Заседание № 238
22.05.2015
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 797481-6 "Об отчёте о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2014 году".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1742 по 3032 из 8606
2-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "Об отчёте о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2014 году". Уважаемые коллеги, нет возражений против предложенного Советом порядка рассмотрения этого вопроса? Нет. Приглашаю на трибуну Татьяну Алексеевну Голикову. ГОЛИКОВА Т. А., Председатель Счётной палаты Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! 2014 год Счётная палата полностью отработала в новом составе и в соответствии с обновлённым законодательством о Счётной палате. Хочу отметить, что прошедший год был непростым с точки зрения исполнения федерального бюджета в условиях новых экономических реалий и ситуация предопределила необходимость повышения эффективности и результативности расходования тех средств, которые выделяются из федерального бюджета и из бюджетов всех уровней. За прошедший год Счётной палатой проведено 445 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. При этом главная особенность работы палаты в 2014 году заключалась в сосредоточении не на проверках конкретных учреждений, а на контролирующей работе по определённым проблемным вопросам в целях подготовки для президента, парламента и правительства системных выводов и предложений по решению накопившихся проблем. По итогам проверок нами было направлено 435 представлений и предписаний в отношении объектов контроля с требованиями по устранению выявленных нарушений и недостатков. Масштабный план проверок позволил нам выявить 260 нарушений, связанных с неэффективным использованием средств на сумму 173,1 миллиарда рублей. Было выявлено девять нарушений, повлёкших за собой нецелевое использование средств на сумму 9,1 миллиарда рублей. В 2014 году всего Счётной палатой было зафиксировано 2 тысячи 600 нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджета на общую сумму 524,5 миллиарда рублей. В отчётном периоде мы обеспечили возврат в федеральный бюджет и в бюджет Союзного государства более 1 миллиарда рублей, из них в федеральный бюджет - 977 миллионов рублей, в бюджет Союзного государства - 57,7 миллиона рублей. При этом в ходе проведения контрольных мероприятий возвращено 468,6 миллиона рублей, по завершении контрольных мероприятий - ещё 566,1 миллиона рублей. Сумма ущерба, возмещённого мерами прокурорского реагирования по фактам, представленным Счётной палатой, составила 309 миллионов рублей. В рамках новых законодательных полномочий в 2014 году начата работа по составлению Счётной палатой административных протоколов в отношении объектов контроля. За 2014 год составлено 88 таких протоколов, по состоянию на вчерашний день - уже 258 административных протоколов об административных правонарушениях. Коллеги, важно отметить, что взаимодействие Счётной палаты и палат Федерального Собрания в 2014 году было эффективным и носило исключительно конструктивный характер. Достигнутый высокий уровень взаимопонимания между нами, безусловно, послужил надёжной опорой для совместной работы, в том числе над федеральным бюджетом на 2015-2017 годы, над бюджетами государственных внебюджетных фондов, и я надеюсь, что такая же работа продолжится и в этом году. В профильных комитетах Федерального Собрания рассматривались материалы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счётной палаты, по ним принимались соответствующие парламентские рекомендации. При этом в отношении объектов контроля по обращениям Государственной Думы нами было в 2014 году проведено 29 проверок, по обращениям членов Совета Федерации - 22. В рамках законопроектной деятельности палатами Федерального Собрания на постоянной основе рассматриваются замечания Счётной палаты по тем законопроектам, которые являются основой законотворческой деятельности Государственной Думы. В подавляющем большинстве случаев законопроекты принимаются с учётом высказанных нами замечаний. В прошлом году мы подготовили и направили сюда, в Государственную Думу, экспертные заключения по 1 тысяче 300 законопроектам, которые содержали конкретные замечания и предложения, в том числе нацеленные на выявление фактов коррупции. Важнейшей составляющей нашей работы в 2014 году стало взаимодействие с правоохранительными органами и органами безопасности. Мы отмечаем активизацию этой работы в прошлом году в соответствии с новым законодательством, мы заключили новые, обновлённые соглашения с Генеральной прокуратурой, со Следственным комитетом, с Министерством внутренних дел, с Федеральной службой безопасности. В прошлом году с участием правоохранительных органов и органов государственной безопасности проведено 21 контрольное мероприятие. В 2014 году в следственные органы и в органы прокуратуры было направлено 158 материалов по результатам проведённых проверок. По выявленным нами нарушениям было возбуждено 24 уголовных дела, 26 материалов приобщено к уже имеющимся уголовным делам, по пяти проводились соответствующие оперативно-розыскные мероприятия. По нашим материалам также приняты меры прокурорского реагирования: внесено 152 представления, возбуждено 34 дела об административных правонарушениях, 80 материалов в виде исковых заявлений направлено в арбитражные суды и суды общей юрисдикции. По 394 фактам приняты меры по привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации. В прошлом году в рамках исполнения поручения президента и парламента Счётная палата провела комплексный анализ всех сорока утверждённых государственных программ. К сожалению, наша проверка, как вы знаете, показала, что пока программы не могут рассматриваться как полноценный бюджетный инструмент. Действующий механизм формирования государственных программ не соответствовал задаче перехода на программный принцип планирования и исполнения бюджета, и основная цель программного бюджета, к сожалению, так и не была достигнута. Об итогах проведённого анализа Счётная палата доложила Президенту Российской Федерации, который в свою очередь дал поручение правительству проанализировать эффективность применения действующего механизма разработки, реализации и оценки эффективности программ, а также внести изменения в нормативные правовые акты, предусматривающие уточнение концептуальных подходов к формированию программ. По отдельным госпрограммам такая работа на сегодняшний день проведена, но таких примеров, к сожалению, пока мало. Работа ведётся крайне медленно, но мы надеемся, что к 1 октября - к моменту представления бюджета в парламент - она будет завершена. Обращаем внимание также на рассогласованность действий федеральных ведомств. Согласно бюджетному законодательству при представлении в Государственную Думу отчёта об исполнении бюджета за соответствующий финансовый год теперь этот документ сопровождает доклад об исполнении государственных программ, но, к сожалению, рассмотренные на заседании правительства два документа - отчёт и доклад - никак не корреспондируются друг с другом, финансовые показатели отчёта об исполнении бюджета не соответствуют докладу о реализации программ. В 2013 году Государственная Дума давала поручение Счётной палате обратить особое внимание на проблему управления государственным имуществом, а также на выявление неэффективных трат государственных средств. Так, в ходе контрольных мероприятий Счётной палаты по вопросам приватизации установлены многочисленные системные проблемы, в том числе затянутые сроки и непрозрачность отдельных процедур приватизации. Введённая ещё в 2010 году законом о приватизации процедура продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме на протяжении четырёх с половиной лет не реализовывалась. Практика привлечения юридических лиц для организации продажи государственных пакетов акций, в том числе крупных активов, показала отсутствие установленных критериев выбора как самих активов, подлежащих реализации, так и юридических лиц, которым поручается их продать. В целом проверка эффективности приватизации федерального имущества в 2010-2014 годах показала, что поступления в бюджет от продажи акций составили лишь 21 процент от запланированного объёма, соответственно, те параметры, которые представлялись одновременно с бюджетом, были недостоверны. В первую очередь это связано с тем, что приватизация крупнейших государственных активов происходила в условиях недостаточного правового регулирования: в России отсутствуют единые требования к порядку совершения таких сделок, и это, соответственно, негативно влияет на обоснованность применяемых способов продажи, а также на размер поступлений средств в бюджет. Несколько важных соображений о неэффективных тратах. Вы знаете, что одной из форм бюджетного планирования являются взносы в уставные капиталы крупных акционерных обществ и государственных компаний. В 2010-2014 годах за счёт средств федерального бюджета были осуществлены взносы в 67 крупных компаний с государственным участием, включённых в прогнозные планы приватизации, на сумму 740,5 миллиарда рублей. К сожалению, по сей день во многих этих компаниях средства остаются невостребованными, они размещаются на депозитные счета в банках, и соответствующие госкомпании получают дополнительный ресурс для своего существования. Мы неоднократно отмечали, что, несмотря на тот факт, что в соответствии с законодательством это не является нарушением, фактически государство беспроцентно кредитует крупные компании. Кое-что в этом направлении в 2014-2015 годах удалось сделать: теперь исполнение бюджета в этой части осуществляется при подтверждении факта выполненных работ, но этого недостаточно, и это не главное, ключевая проблема касается обоснованности включения в бюджет тех или иных объектов и соответствующих бюджетных ассигнований. К сожалению, нормативное регулирование в этой сфере сейчас отсутствует. Хроническая проблема, связанная с эффективностью государственных расходов, касается бюджетных инвестиций, причём не только на стадии исполнения федеральной адресной инвестиционной программы, но и в процессе её формирования. Общий объём средств, выделенных на реализацию адресной программы в 2014 году, составил почти 839 миллиардов рублей - это открытая часть, а кассовое исполнение было равно 93,8 процента, что оказалось ниже уровня 2013 года, когда исполнение было 96,5 процента. При этом, как и в предыдущие годы, исполнение бюджетных ассигнований в течение финансового года оставалось неравномерным: более 50 процентов средств было перечислено в четвёртом квартале 2014 года, и не нужно, наверное, говорить, что они не были использованы на те цели, на которые предназначались. Особенно важно отметить, что в 2014 году значение основного показателя результативности федеральной адресной инвестиционной программы, такого как ввод объектов в эксплуатацию, существенно ухудшилось по сравнению с предыдущим периодом: 407 объектов, или 52,7 процента от общего количества (в 2013 году было 369 объектов, или 41 процент от общего количества). Основная причина - низкий уровень финансовой дисциплины у всех министерств и ведомств, неэффективный контроль за исполнением государственных контрактов и работ, а также некачественное планирование расходов инвестиционного характера. В связи с этим считаю абсолютно оправданной и своевременной депутатскую инициативу о необходимости рассмотрения федеральной адресной инвестиционной программы, включая взносы в уставные капиталы и на инвестиционные цели, одновременно с проектом бюджета на соответствующий финансовый год и на трёхлетний период. Ещё одна проблемная сфера неэффективного расходования средств - это исполнение государственных заданий федеральными и автономными бюджетными учреждениями в соответствии с требованиями хорошо известного вам 83-го федерального закона. Хотелось бы отметить следующую тенденцию, выявленную по итогам наших проверок. Сравнительный анализ показал, что нормативные затраты по однотипным работам, которые выполняют бюджетные учреждения, подведомственные одному министерству, различаются многократно: например, согласно отчёту о результатах деятельности Федерального агентства водных ресурсов в 2014 году фактическая стоимость единицы работы по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища различалась у двух учреждений почти в 80 раз, стоимость подготовки отчётной формы в этом же агентстве составляет 1,5 миллиона в одном учреждении и 1 рубль 25 копеек в другом учреждении - то есть разница в миллион раз! - у Россельхознадзора в подведомственных учреждениях разница достигает 25,5 раза. Вывод очевиден: необходимо совершенствовать правовой и методологический аспекты порядка нормирования стоимости государственных услуг и работ, иначе это приводит к образованию необоснованных остатков бюджетных средств на конец финансового года. Хочу вам сказать, что 2014 год не стал исключением: продолжались наращивание неиспользованных объёмов и средства, которые были зафиксированы на 1 января 2015 года, составили в неиспользованных остатках 417 миллиардов рублей, - а мы с вами ищем деньги, когда формируем бюджет! При этом ответственности за это никакой нет, и здесь необходимо думать, каким образом отрегулировать этот вопрос. Как вы знаете, мы проводим ежеквартальный мониторинг осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд - в этой сфере тоже, к сожалению, куча проблем и недостатков. Те задачи, которые ставились при принятии нового законодательства, 44-го закона, пока оказались невыполненными, сроки реализации положений, которые должны были вступать в силу периодически, ежегодно отодвигаются. По данным Федерального казначейства, зафиксировано снижение экономии от государственных закупок, и такая тенденция длится уже три года. Мы провели в 2014 году более ста контрольных мероприятий в этой сфере и выявили нарушений на сумму 39,6 миллиарда рублей. Отдельно хочу остановиться на проверках Счётной палаты, вызвавших наибольший общественный резонанс. В прошлом году мы провели проверку реализации федеральной целевой программы "Развитие российских космодромов...". В рамках этого мероприятия были выявлены риски увеличения финансирования обеспечивающей инфраструктуры космодрома Восточный посредством завышения стоимости работ. В результате анализа материалов Счётной палаты Главным следственным управлением Следственного комитета было возбуждено три уголовных дела о хищении в общей сложности 3,8 миллиарда рублей. Логичным продолжением этой работы стала проверка деятельности Федерального центра ценообразования в строительстве, которая была завершена в конце прошлого года. Данная организация разрабатывала сметные строительные нормативы, в том числе индивидуальные для отдельных объектов и для целых отраслей экономики. Как показала проверка, эти нормативы нельзя назвать прозрачными и объективными: анализ результатов применения индивидуальных нормативов при строительстве объектов космодрома Восточный выявил увеличение сметной стоимости строительства на 20 процентов - это 13,2 миллиарда рублей. В России действовало более ста пятидесяти подобных сметных нормативов, увеличивающих стоимость строительства на величину от 20 до 45 процентов. Более того, большинство нормативов было разработано коммерческими организациями, аффилированными с бывшим руководителем ФЦЦСа. Услуга по разработке сметных нормативов платная, несмотря на то что это должна быть государственная услуга, и стоимость только двух сметных нормативов, в том числе для космодрома Восточный, составила почти 1 миллиард рублей. Ещё одна проверка, на которой я хотела бы остановиться и которая, на наш взгляд, является значимой, - это проверка, касающаяся доходов, проверка результативности администрирования налоговыми органами земельного налога. Несмотря на то что проверка проводилась только в двух регионах - в Московской и Рязанской областях, в ходе её были выявлены недостатки, которые носят абсолютно системный характер и присущи всем регионам России, прежде всего это несовершенство нормативной базы, в том числе отсутствие единых подходов к проведению кадастровой оценки земель. Использование существующих федеральных стандартов оценки, основанных на субъективных подходах к выбору критериев для определения стоимости земельных участков, приводит к искажению результатов оценки, их дальнейшему оспариванию и, как следствие, неуплате земельного налога в бюджеты всех уровней. Отсутствует системный подход и к определению ставок налогов в зависимости от вида использования земель и основания для налоговых льгот, зачастую ставки налогов по одинаковым видам использования земель, установленные в разных поселениях, различаются в несколько раз. Выявлены факты, когда ставки налогов на земли, используемые в коммерческих целях, были значительно ниже, чем на земли, выделенные для индивидуального жилищного строительства. Уверена, что устранение этих проблем позволит нам в целом увеличить собираемость земельного налога. Уважаемые депутаты, на 2015 год нами запланировано проведение более 400 контрольных экспертно-аналитических мероприятий, план наших проверок затрагивает практически все сферы экономической жизни российского общества. Как видите, мы выявляем достаточно большое количество нарушений, однако зачастую довести процесс до суда не так просто, поэтому хочу обратиться к вам с предложением ужесточить наказание за нарушения в бюджетной сфере. При этом я хочу обратить ваше внимание на то, что в 2015 году отдельный блок мероприятий будет направлен на проверку выполнения антикризисного плана правительства. В соответствии с решением президента и Государственной Думы мы должны представлять такой отчёт ежеквартально, и первый такой отчёт уже был представлен нами в рамках отчёта об исполнении бюджета за первый квартал 2015 года. Нарушение финансовой дисциплины зачастую приводит к плачевным последствиям, и самым плачевным последствием является некачественное предоставление услуг населению. Периодически мы выявляем вопиющие нарушения, и это не только факты неэффективного использования средств, чему я посвятила сегодня основную часть выступления, но и хищения бюджетных средств. Как я уже говорила в начале своего выступления, мы сегодня живём в условиях новых экономических реалий, сложившаяся ситуация диктует необходимость применения более жёстких мер к нарушителям бюджетного законодательства, а также необходимость большей прозрачности и эффективности использования государственных средств. Искренне надеюсь на вашу поддержку и благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Алексеевна, присаживайтесь, пожалуйста. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Двадцать минут пролетели совершенно незаметно, и, вы знаете, я с удовольствием отдал бы сейчас своё время, чтобы Татьяна Алексеевна продолжила говорить, а на заседании комитета она выступала почти сорок пять минут, и всё равно было то же самое ощущение. Сразу хочу сказать, что комитет полностью поддерживает те предложения, которые были высказаны сейчас Татьяной Алексеевной, но всё-таки давайте посмотрим, что сейчас происходит. У нас с вами предельно простая задача: принять к сведению отчёт Счётной палаты, принять постановление, но наше сегодняшнее рассмотрение, конечно же, выходит далеко за рамки этой задачи. Если надо было бы ставить оценку, то весь зал сейчас поставил бы отлично, пятёрку, если нет шестёрки. Вот сидит Ирина Роднина, она поставила бы шестёрку - никаких других вариантов просто нет, это абсолютно точно, это понятно! Но речь идёт не просто об оценке, ведь мы с вами год тому назад по существу только начинали: новое законодательство, новые полномочия Счётной палаты, новый механизм парламентского контроля, наконец, новый состав Счётной палаты. Поэтому сегодня - время подведения итогов не только для Счётной палаты, но и для нас с вами: правильным ли путём мы с вами пошли, когда поставили вопрос об усилении парламентского контроля за эффективностью расходов? Мне кажется, сегодняшний отчёт Счётной палаты даёт исчерпывающий ответ, и я не думаю, что у кого-то здесь есть какие-то сомнения. И всё-таки хотелось бы остановиться на истоках тех проблем, о которых говорила здесь Татьяна Алексеевна, потому что мы должны не просто послушать этот отчёт, но и поставить новые задачи. Ситуация в экономике не стала проще за этот год, и, естественно, уровень задач, которые стоят перед нами, гораздо сложнее. О чём я сейчас хотел бы поговорить? Вот смотрите, как проходил бюджетный процесс изначально, в те годы, когда Александр Дмитриевич был председателем комитета по бюджету и когда Татьяна Алексеевна ещё от Министерства финансов приходила к нам в бюджетный комитет. Тогда Министерство финансов собирало все заявки от главных распорядителей бюджетных средств и по каждой заявке, по каждому вопросу проводило скрупулёзный анализ - это была очень тяжёлая работа, - и вот в ходе этой работы выяснялось, что эффективно, а что неэффективно. То же самое происходило в комитете, я хорошо это помню. К сожалению, прошли те времена, когда представитель Министерства финансов на заседании комитета рассматривал вопрос с позиции, как помочь решить проблему, а не как ярче сказать "нет". Посмотрите, что происходит сегодня. Министерство финансов просто определяет лимиты бюджетных ассигнований и говорит главным распорядителям бюджетных средств: ребята, вот в пределах этих лимитов делайте всё что хотите. Дальше складывается очень смешная ситуация: хорошо всем, кроме тех, на кого бюджет на самом деле должен работать. И происходит это по одной простой причине: Минфин таким путём решает задачу сохранения резервов (я не хочу произносить слово "кубышка"), а главные распорядители получают возможность рассовать эти средства так, как они считают нужным ("рассовать", я ещё раз говорю, в хорошем смысле этого слова, скажем так, в самом хорошем смысле этого слова). А дальше у нас происходит вообще очень интересная вещь! Именно Министерство финансов вышло с предложением о программном бюджете, главная задача - это покажет, насколько эффективно расходуются средства. Мы говорим об этом каждый год, и вот сейчас абсолютно права Татьяна Алексеевна, когда говорит: нет никакого программного бюджета! Мы должны это понять и сказать об этом честно: его нет! И отчёт об исполнении бюджета за 2014 год показывает, что этот бюджет никакого отношения к достижению целей государственных программ не имеет! Как я говорил в самом начале сегодняшнего заседания, рождается новый проект Бюджетного кодекса, который может узаконить это положение, когда никто ни за что не отвечает, - вот это, с моей точки зрения, с точки зрения комитета по бюджету, который рассматривал отчёт Счётной палаты, совершенно неприемлемо! Сегодня нам предстоит сформулировать очень важную задачу, и её не решить в рамках одного заседания: мы должны изменить, системно изменить бюджетную политику нашей страны. Это очень важно, потому что если мы прочитаем проект Бюджетного кодекса, то увидим, что из процесса принятия решений по формированию бюджета и по исполнению бюджета - а именно это и есть конституционные полномочия правительства, - по существу, выводятся уже не только министерства и ведомства, выводится и само правительство. Это опубликовали, и, благо, все мы можем посмотреть то, что опубликовано. Если, конечно, правительство согласится с таким подходом, воспользуется своим правом законодательной инициативы и внесёт нам подобный проект, то, я думаю, этот проект в Государственной Думе ждёт нелёгкая судьба. А за то, что они прислали нам его в распечатанном виде, хотел бы сказать большое спасибо, это позволило сэкономить 522 листа бумаги - я так понимаю, что это первый шаг по пути обрезания средств на деятельность парламента. Впрочем, обрезаются средства и на деятельность Счётной палаты: увеличивается нагрузка, но предлагается сократить средства, я даже не хочу называть цифры, не хочу говорить, на сколько. Я так понимаю, что деятельность Счётной палаты в том виде, в каком она сегодня есть, тех, кто это делает, явно не устраивает, а вот у нас почему-то к этой деятельности претензий нет, и мне хотелось бы с этой трибуны выразить позицию бюджетного комитета, которую, я надеюсь, разделяют все депутаты Государственной Думы: мы этого не допустим! (Аплодисменты.) Следующее. Абсолютно справедливо подняла Татьяна Алексеевна здесь и вопросы, скажем, связанные с налоговым администрированием. Это очень важные вопросы, потому что мы должны наконец понять, чего мы хотим, вспомнить, что есть стимулирующая функция у налогов, о которой уже давно забыли, повторяю: давно забыли! Вот мы несколько лет подряд требовали от Министерства финансов, чтобы в Основных направлениях налоговой политики в плане налоговой системы Россия сравнивалась не с Америкой, не с Германией, а с теми, с кем мы конкурируем, - со странами БРИКС, с нашими соседями. В этом году в первый раз это сделано, и сегодня все наконец увидели, что наша налоговая система уже неконкурентоспособна и по налоговой нагрузке. Нам же всё время говорили, что у нас фантастическая налоговая нагрузка, а она неконкурентоспособна, и это ещё одна проблема, которая сегодня имеет значение для нашей экономики. Нам надо выводить экономику из кризиса, решать системные проблемы с бюджетом, я бы даже сформулировал задачу проще: может быть, пора просто прекратить бюджетное хулиганство?! Я, кроме слова "хулиганство", никаких других слов подобрать не могу. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАКАРОВ А. М. Вот у коммунистов есть другие слова, а я... ИЗ ЗАЛА. Мошенничество! МАКАРОВ А. М. Нет-нет, в том-то и дело... Понимаете, мошенничество - от него хоть кто-то что-то получает, а это именно хулиганство, потому что оно изначально бессмысленно. Так вот, уважаемые коллеги, хотелось бы обратить внимание на то, что Счётная палата выявила, может быть, самые острые проблемы, которые сегодня имеются в бюджетной, финансовой, налоговой сфере. И Татьяна Алексеевна, просьба, может быть, на будущее: не тратьте время на перечисление количества мероприятий, которые вы провели, жалко времени, никто не сомневается ни в количестве, ни в качестве мероприятий, лучше лишний раз расскажите о проблемах. Подводя итог тому, что было сказано, хочу добавить: понятно, что Государственная Дума примет к сведению отчёт Счётной палаты, но нам вместе со Счётной палатой предстоит проделать определённую работу, для того чтобы изменить бюджетную и налоговую систему, которая сегодня навязывается Министерством финансов исключительно в целях оправдания своих прошлых ошибок. К сожалению, нежелание признавать ошибки и не позволяет их исправлять, кстати, в результате отвечают за ошибки далеко не те, кто их совершил. Может быть, всё-таки хватит думать только о чести своего мундира, пора подумать и о судьбе страны? Впрочем, я хотел бы снова вернуться к тем детям, которые услышали сегодня последний звонок. На самом деле выступление Татьяны Алексеевны сегодня - выступление не только для нас, но и для них (в какой стране они будут жить?). А так - давайте примем отчёт к сведению. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Переходим к вопросам. Алексей Викторович Корниенко. КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ. Уважаемая Татьяна Алексеевна, отдельные депутаты Государственной Думы находят возможным предложение считать материалы проверок Счётной палаты России основанием для возбуждения уголовного дела и приравнять их по статусу к отдельному виду доказательств. Вопрос: реалистично ли такое предложение и как вы к этому относитесь? ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо за вопрос, уважаемый Алексей Викторович. С точки зрения реализации в нашем российском законодательстве это очень сложно, но то, что на сегодняшний день нужно ужесточать наказания за нарушение бюджетного законодательства, - это очевидно. Я приведу простой пример. Речь идёт, скажем, о штрафах за административные правонарушения - они несоизмеримы с теми объёмами нарушений, которые есть: размеры штрафов составляют 2-3 тысячи рублей, и если объём нарушения измеряется миллионами, то штраф в 2-3 тысячи - это, конечно, на мой взгляд, не очень справедливое наказание за нарушение, которое было совершено. А что касается дальнейшего совершенствования работы с правоохранительными органами, то мы очень активно двигаемся в этом направлении, и я думаю, что в обозримой перспективе вы увидите результат, тем более что мы существенно улучшили наше взаимодействие по сравнению с 2013 годом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Николаевич Абрамов. АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР. Уважаемая Татьяна Алексеевна, в своём докладе вы сказали о нарушениях, которые были выявлены в ходе проверки расходования средств на космодроме Восточный: порядка 13 миллиардов - это достаточно серьёзная сумма для дальневосточных регионов, и основные нарушения касались завышения сметных нормативов. Во-первых, почему так поздно провели эту проверку? Уже четвёртый год космодром строится, наверное, это можно было сделать раньше. Во-вторых, как вы считаете, может быть, целесообразно проверить также и Нижне-Бурейскую ГЭС в этом отношении, и наши инфраструктурные объекты, которые будут строиться к чемпионату мира по футболу, а также те объекты, которые уже построены: в Сочи, объекты для АТЭС? Ведь, судя в том числе и по вашим заявлениям, было комплексное мошенничество на этих объектах. ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо за вопросы, Иван Николаевич. Я, к сожалению, не могу вам сказать, почему раньше не проверялся космодром Восточный, поскольку работаю только второй год, но тот результат, который мы получили, достаточно широко известен. Собственно, это проблема, как вы справедливо заметили, не только космодрома Восточный - завышение стоимости строительства происходит в основном на крупных объектах. Сейчас у нас в плане на 2015 год, который представлен в Государственную Думу, есть ряд крупных проектов, которые мы будем проверять, включая и строительство стадионов. Проверки строительства стадионов будут идти практически в постоянном режиме вплоть до 2018 года, и мы будем информировать и парламент, и общество о результатах. Теперь составной частью каждой проверки является проверка обоснованности тех сметных нормативов, которые применялись при формировании стоимости соответствующего инвестиционного проекта. Я должна обратить внимание на то, что наш доклад стал основой для принятия Дмитрием Анатольевичем Медведевым решения о принципиальном изменении процедуры формирования сметных нормативов, и сейчас в этом направлении работает министерство строительства. Кстати, средства в бюджете заложены на разработку сметных нормативов, а не на платные сметные нормативы, как это было до 2015 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Юрьевич Тен. ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Татьяна Алексеевна, уважаемые коллеги! Общеизвестно, что в этом году прошли пожары в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока: Хакасия, Забайкальский край, Иркутская область, Бурятия. В связи с этим вопрос: денежных средств в регионах, безусловно, не хватает, выделяются федеральные средства - насколько, на ваш взгляд, эффективно эти средства расходуются, достаточно ли федеральных средств выделяется для противопожарных мероприятий и устранения последствий пожаров? Ситуация эта повторяется ежегодно, я в прошлом году об этом говорил, фракция тоже с этими вопросами регулярно обращается. Что ещё необходимо сделать и Минприроды, и Рослесхозу, для того чтобы свести это к минимуму, чтобы уйти от этой уже набившей оскомину проблемы? ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо за вопросы, Сергей Юрьевич. Начну с ответа на вопрос о том, достаточно ли средств. Средств недостаточно! Дело в том, что средства на тушение лесных пожаров выделяются в рамках предоставления субвенций регионам для обеспечения делегированных полномочий, и, когда расходные обязательства формировались - это было уже много лет назад, - к сожалению, не использовались (и по сей день не используются) никакие нормативы, для того чтобы определить, сколько реально средств нужно, по сей день Федеральное агентство лесного хозяйства ведёт дискуссию с Министерством финансов по поводу обоснованности объёмов средств, которые на эти цели должны закладываться. У нас, к сожалению, происходит перекос: как правило, в тех регионах, в которых горят леса, средств и недостаточно. Есть и другая проблема - проблема, которая связана с функционированием и финансовым обеспечением федерального резерва сил пожаротушения. Дело в том, что федеральный резерв сил по сегодняшнему законодательству фактически дублирует полномочия, которые переданы в субъекты Российской Федерации, и, к сожалению, творится неразбериха в связи с этим: зачастую никто не знает, в каком случае нужно исполнять полномочия субъектов Российской Федерации, а в каких случаях - федеральные полномочия. Насколько я знаю, сейчас новым руководством Рослесхоза ведётся соответствующая работа по урегулированию этого вопроса в федеральном законодательстве. Хочу обратить внимание только на одно: она ведётся крайне медленно, и чем быстрее мы законодательно урегулируем этот вопрос, тем меньше проблем у нас в этом направлении будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Евгеньевич Горовцов. ГОРОВЦОВ Д. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемая Татьяна Алексеевна! 28 февраля 2014 года в ваш адрес было направлено обращение, подготовленное на межфракционной основе, - более ста депутатов Государственной Думы его подписали, - в нём содержалась в том числе просьба о разработке методики определения полноты собираемости таможенных платежей. Научно-исследовательский институт системного анализа Счётной палаты получил соответствующее задание Счётной палаты, передал его на исполнение, как нам говорят, на конкурсной основе Российской таможенной академии, которая на сто процентов аффилирована с ФТС России. Ну, по существу, получилось, что разработка методики оценки работы ФТС передана самой таможенной службе. Я прошу вас разобраться в данном вопросе. И, если можно, пожалуйста, прокомментируйте ситуацию. ГОЛИКОВА Т. А. Действительно, такое обращение было, но я должна сказать, что... Я проверю, безусловно, тот факт, о котором вы сказали, но тем не менее мы ведём планомерную работу в рамках соответствующего направления по мониторингу собираемости таможенных платежей, и я должна отметить, что, к сожалению, мы фиксируем факты (и направляем вам, в Государственную Думу, материалы по итогам таких проверок) занижения таможенной стоимости товаров и, естественно, недопоступления доходов в федеральный бюджет. Я очень рассчитываю на то, что созданная по инициативе фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" под руководством Левичева рабочая группа, в которую наши представители также вошли, будет работать совместно с федеральными органами исполнительной власти по этому вопросу и мы выработаем совместное решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос в продолжение вашего выступления, уважаемая Татьяна Алексеевна, и выступления Андрея Михайловича. Вот ещё не закончились баталии по корректировке бюджета текущего, 2015 года, которую Госдума провела по требованию Правительства Российской Федерации, а мы даже в выступлениях уже слышим, что Министерство финансов довело до всех министерств объёмы бюджетных средств на 2016 год, при этом расходные обязательства, в общем-то, значительно сокращены - на тридцать с лишним процентов, не буду называть сейчас все цифры, вполне возможно, что вы их знаете. Однако в последнее время часто звучат официальные заявления и председателя правительства, и его первого заместителя, и министров, что всё стабилизировалось, что положение улучшается. Тогда вопрос: почему, если ситуация улучшается, у нас режут все расходы? И второй вопрос: если в закон о бюджете не вносились изменения, какое право имеет Минфин... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. ...при всей значимости этой организации, принимать решение о сокращении средств на 2016-2017 годы? Хотелось бы услышать ваше мнение о том, что будет делать Счётная палата. Что будет делать наш комитет, который курирует эти вопросы? И вообще, почему Государственная Дума в стороне?! И можно ли мой вопрос, Сергей Евгеньевич, расценивать как протокольное поручение по этому поводу? ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо за вопросы, Сергей Николаевич. Отвечая на них, скажу следующее. Вы знаете, наверное, что разработке бюджета предшествует утверждение правительством некоего плана работы, основных этапов подготовки бюджета. Я хочу отметить, что предельные объёмы, которые были доведены Министерством финансов, в этом плане не содержатся, то есть, строго говоря, Министерство финансов, доведя предельные объёмы, нарушило тот план подготовки бюджета, который был утверждён Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Игорем Ивановичем Шуваловым. Предложив распределить эти предельные объёмы, они, конечно, прямо скажем, превысили свои полномочия. Как вы хорошо знаете, поправки в параметры бюджета на 2016 и 2017 годы в Государственную Думу не вносились, поэтому принимать сегодня решение по поводу того, что эти объёмы сокращаются, без какого-либо объяснения причин, на наш взгляд, представляется абсолютно некорректным. Должна сказать и о другом: если мне память не изменяет, 14 мая, после соответствующего заседания комиссии под руководством Игоря Ивановича Шувалова и по поручению председателя правительства эти документы фактически были отозваны, потому что в соответствии с тем планом, который был утверждён, не предельные объёмы (сокращённые так, что все об этом говорят), должны были быть доведены, а предложения должны были быть получены по формированию бюджета на 2016, 2017 и 2018 годы, - собственно, к реализации этого пункта Министерство финансов сейчас по указанию председателя правительства и вернулось. Но самое главное - другое: нельзя просто пропорционально сокращать расходы и нельзя просто доводить предельные потолки, потому что тогда полностью теряется возможность приоритизации расходов бюджета, возможность учёта неэффективных трат и выстраивания действительно той бюджетной политики, которая соответствовала бы и требованиям антикризисного плана правительства, и требованиям развития экономики России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. На самом деле на большую часть вопросов Татьяна Алексеевна уже ответила, но был задан вопрос о том, что будет делать комитет по бюджету как отвечающий в Государственной Думе за это направление, - Сергей Николаевич, вы задали этот вопрос. Если будет подготовлено соответствующее протокольное поручение, то я думаю, что Государственная Дума могла бы направить председателю правительства запрос, является ли этот документ только позицией Минфина или это позиция правительства. Хотя на этот вопрос Татьяна Алексеевна уже ответила, и, мне кажется, уже ясно, что это позицией правительства не является, но я думаю, что Государственной Думе было бы неплохо получить официальный ответ, потому что действительно никто из парламента к этой работе не привлекался, не рассматривались эти вопросы и на заседании антикризисной комиссии, членами которой являются Александр Дмитриевич и ваш покорный слуга. То есть это, на мой взгляд, я согласен с Татьяной Алексеевной, превышение Министерством финансов своих полномочий. В отношении того, что мы собираемся делать. Мы собираемся выполнять постановление Государственной Думы, которая заявила, что сокращение расходов возможно только в рамках выполнения задачи по сокращению неэффективных расходов, поставленной президентом. На самом деле позиция Министерства финансов, по существу, создаёт ситуацию, когда деятельность Счётной палаты и в итоге деятельность парламента становится ненужной, то есть, иными словами, все вопросы, которые отнесены Конституцией к нашей компетенции, уходят фактически в распоряжение Министерства финансов и оно может вот такими документами диктовать условия бюджета. Естественно, если такие предложения будут внесены, если в рамках Бюджетного кодекса эти вопросы будут поставлены, - но я надеюсь, что они не будут поставлены правительством, а Министерство финансов не является субъектом права законодательной инициативы, это право принадлежит правительству, - я считаю, что тогда позиция парламента, которая уже много раз официально звучала, будет очевидной: мы этого не допустим! И вопрос о сокращении расходов, который вы задали, - мы об этом сегодня уже говорили. Попытка сокращать расходы, называя неэффективными расходы на здравоохранение, на образование, то есть вклад в человеческий капитал, - это ошибочная политика, это продолжение политики, следуя которой мы убиваем будущее своей страны. Я думаю, что при обсуждении бюджета и при обсуждении исполнения бюджета за 2014 год Государственная Дума также сможет внятно и ясно сформулировать эту позицию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемый Сергей Николаевич, что касается вашего вопроса о том, можно ли ваше предложение трансформировать в поручение Государственной Думы. Я прошу вас вместе с комитетом по бюджету всё-таки формально оформить проект поручения. Что касается меня, я его поддержу и, если палата примет решение, подпишу. Сделайте это, пожалуйста. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР. Татьяна Алексеевна, прежде всего позвольте поблагодарить вас за столь обстоятельный и подробный доклад и напомнить, что в 2014 году для поддержки малого и среднего предпринимательства и формирования национальной системы гарантийных организаций в уставный капитал Агентства кредитных гарантий из бюджета была направлена достаточно серьёзная, существенная сумма - 50 миллиардов рублей, однако же с июня по декабрь 2014 года агентством было выдано всего-навсего 212 гарантий, что значительно меньше, чем предусмотрено в плане мероприятий Правительства Российской Федерации по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест. Вы проверяли Агентство кредитных гарантий, и хотелось бы узнать, что вы думаете по поводу эффективности работы этой организации: каковы причины недоработок и какие дальнейшие пути развития национальной системы гарантийных организаций вы видите? ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо за вопросы. Я сразу хочу сказать, что результаты контрольного мероприятия, которое мы проводили, представлены в Государственную Думу. Я хочу напомнить уважаемым депутатам, как остро обсуждался этот вопрос, когда вносилась эта поправка в закон о бюджете на 2014 год. И Счётная палата, и профильный комитет, комитет по бюджету, говорили о том, что 50 миллиардов рублей - это очень большое отвлечение средств федерального бюджета, что они не будут востребованы на эти цели в таком объёме, и предлагали несколько этапов этой процедуры, для того чтобы не отвлекать сразу такие средства, чтобы можно было часть средств выделить на другие, более важные направления. Что по факту получилось? По факту работа действительно не была развёрнута: за 2014 год было выдано 212 гарантий на общую сумму всего-навсего 1,4 миллиарда рублей, - хотя руководство агентства считает, что этому помешала экономическая ситуация. Таким образом, это ещё раз говорит о том, что те оценки, которые прозвучали с нашей стороны, со стороны парламента были абсолютно корректны и обоснованны. Более того, я хотела бы обратить внимание на то, что работа агентства, которая должна была выстраиваться именно с целью поддержки малого и среднего бизнеса, не была выстроена надлежащим образом. Как правило, агентство выделяло гарантии по предложениям соответствующих банков: банки отбирали проекты, и если банки видели, что этот проект, по их мнению, эффективен и целесообразен, то в этом случае они направляли его в агентство, и агентство выполняло свою процедуру, - то есть фактически оно не стало инструментом, механизмом по поддержке малого и среднего бизнеса. Теперь, насколько я знаю, принято решение фактически об объединении этого агентства с Банком поддержки малого и среднего предпринимательства в единую структуру для целей опять же поддержки малого и среднего бизнеса и для создания соответствующих рабочих мест. Будем надеяться, что это объединение всё-таки даст тот результат, для получения которого предназначались обе эти структуры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Николаевич Игошин. ИГОШИН И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Татьяна Алексеевна, реформа системы государственных закупок, которая началась в 2014 году и за которую проголосовал парламент, имеет целью повышение эффективности серьёзных государственных закупок. Вы уже упомянули, что отсрочка вступления в силу ряда положений нового закона в части нормирования, а также достижения эффективности контроля и так далее в рамках переходного периода снизила эффективность принятия этого закона, и вы продолжаете фиксировать нарушения в этой сфере. Как вы считаете, после полного вступления в силу нового закона о контрактной системе действительно ли мы достигнем той эффективности, которую планируем? Какие задачи, риски остаются, что надо доработать? Членам парламента очень важно, чтобы эта работа велась совместно и парламентом, и Счётной палатой. ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо за вопросы, Игорь Николаевич. Да, действительно, это очень сложная тема - сложная не в том смысле, что её сложно реализовывать, а сложная с точки зрения того, что реформа не стала тем инструментом, который презентовали, когда меняли 94-й закон на 44-й. Я назвала в своём выступлении цифру - 39,6 миллиарда рублей, нарушения на такую сумму мы выявили в ходе проверок, это на самом деле просто финансовая оценка, уже очевидная, тех нарушений, которые проходят по 44-му закону, а есть ещё нефинансовые нарушения, и если всё это суммировать, то цифры, конечно, будут угрожающие, но мы всё-таки фиксируем только финансовые нарушения. То, что мы всё время работаем в режиме отсрочки введения норм, приводит к тому, что цивилизованная система закупок всё-таки не создаётся. Мы не видим соответствующей электронной системы, которая будет действовать, как теперь говорят, только с 1 января 2016 года; мы не видим планов закупок - изменения в планы закупок вносятся просто десятки, сотни раз одним главным распорядителем или получателем бюджетных средств. Мы, к сожалению, фиксируем нарушения, которые связаны с тем, что бесконечно формируются дополнения к государственным контрактам, приводящие к существенному изменению их условий и цены, - это фиксируется в большом количестве инвестиционных проектов. Более того, в 2014 году появился тренд смещения закупок в сторону единственного поставщика: у нас 30 процентов закупок - это закупки у единственного поставщика, и, соответственно, мы не можем получить той экономии, на которую рассчитывали при развитии конкурентной среды. Мне кажется, что сейчас нужно остановиться, перестать переносить сроки и реализовать то, что мы предполагали реализовать, нужно совместить в конце концов конкурсные процедуры с бюджетными процедурами - тогда мы увидим какой-то эффект от того, что предлагали сделать два года назад. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Иванович Сердюк. СЕРДЮК М. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Татьяна Алексеевна, результаты обстоятельной проверки использования бюджетных средств по подпрограмме "Автомобильные дороги", которую проводила Счётная палата, показали, что перечисление Росавтодором регионам субсидий на софинансирование строительства автомобильных дорог в прошлом году составило лишь 33 процента - 67 процентов не было использовано и колоссальная сумма в 55,8 миллиарда рублей не дошла до регионов. Кроме того, Росавтодор не предоставлял субсидий регионам, достигшим показателей, тем самым срывая задачу, поставленную президентом, по удвоению объёма строительства дорог. Другой пример неэффективного использования - это Внешэкономбанк. При активах 3 триллиона рублей в прошлом году он получил отрицательный результат: рентабельность - минус 34 процента и убыток - 147 миллиардов. Счётная палата проверяла отдельные проекты, но не проверяла ВЭБ в целом. Его нельзя сравнивать в данном случае с успешными проектами... Можно ещё десять секунд, Сергей Евгеньевич? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. СЕРДЮК М. И. ...с такими странами, как Китай, Бразилия, Индия, которые имеют рентабельность в среднем в 4-5 раз выше. Вот у меня вопрос: сможет ли Счётная палата в этом году выявить, что мешает эффективно управлять огромными активами и есть ли основания у нас, у Государственной Думы, в дальнейшем финансировать такие структуры? ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо за вопрос, Михаил Иванович. Я просто хочу ещё раз напомнить, что в рамках вашего поручения мы проводим мониторинг, планируем и реализуем контрольные мероприятия по исполнению антикризисного плана правительства. Как вы, наверное, помните, массированный блок этого направления нашей работы - поддержка банков, в число которых входит и Внешэкономбанк, соответственно, контрольные мероприятия в отношении него также будут осуществлены. Что касается дорожного строительства, эта уже наболевшая тема всегда наиболее активно обсуждается и получает наибольшую поддержку в Государственной Думе при формировании и утверждении бюджета, но, к сожалению, каждый раз один и тот же неудовлетворительный результат. В чём проблема? Проблема в том, что средства бюджета, предназначенные на дорожное строительство, - я сейчас говорю только о субъектах Российской Федерации, поскольку основная проблема там, - направляются в бюджеты субъектов, как правило, в четвёртом квартале или в декабре. В 2013 году на четвёртый квартал пришлось 62,4 процента от всех расходов на эти цели, в 2014 году - 72,7 процента, при этом на декабрь выпадает 50-60 процентов суммы за весь четвёртый квартал. Соответственно, деньги снова возвращаются в бюджет, и на переподтверждение того, что они нужны на те же цели, уходит достаточно много времени, в итоге мы теряем время, в течение которого и должны проводиться сложные дорожные работы, и, как правило, приходим опять к четвёртому кварталу, - и вот этот ужас длится годами, без конца. Почему? Потому что средства включаются в бюджет без соответствующей проектно-сметной документации, без выделения земельных участков, без принятия субъектом Российской Федерации решения о финансировании этого строительства - все эти процедуры занимают достаточно длительное время. Что делать? Во-первых, я ещё раз хочу сказать, что считаю абсолютно правильной депутатскую инициативу по поводу рассмотрения инвестпрограммы здесь, в Думе, при рассмотрении бюджета. Во-вторых, считаю, что субсидии соответствующим субъектам Российской Федерации, их объёмы должны фиксироваться отдельным приложением к закону о бюджете и согласовываться с проектами по стройкам и объектам, которые должны быть реализованы в рамках бюджета соответствующего года. Нужно максимально сократить сроки принятия решений правительством по этому поводу, чтобы средства приходили оперативно, и, конечно, деятельность субъектов Российской Федерации в этом направлении должна быть сильно активизирована. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы заданы, переходим к выступлениям. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно, Счётная палата состоялась как ведущее контрольное и экспертно-аналитическое учреждение страны. Во время юбилейной коллегии, наверное, мы с вами были солидарны с оценкой, которую дал этому учреждению Президент Российской Федерации, и сегодня мы получаем основной массив информации по результатам контрольных проверок, которые проводит Счётная палата. Однако мне кажется, что нам не надо останавливаться, не следует уподобляться персонажам известной басни "Кукушка и Петух" Ивана Андреевича Крылова, а, наверное, стоит сосредоточиться на проблемах, которые нам предстоит решать, их уже достаточно много было обозначено и в выступлении Татьяны Алексеевны, и в вопросах, и я хотел бы перейти к формулированию этих проблем. Думаю, вы не будете со мной спорить, что ахиллесовой пятой российской экономики сегодня является Центральный банк и его непредсказуемая кредитно-денежная политика. Мы в новом законе дали Счётной палате возможность в том числе и контроля - а мы помним, что лет пять назад она даже не могла проверять Центробанк, - и мне кажется, назрела необходимость проведения комплексной проверки Центрального банка, выявления причин неисполнения ни одного из представленных сюда... Мы, Андрей Михайлович, утверждаем здесь и Основные направления единой кредитно-денежной политики Центробанка, которые не выполнены! Вот мне кажется, что назрела необходимость всё это проверить, причём, обратите внимание, в основные задачи Центробанка входят и отслеживание инфляции, и организация кредитно-денежной политики. Политика таргетирования привела к тому, что у нас треть золотовалютных резервов испарилась за короткое время (порядка 180 миллиардов долларов - 151,5 миллиарда в прошлом году и уже 35 миллиардов только за первый квартал этого года), инфляция двузначная, кредит получить реальному сектору невозможно - но виновных нет, все хорошие, с хорошей зарплатой! Это первая проблема. Вторая проблема, по нашему мнению, заключается в том, что участились случаи отзыва лицензии. Обратите внимание, только за декабрь прошлого года АСВ выплатило более 80 миллиардов рублей вкладчикам трёх банков! А то, что произошло с "Трастом", вообще наводит на мысль о появлении новой схемы грабежа государства в особо крупных размерах: 127 миллиардов было выделено на санацию банка - они испарились, но "застенчивые" работники Центробанка до обсуждения в Думе так и не решались передать документы в правоохранительные органы. Мне кажется, что Счётной палате в ходе комплексного аудита Центробанка надо уделить этому особое внимание, потому что - ну мы же с вами понимаем! - устойчивость страны, в общем-то, зависит от банковской системы, а если там жучки уже присоединились и хорошо отсасывают, миллиардами, на инсайдерской информации и на выплатах... Это же серьёзные финансы, которые можно было бы в экономику страны вернуть! Третья проблема. Понимаете, мне кажется, что Счётной палате в силу её скромности не хватает решительности в действиях в отношении лиц, приближённых ко двору, а настало время провести комплексный аудит серьёзных госкорпораций, потому что - странное дело! - заработная плата у них растёт, эффективность, по данным Росимущества, резко падает, перечисление дивидендов - тоже, электрички перестают ходить, шубохранилища появляются, а никаких решений нет. Мне кажется, что надо в первую очередь в "РЖД" проверить эффективность проведённой реформы, а то у нас больших начальников с большими зарплатами появилось немерено, а конкурентоспособность "РЖД" резко упала, даже по сравнению с авиацией, понимаете? Это вообще недопустимо! Кроме того, мне кажется, что настало время проверить и "Роснефть", и "Транснефть", и особенно ВЭБ. Здесь уже говорили о том, что 3 триллиона... Вы посмотрите внимательно, как там заключаются договора, у меня есть информация о нескольких случаях, когда государственные средства... потом, кстати, фирмы утверждаются постановлением правительства, но почему-то почти половина средств идёт неизвестным людям, которые, как правило, выводят их за рубеж, поэтому, с моей точки зрения, госкорпорации и некоторые банки нужно проверить, я бы и Сбербанк проверил. Почему? Потому что, по-моему, те, кто легко получает деньги и трудно их отдаёт реальному сектору, легко их транжирят на несвойственные, так сказать, цели, и мне кажется, что именно это могло бы стать серьёзным институтом помощи стране в условиях кризиса. Кроме этого, по нашему мнению, настало время разобраться в том, почему при столь значимых ресурсах, которые страна выделяет на модернизацию и инновации, - я имею в виду компанию "РОСНАНО", которую вы проверяли, я имею в виду "Сколково", которое мы вас попросили проверить, я имею в виду "Ростех" - у нас нечем похвастаться в вопросах модернизации и инноваций, понимаете? А модернизации и не может быть, если мы Массачусетскому институту миллиарды перечисляем и в другие тёплые страны, в то время как у нас самих-то ресурсов на эти цели фактически нет, сельхозмашиностроение, фондообразующая отрасль машиностроения - станкостроение, ОПК вообще влачат жалкое существование из-за недофинансирования, а они могли бы стать локомотивом возрождения страны! Нам с вами хорошо известно о финансовых беспорядках, которые были в авиационной корпорации, в судостроительной корпорации, в Роскосмосе - ракеты у нас, к сожалению, перестали летать, - но, мне кажется, наиболее вопиющий случай - это случай с "Уралвагонзаводом". Вот мы перед всем миром хвастались "Арматой" и её опытной партией, но, к сожалению, процессы банкротства, которые сегодня наметились, могут не дать возможности начать серийное производство. Так что, мне кажется, Счётной палате не надо ждать обращений депутатов. У вас в принципе, с моей точки зрения, более квалифицированные, чем в правительстве, кадры, и надо работать по этим вопросам на упреждение. Ну и в заключение. Задачи у нас большие, но я всё-таки соглашусь с коллегой Корниенко: надо дать Счётной палате больше прав в вопросах изысканий и в вопросах значимости её документов, особенно при рассмотрении в судах и... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Вне всякого сомнения, Счётная палата - это одна из самых высокопрофессиональных и высококвалифицированных структур государственной власти, и это подтверждается не только теми выступлениями, обсуждением, которое сегодня идёт, но и самим подходом: это, наверное, единственная структура, которая использует проверенные материалы, то есть наработанные раньше, рассматривает их в динамике и исходя из этого может более правильно оценить, что мы получим. Конечно, оценка результатов - это очень хорошо, и хорошо, если за нарушения будут выговоры и кого-то посадят, но всё-таки, если говорить об эффективности, очень важно правильно предсказывать, предугадывать: а что мы получим в конце? Если мы с вами посмотрим те прогнозы, которые даёт Счётная палата в отношении социально-экономического развития нашей страны, то увидим, что они оказываются на порядок ближе к реалиям, чем те, что даёт правительство. Не хочу тратить время на повторение тех цифр, которые сегодня прозвучали в докладе Татьяны Алексеевны, - есть замечательный документ, который роздан всем депутатам, единственно, у меня просьба: на ночь этот документ читать не нужно. А я лучше попробую высказать те предложения, которые всё-таки, как Андрей Михайлович сказал, ну, направили бы на достижение конкретного результата. Итак, первое: уставные капиталы. Это уже притча во языцех: ни порядка передачи правительством уставных капиталов в госкорпорации, ни тем более методики оценки эффективности не существует! Вы посмотрите: в восемь с лишним раз, практически в 10 раз, грубо говоря, у нас объём уставных капиталов превышает первоначально запланированные размеры, а цифра - 740 миллиардов, переданные в госкорпорации, которые потом приватизируются, - ну, она, вообще наводит на какие-то очень негативные мысли. Поскольку мы уже не первый год говорим об этом, от разговоров нужно переходить к действиям, у меня есть предложение: давайте проведём парламентские слушания, давайте пригласим правительство, давайте послушаем его наконец, спросим, когда будет методика оценки эффективности и когда будет порядок, потому что госкорпорации - это то, за что отвечает государство! Второе: налоговые льготы. Мы с Татьяной Алексеевной в прошлом году на эти темы говорили, и то, что мы услышали сегодня в докладе - что к концу года ожидается оценка эффективности, - это очень хорошо, потому что, как неоднократно заявляла фракция ЛДПР, два с лишним триллиона - это не праздный вопрос: это колоссальные деньги, поэтому здесь нужно, на мой взгляд, придерживаться следующей концепции. Что касается социальных льгот - они незначительны по объёму, они, скажем так, малозначимы для бюджета, они могут существовать, но вот что касается льгот для предприятий - с этим надо заканчивать: льгота по налогу на прибыль - это более триллиона! Я вас уверяю, Татьяна Алексеевна, если мы к концу года получим результаты, то обнаружим, что эффективность там - ноль, потому что получают эту льготу, ну, во-первых, только те предприятия, которые имеют прибыль, а во-вторых, те, которые могут квалифицированно составить бизнес-план, пролоббировать его в местном правительстве, в правительстве субъекта, и в основном это нефтегазовый сектор. Вот премьер-министр Медведев уже неоднократно заявлял, что льготы нужно давать только ненефтегазовому сектору, президент говорил, что оценивать работу губернаторов будем по инвестициям, но не в нефтегазовом секторе, и всё равно мы топчемся на месте! А когда мы смотрим, какова же эффективность на уровне субъектов, то они говорят, что рост заработной платы занятых в этой сфере является показателем эффективности, - ну это вообще просто смех: у нас менее процента занято в этом секторе, а мы говорим, какие они хорошие! Так что здесь надо чётко наводить порядок. Далее, что касается предписаний, очень много в этот раз повторяющихся фактов, которые Счётная палата уже отмечала в прошлый раз. Я согласен с тем, что сегодня сказал коллега Коломейцев, мне тоже кажется, что нам нужно дать Счётной палате право при повторном предписании требовать неукоснительного исполнения правительством данных поручений. Я считаю, что само нарушение - это колоссальный ущерб, но если это происходит повторно... Такими правами Счётную палату надо наделить! И ещё один момент. Много сегодня говорилось - и в отчёте это указано - о стоимости услуг, и государственных в том числе, о том, что она разнится в тысячи раз. Мне кажется, мы должны не идти по каждому направлению, а применять подходы, которые оправдывают себя при проверках в аналогичных секторах и правоотношениях. Вот, например, строительство: мы много говорили о том, что сегодня существуют узковедомственные нормативы, в которых завышены расценки, они применяются и на космодромах, и везде, - и точно то же самое мы увидим, если начнём проверять формирование тарифов. Да даже не нужно идти проверять тарифы - Счётная палата вскрыла системную проблему ведомственных нормативов, и нужно везде приводить это в порядок! Вот когда мы обсуждали ФСТ, то говорили, что планирование идёт от достигнутого в процентах, а нужно переходить на нормирование затрат. В принципе всё логично, то есть мы знаем, какая материальная составляющая, каков фонд заработной платы, но мы должны доводить нормативы по общехозяйственным расходам, по прибыли, тогда это будет и логично, и понятно. То же самое с "РЖД" - сегодня тоже этой темы касались - там нам тоже нужно навести порядок. Президент распорядился навести порядок в сфере пригородных перевозок - и мы, Дума, моментально выделили дополнительно 8 миллионов, но это не тот подход, с деньгами можно решить любую проблему! Там проблема системная, и возникла она из-за того, что разделены процессы: ФСТ регулирует там, субъекты - здесь, а в результате мы имеем то, что имеем. Если бы мы могли учесть в работе те предложения фракции ЛДПР, которые я высказал, думаю, была бы польза как раз для будущего поколения, о чём говорил Андрей Михайлович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Абдуалиевич Васильев. ВАСИЛЬЕВ В. А., заместитель Председателя Государственной Думы, руководитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, наши уважаемые гости! Прежде всего я хотел бы поблагодарить Счётную палату за ту работу, которая ею проводится, за возможность, которую мы имеем, здесь, в стенах Думы, обсуждать эти вопросы. Мы с вами воспользовались конституционным правом по осуществлению контроля за исполнением федерального бюджета: мы, Государственная Дума, и, кстати говоря, и верхняя палата, формируем Счётную палату. Мы её сформировали, год тому назад - вот сегодня подводили своего рода итог - произошли существенные изменения. Инструмент парламентского контроля работает, и я хотел бы напомнить слова Владимира Владимировича Путина, который при вступлении в должность Татьяны Алексеевны Голиковой отметил, что основная задача Счётной палаты - проверка расходования тех средств, которые парламент выделяет на жизнедеятельность государства. Так что кому-то, может быть, не нравится, когда проверяют, спрашивают, но это как раз лекарство от недостатков, о которых мы сегодня очень много слышали и ещё, я думаю, услышим. Сегодняшний отчёт - важное событие, тем более что мы видим, насколько эффективен в этих очень непростых условиях непредвзятый профессиональный внешний контроль, он показывает узкие места, показывает недостатки и, самое главное, показывает пути перехода на эффективную работу по всем направлениям. Уже было отмечено, что мы можем просто принять отчёт к сведению, ведь, судя по выступлениям коллег, в том числе представителей оппозиционных фракций, положительная оценка очевидна, но целый ряд проблем, которые были изложены, мы, конечно, должны не только принять к сведению, но и учесть в нашем плане работы - коллеги говорили об этом, безусловно, это можно поддержать. Вот, например, Сергей Николаевич Решульский даже распространил сейчас в зале документ по теме, вы знаете, доведения объёмов бюджетных ассигнований. В связи с этим я хочу напомнить, что, когда мы с вами недавно здесь слушали и обсуждали отчёт правительства, председатель правительства Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, что он надеется, что в ходе работы над бюджетом следующего года, который также будет непростым, мы будем эффективно взаимодействовать в поисках возможности его балансировки, в поисках дополнительных резервов. Так что, вы видите, позиция правительства заявлена премьер-министром, и мы будем работать в этом направлении. Не знаю, насколько в связи с этим важен вот этот проект документа, - наверное, важен, надо его обсуждать. Выступая, коллеги говорили о целом ряде проблем, и вы, Татьяна Алексеевна, подняли, по сути, самые острые вопросы, которые задают избиратели в округах, - мы на следующей неделе выезжаем туда в очередной раз, но и в прошлый раз мы слышали и про дороги, и про неэффективное расходование... Спасибо за такой чёткий и ясный доклад! На что я хотел бы обратить внимание? Понятно, что всё сразу трудно исправить, да это и неконструктивно, но я хотел бы подчеркнуть, что идёт планомерная работа, и то, что создан вот этот инструмент, Счётная палата, и то, что парламент работает именно таким образом, - это как раз системное решение проблем. Мало обнаружить недостаток, мало о нём сказать, иногда даже резко, очень остро, - надо его ещё и устранить, и здесь нам тоже нужно будет работать системно, добиваясь результатов. Помните пример с миллионными нарушениями, которые наказываются штрафом в 2-3 тысячи рублей? Это в наш огород камушек. Но сколько бы мы ни сотрясали воздух, ситуация не будет меняться, здесь, безусловно, нужен такой подход, который позволит нам более эффективно работать, а самое главное - находить своё место в этом процессе. В этом году мы работаем во фракции таким образом: приглашаем представителей министерств и ведомств, которые приглашены на запланированные "правительственные часы", - мы не ломаем никаких графиков, - встречаемся с ними и ведём разговор не такой усечённый, как это обычно бывает в стенах парламента, а развёрнутый, многочасовой, откровенный, иногда в закрытом режиме. Это помогает хорошо понять, кстати говоря, и вопросы финансирования. Сегодня уже говорили, с какой тревогой министерства относятся к той теме, которую поднял, в частности, Сергей Николаевич. Насколько это соответствует действительности, я не готов сейчас сказать, но, если сокращаются, и очень серьёзно, бюджеты таких жизненно важных министерств, о каком будущем тогда может идти речь?! Сегодня уже об этом Андрей Михайлович говорил достаточно убедительно, на это многие обращают внимание, люди, похоже, не понимают, как такое может быть. Так вот, эта работа позволила нам найти решение многих проблем. В частности, хочу привести пример. Когда мы слушали представителя Министерства промышленности и торговли, выяснилось, что при подведении статистической отчётности данные по производству лекарственных препаратов не имеют расшифровки, непонятно, где там отечественные компоненты, и, вы знаете, мы нашли общий язык, и, что очень важно, мы будем готовиться к обсуждению этого вопроса, с тем чтобы с Росстатом найти понимание. Кстати, в этом зале не раз адресовались вопросы Росстату, так что я специально говорю об этом. Вот сегодня было много вопросов (наш комитет по бюджету, профессионалы поднимали их), поэтому я предлагаю подумать: наверное, есть смысл включить в план проведения "правительственных часов" - имеется в виду план на следующую сессию - приглашение министра финансов, потому что здесь было много вопросов, которые хотелось бы обсудить более глубоко и с участием той стороны, которая сейчас, при этом формате, к сожалению, не присутствует и не может присутствовать. Полагаю, что такие подходы позволят нам более предметно использовать те инструменты, которыми мы располагаем, и решить многие проблемы, чего ждут от нас наши избиратели. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Карлович Гартунг. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемая Татьяна Алексеевна! Наша фракция также во многом согласна с оценками, прозвучавшими в докладе о работе, которую проводит Счётная палата, и вместе с тем у нас есть предложения, которые мы хотели бы сегодня изложить: о том, как всё-таки увеличить эффективность бюджетных расходов, как продвинуться в реализации стратегической цели - переводу российской экономики с сырьевого пути на индустриальный, - поэтому я остановлюсь на некоторых предложениях, о которых вы сказали, и изложу предложения нашей фракции. Прежде всего должен сказать, что мы согласны с тем, что нужно федеральные программы рассматривать вместе с бюджетом, и мы это всячески поддерживаем. Мы согласны с вашей оценкой, с тем, что сегодня нужно наводить порядок в системе госзакупок, нужно изменить тот тренд, о котором вы сказали, когда до 30 процентов госзакупок размещается у единственного поставщика. Я в этом зале много раз вносил поправку, которая максимально сужала бы эти возможности, но, к сожалению, она не была принята нашими коллегами из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мы, безусловно, согласны с вашей оценкой того, что такой разброс в налогообложении, в ставках по налогу на землю, когда соседние участки различаются в десятки раз по стоимости, недопустим, здесь нужно наводить порядок. Вместе с тем мы хотели бы обратить внимание Государственной Думы, правительства и Счётной палаты на следующее. Действия правительства, проверку которых проводит Счётная палата, на сегодняшний день не соответствуют программе-2020, которую Владимир Путин утвердил распоряжением от 8 декабря 2011 года, будучи председателем правительства. Такое ощущение, что когда сменилось правительство, то сменились и приоритеты, но никто об этом не говорил, я не слышал во всяком случае, - может быть, кто-то слышал, может, я что-то пропустил? Я считаю, что программа-2020, которая была утверждена распоряжением Владимира Владимировича Путина, должна быть главной программой, с которой правительство сверяет все свои действия. Однако если мы посмотрим, что делает правительство сейчас, то увидим, что оно идёт в прямо противоположном направлении: в программе-2020 написано, что нужно развивать образование, здравоохранение, то есть человеческий капитал, а в бюджете этого года урезаются расходы на здравоохранение на 30 процентов, урезаются расходы на образование, замораживается индексация зарплат бюджетникам, при этом замалчивается наличие колоссальных резервов для покрытия дефицита, о которых сегодня говорилось и в отчёте Счётной палаты, и в выступлениях депутатов. Первый источник - это регулирование госзакупок, о которых сегодня говорилось, закупок госкомпаний. Сегодня госкомпании, компании с государственным контролем всячески уклоняются от выполнения норм федерального законодательства: вот сейчас они ссылаются на то, что, дескать, антироссийские санкции не позволяют им публично закупать, размещать заказы, поэтому они закупают у единственного поставщика, не публикуя эту информацию. Это неправильно, это просто уловка, для того чтобы фактически покрывать свою неэффективность. Второй источник покрытия дефицита и резервов для развития - это, безусловно, эффективное управление госсобственностью. Об этом сегодня говорили депутат Сердюк, который привёл пример ВЭБа, депутат Коломейцев, который привёл пример "РЖД". Я добавил бы ещё и другие наши госкомпании, у которых инвестиционные бюджеты на триллионы рублей, а если взять объёмы закупок, то это десятки триллионов рублей. Вот где резервы для развития! Система ценообразования в гособоронзаказе, в оборонной промышленности такова, что чем больше накруток на себестоимость продукции, чем дороже для бюджета продукция, тем больше заработает оборонное предприятие, - а не должно ли быть наоборот? Задача-то государства купить как можно больше качественной техники за меньшие деньги, а не наоборот! Следующее, ценообразование в строительстве, о котором сегодня было сказано, - действительно, это беспредел, и на это мы также обращаем внимание. Далее, Татьяна Алексеевна, нам хотелось бы, чтобы в дальнейшем прозвучал ответ на вопрос: куда ушли 1,5 триллиона рублей, которые были в кризис, в 2009 году отданы банкам? В прошлом году мы им их простили, оставили, а куда они, вообще-то, ушли, эти 1,5 триллиона? Мы не так богаты, чтобы просто взять и забыть про них, тем более что правительство сейчас снова предлагает триллион рублей банкам раздать! Правда, по последней информации, они передумали отдавать их банкам и теперь решили отдать госкомпаниям, но, извините, хрен редьки не слаще, понимаете? Поэтому я считаю, что всё-таки нужно проверить, куда же направляются эти деньги, куда их планируется направить. Хотелось бы также услышать оценку так называемого налогового манёвра в нефтяной отрасли: что он даёт, повышает он конкурентоспособность российской экономики или снижает её и каким образом? Мне кажется, это достойная тема для обсуждения, для рассмотрения её Счётной палатой, ведь получается, что сегодня налоговый манёвр делает продажу нефти и нефтепродуктов за рубеж более выгодной, а добычу нефти - более дорогой, что для российского производителя в условиях двух с половиной кратного падения производства транспортных средств в стране является крайне актуальной проблемой. Вместе с тем мне хотелось бы сказать, что мы, конечно же, даём высокую оценку деятельности Счётной палаты, но при этом хотели бы, чтобы в дальнейшем Счётная палата учла все те предложения, о которых мы сегодня сказали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Татьяна Алексеевна, два слова, если хотите. Пожалуйста. ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, спасибо вам за проявленный при обсуждении интерес, я ещё раз хочу подчеркнуть, что то взаимодействие, которое сложилось, особенно в 2014 году, в сложном году, между парламентом и Счётной палатой, работает, как мне кажется, только на результат. То, что сегодня прозвучало в выступлениях представителей фракций, во многом мы уже реализовали. Уважаемые коллеги, я призываю вас обратиться к тем отчётам, которые в последнее время поступили от Счётной палаты в парламент, потому что многие проблемы, которые здесь были названы, касающиеся ОАО "РЖД" и ряда других структур, получили отражение в наших документах, подготовленных по результатам проведённых контрольных мероприятий. Более того, мы хотели бы обратиться к вам с предложением: есть знаковые темы, направления, которые мы проверяем и по которым мы представляем соответствующие результаты, и я думаю, что результаты такого рода контрольных мероприятий полезно обсуждать не только в комитетах, но и, возможно, в рамках парламентских слушаний. Я знаю, Сергей Евгеньевич, что вы дали согласие на проведение в июне парламентских слушаний по повышению эффективности государственных расходов. Мне кажется, это знаковое решение, в том смысле что эти парламентские слушания будут проходить, по сути, в преддверии формирования и рассмотрения бюджета на 2016-2018 годы, а это достаточно сложный и в экономическом, и в политическом смысле период, и мне кажется, что правильность расстановки приоритетов и учёт всего того, что мы хотели бы видеть в этом документе, принципиально важны. Я благодарю вас за совместную работу, наш коллектив - коллектив аудиторов, которые здесь присутствуют, - готов продолжать тесно сотрудничать со всеми профильными комитетами и принимать участие в тех мероприятиях, которые будет проводить Государственная Дума. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Алексеевна. Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На самом деле нечего добавить, хотелось бы только обратить внимание на следующее. Два законопроекта, внесённые Председателем Государственной Думы, возвращают Государственной Думе полномочия по контролю за федеральной адресной инвестиционной программой. Согласно законопроектам, внесённым Председателем Государственной Думы, вместе с проектом бюджета нам с вами должны не просто представлять перечень полномочий, в том числе и тех, которые передаются регионам, а указывать стоимость этих полномочий - наконец-то мы увидим, какие в региональные бюджеты реально даются средства, где основные проблемы. Я думаю, что этим мы заканчиваем формирование системы парламентского контроля, и никто больше не сможет говорить о дефиците бюджета, просто играя на цифрах, вбрасывая в январе расходы на гособоронзаказ и уставные капиталы и сообщая о том, что возникает дефицит бюджета в триллион рублей. Хватит манипулировать бюджетом! Мне кажется, главное, что показало сегодняшнее обсуждение отчёта Счётной палаты, - это то, что у парламента есть орган парламентского контроля, он состоялся и его высочайший уровень позволяет решать конституционную задачу парламентского контроля. И наконец, сегодняшнее обсуждение, при всём различии взглядов представителей разных фракций, показало, что в России состоялся парламент, и с этим придётся считаться даже тем, кто сегодня этого ещё не понял! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Уважаемые коллеги, сегодня мы по результатам обсуждения и рассмотрения отчёта примем постановление, коим отчёт Счётной палаты примем к сведению, но между строк постановления, конечно, можно прочитать то, что было сказано сегодня несколько раз в этом зале, причём представителями всех четырёх парламентских фракций: мы очень позитивно оцениваем деятельность Счётной палаты. Мы с вами в последние два - два с половиной года осознанно, осмысленно наделяли Счётную палату новыми дополнительными полномочиями и, конечно же, теперь понимаем, что мы - и депутаты, и члены Совета Федерации - располагаем очень профессиональным и очень дееспособным органом парламентского контроля. Проект поручения, о котором мы сегодня говорили, рассмотрим после 17.00, и у меня нет сомнений, что все депутаты его поддержат. Мне осталось только поблагодарить Татьяну Алексеевну за подробный отчёт, за квалифицированные ответы на вопросы и пожелать всему коллективу Счётной палаты успешной работы. Спасибо большое! (Аплодисменты.)
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6963 по 6979 из 8606
2-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "Об отчёте о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2014 году". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 55 сек.) Проголосовало за 425 чел.94,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6 % Результат: принято Постановление принимается.