Заседание № 21
20.01.2017
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 79510-7 "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (проект № 1048557- 6)".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1593 по 1917 из 5990
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Слово предоставляется полномочному представителю Президента Российской Федерации Минху Гарри Владимировичу. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вы знаете, что Президент Российской Федерации 29 декабря 2016 года отклонил федеральный закон, который прошёл процедуры рассмотрения в обеих палатах Федерального Собрания. Учитывая не очень стандартную ситуацию и деликатность темы, которая этим законом затрагивается, я решил в своём сегодняшнем выступлении ограничиться тем, что прочитаю для вас - прошу прощения, это тоже необычный жанр - текст письма Президента Российской Федерации, он достаточно короткий: "В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 декабря 2016 года, одобренный Советом Федерации 23 декабря 2016 года и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Федеральный закон предусматривает создание государственных информационных систем "Контингент обучающихся" субъектов Российской Федерации и федеральной информационной системы "Контингент обучающихся". Полагаю, что Федеральным законом должен быть установлен перечень конкретных сведений, содержащихся в государственных информационных системах "Контингент обучающихся" субъектов Российской Федерации и федеральной информационной системе "Контингент обучающихся", а также определены лица, которые имеют доступ к таким сведениям, и их ответственность. Президент Российской Федерации Владимир Путин". Вот полный текст письма. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Пожалуйста, председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Алексеевич Никонов. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Гарри Владимирович изложил суть вопроса: президентом представлены предложения установить самим законодателям - то есть нам с вами, а не Правительству Российской Федерации, которое является в данном случае субъектом права законодательной инициативы, - перечень конкретных сведений, содержащихся в государственных информационных системах "Контингент обучающихся" субъектов Российской Федерации и федеральной информационной системе "Контингент обучающихся", определить лиц, которые имеют доступ к таким сведениям, и их ответственность. Статья 134 Регламента Государственной Думы предполагает в этом случае четыре возможных направления действий: а) согласиться с решением Президента Российской Федерации об отклонении федерального закона и снять его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой - президент этого не предлагал; б) принять федеральный закон в редакции Президента Российской Федерации - проекта редакции не поступало; в) создать по предложению либо с предварительного согласия Президента Российской Федерации специальную комиссию для выработки согласованного текста федерального закона по отклонённому Президентом Российской Федерации федеральному закону с учётом предложений Президента Российской Федерации; и г) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции. Нам представляется, президент предлагает усилить закон, и это надо поддержать. Таким образом, Комитет Государственной Думы по образованию и науке на заседании, которое состоялось 12 января, принял решение предложить Государственной Думе создать с предварительного согласия президента, подтверждённого полномочным представителем президента Гарри Владимировичем Минхом, специальную комиссию для выработки согласованного текста федерального закона с учётом предложений Президента Российской Федерации. Это очень сложный законопроект, над которым более полугода работали четыре управления Администрации Президента Российской Федерации, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Минкомсвязь, ФСБ, региональные органы власти, и, конечно, он охватывает сферу полномочий целого ряда комитетов Государственной Думы. Поэтому депутацию Думы в составе комиссии предлагается сформировать из числа представителей комитетов, к ведению которых относятся рассматриваемые в федеральном законе вопросы, - это комитеты по образованию и науке, по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, по информационной политике, информационным технологиям и связи, по безопасности и противодействию коррупции, по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления, по вопросам семьи, женщин и детей, по охране здоровья. Предложения войти в состав комитета были направлены председателям комитетов, и в итоге мы получаем такой состав депутации Государственной Думы: Вяткин Дмитрий Фёдорович, Диденко Алексей Николаевич, Духанина Любовь Николаевна, Мукабенова Марина Алексеевна, Николаева Виктория Викторовна, Онищенко Геннадий Григорьевич, Плетнёва Тамара Васильевна, Смолин Олег Николаевич, Фургал Сергей Иванович. Сопредседателем указанной комиссии от Государственной Думы предлагается избрать депутата Государственной Думы Никонова, вашего покорного слугу, как председателя профильного комитета. Мы предлагаем также пригласить для участия в работе указанной комиссии представителей Президента Российской Федерации, Совета Федерации. Согласно Регламенту работа в этом случае ведётся в трёхстороннем формате, причём каждая из сторон имеет один голос: один голос - Государственная Дума, один голос - Совет Федерации и один голос - Президент Российской Федерации. Кроме того, приглашается к работе Правительство Российской Федерации, как субъект права законодательной инициативы, с правом совещательного голоса. Со своей стороны хочу сказать, что, конечно, правительству надо во время работы комиссии приложить дополнительные усилия для разъяснения содержания своего законопроекта. Срок работы комиссии установлен до 21 апреля. Может возникнуть вопрос: почему так долго? На самом деле мы хотим провести максимально широкое обсуждение, с парламентскими слушаниями, с максимальным привлечением общественности нашей страны. Если получится принять согласованные решения раньше, то, естественно, мы закончим работу раньше. Ну а сейчас есть предпосылки дружно поработать и выполнить поручение Президента Российской Федерации - подготовить закон, который, я уверен, действительно очень нужен нашей стране. Он позволит защитить огромный массив данных об обучающихся, который сейчас, к сожалению, не защищён. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Хотел бы уточнить у Гарри Владимировича Минха. А если бы воспользовались нормами Регламента, пунктом "а", и сняли с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой этот закон, как вы думаете, противоречило бы это логике, в связи с которой президент отклонил принятый ранее Государственной Думой и утверждённый Советом Федерации закон? Тот закон, который в декабре здесь принимали, фракция ЛДПР не поддерживала - он был вреден, это понятно: можно только предполагать, в чьих интересах и как потом персональные данные смогут использовать в том числе и различные корпорации мирового формата, когда ради развития собственного бизнеса будут пользоваться теми данными, которые будут собирать наши органы местного самоуправления и региональные власти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, я полагал, что текст письма президента и его оценка - это вполне достаточный материал для того, чтобы каждый депутат смог сам оценить логику президента, но, так как я, видимо, ошибся, готов ещё раз повторить: последний абзац письма президента содержал конкретные предложения. Это первое. И второе. Получено предварительное согласие президента на создание специальной комиссии. Исходя из этих двух аргументов, я думаю, вывод очевиден. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня вопросы и к Вячеславу Алексеевичу, и к представителю президента. Как так получилось, что четыре управления президентской администрации полгода работали, куча народа занималась этим законопроектом, а в итоге правительство и президент общего языка не нашли - как так произошло? Я говорю о процессуальной экономике: опять сейчас люди будут этим заниматься, тратить своё рабочее время (оплачиваемое, я думаю, неплохо), для того чтобы к апрелю или к маю выйти, собственно, на принятие такого же закона! НИКОНОВ В. А. Ну, я, наверное, начну. Я всё-таки надеюсь, что это будет не такой же закон - он будет дополнен. Я хотел бы подчеркнуть, что президент проявил уважение к законодателям, поскольку... Ну, я говорил, что законопроект был очень непростой, над ним работали не только названные мною министерства и ведомства, но и достаточно плотно наш комитет, и очень многое, я считаю, удалось улучшить в этом законопроекте. И та озабоченность, которая прозвучала, в частности, со стороны фракции ЛДПР, на мой взгляд, не имеет оснований хотя бы потому, что закон как раз имеет иную направленность: те данные, которые сейчас являются незащищёнными, предлагается сделать защищёнными, то есть не делать их достоянием каких-то зарубежных корпораций, а ввести в единую информационную систему, которая будет защищена ничуть не хуже, чем наши государственные секреты. Собственно, об этом речь в этом законе и идёт. Также была высказана озабоченность в связи с тем, какого рода информация будет собираться в этой информационной системе. Я могу совершенно ответственно заявить, что закон - и именно так Правительство Российской Федерации и администрация президента понимают то, как он будет исполняться, - не предусматривает сбора никакой дополнительной информации по сравнению с той, которая сейчас собирается и которую можно найти на сайте любой образовательной организации, будь то детский сад, школа или вуз. Никакой дополнительной информации собирать никто не планирует - наоборот, эту информацию предполагается собрать на более-менее унифицированной платформе и защитить её, именно об этом и идёт речь. Поэтому предложение президента определить такой порядок абсолютно правильное, и мы это сделаем. К сожалению, времени для этого потребуется достаточно много, потому что надо объяснять, я так понимаю, и представителям фракции Коммунистической партии Российской Федерации, и нашим коллегам из фракции ЛДПР, и обеспокоенным представителям гражданского общества содержание этого закона и то, в каких рамках правительство и компетентные органы в данном случае могут действовать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Есть желающие? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Дорохин Павел Сергеевич, пожалуйста. ДОРОХИН П. С., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, президент ведь не случайно наложил вето на этот закон. В течение последних двух-трёх месяцев и в наш адрес, и в адрес администрации президента, и лично Владимиру Владимировичу было направлено огромное количество писем от общественности, в том числе и от православной общественности. Так называемый закон о контингенте вызвал особую озабоченность, о чём здесь уже говорилось. Это связано с возможностью утечки данных и с возможностью их использования в корыстных целях различными структурами, например лоббистскими. Также необходимо учитывать, что многие информационные системы баз данных у нас в своё время были закуплены на Западе. В данном случае президент услышал голос народа быстрее, чем мы, парламентарии, он счёл нужным, исходя из того что источником любой власти является народ и что люди обеспокоены, закон отклонить и пересмотреть, даже если только у 2 или 5 процентов населения есть озабоченность. И я думаю, то, что произошло, - а это довольно редкое явление - это не случайно, и в принципе это должно практиковаться, быть, так скажем, дополнительной подстраховкой в случаях, когда мы торопимся принять тот или иной закон, а на самом деле есть все основания его вернуть. Кроме того, общественность ставит вопрос вообще о целесообразности этого закона и о целесообразности существования таких вот баз данных. Исходя из того что у нас принята программа "Электронная Россия", конечно, эту тему надо развивать, но делать это надо, ещё раз обращаюсь к членам комиссии, с особой осторожностью, с особой деликатностью, потому что сегодня по итогам обсуждения этого вопроса опять в прессе - и в поддерживающей закон, и в критикующей его - появится много комментариев. Поэтому у меня просьба ко всем участникам - и я опять же выражаю мнение авторов сотен полученных мною писем - очень внимательно и деликатно подойти к рассмотрению этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, заключительное слово докладчика. Нет. Содокладчика? Пожалуйста. НИКОНОВ В. А. Комитет Государственной Думы по образованию и науке понимает ту озабоченность, которая существует, и я уверен, что тот состав комиссии, который предложен, достаточно профессионален для того, чтобы очень внимательно отнестись ко всей этой ситуации. Кроме того, мы предполагаем проведение парламентских слушаний и приглашаем принять участие в этом обсуждении все организации - они хорошо известны, - которые стоят за письмами, поступившими в адрес и Государственной Думы, и Президента Российской Федерации. Если мы не успеем достигнуть согласия до 21 апреля, у нас будет ещё время работать дальше, потому что, я напомню, эта система должна быть создана к 2022 году, мы должны дать техническое задание для создания такой системы. Что касается утечки информации, то, конечно, мы осознаём очень хорошо эту опасность, и именно чтобы избежать этого, к работе будут подключаться лучшие специалисты нашей страны в области кибербезопасности, которые сейчас этой работой не могут заниматься именно потому, что закон отклонён. Я призываю всех проявить здравый смысл и приглашаю всех депутатов Государственной Думы к участию в работе комиссии, в заседаниях депутации Государственной Думы может принять участие каждый член нашей палаты. Я уверен, что эта работа будет полезной: она будет в интересах наших детей, нашей страны, которая, конечно, должна иметь представление о том, что происходит с нашими детьми. К сожалению, мы до сих пор не имеем базы данных, которая бы говорила нам о том, все ли дети ходят в школы. У нас нет базы данных, которая говорит о том, чему учатся дети дома и учатся ли вообще. У нас нет никакой базы данных, содержащей информацию обо всех детях-инвалидах, которые могут нуждаться в помощи. К сожалению, у нас ничего этого нет. Всё это можно сделать, агрегировав имеющиеся информационные ресурсы в один информационный ресурс и защитив их. Никакого покушения на права личности, нарушения права на защиту личных данных здесь, безусловно, нет, поскольку это всё делается в рамках закона о защите персональных данных. Законопроект тяжелый, но над ним надо работать, время у нас для этого есть, спешить нам абсолютно некуда. Я приглашаю всех депутатов к дружной совместной спокойной работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект под пунктом 3 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 28 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Постановление принимается.