Заседание № 290
19.03.2020
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 831331-7 "О внесении изменения в статью 119 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (об условии, при котором голосование по законопроекту в первом чтении считается состоявшимся).
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4675 по 4897 из 5454
59-й вопрос, о проекте постановления Государственной Думы "О внесении изменения в статью 119 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Докладывает Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Добрый день, уважаемые коллеги! В начале доклада хочу с большой теплотой поблагодарить уважаемую Ольгу Викторовну Савастьянову, которая выполнила своё обещание и включила данный проект постановления в график работы нашего пленарного заседания. Ещё раз большое спасибо, Ольга Викторовна! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИВАНОВ С. В. Ну хорошо, не вы, а комитет, но обещали-то мне вы, а не комитет, правильно? Коллеги, значит, смысл следующий. Волею судьбы, так случилось, почему-то мы с Ольгой Викторовной в этом созыве следим за соблюдением Регламента, да, вместе, хотя я к этому комитету никакого отношения не имею. И я считаю, что соблюдение Регламента - это вещь очень важная, поскольку, сами подумайте, если вы печёте пирожки с нарушением технологии, то покупатель их просто выкидывает, потому что они несъедобные, - точно так же и принятие законов требует соблюдения регламентных процедур, чтобы всё проходило в соответствии с ними, и тогда эти законы уже будут считаться обязательными для исполнения, ибо если мы всё это нарушаем в процессе принятия, то сами понимаете, какое к ним будет отношение. Значит, проект постановления очень простой: предлагается дополнить статью 119 одной фразой: "Голосование считается состоявшимся, если в нём приняло участие большинство от общего числа депутатов Государственной Думы". А теперь, коллеги, следите за руками, как говорится, я вам зачитываю статьи Регламента, которые нас обязывают это сделать. Итак, первое. Глава 5 "Начало работы Государственной Думы", статья 44: "Заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих на заседании депутатов..." Вот сегодня мы провели регистрацию, и на экране высветилась цифра 393. Дальше идём. Часть третья статьи 44: "Заседание Государственной Думы является правомочным, если на нём присутствует большинство от общего числа депутатов палаты". Вот оглянитесь вокруг, а я до этого поднимался наверх и посчитал: у меня получилось 142 депутата, что, сами понимаете, никакого кворума не составляет. Идём дальше. Часть четвёртая статьи 44: "Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на её заседаниях". Мы с вами обязаны присутствовать на заседании, просто обязаны! Идём дальше. Что делает депутат Государственной Думы на заседании, что он может делать и что он должен делать? В соответствии со статьёй 46: "На заседаниях Государственной Думы депутаты вправе участвовать в обсуждении вопросов, включённых в порядок работы заседания Государственной Думы, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать своё мнение...", ну и так далее. И разумеется, коллеги, принимать участие в голосовании. То есть вот мы с вами, находящиеся сейчас здесь, в этом зале (за исключением тех, кто находится на карантине или выполняет какие-то особо важные задания Председателя Государственной Думы), участвуем в заседании Государственной Думы. Те, кто ушёл, по выражению нашего нового коллеги, в места для задумчивости или ещё куда-то, не принимают участия в нашем сегодняшнем заседании на данный момент. Теперь идём дальше. Глава 10 "Порядок голосования и принятие решений": «Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: "за", "против" или "воздержался"». Кнопки "Не голосуем", коллеги, не существует! Посмотрите внимательно на своё рабочее место: нет там такой кнопки! Поэтому в статье 85 записано: "При голосовании по каждому вопросу депутат Государственной Думы имеет один голос и подаёт его за принятие решения или против него либо воздерживается от принятия решения". То есть мы с вами, если согласны, голосуем за, не согласны - голосуем против, если не поняли или сомневаемся, нажимаем кнопку "Воздержался". Это тоже логично и понятно. Дальше идём. Нас всех Вячеслав Викторович постоянно настраивает на то, что мы все голосуем лично, каждый за себя, и каждый раз он напоминает и депутатам от КПРФ, и нашим депутатам, что за себя надо голосовать, а тем более с учётом сложной эпидемиологической обстановки: не жмите на чужие кнопки! И это, заметьте, введено в этом созыве - раньше можно было голосовать по доверенности - и это является обязательной вещью, потому что в части второй статьи 85 говорится о голосовании лично: "Своё право на голосование он осуществляет лично. Соблюдение требования о необходимости личного голосования депутата Государственной Думы как существенный элемент надлежащего порядка принятия федеральных законов является обязательным". Это тоже Регламент, никто же с этим спорить не будет. Дальше, коллеги, ещё интереснее. Статья 87, часть пятая: "По окончании подсчёта голосов..." - вот то, что мы с вами видим на экране, - "...председательствующий..." - Иван Иванович - "...объявляет, какое решение принято ("за", положительное, или "против", отрицательное)". А в части шестой говорится, что Иван Иванович, глядя на вот этот зал, должен сказать о переносе (зачитываю дословно): "При отсутствии кворума, необходимого для проведения голосования, председательствующий переносит голосование на следующее заседание Государственной Думы". Поэтому, когда вы говорите: "Не голосуем" - и не жмёте на кнопки, когда мы здесь видим, что проголосовали один, два, три или четыре человека, это означает, что голосование-то не состоялось! Так или нет, коллеги? Это всё прописано в Регламенте, это не я придумал! И это предлагается для того, чтобы председательствующий, глядя на зал, мог сказать, что кворума-то нет (остальные или разбежались по личным делам, или где они сейчас находятся, в командировке и так далее, будем думать только хорошее о депутатах, которых сейчас в зале нет), вот тогда в соответствии с предлагаемыми мною изменениями он говорит, глядя на результат: нет кворума. Потому что мы можем с утра зарегистрироваться и уйти, но каждый раз мы с вами подтверждаем кворум при голосовании. И если мы видим, что проголосовало больше 225 человек, не важно как (за, против или воздержались), значит, в зале есть кворум, если этого на экране нет, значит, извините, коллеги, не надо требовать от граждан соблюдения законов, которые вы принимаете, мы с вами принимаем. Ну и последнее. Тут в заключении комитета сказано, что все четыре фракции отрицательно отнеслись к этому проекту постановления. Я это прекрасно понимаю, я не первый созыв в Государственной Думе, но, уважаемые коллеги, если ни КПРФ, ни ЛДПР и ни "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать его, тогда прекратите наезжать на "ЕДИНУЮ РОССИЮ" за то, что она что-то не так делает, потому что вы, если проголосуете против, поступите так же! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Коллеги, поскольку у нас следующая неделя региональная, я просто хочу сказать, что нам помимо проектов постановлений надо рассмотреть ещё два законопроекта по сокращённой процедуре и четыре протокольных поручения. Я прошу это иметь в виду. С содокладом выступает Ольга Викторовна Савастьянова. Пожалуйста. САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ в своём отзыве на данный проект постановления употребила такую фразу: данная инициатива не имеет смысла. Я бы добавила, что данная инициатива не только не имеет смысла, но и не имеет, Сергей Владимирович, соответствующих оснований, предусмотренных Регламентом Государственной Думы и Федеральным законом "О статусе...". Что имеется в виду? Первое. Что такое голосование? Это волеизъявление, на основании которого подводится итог, результат, определяющий отношение депутатов Государственной Думы к тому или иному вопросу из порядка работы Государственной Думы. Теперь вопрос: скажите, пожалуйста, за всё время нашей работы у нас был хотя бы один факт, когда кто-то из депутатов или какая-то фракция в целом сказали о том, что их волеизъявление было нарушено и это повлияло на результат голосования? Таких фактов у нас нет. Второе. Коллеги, если мы с вами зайдём в квартиру и побываем в одной комнате, это не значит, что эта квартира однокомнатная. Сергей Владимирович, когда вы приводите статьи Регламента Государственной Думы, вы, как человек, который имеет очень большой опыт, не можете относиться к этому избирательным образом. В Регламенте Государственной Думы прописаны не только названные вами процедуры, в данном случае речь идёт о принятии законопроекта в первом чтении, в данном Регламенте - вы почему-то не обращаете на это внимания, - в части первой статьи 85, чётко говорится, что это право депутата Государственной Думы - не только высказываться за и против, но и воздерживаться от принятия решения, в статье этого же Регламента сказано, что депутат имеет право не принимать участия в голосовании, то есть он может воздержаться от голосования, и также статьёй Регламента устанавливается, каким образом складывается результат, если депутат отсутствует на рассмотрении того или иного вопроса в ходе пленарного заседания. Таким образом, Регламент Государственной Думы устанавливает сбалансированный подход в части прав, возможностей и ответственности каждого депутата Государственной Думы. Эти нормы очень чётко прописаны, и введение каких-то дополнительных норм, о чём говорите вы в данном случае, как раз перечёркивает право депутата на волеизъявление. Третье. Уважаемые коллеги, наша Государственная Дума состоит из депутатов, комитетов, комиссий и фракций. И мы прекрасно понимаем предназначение каждого из этих структурных подразделений, институтов, как и парламента в целом. И вот у нас уже не первая попытка полномочия фракции или комитета перенести на полномочия парламента. Если те вопросы, о которых вы сегодня говорите, есть, то они должны решаться за счёт внутренней самоорганизации фракции. Вы прекрасно понимаете, что вопросы совести и ответственности точно не решаются большинством голосов, и я считаю, что перекладывать на парламент эти подходы не нужно. Ну и последнее. Для того чтобы улучшать Регламент, наверное, единственный это способ - постоянно его ухудшать, к чему я не призываю депутатов Государственной Думы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Викторовна. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить? Пожалуйста, Ольга Викторовна. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А может быть, вы это скажете в заключительном слове? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По-моему, вы ясно её высказали, но пожалуйста. Включите микрофон на трибуне. САВАСТЬЯНОВА О. В. Прошу прощения, я должна сказать о позиции фракций в Государственной Думе. Я уже сказала о позиции фракции КПРФ; фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", ЛДПР и "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также не поддерживают принятие данного проекта постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Викторовна. Я продолжу тем не менее. Заключительное слово будете произносить, Сергей Владимирович? Нет. Ольга Викторовна? Тоже нет. Коллеги, перехожу к голосованию. Ставится на голосование проект постановления, 59-й вопрос порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 52 сек.) Проголосовало за 36 чел.8,0 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 41 чел. Не голосовало 409 чел.90,9 % Результат: не принято Не принимается постановление.