Заседание № 219
25.02.2015
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 722664-6 "О внесении изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий Государственной Думы по осуществлению парламентского контроля).
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1372 по 1699 из 6583
2-й пункт повестки дня, проект постановления Государственной Думы "О внесении изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предлагается внести изменения в Регламент Государственной Думы, которые фиксируют принимавшиеся нами в последнее время решения в области парламентского контроля. Эти решения приняты на законодательном уровне, и для того, чтобы они могли заработать, необходимо внести соответствующие технические изменения в Регламент. Я сейчас просто кратко назову те изменения, которые фиксируются в данном проекте постановления. Во-первых, это отнесение к полномочиям Государственной Думы предварительного рассмотрения основных направлений таможенно-тарифной политики и бюджетного прогноза на долгосрочный период. Раньше нами рассматривались только основные направления налоговой и бюджетной политики, теперь мы дополняем перечень соответствующими важнейшими документами. Государственные программы и федеральные целевые программы также отнесены к сфере парламентского контроля, и соответствующие изменения предлагается внести в Регламент Государственной Думы. Доклад правительства об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции - этот механизм был заложен в законе, но он не работал, мы получили первый такой доклад правительства и должны, соответственно, принять изменения, с тем чтобы здесь, на заседании палаты, - мы понимаем, насколько важен для экономики вопрос раздела продукции, - мы могли этот вопрос заслушивать. Следующий вопрос - это информация правительства о ходе разработки и сроках принятия нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными законами. Это очень болезненная тема, мы знаем прекрасно, как долго после принятия законов готовятся необходимые нормативные материалы. Хотел бы сразу обратить внимание на то, что в этой части мы будем рассматривать предложения Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы, это очень важные дополнения, касающиеся того, что если раньше у нас здесь по этим вопросам выступали только министры, то теперь может быть приглашён и вице-премьер. Следующее - это вопросы, связанные со Счётной палатой. Я уже говорил с этой трибуны о важнейшем полномочии Государственной Думы: в случае если предписание Счётной палаты не выполнено, она обращается в Государственную Думу, и Государственная Дума своим постановлением вправе остановить финансирование, независимо от того, кто в данном случае является субъектом и какие операции в этой связи осуществляются. Соответственно, здесь же мы уточняем процедуру, касающуюся дачи поручений Счётной палате о проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и направления запросов комитетов, комиссий и депутатов в целях получения информации от Счётной палаты. Должен сказать, что вносятся изменения и по нескольким вопросам, может быть, и техническим, но не менее важным, - это, скажем, вопрос назначения аудиторов Счётной палаты: мы создаём тот же порядок, который у нас существует при назначении председателя Счётной палаты, - предусматривается представление президентом кандидатуры на должность аудитора Счётной палаты. И очень важный вопрос - это вопрос о получении заключений правительства на те законопроекты, по которым эти заключения необходимы согласно статье 104 Конституции. Мы все прекрасно знаем, как часто задерживается рассмотрение тех или иных законопроектов в связи с тем, что правительство просто, к сожалению, не даёт заключения, тем самым фактически ущемляется право законодательной инициативы. В данном случае в Регламент вносятся те нормы, которые устанавливаются законом "О парламентском контроле", то есть определяют порядок действий Совета Государственной Думы в данном случае. Вот те изменения, которые предлагается внести в Регламент Государственной Думы, и, я повторяю, это является реализацией тех решений, которые мы с вами здесь все вместе принимали. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Александрович Попов, пожалуйста. ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, добрый день! Андрей Михайлович достаточно подробно изложил суть новаций, которые предлагаются к внесению в наш Регламент, а я хотел бы отметить два существенных момента, и для меня принципиально важно, чтобы вы все их очень чётко понимали. Мы не только синхронизируем эти изменения с принятыми изменениями в законодательство - это касается законов "О Счётной палате...", "О парламентском контроле", - но и, что принципиально важно, стараемся повысить роль наших структурных подразделений, которые есть в Государственной Думе, - вот этими изменениями мы повышаем роль и Председателя Государственной Думы, и Совета Думы, и профильных комитетов. Что касается профильных комитетов, Андрей Михайлович отметил некоторые моменты, связанные, например, с тем, что мы сможем при взаимодействии с правительством более активно влиять на соблюдение сроков представления заключений. Вот этим правом мы напрямую в Регламенте наделили профильные комитеты, потому что сегодня конструкция следующая, и все члены Совета Думы это очень хорошо представляют: когда происходит задержка, председатели профильных комитетов неоднократно на Совете Думы об этом говорят, но обращаться в адрес правительства по вопросу соблюдения сроков у нас имеет право только Совет Думы. Вот этими изменениями мы даём профильным комитетам право напрямую обращаться в правительство и говорить, что происходит задержка, причём не только по поводу тех законопроектов, которые сам комитет готовит, но и по поводу законодательных инициатив любых авторов, которые рассматривает комитет. Второй момент, который тоже связан с повышением роли профильных комитетов, - это вопрос (и Андрей Михайлович тоже это отметил), связанный с тем, что сроки разработки подзаконных актов, которые должно принимать правительство в развитие тех или иных законов, зачастую нарушаются. Да, мы сформулировали это, и в законе "О парламентском контроле" сегодня есть чёткая позиция, что правительство ежеквартально даёт нам информацию о том, как идёт работа по выпуску тех или иных подзаконных актов, подготовка которых предусмотрена принятыми законами, но опять же право обращаться в правительство, если есть эти нарушения и мы видим отставание по срокам, до сегодняшнего дня тоже имел только Совет Думы. Мы считаем, что профильный комитет, который не только готовит законопроект к принятию, но и проводит на самом деле мониторинг реализации закона, должен отслеживать все эти нюансы. Таким образом, мы считаем, профильный комитет получит сегодня возможность и право полностью осуществлять контроль как за подготовкой законопроекта к принятию, так и за тем, как этот законопроект реализуется, и мы даём возможность профильным комитетам точно так же, напрямую обращаться в правительство и по всем вопросам, которые связаны с той или иной задержкой, оперативно реагировать, подсказывать. Я думаю, что это будет полезно и для правительства тоже, потому что при том объёме нормативных правовых актов, который они должны готовить, конечно, определённые аспекты могут упускаться и, кроме профильных комитетов, вот так чётко всё отслеживать и взаимодействовать со своими министерствами, наверное, больше не может никто. Замечаний у Правового управления не имеется. С нашей точки зрения, данные новации очень важны для нашей повседневной деятельности, мы предлагаем поддержать эти предложения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Михайлович, скажите, пожалуйста, насколько правомочны мы, в общем-то, смягчать ответственность правительства за неисполнение федерального конституционного закона в части представления в срок заключений? Ну, мне кажется, что это, вообще-то, даже алогично: почему если федеральный конституционный закон определяет срок, а правительство его нарушает, то мы ещё на тридцать дней этот срок продлеваем, вместо того чтобы привлечь к ответственности тех, кто его нарушил? Это первое. Второе. Вот сегодня коллега из фракции ЛДПР приводил результаты опроса, по которым Дума на предпоследнем месте по степени доверия граждан государственным институтам. Скажите, пожалуйста, когда мы в ведение президента отдаём даже вопрос формирования нашего контрольного органа - Счётной палаты, насколько это увеличивает наши права? И Сергею Александровичу вопрос. Вот девяносто два депутата представили вам проект постановления о первом парламентском расследовании - по Сердюкову, поставили под ним свои подписи. Скажите, пожалуйста, почему он не вносится? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так много вопросов сразу нельзя задавать, Николай Васильевич, по одному только. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Николай Васильевич, по поводу первого вопроса, насколько правомерно смягчать ответственность правительства за непредставление заключения. Вы ссылаетесь на конституционный закон, но - я хотел бы обратить ваше внимание на это - там никакая ответственность не предусмотрена, поэтому смягчать её мы просто в принципе не можем. К сожалению, данный закон не устанавливает, что делать субъекту права законодательной инициативы, который не может реализовать это своё право в связи с неполучением заключения. Поскольку для нас главное всё-таки, как в том анекдоте, не "шашечки", а ехать, именно этот вопрос мы и решаем, а смягчить ответственность, которой не существует, ни Регламентом Думы, ни каким бы то ни было законом просто невозможно, не волнуйтесь, пожалуйста! Второй вопрос, по поводу того, что мы отдали президенту возможность формирования Счётной палаты. Я хотел бы напомнить, что формирование Счётной палаты - это исключительно прерогатива парламента. Мы с вами утверждаем кандидатуры председателя Счётной палаты и шестерых аудиторов, а Совет Федерации - кандидатуры заместителя председателя Счётной палаты и ещё шестерых аудиторов. Хотел бы напомнить, что благодаря именно этому порядку на сегодняшний день в Счётной палате работают представители всех фракций в Государственной Думе. Я думаю, что второй вопрос в принципе имеет такое же право на существование, как и первый. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос содокладчику. Сергей Александрович, вынужден вернуться к тому, что передо мной говорил коллега Коломейцев. Статья 36 закона "О Правительстве...", читаю: "Заключение Правительства Российской Федерации направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации. По согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлён". Если такая норма не устраивает правительство или нас, потому что она нерабочая, то, наверное, надо её менять. А мы что делаем? Мы не совсем правомерно говорим: вы можете ещё на тридцать дней фактически затянуть исполнение данной нормы конституционного закона. Вот мы иногда очень смелы, а иногда делаем два шага назад. Не кажется ли вам, что это не совсем корректно в нынешней политической ситуации? ПОПОВ С. А. Постараюсь объяснить. Мы рассматриваем сегодня Регламент, а вы говорите о законе "О Правительстве...". Готовьте поправки в закон "О Правительстве...", и будем их рассматривать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПОПОВ С. А. Стоп, секундочку. Мы говорим конкретно о том, что уточняем нормы нашего Регламента. Сложившаяся практика, и об этом Андрей Михайлович как раз очень хорошо сказал, показывает, что есть нарушения, в том числе и по срокам. Нам нужен свой механизм влияния. Вот мы прописали этот механизм и предлагаем его, повышая роль, с одной стороны, Совета Думы, а с другой - профильных комитетов, потому что мы считаем, что сегодня очень важно, чтобы руководители профильных комитетов, весь состав профильных комитетов чётко понимали свою важность и свою ответственность при решении этих вопросов влияния. Если вы считаете, что мы должны посмотреть на этот вопрос с точки зрения вот этой высшей ответственности, то это другая тема - не тех изменений, о которых мы сегодня говорим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня тоже вопрос к Сергею Александровичу. Вы говорите, что профильные комитеты готовят у нас законопроекты и выносят их. Вы сами прекрасно знаете, что мы друг другу тут лжём постоянно, ведь профильные комитеты в третьем, четвёртом, пятом, шестом созывах Думы ещё ни разу не выражали своего собственного мнения - что скажет правительство, то они сюда и выносят. По существу, депутат работает в одном профильном комитете, а законопроекты может вносить совершенно разные, не относящиеся к его профилю, поэтому мы должны будем бегать по комитетам и просить: вы знаете, вот я отправила законопроект в правительство, у меня заключения нет... Это ещё одна перекройка нашего Регламента, для того чтобы мы сидели тут тихо, помалкивали и голосовали как скажут, - вот единственная задача, которая решается уже очень давно. А вопрос у меня такой: не лучше ли повышать роль палаты вообще и роль каждого депутата в отдельности? ПОПОВ С. А. Не могу не согласиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Андрей Михайлович, вы напрасно радовались, у нас в административный кодекс внесены изменения, и сегодня за неполучение ответа в установленные сроки по представлению прокурора может быть наложен административный штраф в размере до 15 тысяч. И второе. Сергей Александрович... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по ведению, Николай Васильевич. У вас будет возможность выступить в прениях. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Чтобы в прениях не выступать, для информации сообщаю, что и Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций, и комитет по экологии, насколько я помню, и комитет по региональной политике неоднократно выносили на рассмотрение на пленарном заседании свою собственную, принятую членами комитета позицию, отличающуюся от той, которую потом принимала в целом Государственная Дума. Это к тому, что сказала уважаемая депутат Плетнёва, - что мы в комитетах самостоятельно позиции не формируем. Вот те комитеты, которые я назвал, - это только то, что я помню, - свою позицию формировали самостоятельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Депутат Тарнавский, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич. Не можем мы поставить точку, потому что здесь большая запятая в результате дискуссии. И хотелось бы ещё раз подчеркнуть следующее и в отношении позиции фракции, и в отношении позиции других депутатов. Я зачитал статью 36 закона о правительстве: она однозначно говорит о том, что в срок до одного месяца правительство должно подготовить заключения на законопроекты по тем вопросам, которые определены в статье 104, часть 3, Конституции Российской Федерации. Если в силу каких-то причин правительство не успевает это делать, значит, менять нужно эту норму, при этом, если правительство в рамках этой нормы не справляется, оно должно согласовать срок затяжки представления своего заключения и этот срок может быть продлён. Что мы делаем сейчас? Мы сейчас, внося эти изменения в Регламент, де-факто позволяем правительству нарушать эту норму. Я для тех, кто не читал этот проект постановления, ещё раз зачитаю: "...Совет Государственной Думы по предложению профильного комитета обращается в Правительство Российской Федерации с запросом о причинах отсутствия такого заключения и предложением представить указанное заключение в течение 30 дней". Во-первых, очень сомнительно с юридической точки зрения право фактически дать правительству ещё 30 дней, может быть, 70 дней на то, чтобы оно представило это заключение, ведь оно может сослаться на нас, сказать: нам же Госдума позволила не спешить с этим! Ну а самое главное здесь - политическая составляющая. Мы, знаете, как в Византии, делаем иногда шаг вперёд, два шага назад. Шаг вперёд - это, не могу не сказать, блестящее выступление Андрея Михайловича Макарова в пятницу на десятиминутке, когда он дал такую справедливую, чёткую оценку деятельности правительства, и заслуженную оценку! Многие коллеги из разных фракций с удовольствием к этому присоединились, потому что они так же смотрели на деятельность правительства. И тут же мы, видимо, испугавшись своей смелости, делаем такой пассаж! Нам уже надо определиться, когда мы двигаемся, ведь иногда лучше ничего не делать, чем делать плохо. Хотелось бы обратить на это внимание комитета по Регламенту. Нам представляется, что эта норма Регламента не совсем отвечает Федеральному конституционному закону "О Правительстве...", статье 36. Такие вопросы можно решать, как сказал коллега Коломейцев, или через административный кодекс, или через Генеральную прокуратуру. Но в принципе Правительство России, если мы живём в правовом государстве, обязано выполнять то, что ему предписано... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, больше желающих выступить нет. Выносится на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4913 по 4929 из 6583
Пункт 2-й, проект постановления Государственной Думы "О внесении изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 32 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принимается.