Заседание № 269
18.02.2025
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 842627-8 "Об информации Министра просвещения Российской Федерации С. С. Кравцова, Министра науки и высшего образования Российской Федерации В. Н. Фалькова и руководителя Федерального агентства по делам молодёжи Г. А. Гурова о разработке Стратегии развития образования в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 737 по 1106 из 4554
Переходим к работе по 2-му вопросу повестки. О проекте постановления Государственной Думы "Об информации Министра просвещения Российской Федерации С. С. Кравцова, Министра науки и высшего образования Российской Федерации В. Н. Фалькова и руководителя Федерального агентства по делам молодёжи Г. А. Гурова о разработке Стратегии развития образования в Российской Федерации". С докладом выступит Олег Викторович Морозов. Пожалуйста, Олег Викторович. МОРОЗОВ О. В., председатель Комитета Государственной Думы по контролю, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный проект постановления подготовлен по вашему поручению, причём в кратчайшие сроки. Напомню, что это поручение было дано по итогам "правительственного часа", на котором впервые выступили эксперты, представители образовательного сообщества. Этому предшествовали совещание у председателя палаты, два заседания рабочей группы, специально созданной под эту задачу. Прошло совместное заседание профильных комитетов с участием представителей всех фракций. И наконец, уже после "правчаса" мы вновь собрались для выработки проекта постановления. Причём во всех этих мероприятиях принимали личное участие профильные министры и заместитель председателя правительства Дмитрий Николаевич Чернышенко. Такое внимание к данной теме вполне закономерно. Мы исходим из нашего с вами солидарного мнения о критической важности стратегии образования для будущего страны. Страна будет такой, какой будет её образовательная стратегия. Нашей задачей на всех этапах было сделать работу максимально открытой, включить в проект постановления мнения всех фракций и профильных комитетов, субъектов Федерации, экспертов. При этом мы стремились добиться консенсуса и согласия в наиболее важных вопросах. В процессе работы были получены, обращаю ваше внимание, сотни предложений. Проект постановления включает в себя пункт, согласно которому мы все эти предложения, без всяких исключений, направим в обобщённом виде в правительство. Здесь 35 страниц убористого текста - это предложения субъектов Федерации, фракций, профильных комитетов. Всё сюда вошло. Проект постановления получился весьма объёмным - 13 страниц, поэтому кратко остановлюсь на самом главном. Мы исходили из общего понимания соответствия целей и задач стратегии фундаментальным целям развития российского общества, задачам социально-экономического и научно-технологического развития страны, установкам национального проекта "Кадры". Государственная Дума категорически отказывается от подхода, толкующего образование как услугу, наше постановление ориентирует разрабатываемую стратегию на воспитание человека-творца. Мы должны остаться единым обществом, основанным на традиционных духовно-нравственных и семейных ценностях, а качество образования должно обеспечивать конкурентоспособность на мировом рынке технологий. В стратегии должна быть закреплена центральная роль педагога в образовательном процессе. Мы все солидарны в том, что цифровые технологии и прочие электронные инструменты должны помогать учителю, а не заменять его. В постановлении нашло отражение наше солидарное мнение о необходимости поставить точку в практике фиктивной переподготовки педагогических кадров, на что несколько раз обращал внимание наш председатель. Эта мера, безусловно, обнажит истинные масштабы дефицита педагогов, но она абсолютно необходима с точки зрения качества обучения во всех сегментах образовательного процесса. В проекте постановления чётко поставлен вопрос о необходимости развития начального профессионального образования, его доступности, бесплатности и востребованности. Мы обратили внимание и на многие иные важные вопросы, такие как проблема перегруженности учителей и учеников, на вопросы оплаты труда педагогов и финансирования образования в целом. Правительству предложено продолжить работу по передаче муниципальных образовательных учреждений на региональный уровень. В целом в постановлении нашли отражение все основные положения, которые объединяют позиции фракций и профильных комитетов. Принимая данное постановление, мы только начинаем, обращаю ваше внимание, совместную работу с правительством над стратегией развития образования в Российской Федерации. В преддверии стратегической сессии под руководством главы правительства Мишустина, которая пройдёт вот буквально сегодня, через полтора часа, мы направим в кабинет наше постановление, а также, ещё раз подчеркну, все предложения фракций, комитетов и Совета законодателей. Ожидаем от правительства предложений по продолжению совместной работы, в которой мы намерены опираться в том числе на заключение Счётной палаты по ряду ключевых вопросов, которые затрагиваются в документе. Соответствующее поручение главному аудитору дано. Проект постановления поддержан профильными комитетами, прошёл экспертизу Правового управления и рекомендован к рассмотрению Советом Государственной Думы. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы докладчику? Нет вопросов. Спасибо, Олег Викторович. Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих. У нас с вами есть две поправки, розданные в зале, это поправки Олега Николаевича Смолина. В соответствии с Регламентом и нашей процедурой мы должны принять проект постановления за основу, а дальше обсудить эти две поправки. Нет возражений, коллеги? Нет. Ставится на голосование: принять за основу проект постановления Государственной Думы по 2-му вопросу. Кто за? Комитет просит поддержать. Пожалуйста, включите режим голосования. Идёт голосование, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 18 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Принимается единогласно. Мы приняли проект постановления за основу. Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин. По 1-й и 2-й поправкам обоснование будет общее или раздельное? Включите Смолину микрофон. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, просьба: раздельное - они разные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по 1-й поправке ваше обоснование. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы поддержали проект постановления, поскольку он действительно содержит в себе целый ряд положительных сюжетов, в том числе предложение нашего председателя о бесплатном обучении для тех, кто учится по программам рабочих кадров, но мы хотим обратить ваше внимание на две позиции. Позиция первая. Абзац второй подпункта 8 пункта 3 постановления предлагает правительству при разработке стратегии обеспечить реализацию гарантий прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Это всё правильно, но я хочу напомнить, что закон "Об образовании..." гарантирует ещё и общедоступность, и бесплатность общего среднего образования, попросту говоря, старшей школы. Мы просим дополнить соответствующими словами этот пункт постановления. Собственно говоря, всё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Викторович Морозов. МОРОЗОВ О. В. Я не хочу по содержанию говорить, наверное, профильный комитет сделает это. Я просто хочу напомнить коллегам, что мы буквально в течение двух дней и в пятницу... Вот я рассказал о совещании с правительством, которое мы проводили для обсуждения этого документа, и мы просили до этого времени все предложения дать - мы их не получили, поэтому палате сегодня придётся с этим определиться. А по содержанию я просил бы, чтобы прокомментировал профильный комитет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Белых Ирина Викторовна, председатель комитета. БЕЛЫХ И. В., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, Вячеслав Викторович. Я хочу прокомментировать только одну вещь: абзац, который сейчас, в настоящее время, находится в постановлении, полностью соответствует части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации, поэтому мы предлагаем оставить его в том виде, в котором он вынесен на голосование палаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, голосуем? Ставится на голосование предложение Смолина, поправка 1, первая из розданных в зале. Комитет считает, что её необходимо отклонить, потому что есть норма, которая присутствует в постановлении, и она полностью соответствует нашей Конституции и защищает права граждан, просто это будет дублирующая норма. Кто за поправку Смолина? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 24 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2 % Проголосовало против 218 чел.48,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3 % Результат: не принято Отклоняется поправка 1, розданная в зале Олегом Николаевичем. Пожалуйста, обоснование по поправке 2. Включите микрофон Смолину Олегу Николаевичу. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Ирина Викторовна абсолютно права, это точно соответствует 43-й статье Конституции, вот только 43-я статья Конституции была написана впопыхах таким образом, что забыли про старшую школу. Эта ошибка авторов Конституции исправлена была в законе "Об образовании...", поэтому мы и просили дополнить гарантируемые права правом на общедоступное бесплатное среднее общее образование, то есть на старшую школу. Удивительно, что эта позиция не была поддержана. Вторая поправка более сложная, уважаемые коллеги. В абзаце втором подпункта 1 пункта 4 содержится, на мой взгляд, очень правильное предложение предусмотреть единые оклады и стимулирующие выплаты для педагогов. Но я хочу напомнить, что ещё 23 июля 2019 года Государственная Дума единогласно приняла предложение, которое было согласовано тогда Вячеславом Викторовичем и Ольгой Юрьевной Васильевой, согласно которому минимальный оклад педагогов при работе на одну ставку (18 часов) должен составить не менее 70 процентов средней заработной платы в субъекте Российской Федерации. Мы точно перенесли этот текст из постановления 2019 года в новое постановление, поскольку стратегия будет действовать до 2040 года, у правительства достаточно времени для того, чтобы реализовать это предложение, повторяю, единогласно проголосованное Государственной Думой в 2019 году. Как вы все прекрасно понимаете, мы имеем серьёзный кадровый кризис в образовании, об этом говорил Президент Российской Федерации совсем недавно. И мы понимаем, в чём проблема, - проблема в том, что уровень оплаты труда никаким образом не соответствует ни квалификации, ни сложности педагогического труда, который затрачивают педагогические работники, в частности работники школ. Просим поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Викторович Морозов. Подготовиться Ирине Викторовне Белых. МОРОЗОВ О. В. Я тоже могу сказать только то, что мы саму эту поправку увидели сегодня. Даже вот так, на слух я понимаю, что тут очень серьёзный вопрос, но мы этот текст не обсуждали, поэтому мне трудно сейчас как-то к нему отнестись. И ещё один момент. Когда готовили проект постановления, было много предложений вставить какие-то цифры, параметры. Мы пока ушли от этого, понимая, что это должно быть погружено в саму стратегию, когда можно будет эти цифры уже более предметно обсудить. Ну, это такие общие соображения по технике работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Белых Ирина Викторовна. БЕЛЫХ И. В. Абсолютно прав Олег Викторович: в постановлении заложены фундаментальные основы. Более того, это начало пути, остаётся поручение для Комитета по просвещению, комитета по образованию, чтобы мы инициировали важнейшие вещи, которые касаются статуса педагога и оплаты труда. И при этом по поправке: мы предлагаем оставить ту формулировку, которая есть, потому что в настоящий момент определены три региона - Сахалин, Владимирская область, Удмуртия, - где действительно сейчас будет проходить пилот по совершенствованию подходов в системе оплаты труда. Со следующего года эту систему будут применять по всей стране, поэтому нам нужно дождаться результатов пилота, сделать выводы и только после этого предлагать максимально точные и выверенные цифры. Мы предлагаем отклонить данную поправку и оставить ту, которая в настоящий момент в постановлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 2, вторая из розданных в зале, автор поправки - Олег Николаевич Смолин. Профильный комитет, докладчик считают правильным отклонить эту поправку, поскольку в проекте постановления есть нормы, которые её отражают и замещают, в ней нет необходимости. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 18 сек.) Проголосовало за 108 чел.24,0 % Проголосовало против 50 чел.11,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 158 чел. Не голосовало 292 чел.64,9 % Результат: не принято Отклоняется поправка 2. Уважаемые коллеги, мы с вами рассмотрели поправки, можем переходить к голосованию по проекту постановления в целом. Прежде запрошу мнение полномочного представителя президента: есть желание выступить? Нет. Правительства? Нет. Пожалуйста, Олег Викторович Морозов. МОРОЗОВ О. В. Коллеги, прошу поддержать, постановление выверенное и очень важное. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Викторовна, может быть, вы скажете о принятии данного решения? Пожалуйста, Белых Ирине Викторовне включите микрофон. БЕЛЫХ И. В. Это действительно важное постановление, и мы отработали его в кратчайшие сроки, для того чтобы на него могли опираться коллеги в правительстве, принимая во внимание нашу долю ответственности, которую мы с себя не снимаем, потому что прописаны в том числе законодательные инициативы, те, которые должны находиться у парламента в приоритете. И мы будем дальше над ними работать, а особенно профильные комитеты, у нас уже сейчас есть что предложить в стратегию. Мы предлагаем поддержать мнение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание, что мы перешли на новый уровень взаимодействия с правительством, новые форматы реализуем в рамках "правительственного часа". И отдельно хочу сказать о том, что мы не просто обсуждаем вопросы. Здесь выступают министры, вице-премьеры, когда речь идёт о какой-то теме, а в данном случае это важнейшая тема, важнейший вопрос - стратегия развития образования, и по итогам этого разговора мы с вами вырабатываем решение и принимаем его в форме постановления. Затем Комитет по контролю, профильные комитеты контролируют реализацию этого постановления, ведя диалог с правительством. И когда подходит время отчёта правительства, мы с вами анализируем темы, связанные с постановлениями Государственной Думы, как отдельный блок вопросов: как они реализованы, какое решение правительство нашло по тем или иным вопросам, которые мы вынесли. Вот в данном случае, посмотрите, мы говорили о чрезмерной нагрузке на ученика, этот вопрос в Думе поднимался - он нашёл отражение в постановлении, мы просим правительство разработать меры, связанные с недопущением чрезмерной нагрузки на школьника, на ученика. Мы говорим, что надо повышать престиж профессии учителя, - в постановлении отразили и этот вопрос, подчёркивая необходимость защищённости учителя, говоря об оплате его труда и о повышении квалификации. Мы с вами обсуждали темы, связанные со средним специальным профессиональным образованием, с начальным профессиональным образованием. Мы говорили о необходимости внедрения норм, чтобы профессиональное образование, получение рабочей профессии было бесплатным, - это также отражено в постановлении. Мы с вами говорили о необходимости возвращения к начальному профессиональному образованию, но чтобы форма была другой, престижной, эффективной, чтобы ребята шли в профессию, - это всё также нашло отражение в постановлении, которое выносится на ваш суд, на ваше рассмотрение. Говорили о недостаточности финансирования школ и необходимости их перевода на региональный уровень - здесь это тоже нашло отражение, мы свои предложения правительству высказываем в части решения и этого вопроса. На самом деле мы с вами не только обсуждаем конкретное постановление, но и переходим к новым форматам выработки и принятия решений в части взаимодействия с правительством, переводя это на другой уровень - уровень диалога, обратной связи и парламентского контроля. Поэтому, коллеги, это больше, чем просто постановление. Это запуск новых форм работы, которые должны повысить эффективность парламента, и, как следствие, реализация задач, которые мы перед собой ставим вместе с правительством. (Аплодисменты.) И вот когда вы приедете в регионы, будете отчитываться, надо посмотреть: если интересен такой подход нашим региональным законодательным собраниям, они могут также у себя его реализовать. Переходим к голосованию по проекту постановления, 2-й вопрос. Кто за? Пожалуйста, включите режим голосования. Олег Викторович, вам большое спасибо. Вот сейчас проголосуем, посмотрим, как поддержали. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 08 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0 % Результат: принято За - 414 депутатов, против - нет, воздержавшихся нет. Постановление принимается единогласно. Поздравляю, уважаемые коллеги! (Аплодисменты.) Серьёзную, большую работу проделали наши профильные комитеты при координации Комитета по контролю. Спасибо вам, Олег Викторович Морозов. Спасибо, Ирина Викторовна Белых, на вас вместе с Кабышевым Сергеем Владимировичем основная тяжесть легла. Коллеги, вот с Ириной Анатольевной только что переговорили: она подчёркивает, что в ходе своей поездки в регион будет обсуждать вопросы стратегии образования, опираясь на это постановление. Это может сделать каждый депутат. Мы с вами это постановление выстрадали, фактически оно стало итогом работы за несколько лет, потому что мы эти темы обсуждали, постоянно возвращались к теме образования, рассматривая тот или другой вопрос. Мы эти темы обозначили правительству как ключевые и дальше будем уже совместно искать законодательное обеспечение решения этих вопросов, поэтому посмотрите на это постановление в том числе и с практической точки зрения.