Заседание № 231
31.07.2024
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 683344-8 "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации М. В. Мишустину по вопросу корректировки подзаконных актов в сфере миграционной политики в части обеспечения законодательного механизма принудительного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1047 по 1236 из 2428
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 3-го вопроса нашей повестки. О проекте постановления Государственной Думы "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации М. В. Мишустину по вопросу корректировки подзаконных актов в сфере миграционной политики в части обеспечения законодательного механизма принудительного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации". С докладом выступит Ирина Анатольевна Яровая. Подготовиться Морозову. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как вы помните, по поручению Председателя Государственной Думы ранее созданная рабочая группа по вопросам миграционной политики была повышена в статусе и преобразована в комиссию. Вопросы, которые мы рассматриваем, касаются основополагающего, фундаментального условия обеспечения национальной безопасности. Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна, и нашим общим преимуществом является тот факт, что на протяжении многих лет и даже веков в нашей стране сформирована уникальная ситуация взаимодействия разных народов. И задача, которая поставлена перед комиссией, действительно сложная: нам необходимо выработать те решения, которые позволят безусловно обеспечить стратегию развития нашей страны и действовать в логике безусловной защиты законных прав и интересов наших граждан. Указом Президента Российской Федерации утверждена концепция миграционной политики, в соответствии с которой были даны поручения Правительству Российской Федерации. В 2020 году президентом было поручено Правительству Российской Федерации унифицировать механизмы, связанные с установлением контроля за пребыванием иностранных лиц на территории Российской Федерации, а также механизмы контролируемого пребывания и выдворения лиц, совершивших правонарушения. Это важнейший момент, обеспечивающий факторы в том числе противодействия коррупции, обеспечивающий факторы исполнения закона со стороны любых иностранных лиц, пребывающих на территории Российской Федерации. Что такое выдворение? Что такое контролируемое пребывание? Это те действия уполномоченных правоохранительных органов, которые позволяют быть уверенными гражданам Российской Федерации в том, что своевременно будут задействованы механизмы выявления, пресечения любых правонарушений, а тем более преступлений. В настоящее время наша комиссия провела детальный анализ действующего законодательства и подзаконных нормативных актов. По инициативе депутатов Государственной Думы, как вы помните, приняты четыре федеральных закона, которые серьёзно совершенствуют механизм выдворения, упрощая процедуру и сокращая временной период, что, безусловно, повлияет качественно на невозможность пребывания в течение длительного срока лиц, пребывание которых на территории России признано нежелательным и которые нарушают действующее законодательство. Мы пригласили Федеральную службу судебных приставов в лице первого должностного лица, заместителя руководителя МВД, для того чтобы детально разобрать, как обеспечивается исполнение действующего законодательства и каким образом будет обеспечено исполнение норм, принятых нами в настоящее время. Мы выявили целый ряд вопросов, связанных в том числе с тем, что по разным причинам Правительством Российской Федерации не исполнены те поручения, которые давались президентом нашей страны, и необходима донастройка всей системы, в том числе внесение изменений в постановление правительства, которое устанавливает порядок и условия содержания иностранных лиц в специальных учреждениях. Суды, которые принимают решения о выдворении с территории Российской Федерации, находятся в разных регионах и это суды разной юрисдикции, что предполагает необходимость создания условий для перемещения выдворяемых лиц из любой точки Российской Федерации. Исходя из того что специальные учреждения существуют только в определённых городах, перед службой судебных приставов стоит задача временного размещения выдворяемых лиц в каких-то учреждениях, вот этот вопрос - "в каких-то" не должен висеть в воздухе. Мы предлагаем Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности использования всех существующих помещений при территориальных отделах внутренних дел на территории Российской Федерации, где предполагается временное содержание административно задержанных, для целей и задач временного размещения этих субъектов, которые подлежат выдворению, если в специальных учреждениях нет мест или если территориально данные объекты удалены и требуется время для транспортировки. Что это даст? Это даст безусловную гарантию неукоснительности соблюдения, исполнения решений суда по выдворению по упрощённой процедуре, ускорение действий самих территориальных органов внутренних дел и возможность для службы судебных приставов сокращать время на выдворение данных субъектов. Кроме того, мы предлагаем правительству обратить внимание на выводы Счётной палаты о том, что различные системы миграционного учёта разрозненного характера не создают единого понимания тех важных вопросов, которые сопряжены с выработкой новых решений по миграционной политике. Создание реестра контролируемых лиц предполагает его интеграцию в уже существующие системы. Нет необходимости множить системы, необходимо создать единую, с умным, эффективным вложением бюджетных средств. Нет смысла плодить системы, которые не дают никаких ответов на вопросы. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Обращаясь к Правительству Российской Федерации, мы актуализируем необходимость оперативного решения этих вопросов, поскольку они находятся в прямой компетенции Правительства Российской Федерации и уполномоченных органов исполнительной власти. В заключение могла бы только обозначить следующее. В рамках деятельности нашей комиссии мы взаимодействуем с каждым министерством и ведомством, и наши профильные комитеты готовят детальный анализ по каждой проблематике. Всегда есть соблазн уйти в популистскую риторику, всегда есть соблазн предлагать то, что не имеет отношения к реальной жизни. Наша логика и наша позиция принципиально иные: мы в ответе за межнациональный мир и согласие в нашей стране, мы в ответе за успешное развитие нашей страны, и те решения и действия, которые мы будем предлагать по поручению Председателя и палаты, будут носить выверенный, умный и последовательный характер. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Слово для содоклада предоставляется Олегу Викторовичу Морозову. Пожалуйста, Олег Викторович. МОРОЗОВ О. В., председатель Комитета Государственной Думы по контролю, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! О содержании нашего обращения подробно доложила Ирина Анатольевна. По вашему поручению, Вячеслав Викторович, наш комитет подготовил соответствующий проект постановления. Проект постановления поддержан комитетом-соисполнителем - Комитетом по безопасности и противодействию коррупции. Правовое управление дало положительное заключение. Прошу поддержать проект постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, учитывая, что мы этот вопрос достаточно подробно обсуждали на заседании Совета Государственной Думы, во фракциях, есть ли необходимость в вопросах? Нет. Есть ли необходимость в выступлениях? Нет. Полномочный представитель президента? Правительства? Ставится на голосование проект постановления, 3-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 33 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято За - 411, против - нет, воздержавшихся нет. Решение принимается единогласно. Уважаемые коллеги, давайте поблагодарим Ирину Анатольевну Яровую. (Аплодисменты.) Мы с вами создали Комиссию по вопросам миграционной политики, и хочется сказать, что за короткий промежуток времени есть отдача. Но обращаю внимание и полномочного представителя президента, и полномочного представителя правительства на необходимость участия в работе комиссии представителей министерств и ведомств. Некоторые министерства заявления делать научились, инициативы озвучивают, а вот что касается работы конкретной - участвовать не хотят, присылают статистов. Гарри Владимирович, просьба, чтобы у нас те ведомства, которые имеют отношение к министерствам со звёздочкой или ведомствам, обеспечили представительство на уровне заместителей. Мы реализуем поручения президента, мы готовим законы, а у нас, получается, на словах - одно, на деле - другое. Нет участия на уровне зама генерального прокурора, нет участия на уровне заместителя руководителя Следственного комитета, нет, насколько я понимаю, участия ряда министерств Правительства Российской Федерации. Но если для нас это общая задача, давайте тогда вместе решать. Идеи, предложения можно написать, они есть, наверное, у каждого, а вот найти решение, выйти на конечный результат непросто. Вот сегодняшнее постановление - это как раз решение вопросов. Мы обращаем внимание правительства на то, что много подзаконных актов требуется скорректировать, с тем чтобы заработала система. Люди обращаются в Думу, к тем, кого они избирали, - мы реализуем свои полномочия. Поэтому хотелось бы, чтобы и правительство, и те министерства, которые у нас отвечают за этот участок работы, - Министерство внутренних дел, как уже я говорил, контрольно-надзорные, иные ведомства - тоже подключились. Ирина Анатольевна - профессионал, она эти вопросы ведет не случайно, у неё огромный опыт прежней работы. Поэтому давайте здесь объединим возможности и все вместе сделаем всё для достижения конкретных результатов, тогда от этого будет выигрывать и общество, и страна в целом, и проблема будет решаться. Договорились? Гарри Владимирович, просьба к вам. Просьба, Александр Юрьевич, к вам. Мы обсуждали этот вопрос с Ириной Анатольевной, он постоянно на контроле, но надо обращать внимание коллег: либо пускай они придут и отчитаются перед представителями народа, что сами делают, либо подключаются к работе. Так? Поддерживаем? (Аплодисменты.) В следующий раз, Ирина Анатольевна, если вновь проигнорируют обсуждение этих вопросов, будем озвучивать фамилии. Сейчас всё это так, что называется, корректно, а затем кому-то может не понравиться.