Заседание № 245

01.07.2015
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 827926-6 "О рекомендациях парламентских слушаний на тему "Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2161 по 2598 из 8236
Следующий - 5-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О            
рекомендациях парламентских слушаний на тему "Основные направления повышения    
эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы".         
Докладывает Андрей Михайлович Макаров.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, я не буду, наверное, тратить время на то,      
чтобы излагать подробно содержание постановления, тем более что текст           
рекомендаций достаточно большой, объёмный, скажу лишь о том, что мы впервые в   
соответствии с решением Сергея Евгеньевича Нарышкина предлагаем утвердить       
рекомендации парламентских слушаний решением палаты, то есть постановлением     
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Почему? Чем это вызвано? Первый вопрос, на который мне хотелось бы ответить,    
связан вот с чем. В законе "О парламентском контроле" ясно говорится, что       
проект Основных направлений бюджетной политики представляется в                 
Государственную Думу одновременно с направлением в правительство. Более того,   
с Правительством Российской Федерации существует не просто договорённость, а    
были внесены соответствующие изменения, которые касаются сроков рассмотрения    
этих документов, с тем чтобы Государственная Дума могла провести необходимые    
парламентские слушания, направить свои предложения правительству, а             
правительство могло их рассмотреть, учесть или отвергнуть. К сожалению,         
должен сразу сказать, что в этом году было сделано прямо противоположное: мы    
действительно получили этот документ одновременно с правительством, но и мы,    
и правительство получили его вечером в среду, а в четверг правительство уже     
утвердило Основные направления бюджетной политики. Может быть, если бы          
посмотрели мы, если бы больше возможностей посмотреть было у правительства,     
туда не попали бы такие вещи, например, как то, что 63 года пенсионный          
возраст, оказывается, теперь для мужчин и для женщин, и это принято             
постановлением правительства в рамках Основных направлений бюджетной            
политики. Есть и целый ряд других моментов, которые туда попали просто          
потому, что они были представлены и утверждены правительством фактически без    
какой бы то ни было возможности ознакомиться с ними, вот и были приняты в       
таком виде.                                                                     
                                                                                
То обсуждение, которое проходило здесь, - это была реализация решения           
Государственной Думы о том, чтобы обсудить эффективность бюджетных расходов.    
Именно по этой теме и подготовлены соответствующие рекомендации. Я советую      
всем депутатам их посмотреть, думаю, что они будут очень важны и в той          
работе, которую мы ведём с избирателями.                                        
                                                                                
Второй вопрос. Не могу не обратить внимания на то, что вчера вечером комитет    
получил письмо от заместителя министра финансов господина Лаврова, в котором    
он говорит о том, что Министерство финансов не согласно с рекомендациями        
парламентских слушаний, потому что там не учтено то, что говорил в своём        
выступлении министр финансов. И предлагается вариант, я подчёркиваю, вариант    
текста рекомендаций парламентских слушаний, который должен быть принят, по      
мнению господина Лаврова. В связи с этим хотел бы обратить внимание на то,      
что выступление министра финансов в полной мере нашло отражение в стенограмме   
парламентских слушаний, которая является таким же точно документом              
парламентских слушаний, как те рекомендации, которые выносятся сегодня на       
ваше рассмотрение. Более того, очень многие вещи, о которых говорил здесь       
министр финансов, на самом деле у нас учтены. Абсолютно согласен с тем, что     
Сергей Евгеньевич поставил задачу утвердить эти рекомендации не просто          
решением бюджетного комитета, а именно палатой. Может быть, всё-таки имеет      
смысл понять, что рекомендации парламента - это рекомендации высшего            
законодательного органа страны и никто, ни отдельное ведомство, ни отдельный,   
даже очень серьёзный, заместитель министра, не может диктовать парламенту,      
какие рекомендации парламент должен давать?!                                    
                                                                                
Предлагается поддержать постановление. Повторяю, я рекомендую всем депутатам    
ознакомиться с текстом рекомендаций, потому что там действительно приводится    
анализ всех тех проблем, которые у нас сегодня имеются в бюджетной сфере, с     
точки зрения именно эффективности бюджетных расходов.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Сергей Николаевич Решульский, пожалуйста.                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое.                                               
                                                                                
У меня даже не вопрос. Как я понял, выступлений, наверное, по этому вопросу     
не будет. У меня предложение, можно высказать?                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну конечно, Сергей Николаевич.                            
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я очень благодарен организаторам слушаний, я искренне это      
говорю, я впервые получил такое удовольствие в этих стенах, и вам, Сергей       
Евгеньевич, спасибо за то, что в течение трёх недель провели два таких          
мероприятия - слушания о налогах и об эффективности расходов бюджета.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что-то ещё будет, Сергей Николаевич!                      
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Ну, я жду, надеюсь, доживу до этого.                           
                                                                                
Я вношу предложение: предлагаю поручить... попросить комитет быстренько         
обработать материалы по двум этим слушаниям, включить в план выпуска изданий    
и выпустить отдельной брошюрой. Это крайне необходимый материал, особенно в     
субъектах. Я уже в три субъекта отправил стенограммы последних слушаний и       
получил такой отклик, которого за все годы работы тут не получал! Люди          
почувствовали, что Дума действительно занимается насущными проблемами.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич, хорошее предложение.          
                                                                                
Андрей Михайлович, прошу подготовить соответствующие предложения.               
                                                                                
Коллеги, это был вопрос-предложение, но тем не менее кто хотел бы выступить?    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Антон Германович, пожалуйста, вам слово.                                        
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Выступление     
Андрея Михайловича прозвучало так, что может показаться, что чуть ли не         
Министерство финансов готовило рекомендации парламентских слушаний. На самом    
деле это, конечно, не так. Мы имеем нормальное, рабочее взаимодействие с        
комитетом по бюджету, и по просьбе комитета по бюджету мы дали свои             
предложения по итогам парламентских слушаний в рабочем порядке, причём это      
было отправлено даже по электронной почте неофициальным письмом. Это первое.    
                                                                                
Второе. Мы просто предложили уточнить отдельные цифры, которые действительно    
нуждались в корректировке. Это был просто рабочий документ, и мы ни в коем      
случае не пытаемся здесь что-то диктовать - конечно, это абсолютно полномочия   
парламента. Мы благодарны за проведение этих парламентских слушаний и считаем   
их проведение очень эффективным, предлагаем и впредь проводить их ежегодно.     
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Василий Николаевич Иконников, пожалуйста. Семь минут.                           
                                                                                
ИКОННИКОВ В. Н., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, на парламентских слушаниях многие поднимали проблемы         
субъектов Российской Федерации. Мы все с вами представляем регионы, и нам       
небезразлична социально-экономическая ситуация, которая складывается там,       
особенно когда рассматриваются вопросы финансирования. А ситуация в субъектах   
Российской Федерации, вы знаете, непростая.                                     
                                                                                
Реальность такова: долговые обязательства субъектов Российской Федерации на 1   
января 2015 года увеличились на 20,2 процента по сравнению с аналогичным        
периодом прошлого года и достигли 2 триллионов 89 миллиардов рублей, плюсуйте   
сюда долги муниципальных образований в размере 306,5 миллиарда рублей, и        
получаем консолидированный долг субъектов Российской Федерации в размере        
более 2,4 триллиона рублей, при этом у 70 регионов увеличились долги, и лишь    
у 12 регионов - снижение.                                                       
                                                                                
Что делает правительство в этой ситуации? Вроде бы правильные действия:         
замещает дорогие коммерческие кредиты субъектов на дешёвые бюджетные по         
ставке 0,1 процента годовых, но какова эффективность этой меры? Из бюджетных    
кредитов в размере 310 миллиардов рублей субъекты смогли взять только 105       
миллиардов рублей, что составляет менее 34 процентов. Почему регионы не берут   
дешёвые кредиты? Не могут брать, потому что механизм замещения правительством   
предложен крайне жёсткий: одним из условий, которое регионы должны принять и    
выполнить до 1 января 2017 года, является поэтапное сокращение объёма           
долговых обязательств по кредитам банков и ценным бумагам до 50 процентов от    
суммы собственных доходов. Многие регионы не могут воспользоваться этой         
кредитной поддержкой, так как условия её предоставления оказались для них       
трудновыполнимыми. Необходимо срочно корректировать правительственное           
положение, по которому выделяются бюджетные кредиты, в силу его                 
несоответствия складывающимся реалиям.                                          
                                                                                
Правительство не спешит решать и другую проблему - проблему рефинансирования    
задолженности ряда субъектов Федерации по кредитам, номинированным в            
иностранной валюте. Валютные долги не дают развиваться Орловской,               
Оренбургской, Магаданской областям и Камчатскому краю. Правительству            
необходимо срочно конвертировать валюту долгов в валюту Российской Федерации    
по среднему курсу Центрального банка, сложившемуся в 2014 году, тем более что   
в принятый Государственной Думой закон о бюджете включён пункт, который даёт    
право правительству в 2015 году принимать решения о заключении с субъектами     
Российской Федерации, муниципальными образованиями соответствующих              
соглашений, предусматривающих дальнейшее исполнение указанных денежных          
обязательств в валюте Российской Федерации.                                     
                                                                                
На этом фоне Счётная палата Российской Федерации обеспокоенно отмечает          
сохранение рисков для обеспечения устойчивости региональных и муниципальных     
бюджетов. Полномочий множество, а денег на их исполнение катастрофически не     
хватает! К примеру, в Орловской области при сохраняющейся негативной динамике   
налоговых и неналоговых доходов, а также планируемого правительством            
существенного сокращения в 2016 году объёма дотаций на выравнивание бюджетной   
обеспеченности расходная часть бюджета области практически полностью будет      
состоять из расходов на оплату труда с начислениями, на исполнение публичных    
нормативных обязательств по социальным выплатам населению, из расходов          
дорожного фонда и отчислений фонду обязательного медицинского страхования на    
страхование неработающего населения. Естественно, что в этих условиях           
областная власть не сможет предусмотреть в бюджете области расходы на           
обеспечение деятельности сети государственных учреждений: больниц,              
поликлиник, школ, детских садов, интернатов - и в полном объёме обеспечить      
софинансирование (с выделением средств из федерального бюджета) по              
многочисленным госпрограммам. Это серьёзный тормоз для                          
социально-экономического развития не только Орловской области в 2016-м и в      
последующих годах, заметьте, аналогичная ситуация сложилась в подавляющем       
большинстве регионов.                                                           
                                                                                
Правительство при предоставлении субсидий должно снизить требования по          
предельному размеру софинансирования государственных программ из бюджетов       
субъектов Российской Федерации на уровне не более 5 процентов от общего         
объёма финансирования госпрограмм. Эта мера будет способствовать                
сбалансированности региональных бюджетов, снизит финансовую нагрузку на них и   
расширит возможности по привлечению финансовых ресурсов из федерального         
бюджета по многим госпрограммам.                                                
                                                                                
О сбалансированности региональных бюджетов и бюджетном федерализме. По данным   
на 1 июня 2015 года, 12 субъектов Российской Федерации, в которых проживает     
почти 36 процентов населения России, формируют 51 процент доходов               
консолидированного бюджета Российской Федерации; самые большие расходы          
зафиксированы в этих же 12 регионах плюс ещё в двух субъектах, итого 14         
субъектов; в этих 14 регионах проживает около 42 процентов населения страны.    
Получается, у одних с финансированием густо, а у других, что называется,        
пусто. Такой перекос и неравенство в распределении финансово-экономического     
потенциала по субъектам Российской Федерации должны быть предметом серьёзного   
рассмотрения в правительстве, это требует принятия соответствующих мер,         
аналогичных мерам, принимаемым по регионам опережающего развития.               
                                                                                
Все признают, что необходимо помогать регионам - снижать долговую нагрузку,     
замещать коммерческие кредиты на бюджетные, но в то же время сокращается        
предоставление регионам бюджетных кредитов с сегодняшних 310 миллиардов до      
130 миллиардов в 2016 году, предлагается провести сокращение по межбюджетным    
трансфертам для региональных бюджетов на 92 миллиарда рублей по сравнению с     
2015 годом, к этому можно добавить десятипроцентное сокращение численности      
госслужащих, урезание зарплат оставшимся. Только на ограничении индексаций      
пенсий, соцвыплат планируется сэкономить за три года 2,5 триллиона рублей -     
сумму, равную той, которую пытаются взыскать с Российской Федерации акционеры   
"ЮКОСа" по решениям Гаагского суда!                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, значения словосочетаний "эффективность расходов бюджета" и   
"сокращение расходов бюджета" неравнозначны, мы с вами понимаем это, но         
понимает ли это правительство?                                                  
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич. Выступление от фракции.                                 
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемые Александр Дмитриевич, Антон Германович, уважаемые коллеги! Фракция    
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно же, поддерживает представленный проект           
постановления, и мы много раз говорили, что и другие "круглые столы",           
парламентские слушания, обсуждения в Государственной Думе желательно            
заканчивать принятием вот таких же конкретных документов, конкретных            
постановлений. Единственное, что у меня вызывает неудовлетворение, это,         
конечно, то, что я не смог принять участие в этих парламентских слушаниях и     
что предложение, которое я хочу сейчас внести с этой трибуны, к сожалению,      
пока не вошло в проект постановления. Хотя, должен сказать, мне тоже нравится   
то, что здесь есть отдельный раздел, где говорится, что фракция ЛДПР, фракция   
КПРФ представили дополнительно свои предложения уже после проведения            
парламентских слушаний и они вошли в проект постановления.                      
                                                                                
Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" тоже предлагает рассмотреть, я считаю,    
стратегическое предложение, которое нами даже оформлено в виде законопроекта,   
и этот законопроект № 587644-6 уже в десятый раз, по-моему, перетекает из       
повестки дня одного заседания в повестку дня другого и никак не попадёт в       
число рассматриваемых законопроектов. А речь идёт - ни много ни мало! - об      
ограничении размещения средств Резервного фонда и Фонда национального           
благосостояния в тех странах, которые объявили санкции и ввели                  
ограничительные меры на перемещение наших граждан, товаров, услуг и так         
далее, и так далее, речь идёт об огромных деньгах.                              
                                                                                
И я спрашиваю (вот сейчас, Антон Германович, прошу послушать): вы считаете      
эффективным использование средств Российской Федерации, когда только в          
Соединённых Штатах на сегодняшний день размещено 66 миллиардов долларов под     
нищенский процент, под 1-2 процента?! Эта страна грозит разорить нашу           
экономику, грубо говоря, сжечь наш дом, уничтожить власть, а мы храним в доме   
этого соседа, вот так распоясавшегося, огромные деньги, которых как раз не      
хватает на то, чтобы решить кредитные проблемы наших предприятий, наших         
корпораций, наших граждан! 3,3 триллиона рублей только в Соединённых Штатах     
Америки хранится!                                                               
                                                                                
Этим законопроектом мы предлагаем ограничить такую возможность, и если уж не    
забирать эти деньги сейчас и сразу, то хотя бы чтобы больше не размещали там    
наши резервы! А что мы слышим? Госпожа Набиуллина только что, отвечая мне на    
вопрос, сказала: "Олег Анатольевич, может быть, ваше предложение и можно было   
бы рассматривать, но Центральный банк не считает резервом средства, которые     
будут храниться в Российской Федерации". Антон Германович, вы так же            
считаете?! И это заявляют те люди, которые отвечают за эффективное              
использование наших средств! То есть, получается, всё, что хранится в России,   
резервом считать нельзя!                                                        
                                                                                
Я убеждён, что этому нужно давать политическую оценку, и я прошу вас в          
обязательном порядке поддержать эту поправку, а поправка будет сформулирована   
именно в соответствии с тем, о чём говорится в нашем законопроекте. К           
сожалению, бюджетный комитет его не поддерживает, но я считаю, что пока.        
Вопрос политический, коллеги! Я предлагаю рассмотреть такую поправку к этому    
проекту постановления, сегодня я её сформулирую и подам.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. Семь минут.      
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот та дискуссия, которая в последний месяц ведётся в        
нашем парламенте, на мой взгляд, является очень здоровой и очень правильной.    
Мы совсем недавно, вчера, обсуждали вопрос о внесении изменений в закон "О      
парламентском контроле", и у нас возникла дискуссия на тему, можем и должны     
ли мы давать оценку национальным докладам. Когда автор законопроекта Ирина      
Яровая отвечала мне на этот вопрос, она сказала, что не нужно путать            
различные ветви власти, так вот я хочу сказать, что если каждая ветвь власть    
тянет в свою сторону - это не разделение. У нас есть какое-то наивное           
представление о том, что каждый должен играть свою музыку, но, извините меня,   
если мы вместе соберёмся и каждый будет играть по своим нотам, то у нас         
никакого ансамбля, оркестра не получится!                                       
                                                                                
На мой взгляд, попытка парламента утверждать ФАИП, попытка парламента давать    
оценку по национальным докладам - это не попытка перетянуть полномочия          
правительства, о чём сегодня говорил Антон Германович при обсуждении            
поправок, утверждая что мы якобы заходим на их территорию. Нет, у нас с вами    
должна быть единая цель - улучшение уровня жизни населения, рост нашей          
экономики, и уж кто там сыграет какую скрипку и какие подскажет ходы,           
парламент или правительство, - это неважно, главное - конечный результат. А у   
нас такое ощущение, что каждый хочет для себя определить место и никого не      
пускать на свою территорию. Знаете, и в жизни, и в науке, и в любом процессе    
производства всегда так: если кто-то приходит и даёт квалифицированное          
заключение, подсказывает, как лучше организовать производство, то, по-моему,    
за это только говорят спасибо, аплодируют. Поэтому попытка в стенах Думы        
получить возможность более эффективного контроля, давать оценку и               
подсказывать правительству - я думаю, это позитивный момент и правительству     
нужно к этому относиться доброжелательно, а не пытаться обидеться на то, что    
мы здесь выставляем какие-то оценки и вносим коррективы.                        
                                                                                
Парламентские слушания были очень интересные. К сожалению, так было плотно      
всё, что фракциям практически не удалось выступить, и в частности наша          
фракция не смогла это сделать в связи с тем, что времени было очень мало, но    
у нас есть возможность сегодня высказать свои предложения. Ну вот давайте       
посмотрим состав участников: было правительство, приходили министры,            
экспертный блок, предприниматели, деятели науки (были ректоры крупнейших        
вузов), и это как раз говорит о том, что парламент сегодня - та площадка, где   
начинается разворот модели экономического развития нашей страны. Я думаю,       
надо сказать от нашей фракции, от ЛДПР, большое спасибо инициаторам -           
председателю бюджетного комитета и председателю нашей палаты - за то, что в     
это действительно сложное время ими было принято такое решение и такой          
площадкой был определён парламент.                                              
                                                                                
Я не буду сегодня перечислять те предложения, которые наша фракция направила    
к постановлению, потому что они опубликованы и каждый может ознакомиться, я     
хотел бы остановиться только на тех двух-трёх моментах, по которым, мы          
считаем, нужно принимать решения в кратчайшие сроки.                            
                                                                                
Выступление коллеги Иконникова было полностью посвящено теме                    
закредитованности субъектов. Эта тема поднимается сегодня и в парламенте, и в   
трёхсторонней комиссии, и мне хочется сказать, что корень наших проблем - в     
отсутствии планирования. Методика, по которой мы сегодня даём эти 310           
миллиардов бюджетных кредитов, элементарна с точки зрения "ручного              
управления": сколько в этом году субъект гасит - половину этой суммы мы ему     
заместим бюджетным кредитом. Но если уж мы говорим о плановом развитии, о       
возможности не только поддерживать, но и как-то мотивировать субъекты (а мы в   
трёхсторонней комиссии говорили о том, что подходы должны быть совсем           
другие), то методика - её сегодня предлагает ЛДПР, и мы считаем, что это        
должно стать предметом обсуждения трёхсторонней комиссии - должна включать      
комплекс показателей, которые позволили бы не только, скажем так, помогать      
субъектам в гашении уже имеющихся коммерческих кредитов, но и оценивать их      
усилия, уровень бюджетной обеспеченности и другие параметры.                    
                                                                                
Я могу сказать, какие параметры мы предлагаем в этой методике учитывать.        
Первое - это уровень бюджетной обеспеченности, я думаю, здесь нет, скажем       
так, сомнений, ведь не случайно у нас в действующей методике написано, что      
если уровень обеспеченности субъектов два и более, то такие субъекты не могут   
претендовать, и именно поэтому это первый индикатор. Второе - мы согласны с     
тем, что необходимо смотреть, какой объём должен гаситься в 2015 году, но       
следующим показателем, как мы считаем, должна быть динамика снижения долговой   
нагрузки в соотношении с собственными доходами субъекта. Ещё один момент,       
который необходимо учитывать при выделении бюджетных кредитов, - это дефицит    
бюджета: в случае снижения дефицита бюджета мы тоже должны мотивировать         
субъекты выделять дополнительно бюджетный кредит. Следующий параметр - это      
бюджетные инвестиции в субъекте Российской Федерации. Это говорит о том, что    
нужно разделять кредиты на те, которые шли, скажем так, на расходные            
обязательства, на выполнение социальных обязательств, и на запланированное      
увеличение налоговой базы. Так вот уровень инвестиций и следующий показатель,   
рост валового внутреннего продукта, - это те параметры, которые должны          
показать, на что брались кредиты в действительности, и помочь этим субъектам    
в привлечении дешёвых бюджетных кредитов.                                       
                                                                                
Ну и ещё один момент, на котором я тоже хотел бы остановиться, - это ФАИП, о    
которой мы очень много говорили. Я думаю, что ограничиться только перечнем в    
приложении к бюджету недостаточно, всё-таки у нас должен быть закон, который    
позволил бы выстраивать на основании прогноза социально-экономического          
развития приоритетный ряд таких проектов, чтобы и субъекты, и муниципалитеты    
знали на несколько лет вперёд, что и где будет строиться, вот тогда             
эффективность расходов будет высокой.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, будет заключительное слово?            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, во-первых, я хотел бы подтвердить слова Антона Германовича   
о том, что действительно между комитетом и Министерством финансов сложились     
исключительно хорошие рабочие отношения, а во-вторых, я хотел бы подтвердить    
и слова, которые говорились здесь, на парламентских слушаниях о том, что        
именно благодаря Антону Германовичу сегодня парламент получает все              
действительно необходимые для работы документы. Вот это я готов ещё раз         
подтвердить и ещё раз сказать, что никаких иных вопросов здесь нет.             
                                                                                
Теперь по поводу того, какие материалы куда передаются. Я вообще не стал бы,    
наверное, об этом говорить, но рекомендации парламентских слушаний - это        
рекомендации парламента, поэтому я хотел бы помочь Антону Германовичу и         
прочитать то письмо, которое я получил от его заместителя (это вместо           
заключительного слова).                                                         
                                                                                
"Минфин России рассмотрел полученный в рабочем порядке проект постановления     
Государственной Думы о рекомендациях парламентских слушаний... и сообщает..."   
- то есть, заметьте, комитет в рабочем порядке передал эти документы. - "...В   
проекте рекомендаций практически не учтены подходы и предложения по повышению   
эффективности бюджетных расходов, изложенные в докладе министра финансов        
Российской Федерации и в представленных Минфином России к парламентским         
слушаниям материалах...", - как я уже сказал, все они приложены к материалам    
парламентских слушаний. - "...По мнению Минфина России, проект рекомендаций     
не носит системного характера, как правило, затрагивает отдельные,              
произвольно отобранные вопросы и в ряде случаев содержит недостаточно           
обоснованные и (или) неконкретные положения, что не позволит в полной мере      
использовать результаты парламентских слушаний для организации системной        
работы законодательных и исполнительных органов власти по повышению             
эффективности расходов". Замечу, что "отдельные вопросы" - это технические      
средства реабилитации инвалидов, о чём здесь говорилось, и целый ряд других     
вопросов, которые, конечно, не носят системного характера и, наверное, не       
очень значимы. И следующая, последняя фраза, которой я хотел бы закончить:      
"Исходя из этого Минфином России подготовлен проект рекомендаций                
(прилагается)".                                                                 
                                                                                
На самом деле на этом я хотел бы закончить и своё выступление. Комитет по       
бюджету предлагает поддержать рекомендации парламентских слушаний и утвердить   
их постановлением Государственной Думы. И безусловно, мы поддерживаем           
позицию, изложенную Сергеем Николаевичем Решульским, потому что, наверное,      
действительно, материалы парламентских слушаний по налоговой политике, по       
эффективности бюджетных расходов имеет смысл обработать, подготовить            
отдельную брошюру и дать возможность всем нашим гражданам спокойно с ними       
ознакомиться.                                                                   
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим проект постановления на "час голосования".                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7391 по 7454 из 8236
И вернёмся к 5-му вопросу повестки дня, проекту постановления Государственной   
Думы "О рекомендациях парламентских слушаний на тему "Основные направления      
повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и             
перспективы". Поправки есть, да? Есть поправки? Нет поправок.                   
                                                                                
По мотивам кто хотел бы выступить?                                              
                                                                                
Сергей Николаевич Решульский, пожалуйста.                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                    
                                                                                
Уважаемые... (Шум в зале.)                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, присядьте, пожалуйста, послушайте Сергея         
Николаевича.                                                                    
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Мне очень тяжело говорить, можете помолчать, Валентин          
Сергеевич, или с нашей прекрасной коллегой где-то ещё решить вопрос?            
                                                                                
Я действительно по ведению, Сергей Евгеньевич, - по ведению вами утреннего      
заседания. Вот ваше ведение утром - я не лукавлю, говорю прямо - вселяет в      
большинство депутатов уверенность, что Госдума приобретает наконец-то           
самостоятельность в конституционной системе разделения ветвей власти. Не в      
том смысле, что мы тут устраиваем какое-то ненужное противостояние между        
исполнительной и законодательной властью, а в том, что наконец-то Госдума       
показывает свою самостоятельность. За это вам спасибо! (Аплодисменты.)          
                                                                                
Как я уже говорил в начале нашего обсуждения, вот прошли последние              
парламентские слушания, по налогам и по повышению эффективности бюджетной       
системы, и я, как человек, часто участвующий в парламентских слушаниях, хотел   
бы ещё раз попросить: все материалы остаются у нас в архивах, остаются в        
библиотеке - давайте всё-таки внесём изменения в план нашей издательской        
деятельности и эти материалы, стенограммы и рекомендации, издадим отдельной     
брошюрой. Я благодарю за подготовку этих слушаний Комитет по бюджету и          
налогам и вас, Сергей Евгеньевич, как куратора - извините, что так вас          
называю, - этих слушаний.                                                       
                                                                                
Всем рекомендую: возьмите эти материалы и почитайте - вы поймёте, что           
происходит в нашей стране, что происходит в нашей экономике, давно таких        
материалов не было! Раз эта поправка не проходит, я прошу вашим решением это    
закрепить - издать эти материалы и направить их во все субъекты Российской      
Федерации, и тем более надо дать каждому депутату возможность с ними            
ознакомиться.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Я такое поручение             
действительно уже дал, поэтому нет необходимости вносить соответствующую        
поправку в проект постановления.                                                
                                                                                
Ставлю проект постановления на голосование.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              433 чел.96,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    433 чел.                                          
Не голосовало                  17 чел.3,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Постановление принимается.