Заседание № 251
20.11.2024
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 771653-8 "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации М. В. Мишустину по вопросу реализации системных мер противодействия незаконной миграции".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1091 по 1944 из 5102
Уважаемые коллеги, 1-й вопрос рассмотрен. Переходим к рассмотрению 2-го вопроса, о проекте постановления Государственной Думы "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации М. В. Мишустину по вопросу реализации системных мер противодействия незаконной миграции". С докладом выступит Ирина Анатольевна Яровая. Подготовиться Олегу Викторовичу Морозову. Пожалуйста, Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы принимаем постановление об обращении к правительству, определённым образом подводящее промежуточный итог той большой и системной работы по вопросам миграционной политики, которую мы провели по поручению Председателя Государственной Думы. За очень короткий период проведена большая аналитическая работа, содержательным результатом которой стали большие, системные законы. Хочу подчеркнуть, что Государственная Дума предложила не точечные решения - мы предложили системный подход. И наша принципиальная позиция в том, что в вопросах миграционной политики нужны системные решения - не реагирование на ситуацию, а системные решения, которые предопределяют логику дальнейшего развития. Как вы помните, есть поручения президента по вопросам социально-экономического развития, обеспечения межнационального мира и согласия и по вопросам миграционной политики. Что такое миграционная политика? Это прежде всего комплекс вопросов безопасности, это комплекс вопросов общественного согласия и благополучия, и это комплекс вопросов экономического развития. Всё, что связано с национальной безопасностью и приоритизацией защиты прав граждан Российской Федерации, - это вопрос и задача номер один по любой проблематике. И мы дали очень качественный ответ, решение этой задачи. Мы с вами приняли решения, которые обеспечивают системное противодействие нелегальной миграции, мы сформировали блок задач для Правительства Российской Федерации по наведению порядка в системе контролируемого пребывания, выдворения, по недопущению использования фиктивных документов, фиктивной регистрации, по обеспечению геномной регистрации, дактилоскопии, биометрии, по формированию единых реестров учёта, по недопущению неэффективного использования бюджетных средств, для того чтобы системы учёта и межведомственного взаимодействия гарантировали главное - понимание, кто, где, когда, с какими целями прибыл на территорию Российской Федерации и какую деятельность осуществляет. При этом мы с вами дали поручение правительству в течение месяца разработать постановление в обеспечение тех законодательных решений, которые состоялись. Почему месяц? Это очень важно. Потому что мы считаем, что откладывать решение этих вопросов недопустимо. Более того, в законе мы заложили императивные требования, которые ставят перед правительством задачу действовать только в определённой логике. Что же это за логика? Это недопущение посредников, коммерческих структур, к важнейшей миссии, которая связана с социальной адаптацией и экзаменом на знание русского языка. Мы установили требование фиксации стоимости, недопущения увеличения стоимости через квазидоговоры, чтобы все доходы шли в бюджет. И уже сейчас благодаря нашей работе эти поступления увеличились многократно: по самым скромным подсчётам, только по сертификатам в будущем году должен быть плюс миллиард. Мы считаем, что в будущем нужно перейти вообще на систему госуслуг в отношении всего того, что взимается по факту деятельности иностранных рабочих, чтобы все зачисления уходили не в теневой рынок, а исключительно в бюджет Российской Федерации. И конечно, мы ставим совершенно нового уровня задачи перед правоохранителями. Мы предоставили инструмент, который даёт возможность пресечения деятельности всех теневых рынков, отсечения всех преступных группировок и формирования законопослушного поведения. При этом мы вправе ожидать, что правоохранители используют этот инструмент и покажут эффективность этой работы. Это первый блок, который и обеспечивает национальную безопасность и правоохрану. Второй блок - общественные мир и согласие. Мы должны понимать, что у нашей многонациональной страны конкурентное преимущество именно в этом - в доброжелательном взаимодействии внутри нашей страны. Разыгрывание карты экстремизма и межнациональной розни к чему ещё приводит? К тому, что высококвалифицированные специалисты, в которых мы действительно заинтересованы, на фоне неудовлетворительного общественного диалога, вызванного непониманием, просто не поедут. Вот те, кто действительно нужен, высококвалифицированные специалисты, на фоне разгона логики экстремизма просто не поедут в страну. И те, кто разгоняет эту логику, должны понимать меру своей ответственности. Общественное согласие - это ещё и приоритизация того, что... в первую очередь мы всегда будем защищать интересы граждан Российской Федерации, всегда. Это аксиома, это правило, в логике которого сегодня строится вся политика нашей страны. Поэтому мы сегодня предложили комплексные решения ещё и по вопросам, связанным с порядком зачисления детей иностранных граждан в школы. Проект закона, который мы подготовили, означает, что поступление в школу возможно только при наличии знания русского языка. Это правило доброжелательного взаимодействия, и те, кто хочет обучаться в российской школе, должны соответствовать этому требованию. Общественные мир и согласие обеспечиваются ещё и тем, что те процедуры, которые мы установили, на уровне правоприменения должны неукоснительно соблюдаться, потому что общество считывает действия правоохранителей и логику их защиты интересов граждан России. И, обращаясь к правительству, мы ставим задачу, чтобы каждая позиция принятых нами решений была неукоснительно исполнена. Срок принятия постановления правительством - 9 декабря. Уважаемые коллеги, для того чтобы избежать тех ошибок, которые ранее были в постановлении правительства, - а мы с сожалением констатируем, что такие ошибки были допущены, - мы 29 ноября проведём заседание комиссии, где рассмотрим эти вопросы. И в заключение. Вопросы трудовой миграции - это вопросы правительства, мы передаём ему своего рода эстафету. Вот Дума очень качественно, системно отработала вопросы обеспечения безопасности и регулирования миграционных потоков. Правительство должно ответить на вопросы, в каком количестве, в каком качестве, под какие задачи, по какому перечню профессий, на каких условиях, с каким сопровождением работодателей должны привлекаться трудовые ресурсы, и обеспечить работу с регионами по этим вопросам, это тоже системная политика. Поэтому мы ждём от правительства не точечных решений, а выверенных решений в логике задач, поставленных президентом и парламентом по этим вопросам. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Содоклад Олега Викторовича Морозова. МОРОЗОВ О. В., председатель Комитета Государственной Думы по контролю, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет единогласно поддержал данное обращение. Ирина Анатольевна очень подробно раскрыла его содержание. Я хочу подчеркнуть, что это большой промежуточный этап работы, которую начал парламент в части принятия важнейших законов в сфере миграционного законодательства. И обращение, которое подготовлено, - это своего рода "дорожная карта", которая позволяет увидеть проблему в целом, всю последовательность шагов, для того чтобы на каждом этапе найти очень чёткие правовые нормы регулирования этой важнейшей проблемы, которая бесконечно волнует наше общество. Обращаю особо внимание, что в этом обращении правительству адресован целый ряд задач, которые касаются трудовой миграции, интеграции граждан иностранных государств в нашу трудовую систему, в нашу экономику. Это тоже важнейшая тема, равно как и тема защиты интересов наших граждан, что Ирина Анатольевна особо подчеркнула: всё наше миграционное законодательство имеет в центре своего внимания защиту интересов наших граждан, их прав и законных интересов. Комитет единогласно поддержал данное обращение. Замечаний правового характера не имеется. Прошу палату поддержать данный текст. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, пожалуйста, вопросы, если будут, докладчику, содокладчику. Есть вопросы. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Останьтесь, пожалуйста, Олег Викторович. Ну, я увидел, что есть желание задать вопрос у Константина Фёдоровича Затулина, поэтому спрашиваю зал. Пожалуйста, покажите список записавшихся на вопросы. Пожалуйста, Затулин Константин Фёдорович. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, я не знаю, какой будет порядок обсуждения, конечно, я хотел бы высказаться коротко, но вопрос тоже есть. Вопрос касается двух вещей - это упоминание в тексте геномной регистрации, а также вопрос о запрете тем детям, которые не пройдут тестирование по русскому языку, посещения наших школ. Первое, что я хотел бы сказать. Геномная регистрация у нас по закону используется в отношении неопознанных трупов. Я лично не вижу никаких перспектив в организации повальной геномной регистрации въезжающих в Россию. Это не только невозможно, но ещё и оскорбительно. Второе обстоятельство, то, что касается детей. Мы противоречим статье 78 собственного закона "Об образовании..." - каждый, в том числе иностранец, имеет право на образование. Поэтому всё, что касается тестирования, это возможно, но запрет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Викторович... Ирина Анатольевна, вы ответите? Пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Константин Фёдорович, с учётом того, что вы также являетесь членом нашей парламентской комиссии, мы все эти вопросы с вами обсуждали, тем не менее надлежит объяснить следующее. Всё, что связано с геномом, уже имеется в российском законодательстве - при добровольном согласии. С точки зрения работы правоохранителей этот формат сопровождения пребывания, что является правильным и используется в мире как формат определённой дисциплины по идентификации субъектов, всё больше и больше входит в жизнь, во взаимодействие, так же как и фиксация при въезде на территории разных стран биометрических данных, это современные технологии, которые сопровождают деятельность любой правоохранительной системы, и это то, что обеспечивает дисциплину поведения, потому что система координат, в которой пребывает любой человек, заданная как система требований, предопределяет и логику законопослушного или незаконопослушного поведения. Это первое. Второе. Мы ничего не нарушаем, более того, наоборот, мы идём абсолютно в логике исполнения требований закона "Об образовании...", потому что для того, чтобы осуществлялся образовательный процесс, необходимо понимание и знание языка, как главного средства коммуникации, преподавание осуществляется на государственном языке - на русском языке, и базовые условия, необходимые для того, чтобы государство могло обеспечить качественное исполнение своего обязательства, - это донесение учебного, образовательного, воспитательного материала и способность учащегося его воспринимать. Так что в данном случае это, безусловно, необходимое решение. Оно поддержано профильным министерством, оно сегодня поддержано регионами. И оно не может быть не поддержано по одной простой причине - это в интересах всех участников образовательного процесса: и учеников, и педагогов, и, кстати говоря, в том числе тех учеников, которые, приходя в школу, не знают языка, ведь возникает конфликт, ребёнок растерян, потерян, и начинаются очень многие проблемы. Мы как раз во избежание вот этой ситуации фактически формируем правильную основу, которая будет исключать нарушение прав любого ученика в рамках образовательного процесса. А родители, да, должны готовить ребёнка к школе, если они хотят, чтобы он учился в российской школе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Уважаемые коллеги, мы с вами не случайно этот вопрос внесли в постановление Государственной Думы: это наша позиция, её поддерживает подавляющее большинство депутатов Государственной Думы, Ирина Анатольевна юридически обосновала нашу точку зрения. Коллеги, мы не можем проходить мимо проблем: нас люди избирали для того, чтобы они решались - проблемы, которые волнуют. А сегодня ведь ситуация какая складывается? Семья мигранта приехала, дети не знают языка, приходят в школу - а дальше? Это становится проблемой как для ребёнка, который не знает языка, для ребёнка мигранта, так и для школьников, которые обучаются. Итог очевиден. Мы что, дальше будем замалчивать эту тему? Давайте искать решение. Мы предлагаем тестирование, мы предлагаем: нет знания языка - нельзя принимать в школу, учите язык. У нас же есть разные формы решения задачи: и коррекционные школы есть, и классы специальные можно открывать, но самое главное - надо язык учить. Если семья собирается переехать в нашу страну и ребёнка в школу вести, тогда надо его готовить к этому. Но мы предлагаем вначале проверить, семья находится здесь в соответствии с законом или это незаконные мигранты. Что здесь плохого? Это наведение порядка в этой сфере, это приведение всего в соответствие с законом. Если семья незаконно здесь находится, тогда извините. Мы с вами приняли решение: экстрадировать надо. Если семья законно находится, тогда должны знать русский язык, уважать наши законы, традиции. Константин Фёдорович, только так. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А раз не спорите, тогда давайте искать решение вопроса и поддерживать. Эти решения поддержаны подавляющим большинством депутатов. Язык надо учить? Надо. Пускай учат в своей родной стране, а приехав к нам, если хотят, нанимают репетитора. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В какой школе? В нашей школе, Константин Фёдорович, дети, придя в 1-й класс, уже знают язык, а если, придя в 1-й класс, а тем более... зачастую в другие классы приходят дети мигрантов, не зная языка. Что в итоге-то получается? И класс не будет учиться, потому что появляются дети, которые не знают языка, не понимают предметов, это влияет на состояние ребёнка, который пришёл без знания языка, и мешает учебному процессу, я уже не говорю о том, что это несёт в себе нагрузку и проблемы для учителей. Мы это тоже должны понимать. "В школе обязаны". Кто обязан-то? Мы о чём говорим-то? Давайте это пообсуждаем. Если у вас есть иная точка зрения, высказывайте её, но подавляющее большинство депутатов Государственной Думы придерживаются такой, поэтому мы обращаемся в правительство. Мы подготовили законодательную инициативу. Надеюсь, мы её согласуем и у нас будет больше сторонников, вынесем её на обсуждение буквально на следующей неделе с целью принять и чётко обозначим позицию: знание языка - основа для того, чтобы принять в школу ребёнка. Если языка не знает - учите язык, приезжайте со знанием языка, другие формы, пожалуйста, открыты, но только после того, как сдадите экзамен на знание языка, примут в школу. Вот это позиция подавляющего большинства депутатов Государственной Думы. (Аплодисменты.) И мы надеемся, что правительство нас поддержит в этом вопросе. У кого другая точка зрения - высказывайте. Я до этого уже говорил, у нас огромные возможности и полномочия есть у регионов. Используют эти полномочия всего 43 региона, наиболее эффективно используют полномочия в сфере регулирования трудовой миграции Краснодарский край, Тверская область, а в ряде регионов, где ситуация тяжелейшая, в той же Самарской области - самые дешёвые патенты, самое большое количество трудовых мигрантов... Кто мешает этим заниматься региону? Это их полномочия! Да, там поменялось руководство - единственный аргумент, что новые губернаторы начнут наводить порядок. Об этом надо говорить, в том числе обращать внимание на исполнение региональных полномочий Государственная Дума будет в разрезе регионов. Это тоже тема, которую мы с вами должны обсуждать. Не может быть такого, что мигрант получает патент на все виды деятельности. У нас как раз вот в том же Краснодарском крае достаточно жёстко ограничивают и исключают виды деятельности из спектра для трудового мигранта, который работает. Это тоже очень важно, вся система должна быть эффективна. Есть региональные полномочия - используйте, есть федеральные... Мы вот в части своих полномочий обсуждаем эти вопросы, так же как будем обсуждать список профессий. Да, большинство депутатов Государственной Думы выступают за то, чтобы врачей готовить в стране, учителей готовить в стране, воспитателей готовить в стране, не надо эти виды профессий вносить в перечень, как делает министерство труда, для того чтобы привлекать для работы, например, врачами мигрантов с неизвестно каким образованием и компетенциями, а самое главное - с плохим знанием либо отсутствием знания русского языка. Об этом речь идёт. Тогда мы и более эффективно будем развивать своё здравоохранение, и качество медицинской помощи будет выше. Также у нас школа будет базироваться на наших знаниях, традициях, истории, это тоже важно. Да, это планка, легче всего взять и сказать: у нас не хватает учителей, врачей - давайте пригласим мигрантов. В итоге что будет? Задумайтесь! Об этом речь идёт. Уважаемые коллеги, это крайне важный вопрос, и мы с вами должны ответственно к нему подходить. А у нас что получается? На должность воспитателя приглашают мигрантов, включают её в перечень профессий. Вот Ирина Анатольевна, надо отдать должное её и профессионализму, и самоорганизации, и умению решать задачи с конечным результатом, разобралась: а где заявки-то от регионов, на основе которых внесли в перечень профессию воспитателя? А этот перечень - основание для того, чтобы получить в упрощённом порядке вид на жительство. Вот мы с вами вчера законопроект во втором чтении приняли, надо отдать должное Леониду Ивановичу Калашникову, он в приоритетном порядке был рассмотрен. Но мы опять о чём говорим? Давайте до третьего чтения ознакомимся с подзаконными актами, с перечнем профессий, чтобы мы тоже понимали. Мы сейчас ушли от перечня профессий, дающих право на ускоренное получение гражданства, а вид на жительство - это тоже преференция, потому что затем уже будет гражданство. Ну опять-таки какие там должны быть профессии? Нам надо определить, это должно быть предметом обсуждения. У нас много нареканий к Министерству труда и социальной защиты в этой части, потому что... Откуда появляются эти перечни? Почему именно такой подход? Почему нет слаженной работы с регионами в отношении тех же патентов, о чём мы сейчас говорим? Это серьёзные темы, так что здесь ничего личного нет. Вот у нас Михаил Николаевич Матвеев хочет задать вопрос. Пожалуйста, Михаил Николаевич. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Довольно странно, когда спецпредставитель Думы по вопросам миграции прямо противоречит мнению большинства Думы. Вячеслав Викторович, Ирина Анатольевна, главное - не останавливайтесь! Давление огромное, лоббистов много, но не останавливаемся. Что касается геномной регистрации, её проходят все сотрудники правоохранительных органов, МЧС. В странах с большим миграционным потоком: в Арабских Эмиратах, Южной Корее, во Франции, в США - везде есть геномная регистрация. Я приводил пример, как в Санкт-Петербурге один негодяй, трудовой мигрант, изнасиловал и убил пять девочек, удалось установить, кто это, только после пятого трупа. Если бы была геномная регистрация (я могу назвать его имя, фамилию и страну, откуда он), то после первого же преступления он был бы задержан. Так что это необходимые вопросы безопасности, а не вопросы нарушения прав человека или ещё что-то. К сожалению, исчерпал своё время, не задав вопрос. Не останавливайтесь, самое главное - вперёд! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Николаевич. Пожалуйста, Лисицын Анатолий Иванович. ЛИСИЦЫН А. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Вот министр транспорта Германии встречался с учениками одной из школ Индии, с которыми заключены договоры для подготовки нужных специалистов для будущей работы в Германии. Почему мы, строя школы в бывших республиках, практически не используем подобную практику? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Викторович, Ирина Анатольевна. МОРОЗОВ О. В. Мне кажется, что это не тема нашего обсуждения, хотя, наверное, такие договорные формы возможны, в том числе как результат тех законодательных решений, которые мы и рекомендуем правительству в части регулирования трудовой миграции. Это как раз один из инструментов регулирования трудовой миграции, на мой взгляд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Чернышов Борис Александрович. ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, постоянно проходят встречи с участием представителей Государственной Думы и представителей Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования. В частности, недавно в рамках обсуждения проекта строительства новых школ в Киргизии, девяти российских школ в Киргизии, наши представители встречались и со школьниками, и с учителями, которые будут там работать. Такие встречи проводятся и представителями парламента, многих фракций. В частности, когда была передача автобусов по разным линиям, мы встречались и обсуждали не только хорошие вещи, но и узкие места реформы образования в сопредельных государствах и другие важные темы, которые есть в наших межгосударственных отношениях. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, вопросы заданы. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Присаживайтесь, Олег Викторович. Спасибо. Включите режим записи на выступления. Покажите, пожалуйста, список. Калашников, Наумов, Затулин, Дмитриева. Коллеги, уло житесь в три минуты или требуется время на выступление от фракции? Леонид Иванович? Если все желающие выступить уложатся в три минуты, это будет нормально, тем более надо ещё чтобы фракция подтвердила, что это выступление от фракции. Ну, я думаю, у вас с этим проблем нет, но если такая возможность есть... Всё-таки это постановление непросто обсуждалось, непросто согласовывалось, могу сказать, и оно носит выверенный характер, во многом мы на определённые компромиссы пошли, хотя изначально у нас была более жёсткая позиция в каких-то формулировках. Если можно, давайте по три минуты. Если Станислав Александрович не будет возражать, три минуты. Константин Фёдорович, ну, насколько я понимаю, вы выступаете лично, не от фракции, поэтому... От фракции? От фракции Ирина Анатольевна выступает. Три минуты, пожалуйста, ваше время, никто не ограничивает. Оксана Генриховна так же. И Ирина Анатольевна тогда выступит от фракции, но тоже в три минуты уложится. Три минуты - договорённость между всеми, мы же всегда консенсус... Пожалуйста, Калашников Леонид Иванович. КАЛАШНИКОВ Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Важное обращение. Сразу скажу, что фракция, конечно же, не может не поддержать его, потому что мы активно участвовали в его подготовке. Но я от фракции хочу ещё раз сакцентировать нашу позицию, потому что мне не нравятся некоторые политические спекуляции на эту тему, в том числе в этом зале. Мы несколько лет настаиваем на том, что миграция - это процесс очень системный и очень сложный, поэтому мы предложили систему оргнабора, иногда мы предлагаем пример Белоруссии. Оргнабор - это приехали по определённым правилам, уехали по определённым правилам. И здесь никто вроде бы не против, но дело... И вот всё остальное, что мы обсуждаем, - например, дети, например, образование, например, больницы, например, здравоохранение, рожают - это всё уже следствие. Главное: кто же к нам приехал? Вот я сейчас, перед тем как пришёл сюда, звонил в московское правительство, тут посмотрел... Нам говорят: демография, демография, не хватает людей, - посмотрел цифры, сколько по патентам у них работает с 2015 года: в 2015 году работало по патентам 450 тысяч в год и сейчас работает 470 тысяч в год - значит, никакой демографии. Вот им так удобно - приглашать, использовать эту дешёвую рабочую силу, а свою не использовать. Мы предлагаем... Мы же с вами здесь проголосовали за оргнабор и с Узбекистаном, и с Таджикистаном. Я встречался даже с руководителями этих государств, обсуждал. Мы там - вот задавал вопрос Лисицын - создали отделы, которые принимают экзамены, которые смотрят по медицинским вопросам. Это не заработало. Почему? Потому что патенты есть. Вот главная причина, из-за которой не работает миграция, - это Минтруд, который просто не занимается этой проблемой серьёзно, и регионы, которым сегодня легче давать патенты, а потом кричать, мол, нам не нужны такие мигранты. Вот это нам надо решить. Это обращение важно ещё и потому, что фактически мы говорим: правительство работает неудовлетворительно. Вот вы сегодня говорили о том, как вчера мы заслушивали вопрос по денежно-кредитной системе, вы правильно сказали, Вячеслав Викторович: мы приглашали сюда минэк не для того, чтобы он сказал, что работает вместе с Набиуллиной в любви и дружбе, а чтобы сказал, почему инфляция, почему цены в "Газпроме" - государственной компании - выросли так. А не потому ли в том числе, что мигранты бегают в "Зените", десять из одиннадцати человек, с миллионными зарплатами? Не потому ли в том числе, что они не знают ни одного русского слова, между прочим? Это очень комплексная проблема, которой мы должны заниматься дальше. Некоторые говорят: вот у вас тут коммунист возглавляет комитет, вот и решайте! Это очень неправильный подход. Вот я вам приведу пример по поводу русского языка. Когда три с половиной года тому назад мы принимали этот закон (кстати, в комитете все коммунисты проголосовали против него), мы три раза приглашали Лукашевич, замминистра, и спорили с ней, говорили: мы вам не дадим допускать туда не общеобразовательные учреждения, мы вам не дадим допускать третьих лиц. Более того, поправку внесли - проголосовали против неё. Но тогда зал проголосовал за этот закон. Поэтому, когда мы говорим об этом... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд. КАЛАШНИКОВ Л. И. Мы должны смотреть не только туда - вот вчера был у президента, например, коллега из фракции "НОВЫЕ ЛЮДИ", тоже про патенты говорил, или Слуцкий до этого, - но и на себя, на своих коллег, сидящих рядом, потому что мы этот закон проголосовали. Лукашевич посадили потом. Мы написали прямо в решении комитета: нельзя, это коррупционно, нельзя давать право минобру нанимать третьих лиц, - её посадили, она недавно вышла. Надо принимать это обращение и двигаться дальше. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Иванович. Пожалуйста, Наумов Станислав Александрович. Подготовиться Затулину, Дмитриевой и Ирине Анатольевне Яровой. НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, 400 тысяч граждан нашей страны в течение месяца подписали нашу петицию с кодексом трудового мигранта, где мы сформулировали те чаяния, те запросы, о которых сегодня говорили Вячеслав Викторович Володин, Ирина Анатольевна Яровая. И поэтому фракция ЛДПР, безусловно, не только будет поддерживать сегодняшнее обращение, но и мы хотим обратить внимание на то, что указ президента № 622 от 31 октября 2018 года утвердил Концепцию государственной миграционной политики. Она рассчитана на период с 2019 по 2025 год, стало быть, то, что сегодня содержится в проекте обращения Государственной Думы к председателю правительства, - это во многом те основы, которые начиная с 2025-го, 2026 года будут определять состояние миграционной политики. Здесь действительно очень важно не терять время. Мы проанализировали с коллегами - очень многие острые вопросы останутся без ответа со стороны чиновников районного, городского уровня, потому что... Российскому агентству по статистике, Росстату, необходимо срочно уже, не дожидаясь 31 декабря, начинать вносить соответствующие изменения во всё, что касается учёта детей, которые находятся на образовательном треке, во всё, что касается здравоохранения. У нас есть очень серьёзные опасения - и здесь надо кроме Росстата привлекать Росздравнадзор, Роспотребнадзор, - в части профилактики острых инфекционных заболеваний как у детей, так и у взрослых. На это надо обращать внимание. Сегодня наша система объективно не готова к учёту, который показывал бы, в каком состоянии находится здоровье приехавшего к нам иностранного гражданина. Но ключевое значение имеет работа Федеральной налоговой службы, потому что недопустимо ни с финансовой, ни с экономической, ни с социальной точки зрения то, что приезжающие к нам люди не платят тот объём налогов, который платим мы, граждане Российской Федерации. Они обязаны платить НДФЛ так же, как платят российские граждане, они обязаны платить все отчисления во все фонды. И здесь ответственность лежит на наших работодателях: они должны перестать злоупотреблять этой дешёвой рабочей силой, вместе со своими финансистами сесть и посчитать, а сколько же стоят эти рабочие руки, и сделать для себя соответствующие выводы. И ещё одно очень важное дополнение к проекту постановления, чтобы правительство нас слушало. То, что сегодня в Москве и Санкт-Петербурге называется хостелами, - это бардак. Эти хостелы надо закрывать, нельзя, чтобы в многоквартирных домах рядом с обычными квартирами находились якобы гостиницы, в которых эти люди находятся. Это нужно пересматривать, нужно создавать систему, в соответствии с которой каждый работодатель будет строить на территории своего производственного объекта соответствующие общежития. Сейчас такие возможности уже есть. И в целом мы ждём от правительства внятного ответа: что ждёт нашу экономику и как будет выстроен баланс на рынке труда? Фракция ЛДПР голосует за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Станислав Александрович. Пожалуйста, Затулин Константин Фёдорович. ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прежде всего, чтобы снять какие-то подозрения: я вообще поддерживаю и всегда поддерживал обращение Государственной Думы к вопросам миграции и, конечно, поддерживаю, когда мы обращаемся к правительству с предложением что-то улучшить. Вообще, было бы странно иное. Я являюсь или автором, или соавтором тех законов, которые здесь упоминаются, нами принятых. Но, дорогие друзья, первое, на что я хотел бы обратить внимание, - это постановление вышло за рамки вопросов незаконной миграции и говорит о миграции трудовой в целом. Это тоже можно поддержать, но тогда почему, например, мы не говорим в этом документе, а стоило бы сказать, что есть такой вид миграции, как репатриация - возвращение соотечественников, эта тема здесь вообще никак не упоминается. А президент уже принял по этому поводу указ, но ничего не делается в осуществление этого указа. А что нужно для того, чтобы это делалось? Прежде всего определиться с тем, кто соотечественник, а кто нет. У нас три года лежит в комитете с "неудом" правительства законопроект, который устанавливает, кто наши соотечественники, а кто нет. Из-за чего возмущение? Из-за того, что идут через государственную программу содействия добровольному переселению соотечественников лица, которые соотечественниками не являются. Таджики, узбеки, киргизы, при всём к ним уважении, не являются нашими соотечественниками, но это не значит, что к ним надо относиться как к людям второго сорта. Поэтому надо наконец принять перечень народов, исторически проживающих в России, - это вторая часть определения понятия "соотечественник", она везде опускается, - это надо сделать, мы от этого всё время уходим. И здесь об этом тоже ничего не говорится, к сожалению. К сожалению, не говорится о том, что надо не с ног на голову всё ставить, а поставить всё на ноги. Должно быть ведомство, ответственное за всё, чтобы оно понимало, нужны мигранты экономически или нет. Неужели вы думаете, что МВД это понимает и знает? МВД следит за учётом и должно следить, но требуется, и многие об этом говорили, специализированное ведомство. Об этом мы здесь тоже не говорим. Наконец, последнее. Ну странно было бы меня ещё упрекать в том, что я вообще не хочу, чтобы знали русский язык. Именно потому, что я выступаю за распространение русскоязычия... Ну странно же, мы создаём, строим школы за рубежом, и мы поддерживаем русские школы в Таджикистане, в Киргизии и так далее, а здесь мы говорим: мы детей мигрантов в свои школы не пустим. Дорогие друзья, надо вводить дополнительные классы, надо финансировать дополнительно, надо ещё что-то делать, но не надо слово "запрет" употреблять, вот о чём я говорил, только об этом! Тестирование, если хотите, проводите, но запрет - нельзя. Мы нарушаем, посмотрите, статью 78 собственного закона "Об образовании в Российской Федерации", согласно которой каждый иностранец имеет право на образование. Хотя бы об этом задумайтесь! Вот, собственно, и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Фёдорович. Ну, прежде всего, мы ничего не нарушаем, а как раз инициируем принятие закона, который внесёт изменения в ранее принятые решения, уточнит их, отменит какие-то действующие нормы. Но, учитывая, что эти вопросы не урегулированы, да, мы предлагаем, чтобы дети мигрантов, приезжая в страну, либо знали русский язык и шли учиться в школу, либо учили его в стране, где до этого жили, или родители, приехав сюда, нанимали им репетиторов, другие формы использовали, и только после этого дети уже приходили в школу. Потому что нереально преподавателю, когда ребёнок не знает русского языка, его обучить какому-то предмету, передать знания. Но самое плохое - это стресс для ребёнка, который приходит без знания русского языка в школу, в класс, и это парализует занятия в классе, где другие дети знают русский язык, и для учителя это становится огромной проблемой. Мы что, эту проблему не замечаем? Мы что, не видим, какая ситуация складывается? Именно поэтому, основываясь на нормах Конституции о том, что Государственная Дума - высший представительный и законодательный орган, мы с вами начинаем обсуждение этого вопроса, правительству предлагаем начать обсуждать его, вносим законодательную инициативу, и это позиция большинства депутатов Государственной Думы, если не всех практически. Поэтому здесь нет ничего, ну, если хотите, необычного и уж тем более противоречащего законодательству. Ещё одна тема, которая не находит решения и урегулирования в законодательстве. Мы говорим, что семьи трудовых мигрантов могут приезжать при наличии жилья и денежных средств на счетах. Так, Леонид Иванович? Калашникову включите микрофон. КАЛАШНИКОВ Л. И. Да, это так. И если говорить уж честно, отвечая более комплексно на вопрос, даже по репатриации... Вообще-то говоря, комитет и Дума потратили целый год на то, чтобы доработать проект закона о гражданстве, который внёс президент. Мы его доработали, приняли и сейчас по нему двигаемся. По закону о репатриации я тоже внёс специальное предложение... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Иванович, это разные вещи, поэтому надо отдельно заниматься репатриантами и отдельно заниматься мигрантами, тем более незаконной миграцией, о чём мы говорим. И конечно, когда мы с вами, коллеги, видим, что у нас идёт наплыв семей трудовых мигрантов, не надо забывать, что есть нормы, которые мы тоже должны учитывать, - их никто не учитывает. А проверяют, есть у них жильё или нет? Как правило, его нет. Есть денежные средства на счетах? Нет. Есть знание русского языка? Нет. Вот давайте из этого исходить. У всех вроде сейчас та точка зрения, что надо эти решения принимать и не останавливаться, потому что действительно несколько проблем мы могли бы рассмотреть и после принятия решения по ним, изменения законодательства ситуация поменяется, поменяется существенно. Так же и в отношении регионов, патентов. Вот даже Нечаев Алексей Геннадьевич этот вопрос ставил на встрече с президентом - о необходимости увеличить базовый сбор за патенты. Ну действительно, в одних регионах это мизерная сумма, в других она больше, но многие регионы даже не используют эту возможность ни для пополнения бюджета, ни для регулирования миграционных процессов и вопросов трудовой миграции. Правильно Нечаев поднимает этот вопрос. И мы тоже должны выразить отношение к этому, поддержать, потому что это отдельная тема, она отнесена сегодня к региональным полномочиям. И мы с вами говорим, что не все регионы у нас вообще используют этот инструментарий, всего 43 региона. И если посмотреть, какие виды деятельности в регионах разрешены, также не все регионы для себя определяют эти приоритеты, защищая свой рынок труда или, наоборот, открывая его для мигрантов. Это, коллеги, серьёзная тема, и мы говорим правительству: давайте вносите нам предложения, потому что эта тема в принципе по определению ближе исполнительной власти, вы должны планировать количество трудовых ресурсов, определить, где они необходимы, в каких регионах, и здесь уже вопрос к министерству труда и Министерству экономического развития. Но предложения Нечаева очень грамотные, правильные, мы их тоже будем рассматривать и поддерживать. Сегодняшний разговор у нас в основе своей подведение итогов проделанной работы по противодействию незаконной миграции и обсуждение предложений, которые надо реализовывать, мы видим, как совершенно очевидные, в части обучения в школах детей мигрантов и поддержки тех, кто знает русский язык. При этом в отношении тех, кто не знает, надо искать решение - мы его предлагаем. Коллеги, соотнесётесь затем голосованием. Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо. Я, безусловно, поддерживаю данное обращение, но вот в продолжение сегодняшнего разговора по поводу приёма в школу детей мигрантов. Дело в том, что обязательство о приёме детей мигрантов в школу определяется правилами приёма. В правилах приёма в школы есть положение о том, что нужно принимать всех иностранцев вне зависимости от знания русского языка и ещё каких-то иных критериев. При этом наша Конституция отнюдь не требует предоставления права на образование всем жителям Земли, которые могут приехать в Российскую Федерацию. Право на образование по Конституции распространяется на граждан Российской Федерации, там есть слова "каждый имеет право на образование", но не сказано, что каждый иностранец. "Каждый" - имеется в виду гражданин Российской Федерации. Поэтому здесь нужно чётко разделить и, когда мы будем прорабатывать эту тему дальше, дать соответствующие рекомендации по правилам приёма в средние школы с учётом наличия или отсутствия гражданства, ну и знания русского языка. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна. Мы с вами расходимся в ряде вопросов, связанных с принятием бюджета, в других темах, но в данном случае спасибо за поддержку, потому что и мы считаем именно так - как вы. Поэтому вам аплодируем. (Аплодисменты.) Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Вячеслав Викторович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." однозначно поддерживает предложенные в постановлении тезисы. Ну и мы предлагаем всем, кто заинтересован в защите права не граждан России - детей получать образование на русском языке, выступать в первую очередь в меджлисах Узбекистана, Таджикистана и там требовать такого права для детей - владеть русским языком. Вот главное, куда надо обращать внимание наших коллег, Константина Фёдоровича, представителей диаспор многочисленных в России. Для этого, я думаю, там двери открыты, давайте там выступайте, выбивайте деньги на открытие классов, школ в этих странах, а может быть, и здесь - вместо молельных комнат и прочих других учреждений, где об этом даже не задумываются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Ирина Анатольевна Яровая. Ирина Анатольевна, у вас есть возможность и от фракции выступить, и с заключительным словом. Вы в три минуты уложитесь, так, чтобы не обижать вас? Ну, если что, увеличим время. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, ну, прежде всего, я представляю фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мне поручено председателем координировать работу нашей парламентской комиссии. Заметьте, мы с вами достигли на этой рабочей площадке максимального консенсуса - почему? Потому что каждый вопрос мы детально прорабатывали. Мы сделали аналитику, которую сейчас у нас запрашивают органы исполнительной власти и регионы. Мы стали теми экспертами, которые провели оценку всей системы координат. Своё выступление я начала с того, что миграционная политика должна быть не спонтанной реакцией на отдельные проблемы, а целостной, системной. И мы выработали системные решения по противодействию нелегальной миграции. Мы выработали системные решения по сохранению межнационального мира и согласия, потому что сертификаты о знании русского языка, понимание русского языка, соблюдение законов - это то, что формирует доверие и взаимодействие. Уважаемые коллеги, для того чтобы преподавать ребёнку, который не знает русского языка, надо знать язык, который знает ребёнок. Вы предлагаете учителю русского языка знать узбекский, таджикский? Не хочу никого обижать, но вы сами понимаете вообще, что вы предлагаете в этой части? Кто может преподавать, если он не знает языка ребёнка и ребёнок с ним не может взаимодействовать? Для ребёнка это иностранный язык, значит, и педагог должен быть двуязычным. Поэтому правильное предложение о том, что... Правильно наше государство делает, что максимально распространяет русский язык в мире, но это совершенно другое, там другие преподаватели. Школа - это социальный институт, в котором должны быть гармония, соблюдение правил и процедур, доброжелательность и государственный язык - русский. Россия - открытая страна и очень доброжелательная, это было и остаётся, но должны быть правила, которые обеспечивают сохранность базовых ценностей в любых институтах и, конечно, исполнение требований закона. Вот Вячеслав Викторович поднял очень правильную проблему. Понимаете, мы стремимся к настолько тонкой настройке, мы каждую проблему рассматриваем во взаимосвязи с другими - почему у нас вдруг стали получать упрощённый вид на жительство воспитатели и педагоги? По поручению, которое нам было дано, я исследовала этот вопрос и поняла, что у нас в министерство запрос направили шесть регионов. Какие? Псковская область запросила 111 вакансий, Магаданская - 35, Кировская - 30... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЯРОВАЯ И. А. Мурманская - 21, Новгородская - 4 и Московская - 1, всего запросили 202 вакансии. При этом никакого ответа на вопрос, могут ли они закрыть эти вакансии своими силами, за счёт граждан России. А дальше ещё интереснее: министерство, получив запросы от шести из всех субъектов на минимальную цифру, открывает полностью просторы и говорит, что принимаем всех воспитателей и учителей. Мы о чём ведём речь? Мы ведём речь всё-таки о какой приоритизации интересов? Мы всё-таки стоим на позиции того, что приоритет, безусловно, за обеспечением безопасности и интересов граждан России, в такой логике по отношению к своим народам живёт весь мир, эта логика есть и у нас. Но у нас есть ещё другая логика - доброжелательного взаимодействия, поэтому мы за установление правил и процедур, которые гарантируют соблюдение интересов всех. Что касается трудовой миграции, мы не стали вторгаться в эту компетенцию осмысленно, мы дали очень много полномочий правительству и регионам в этом вопросе. Прогноз социально-экономического развития, баланс рынка труда, пространственное развитие стратегии, актуализация концепции миграционной политики, полномочия регионов в части решения не выдавать патенты и выдавать по конкретным профессиям - это зона прямой ответственности конкретных должностных лиц. И мы, как Государственная Дума, составив набор решений, которые мы приняли и дали как новый инструмент, ожидаем от правительства в свою очередь компетентных, взвешенных и целостных решений. Парламент оставляет за собой вопросы контроля и взаимодействия. И сокращённый срок, который мы установили, - месяц, - это как раз для того, чтобы была не имитация решения проблем, а понимание того, что, если сегодня есть актуальные задачи развития нашей страны, они должны быть комплексно соотнесены со всеми вопросами, в том числе и миграционной политики. Мы очень надеемся, что правительство, представители которого входят в нашу парламентскую комиссию... мы выяснили, что ни в одном министерстве нет заместителей, которые курировали бы вопросы миграционной политики внутри своих отраслей, - мы надеемся, что это будет исправлено и что вся работа кабинета министров будет носить целостный характер. Мы готовы помогать, взаимодействовать, решать, но мы должны понимать, что свою задачу мы выполнили в определённой степени и очень качественно, и передаём эстафету правительству, для того чтобы по трудовой миграции мы обрели такое же умное и взвешенное решение. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Уважаемые коллеги, ещё раз хочу сказать слова благодарности Ирине Анатольевне за огромную работу, которая проделана, итог её сегодня очевиден: мы с вами как раз на основании принятых законов - 13 законов с начала года - принимаем обращение к председателю правительства, формулируя задачи, и видим, что только через совместную работу с правительством мы можем достичь результатов, потому что необходимо издавать подзаконные акты, ну и, конечно, совместно решать проблемы. Полномочный представитель президента, нет замечаний? Нет, поддерживаете. Правительство, поддерживаете? Пожалуйста, Александр Юрьевич. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, Правительство Российской Федерации исходит из того, что в целом государственная политика в сфере миграции должна быть сбалансированной, разумной и абсолютно прагматичной, и самое главное - эта политика должна быть направлена на достижение тех национальных целей, которые поставил президент перед Правительством Российской Федерации. Исходя именно из этого в случае получения обращения в адрес председателя правительства оно будет самым тщательным образом рассмотрено, будут даны поручения о необходимости разработки соответствующих проектов нормативных актов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич. Уважаемые коллеги, вот, пожалуйста, подход, это очень правильно. Мы берём ответственность на себя и вместе с правительством дальше решаем задачи - они будут уже предлагать решения по трудовой миграции. Мы же высказываем предложения именно в рамках диалога, в рамках совместной ответственности, конструктивного подхода. Переходим к голосованию по 2-му вопросу. Голосование поимённое. Кто за? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 50 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято За - 408, против - нет, воздержавшихся нет. Уважаемые коллеги, поздравляю! (Аплодисменты.) Мы с вами в непростой дискуссии пришли к решению, которое поддержано единогласно. Я не знаю, правда, голосовал Константин Фёдорович за него или нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Константин Фёдорович после аргументов, которые прозвучали, убедился в правильности предложений правительству либо руководствовался другими убеждениями. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Константин Фёдорович, не будем уходить в дискуссию, но видим, что вы отдали свой голос за.