Заседание № 252

21.11.2024
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 772591-8 "Об информации Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М. Ш. Хуснуллина, Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И. Э. Файзуллина и временно исполняющего обязанности Министра энергетики Российской Федерации Е. П. Грабчака о состоянии коммунальной инфраструктуры и повышении качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2212 по 2418 из 4932
Пункт 5, проект постановления Государственной Думы "Об информации Заместителя   
Председателя Правительства Российской Федерации М. Ш. Хуснуллина, Министра      
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И. Э.      
Файзуллина и временно исполняющего обязанности Министра энергетики Российской   
Федерации Е. П. Грабчака о состоянии коммунальной инфраструктуры и повышении    
качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг". Доклад Сергея                 
Александровича Пахомова.                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПАХОМОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и    
жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! 23 октября состоялся         
здесь, в Государственной Думе, "правительственный час", детальное обсуждение,   
в ходе которого были затронуты практически все проблемные вопросы в сфере ЖКХ   
и высказано большое количество предложений по их решению. Я хотел бы в самом    
начале обратить внимание на то, что за несколько часов обсуждения не было       
никаких политических лозунгов, разговор в этом зале, в общем-то, шёл детально   
и по существу. Я уверен, что с текстом постановления все успели ознакомиться.   
Я детально останавливаться не буду, но несколько пунктов всё-таки озвучу.       
                                                                                
Первое и основное - это необходимость комплексности решений по модернизации     
системы жилищно-коммунального хозяйства. Коллеги из правительства нас           
услышали, мы говорили об этом достаточно долго и детально. В выступлении по     
итогам обсуждения и по итогам большой проведённой работы по подготовке этого    
"правительственного часа" Марат Шакирзянович Хуснуллин, курирующий              
вице-премьер, с этой трибуны как раз говорил о понимании того, что              
модернизация ЖКХ - это не трубы, не только трубы и старые котельные, это        
реконструкция всей системы, по всей линейке. На модернизацию коммунальной       
инфраструктуры выделяются существенные бюджетные средства, Андрей Михайлович    
в том числе и сегодня об этом говорил. Минстрой разработал правила              
распределения этих бюджетных средств, но комплексной программы нет - это мы     
отмечаем в наших рекомендациях и достаточно чётко коллегам из правительства     
рекомендуем более системно подойти к этой работе для кратного повышения         
эффективности каждого рубля.                                                    
                                                                                
Второе - необходимо провести инвентаризацию объектов коммунальной               
инфраструктуры. Это нужно не только для того, чтобы знать состояние, знать      
собственников, но и для выявления неучтённого хозяйства, которое сегодня        
обслуживается за счёт учтённого.                                                
                                                                                
Третье - создание системы учёта ресурсов на всех уровнях. Тариф тарифом, но     
граждан больше волнует не сам тариф, а итоговая цифра в платёжке (тариф,        
умноженный на объём потребления). Вот сегодня за перепроизводство ресурсов в    
большинстве случаев платит житель, и только полный учёт потребления может, с    
одной стороны, дать возможность платить только за реально потреблённое, а с     
другой - реально помочь сэкономить тем, кто хочет и готов это делать. Здесь     
же обязательное наведение порядка в региональных нормативах потребления,        
сегодня эти цифры местами сильно завышены, а это возможность списывать убытки   
за свою некачественную работу. Вот реализация наших предложений этот бардак     
исключает.                                                                      
                                                                                
Четвёртая важная тема - прозрачность и контроль за инвестиционной               
составляющей в тарифах. Для этого необходимо её окрасить, сделать реализацию    
инвестпрограмм обязательной, их формирование - прозрачным, понятным и ввести    
контроль. Кстати, поправка о строительном контроле за качеством этих работ      
уже нами подготовлена и будет представлена вам для обсуждения уже до конца      
этой сессии.                                                                    
                                                                                
То же самое о концессиях (много уже говорили). Мы предлагаем здесь навести      
порядок, а именно: чёткая ответственность концессионеров за исполнение          
принятых ими обязательств, чёткое выделение инвестсоставляющей, контроль, в     
том числе и качества.                                                           
                                                                                
Далее. Существенный перечень предложений обращён в этом постановлении к         
регионам, я не буду на них останавливаться, скажу лишь в целом. Мы увидим,      
что уже после выполнения вот этих пунктов, этих предложений - а это просто      
наведение порядка в системе, не требующее больших вложений, - половина          
проблем в системе ЖКХ снимется, а некоторые регионы во многом, я думаю, и       
откажутся от необходимости выделения дополнительных федеральных средств.        
                                                                                
В итоге мы уверены, что реализация наших предложений даст ощутимый результат.   
На себя в данном случае мы берём необходимую корректировку законодательства и   
контроль за коллегами из профильных министерств в части корректировки местами   
весьма противоречивого сегодня отраслевого регулирования.                       
                                                                                
И последнее. Мы в рамках рабочей группы под руководством Алексея Васильевича    
Гордеева сформулировали конкретные 39 пунктов, это наши предложения по          
реформированию системы ЖКХ в целом, направили их коллегам из правительства,     
профильный вице-премьер поддержал большую их часть, и многое из этого перечня   
уже прозвучало в его выступлении с этой трибуны по итогам "правительственного   
часа", а это, коллеги, важно. Знаю также, что соответствующие поручения         
профильным министерствам он уже выдал.                                          
                                                                                
Три года назад у нас был достаточно чёткий план по наведению порядка в          
стройке, мы его выполнили. Вот нам нужен такой же план по ЖКХ, новый ритм       
ЖКХ, если говорить по аналогии со строительством, вот в эту сторону мы должны   
двигаться, к разбюрократизации процессов и сокращению всех циклов.              
                                                                                
Проект постановления согласован с профильными комитетами - я хотел бы,          
естественно, коллегам сказать спасибо, Комитету по контролю, Комитету по        
энергетике, Комитету по экономической политике. Мы поставили также в            
известность коллег из правительства, из профильных министерств. Проект прошёл   
все необходимые экспертизы.                                                     
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Хованская Галина Петровна.                                                      
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
У меня вопрос по подпунктам 7 и 8 пункта 4. По 7-му подпункту вы совершенно     
обоснованно говорили о том, что надо наводить порядок с нормативами             
потребления, особенно когда это касается граждан, физических лиц. И здесь       
нельзя не вспомнить о том, что совершенно необоснованно применяются             
повышающие коэффициенты, или когда люди не в состоянии установить техническую   
невозможность такой установки (что, с моей точки зрения, должны делать          
управляющие организации, а не пожилые пенсионеры, собирая эти комиссии в        
соответствии с приказом Минстроя, здесь необходимы изменения), это первое,      
или, второе, когда пропущен срок, иногда по уважительной причине... (Микрофон   
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Александрович.                         
                                                                                
ПАХОМОВ С. А. Галина Петровна, спасибо. Вы достаточно активное участие          
принимали в рамках работы нашей рабочей группы с Алексеем Васильевичем, много   
предложений ваших мы взяли. Вообще, в целом проблема с нормативами есть, и      
то, о чём вы говорите, - это скорее следствие того подхода, который сегодня     
регионы применяют, вообще тех целей, зачем сегодня регионы устанавливают те     
или иные нормативы.                                                             
                                                                                
Я предлагаю: давайте мы с вами в рабочем режиме просто все вопросы по           
нормативам посмотрим, и даже, может быть, не в рамках наших чётких              
рекомендаций регионам, а, может быть, в рамках какой-то контрольной работы      
вместе с коллегами из Минстроя на примерах, о которых вы говорите, а таких      
примеров, я уверен, и у вас тоже достаточно много, просто разберём это и,       
значит, скорее всего, подправим все необходимые подзаконные акты и нормативку   
Минстроя, а не законодательство. В целом вы абсолютно правильные вещи           
говорите.                                                                       
                                                                                
Коллеги, не всё попало, естественно, в текст постановления, потому что мы, с    
одной стороны, хотели максимально ёмкие и важные вопросы отметить, но, с        
другой стороны, не уходить в какие-то мелочи, а доработать именно детали,       
потому что они очень важные, значит, в рамках нашей деятельности. Но все        
основные сигналы, в том числе и о наведении порядка в нормативах, не только     
об их выравнивании, но и о работе с ними, вообще о подходах к их формированию   
и исполнению, мы в тексте постановления заложили.                               
                                                                                
Спасибо, Галина Петровна.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить?                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Хованская Галина Петровна, пожалуйста.                                          
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Я очень коротко хочу сказать, что я не считаю... Когда к вам    
на приём приходят с платёжками старики, у которых применяются повышающие        
коэффициенты, то они совершенно не понимают и говорят: "Откуда эти цифры?       
Почему мы должны столько платить? Мы же не виноваты в том, что мы пропустили    
срок поверки, потому что лежали в больнице или ещё по каким-то уважительным     
причинам". Это не мелочь, это жилищные права наших граждан, как правило,        
незащищённых категорий. Это первое.                                             
                                                                                
Второе. Мне представляется, что надо менять приказ Минстроя, потому что         
определять, есть возможность установить счётчик или нет, должны те, кто         
управляет домами. У них вся техническая документация на этот счёт есть по       
всему подъезду, понимаете? И говорить людям, что вы давайте... Опять же, я      
говорю о той категории людей, которые приходят на приём и говорят: "А как мне   
собрать эту комиссию, которую я должен собрать, чтобы они утвердили акт о       
том, что нельзя установить счётчик?" Слушайте, сколько можно на эту тему уже    
говорить и обсуждать? Это вот по пункту 7, то, что говорил совершенно           
правомерно и выступавший.                                                       
                                                                                
По 8-му пункту. Вы знаете, у меня вызывает сомнение вот эта фраза, точнее, её   
начало: об установлении долгосрочных тарифов на коммунальные ресурсы.           
Насколько это актуально сегодня с учётом уровня инфляции и с учётом процента,   
который сейчас у нас по кредитам, в том числе и по инвестиционной ситуации,     
имеет место? Потому что я за то, чтобы усилить контроль (это вот конец этого    
пункта), безусловно, за осуществлением инвестиционных расходов, но хочу         
сказать, что сейчас ситуация очень сложная и надо очень осторожно такие         
пункты вписывать в качестве поручений правительству. Так что придёт время,      
может быть, и можно будет и долгосрочные тарифы установить. Сейчас, мне         
кажется, это просто вот как бы нереализуемый пункт.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, всё, обсуждение завершено.                  
                                                                                
Ставится на голосование проект постановления, пункт 5.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.90,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.