Заседание № 247

15.09.2015
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 830078-6 "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву по вопросу необходимости введения моратория на рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги до конца 2016 года".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2304 по 2786 из 7282
Следующий - 5-й вопрос повестки, проект постановления Государственной Думы      
"Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации   
Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву по вопросу      
необходимости введения моратория на рост тарифов на жилищно-коммунальные        
услуги до конца 2016 года". Докладывает Валерий Фёдорович Рашкин.               
                                                                                
РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Мне       
поручено представлять сегодня вашему вниманию проект обращения                  
Государственной Думы к председателю правительства Медведеву по вопросу о        
введении моратория на рост тарифов ЖКХ как минимум до конца 2016 года. Это      
обращение должно подчеркнуть озабоченность парламента значительным ростом       
тарифов с 1 июля 2015 года, который ещё больше усугубляет ситуацию после        
введения в России платы за капитальный ремонт многоквартирных домов.            
                                                                                
Даже с учётом введённых Правительством Российской Федерации ограничений рост    
тарифов на услуги ЖКХ в 2015 году в среднем по стране составил 8,3 процента,    
рост тарифов на теплоснабжение - 8,4 процента, в сфере водоснабжения,           
водоотведения - 9,1 процента, рост оптовых цен на газ - 7,5 процента, на        
электрическую энергию - 8,2 процента. И всё это происходит на фоне падения      
почти на 10 процентов, по данным официальной статистики, заработка россиян и    
роста опять же на 10 процентов цен на потребительские товары. Ухудшение         
материального положения граждан продолжается, а нагрузка на семейный бюджет     
растёт, сводить концы с концами становится всё сложнее, большинство населения   
страны фактически оказывается за чертой бедности, и всё это вызывает рост       
социальной напряжённости.                                                       
                                                                                
Приведу конкретные примеры. Конечно, они изложены в проекте обращения, но я     
не могу не обратить на них ваше внимание. Так, в Краснодаре тариф основного     
поставщика воды, ООО "Краснодар Водоканал", на подачу питьевой воды             
увеличился более чем на 20 процентов, а на водоотведение - почти на 22          
процента. В Таловском муниципальном районе Воронежской области и в городском    
округе города Нововоронежа повышение тарифов на питьевую воду и на              
водоотведение с 1 июля составило 30,5 процента и 34 процента соответственно.    
Рост тарифов на горячее водоснабжение и отопление у отдельных поставщиков       
указанных услуг в Кантемировском муниципальном районе Воронежской области       
составил около 20 процентов и даже около 30 процентов (это системы              
теплоснабжения котельными Журавского, Новомарковского и Зайцевского сельских    
поселений). Для многих граждан, особенно живущих в малонаселённых и далёких     
от административных центров округах, рост тарифов на электрическую энергию и    
газ составляет примерно 10 процентов, невзирая на чрезвычайно низкие зарплаты   
и пособия, а также на сложности с трудоустройством.                             
                                                                                
Стоит также отметить рост платы за жилые помещения. Например, в том же          
Краснодаре тариф на вывоз твёрдых бытовых отходов вырос в среднем на 17         
процентов. Кроме того, собственникам квартир теперь необходимо вкладывать       
значительные средства в формирование фондов капитального ремонта общего         
имущества многоквартирных домов. Взносы на капремонт уже стали непосильным      
бременем для многих горожан, их введение вызывает значительное недовольство.    
                                                                                
Из-за непосильности и несправедливости этого бремени растёт задолженность       
граждан по оплате услуг ЖКХ. По сведениям Национальной службы взыскания,        
впервые в истории задолженность превысила 1 триллион рублей и стала одним из    
весьма неблагоприятных макроэкономических факторов, способных серьёзно          
дестабилизировать финансовую систему страны. Указанные экономические            
трудности сильнее всего отразились на положении социально уязвимых слоёв        
населения, в первую очередь на пожилых людях - пенсионерах, то есть как раз     
на тех, кто на протяжении многих десятилетий трудился, отдавая свой труд и      
талант на благо страны. Социологические данные, которые, кстати, приводят в     
своих документах и правительственные ведомства, в частности Минстрой России,    
показывают: 55 процентов россиян считают несправедливой сумму, которую они      
платят за коммунальные услуги.                                                  
                                                                                
Справедливости ради обратим внимание и на качество услуг, которые оказываются   
гражданам по всё растущим ценам. По данным Роспотребнадзора, только 62          
процента населения потребляет доброкачественную воду. В сфере водоснабжения     
до нормативного уровня очищается только 55 процентов воды, подаваемой в сети,   
а в сфере водоотведения и очистки сточных вод до нормативного уровня            
очищается всего 45 процентов сточных вод. Согласно соцопросу наибольшая         
неудовлетворённость граждан связана с антисанитарным состоянием лестниц и       
нерегулярной уборкой подъезда - 38 процентов, плохим состоянием крыш, стен и    
потолков недовольны 36 процентов, неисправными водопроводными и                 
канализационными трубами - 33 процента, антисанитарным состоянием подвалов -    
27 процентов. Подчеркну, это официальные данные.                                
                                                                                
Итак, цены растут, а качество услуг как минимум не растёт, если не сказать      
больше - падает. Я полагаю, было бы правильнее навести порядок в деятельности   
предприятий коммунального комплекса, давно приватизированных чиновниками и      
связанными с ними представителями бизнеса, а то и просто откровенным            
криминалом. Издержки весьма невелики, и совершенно необязательно оплачивать     
их за счёт граждан, лучше было бы обеспечить экономию за счёт улучшения         
работы предприятий коммунальной сферы, это даст резерв, благодаря которому      
можно не повышать тарифы. При необходимости нужно включать и механизмы          
бюджетной поддержки. Пора прекратить игру в свободный рынок, за которой стоит   
приватизация остатков советского госсектора, в данном случае в сфере ЖКХ, при   
полной неготовности новоявленных бизнесменов выполнять свои обязательства       
перед потребителями их услуг.                                                   
                                                                                
В России действует госпрограмма "Обеспечение доступным и комфортным жильём и    
коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утверждённая              
постановлением правительства от 15 апреля 2014 года № 323. Общий объём          
федерального бюджетного финансирования по госпрограмме на 2013-2020 годы        
составляет 577 миллиардов рублей, однако основные средства предполагается       
потратить на решение проблем обеспечения жильём граждан и расселения из         
аварийного жилья. На мероприятия, связанные с созданием условий для             
обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России, в 2015 году              
предусмотрено 12,7 миллиарда рублей, в 2016 году - уже только 314 миллионов,    
а на 2017-2020 годы финансирование по данному направлению в госпрограмме        
вообще не указывается. Ранее действующая, в 2011-2015 годах, Федеральная        
целевая программа "Жилище" в своей подпрограмме "Модернизация объектов          
коммунальной инфраструктуры" предусматривала общий объём финансирования 24,5    
миллиарда рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 10,4            
миллиарда, из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных         
бюджетов - 14,2 миллиарда. Таким образом, за счёт бюджетных источников          
покрывалось и покрывается несоизмеримо меньше, чем составляют инвестиционные    
потребности отрасли ЖКХ, это примерно 500 миллиардов рублей ежегодно согласно   
информации Минстроя России. Выделяемые средства в принципе неспособны           
обеспечить не только модернизацию, но и нормальное текущее содержание           
объектов жилищно-коммунального хозяйства. Также нетрудно заметить               
существенное сокращение объёмов ежегодного финансирования по госпрограмме       
начиная с 2016 года - почти в два раза, и это сокращение совпадает с            
увеличением ежемесячных платежей граждан за услуги ЖКХ и введением в стране     
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.          
                                                                                
Госпрограмма предусматривает софинансирование субъектами Российской Федерации   
мероприятий по содержанию и модернизации объектов жилищно-коммунального         
хозяйства, однако сложно себе представить, что в условиях кризиса, падения      
бюджетных доходов, перегруза органов власти регионов федеральными               
полномочиями и роста задолженности субъектов Российской Федерации - по          
экспертным данным, она уже приближается к 2,4-2,5 триллиона рублей, - регионы   
смогут эффективно софинансировать столь масштабную реформу. В любом случае      
восполнение с их стороны нехватки инвестиций, притом что Федерация ежегодно     
выделяет лишь крайне незначительную долю нужного финансирования, невозможно.    
Если отбросить во многом демагогические разговоры о приходе спасительных        
частных инвестиций в сектор ЖКХ, за всем этим нетрудно увидеть очень простой    
расчёт: государство пытается максимум своих расходов переложить на население,   
обосновывая это планами создать эффективного собственника, кризисом на          
Украине и всякими прочими уловками. Но платёжеспособность граждан на исходе,    
экономические проблемы скоро станут политическими, чего власть, судя по         
всему, не понимает! Уверен: депутаты Государственной Думы, как                  
представительная власть, избранная народом, должны - просто обязаны! -          
вмешаться в сложившуюся ситуацию.                                               
                                                                                
Учитывая изложенное, прошу вас поддержать представленный проект обращения       
Государственной Думы о введении моратория на рост тарифов ЖКХ до конца 2016     
года.                                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Фёдорович.                               
                                                                                
С содокладом выступает Павел Рюрикович Качкаев.                                 
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по     
жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел данный проект    
постановления. Вопрос актуальный для большинства жителей нашей страны,          
особенно для тех жителей, которые социально не защищены и являются              
малообеспеченными, получают небольшую заработную плату или пенсию. Все мы       
хотим платить за товары и услуги как можно меньше не только в сфере             
жилищно-коммунального хозяйства, а лучше бы вообще ничего не платить, но, к     
сожалению, невозможно отменить законы экономики, которые устанавливают          
основные правила нормального функционирования отраслей и предприятий, которые   
нельзя нарушать, их ещё никто не смог отменить. Данный проект постановления -   
это дорога, вымощенная благими намерениями, в никуда. Я не говорю: в ад, но в   
никуда - это точно.                                                             
                                                                                
Жилищно-коммунальное хозяйство страны сегодня переживает не лучшие времена:     
те двадцать лет, когда отрасль финансировали по остаточному принципу и было     
много белых пятен в законодательстве нашей страны, привели к тому, что          
сегодня отрасль находится на грани краха. Достаточно сказать, что более 75      
процентов водоканалов нашей страны работают с убытком и убыток этот уже         
превысил 30 миллиардов рублей: более 60 процентов составляет износ основных     
фондов; более 50 процентов многоквартирных домов требует капитального ремонта   
- и в этом тоже наша, как собственников, вина: когда мы в 92-м году получили    
жильё, не всё оно требовало капитального ремонта, а сегодня эта цифра           
возрастает с каждым годом.                                                      
                                                                                
Вообще, жилищно-коммунальное хозяйство - это более 60 тысяч предприятий         
коммунального комплекса, более 3 миллионов работников и более двадцати видов    
услуг, которые оказывает отрасль. В последние годы было принято достаточно      
большое количество федеральных законов и постановлений Правительства            
Российской Федерации, которые направлены на улучшение состояния отрасли в       
целом, на повышение открытости и доступности коммунальных услуг, их качества,   
на улучшение содержания многоквартирных домов и финансово-экономического        
положения отрасли. Сегодня уже приняты и действуют федеральные законы,          
которые направлены на ограничение размера платежей граждан, чей семейный        
расход превышает определённый процент от совокупного дохода семьи. Достаточно   
сказать, что два года назад был принят федеральный закон номер 417, который     
ограничивает предельные индексы роста размера совокупного платежа за            
коммунальные услуги, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в      
рамках субъектов. Это позволило упорядочивать рост платежей в пределах          
инфляции и контролировать рост отдельных тарифов на ряд коммунальных услуг,     
таких как обеспечение водой, теплом, вывоз ТБО. Так что данное предложение по   
меньшей мере некорректно.                                                       
                                                                                
Кроме того, предлагаемое авторами проекта постановления введение моратория на   
рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, по мнению комитета, серьёзно       
усугубит ситуацию в жилищно-коммунальной сфере, что в итоге приведёт к          
повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного        
фонда, к снижению финансовой устойчивости предприятий коммунальной сферы. В     
результате по истечении срока, на который предлагается установить мораторий,    
придётся резко изменить размер платы за жилищные и коммунальные услуги.         
Введение моратория негативным образом отразится и на уровне занятости и         
темпах роста производительности труда в сфере жилищно-коммунального             
хозяйства. Поверьте мне, зарплата сотрудников жилищно-коммунального             
хозяйства, которых в стране более 3 миллионов, сегодня даже ниже, чем у         
некоторых бюджетников, про которых мы очень часто и много говорим.              
                                                                                
Также комитет считает возможным обратить внимание на некоторые некорректные     
формулировки данного проекта постановления. Плата за жилые помещения не         
регулируется государством - в соответствии со 156-й статьёй Жилищного кодекса   
размер платы за жилое помещение регулируется общим собранием. Также в           
соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за            
коммунальные услуги определяется по тарифам, которые устанавливаются в          
субъектах Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Всё это, считает комитет, не даёт возможности принять данное постановление      
без существенной доработки. Комитет голосует против принятия этого              
постановления. Сегодня, на взгляд комитета, нужно работать над комплексом       
дополнительных мер по ограничению размера общего платежа и усилению адресной    
поддержки социально незащищённых слоёв населения.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович.                                 
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги?                                                       
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Я что-то не понимаю, почему такое равнодушие в зале: мы-то       
спокойно можем платить за коммунальные услуги со своей зарплатой, а вот как     
вообще люди живут сейчас?!                                                      
                                                                                
А вопрос у меня к Павлу Рюриковичу. Вы в своём докладе сказали, что у нас       
водоканалы, теплосети влачат жалкое существование, но, извините, а сколько      
сегодня люди платят за коммунальные услуги управляющим компаниям? Не находите   
ли вы, что беда не в том, что мы мало платим, а в том, что вот эти              
управляющие компании вовремя не перечисляют деньги ни энергосетям, ни           
теплосетям, а потом разваливаются, уходят и никто из них ни за что не           
отвечает? Вот где корень зла! Может быть, нам нужно вообще всю систему          
жилищного-коммунально хозяйства изменить? А сегодня они, посмотрите, даже       
жилищные... (Микрофон отключён.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Качкаеву включите микрофон.                      
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Спасибо, Тамара Васильевна, за вопрос. Ну, насчёт тепловых        
сетей я ни слова не говорил, я говорил о водоканалах, тем не менее ваш вопрос   
понятен, актуален и сегодня рассматривается. Мы пытались этот вопрос            
урегулировать переходом на прямые расчёты с ресурсоснабжающими организациями,   
введённым федеральным законом номер 176, который был принят 29 июня этого       
года и уже вступил в силу, и, насколько мне известно, сейчас правительством     
подготовлен законопроект, который позволит исключить управляющие компании из    
схемы расчёта за ресурсы с ресурсоснабжающими организациями, то есть            
устранить вот этого посредника между ресурсоснабжающими организациями и         
собственниками. Я надеюсь, что в осеннюю сессию этот законопроект получит       
статус закона.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Да.                                                
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
От фракции, Александр Николаевич? От фракции.                                   
                                                                                
ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Прошли агитационные дебаты - натренировался     
выступать и высказывать позицию за три минуты. Постараюсь по этой очень         
важной теме тоже выступить коротко.                                             
                                                                                
Честно говоря, я удивлён: я думал, что в преддверии выборов в Государственную   
Думу, которые состоятся в третье воскресенье сентября 2016 года, для партии     
технического большинства было бы, наверное, удобно принять этот мораторий до    
конца 2016 года, чтобы потом, после выборов, опять ежегодно проводить           
повышение тарифов на коммунальные услуги с 1 июля каждого года.                 
                                                                                
Фракция ЛДПР, естественно, поддержит данное предложение, но есть некоторые      
сомнения в том, что оно, даже если будет услышано за стенами Государственной    
Думы, впоследствии принесёт какую-то пользу, и, так как ЛДПР - это партия,      
которая не может рассчитывать на административный ресурс, партия, которая       
действительно существует, а не просто мобилизуется, чтобы в течение             
одного-двух месяцев собрать миллионы подписей и получить результат на           
выборах, фракция ЛДПР вносит законопроекты, для того чтобы решать проблемы      
наших граждан.                                                                  
                                                                                
И вот основные проблемы, которые мы видим сегодня в отрасли ЖКХ, - я хочу       
сослаться на выдержку из соответствующего обращения, которое мы обсуждаем.      
Например, в Краснодаре тариф основного поставщика воды ООО "Краснодар           
Водоканал" на подачу питьевой воды увеличивается более чем на 20 процентов.     
Хочу обратить основное внимание на юридическую форму коммерческой организации   
- ООО. И вот ЛДПР говорит в первую очередь о том, что сфера ЖКХ не должна       
рассматриваться как поле для бизнеса, не должна рассматриваться как             
прибыльная отрасль, сфера ЖКХ в нашей стране должна рассматриваться как         
регулируемая государством сфера деятельности самого государства - это           
единственная форма, при которой государство даёт гражданам Российской           
Федерации возможность гордиться тем, что они являются гражданами такой          
великой нефтегазодобывающей державы, как Российская Федерация. И уж если мы в   
нашей стране не можем такую отрасль, как ЖКХ, взять исключительно в ведение     
государства, чтобы люди чувствовали уверенность в завтрашнем дне, тарифы на     
услуги ЖКХ необходимо регулировать не постановлениями комиссий, необходимо      
принять федеральный закон, о чём и говорит ЛДПР, согласно которому мы будем     
жёстко регулировать цены на энергоресурсы для внутреннего потребления. Это      
будет очень эффективно как для поддержки граждан Российской Федерации, так и    
для развития экономики, потому что энергоресурсы - это одна из частей,          
огромная составляющая экономики, в том числе и для семейного бюджета.           
                                                                                
Наша страна уникальна ещё и тем, что когда мы через банки выделяем кредиты      
для сельского хозяйства, потом компенсируем процентную ставку из бюджета;       
сначала повышаются тарифы на услуги ЖКХ, а потом мы пытаемся компенсировать     
это малоимущим слоям населения; в одном регионе существует льгота по тарифам    
на услуги ЖКХ для определённой категории граждан, в другом регионе эта льгота   
не существует, потому что регион считается бедным. Таким образом, необходимо    
чётко обозначить... В Российской Федерации необходимо принять закон, в          
котором мы пропишем, что 1 киловатт электроэнергии для граждан Российской       
Федерации, для внутреннего потребления должен стоить 1 рубль, 1 кубометр газа   
должен стоить 1,5 рубля, а дизельное топливо и ГСМ должны стоить от 10 до 15    
рублей, - и всё, больше к этому вопросу не придётся возвращаться, тарифы на     
услуги ЖКХ расти не будут.                                                      
                                                                                
Следующее, что предлагает фракция ЛДПР, - и мы не только собираем, ещё раз      
повторю, миллионы подписей, мы уже внесли в Государственную Думу                
законопроект, который, к сожалению, пока находится на рассмотрении,             
законопроект о капитальном ремонте, - мы предлагаем установить единые тарифы,   
единый взнос на капитальный ремонт и только после того, как капитальный         
ремонт будет произведён за счёт бюджета: по всей территории Российской          
Федерации 1 рубль за квадратный метр, и 2 рубля - на территориях Крайнего       
Севера. Сегодня в Москве - 15 рублей, в Питере - 2 рубля, в Рязанской области   
- 6,5 рубля за квадратный метр. Территория нашей страны огромна, и люди живут   
в разных условиях, но вот такие сборы, которые вновь, к сожалению, попадают в   
платёжки наших граждан, в такой тяжёлой экономической ситуации недопустимы!     
                                                                                
Следующее, что предлагает ЛДПР, - это заключать трёхсторонний договор между     
управляющей компанией, жильцами и уполномоченным органом муниципальной          
власти. Если управляющая компания обманывает людей или не выполняет свои        
обязательства, то государство должно вмешаться и выполнить обязательства за     
ту управляющую компанию, которая лишается возможности работать на территории    
соответствующего субъекта Российской Федерации, - от того, что компании дадут   
или не дадут лицензию, обманутым жильцам легче не будет.                        
                                                                                
Вот приведу вам пример, допустим, по Рязанской области - ко мне обратились      
жители Пронского района города Новомичуринска. Хочу вам зачитать, чего нам      
удалось добиться в судебном порядке: Государственная жилищная инспекция         
вынесла предписание об устранении нарушений расчёта общедомовых нужд,           
начисляемых муниципальным предприятием "Новомичуринское жилищно-коммунальное    
хозяйство". Уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание на то, что на        
территории Новомичуринска находится электростанция, обеспечивающая              
электроэнергией шестнадцать регионов Российской Федерации, причём жители,       
которые живут в нескольких сотнях метров от этой электростанции, платят за      
электричество столько же, сколько и жители других регионов. Так вот, не         
должны учитываться подвальные помещения при учёте общей площади в               
многоквартирном доме, а также расчёт ОДН не должен превышать норм,              
утверждённых региональной энергетической комиссией Рязанской области; в         
случае если норматив превышен, оплачивать разницу обязана управляющая           
компания. Муниципальное предприятие "Новомичуринское жилищно-коммунальное       
хозяйство" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания    
незаконным, однако суд применил действующее законодательство правильно и в      
удовлетворении заявления отказал. То есть арбитражный суд отказал управляющей   
компании, но воз и ныне там и жильцы вынуждены сегодня добиваться реализации    
своих прав, а если бы договор был трёхсторонний, то государство должно было     
бы отвечать за эту управляющую компанию, которую не пустили на рынок.           
                                                                                
И ещё один пример хочу привести, коллеги. Когда закрыли котельную в городе      
Сараи Сараевского района Рязанской области (там, кстати, партия получила 76     
процентов поддержки, голосов избирателей - ну, я не говорю, какая партия,       
наверное, все понимают), люди начали в судебном порядке выбивать свои деньги    
из администрации города. Они победили в суде, и сегодня исполнительные листы    
лежат в администрации города Сараи, но по причине отсутствия денежных средств   
деньги людям не возвращаются. Хочу, уважаемые коллеги, одновременно привести    
другой пример: "Молодой гвардии Единой России" выделен грант в размере 8        
миллионов рублей. Я думаю, эти денежные средства целесообразно передать в       
администрацию этого городского поселения, чтобы рассчитаться с людьми,          
которые за собственный счёт установили котлы индивидуального отопления.         
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит это предложение, а вас я попрошу поддержать все          
законодательные инициативы фракции ЛДПР, направленные на регулирование          
отношений в сфере ЖКХ.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва, тоже от фракции.                                    
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, вы знаете, я хотела бы просто напомнить: в    
СССР мы платили 2, потом 4 копейки за электроэнергию (это так, информация для   
молодых, для тех, кто в то время ещё не жил и ничего не платил), за квартиру    
3 рубля в принципе выходило - даже от минимальной заработной платы это было 5   
процентов. Почему? Может быть, тогда всё было дешевле? Тогда тоже было          
дорого, просто государство заботилось о том, чтобы у людей было тепло, светло   
и в то же время чтобы они за это платили по возможности, - сегодня мы об этом   
не думаем абсолютно! Я не знаю, как к вам, но ко мне постоянно обращаются       
люди за помощью по этому вопросу, фактически на каждом приёме люди              
спрашивают: "Ну когда вы там наведёте порядок? Каждый раз получаем эту          
квитанцию, и всякий раз там всё дороже, дороже и дороже..."                     
                                                                                
Вот сегодня мы рассматриваем хорошее постановление, никто из вас не скажет,     
что там глупость или неправда, - там всё написано о бедах, о проблемах,         
которые мы должны разрешить. Говорите, не надо принимать, потому что, видите    
ли, в правительстве готовится закон, - так мы же не закон принимаем, а          
постановление, которое не обязывает, по сути, к исполнению, но нацеливает на    
то, чтобы эти проблемы были решены!                                             
                                                                                
Вот я уже говорила, что эти пресловутые управляющие компании в системе ЖКХ      
выросли как грибы, причём никто абсолютно не проверял, способны ли люди         
создать эту компанию, руководить и быть честными в своих расчётах. Потом одни   
люди уходили, всё это разваливалось, другие приходили, и никто никого ещё не    
наказал за коррупцию и воровство там. В этом, мне кажется, самая главная        
беда. В прошлом году к нам приходил министр Мень и внёс предложение, чтобы      
управляющие компании имели лицензии. Мы все это поддержали, потому что          
лицензия - это документ, который не просто так выдаётся, а после глубоких       
проверок, только тогда управляющей компании можно управлять домом.              
                                                                                
Мне приходится часто вникать в суть этих проблем. Энергосети, теплосети и так   
далее у нас, например, в городе, в других местах, где я бываю, жалуются на      
то, что им не перечислили средства, - это происходит потому, что средств не     
остаётся, люди не в состоянии их вовремя перечислить. Этот вопрос очень         
важный. В основном коррупция кроется именно там, в ЖКХ!                         
                                                                                
Кроме того, мы с вами знаем, что у нас есть льготники - это сельские учителя,   
врачи сельские, медицинские сёстры, военнослужащие, полиция, инвалиды и так     
далее, - и они тоже каждый день обращаются с вопросом: "Неужели для нас         
отменят льготы?" В этом вопросе нам нужно быть принципиальными до конца: ни в   
коем случае нельзя допустить, чтобы ещё и здесь льготы были отменены, их        
нужно сохранить, но при этом надо просчитать чётко, сколько всё-таки мы можем   
дать - 50 процентов, 30 процентов... Вопрос этот очень сложный.                 
                                                                                
Хотелось бы ещё отметить следующее. Вот только что выступал мой коллега из      
фракции ЛДПР, он говорил о регулировании цен, и это, наверное, самое главное.   
Сегодня Геннадий Андреевич, выступая, сказал: плата за коммуналку не должна     
превышать 10 процентов семейного дохода, хотя, повторяю, в советское время      
было даже меньше. Сегодня, учитывая ситуацию, пусть будет 10 процентов. Мы с    
вами получаем большую зарплату, для нас это мелочь, а вот для тех, кто          
получает пенсии, получает копейки, это большая сумма, поэтому регулирование     
цен должно быть обязательным. Я не буду на этом останавливаться, скажу          
только, что всякий раз, видя вот эти надбавки в своих квитанциях, мы даже не    
знаем, кто принимал такое решение. В основном это чиновники, им это просто      
сделать, это очень удобно: вовремя раз - и повысить, а потом выкрутиться!       
Мало того, сегодня эти управляющие компании вместо банков уже могут принимать   
платежи и берут так же, как банки, пени, представляете? Я в прошлый раз         
интересовалась: "Вы что делаете?! Мы же вам платим, вы должны быть              
довольны..." - "Нет, здесь тоже пени". Это, получается, с каждого платежа       
примерно по 100 рублей и больше - это безобразие, я считаю!                     
                                                                                
Ну и наконец, капитальный ремонт. Нормы по капитальному ремонту сегодня         
приняты, действуют, и это означает, что государство опять сваливает со своих    
плеч на плечи народа вот эту плату. Представьте себе, человек прожил много      
лет в доме, он, может, и не доживёт до капитального ремонта, оплатит и умрёт,   
или он, может быть, продаст, или, может быть, уедет, переедет... Это            
совершенно не та система, которая нужна! Я понимаю, что строить дома сегодня    
сложно, в основном это делают частные компании и им нужно платить, но мы        
должны хотя бы подумать над тем, чтобы люди платили уже за готовый товар:       
вот, допустим, им сделали ремонт, потом разбили сумму, и пусть они вносят       
плату постепенно. А сейчас вообще непонятно, за что платят, и причём в каждом   
городе свой размер платы за капитальный ремонт: в Москве ещё мало, 150 рублей   
(вчера или позавчера мэр выступал), а, например, в других регионах, в самых     
бедных - 600 рублей и более каждый раз в квитанциях указано. Представьте        
себе, сколько надо платить за трёхкомнатную квартиру! Правильно говорили:       
чтобы быть в состоянии заплатить, надо будет, наверное, уходить людям в         
подвал жить, а как иначе?! Вот только вчера у меня был в Тамбове приём,         
пришла женщина: я, говорит, хочу в своём доме жить, где всю жизнь прожила, но   
не могу платить с пенсии. Ну давайте что-нибудь придумаем!                      
                                                                                
И я бы просто просила... Это неправильно, что всё отметается: что бы ни         
предложили депутаты, особенно от оппозиции, всё отметается! Сегодня             
предлагается абсолютно правильное, грамотное, своевременное постановление, на   
которое мы должны были отреагировать.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна.                               
                                                                                
Объявляется перерыв до 12 часов 30 минут.                                       
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов, докладчик и содокладчик с заключительным словом         
выступят после перерыва.                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2805 по 3016 из 7282
Продолжаем обсуждение 5-го пункта порядка работы. Выступает Олег Анатольевич    
Нилов.                                                                          
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ   
РОССИЯ", конечно же, поддержит представленный проект постановления об           
обращении к председателю правительства. По сути там всё верно сказано, но я     
ещё вот что хотел бы отметить, коллеги. О чём идёт речь? Наши уважаемые         
коллеги, целая фракция, попросили поддержать обращение, и речь не идёт о        
принятии закона, авторы проекта постановления поступают довольно-таки           
деликатно, они говорят: вот идея, рассмотрите её в правительстве, по            
возможности поддержите, может быть с какими-то корректировками, - и что? Я      
так понимаю, что обращение поддерживают все оппозиционные фракции, а фракция    
большинства намеревается отказать нам в праве обратиться к председателю         
правительства с предложениями. Это в условиях кризиса, когда действительно      
непростые отношения, мягко говоря, - и уже обращение к председателю             
правительства не поддерживается! Может быть, тогда надо пойти другим путём?     
Нужно сюда приглашать председателя правительства вместе с правительством и,     
чтобы не заниматься вот этой перепиской, прямо здесь устраивать совместные      
заседания, если уж на то пошло.                                                 
                                                                                
Теперь по сути. Если сегодня мы это только констатируем, то главный             
специалист по статистике в России, который в ближайшее время у нас здесь        
будет выступать, я думаю, скажет о том, что происходит не просто обнищание      
миллионов, у людей физически нет денег на самое необходимое: на жильё, на       
питание, на лекарства, на одежду и так далее. В этих условиях, если у           
государства сегодня нет возможности выплатить достойные зарплаты и пенсии,      
остаётся одно, коллеги, - ограничить рост тарифов. Нужно говорить, конечно,     
не только о росте тарифов на услуги ЖКХ, прежде всего нужно говорить о росте    
тарифов естественных монополий. И я предложил бы коллегам именно так            
смотреть, в корень проблемы, и прилагать совместные усилия к тому, чтобы не     
загонять большинство нашего народа сегодня в такой жизненный тупик. Это будет   
выгодно абсолютно всем, и прежде всего, конечно, власти, которая ответственна   
за обеспечение хотя бы минимального... (Микрофон отключён.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. ...минимального набора продуктов и услуг, в первую очередь услуг    
ЖКХ.                                                                            
                                                                                
Где взять деньги для того, чтобы платить нормальные зарплаты, индексировать     
пенсии? Есть огромное количество предложений, одно из них звучит примерно       
так: нужно ограничить, во всяком случае в сегодняшних условиях, желание         
естественных монополий финансировать различные свои проекты и прожекты; нужно   
ограничить финансирование, скажем так, закупки легионеров различных команд,     
которые, естественно, поддерживаются и существуют не на свои деньги, а на       
деньги спонсоров, а спонсорами, как правило, являются вот эти наши              
естественные монополии. Я не против спонсорства вообще, но пусть спонсируют     
лечение смертельно больных детей за границей, а финансирование вот этих         
игрушек и игр точно нужно ограничить и вообще запретить! Что касается           
ответственности правительств, региональных правительств и городских, -          
наверное, надо поменьше праздников проводить. Посмотрите, кризис в разгаре,     
мы действительно считаем копейки всей страной, думаем, как вывернуться из       
этой ситуации, а игры и праздники закатывают на сотни миллионов, если не        
миллиардов! Давайте об этом напомним и руководителям регионов, и                
правительству страны. Я уж не говорю про коррупцию, про многие другие           
моменты, которые сегодня уже упоминались. Сначала давайте изыщем все резервы,   
остановим в том числе и разворовывание казнокрадами миллиардов из бюджетов, а   
потом уже будем искать возможность перекладывания тяжести, выпавшей на долю     
нашей страны, на плечи простых граждан.                                         
                                                                                
Поэтому наше предложение: поддержать эту инициативу, но развивать её по всем    
направлениям - и продукты питания, и лекарства прежде всего, и другие           
жизненно важные потребности. Вот эту пресловутую потребительскую корзину - не   
знаю кто и не знаю как её рассчитывает, в ней абсолютно ничего нет из той       
сферы, которую мы сегодня обсуждаем в связи с этим проектом постановления, -    
нужно в первую очередь пересматривать и нужно гарантировать людям достойные     
размеры пенсий и зарплат, и только потом, может быть, стоит затевать разговор   
о повышении тарифов на услуги ЖКХ, о повышении цен на услуги и товары.          
Главная причина вот этой печальной ситуации в ЖКХ - нищенские пенсии и          
нищенские зарплаты, отсюда и все проблемы. Нужно людям платить достойные        
зарплаты, а у нас минимальная зарплата - на уровне 5-7 тысяч, как позорное      
такое бельмо на всей власти. И решать эти вопросы просто необходимо именно      
сегодня, именно в этом году.                                                    
                                                                                
Причин не поддерживать постановление нет, и разговор с правительством должен    
быть продолжен не в переписке, ещё раз подчёркиваю, а здесь, в этом зале. Вот   
Игорь Юрьевич Артемьев уже приготовился выступить, он нам может сказать, где    
есть резервы, в том числе и в государственных корпорациях, откуда можно взять   
миллиарды... (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тридцать секунд добавьте.                                 
                                                                                
Всё, Олег Анатольевич? Всё.                                                     
                                                                                
Валерий Фёдорович, будете выступать с заключительным словом?                    
                                                                                
Депутату Рашкину включите микрофон.                                             
                                                                                
РАШКИН В. Ф. Уважаемые коллеги, уважаемые депутаты! Огромное спасибо за         
понимание и за обсуждение данного вопроса. Мы считаем, что наряду с             
экономической, политической составляющими вопрос тарифов ЖКХ, что с ними        
делать и как разрулить кризисную ситуацию в этой сфере, особенно больной для    
граждан Российской Федерации, основная часть которых, более 60 процентов,       
живёт за чертой бедности, очень важен. Мы считаем, что мы, как депутаты, не     
имеем права не замечать этой проблемы и должны обратиться к Правительству       
Российской Федерации с просьбой рассмотреть данный вопрос.                      
                                                                                
Я поддерживаю мнение о том, что мы не принимаем сегодня нормативный акт,        
обязывающий следовать всем предложениям, которые здесь обсуждались,             
касающимся финансирования ЖКХ из бюджета, инвестиционных проектов, наведения    
порядка и дисциплины в вопросах деятельности во всех сферах                     
жилищно-коммунального хозяйства, - они хорошие, но недостаточные, их можно      
ещё рассматривать и дополнять. Мы просим: рассмотрите в правительстве вопрос,   
который волнует всех граждан Российской Федерации, всех избирателей, а мы,      
депутаты, давайте решим вопросы, связанные с доходами населения, с непомерным   
ростом тарифов на услуги ЖКХ, воровством и коррупцией в этой сфере, и           
совместно примем меры!                                                          
                                                                                
Я повторю: те предложения, которые есть в нашем заявлении, недостаточны и       
можно ещё найти варианты, - и их надо находить! Делать вид, что ничего не       
происходит, - это глубокая ошибка. Мы видим, что покупательная способность      
населения падает, а поборы, налоги и отчисления, в том числе по завышенным      
тарифам, увеличиваются, и эта вилка становится всё больше и больше.             
Задолженность по оплате растёт, цифра - колоссальная! Разговоры о том, что,     
если остановится сфера ЖКХ, не будет зарплат и всего остального... Ну если      
население перестанет платить из-за того, что у них просто нет денег, - что,     
будут поступления в систему ЖКХ? Просто там не будет денег, и всё равно         
придётся рассматривать эту проблему, но только уже после того, как произойдёт   
худшее. Я считаю, если не принять это решение, не поднять данный вопрос, то     
заговорит улица: народ устанет смотреть в голодные глаза своим детям, народ     
перестанет терпеть то, что у него в кармане ничего нет и он не может купить     
себе самое необходимое, даже не может собрать своих детей в школу, - конечно,   
он пойдёт на улицу! Давайте сейчас заострим внимание на этой проблеме и         
направим наше обращение в Правительство Российской Федерации, Медведеву в       
знак того, что данный вопрос должен быть рассмотрен на самом высшем уровне.     
                                                                                
Большая просьба ко всем поддержать. Благодарен тем депутатам от фракций ЛДПР    
и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", которые в своих выступлениях поддержали данное         
обращение.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Фёдорович.                               
                                                                                
Павел Рюрикович Качкаев, пожалуйста.                                            
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я прошу меня          
простить, я никого не хочу обидеть, но я хотел бы заострить ваше внимание вот   
на чём. Когда говорят о том, что партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" могла бы                
проголосовать и поддержать проект данного обращения и что мы идём вразрез с     
настроем других партий, это, по меньшей мере, неправильно. Я с этой трибуны     
выступал не от имени партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", членом которой я являюсь, я        
выступал с позиции Комитета Государственной Думы по жилищной политике и         
жилищно-коммунальному хозяйству. В комитете работают представители различных    
фракций, и, если вы обратили внимание, ни один из членов комитета не вышел на   
эту трибуну и не задал вопрос. Понятно, что в жилищно-коммунальном хозяйстве    
мы все разбираемся, все-все, точно так же, как разбираемся в медицине,          
разбираемся в строительстве и вообще во многом, многом и многом. Уважаемые      
коллеги, ещё раз хочу заострить ваше внимание на том, что, если бы сегодня      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и я проголосовали за принятие данного постановления,    
это был бы популизм чистой воды.                                                
                                                                                
Теперь отвечу на вопросы и прокомментирую выступления тех депутатов, которые    
высказывались с этой трибуны и с мест.                                          
                                                                                
Я ещё раз повторяю, нельзя выхватывать отдельные тарифы - на воду, на тепло,    
на твёрдые бытовые отходы, потому что действует 417-й федеральный закон,        
которым ограничивается рост общего совокупного платежа. Если у нас в прошлом    
году тарифы на водоснабжение выросли больше, чем в других отраслях              
коммунального комплекса или на другие коммунальные услуги, это означает, что    
тарифы в отраслях теплоснабжения и электроснабжения выросли меньше, поскольку   
на 2015 год Федеральной службой по тарифам рост совокупного платежа граждан     
был ограничен индексом на уровне 8,2 процента, что соответствовало              
прогнозируемому показателю инфляции.                                            
                                                                                
Следующее. Здесь говорилось о том, что государство всё бросило, что             
государство должно вкладывать деньги в жилищно-коммунальное хозяйство. Да,      
должно, и государство с 2008 года только в две программы, которые действовали   
в соответствии со 185-м федеральным законом, вложило огромные средства: более   
320 миллиардов на капитальный ремонт и 120 миллиардов на снос аварийного        
жилья. Следующая программа, упоминавшаяся здесь, также касается аварийного      
жилья - по ней государство вкладывает больше 350 миллиардов рублей плюс 50      
миллиардов на капитальный ремонт. Да, сегодня непростые времена, сегодня        
бюджет государства ограничен, но в любом случае эти программы, в том числе по   
сносу аварийного жилья, я надеюсь, будут действовать и после 2017 года,         
просто они будут видоизменены.                                                  
                                                                                
Теперь следующий вопрос - по капитальному ремонту. Да, я согласен, я говорил    
с этой трибуны о том, что капитальный ремонт... Ну, надо уточнять вопрос о      
платежах, и сегодня мы совместно с представителями других фракций в нашем       
комитете уже подготовили и внесли в Государственную Думу законопроект - я       
надеюсь, что он будет принят, - который позволит нашим пожилым гражданам при    
определённых условиях получить достаточно серьёзные льготы по платежам за       
капитальный ремонт.                                                             
                                                                                
Хотя справедливости ради нужно сказать следующее. Вот Тамара Васильевна         
говорила, что в Москве платят очень мало, в других регионах - гораздо больше,   
а я могу вам заявить, что меньше всего у нас платят в регионах - в              
Санкт-Петербурге (два рубля с копейками за квадратный метр) и в Карелии, и      
компенсация идёт за счёт бюджетов. Каждый регион устанавливает свою плату,      
минимальный взнос на капитальный ремонт; средний взнос на капитальный ремонт    
по стране - 6 рублей 26 копеек, и его размер зависит от вида ремонта, который   
необходимо производить в том или ином многоквартирном доме.                     
                                                                                
По регулированию тарифов. Единственная отрасль в Российской Федерации, в        
которой тарифы жёстко регулируются государством, - это коммунальное хозяйство   
(коммунальное хозяйство, не жилищное). Сначала тарифы регулировались            
Федеральной службой по тарифам и их уровень устанавливался постановлением       
правительства, сегодня это регулируется Федеральной антимонопольной службой -   
недавно подписано постановление № 941 о правилах определения (установления)     
цен (тарифов) и их предельных уровней в сфере деятельности субъектов            
естественных монополий. Но вообще, я глубоко убеждён, что нужно работать над    
совершенствованием адресной дотации для социально незащищённых слоёв            
населения, а не говорить о замораживании, моратории, потому что экономические   
законы отменить очень сложно.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович.                                 
                                                                                
Выносим проект постановления на "час голосования".                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5361 по 5380 из 7282
5-й пункт, проект постановления Государственной Думы "Об обращении              
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к               
Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву по вопросу      
необходимости введения моратория на рост тарифов на жилищно-коммунальные        
услуги до конца 2016 года". Ставлю на голосование.                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              200 чел.44,4 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    203 чел.                                          
Не голосовало                 247 чел.54,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5511 по 5515 из 7282
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. По 5-му вопросу депутаты Зюганов, Калашников и        
Кашин Владимир Иванович голосовали за.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.