Заседание № 208
18.04.2019
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 689567-7 "О поручении Счётной палате Российской Федерации" (о проверке финансово-хозяйственной деятельности Банка России за 2016-2018 годы).
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4271 по 4630 из 5144
Переходим к 44-му вопросу. О проекте постановления Государственной Думы "О поручении Счётной палате Российской Федерации". Доклад Ирины Евгеньевны Марьяш. МАРЬЯШ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В Государственную Думу поступило обращение Национального финансового совета с предложением поручить Счётной палате Российской Федерации провести в 2019 году, в период с июня по ноябрь, проверку финансово-хозяйственной деятельности Банка России за 2016, 2017 и 2018 годы в части формирования и использования фондов, создаваемых из прибыли Банка России, а также исполнения сметы расходов Банка России, его структурных подразделений и учреждений, что соответствует статьям 5 и 13 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статье 23 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации". Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту поддерживает проведение указанной проверки, вносит на рассмотрение Государственной Думы соответствующий проект постановления и рекомендует его к принятию. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллеги, вопросы. Есть вопросы. Включите режим записи. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Ирина Евгеньевна, я предлагаю поправку: на второй странице после слов "за 2016-2018 годы" поставить точечку и вычеркнуть "в части формирования и использования фондов, создаваемых..." и дальше по тексту - это не противоречит ни одной из статей, которые вы назвали, но будет полезнее и Национальному финансовому совету, и Думе. Я обосную... (Микрофон отключён.) МАРЬЯШ И. Е. Николай Васильевич, в законе "О Счётной палате Российской Федерации", в статье 23, чётко сказано, что палата осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка и вообще в целом, но на основании предложений Национального финансового совета. Предложение Национального финансового совета касается проведения проверки прибыли, которая образуется в банке за счёт ведения хозяйственной деятельности. Национальный финансовый совет обратился с таким предложением, и в соответствии с нормой, о которой я сказала, мы включили соответствующую тему проверки в проект постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня такой вопрос. Ну, проверять распределение прибыли, смету Банка России... Это всё-таки не те деньги, они сопоставимы, например, со средствами Фонда консолидации банковского сектора, а нам было бы интереснее знать, как вообще эти деньги расходуются, насколько эффективно, какие результаты это даёт - вот это нам было бы знать важнее. Потом, Счётная палата - это же контрольный орган Федерального Собрания, и мне кажется, мы можем любое поручение им дать. Может быть, мы всё-таки расширим сферу проверки Счётной палаты? У Думы гораздо больше вопросов по другой части деятельности банка. МАРЬЯШ И. Е. Валерий Карлович, ваш вопрос созвучен с вопросом Николая Васильевича. Мы получили предложение Национального финансового совета и взяли его за основу при формировании темы проверки, которая включена в проект постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Скриванов Дмитрий Станиславович. СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ирина Евгеньевна, вот Национальный финансовый совет, вы сказали, к нам обратился, а наш Комитет по финансовому рынку рассматривал указанное обращение? Прозвучало мнение, что в какой-то части нужно расширить сферу проверки, - а может быть, у нас есть информация, о которой вы говорите, и нет необходимости проверять? Рассматривал ли Комитет по финансовому рынку это обращение? МАРЬЯШ И. Е. Дмитрий Станиславович, Счётной палатой Российской Федерации по этой теме проводилась проверка за 2013, 2014, 2015-й и часть 2016 года. Действительно, была проверка, тема была созвучна с той, которая сегодня предлагается, были выявлены нарушения, замечания, были направлены в Банк России. Бесспорно, мы этот вопрос по поручению председателя согласовывали с комитетом по финансам. Комитет по финансовому рынку Госдумы поддержал данную проверку, но с оговоркой - провести её в 2020 году. Тема, повторяю, была поддержана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, председатель профильного комитета дополнит - не будете возражать? Пожалуйста, Аксаков Анатолий Геннадьевич. Включите микрофон. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы поддержали предложение о проверке фондов, создаваемых из прибыли Центрального банка. Что касается предложения, которое внёс Гартунг, и того, о чём сейчас сказал Скриванов, по сути поддержав: поскольку Фонд консолидации банковского сектора создан только недавно, мы посчитали необходимым проверить его в 2020 году - как раз исходя из этого мы и предлагали перенести рассмотрение Счётной палатой этого вопроса на 2020 год. Но тогда вопрос о проверке Фонда консолидации банковского сектора мы будем ставить отдельно, чтобы в следующем году Счётная палата проверила, как он используется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Ирина Евгеньевна. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Видите, правильно мы поступили, начав постановления рассматривать. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Скриванов Дмитрий Станиславович. СКРИВАНОВ Д. С. Я хотел бы сказать два слова по теме, по которой выступал Анатолий Геннадьевич. Я не за то, чтобы расширить или изменить предмет проверки, - я за то, чтобы прозвучала позиция комитета, поэтому задал такой вопрос. Вообще Центробанк ежегодно отчитывается, ежегодно рассматриваются у нас единые правила денежно-кредитной политики, в рамках этого можно любые поручения давать и, собственно говоря, всё проверять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддерживает решение. Единственно, я хотел бы сказать, что нас беспокоит деятельность Центрального банка. Более того, наша фракция внесла несколько законопроектов, чтобы больше контроля дать Государственной Думе над действиями, которые совершает ЦБ, наблюдательный совет, и даже позволить вносить коррективы, но эти наши предложения не были приняты. Тогда хотя бы давайте получать полную информацию о том, что происходит, каковы результаты деятельности ЦБ в части контроля за банковским сектором. Надо, чтобы мы эти данные получали не от пикетчиков, которые стоят у здания Госдумы, а до того, как они выйдут в пикеты, чуть раньше, чтобы мы могли это как-то предотвращать, внося какие-то коррективы в деятельность ЦБ, в том числе в осуществление денежно-кредитной политики. Может быть, нам всё-таки расширить полномочия Счётной палаты по проверке и побольше посмотреть не на то, как ЦБ распределяет собственную прибыль? Это всё-таки суммы несопоставимые, то есть объём поддержки банковской системы и объём прибыли ЦБ, которую он тратит на свою деятельность, - это два разных потока денег. А рассматривать какую-то часть денежного потока под микроскопом и в то же время вообще пропускать мимо контроля триллионы рублей, ну, согласитесь, неправильно. Зачем мы Счётную палату будем загружать деталями, а при этом абсолютно стратегические вещи будут вне её контроля? Мне кажется, это просто неразумное использование такого инструмента, как Счётная палата. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Николай Васильевич, вы правильно говорите: от фракции - но фракция не может такое решение принять, всего 20 процентов фракции в зале. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Мы решение принимали вчера на заседании фракции в 16.00, можно стенограмму посмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вчера вы пытались считать тех, кто отсутствует, а сегодня можно, посмотрев, сразу сказать, что присутствует меньшая часть фракции. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Ну, мы время тратим зря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Для чистоты отношений, вот предлагает Лысаков Вячеслав Иванович... Какое слово-то вчера предложили использовать по поводу накоплений и изъятия их?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, вот он предлагает видите какие процедуры... Николай Васильевич, понятно, что от фракции, но коллеги Регламент чтут, поэтому предлагаем всем его уважать. От фракции, конечно, это ваше право. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Для чистоты отношений: вчера я не считал, я только фотографировал, считали даже из другой фракции - давайте будем объективны и точны. По сути. Вот я предлагаю вам посмотреть слайды, - они будут каждые 30 секунд меняться, - вам будет полезно, и объясняю почему*. Вот Андрей Михайлович знает - он вышел, наверное где-то перечитывает законы, - Анатолий Геннадьевич знает и часть депутатов, которые раньше работали, тоже знают, что по предыдущему тексту закона о Счётной палате у Счётной палаты не было права контролировать Центробанк (мы многократно вносили изменения, требовали и рады, что в новом тексте закона это есть). Это породило вопрос о том, что в принципе деятельность Центрального банка, или, правильно, Банка России, не соответствует национальным целям и стратегии, изложенной в предыдущих 11 указах (и мы думаем, что именно поэтому они не выполнены, 10 из 11) и в 204-м указе, который подписан год назад и который ставит определённые цели (на первом слайде они были). Но сегодня, к сожалению, у Центрального банка есть необходимые монетарные условия для реализации указа президента, и есть условия, которые заложены в основных положениях монетарной политики, осуществляемой Банком России, где в принципе заложен ложный тезис: быстрый рост экономики невозможен. Если вы посмотрите, то увидите: по годам президент ставит рост 3,5 процента минимально, а у Банка России в 2019 году - 1,2-1,7 процента, в 2020 году - 1,8-2,3 процента, в 2021 году - 2,3 процента, то есть даже в 2021 году достижения задач, поставленных президентом, нет. И это обусловлено тем, что в принципе денежно-кредитная политика, осуществляемая Банком России, по мнению экспертов Торгово-промышленной палаты (а я вам демонстрирую слайды комитета по банкам ТПП, здесь чётко показано), к сожалению, не соответствует задачам, заявленным президентом. И прежде всего почему? У нас не обоснована никакими экономическими, никакими финансовыми законами заниженная монетизация экономики. Минимальный уровень монетизации может быть 50 процентов, нормальный - 70 процентов, среднемировой - 125 процентов, в странах ЕС или в странах "семёрки" не бывает меньше 180 процентов, в Японии - 285 процентов, в Германии - 270 процентов, у нас - 42 процента; подчёркиваю: минимальный - 50 процентов. Процентная ставка по кредитам завышена. Джеймс Тобин получил Нобелевскую премию по экономике за то, что доказал, как процентные ставки работают, как они должны формироваться, и вывод следующий: процентная ставка по кредиту не может быть выше половины рентабельности. Среднероссийская рентабельность - 7,7 процента, а ключевая ставка у нас 7,75 процента, при этом маржинальный сбор нашей банковской системы значительно выше, чем в мире, в десятки раз, и из-за этого у нас денежно-кредитная система вообще не функционирует. Мало того, у нас фактически уничтожена сеть региональных банков: в 17 регионах нет ни одного регионального банка, ещё в 17 регионах есть только один региональный банк. А монополизация банковского рынка и завышенные требования к заёмщикам приводят к невозможности получения кредита, из-за этого у нас идёт стагнация экономики: у нас 12,5 тысячи строек заморожено при колоссальной безработице, у нас только за последние полгода (можете Владимира Иосифовича Ресина спросить, он здесь самый профессиональный человек, не только по стройке), только в этом году, обанкротилось 400 крупных строительных компаний из-за отсутствия оборотных средств и невозможности получения кредита из-за плохой кредитной истории, понимаете? С нашей точки зрения, правильно рассмотреть шире. Вячеслав Викторович, тут ничего не будет, нет противоречия закону, я вчера специально до ночи смотрел, если мы, на второй страничке вычеркнем следующее: "в части формирования и использования фондов, создаваемых из прибыли Банка России". Это вычеркнем, всё остальное останется, будет сформулировано так: "Поручить Счётной палате Российской Федерации осуществить в период с июня по ноябрь 2019 года проверку финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) за 2016-2018 годы". Осуществить проверку, потому что на его счетах ведь находится в том числе 489 миллиардов долларов золотовалютных резервов, которые используются крайне неэффективно. Не я, академик Ивантер (читайте "Российскую газету" от 7 апреля, вам раздают здесь, смотрите первую страницу) пишет, что, по расчётам Института народнохозяйственного прогнозирования, наличие более 300 миллиардов долларов золотовалютных резервов для России в принципе неэффективно. Почему? Потому что нужны средства минимум на незаменимый импорт, на лекарства и запчасти (это 130 миллиардов долларов, на два года - 260 миллиардов), и максимум на страховку государственного долга (это 300 миллиардов долларов), а у нас уже сегодня есть 500 миллиардов долларов резервов! Мы уже один раз собрали 600 миллиардов, и никто не знает или знает узкая группа людей, куда они испарились, причём ни один фундаментальный вопрос страны не был решён. Завершая выступление, экономя полминуты, прошу вас принять нашу поправку, и мы поддержим этот проект постановления, он в принципе правильный. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Вы сэкономили вашим коллегам... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нам всем, да. Но всё-таки вопрос: вы против контроля и надзора? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну а тогда зачем было убеждать? Предлагается-то принять. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, Геннадий Васильевич Кулик - это тот человек, которого надо слушать, слышать; не всегда, правда, он предлагает те вопросы, которые... Но пообщаться всё равно надо - где с Геннадием Васильевичем пообщаешься, как не на заседании? Николай Васильевич, это к нашему диалогу. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. Вот видите, а мы говорим, постановление... АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прежде всего, хотел бы сказать, что этот проект постановления поддерживают и фракция, и комитет, и я лично поддерживаю. И абсолютно правильно, что мы контролируем, как работает Центральный банк, в том числе как распределяет свою прибыль. Мы считали, что необходимо, конечно, проверить и Фонд консолидации банковского сектора: там самые большие суммы, которые используются на оздоровление финансовых институтов, но, поскольку он недавно начал работать, практика использования этого фонда ещё небольшая, мы как раз и предлагали рассмотреть деятельность вот этих всех фондов в 2020 году, и тогда можно было бы более комплексно - кстати, как вы предлагаете - всё это рассмотреть. Но в принципе можно действовать поэтапно: в этом году - те фонды, которые создаются из прибыли, в следующем году - Фонд консолидации банковского сектора. Что касается тем, которые вы подняли, в том числе по международным резервам. Николай Васильевич, призываю вас принять активное участие: отчёт Центрального банка поступит в Государственную Думу в ближайшее время, в течение мая, в том числе по закрытым статьям; мы обязательно запрашиваем, куда размещает Центральный банк, каким образом он это делает, по каким причинам он размещает свои международные резервы в те или иные активы; ваше активное участие, я уверен, обогатит нашу содержательную работу над отчётом Центрального банка, в том числе в части денежно-кредитной политики. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Полномочные представители президента и правительства? Нет. С заключительным словом, Ирина Евгеньевна, есть желание выступить? Пожалуйста, Марьяш Ирина Евгеньевна. Включите микрофон. МАРЬЯШ И. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я сегодня вынуждена акцентировать внимание на том, что проект постановления подготовлен в соответствии с нормами двух действующих федеральных законов - 41-го, "О Счётной палате Российской Федерации", и 86-го, "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". И в этих двух законах чётко сказано, что только на основании предложений Национального финансового совета, только на основании этих предложений. В связи с этим поправку, которую Николай Васильевич сейчас предложил, принять невозможно, в силу того что это будет идти вразрез с действующей нормой, но изменения можно внести в законы, которые я указала, и над ними нужно будет работать, и мы готовы работать. Тем более что у нас на повестке дня внесение изменений как в 41-й закон, так и в 6-й закон, "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", и мы призываем к этой работе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич, вы принимаете такое предложение? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, звучат замечания. Вы принимаете предложение Марьяш Ирины Евгеньевны? Принимаете. Компромисс найден, Николай Васильевич оформит поправки к двум законопроектам, о которых вы говорили и над которыми идёт работа. Сейчас, уважаемые коллеги, ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О поручении Счётной палате Российской Федерации". Просьба включить режим голосования. Николай Васильевич, сориентируйте фракцию, как голосовать. Контроль, надзор - это знаете, кто ещё говорил. Учёт, учёт... Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 59 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Постановление принимается единогласно. Поздравляю, коллеги.