Заседание № 20

18.01.2017
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 78162-7 "Об информации Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока А. С. Галушки".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2672 по 3031 из 9662
Рассматривается 8-й пункт повестки дня, проект постановления Государственной    
Думы "Об информации Министра Российской Федерации по развитию Дальнего          
Востока...".                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Николай Михайлович Харитонов.                                       
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной     
политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.                   
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На Востоке говорят:           
путешествие в тысячу миль начинается с первого шага, и сегодня почётное право   
совершить такой первый шаг, направленный на повышение эффективности             
проводимых в Государственной Думе "правительственных часов", предоставлено      
Комитету Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и     
Дальнего Востока. Вашему вниманию предлагается проект постановления             
Государственной Думы об информации министра Российской Федерации по развитию    
Дальнего Востока Александра Сергеевича Галушки. Данный документ подготовлен     
по поручению Государственной Думы от 11 января 2017 года по итогам              
состоявшегося в этот день "правительственного часа". Проект постановления       
подготовлен с учётом заслушанной информации министра Российской Федерации по    
развитию Дальнего Востока Галушки, выступления аудитора Счётной палаты          
Российской Федерации Росляка, а также предложений, прозвучавших в задаваемых    
депутатами вопросах и выступлениях от фракций. В связи с этим позвольте         
остановиться на некоторых, на наш взгляд, наиболее важных положениях            
предложенного вашему вниманию проекта постановления. Посмотрите и почитайте     
по ходу обсуждения.                                                             
                                                                                
Прежде всего, в ходе "правительственного часа" все мы пришли к выводу о         
необходимости опережающей подготовки новой стратегии развития Дальнего          
Востока. По предложению Счётной палаты Российской Федерации, депутатов          
Государственной Думы и при поддержке Минвостокразвития в проекте                
постановления предлагается обозначить необходимые законодательные предпосылки   
для опережающей подготовки стратегии развития Дальнего Востока и                
соответствующих разделов в отраслевых документах стратегического                
планирования.                                                                   
                                                                                
Крайне важной представляется поддержанная министром Российской Федерации по     
развитию Дальнего Востока инициатива разработки и внесения в Государственную    
Думу проекта федерального закона об ускоренном социально-экономическом          
развитии Дальнего Востока. Такой закон объективно необходим: за истекший        
период принято около пятидесяти постановлений правительства по Дальнему         
Востоку - закон систематизирует действующие правовые особенности                
государственного регулирования, меры государственной поддержки опережающего     
развития Дальнего Востока, а также определит меры бюджетной, инвестиционной и   
налоговой политики в целях достижения лучших условий для ведения                
предпринимательской деятельности и осуществления инвестиций. Мы рассчитываем    
на активную работу министерства в данном направлении.                           
                                                                                
Проект постановления содержит ещё ряд важных рекомендаций. В прошлом году,      
коллеги, мы приняли закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об         
электроэнергетике" в части снижения тарифов на Дальнем Востоке, - кстати, об    
этом после встречи с активом, руководящим активом Государственной Думы          
говорил президент Владимир Владимирович Путин, - и здесь обращается внимание    
на необходимость ускоренной подготовки нормативных правовых актов в целях       
реализации данной меры. На "правительственном часе" мы также говорили о         
необходимости расширения сферы действия институтов развития Дальнего Востока    
и Байкальского региона, и в проекте постановления содержатся рекомендации о     
докапитализации Фонда развития Дальнего Востока, о распространении режима       
свободного порта на ряд территорий Дальнего Востока - это Советская Гавань и    
Хабаровск в Хабаровском крае, муниципальные районы в Сахалинской области и в    
Камчатском крае. Предусматриваются также другие меры.                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, повестка сегодняшнего дня заседания достаточно насыщенная,   
в связи с этим полагаю целесообразным приступить к обсуждению документа. В      
дополнение лишь отмечу, что комитет на своём заседании внимательно рассмотрел   
данный проект постановления и принял единогласное решение о его поддержке.      
Проект постановления прошёл все необходимые экспертизы и полностью готов к      
принятию. Просим поддержать постановление.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы докладчику? Есть.                                                       
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Николай Михайлович, хотелось бы с вами посоветоваться, учитывая,      
что сейчас первый раз после долгого перерыва готовится проект постановления     
Госдумы по итогам "правительственного часа". Речь идёт о различных сферах, в    
том числе - я посмотрел - и о социальной сфере. Вы говорите о продлении         
действия нормы о пониженных тарифах на страховые взносы во внебюджетные         
фонды, хотя, насколько я понимаю, оно и так было продлено, кроме того, любые    
такие льготы должны дополнительно финансироваться из федерального бюджета. Я    
увидел, что здесь не учтены предложения, которые фракция ЛДПР неоднократно      
озвучивала, у нас целая брошюра издана по развитию Дальнего Востока. Можем ли   
мы как-то дополнить подготовленный вами документ теми предложениями, которые    
ЛДПР в своё время передавала в министерство? Также я бы уточнил некоторые       
формулировки, касающиеся социальной политики.                                   
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М. Мы сегодня обсуждаем данное постановление, и, если мы при       
вашем согласии определимся с решением принять проект с возможностью доработки   
в последующем, если это будет позволительно, я думаю, всё, что прозвучит в      
зале, может быть учтено. Кроме того, Иван Николаевич Абрамов от фракции ЛДПР    
является первым заместителем председателя комитета, он присутствовал при        
обсуждении проекта, выступал, причём говорил не только о Хабаровском крае, но   
и в целом о России, поэтому, я думаю, всё, что предлагала фракция ЛДПР,         
учтено.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие.           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Макаров Андрей Михайлович.                                          
                                                                                
Список внушительный, от фракции есть ещё Пивненко. Коллеги, мы с вами всё       
равно не успеваем до перерыва, и ваше право свято.                              
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, абсолютно согласен с докладчиком в том, что это первый       
шаг, но очень важно, чтобы он был сделан в правильном направлении, иначе все    
тысячи ли, о которых говорили китайские мудрецы, будут пройдены в неверном      
направлении.                                                                    
                                                                                
Сегодня Александр Дмитриевич отметил очень важный момент, сказав, что проекты   
постановлений вносятся профильными комитетами, а принимаем мы постановления     
Думы. Напомню, Дума принимает законы и постановления, и мы принимаем            
постановление не для того, чтобы заявить, а для того, чтобы оно было            
выполнено, и поэтому очень важно, что это не только позиция комитета, его       
представителей, отдельных депутатов, это позиция Государственной Думы.          
Значит, наверное, вопросы, которые относятся к ведению других комитетов,        
предварительно должны обсуждаться и в других комитетах, до вынесения на         
пленарное заседание.                                                            
                                                                                
Я не хотел бы сейчас говорить о сути постановления, но вот обратите внимание:   
1-й и 10-й пункты рекомендаций касаются комитета по экономической политике,     
речь идёт о законе "О стратегическом планировании...", там очень много          
вопросов; 7-й пункт - это вопросы и Комитета по охране здоровья, и по           
образованию, и по социальной политике; 4, 5, 6, 7, 13-й - чистые вопросы        
комитета по бюджету; 14-й - комитета по бюджету и комитета по социальной        
политике, об этом уже спрашивал депутат Нилов. Получили ли мы предварительно    
эти предложения? К сожалению, нет. К сожалению, мы не могли высказать свою      
позицию по этому поводу.                                                        
                                                                                
Коллеги, обратите внимание на 5-й пункт постановления - поручение Счётной       
палате. Счётная палата - это орган парламентского контроля, это наш с вами      
орган, вот давайте возьмём поручение и посмотрим, что мы предлагаем сделать.    
Вторая часть этого пункта просто не относится к компетенции Счётной палаты. А   
первая? Ну прочитайте внимательно! Так что же она должна осуществлять? То,      
что вы написали, осуществить невозможно - вы написали о мониторинге разделов,   
но какие разделы имеются в виду, вы не написали.                                
                                                                                
Коллеги, наверное, все эти вопросы лучше снимать не на пленарном заседании.     
Более того, я считаю, мы поднимаем очень важный вопрос, развитие Дальнего       
Востока - это приоритет, и очень важен первый шаг в этом направлении:           
позиция, постановление Государственной Думы должно стать тем документом,        
которым правительство будет руководствоваться. На многие вещи нам не указали,   
а из того, что предлагается, некоторые вопросы уже давно решены в               
законодательстве, другие же требуют комплексного подхода к отдельным законам,   
и получается, что мы предлагаем правительству какие-то поправки, вопросы,       
которые на самом деле уже решены в бюджете.                                     
                                                                                
Я хотел бы сказать последнее. Коллеги, до 1 апреля этого года правительство в   
соответствии с законом, в соответствии с нашим постановлением должно принять    
все изменения государственных программ, но вот в этом документе нет ни одного   
предложения, как же должна быть доработана соответствующая госпрограмма.        
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время Макарову, выступление от фракции.          
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Мне кажется, что когда мы заслушиваем и в результате принимаем    
постановление, то в нём должны быть не наши хотелки, не наши пожелания, даже    
самые благие, а то, что необходимо выполнить, сроки, в которые это должно       
быть выполнено, должно быть указано, где это нужно отразить, какие средства     
для этого необходимо изыскать, и, естественно, должны быть указаны источники    
этих средств. Без этого постановление Государственной Думы будет документом,    
которым, наверное, можно размахивать, как флагом, но, к сожалению, его нельзя   
будет выполнить.                                                                
                                                                                
Мне кажется, что первый документ, постановление, которое принимает              
Государственная Дума по отчёту правительства в Государственной Думе в рамках    
"правительственного часа", должен быть написан таким образом, чтобы каждый      
его пункт был выполнен. И вот здесь, Николай Михайлович, очень важно, чтобы     
ваш комитет проконтролировал, чтобы каждый из этих пунктов был выполнен, но     
для этого должна быть возможность их выполнить.                                 
                                                                                
Безусловно, важно, чтобы в этом постановлении были отражены и наши              
предложения о том, каким образом должна быть доработана соответствующая         
государственная программа, - это в рамках закона "О парламентском контроле",    
на основании которого и рождается это постановление. Коллеги, нам даны очень    
большие полномочия, мы начали серьёзную работу для того, чтобы парламент        
реально влиял на развитие экономики, на принятие тех или иных решений, и мне    
кажется, эти вопросы, безусловно, должны быть здесь решены. Я просто хотел      
обратить внимание, что то предложение Александра Дмитриевича Жукова, которое    
сегодня прозвучало, безусловно, должно войти в Регламент Государственной        
Думы. Мне кажется, когда документ носит комплексный характер, он, безусловно,   
должен проходить через профильные комитеты, с тем чтобы каждый из них мог его   
дополнить, высказать своё мнение, от этого документ только выиграет.            
                                                                                
И в такой ситуации есть предложение: коллеги, может быть, не торопиться,        
может быть, сегодня заслушать позиции тех, кто выступает, принять ту            
поправку, о которой говорил Александр Дмитриевич, вернуть этот документ,        
чтобы дать возможность всем комитетам посмотреть, внести предложения, и уже в   
полном объёме снова вынести его на рассмотрение Государственной Думы?           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Пивненко Валентина Николаевна.                                      
                                                                                
Подготовиться Тумусову Федоту Семёновичу.                                       
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Очень хорошо, что мы          
рассматриваем сегодня первый проект постановления Государственной Думы по       
итогам "правительственного часа". Должна отметить, что, когда мы обсуждали      
этот вопрос, было высказано очень много предложений по ускоренному развитию     
Дальнего Востока, много говорили о тех мерах, которые сегодня мы вместе с       
профильным министерством, вместе с Правительством Российской Федерации          
принимаем, для того чтобы выполнить задачи государственной стратегии развития   
Дальнего Востока, опираясь на нормативно-правовую базу, которая создавалась     
нами для того, чтобы действительно наш Дальний Восток, благоустроенность        
освоенной и осваиваемой территории, решение социальных вопросов стали           
приоритетом государственной политики.                                           
                                                                                
Проект постановления формировался нами совместно с Правительством Российской    
Федерации, вместе со Счётной палатой на основе прежде всего того обсуждения,    
которое было в этом зале. Профильный комитет не посягает на полномочия наших    
коллег - мы даём рекомендации правительству, которые вписываются в рамки        
нормативно-правовой базы, законодательства, действующего сегодня на             
территории Российской Федерации, они касаются в том числе и задач,              
поставленных Президентом Российской Федерации. Можно и нужно, наверное,         
говорить о взаимодействии, о согласовании с комитетами, но я должна ещё раз     
обратить внимание на то, что здесь предложены рекомендации правительству        
конкретно по тем направлениям, которые сегодня мониторит Комитет по             
региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.                    
                                                                                
И должна вам доложить, что наша фракция постоянно обращает внимание на          
выполнение комплекса мероприятий по ускоренному развитию Дальнего Востока, и    
деловые встречи по ходу выполнения всех решений вместе с Министерством по       
развитию Дальнего Востока стали в нашем комитете системными.                    
                                                                                
Ещё раз обращаю ваше внимание на то, что при подготовке проекта постановления   
Государственной Думы мы его прорабатывали в том числе и со Счётной палатой.     
                                                                                
Сегодня вы решите, можно или нельзя принимать это постановление, но,            
поверьте, оно было проработано в том числе и экспертным сообществом, в          
которое входят представители и Государственной Думы, и Правительства            
Российской Федерации... (Микрофон отключён.)                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович. Приготовиться Абрамову.                    
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! То,     
что Государственная Дума будет принимать специальное постановление по итогам    
"правительственных часов", считаю очень правильным, полезным и эффективным      
нашим шагом. Поскольку солнце встаёт с востока, мы начинаем с Министерства по   
развитию Дальнего Востока.                                                      
                                                                                
А теперь по существу. Первый и второй этапы процесса реализации 119-го          
федерального закона о дальневосточном гектаре подтвердили некоторые опасения,   
которые мной были высказаны в ходе обсуждения этого законопроекта у нас в       
Государственной Думе. На данный момент в Республике Саха (Якутия) подано        
около 10 тысяч заявлений, но зарегистрировано и одобрено всего-навсего 248      
заявок. И самое главное: скорость информационно-телекоммуникационной сети       
Интернет в большинстве населённых пунктов Якутии не позволяет жителям           
полноценно пользоваться предлагаемым сервисом федеральной информационной        
системы. В Якутии по состоянию на начало декабря 234 уполномоченных органа не   
имеют возможности принимать заявления через федеральную информационную          
систему, проблемы некорректного отображения на публичной кадастровой карте      
Росреестра имеющихся сведений до сих пор не устранены: из-за смещения границ    
земельных участков возникают проблемы с использованием интерактивной карты      
федеральной информационной системы "На Дальний Восток.рф". По результатам       
проведённого анализа 409 кадастровых кварталов в 106 населённых пунктах         
отображаются некорректно: смещение - от 100 метров до 70 километров! Имеются    
существенные сдвиги по оси координат, например, в Томпонском районе жители      
села Крест-Хальджай подали заявление на получение дальневосточного гектара -    
из семи поданных заявлений два заявления не удовлетворены, так как по           
координатам один земельный участок находится на реке, другой попал вообще в     
скотомогильник. Люди вторично подали заявления и, конечно, ждут решения.        
Возможно, что на втором этапе в случае несовпадения оси координат эти           
граждане также не смогут перейти к третьему этапу и получить заявленные         
земельные участки.                                                              
                                                                                
Именно поэтому очень много якутян просят продлить действие второго этапа до     
устранения некорректного отображения, смещения границ земельных участков на     
публичной кадастровой карте Росреестра. Соответствующие поправки в проект       
постановления я внёс, прошу поддержать.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы с вами начали рассмотрение вопроса, поэтому задержимся    
с перерывом.                                                                    
                                                                                
Абрамов Иван Николаевич, пожалуйста.                                            
                                                                                
АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
С учётом того, что впереди перерыв, постараюсь побыстрее.                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, те меры, которые прописаны в данном постановлении, мы,       
конечно, поддерживаем. О необходимости особого подхода к развитию Дальнего      
Востока фракция ЛДПР в этом зале говорит уже двадцать с лишним лет, и вот       
сегодня мы видим, что идут первые сдвиги, и в прошлом году, и уже в нынешнем    
мы приняли ряд законопроектов, которые касаются улучшения жизни на Дальнем      
Востоке.                                                                        
                                                                                
В данном постановлении прописано очень много мер, рекомендаций, но будут ли     
они исполняться и как мы будем это контролировать? Ведь уже не первый год       
президент говорит о развитии Дальнего Востока и в своих посланиях, и на         
совещаниях. Далеко ходить не будем - буквально в понедельник было заседание     
трёхсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений, где распределяли     
средства в том числе и на строительство новых школ, 25 миллиардов рублей, то    
есть принимали правила. В этих правилах было чётко прописано: дабы получить     
федеральные средства, необходимо построить и сдать школу за один финансовый     
год, и мы, дальневосточники, представляющие свои округа, говорили о том, что    
из-за климатических условий невозможно за один год ввести в эксплуатацию,       
например, школу. Ну невозможно это сделать, потому что даже в соответствии со   
строительными документами школы строятся минимум два года, ну, полтора, и эти   
документы утверждаются профильным министерством строительства. И получается,    
что одно министерство утверждает, что школа должна строиться два года, а        
Минфин говорит: нет, мы принимаем правила, по которым она должна быть           
построена за один год, - вот как хотите, так и делайте! И что в итоге мы        
получаем? А в итоге мы получаем то, что именно дальневосточные школы не будут   
построены - в Амурской области, в Еврейской автономной области, в разных        
субъектах. Мы задаём этот вопрос профильному министерству, Силуанов говорит:    
да, это имеет место быть, давайте, когда деньги появятся, мы это рассмотрим.    
Но время-то идёт, и в 2017 году некоторые дальневосточные субъекты уже не       
получат этих средств. То же самое и со строительством космодрома: мы            
построили космодром, ракеты уже запустили, но ни школы, ни садика, ни ФОКа      
нет. Сегодня уже есть механизмы, которые в принципе позволяют и без             
постановлений решать вопросы, была бы, так сказать, воля определённых           
чиновников.                                                                     
                                                                                
А в целом, конечно, мы хотели бы, чтобы полномочия министерства были            
значительно расширены и усилены. Может быть, тогда мы придём к тому, что        
посылы, которые сегодня исходят и от президента, и от Государственной Думы,     
будут реализованы.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Николаевич.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, учитывая, что у нас сегодня первый опыт принятия такого      
постановления, и в связи с тем, что мы приняли норму Регламента, в которой      
как раз прописаны эти процедуры, и после перерыва будет голосование по          
поправке Александра Дмитриевича Жукова, розданной в зале, есть предложение:     
данный проект постановления доработать с учётом мнения профильных комитетов,    
которые имеют отношение к предлагаемым в нём мерам, это и Комитет по бюджету    
и налогам, и комитет по труду и социальной политике, и комитет по               
экономической политике, с тем чтобы это постановление было реализовано. И,      
безусловно, нам нужно это всё делать во взаимодействии со Счётной палатой,      
чтобы мы с вами потом не говорили, что принятое постановление не исполняется,   
- оно будет исполняться тогда, когда будет проработано. Нет возражений,         
коллеги? Нет.                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3102 по 3108 из 9662
ХАРИТОНОВ Н. М. Александр Дмитриевич, мне кажется, мы с 8-м вопросом повестки   
дня как бы не закончили работу.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы же договорились доработать этот проект постановления   
и внести его на рассмотрение Государственной Думы. С профильными комитетами     
проработайте, я думаю, успеете к следующему заседанию, да? Хорошо.