерство культуры или Министерство транспорта, - этот проект постановления можно будет рассмотреть до завершения пленарного заседания. Владимир Иванович Кашин проработал вопрос по линии Министерства сельского хозяйства, чтобы понять, что происходит у нас в этой сфере, председатели комитетов также могут проработать его по своим подведомственным вузам. Действительно, ситуация вопиющая: 42 тысячи рублей приходится на одного студента сельскохозяйственного вуза, в вузах же, которые имеют отношение к Министерству образования и науки, эта сумма составляет 170 тысяч - как вы понимаете, разница сама за себя говорит. Ещё более кричаще и вызывающе в этом плане смотрится то, что вузы Министерства здравоохранения, где самые большие затраты должны быть на подготовку студента - будущего врача, финансируются в объёме порядка 90 тысяч рублей. Как вы понимаете, эта цифра почти в 2 раза меньше, чем в вузах, имеющих отношение к министерству образования. В гуманитарных вузах, допустим, для подготовки, вы знаете, нужны парта и, может быть, планшет, а там-то требуется лабораторное оборудование! Поэтому, Дмитрий Анатольевич Морозов, было бы правильно подготовить всю информацию и присоединиться к Владимиру Ивановичу вместе с Вячеславом Алексеевичем, а также необходимо проработать эти вопросы по Министерству культуры. Коллеги, тема сама по себе реально очень важная, и есть серьёзные основания для того, чтобы мы её обсудили. Жириновский Владимир Вольфович, руководитель фракции, - вне очереди, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я считаю, это неправильная позиция, не надо ничего переносить. Правительство не сможет сразу помочь всем отраслевым вузам, пусть займутся сельскохозяйственными - это самое напряжённое направление, тем более сейчас весна. Если мы сейчас на них повесим все вузы - они у нас практически все отраслевые, - тогда они ничего не смогут сделать. Найдут деньги, но дадут по капельке, так сказать. Пусть хотя бы что-то одно сделают в этом году, а осенью займёмся другими вузами. Мне кажется, постановление хорошее, оно готово, поэтому я предлагаю оставить его, это пункт 6 повестки дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, вы имеете право на свою точку зрения. Мы можем, безусловно, руководствоваться и проектом, который внёс Владимир Иванович, но в любом случае речь идёт о том, что бюджетом уже определены расходные полномочия каждого министерства, и министерство в рамках своих бюджетных полномочий может перераспределять финансирование - с одной статьи на другую, с одного раздела на другой. В этом плане такие возможности есть как у Министерства сельского хозяйства, так и у Министерства здравоохранения, у Министерства культуры. Просто ведомства борются за то, чтобы вузы оставались у них, но отраслевые вузы, получается, финансируются по остаточному принципу, отчего страдает подготовка студентов, разрушается вузовская наука, поэтому нам лучше эту проблему решить комплексно. Что касается вашего предложения, будет замечательно, если Минсельхоз решит проблему незамедлительно, это действительно будет государственным решением. Что касается Министерства здравоохранения, мы с вами будем в рамках "правительственного часа" встречаться с министром, можно будет этот вопрос обсудить. Самое главное сейчас, в преддверии отчёта правительства, - заострить внимание на этой проблеме. Сама по себе проблема существует, поэтому сегодня важно здесь о ней заявить, и если даже у нас не получится решить вопрос до лета, то хотя бы с 1 сентября у вузов будут уже другие нормативы. Мы надеемся, что к этому отнесутся по-государственному, серьёзно. Ранее было принято решение - мы с Александром Дмитриевичем его обсуждали, он как раз был заместителем председателя правительства и вёл эти вопросы - передать отраслевые вузы министерству образования. Началась серьёзная борьба, которая закончилась тем, что вузы остались отраслевыми. Но, как мы видим, их финансирование в 4, в 2 раза меньше, чем предусмотрено в нормативах для вузов министерства образования. Ну и для примера: в Высшей школе экономики финансирование на одного студента - 330 тысяч. Пожалуйста, Никонов Вячеслав Алексеевич. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я поддерживаю то, что лучше решать этот вопрос комплексно, с министерствами и образования, и культуры, и транспорта, и здравоохранения. Единственно, я не уверен, что в течение дня мы сможем согласовать с этими министерствами новый текст проекта постановления, но попробуем.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1385 по 1463 из 6557
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, я по предыдущему вопросу - просил бы Александра Дмитриевича отозвать своё предложение. Почему? Сейчас идёт закрытие целых кафедр в аграрных вузах, а пока по другим отраслевым вузам додумаются подготовить предложения, умрёт и этот вопрос. Мне кажется, надо 6-й вопрос рассматривать, как мы запланировали, и не втягиваться в бесполезные дискуссии, раз не подготовлены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, если есть возможность помочь всем вузам и поставить эту проблему перед правительством, давайте постараемся это сделать! С учётом того что все председатели комитетов в зале, а предложение Александра Дмитриевича, который длительное время курировал эту сферу, вызвано желанием найти решение и по другим подведомственным вузам, надо постараться подготовить данный проект постановления сегодня. Работники Правового управления присутствуют в зале и соответственно помогут нам в его подготовке, а также оперативно проведут лингвистическую экспертизу. Давайте, единственно, запросим те цифры, которые нужно уточнить для формулировки этого обращения. Тогда у нас будет целостный документ, который коснётся порядка ста двадцати вузов: наверное, сорока девяти - пятидесяти сельскохозяйственных вузов, пятидесяти четырёх - пятидесяти пяти вузов Минздрава, а также вузов Министерства культуры и Министерства транспорта. Вот Евгений Сергеевич здесь присутствует - он уже занялся этой работой. Давайте, может быть, подготовим такое концептуальное постановление. Пожалуйста, Харитонов Николай Михайлович по ведению. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Вячеслав Викторович, я по этому же вопросу. Многие сидящие в зале были участниками заседания трёхсторонней комиссии в правительстве два месяца назад, когда я спросил, на каком основании сняли 1 миллиард 200 миллионов с сельхозобразования. За трибуной стояла замминистра Кузнецова, она обернулась к Силуанову, а Силуанов, глядя нам в глаза, ответил: вы знаете, что подготовка специалиста по сельскому хозяйству гораздо проще и дешевле, чем специалистов по другим направлениям. 1 миллиард 200 миллионов можно заставить вернуть сейчас. Идёт обрезание бюджетного финансирования по 50-100 миллионов у каждого вуза, в наш комитет обращаются из регионов - можно поправить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович, пожалуйста. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Вячеслав Викторович, я поддерживаю вашу постановку вопроса - действительно, мы должны принять постановление сегодня. И я просил бы согласиться с тем, чтобы в наше развёрнутое обращение просто их добавить, перечислить в одном предложении, а не делать более развёрнутой в отношении других министерств текстовую часть постановления, тогда мы сделаем это быстро, сославшись на те цифры, которые... Ну мы сейчас их откорректируем. Надо добавить, что аналогичная ситуация в институтах здравоохранения, в медицинских вузах, в институтах культуры и транспорта, и можно цифры дать - вот в таком ключе. Если бы была такая установка, мы бы сейчас это быстро сделали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы все заинтересованы в подготовке данного постановления, потому что проблема вами поднята правильно, и речь идёт даже не о том, что закрываются факультеты в аграрных вузах, а о том, что финансирование этих вузов осуществляется по остаточному принципу, как ПТУ: 40 тысяч на одного студента, при том что там огромная лабораторная база. Затраты там на самом деле должны быть больше, чем на подготовку гуманитариев, а если говорить о медицинских вузах, там затраты должны быть в разы больше, чем на подготовку гуманитариев, потому что, как вы понимаете, это связано также с большим объёмом закупок лабораторного оборудования, но парадокс: соотношение не в пользу медицинских и аграрных вузов. Поэтому нам эту проблему правильно было бы поднять и дальше контролировать уже то, что последует за этим обращением. Александр Дмитриевич надеется, что мы этот вопрос сможем подготовить до конца заседания и в самом конце заседания рассмотрим - от ваших коллег тоже многое зависит. Коллеги, итак, предложение Жукова Александра Дмитриевича: вопрос 6 доработать, у всех есть понимание, что мы можем это сделать сегодня, тогда давайте поставим его на фиксированное время, на 17 часов. Готовы? Готовы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, договорились, консенсус.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1679 по 1684 из 6557
Мы с вами приняли решение 6-й вопрос рассмотреть в 17.00. У меня единственная просьба: Александр Дмитриевич уже приступил к работе вместе с председателем Комитета по образованию и науке и председателем Комитета по аграрным вопросам, прошу и Комитет по охране здоровья подключиться, а то тормозится работа.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5343 по 5731 из 6557
Уважаемые коллеги, мы договаривались в фиксированное время, в 17.00, рассмотреть проект постановления Государственной Думы "Об обращении Государственной Думы..." с новым наименованием "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву по вопросу обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти". Докладывает Кашин Владимир Иванович, председатель аграрного комитета. Пожалуйста. КАШИН В. И. Спасибо. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи! Мы, депутаты - члены аграрного комитета, обеспокоены снижением качества образования в аграрных вузах, исходя из того анализа, который мы сделали в связи с проверками, проведёнными в последние два года Рособрнадзором. Мы вместе с Рособрнадзором и с Министерством сельского хозяйства детально проанализировали основные системные вопросы, которые, по большому счёту, не способствуют успешной подготовке специалистов аграрного профиля. К таким базовым системным вопросам относится в первую очередь отсутствие должного финансирования. Речь идёт о том, что затраты средств федерального бюджета на подготовку одного студента в аграрных вузах составляют от 40 до 60 тысяч, тогда как в образовательных организациях высшего образования, допустим, Министерства образования и науки расходы в 3 раза больше. Есть и много других вопросов, которые также необходимо решать. Это вопрос в первую очередь приобретения дорогостоящего оборудования для создания лабораторий: для того чтобы подготовить, например, инженера-механика, или зооинженера, или инженера-биолога, агронома, экономиста, конечно, нужна системная практика, а для этого обязательно наличие высокопрофессионального лабораторного оборудования, соответствующего мировым стандартам. Что касается обеспечения продовольственной безопасности, здесь сегодня тоже есть проблемы, поскольку наши институты, имея опытные поля, учхозы, не имеют государственной поддержки из расчёта на гектар пашни или на литр молока, которая оказывается рядовым сельхозпредприятиям, а такая поддержка, конечно, необходима. Много и других системных вопросов, решение которых требует напряжённого внимания, в том числе со стороны Министерства сельского хозяйства и подведомственных ему учреждений. Мы благодарны за поддержку, которую наш комитет увидел со стороны буквально всех фракций. А Председатель Государственной Думы ещё и предложил расширить эту тему, и в связи с этим мы внимательно посмотрели, что происходит в организациях высшего образования, подведомственных министерствам здравоохранения, культуры, транспорта, и здесь мы тоже увидели системные недоработки с точки зрения финансирования подготовки студентов. В этом плане мы ещё раз хотели бы обратиться к вам, уважаемые коллеги, за поддержкой, для того чтобы принять соответствующее обращение Государственной Думы в адрес председателя правительства, отчёт которого нам предстоит заслушать здесь в апреле. Отмечу, что на финансирование аграрных вузов, которое осуществляется в соответствии с государственной программой развития образования на период до 2020 года, было выделено 3,7 миллиарда, но Министерство финансов и с этой мизерной суммы сняло более 1,2 миллиарда. Для того чтобы ещё лучше была понятна необходимость не только принятия этого обращения, но и получения нужного результата, хочу сказать, что, например, в среднем в региональных администрациях выпускники аграрных вузов составляют более 60 процентов управленческого состава, в органах муниципальных образований - более 70 процентов, поэтому от того, каких специалистов мы будем готовить, зависят не только качество продуктов питания и продовольственная безопасность страны, но и эффективность системы управления. И ещё раз хочу сказать, что мы, наш комитет, благодарны Председателю Думы за то, что удалось вот так комплексно подойти к решению этого вопроса. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы сегодня утвердили повестку дня, поэтому если мы не пройдём все вопросы, это шестьдесят один пункт, то обязаны будем отменить утреннее решение об утверждении повестки дня - такова юридическая процедура - и тем самым расписаться в своей слабости. Мы поддержали предыдущий закон (говорю, чтобы Олег Николаевич знал): и доклад великолепный, и закон очень нужный. Меня одно удивило: фракция большинства четыре раза хлопала во время обсуждения закона. Вы чему хлопали? Тому, что вы отказываете оппозиции в принятии закона, - а вы понимаете, как это волной пройдёт от Калининграда до Камчатки?! В очередной раз Государственная Дума отказала в принятии закона, который предложили оппозиционные фракции! Люди не будут вдаваться в нюансы, как вы здесь пытались что-то доказать, и разбираться, что там не так, это их не интересует, главное - вы отказали оппозиции! Да, вы имеете право, но хлопать... такого, по-моему, не было никогда - за тридцать лет работы в парламенте никогда ещё партия большинства с такой радостью не хлопала: "Нет, не примем!" И столько депутатов выступало, большинство от "ЕДИНОЙ РОССИИ" - зачем? Ну вы отказываете в принятии - что вы выступаете?! Вот этого я не могу понять! Я понимаю, коммунисты выступают: они защищают свой законопроект. Мы тоже его защищали, хотя Коломейцев этого не понял - пытался какие-то реплики вставлять, но это южный вариант такой: у нас юг всегда неспокойный... Что касается этого обращения, мы тоже поддержим. И мне приятно выступать по этому проекту, фракция ЛДПР громкими аплодисментами его поддержит, и мы имеем для этого основания - почему? Потому что ровно пятьдесят лет назад, в марте 67-го, я направил письмо Брежневу, и одним из пунктов было как раз предложение обратить внимание на сельскохозяйственные вузы - принимать в них в основном ребят из сельской местности, потому что городские в деревню не поедут. Вот пятьдесят лет назад я, студент, желавший улучшения жизни в нашей стране, поднял этот вопрос - и через пятьдесят лет этот вопрос в повестке дня Государственной Думы! (Аплодисменты.) Я хотел бы знать, чем занимался пятьдесят лет назад Зюганов или Миронов - вот что они делали пятьдесят лет назад? А некоторые и не родились ещё, у некоторых даже родители не встретились... То есть мы - эпоха: это мы всё делали - всё, чем вы сегодня пользуетесь, так сказать! Обязательно нужно особое внимание сельскохозяйственному образованию. Почему? Потому что сельское хозяйство - это питание. Вот нам сегодня говорили: 30 миллионов школьников, 5 миллионов учителей - это же почти треть страны, и они должны получать качественное питание во всей школьной системе общественного питания. Даже планировалось в Госдуме создать комитет по общественному питанию, потому что школы, вузы, заводы, колонии, армия - практически вся страна задействована в системе общественного питания. А питание, естественно, готовится из тех сельхозпродуктов, которые выращиваются на нашей земле. Ведь 90 процентов сельхозугодий у нас находится, но не все они используются по назначению. Конечно, сельскохозяйственные вузы должны готовить специалистов, и обучение должно быть бесплатное, и сокращать ни в коем случае нельзя, потому что надо делать ставку на экспорт продовольствия. Качественное продовольствие - это то, в чём нуждается вся страна. В мире 7 миллиардов человек каждый день употребляют в пищу отравленное продовольствие, некачественное, плохое, ГМО, всякую гадость уже ест человечество, миллионы умирают от голода и миллионы - от жажды, а значит, производить качественные продукты - это самое лучшее было бы! Оружие у всех есть, газ и нефть есть, металлы - всё есть, но хорошего продовольствия нет даже на этом хвалёном Западе, а мы могли бы. Мы вырастили пшеницу правильную - радуемся: 120 миллионов тонн, по-моему, да? Но куда ушла лучшая пшеница-то? За рубеж. Это с какой стати?! Значит, туда, на Запад, гоним лучшие сорта пшеницы: кушайте, мол, хороший хлебец, макароны делайте, - а гражданам России жмых остаётся, отруби, то, что даже свинья не будет есть! Это что такое?! Что за подход-то?! Так что цифры можно оценивать по-разному - можно, конечно, хвалиться, сколько мы вырастили, только вырастили для кого?! А кто руководил нашим сельским хозяйством? Здесь вот сидит Кулик, наш министр славный, хороший был министр, Харитонов хороший специалист, а большинство министров по профилю образования никакого отношения к сельскому хозяйству не имели - и здесь мы переходим к нашему предыдущему вопросу. Министры не разбираются в вопросах сельского хозяйства, они юристы или инженеры - кто угодно, начиная с Горбачёва. Тот, правда, получил диплом сельхозвуза в Ставрополе, но этот диплом ему принесли в горком КПСС, он ни разу в вузе не был, просто принесли ему диплом, как будто он прошёл там заочное обучение, а на самом деле он юрист был, юридический факультет МГУ закончил. Ну не годится же так, специалисты должны идти в министры! Я надеюсь, в будущем правительстве... вот в мае будет новое правительство, и там министром сельского хозяйства должен стать тот, кто в этом разбирается, а не тот, кого нужно куда-то пристроить. У нас же всегда, с советского времени на сельское хозяйство пристраивают: как ненужный человек - так на сельское хозяйство, чтобы там его доконать, добить! Конечно, должна быть высокая зарплата, должны быть хорошие условия, бесплатное обучение, не сокращать нужно, а увеличивать, должны быть лаборатории... Вот только вчера я узнал, что у нас есть институт дождевого червя: черви создают отличный чернозём, и он идёт на экспорт - очередь уже, чтобы получать у нас эту новую землю, потому что это естественная переработка, это то, что лучше всего для производства растений. У нас целый институт, а я только вчера узнал - где же наша пропаганда правильная?! А всякую гадость каждый день рекламируют, уже устали мы! И все эти "Петросян-шоу", и всё остальное, где всё смеются друг над другом, переодеваются, мажутся и думают, что это очень хорошо, но этот смех, он немножко такой... с надрывом, так сказать: смеяться-то особенно не над чем! Посмотрите статистику за январь 2017 года - где процент инфляции обещанный?! В 5 раз выше инфляция по этому месяцу, и цены на продовольствие растут. Поэтому вот вы здесь хлопаете - посмотрим, как вы будете хлопать осенью, 10 сентября, когда будут очередные выборы!.. (Микрофон отключён. Аплодисменты. Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Тема очень интересная, и обсуждать её крайне необходимо, ведь, когда на предприятия приходят специалисты, получившие высшее образование, они не знают, как к какому оборудованию подойти. То есть получается, как когда-то Аркадий Райкин говорил: забудь, чему тебя там учили... Я считаю, что в основном это происходит из-за нехватки денежных средств. И очень хорошо, что мы рассмотрели сегодня этот вопрос и расширили тему, обратив внимание на вузы по другим профилям. И очень верю, что правительство наши предложения поддержит! Спасибо огромное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никонов Вячеслав Алексеевич от фракции, пожалуйста. НИКОНОВ В. А. Дорогие друзья, уважаемые коллеги! Мы рады поддержать здравую инициативу, которая исходит от фракции КПРФ, от нашего комитета по аграрной политике. Действительно, справедливо забили тревогу по частному, в общем-то, на мой взгляд, вопросу - о преподавании экономики и права в непрофильных отраслевых вузах. Конечно, возможность преподавания их - это благо, надо это признать, прежде всего потому, что нужны юристы и экономисты, хорошо представляющие специфику отрасли. Безусловно, эти специалисты очень востребованы, их можно готовить и в университетах, но трудно, и выпускники университетов уж точно не поедут на село, поэтому надо готовить таких специалистов в отраслевых учреждениях. В ряде регионов такой способ дать экономическое, юридическое или менеджерское образование вообще единственный. Плюс это выгодно для большого количества сельскохозяйственных и других вузов - это единственный источник получения внебюджетных средств, ведь они у нас, эти вузы, не избалованы бюджетными средствами. Поэтому, я думаю, всё это действительно заслуживает внимания. При этом надо себе отдавать отчёт в том, что есть проблемы, существенные, реальные проблемы, и те претензии, которые есть у Рособрнадзора, тоже нельзя сбрасывать со счетов как незначимые, потому что это связано с качеством образования. У нас есть федеральные государственные образовательные стандарты, школьные и вузовские, и эти стандарты одинаковы, скажем, для юрфака Санкт-Петербургского государственного университета, который заканчивали президент и премьер-министр, и для любого филиала сельскохозяйственного вуза, но согласитесь, что в Санкт-Петербурге эти стандарты выдержать проще, чем в сельскохозяйственном вузе. Кроме того, преобладает заочное образование, а у заочников особенно часто нет производственной практики, преподавательский состав часто, так скажем, на стороне - это всё абсолютно реальные вещи. Более того, есть вот какая проблема: знаете, какой процент студентов сельхозвузов осваивают профильную специальность (имеется в виду специальность "сельское и рыбное хозяйство")? Всего 41 процент. 24 процента - специальности "экономика", "управление" и "юриспруденция", а дальше - "психология", "дизайн", "социальная деятельность", "культура", "социология", "языкознание" и "литературоведение". Мне вот очень нравится теология, изучаемая в некоторых аграрных вузах... Конечно, с этим тоже надо разбираться. Так что здесь две правды: и то - правда, и это тоже, к сожалению, правда. Однако правильно Вячеслав Викторович перевёл наше обсуждение в плоскость системной проблемы отраслевого образования. В нашей стране практически половина вузов относится к системе Министерства образования и науки, а остальные - отраслевые, причём эти отраслевые вузы являются "пасынками" и для Минобрнауки, и для своих министерств. У Министерства образования и науки, вы знаете, своих вузов хватает, то есть никакого шанса выиграть хоть какой-то грант Министерства образования и науки и поправить своё материальное положение у этих отраслевых вузов нет, шанса стать федеральным, опорным, научно-исследовательским учреждением у них нет и никогда не будет. Для своих министерств эти отраслевые вузы являются "пасынками", ведь с министерств спрашивают за продукцию, с них не спрашивают за качество подготовки специалистов, поэтому финансирование идёт по остаточному принципу и по линии Министерства образования и науки, и по линии профильных министерств - именно на эту проблему мы обращаем внимание в этом проекте. В результате финансирование вузов Министерства образования и науки действительно оказалось гораздо больше, чем финансирование медицинских вузов или тем более сельскохозяйственных, хотя подготовка и в медицинских вузах, и в сельхозвузах стоит довольно дорого. Поэтому главное - это выравнивание нормативов подушевого финансирования и необходимость совершенствования методики расчёта нормативов финансирования реализации образовательных программ. Мы считаем, что было бы очень полезно в отраслевой программе развития сельского хозяйства нашей страны специально предусмотреть развитие сельскохозяйственных вузов. Необходимо создать в нашей стране территориальные научно-образовательные кластеры - и они, между прочим, очень неплохо работают в некоторых регионах, - когда объединены региональная отраслевая наука, соответствующее высшее учебное заведение и производство, которое заинтересовано в выпускниках и само вкладывает средства в образовательные и научные проекты. Надо развивать собственные научные школы. Все говорят: да, надо готовить специалистов именно в области экономики сельского хозяйства, однако в самих этих вузах не преподают экономисты сельского хозяйства, зачастую это просто экономисты или просто юристы, а не те юристы, которые разбираются в узком предмете. Нужно создавать, повторяю, свои отдельные школы. Очень важное направление - целевой приём и особенно целевое обучение. Целевой приём сейчас преобладает: почти 90 процентов обучающихся в целевом порядке поступили в вуз по квоте целевого приёма. Что такое целевой приём? Это когда выпускник школы, который не добирает баллов ЕГЭ, чтобы поступить по обычному приёму, заключает договор о целевом приёме, и неизвестно ещё, как он будет учиться, но через четыре-шесть лет он придёт на производство. А целевое обучение - это когда заключается договор с тем, кто уже себя проявил, на тех же самых условиях, при этом если на целевой приём есть квоты, против которых справедливо выступает аграрный комитет, то на целевое обучение никаких квот нет - заключайте договор, если решается проблема обеспечения кадров, а не устройства абитуриентов для нужных людей! Конечно, спасение - это применение сетевой формы реализации образовательных программ, которая сейчас разрешена законом "Об образовании...", который так не нравится Олегу Николаевичу Смолину, но который, повторяю, реально позволяет создавать систему сетевого образования. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие этого обращения, которое поможет нашей российской державе оставаться и крупной образовательной державой, и уже аграрной сверхдержавой (я просто напомню: мы экспортёры продовольствия в мире номер один). Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Алексеевич. Пожалуйста, Кузьмин Михаил Владимирович. КУЗЬМИН М. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Владимир Иванович! Я посчитал для себя крайне необходимым выступить по теме обращения, которое сейчас рассматривается, потому что представляю территорию, на которой расположен лучший аграрный университет Российской Федерации - Ставропольский аграрный университет, возглавляемый Трухачёвым Владимиром Ивановичем, одним из лидеров нашей науки, профессором, академиком, с которым я знаком более тридцати лет. Мне довольно сложно выступать по этой теме, потому что мы как бы немножко расширяем её, но я начал бы своё выступление с вопроса, который задал Владимир Вольфович - вот он вышел, нет его, но есть молодёжь, которая его представляет, и достаточно гордая, солидная молодёжь, которая сидит рядом с ним, - а где учились мы, кто-то помладше, кто-то постарше, мы учились за рубежом? Когда мы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", аплодировали, мы аплодировали нашему, российскому образованию, мы аплодировали всем тем замечательным людям, учёным, которые создавали советское образование, которые прошли сложнейший период 90-х годов, сохранив российское образование, и сегодня уверенной поступью идут по пути дальнейшего его улучшения. Мы тридцать лет не приступали ни к строительству новых школ, ни к ремонту, ни к детским садам, но сейчас в бюджете мы видим эти цифры и, приезжая на территории, конечно, испытываем удовлетворение - говорю это в том числе от родительского сообщества. Я, как и все мы, сидящие здесь, сын родителей, которые учились в советской школе, я сам окончил советскую школу, отслужил в армии, воспитал детей, которые учились в нашей, российской школе, три мои внучки учатся в наших школах, и, вы знаете, меня охватывает гордость за нашу науку, и мы аплодировали здесь именно тому, что в конце концов сдвинулись с места в вопросе образования. Что касается аграрного университета, Владимир Вольфович, я к вам буду обращаться со своими коллегами от Ставрополья с просьбой помочь завершить строительство учебного корпуса. Это центр города, вообще академгородок, который представляет собой аграрный университет, - это самое красивое учреждение, самое роскошное, учащихся свыше 14 тысяч. Буду просить помочь завершить строительство. А что касается выделения средств, я думаю, здесь должна быть пропорция распределения, должна быть методика, по которой мы должны действовать. Я всем желаю удачи! Благодарю за внимание. Будем поддерживать то обращение, которое подготовлено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, выступления по данному обращению завершены. Единственно, надо, наверное, всё-таки подчеркнуть, что большинство вузов относятся к ведению Министерства образования и науки и стандарты по финансированию на одного студента, которые достигнуты в этой области, значительно выше, и это большое достижение на самом деле. Мы говорим об отраслевых вузах, где финансирование в разы меньше, которые как раз в советское-то время финансировались лучше, - это вузы Министерства здравоохранения, вузы Министерства сельского хозяйства и вузы Министерства транспорта, Евгений Сергеевич, - в разы лучше! А сейчас, получается, в большей части вузов, в тех, которые имеют отношение к Министерству образования и науки, ситуация намного лучше, чем в вузах, которые раньше имели большее финансирование. И что важно, - вот здесь очень активно выступали те, кто представляет аграриев, а те, кто представляет вузы Министерства здравоохранения, не так активно выступали, - коллеги, мы должны отдавать себе отчёт в том, что на подготовку врачей должно тратиться куда больше, значительно больше средств. Тем более мы видим, что ведущие университеты эти средства получают и развиваются, а вузы системы здравоохранения, их чуть более пятидесяти, оказались, вот уточняли вместе с комитетом, на уровне 72 тысяч рублей на одного студента, при том что в вузах Министерства образования и науки финансирование порядка 170 тысяч рублей на одного студента, - представьте себе соотношение! Поэтому появился данный проект постановления в результате вот того труда, который проделан, и нужно сказать спасибо Владимиру Ивановичу за то, что он эту тему поднял, потому что эта тема объединила и комитеты, и депутатов. Мы выходим на голосование. Я зачитаю новое наименование проекта постановления с учётом того, что в пункте 6 повестки обозначено несколько иное наименование данного постановления. Ставится на голосование проект постановления "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву по вопросу обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти", вопрос 6 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 52 мин. 32 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято За - четыреста шестнадцать, против - нет, воздержалось - нет. Решение принято единогласно, консенсус.