Заседание № 268

14.01.2020
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 809187-7 "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву о необходимости дополнительного финансирования государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3475 по 4288 из 4836
49-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "Об обращении            
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К              
Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву о               
необходимости дополнительного финансирования государственной социальной         
помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями    
и специализированными продуктами лечебного питания". Докладывает Алексей        
Владимирович Куринный.                                                          
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Основанием для внесения          
данного проекта постановления являются факты массового и грубого нарушения      
прав человека, в данном случае гарантированного федеральным законодательством   
права на льготное лекарственное обеспечение. В отличие от всех предыдущих       
рассматриваемых законопроектов здесь речь идёт об уже принятом федеральном      
обязательстве, которое, к сожалению, в должной мере не исполняется.             
                                                                                
Итак, если мы будем с самого начала говорить о лекарствах, то на сегодня две    
трети всех достижений современной медицины связаны как раз с лекарственными     
препаратами, и соответственно и качество жизни, и продолжительность жизни, и,   
скажем так, преждевременный выход на пенсию по инвалидности во многом зависят   
от того, насколько человек может себе позволить получать то или иное            
современное лекарственное обеспечение. Отсутствие необходимых лекарств,         
естественно, отражается на демографических показателях, с одной стороны, а с    
другой - это прямые потери бюджета, как бы странно это ни звучало.              
                                                                                
Если говорить о существующих - я повторяю, существующих - финансовых            
обязательствах государства, но неисполняемых, нужно начать с того, что в 2004   
году был принят знаменитый 122-й закон. Я напомню, именно тогда было введено    
понятие соцпакета, в который входило в том числе и лекарственное обеспечение.   
Чуть позже, в 2006 году, было введено право на отказ от лекарственного          
обеспечения и получение взамен соответствующей денежной выплаты. Именно это и   
было абсолютно неверным государственным решением, а точнее - государственной    
ошибкой, которая, по большому счёту, привела к разбалансировке данной, по       
сути, страховой системы. Уход от страхового принципа привёл к тому, что в       
системе остались самые нуждающиеся, те, кто не может оттуда выйти, а те, кто    
не нуждался в лекарствах, либо те, кому суммы компенсации было достаточно для   
покупки их набора лекарств, из системы выходили. Я напомню, сегодня эта сумма   
составляет 863 рубля на человека в месяц. Соответственно, из 17 миллионов       
человек 3,4 миллиона осталось в системе, остальные оттуда ушли, забрав с        
собой свои деньги.                                                              
                                                                                
Для примера. Лечение одного больного сахарным диабетом в среднем обходится в    
3 тысячи рублей в месяц - сравните с суммой 863 рубля, которая выделяется из    
федерального бюджета. Современное лечение больного гипертонической болезнью и   
ИБС стоит порядка 2,5 тысячи рублей в месяц. Лечение больного бронхиальной      
астмой - 2 тысячи рублей в месяц. Я уже не говорю про лечение больных           
онкологическими заболеваниями или больных с более тяжёлыми патологиями, на      
которое порой требуются миллионы рублей в месяц.                                
                                                                                
Соответственно, нарушив страховой принцип, правительство попыталось это         
скомпенсировать в 2011 году и стало передавать, кроме вот этих субвенций -      
повторю, сегодня их выделяют из расчёта 863 рубля на человека в месяц, - ещё    
и иные межбюджетные трансферты. Что это такое, никто не знает. Каким образом    
это регулируется, рассчитывается, тоже никто не знает. Но для понимания: на     
этот, текущий год на субвенции выделено 37,7 миллиарда рублей и,                
соответственно, на иные межбюджетные трансферты - 13,6 миллиарда рублей.        
                                                                                
Естественно, просто увеличить сегодня размер норматива нельзя, потому что       
большая часть средств в случае увеличения этого норматива просто уйдёт на       
выплаты гражданам и это увеличение никак не отразится на обеспечении            
лекарственными препаратами тех, кто в системе остался, то есть это не выход.    
Единственный выход - увеличивать межбюджетные трансферты, причём рассчитывать   
их соответствующим образом в зависимости от того, какое количество человек на   
территории региона отказалось от лекарственного обеспечения, какое количество   
осталось в системе, в зависимости от того, насколько страховой принцип          
работает или не работает. На мой взгляд и на взгляд нашей фракции, это может    
сделать исключительно Правительство Российской Федерации.                       
                                                                                
К чему приводит вот этот дефицит, который образовался в результате выхода       
пациентов (продолжающегося, кстати, выхода, сегодня только 20 процентов         
осталось в системе, то есть четверо из пяти забрали деньги и ушли)? Прежде      
всего к дополнительной нагрузке на региональные бюджеты, потому что льготы во   
многом пересекаются и, соответственно, региональные бюджеты, как могут,         
покрывают недостаток федеральных средств. Ну а если не могут, естественно,      
это напрямую отражается на доступности лекарственных препаратов. Это приводит   
к тому, что придумываются разные способы не выписывать препараты, не            
осуществлять лекарственное обеспечение, это приводит, повторю, к массовому      
нарушению прав человека, речь уже идёт не о каких-то отдельных жалобах или об   
отдельных обращениях в суд, вы, наверное, на приёмах уже это ощутили.           
                                                                                
В моей родной Ульяновской области тысяча обращений в суд с исковыми             
заявлениями, практически все дела выиграны, то есть суд встал на сторону        
граждан, суд обязал соответствующий орган, в данном случае министерство         
здравоохранения Ульяновской области, обеспечить граждан лекарствами.            
                                                                                
По стране ситуация приблизительно такая же. Вот здесь у меня собраны отзывы     
регионов, причём абсолютно открытые отзывы, касающиеся дефицита. Рязанская      
область заявляет о дефиците в 634 миллиона рублей, Магаданская область - в 18   
миллионов рублей (у неё дефицит меньше, потому что маленькая численность        
населения), Ульяновская область - в 523 миллиона рублей, Республика Удмуртия    
- в 142 миллиона рублей, Нижегородская область - в 727 миллионов рублей, ну и   
так, для сравнения, Краснодарский край (там побольше население, у них и         
дефицит соответствующий) - 2,4 миллиарда рублей. Так практически по всем        
областям, это не придуманные цифры, это абсолютно чётко зафиксированный         
дефицит в части льготного лекарственного обеспечения со стороны федерального    
бюджета, то есть это неисполнение в должной мере соответствующих федеральных    
обязательств.                                                                   
                                                                                
Как это выглядит на практике? Я, как в прошлом главный врач, могу вам           
рассказать, как это выглядит. В конце года поступает соответствующий запрос -   
сформировать перечень больных и лекарств, которые необходимы, исходя из         
реестра льготников, прикреплённых к тому или иному лечебному учреждению.        
Заявка формируется, предположим, на 10 миллионов рублей, отправляется в         
региональный минздрав, оттуда через неделю приходит ответ: 10 миллионов нет,    
укладывайтесь в 5 миллионов. И это уже головная боль начмеда, головная боль     
лечащих врачей, которые начинают резать: у кого убрать лекарственные            
препараты, каким образом уложиться в 5 миллионов рублей вместо 10 миллионов -   
а это не жирная, так сказать, заявка, она абсолютно нормальная, - как снизить   
потребности в 2 раза? Естественно, без того, чтобы кого-то обделить, не         
обходится. Да, надо закрыть сахарный диабет, надо закрыть те заболевания, по    
которым, скажем так, остро требуется лекарственное обеспечение, а всё, что      
вроде как может подождать (в кавычках) - я говорю про ту же гипертоническую     
болезнь, про ту же ИБС, про другие заболевания, - остаётся на втором плане, и   
в нужной мере лечение не финансируется, не обеспечивается, всё это приводит к   
тем последствиям, о которых мы говорили. Если хроническое невыполнение          
некоторых других финансовых обязательств, таких как обеспечение жильём          
детей-сирот либо обеспечение санаторно-курортным лечением, не влечёт за собой   
таких неблагоприятных последствий, как преждевременная смерть, как              
инвалидизация, то в данном случае невыполнение федеральных обязательств         
приводит именно к этому.                                                        
                                                                                
Предлагается принять обращение к Медведеву, к председателю правительства, для   
того чтобы именно правительство определило, каким образом компенсировать этот   
дефицит.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
С содокладом выступает председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий         
Анатольевич Морозов.                                                            
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья,   
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я напомню, что мы подробно          
обсуждали этот вопрос в декабре 2019 года. Позволю себе подчеркнуть, что речь   
идёт не о проблеме лекарственного обеспечения в целом и даже не о сути          
льготного лекарственного обеспечения граждан - нет сомнений, это важнейшая      
составляющая государственной системы охраны здоровья, которая требует           
системного совершенствования, - мы обсуждаем сегодня, уважаемые коллеги,        
целесообразность одного из регуляторных механизмов - постановления              
Государственной Думы, его уместность, своевременность, корректность             
формулировок и адекватность предложений авторов.                                
                                                                                
Я напомню, уважаемые коллеги, сегодня в этой аудитории уже звучала информация   
о работе межфракционной рабочей группы, возглавляемой Андреем                   
Константиновичем Исаевым, которая проводит анализ экспертных мнений и           
предложений и формирует по всем направлениям лекарственное обеспечение,         
информация о работе комитета, подкомитета по фармацевтике и                     
фармпромышленности и экспертного совета, который возглавляет депутат Петров и   
в котором только в 2019 году было проведено 22 заседания. Почему я это          
говорю? Потому что в основе решений в системе здравоохранения лежат не          
эмоции, а хорошо взвешенные экспертные решения.                                 
                                                                                
Итак, Николай Васильевич Коломейцев с товарищами предложили проект              
постановления, суть которого - необходимость дополнительного финансирования.    
Я не буду повторяться, хочу доложить вам, уважаемые коллеги, что по поручению   
Председателя Государственной Думы комитеты - Комитет по охране здоровья,        
Комитет по бюджету и налогам, Комитет по труду, социальной политике и делам     
ветеранов - рассмотрели проект постановления. Первые два комитета не            
поддержали его, комитет по труду счёл возможным эти вопросы решить в рамках     
бюджета. Комитет по охране здоровья дважды собирался с привлечением             
Министерства здравоохранения, Министерства финансов и, как я уже говорил, не    
поддержал проект постановления именно в данной формулировке.                    
                                                                                
Разделяя мнение авторов проекта постановления о недостаточном финансировании    
и оказании государственной социальной помощи по перечисленным сегментам, мы     
тем не менее исходим из следующих оснований. Четыре группы оснований,           
уважаемые коллеги.                                                              
                                                                                
Первая позиция - это то, что свидетельствует о возрастающей финансовой помощи   
субъектам Российской Федерации на здравоохранение. Помощь субъектам в этом      
году по сравнению с прошлыми годами серьёзно увеличена, на 52 процента по       
сравнению с 2019 годом, и составляет 996 миллиардов рублей. Я не буду           
останавливаться на первичной медико-санитарной помощи и на многих-многих        
вопросах, которые вы хорошо знаете. Только в конце 2019 года были               
осуществлены и дополнительная закупка вакцин по гриппу, и субвенции бюджетам    
- 37,76 миллиарда рублей ежегодно, прирост на 5 процентов, - и иные             
межбюджетные трансферты, которые были подвергнуты критике, тем не менее это     
13,67 миллиарда рублей ежегодно, включая то, что вы поддерживали в отношении    
больных сахарным диабетом. Субсидии на обеспечение граждан, перенёсших          
инфаркты и инсульты, - более 10 миллиардов ежегодно; орфанные заболевания       
(сегодня Сергей Иванович Неверов говорил об этом) - дополнительно               
финансирование из года в год наращивается; антиретровирусные препараты и        
многое-многое другое, что в итоге позволит высвободить соответствующие          
финансы, уделить внимание субъектам Российской Федерации.                       
                                                                                
Вторая позиция - это то, что касается межбюджетных трансфертов. Сегодня         
запланировано 26 межбюджетных трансфертов только в сфере здравоохранения на     
сумму 240 миллиардов рублей, а в последующем - на сумму 159 миллиардов и 164    
миллиарда рублей. Социально значимые заболевания, онкологические заболевания,   
паллиативная помощь - всё это в копилку того, о чём я говорил.                  
                                                                                
Третья позиция - стратегия. Уже было сказано - не в качестве аргумента, это     
является контраргументом, - речь идёт о ситуации, которая, на взгляд            
экспертов комитета и многочисленных экспертов других комитетов,                 
характеризуется как нарастающая неэффективность системы льготного               
лекарственного обеспечения, когда имеются множественность межбюджетных          
трансфертов одинаковой направленности, невозможность существенного увеличения   
нормативов финансовых затрат на одного гражданина в рамках существующей         
модели государственной социальной помощи и дублирование федеральных и           
региональных льгот. Сегодня мы подчёркиваем, что из 18-19 миллионов граждан,    
которые имеют право на лекарственное обеспечение по льготным направлениям,      
лишь чуть более 3 миллионов получают лекарства, а более 15 миллионов берут      
деньги, - разве можно вливать дополнительные средства в эту систему? По сути    
философия лекарственного обеспечения в недалёком будущем будет состоять в       
лекарственном страховании. Уважаемые коллеги, комитет рекомендует ускорить      
разработку альтернативных моделей лекарственного обеспечения.                   
                                                                                
В завершение мне хотелось бы обратить внимание на то, что по поручению          
Вячеслава Викторовича Володина, в соответствии с постановлением                 
Государственной Думы мы вместе с комитетом по бюджету проводим парламентские    
слушания об организационно-финансовых моделях здравоохранения, в весеннюю       
сессию комитет организует "круглый стол" опять же по проблеме лекарственного    
обеспечения. Мы изменили тему "правительственного часа", он будет проводиться   
с участием министра здравоохранения Вероники Игоревны Скворцовой 4 марта и      
будет посвящён главным образом проблеме лекарственного обеспечения. Поэтому     
мы, не поддерживая принятие указанного проекта постановления, приглашаем всех   
к системной работе и к участию во всех мероприятиях комитета.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Дмитрий Анатольевич, пожалуйста, задержитесь.                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к Дмитрию Анатольевичу.                                           
                                                                                
Я хочу сказать, что орфанные заболевания, о которых мы много раз говорили,      
действительно сейчас стали лучше обеспечиваться, это я сама уже много раз       
проверяла, но зачастую все сложные заболевания обеспечиваются                   
лекарствами-дженериками. Скажите, пожалуйста, как профессионал: это, вообще,    
допустимо или это делается потому, что лекарства у нас не выпускаются, а        
покупать их дорого? Я не пойму никак почему? Причём докладывает министр         
нашему президенту и говорит открыто, что да, мы заменяем и так далее. Это       
правильно или это всё-таки неправильно? Я, например, стараюсь не брать такие    
лекарства.                                                                      
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемая Тамара Васильевна, на самом деле это, конечно, очень    
объёмный вопрос, но я хочу коротко подчеркнуть одно: хороший дженерик может     
не уступать по биоэквивалентности и по клинической эффективности                
оригинальному препарату. И тот закон, который мы приняли в конце осенней        
сессии прошлого года, как раз был посвящён взаимозаменяемости лекарственных     
средств и адекватности клинического эффекта с точки зрения и экспертов, и       
профессионалов, и пациентских сообществ. В качестве примера приведу сделанный   
у нас в стране фактор свёртываемости крови, который совершенно устраивает       
пациентское сообщество больных гемофилией. Действительно, нам очень многое по   
силам, и хорошие дженерики хороших компаний являются адекватными. Есть и        
другие, вы совершенно правы, и вот для этого существует государственное         
регулирование и контроль.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопрос к докладчику.                                      
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, вы предлагаете, с одной стороны,                
предусмотреть дополнительную финансовую поддержку, с другой стороны, в          
обоснование говорите о низком качестве правоприменения в этой части. И вы       
правильно делаете вывод о неисполнении некоторых финансовых обязательств, так   
как 10 миллионов рублей нет, как вы говорите: вот нужно 10 миллионов, есть      
только 5 миллионов - и укладывайтесь в 5. Так, может, вместо того чтобы         
ставить вопрос о дополнительном финансировании, необходимо ставить вопрос об    
ответственности должностных лиц на этот счёт и об устранении недочётов за их    
же счёт в целях недопущения подобного впредь? Но это уже совершенно другая      
история, и эти вопросы необходимо решать уже в другом порядке.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексею Владимировичу Куринному включите микрофон.        
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Анатолий Борисович, спасибо за вопрос. Эта ответственность       
действительно наступает, но это ответственность должностных лиц региональных    
органов власти. В некоторых регионах уже даже уголовные дела были возбуждены    
в отношении чиновников министерств, которые не закупали в достаточных объёмах   
лекарства, потому что им не перечисляли денег. То есть виноват федеральный      
центр, который не предоставляет в достаточном количестве средства на закупку    
этих лекарств, а отвечают те чиновники, которые находятся внизу и вынуждены     
разными методами пытаться сократить потребность, уложиться в спущенные цифры.   
Совершенно неверный, совершенно, на мой взгляд, преступный путь, и привлекают   
в данном случае к ответственности опять же клерков внизу, а федеральный центр   
разводит руками и говорит: ну неэффективно же, не получается. Давайте тогда     
вообще никаких денег не будем давать.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Осадчий Николай Иванович.                                                       
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Вопрос к содокладчику.                                                          
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, рассматривая проект постановления, Комитет по    
охране здоровья руководствовался тем, что проблема есть, даже целый букет       
проблем, связанных с лекарственным обеспечением, но постановление тем не        
менее не поддерживается. В то же время, как вы отметили, комитет рекомендовал   
ускорить разработку альтернативных моделей лекарственного обеспечения. Как вы   
оцениваете перспективы таких разработок и внедрение этих альтернативных         
моделей в том числе по срокам, как быстро это может произойти?                  
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Николай Иванович, ну вот ещё раз я хотел бы чётко       
обратить внимание ваше и всех уважаемых коллег. Идёт системная, большая         
работа, потому что проблем накопилось очень много - мы отдаём себе в этом       
отчёт. Конечно, мы отдаём себе в этом отчёт. Можем ли мы это сделать за один    
день, за неделю, за месяц, за полгода? Нет, потому что это системные вещи -     
от фарммолекулы до продажи лекарств в мобильной аптеке в сельском населённом    
пункте, то есть здесь, конечно, огромный спектр вопросов.                       
                                                                                
Но я напомню вот то обращение, с которым, на мой взгляд, эмоционально, с        
душой выступил депутат Петров на заседании комитета, он сказал: коллеги,        
дайте мы проработаем все эти варианты, дойдём до итоговых, до понятных,         
логичных моментов и создадим новый формат, ну, бытия, скажем так, потому что    
вкладывать сейчас финансы, да ещё обращаться к председателю правительства,      
как будто мы не понимаем отсутствия логики в этом, мне кажется, неправильно и   
неконструктивно. Мы же понимаем, что не сюда, не в это дырявое ведро нужно      
заливать деньги, нужно по-другому перестроиться, и тогда, может быть, и денег   
будет нужно гораздо меньше. И я, как врач, подчёркиваю, как сегодня Тамара      
Васильевна сказала, речь идёт, на мой взгляд, не о федеральных и региональных   
льготах, не о присвоении человеку статуса инвалида, для того чтобы он мог       
получать лекарства, - мы же знаем, как это было с детишками с ювенильным        
артритом, которым мы помогали в прошлом году, - речь идёт о том, чтобы          
конкретный больной имел право на конкретный лекарственный препарат, и всё.      
Вот это наша задача, как государства. И к сожалению, - и Алексей Владимирович   
сам сказал об этом - мы просто являемся заложниками неправильных решений        
прошлого. Нам сейчас нужно разорвать этот патологический круг и выйти на        
нормальные решения. Как и когда это можно сделать? Вы знаете прекрасно, что     
мы руководителям департаментов, замминистра, статс-секретарю, Веронике          
Игоревне задавали этот вопрос уже неоднократно, - они поддерживают нас. Нам     
необходимы определённое, я бы так сказал, ментальное большинство и              
политическая воля, для того чтобы мы, не стесняясь вот этих некоторых           
вопросов, сложных, которые будут в переходный период (я имею в виду льготы,     
само слово "льгота"), перешли на нормальный страховой принцип. Мне кажется,     
что это возможно сделать в обозримом будущем, от года до полутора лет, - вот    
у меня складывается такое мнение, - конечно же, при условии некоего             
единообразия и сложения всех наших сил. Мне кажется, что к этому уже готовы и   
органы исполнительной власти, и большая часть депутатского корпуса.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, ну, прежде всего подтверждаю действительно      
наличие, актуальность этой проблемы, с одной стороны. И сразу подтвержу         
позицию фракции ЛДПР: мы поддержим данное обращение. Но к вам, как к автору,    
следующий вопрос. Скажите, пожалуйста, вот в рамках принятого бюджета на        
плановый период, в том случае если данный документ будет принят и ляжет на      
стол председателю правительства, что в рамках действующего законодательства     
ожидаете вы от председателя правительства после получения данного документа с   
такими формулировками?                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексею Владимировичу включите микрофон.                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Ну, здесь всё вполне логично и      
понятно: мы ожидаем увеличения финансирования по разделу "иные межбюджетные     
трансферты", потому что только таким образом сегодня можно закрыть этот         
дефицит. Как я уже говорил, нельзя просто увеличить норматив, это               
действительно уйдёт в никуда, это будет роздано в том числе по большей части    
в виде выплат соответствующих, а надо именно целенаправленно, целевым образом   
вложить деньги, увеличив этот трансферт - "иные межбюджетные трансферты", как   
они называются. Я в качестве поправки вносил это при принятии бюджета, но, к    
сожалению, мои поправки были отклонены. Причём надо учитывать те данные,        
которые имеет Минздрав, потому что только Минздрав сегодня может подсчитать     
реальную потребность, сделать наконец прозрачную методику, чтобы не каждый      
регион рассчитывал этот дефицит, как ему сегодня заблагорассудится, и           
присылал нам совершенно разные цифры, а сделать чёткую, нормальную,             
прозрачную методику - сколько средств надо, сколько не хватает, сколько         
необходимо доложить. По моим расчётам, требуется дополнительно найти порядка    
20 миллиардов рублей. Поверьте, эта сумма сегодня вполне, скажем так,           
доступна при нашем профицитном бюджете, где есть триллионы невостребованных     
(в кавычках) рублей.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Дмитрию Анатольевичу вопрос-обращение, предложение.                 
                                                                                
Смотрите, вы действительно, как профессиональный врач, практик с большим        
стажем, понимаете, что дело не в методиках, не в поиске каких-то сложнейших     
решений - как нам реорганизовать Рабкрин, - дело в деньгах, выделение которых   
даже в таких мизерных объёмах правительство не одобряет, не согласовывает, не   
собирается направлять их на решение сложнейших, важнейших проблем. Дело в       
деньгах, причём в огромных деньгах. Вы знаете прекрасно, что                    
недофинансирование вообще ставит на грань существования и клиники, и            
больницы, ваши коллеги постоянно об этом говорят, поэтому системное решение     
находится в области принятия бюджета по конкретной отрасли... (Микрофон         
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тридцать секунд добавьте.                                 
                                                                                
НИЛОВ О. А. ...и речь нужно вести об увеличении в разы, в 2 раза как минимум,   
бюджета, который выделяется на здравоохранение России. Сделать хотя бы как в    
Москве, а в Москве почти две трети бюджета России, и здесь ситуация, ну,        
более-менее приличная, достойная, хотя тоже есть вопросы. Так когда вы          
осмелитесь, хлопнете кулаком по трибуне и скажете: "Хватит! Больше я не могу    
играть в ваши игры, вот так тут заводить рака за камень"?                       
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Олег Анатольевич, мы, равно как и вы, выступаем за      
последовательное увеличение объёма финансирования, выделяемого на               
здравоохранение. Более того, я хочу напомнить в этой уважаемой аудитории, что   
это позиция президента, он сказал об этом в прошлом послании Федеральному       
Собранию. Речь шла действительно как минимум о 5 процентах ВВП, об              
использовании всех источников, но, естественно, на развитие нужно больше. И     
что я хочу сказать вам совершенно ответственно... не потому, что я не           
разделяю вашу позицию в отношении необходимости увеличения финансирования,      
напротив, разделяю, но, как ответственный человек (я имею в виду - в            
здравоохранении), я просто хотел бы обратить ваше внимание на эффективность     
расходования бюджетного рубля, потому что это совершенно разные вещи.           
                                                                                
Вот возьмите, например, ситуацию, которая складывается с орфанами. Зима,        
декабрь 2017 года - много эмоций, постановка задач. Мы создали экспертный       
совет, который работает практически ежедневно, - как вы думаете, те люди,       
которые были в этой аудитории переполнены эмоциями, принимают участие в         
системной работе экспертного совета? Нет. А к чему она привела? В прошлом       
году пять заболеваний дополнительно, в этом году - два. Почему? Потому что мы   
стали считать, сколько больных, какие нозологические группы, какие показания    
к терапии, какие противопоказания, какие адъювантные терапии и многое, многое   
другое. Без всего этого просто взять и запросить деньги - ну, это не всегда     
эффективно. Самая плохая, на мой взгляд, ситуация - это когда те, кто с         
чистой душой обеспечивает повышение финансирования, особенно не являющиеся      
врачами, результата не видят. Вот этой ситуации, на мой взгляд, мы не можем     
допустить, поэтому, мне кажется, в основе должна быть системная работа, а       
потом ответственная трата любого рубля.                                         
                                                                                
И мне хотелось бы подчеркнуть, что мы приняли закон о клинических               
рекомендациях (протоколах лечения), и когда сегодня говорят, мол, 800 рублей,   
3 тысячи, 5 тысяч рублей... коллеги, эти цифры - от лукавого, потому что, на    
мой взгляд, профессиональные сообщества сейчас на основе закона о               
клинрекомендациях должны чётко рассчитать не только стоимость... речь не об     
инсулине даже, речь о том, что должна быть оптимальная программа терапии,       
профилактики и реабилитации: сколько денег нужно для получения клинического     
эффекта и его закрепления. Тогда мы с вами, как государственные люди, будем     
понимать, на что мы даём деньги и как мы считаем эффект. Вот что меня           
беспокоит.                                                                      
                                                                                
Именно поэтому мы не поддерживаем этот проект. Но разумеется, мы считаем        
актуальной эту проблему и будем искать пути её решения. Мне кажется, нужно      
системно это проработать и выйти на решения, которые, скажем так, будут         
удовлетворять нашу совесть.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Присаживайтесь.             
                                                                                
Коллеги, с учётом того что у нас пять проектов постановлений, не будет          
возражений, если позицию фракции обозначит один депутат? Фракция КПРФ,          
инициатор, согласна с таким подходом, они, собственно говоря, и предложили      
этот вариант обсуждения. Нет возражений? Тогда от фракции КПРФ - Олег           
Николаевич Смолин. Подготовиться Петрову Александру Петровичу от фракции        
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Как говорят, не по     
долгу, а по душе я, конечно, хочу вас попросить поддержать этот проект          
постановления. Вот мои семь аргументов в пользу этого проекта.                  
                                                                                
Аргумент первый. Если верить социологам, 80-90 процентов всех льготников        
недовольны тем, как они обеспечиваются лекарствами. Я, например, регулярно      
встречаюсь с инвалидами и спрашиваю, что с лекарствами, и ответ везде           
примерно один и тот же: приходишь в аптеку, за деньги - пожалуйста,             
бесплатного нужно ждать, а то и врачи отказываются выписывать бесплатные        
лекарства, поскольку знают, что денег на них в регионе нет.                     
                                                                                
Аргумент второй - социальный пакет. Уважаемый Алексей Владимирович абсолютно    
прав: порочная идея социального пакета привела к замкнутому кругу. Чем меньше   
можно получить на социальный пакет, тем меньше желающих его брать; чем меньше   
желающих его брать, тем, соответственно, меньше денег в этом самом фонде,       
который формируется исходя из социального пакета, и далее по замкнутому кругу   
до бесконечности.                                                               
                                                                                
Третье - расходы. Как известно, расходы на здравоохранение у нас в прошлом      
году были порядка 3 процентов при минимальной норме Всемирной организации       
здравоохранения 6 процентов, то есть вдвое ниже, чем необходимо на              
здравоохранение.                                                                
                                                                                
Здесь много говорят о том, что мы очень сильно продвинулись по орфанным         
заболеваниям. Правда, продвинулись, коллеги, и это радует. Но нам же здесь,     
по-моему, Сергей Иванович Неверов говорил, что, для того чтобы решить все       
проблемы с орфанными заболеваниями, нужно 24 миллиарда рублей. Дали в бюджете   
следующего года дополнительно 2 миллиарда. Напомню, профицит бюджета прошлого   
года - 3 триллиона. Нетрудно посчитать, что 24 миллиарда рублей - это меньше    
1 процента не от бюджета, не от Фонда национального благосостояния так          
называемого, а от профицита, но мы всё равно не можем решить этот вопрос.       
                                                                                
Я напоминаю, что, согласно оценкам Татьяны Алексеевны Голиковой в период,       
когда она руководила Счётной палатой, у нас систематически происходило          
замещение бесплатной медицинской помощи так называемыми платными услугами.      
                                                                                
Ну и наконец, что касается дженериков. Коллеги, вот я недавно обращался - не    
буду говорить, в какой регион, - по поводу лекарств для больного рассеянным     
склерозом. Мне говорят: это дорого, этого нет, давайте дадим другое, но         
другое ему не годится, потому что от этого его положение ухудшается, хотя       
лекарство вроде бы то же самое.                                                 
                                                                                
Четвёртое. Бюджет здравоохранения в этом году увеличен, но в основном на        
первичное звено, и, к сожалению, проблем с лекарственным обеспечением он,       
увы, не решает.                                                                 
                                                                                
Пятое, уважаемые коллеги, что касается практики. Ну вот из моей личной          
практики. Как-то лечился в одной хорошей больнице - мне говорят: вот этого      
лекарства у нас нет, есть заменитель, но он намного хуже, поэтому купите        
себе, пожалуйста, вот это, только нас не выдавайте. Мы, конечно, не выдаём,     
коллеги, но это ещё не всё.                                                     
                                                                                
Вот вам пример из обращения ко мне одного из людей с инвалидностью. У парня     
была инвалидность, соответственно применили лекарство - ситуация улучшилась,    
инвалидность сняли; лекарство перестали давать - ситуация опять ухудшилась,     
пришлось снова давать инвалидность. Это что, нормально, уважаемые коллеги?      
                                                                                
Или другой пример. Мы, к сожалению, недавно потеряли моего учителя и друга -    
знаменитейшего профессора в Омском регионе. Делали операцию по поводу           
онкологии - операция бесплатная, по высокотехнологичной квоте, а что касается   
химиотерапии, стали требовать деньги, с трудом удалось добиться по разным       
основаниям, чтобы химиотерапия была проведена без денег. Это что, нормально,    
уважаемые коллеги? Это всё про лекарства, между прочим.                         
                                                                                
Позиция шестая. Я убеждён, что эта тема прямо связана с национальными целями.   
Если мы хотим увеличивать продолжительность жизни, мы должны в том числе        
улучшать медицинскую помощь, хотя, конечно, далеко не всё зависит от этой       
самой медицинской помощи.                                                       
                                                                                
И последнее, социоэкономика. Я хочу вам напомнить, уважаемые коллеги, что       
если бы мы нормально выделяли средства и нормально их расходовали на            
медицину, то у нас снижалась бы смертность в трудоспособном возрасте. Между     
прочим, по оценкам экономистов, каждый умерший в трудоспособном возрасте -      
это потери для бюджета практически в 4,5 миллиона рублей. Скупой платит         
дважды. Точно так же, если верить другим расчётам, получается, что, если бы     
нормально выделяли средства на здравоохранение, это позволило бы сократить      
временную нетрудоспособность, заполнить наш Пенсионный фонд за счёт             
увеличения отчислений от заработной платы и не повышать пенсионный возраст.     
                                                                                
И самое последнее, уважаемые коллеги. Я не очень понимаю... я понимаю, был бы   
закон, была бы поправка к бюджету, бурно обсуждали бы, но почему мы боимся      
даже просто потревожить правительство, обратиться в правительство с просьбой    
обратить внимание на эту проблему? Если мы это сделаем - ответ правительства    
даст нам возможность двигаться дальше, если мы этого не сделаем - мы будем      
топтаться на месте.                                                             
                                                                                
Прошу поддержать проект постановления.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает Петров Александр Петрович. Приготовиться   
Олегу Анатольевичу Нилову.                                                      
                                                                                
ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вопрос, который поставлен           
фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно, беспокоит каждого из нас. И конкретных       
примеров мы можем привести тысячи - там не оказали помощь, здесь лекарства не   
хватило, там ребёнок неадекватное лечение получил.                              
                                                                                
Но мы говорим об одном, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от этого не отступится.       
Качество и продолжительность жизни россиян - главная задача системы             
здравоохранения. И вы посмотрите на цифры. Мы говорим о 2019 годе, а вы         
посмотрите цифры 2020 года (я обращаю на это ваше внимание): на 52 процента     
увеличено финансирование системы здравоохранения из федерального бюджета.       
Никогда в истории Российской Федерации этого не было - 52 процента! - штаны     
бы не порвались.                                                                
                                                                                
Следующий момент. Фракция КПРФ фокусирует наше внимание на этой проблеме, но    
можно ли говорить, что это самая главная проблема в системе лекарственного      
обеспечения? Нет. С таким подходом нельзя согласиться. Мы увеличиваем цифру     
по строке иных межбюджетных трансфертов каждый год, и в бюджете мы с вами       
заложили увеличение на 5 процентов каждый год в последующие три года, то есть   
в 2021-м у нас с вами будет уже 10 процентов, а в 2022-м будет 15 процентов.    
Это серьёзная цифра, но она не решает проблему.                                 
                                                                                
Что мы с вами должны сделать? Перейти к новой системе лекарственного            
обеспечения - это единственная базовая цель. Нельзя наше внимание и внимание    
правительства уводить от цели. Хорошо бы: 20 миллиардов дали - и выполнена      
задача, которую поставила Государственная Дума. Нет и ещё раз нет, 20           
миллиардов не та цифра, о которой надо говорить, нам надо говорить о системе    
лекарственного возмещения. Этим занимается целая рабочая группа, множество      
депутатов и экспертов занимается этой темой. Фракция КПРФ, приходите иногда     
на эти заседания послушать. Работают ли там эксперты от фракции КПРФ? Нет. О    
чём мы говорим? Где предложения для рабочей группы, когда мы вырабатываем       
решения? Можно верить экспертам и депутатам, которые там работают, или мы       
делаем голословное несчётное заявление?! Это счётная величина - та, о которой   
мы говорим, и здесь масса проблем. И наша с вами главная задача в               
лекарственном обеспечении - переход на иную систему, когда каждый заболевший    
может получить адекватные лекарство и помощь. Мы с вами для этого в 2019 году   
массу вопросов решили.                                                          
                                                                                
Тамара Васильевна права: надо ли применять дженерики? Да у нас даже закона не   
было о взаимозаменяемости! У нас каждый врач определял самостоятельно, что      
взаимозаменяемое, а что нет, закона не было. У нас не было клинических          
рекомендаций, которые позволяли бы посчитать, что сколько стоит. Не надо        
лукавства, не надо отступать от главной цели - от повышения качества и          
продолжительности жизни, то есть от новой системы, когда каждый заболевший      
получит адекватное лечение, заплатив деньги, он получит лекарственное...        
денежное возмещение.                                                            
                                                                                
Мы с вами переходим с 2020 года, каждый, наверное, видел тот ролик про 15,6     
тысячи рублей - это в том числе отработка финансовой модели. Спрашивают:        
через сколько лет перейдём? Нам не хватает в системе нескольких сотен           
миллиардов рублей - это серьёзная величина, но, я уверен, дайте нам ещё         
год-два, давайте вместе только поработаем над тем, чтобы вся система            
заработала, и тогда мы сможем россиянам ответственно сказать, что мы готовы     
перейти на иную модель, тогда мы будем говорить не о льготах, а о том, что      
каждый человек получит то, что ему нужно.                                       
                                                                                
Я приглашаю фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и другие фракции голосовать против. Я       
предлагаю проголосовать против: нельзя систему уводить к ложной цели.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Петрович, посмотрите пожалуйста, стенограмму: в первой фразе вам,     
наверное, надо поменять название фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" на КПРФ - посмотрите   
стенограмму, пожалуйста. Вы оговорились там, я так понял.                       
                                                                                
Коллеги, нет необходимости голосовать по вопросу о продлении заседания до       
рассмотрения всех постановлений, все согласны с этим? Согласны все.             
Продолжаем обсуждение.                                                          
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич - выступление от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".          
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как вы все              
поздравляли своих близких, родных, избирателей, как вас поздравляли и чего      
вам желали? Напомню: главное - здоровья. И что? И что мы наблюдаем, когда       
появляется предложение о том, чтобы на 20, там, на 40, на 50 миллиардов         
увеличить финансирование в отношении каких-то жизненно важных, необходимых      
лекарств? Против, категорически против, несистемно, вдруг украдут! Вот я        
поговорил с товарищами, они говорят: давайте мы сначала всё в граммах           
выверим, посчитаем, везде поставим препоны, преграды, чтобы не украли.          
Странно, коллеги! А что, везде уже не воруют тоннами золото, миллиардами        
рубли и сотнями миллионов доллары? Вот там ловите этих космостроителей, туда    
деньги бухаете сотнями миллиардов - и ничего, не боитесь, что там украдут.      
Украдут, так надо посадить, но, согласитесь, не доверять врачу и учителю -      
это последнее дело. Что это за отношение к людям, от которых зависит            
практически самое главное - наша жизнь, жизнь наших детей?!                     
                                                                                
Я вас в очередной раз ловлю на двойных стандартах. Это лукавство, коллеги,      
это просто, ну, несмелость, несмелость сказать правительству: давайте начнём    
хотя бы с важнейшей отрасли - здравоохранения, будем финансировать полным       
рублём, а не по остаточному принципу, не так, мол, сколько дадите сегодня,      
5-7 процентов, больше, чем в прошлом году, да? Всего 20 процентов               
правительство даёт на решение проблем здравоохранения - 20 процентов! -         
остальные деньги регионы должны найти. А регионы у нас что, тучные? Ну 10-15    
регионов - а что остальным делать?                                              
                                                                                
Коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет предлагать изменить бюджетное      
правило. Вот смогли же финансисты, экономисты, нефтяники манёвр и бюджетное     
правило продавить через Думу: 42 доллара - в бюджет, а остальное - в фонд, в    
кубышку. Давайте примем такое бюджетное правило, чтобы не мечтать о 5           
процентах ВВП на здравоохранение: 7 процентов - это минимум, с которого можно   
начинать что-то усовершенствовать, что-то методически экономить и где-то        
что-то увеличивать; 7 процентов ВВП - вот такое бюджетное правило нужно         
принять. Обеспечить его можно таким же образом: давайте к 42 долларам добавим   
5 долларов, сделаем цену отсечения 47 долларов и 5 долларов направим на         
здравоохранение - вот решение всех вопросов. И то же самое с образованием.      
Вот такие серьёзнейшие вопросы надо решать!                                     
                                                                                
Но мотивации нет - видите, зал не очень интересует это. Почему? Только не       
обижайтесь. Потому что у многих из вас - к счастью! - есть возможность в        
случае чего и своё здоровье поправить, и здоровье близких родственников         
поправить не только и не столько в России, а там, у лучших врачей Германии,     
Израиля и так далее. Здесь звучали такие, как скажут, популистские              
предложения, хотя это не популизм, это народоволие, народовольческие такие      
призывы: прекратить практику лечения за рубежом, во всяком случае высших        
должностных лиц, депутатов, сенаторов, губернаторов, вот тогда больше будет     
понимания, что надо решить вопросы в первую очередь отечественного              
здравоохранения, вот для этого найти необходимое количество, максимальное       
количество денег, а не финансировать по остаточному принципу.                   
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за - не только за это            
предложение, но и за все подобные. А деньги... Ну, не вам объяснять, какое их   
количество, слава богу, есть, а если ещё поискать по сусекам, что с помощью     
Счётной палаты, я уверен, мы сделаем, то ещё добавим даже, может быть, не 7,    
а 8 процентов ВВП на здравоохранение. Вот такие правила предлагаем принять.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.                                
                                                                                
Заключительное слово - Алексей Владимирович Куринный.                           
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я попытаюсь опустить нас всё-таки с неба на   
землю. О чём идёт речь? Речь идёт о том, что Государственной Думе               
предлагается обратиться в правительство, с тем чтобы были выделены              
дополнительные деньги, потому что существующее федеральное обязательство не     
выполняется должным образом: люди, имеющие право, повторяю, в соответствии с    
федеральным законодательством на бесплатные лекарства, их не получают -         
ничего больше! Все остальные рассуждения - по поводу того, что мы дали на       
орфанников, мы дали на то, на это... какое они отношение имеют к                
невыполняемому годами обязательству, к прогрессирующим проблемам наших          
граждан, совершенно непонятно! "Мы дали 28 трансфертов, связанных со            
здравоохранением", - это какое отношение имеет к невыполняемому                 
обязательству? Абсолютно никакого! "У нас система неэффективная, поэтому        
давайте не давать ничего, ни копейки не давать" - да, неэффективная система,    
да, многие люди нуждаются в лекарственных препаратах, их не получают, но        
давайте выполним хотя бы этот узкий пласт обязательств, которые мы обязаны      
выполнять по закону! Нам говорят: нет, не надо, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет   
голосовать против, потому что вы нас уводите в сторону.                         
                                                                                
Я напомню вам, что, когда мы пришли в это здание три года назад, состоялся      
первый "круглый стол" по этой проблеме, и тогда эти вопросы обсуждались - три   
года назад! И тогда же говорили о том, что необходимо увеличить                 
финансирование, тогда же говорили о том, что необходимо вводить лекарственное   
страхование, или возмещение, как оно по-новому называется. И называли сроки:    
2019 год, 2020 год - а теперь Вероника Игоревна говорит про двадцать, там,      
какой-то год. Так что проще сегодня сделать: найти 20 миллиардов рублей и       
закрыть существующие обязательства или ждать, пока мы найдём 350 миллиардов     
рублей на всеобщее лекарственное страхование? А люди, которые сегодня не        
получают положенных лекарств, пусть умирают дальше, пускай получают             
неэффективное лечение, пускай выходят на инвалидность? Но это совершенно        
кривая логика, мягко говоря, абсолютно кривая! Есть, конечно, и методики        
"круглых столов", есть методики "правительственных часов", где мы эти вопросы   
поднимаем и будем важно обсуждать, надувая щёки, но есть конкретные             
существующие проблемы регионов, есть доказательства, которые я привёл, есть     
недостаточное финансирование этой проблемы, этой строки, которая в бюджете      
существует, но в должной мере не финансируется, - так давайте закроем хотя бы   
её!                                                                             
                                                                                
Тем более что, ещё раз говорю, это не какое-то кардинальное решение - мы        
сегодня обращаем внимание правительства: уважаемое правительство, в конце       
концов, выполните своё обязательство, и наше в том числе, как федерального      
парламента, по выполнению закона! Давайте заложим необходимое финансирование,   
пусть люди получают необходимые лекарства! Не нужно ждать, ожидать,             
откладывать - пусть реально получат! Пусть сегодня они пьют эти лекарства,      
пусть сегодня они осуществляют профилактику инвалидности, пусть сегодня они     
живут дольше! Собственно, к этому нас призывает Президент Российской            
Федерации, собственно, на это направлены все национальные проекты -             
увеличение продолжительности жизни, повышение качества жизни, снижение          
количества больных и инвалидов в нашей стране! Это вот, собственно, наша        
основная работа, а мы говорим: не надо, подождём, против.                       
                                                                                
Я предлагаю всё-таки отбросить все наши межфракционные какие-то, может быть,    
несогласия, какие-то, может быть, личные моменты, это вопрос, касающийся всех   
наших избирателей, проживающих в любом регионе, - ну, может быть, кроме самых   
богатых, где есть возможность закрыть за счёт региональных средств этот         
дефицит, - и проголосовать. Это просто обращение, повторяю, просто обращение    
к премьеру с целью увеличить финансирование. Как это будет сделано - можно      
обсуждать, можно создавать рабочие группы.                                      
                                                                                
И к вопросу о тщательности подсчёта. Все цифры от первой и до последней,        
касающиеся орфанных заболеваний, касающиеся потребностей, есть, давно лежат,    
но другое дело, что они почему-то всплывают в рамках разговоров о том, что,     
мол, давайте ещё раз, давайте профессионально, давайте ещё как-нибудь           
подумаем, посчитаем, - всё посчитано, всё рассчитано, всё готово! Не хватает,   
как правильно сказал в данном случае коллега Нилов, политического решения, не   
хватает в сравнении с колоссальными суммами, которые сегодня есть в             
федеральном бюджете, мизерной суммы, для того чтобы закрыть обязательства       
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
Дмитрий Анатольевич, будете выступать с заключительным словом?                  
                                                                                
Депутату Морозову включите микрофон, пожалуйста.                                
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Всё-таки я хотел бы   
в завершение поблагодарить всех за участие, за живую дискуссию и подчеркнуть    
некоторые позиции.                                                              
                                                                                
Первое. Мы разделяем положения об актуальности проблемы, более того, всё, что   
касается охраны здоровья граждан, - уважаемые коллеги, я уверен, вы             
поддержите меня - само по себе уже актуально, но очень осторожно нужно          
использовать слова, цифры и эмоции. Первым движением души любого человека       
является совершение некоего поступка, но мы, как профессионалы, мы, как         
законодатели, должны отвечать за поступки, а не просто так использовать это в   
качестве политических мотивов. Это первое.                                      
                                                                                
Второе. Призываю всех к работе, к участию в тех мероприятиях, о которых я       
сказал. Нам ни в коем случае нельзя ошибаться, и тогда мы не будем говорить,    
что лучшие врачи работают в Германии и во Франции, - они работают у нас в       
стране. Просто нужно понимать, как поддержать их и всю систему охраны           
здоровья.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.                             
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю на голосование проект постановления,      
49-й пункт порядка работы.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 07 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за               94 чел.20,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     94 чел.                                          
Не голосовало                 356 чел.79,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется проект постановления.                                               
                                                                                
По ведению - Петров Александр Петрович, пожалуйста.                             
                                                                                
ПЕТРОВ А. П. Уважаемые коллеги, я действительно прошу прощения за оговорку в    
первом абзаце. В протокол необходимо включить вместо слов "фракция "ЕДИНАЯ      
РОССИЯ" слова "фракция КПРФ".                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправьте в протоколе.                                    
                                                                                
Ну, все в зале правильно поняли, так что никаких проблем нет. Главное, чтобы    
в стенограмме было правильно отражено.