Заседание № 199
18.11.2014
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 650810-6 "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2849 по 3958 из 7373
13-й вопрос повестки, проект постановления Государственной Думы "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов". Я приглашаю на трибуну Эльвиру Сахипзадовну Набиуллину, председателя Центрального банка России. Уважаемые коллеги, Совет Думы предлагает следующий порядок рассмотрения данного вопроса: доклад - двадцать минут, три содоклада со стороны профильных комитетов - по пять минут, от каждой фракции по два вопроса и по одному выступлению. Нет возражений? Принимается. Пожалуйста, Эльвира Сахипзадовна. НАБИУЛЛИНА Э. С., председатель Центрального банка Российской Федерации. Уважаемые депутаты, добрый день! Вашему вниманию представляются разработанные в соответствии со статьёй 45 закона "О Центральном банке..." Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов. Окончательный вариант Основных направлений, который представляется сегодня, отличается от первоначального, он доработан с учётом замечаний, полученных от комитетов Государственной Думы, от экспертного сообщества. Документ у вас на руках, все имели возможность с ним ознакомиться, его обсудить, и прежде всего в комитетах Государственной Думы. Своё выступление я хотела бы построить не на пересказе этого документа, а на освещении основных направлений нашей денежно-кредитной политики в контексте тех тем, которые волнуют вас, а значит, и общество. И я благодарю вас за вопросы, которые представители фракций заблаговременно направили нам, ответы на них частично будут отражены в моём выступлении, ответы на остальные вопросы я направлю вам письменно. Основные направления были скорректированы с учётом изменения внешних, к сожалению, не всегда позитивных, факторов. Давление на рубль оказывают снижение цен на нефть, а также ограничения на рынке внешних заимствований для ряда крупных российских компаний. Мы разработали пять сценариев, различающихся динамикой цены на нефть и продолжительностью действия санкций, и хочу вам сказать, что даже при не самом лучшем развитии событий - при среднегодовой цене на нефть в 80 долларов за баррель и при действии санкций до конца 2017 года - наша экономика сохранит стабильность и мы сможем добиться снижения инфляции до 4 процентов в трёхлетней перспективе. Мы завершаем переход к инфляционному таргетированию, это было запланировано, но особенно важно было не сдвигать временные рамки этого процесса сейчас, в условиях снижения доступа к внешним рынкам финансирования, возросших потребностей экономики в импортозамещении. Задача по гарантированию сохранности доходов и сбережений населения является, на наш взгляд, ключевой. Без низкой инфляции не будет длинных денег в экономике, у инвесторов сужается горизонт планирования и повышается неуверенность в завтрашнем дне. Переход к инфляционному таргетированию требует режима плавающего курса рубля. Плавающий курс рубля позволяет сглаживать эффекты от внешних шоков для внутреннего рынка, удар принимает на себя валютный курс, и для стран с инфляционным таргетированием характерна меньшая зависимость инфляции от курса валюты. Это очень важно сейчас, когда цены на энергоносители нестабильны, а курс рубля напрямую зависит и от цен на нефть. Две темы, которым я хочу уделить основное время, - это валютная политика и доступность кредитов для экономики, эти темы находятся на острие нашей денежно-кредитной политики. Влияние внешних факторов на валютный курс потребовало от Центрального банка быстрой реакции и способности оперативно перестраивать свои инструменты, сохраняя при этом стратегические ориентиры в политике. В течение всего года мы проводили плановую работу по подготовке к режиму плавающего курса: повышали гибкость нашей политики, уменьшали объёмы установленных правилами регулярных интервенций. Центральный банк планировал завершить переход к плавающему курсу до конца этого года, так что решения, которые мы приняли 10 ноября, не были внезапными или преждевременными. Почему при непростых внешних условиях мы приняли решение о переходе к плавающему курсу рубля? Почему нельзя было в текущей ситуации зафиксировать курс или отпустить его, наоборот, раньше? Переход к плавающему курсу требует периода адаптации, резко отпускать курс тоже было нельзя. Принятию последних решений предшествовал период постепенного ограничения валютных интервенций, в том числе в последнее время объёмом в 350 миллионов долларов в день. Рынок имел возможность постепенно адаптироваться к меньшему вмешательству Центрального банка в курсообразование. На наш взгляд, плавающий курс сейчас особенно необходим: в случае ухудшения внешних условий именно курс принимает на себя основные негативные последствия, тем самым защищая внутренний финансовый рынок и экономику. Это решение - неотъемлемая часть перехода к политике инфляционного таргетирования. В этом режиме мы рассчитываем на заметное сокращение влияния колебаний курса на инфляцию. В условиях снижения доступа к зарубежному финансированию и неопределённости на рынке энергоносителей низкая инфляция обеспечит сохранность сбережений и создаст предпосылки для развития внутренних инвестиций. Почему нельзя было зафиксировать курс? Надо понимать, что искусственное сдерживание курса не ликвидирует объективные проблемы, в первую очередь снижение цен на нефть. Удержание курса потребовало бы значительной траты резервов и существенного ограничения рублёвой ликвидности, а значит, и гораздо более значительного, чем сейчас, повышения процентных ставок в экономике. Это в свою очередь привело бы к сжатию кредитования реального сектора, причём прежде всего в импортозамещающих отраслях. Кроме того, могли возникнуть проблемы с ликвидностью на денежном рынке, могла снизиться устойчивость финансовой и банковской системы в целом, при этом в какой-то момент курс всё равно пришлось бы отпустить, и сделать это гораздо резче. Таким образом, на наш взгляд, плавающему курсу нет сейчас эффективной альтернативы. Вплоть до ноября мы следовали своему правилу валютных интервенций, которое сочетало значительную гибкость курса с возможностью сглаживания колебаний. В результате курс рубля снизился довольно существенно, но мы продолжали обеспечивавать финансовую стабильность. На наш взгляд, это важный результат, поскольку в предыдущие годы, когда происходило такое существенное снижение цен на нефть, а вслед за ним и снижение курса рубля, это сопровождалось зачастую проблемами на финансовом рынке, дефолтами, маржин-коллами, кризисом ликвидности. Сейчас финансовые рынки стабильны, банковский сектор продолжает нормально функционировать, это говорит о том, что наша финансовая система сейчас гораздо устойчивее, чем в предыдущие годы, и гораздо лучше готова к значительным колебаниям цен на нефть и другим негативным внешним факторам. Плавающий курс рубля также позволяет снизить спекулятивное давление на рубль, что сыграло далеко не последнюю роль в снижении курса в последнее время. Центральный банк, перейдя к плавающему курсу, тем не менее не отказывается от своего права вмешиваться в любой момент для поддержания финансовой стабильности в целом. Мы предупредили игроков о том, что готовы выйти с внезапными интервенциями в случае негативного развития событий. В этих условиях спекулятивные стратегии становятся куда более рискованными. Рынок, на наш взгляд, отреагировал адекватно, и мы считаем, что есть потенциал укрепления рубля при отсутствии дополнительных внешних негативных факторов. Я хочу подчеркнуть, что заявленная ранее последовательная политика Центрального банка очень важна. Происходящие изменения повлияют на развитие российской экономики в ближайшие годы. Это значит, что, реагируя на вызовы сегодняшнего дня, мы должны помнить о важнейших задачах - об обеспечении сохранности заработков, вкладов населения, о поддержке импортозамещения, о формировании условий для развития финансового сектора и длинных денег в экономике, основным источником которых должны стать отечественные инвесторы. Однако всё это становится невозможным без снижения инфляции, и мне кажется, это очень важно нам всем понимать, принимать и осознавать. Перейду к процентной политике Центрального банка. В ходе обсуждения Основных направлений вопрос о причинах повышения процентных ставок задали практически все парламентские фракции: и ЛДПР, и КПРФ, и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я хочу чуть подробнее остановиться на разъяснении нашей политики в этой сфере. Действительно, мы в этом году подняли процентную ставку в общей сложности на четыре процентных пункта. Принимали эти решения, проводя детальный анализ последствий, и прежде всего влияния на экономический рост. Это непростая задача - обуздать инфляцию и при этом не дестимулировать экономический рост. Действительно, рост в этом году замедлился, но какова была бы ситуация в экономике, если бы процентные ставки оставались на уровне 5,5 процента, как это было в начале года? Мы провели такие оценки, и они заставляют задуматься. Экономический рост был бы минимальным в условиях низкой безработицы и высокой загрузки, изношенности основных фондов, но это произошло бы за счёт обесценивания валютного курса ещё примерно на 10 процентов и роста инфляции к настоящему моменту примерно на 11-12 процентов. Всё это негативно сказалось бы на темпах экономического роста уже в следующем году, и продолжение такой политики спровоцировало бы раскручивание спирали инфляции, что в конечном счёте привело бы и к сжатию кредитования, и к снижению доверия к финансовой системе в целом. В сентябре-октябре происходило ухудшение внешних условий, цены на нефть значительно снизились, и при этом произошло ужесточение санкций в отношении ряда крупных российских компаний. В этих условиях ослабление рубля наряду с введёнными в августе внешними торговыми ограничениями привело к ускорению роста потребительских цен, инфляция повысилась к настоящему времени до 8,6 процента годовых, а по продовольственным ценам она ещё выше. Сохранение высоких темпов роста потребительских цен продолжительное время ведёт к повышению инфляционных ожиданий, что создаёт основу для роста инфляции в будущем. И в этих условиях Банк России принял решение о повышении ключевой ставки до 9,5 процента. Одним из следствий повышения ключевой ставки является увеличение банковских ставок по депозитам вкладчиков, мы иногда забываем эту тему. Обычно в случае роста инфляции, инфляционных ожиданий начинается процесс снижения рублевых вкладов и перекладывания средств в том числе в наличную валюту. Вкладчики, как правило, готовы держать депозиты в рублях только в том случае, если процентные ставки покрывают инфляцию. Таким образом, рост ставок стабилизирует ситуацию с притоком депозитов, а значит, с источником финансовых средств для экономики. Конечно, нас беспокоит доступность кредитов для экономики. В условиях повышенной инфляции и соответствующего роста ставок по кредитам наиболее уязвимыми оказываются предприятия малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства с уже большой накопленной закредитованностью, проекты создания новых производств, прежде всего в обрабатывающих секторах. Они в обычных-то условиях не очень кредитовались банками и в силу недостаточности обеспечения залогов, и в силу больших рисков в них. На наш взгляд, здесь нужны специальные, прежде всего правительственные, программы и инструменты. Центральный банк не отрицает этой проблемы, более того, мы предлагаем новые инструменты, понимая, что финансовая система на рыночных условиях пока не предлагает длинных денег для финансирования, и прежде всего инвестиций. Ещё в апреле мы приняли решение о предоставлении ликвидности на три года по льготной процентной ставке для инвестиционных проектов, заключили необходимые соглашения с банками, и, кроме того, повышая в последний раз ключевую ставку, мы увеличили льготу по этим кредитам с одного до полутора процентных пунктов. Так что мы здесь на низком старте и ждём отобранных правительством проектов. И на наш взгляд, было бы очень важным, на первом этапе особенно, в качестве приоритетов выбирать именно проекты импортозамещения. У нас есть действующая программа поддержки кредитования малого и среднего бизнеса, ресурсы под неё Центральный банк предоставляет под 5,5 процента, но работает она, к сожалению, не очень эффективно, почти половина ресурсов сейчас не выбирается, и мы запланировали с представителями компаний малого и среднего бизнеса изменить программу, чтобы от неё была большая отдача. Также есть программа по поддержке несырьевого экспорта через агентство ЭКСАР. И недавно мы создали специальную рабочую группу, где вместе с депутатами Государственной Думы, с правительством, с банками будем вырабатывать меры по преодолению стагнации в кредитовании сельского хозяйства. На поддержку долгосрочного кредитования направлено введение нами нового аукционного инструмента - это кредиты на восемнадцать месяцев по минимальной ключевой ставке плюс 0,25 процента, - по сути, эквивалентного снижению процентных ставок на длительные сроки. Напомню, кстати, что в этом году мы активно развивали кредитование под залог кредитных требований и его объём увеличили на 1,5 триллиона рублей. Подчеркну, что только за счёт мер политики Банка России проблему импортозамещения не решить, бизнес должен быть готов инвестировать свои средства, а не только заёмные, но мы в последнее время видим обратную картину: бизнес выводит свои собственные средства, выплачивая, в том числе заблаговременно, дивиденды. В связи с этим, конечно, нужны специальные дополнительные меры, которые стимулировали бы такие проекты и способствовали повышению мобильности рабочей силы, с тем чтобы действительно был переток в эффективное производство и повышалась производительность труда, ведь повышение производительности труда - это, конечно, ключевое в экономической политике. Хочу заострить внимание на вопросе об уровне кредитной нагрузки на регионы. Кредиты регионам составляют немалые объёмы, и, конечно, мы видим, что банки с большим удовольствием дают кредиты регионам, вместо того чтобы кредитовать экономику и заниматься соответствующим риск-менеджментом. На наш взгляд, вовлечение субъектов Федерации в долговую кабалу не несёт ничего хорошего ни для них самих, ни для процессов кредитования экономики. И наконец, о нашей долгосрочной цели по снижению инфляции до 4 процентов. Я не буду повторяться и говорить о социальном, экономическом значении этой задачи, скажу о тех преимуществах, которые даёт новый режим политики инфляционного таргетирования, или, говоря по-русски, - как нам указывали некоторые депутаты в ходе обсуждения, - целеполагания. На наш взгляд, этот режим позволяет снизить зависимость экономики от внешних шоков, таких как цены на нефть, и экономический рост, инфляция, бюджет в этих условиях на фоне колебаний нефтяных цен будут более устойчивыми. Успешная политика по снижению инфляции и по обеспечению устойчиво низких показателей повысит доверие населения и к национальной валюте, и в целом к экономической политике государства, а именно это наша конституционная задача - обеспечить устойчивость рубля. Но, на мой взгляд, надо перестать мерить эту устойчивость только в иностранных валютах, сколько долларов мы можем купить за рубль, потому что для людей важнее, сколько товаров можно купить на рубль, и устойчивость - это прежде всего покупательная способность рубля, это низкая инфляция. КПРФ поставила вопрос: не следует ли установить цель чуть выше, на уровне 6-6,5 процента в год, поскольку цель в 4 процента может оказаться труднодостижимой? На наш взгляд, определение такой постоянной долгосрочной цели всё-таки означает предсказуемость политики Центрального банка, даёт представление не только о тактике наших действий, но и о стратегических целях, и при этом всё-таки мы не стараемся достичь эту цель любой ценой, и, если вы видели, в Основных направлениях денежно-кредитной политики мы сдвинули в сценариях сроки достижения этих целей. При этом мы ожидаем, что инфляция в 2015 году снизится до 6,2-6,4 процента, и это снижение будет способствовать, так сказать, исчерпанию влияния введённых внешнеторговых ограничений и стабилизации динамики валютного курса, а также мы надеемся на успешную реализацию программ импортозамещения, особенно в секторе продовольственных товаров, которые имеют преобладающий вес в структуре инфляции. Центральный банк учитывает вклад и немонетарных факторов в инфляцию - мы уделяем самое пристальное внимание налоговому режиму, проблемам установления тарифов естественных монополий - и мы уверены, что во взаимодействии с правительством сможем добиться достижения инфляции на уровне 4 процентов в трёхлетней перспективе. И в заключение буквально два слова о нашем видении дальнейшего развития ситуации. Я уже говорила о том, что мы подготовили пять сценариев, - такое большое количество связано и со значительным числом факторов неопределённости, - но анализ всех этих сценариев, наши расчёты показывают, что применение Банком России режима таргетирования инфляции и плавающего курса рубля позволит сохранить экономическую, финансовую, ценовую стабильность даже в условиях значительного снижения цен на нефть и создать условия для долгосрочного устойчивого экономического роста. Спасибо большое за внимание. Я готова ответить на все ваши вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна. Присаживайтесь, пожалуйста. Наталья Викторовна Бурыкина, пожалуйста. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, Эльвира Сахипзадовна достаточно подробно рассказала и о сегодняшнем развитии ситуации с точки зрения единой государственной денежно-кредитной политики, и в принципе достаточно рассказала о том документе, который был действительно существенно доработан в комитетах Государственной Думы, при участии рабочей группы, созданной Комитетом по финансовому рынку, где он подробно обсуждался. В целом хотелось бы отметить, что в представленных нами рекомендациях мы выражали сомнение по поводу целесообразности отмены валютного коридора, связанного с курсом рубля: мы отмечали, что срок отмены этого коридора 1 января станет неким новогодним подарком, и говорили о том, что валютная интервенция, которая заявляется заранее, вот этот коридор с нижней границей, её нужно, конечно, пересмотреть, чтобы выбить почву из-под спекулянтов. В данном случае мы поддерживаем решение Центрального банка перейти к плавающему курсу рубля, для того чтобы не было такой открытой и прозрачной позиции Центрального банка и не так-то легко было решать, скажем так, математические задачки, просматривать и прощупывать почву спекулянтам и чтобы они были убраны из этого. На самом деле это решение своевременное и назревшее, и мы полагаем, что в том тренде, в том проекте, который нам сегодня представлен, развитие этого процесса пойдёт достаточно активно. Дальше нам хотелось бы отметить коллеги, что мы с вами принимали закон о передаче Центральному банку функций единого регулятора, что сегодня позитивно повлияло, в принципе, на ту обстановку, потому что мы работаем в условиях санкций секторальных, в условиях изменений колебаний курсов на нефть. Я хотела бы вам, коллеги, напомнить, что у Центрального банка был достаточно узкий инструментарий, это был краткосрочный инструментарий для рефинансирования, - мы сняли все ограничения, полагая, что в Центральном банке работают профессионалы, они разработают наборы инструментов, которые необходимы для той или иной экономической ситуации. И мне хотелось бы от лица комитета выразить благодарность Центральному банку, потому что такие инструменты были достаточно быстро разработаны и сегодня Центральный банк с этими инструментами пришёл на рынок. Но основная задача Центрального банка в этих условиях в плане кредитной политики - это усовершенствовать все эти инструменты и довести их до реального сектора экономики. Сегодня Эльвира Сахипзадовна в своём докладе приводила пример с кредитованием малого и среднего бизнеса. Там основная проблема связана с тем, что денег достаточно много заложено, эти деньги сегодня зарезервированы Центральным банком, уже переданы в соответствующие банки, но, поскольку критерии даже для банков второго и третьего уровней достаточно высокие, воспользоваться ими банки, как экономические агенты второго и третьего уровней, к сожалению, не могут. Поэтому все эти механизмы надо дорабатывать и доводить их до реального сектора, чтобы свободные деньги, которые Центральный банк рефинансирует, не выходили, скажем, на финансовый рынок и не оказывали давление на рубль. Прекрасный пример - это то, как идёт рефинансирование ипотечных кредитов: там есть гарантии, и инструмент хорошо работает, рефинансирование идёт достаточно хорошо. В данном случае с точки зрения рефинансирования рисков для банковской системы необходимо и другие инструменты довести до ума, отточить их и, главное, увидеть результат в реальном секторе экономики - нас в первую очередь интересуют финансовые средства, которые будут доведены до реального сектора экономики. Мы с вами, коллеги, также ещё принимали решение о секьюритизации финансовых активов, и этот инструмент тоже надо совершенствовать. Есть много на самом деле разных тем, которые можно было бы обсудить, о многом можно было бы сказать, но, к сожалению, у нас время ограниченно. В целом наш комитет позитивно оценивает представленный документ - Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов и предлагает принять его к сведению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, нам в пятницу предстоит рассматривать и, я надеюсь, принимать проект бюджета на следующие три года, и не случайно Основные направления, которые мы сегодня рассматриваем, представляются в Государственную Думу вместе с проектом бюджета и принимаются Государственной Думой к сведению. Для нас вопросы, которые излагаются в Основных направлениях, важны с точки зрения того, в каких условиях будет исполняться бюджет, который мы с вами будем принимать, и поэтому нам в первую очередь необходимо посмотреть, как будет меняться инфляция, как ЦБ рассматривает прогноз социально-экономического развития. Безусловно, следует отметить, что пока опыт показывает, что прогнозы ЦБ, как правило, являются более точными, чем те прогнозы, которые даёт правительство при представлении бюджета. Это очень важно, это очень важно прежде всего именно потому, что денежно-кредитная политика строится на более точном прогнозе. А теперь мне хотелось бы вернуться к истокам - к Конституции, к 75-й статье Конституции, в которой говорится, что "защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти". Вот в этот момент можно начать кричать: где устойчивость рубля? Только вот где в Конституции написано, что устойчивость рубля определяется её соотношением с долларом или с евро? Почему, когда мы говорим об устойчивости рубля, мы всё время пытаемся соизмерять рубль с другими валютами? Я напомню: когда создавался евро, первоначальный курс евро был 1,18 к одному доллару, через полгода он был 84 цента по отношению к доллару, ещё через два года - 1,54. Но ни европейцы не бросались скупать доллары, когда евро падал, ни американцы не спешили отказываться от долларов, когда, наоборот, падал доллар по отношению к евро. Главное - это покупательная способность национальной валюты, а покупательная способность - это способность населения приобретать те товары, которыми оно пользуется. То есть главной проблемой является инфляция. И вот постановка ЦБ во главу угла именно таргетирования инфляции является самым главным для нас с точки зрения перспектив исполнения бюджета. Мне кажется, здесь Центральный банк находится на абсолютно правильном пути. И если мы с вами перестанем думать о том, сколько долларов или сколько евро стоит рубль, а будем думать о том, как это влияет на цену булки хлеба в магазине, то мы сразу поймём, что, оказывается, для нас очень важно то, что делает сегодня Центральный банк. Означает ли это, что Центральный банк должен просто уйти, уйти с рынка, и пусть рынок творит всё, что хочет? Да конечно же нет! Но я хотел бы обратиться к тем, кто, может быть, помнит слова Карла Маркса о том, что критерием истинности знания является практика. Вот посмотрите: ЦБ ушёл с рынка - что произошло после того, как он ушёл? Практически нет падения. Обратите внимание, с того момента, когда ЦБ ушёл с рынка, рубль перестал падать. Почему? Да просто потому, что спекулянты работали не против рубля, - они работали против ЦБ, потому что они знали: есть правила, при которых придёт ЦБ и выбросит свои очередные 300-350 миллионов долларов, которые сметутся с рынка. Уйдя, ЦБ заставил спекулянтов бороться друг с другом, а вот бороться друг с другом страшно, если раньше они знали точно, что они получат деньги государства, деньги ЦБ, то сегодня этой возможности их лишили. Но совершенно очевидно, что ЦБ не может уйти с рынка окончательно: они должны знать, что в любой момент ЦБ вернётся и накажет, - вот это необходимый элемент страховки. Ну и теперь последнее, о чём хотелось бы сказать. К сожалению, огромное количество вопросов, в том числе и по инфляции, не может быть решено только инструментами ЦБ - эти инструменты мы с вами рассматривали в проекте бюджета, - импортозамещение гораздо больше даёт в этом плане, и когда мы с вами выделяем в бюджете деньги на импортозамещение, мы решаем с ЦБ вместе одну и ту же задачу. Вот Эльвира Сахипзадовна штрихом сказала о том, что вымываются резервы кредитных учреждений, финансовые возможности, когда они кредитуют бюджеты субъектов. А почему субъекты берут кредиты? У них денег нет. Поэтому вот то, что мы с вами дали дешёвые бюджетные кредиты... Мы решаем общую задачу, и мне кажется, что мы эту работу должны продолжить. А то, что мы обсуждаем Основные направления, - ну, это стало возможным на самом деле так серьёзно только при новом руководстве Центрального банка. Мы предлагаем принять к сведению Основные направления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Николаевич Руденский. РУДЕНСКИЙ И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по экономической политике внимательно рассмотрел Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов и отмечает следующее. По основному сценарию, принятому Центробанком, оживление экономики ожидается к 2017 году, ну и, соответственно, главная цель Центрального банка - это таргетирование инфляции. Однако не стоит забывать, что у нас сегодня инфляция носит большей частью не монетарный характер, в основном она зависит от роста цен на тарифы естественных монополий - это всё, что касается газа, это всё, что касается электроэнергии, "РЖД", ЖКХ и так далее, - поэтому сегодня крайне важна согласованная политика между Правительством Российской Федерации и Центральным банком в решении вопросов сдерживания инфляции. Также у нас в комитете рассматривался вопрос о том, что сегодня нужно делать в первую очередь: то ли заниматься таргетированием инфляции, то ли заниматься таргетированием номинального ВВП? Всё-таки мы считаем, что во главу угла у нас должен быть поставлен экономический рост, и для этого необходимо, как очень правильно сказал Центральный банк, наращивать инвестиции в импортозамещение в первую очередь, это будет способствовать наращиванию мощностей отечественных производств, соответственно, будет увеличиваться товарная масса, ну и соответственно, у нас будет снижаться инфляция. Кроме того, мы считаем, нельзя бесконтрольно увеличивать кредитование банков, поскольку есть риск, что они снова направят эти выделенные ресурсы на спекуляции на валютном рынке. Поэтому, конечно же, нужно применять больший спектр инструментов и сделать так, чтобы дешёвые инвестиционные ресурсы могли получать не только близкие государству компании, а более широкий круг предприятий, которые работают как на федеральном, так и на региональном уровнях. Я поддерживаю то, что было сказано по малому бизнесу, Центральный банк сегодня делает очень много для того, чтобы поддержать наш малый бизнес. Особая проблема - это кредитование малого бизнеса. То, что сегодня идёт кредитование через рефинансирование таких банков, как "МСП Банк", в общем-то, заводит весь этот инструментарий в тупик. Дело в том, что "МСП Банк" накручивает свою маржу, а банки-партнёры, которые с ним работают, соответственно увеличивают эту маржу вдвое. Получается, что кредитная ставка у нас находится на уровне 15-16 процентов, то есть рыночная ставка плюс те же рыночные залоги, ну и практически инструмент не работает, поэтому, конечно, нужно эту ситуацию исправлять, как было уже здесь сказано. Очень важно, чтобы Центральный банк содействовал тому, чтобы банковская система более активно занималась инвестиционным кредитованием реального сектора экономики в целом, в том числе за счёт целевого рефинансирования банков по низким ставкам. Но вопрос, где взять деньги. Вы знаете, что активы всей нашей банковской системы сегодня составляют примерно 60 триллионов рублей и только на длинные инвестиции у нас идёт около 2 процентов, это примерно 1 триллион рублей. Но, конечно, нам нужно хотя бы вдвое увеличивать эту цифру. Что касается Запада, на длинные инвестиции они расходуют примерно 30 процентов, Америка - 50 процентов, а Китай - уже 20 процентов, так что нам нужно здесь подтягиваться. Другим источником денег для экономики может стать эмиссионное кредитование за счёт выкупа Банком России долгосрочных ценных бумаг у правительства по фиксированным ставкам, хотя бы в течение десяти-пятнадцати лет. Вот то же самое на Западе - там такие эмиссионные кредиты выдаются на тридцать лет. Уважаемые коллеги, такое наращивание инвестиций возможно только при условии поддержания стабильности в экономике, залогом которой являются, конечно же, золотовалютные резервы. В этой связи мы поддерживаем действия ЦБ по переходу к плавающему курсу рубля, как было уже здесь сказано, так как удерживать курс при падающих ценах на нефть (а мы помним 1998 год, 2008 год) - это всё равно что дарить свои резервы спекулянтам. Поэтому, повторяю, мы здесь Центральный банк полностью поддерживаем. В заключение хотелось бы сказать, что сегодня, как нам кажется, весь финансово-экономический блок страны, все государственные органы власти должны направить все свои усилия прежде всего на обеспечение экономического роста, и в этом процессе, мы считаем, консолидирующую роль должен сыграть Центральный банк. С учётом высказанных предложений комитет по экономической политике рекомендует принять документ к сведению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к вопросам. Николай Васильевич Арефьев. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Эльвире Сахипзадовне. Вот в Соединённых Штатах Америки улучшили, так сказать, инвестиционный климат: они снизили цены на энергоносители, снизили налоговое бремя, снизили ссудный процент, остановили инфляцию - в России сегодня делается всё наоборот: энерготарифы растут, налоги растут, ссудный процент растёт, инфляция ускоряется. Соединённые Штаты Америки, создав благоприятный климат для бизнеса, вернули свой бизнес из зарубежных стран, и на сегодняшний день у них рост экономики - у нас при таком климате никто не вернётся, и, мало того, тот бизнес, который есть, разбежится. Скажите, пожалуйста, какими мерами вы намерены вернуть бизнес в Россию и решить вопрос импортозамещения? НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое за вопрос. Действительно, инвестиционный климат - это, наверное, важнейшее условие для того, чтобы у нас был устойчивый экономический рост. Мы, правда, не можем копировать чужой опыт, потому что у каждой страны есть свои проблемы, у нас свои проблемы. У США проблема высокой безработицы и долгое время - низкой инфляции, она до сих пор очень низкая, поэтому там и сработали программы количественного смягчения, правда, надо напомнить, что они проводились в течение шести лет, прежде чем создали условия для экономического роста. У нас с вами несколько другие проблемы: у нас с вами низкая безработица при низкой производительности труда. Нам нужно не просто создавать новые рабочие места, нам нужно повышать производительность этих рабочих мест, и нам нужно бороться с инфляцией - у нас неприемлемо высокая инфляция. Если мы хотим создать благоприятный инвестиционный климат, это значит, что у инвесторов должна быть предсказуемость доходов и стоимости этих доходов. Центральный банк вносит свой вклад в создание этого инвестиционного климата, мы считаем, что вносим его прежде всего снижением темпов инфляции и созданием условий для снижения процентных ставок и появления в стране длинных денег - без снижения инфляции этого не будет. Есть, конечно, задачи и у правительства, но это отдельный вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, на самом деле значение Центробанка в развитии экономики переоценить очень сложно, и поэтому, когда вы говорите, что это не совсем ваша функция - развитие экономики... Это не так. Вот мы понимаем, что у вас два основных инструмента - вокруг них вы так или иначе построили весь свой доклад, - таргетирование и курс рубля, всё, вот другие инструменты вы не используете. Но я думаю, что вы понимаете: то, что было во время предыдущего кризиса, принципиально отличается от сегодняшней ситуации - тогда цены на нефть не падали, они росли, сегодня же мы лишены этого козыря, и здесь нужны, скажем так, нестандартные или, я бы даже сказал, агрессивные методы поддержки экономики. Скажите, какие у вас в арсенале есть методы, которые реально помогут не ограничивать спрос - то, о чём вы говорите, - а увеличивать предложение, запускать экономические процессы? Какие действия вы предполагаете предпринять? НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое за вопрос. Прежде всего уточню: денежно-кредитная политика, как часть экономической политики, в конечном счёте направлена на создание условий для экономического роста и повышения благосостояния людей, просто у нас есть свои инструменты, у правительства - свои, и мы должны работать во взаимодействии. Вы абсолютно правы, что у нас сейчас абсолютно изменилась ситуация прежде всего в связи с изменением внешнего фактора. Не стоит рассчитывать на благоприятный фактор высоких цен на нефть, нужно, чтобы наша экономика научилась развиваться высокими темпами в условиях низких цен на нефть. Даже если они будут высокими - это будет замечательно, - мы должны запустить инвестиционный процесс. Со своей стороны Центральный банк готов к принятию нестандартных мер. Я уже перечисляла те меры, которые мы приняли, для центральных банков многих стран это нестандартная политика: и трёхлетние кредиты под инвестиционные проекты по льготной ставке, и поддержка малого и среднего бизнеса. Мы готовы рассматривать дальнейшее распространение таких нестандартных инструментов - я говорила о том, что мы работаем сейчас и по сельскому хозяйству, - но важно, чтобы заработали эти, уже принятые меры, потому что бывает так, что мы объявляем меры, а потом не доводим дело до конца. Как правильно сказала Наталья Викторовна, нужно довести действие всех этих механизмов, мер до конечных получателей, до конечных заёмщиков, чтобы экономика развивалась. Мы применяем эти меры и готовы их применять и дальше, но с пониманием, что общая направленность денежно-кредитной политики должна быть связана со снижением инфляции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентина Владимировна Терешкова. ТЕРЕШКОВА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, в своём выступлении вы упомянули о том, что региональные банки недостаточно участвуют в кредитовании экономики, как я вас поняла, однако это, на мой взгляд, объясняется тем, что регионы, у которых просто не хватает средств на выполнение своих социальных обязательств, берут кредиты в коммерческих банках, тем самым лишая их средств, которые могли бы быть направлены в экономику. Естественно, банки с удовольствием дают кредиты под высокую ставку и гарантии бюджета. Как вы считаете, можно ли реально изменить ситуацию и что для этого нужно сделать? НАБИУЛЛИНА Э. С. Действительно, кредитование банками регионов у нас уже приобрело, скажем так, преувеличенные формы. Сейчас в общем долге регионов банковское кредитование занимает где-то 38 процентов, если мне память не изменяет, и действительно осуществляется по высоким процентным ставкам. Хотя в целом объёмы кредитов регионам сейчас уменьшились по сравнению с началом года (в начале года было где-то 810 миллиардов, сейчас - 759 миллиардов), мы должны понимать, что в прошлом году произошёл рост кредитования как раз в последние месяцы, и в этом году это может повториться, потому что у регионов реально недостаёт доходов. На мой взгляд, Государственная Дума пошла здесь в абсолютно правильном направлении, и принятое вами решение развивать бюджетные кредиты по низкой ставке позволяет регионам решать эту проблему, а банкам действительно в большей степени переориентироваться на кредитование экономики - то, чем они и должны заниматься. Мне кажется, здесь действительно взято очень правильное направление, бюджетные кредиты - это правильный инструмент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, за последние дни я вам задал уже несколько вопросов, позвольте задать ещё один, завершающий, очень простой. Скажите, пожалуйста, вы считаете, что объём денежной массы в российской экономике избыточен? НАБИУЛЛИНА Э. С. Я не считаю, что он избыточен, я считаю, что он нормален, достаточен на данный момент. Мы даём столько рублёвой ликвидности, чтобы управлять процентными ставками и чтобы банки продолжали кредитовать экономику. Хочу сказать, что на сегодняшний день, точнее на 1 ноября, если посмотреть цифры, у нас кредиты нефинансовым организациям, а попросту предприятиям, выросли на 16,6 процента. Понятно, что в эту статистику попали и те крупные компании, которые потеряли возможность кредитоваться на внешнем рынке и пришли сюда, и пролонгированные кредиты, но кредитный портфель растёт, и нам важно, чтобы банковская система поддерживала такой рост кредитования. Поэтому, на наш взгляд, сейчас денежной массы столько, сколько нужно, и её объём, безусловно, будет расти вместе с ростом экономики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, известны ли Центральному банку те компании и банки, которые, используя в том числе заёмные средства Центробанка, участвовали в атаке на рубль? Есть ли, вообще, план наказания этих спекулянтов, кого-то рублём, а к кому-то, как у нас принято, доктора, может быть, следует прислать? И видимо, нужны какие-то законодательные инициативы, для того чтобы определить отличия спекулятивных действий от неспекулятивных. Вы знаете, в 2008 году банки необоснованно обогатились на так называемой плавной девальвации, сейчас, мне кажется, нельзя допускать подобного развития событий. Центральным банком, наверное, должна осуществляться более активная деятельность именно в этом направлении, чтобы вот эту острую ситуацию как-то разрулить без потерь для государства... (Микрофон отключён.) НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое. Действительно, это тоже очень важный вопрос, тем более что на динамику курса рубля именно в последние дни оказывал влияние вот такой спекулятивный, ажиотажный спрос. Мы видим в целом, как ведут себя банки, как ведут себя крупнейшие компании, экспортёры и импортёры. На наш взгляд, меры, которые мы сейчас приняли, как раз направлены на то, чтобы сбить спекулятивную составляющую. Я напомню, это две меры: первая мера - мы убрали предсказуемость действий Центрального банка, чтобы не выстраивались действительно в очередь за деньгами Центрального банка, за деньгами резервов в ожидании ослабления курса; вторая мера - мы ограничили некоторые формы предоставления рублёвой ликвидности, которые могли использоваться в том числе и для этих целей, когда спекулянты могли выстраивать, например, стратегии, имея в виду безлимитные свопы и так далее, и так далее. На мой взгляд, введение законодательных ограничений на данном этапе нецелесообразно, потому что введение административных, а не экономических ограничений приведёт к тому, что такие операции будут уходить в другие формы, так сказать, будет много цепочек и так далее, и мы это проадминистрировать не сможем. Для нас главное - убрать экономическую среду, экономическую мотивацию для спекуляций, и мы действуем таким образом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Владимирович Дегтярёв. ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, год назад на заседании фракции ЛДПР мы вам задавали вопрос по поводу доли золота в наших золотовалютных запасах, и вы сказали, что всё хорошо, курс будет прежним по этой самой доле. Сегодня мы видим, что за три месяца Россия купила, по данным из открытых источников, 55 тонн золота, и сегодня мы занимаем 5-е место - 1150 тонн золота у нас в запасах. В связи с этим вопрос: поддерживаете ли вы мораторий на вывоз золота из России? Известно, что в год мы производим 200 тонн золота. И какой курс будет у Центробанка в этом направлении, какая доля золота в наших золотовалютных резервах планируется Центробанком? НАБИУЛЛИНА Э. С. У нас действительно доля золота в золотовалютных резервах сейчас составляет около 10 процентов, и мы в этом году активно покупали золото, мы в этом году купили уже 150 тонн золота, а, напомню, в прошлом году это было 80 тонн. Мы не считаем, что нужно устанавливать мораторий на вывоз золота: у нас достаточно стабильно работает золотодобывающая промышленность, у нас есть возможность купить золото в достаточном количестве, чтобы диверсифицировать наши золотовалютные резервы, а это именно с целью диверсификации делается. К сожалению, мы не можем раскрывать дальнейшие планы по управлению золотовалютными резервами, это чувствительная для рынка информация. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Геннадьевич Сидякин. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, спасибо вам большое за обстоятельный доклад. У меня вопрос по ипотеке. Доступная ипотека - это драйвер массового строительства, и развитие этого института в современных экономических условиях очень важно. Во многих странах центральные банки поддерживают рынок ипотеки, поддерживают развитие этого института, и в связи с этим вопрос: как ЦБ использует международный опыт и каково ваше видение ситуации по развитию рынка ипотеки? НАБИУЛЛИНА Э. С. Действительно, это очень важное направление развития кредитования, и надо сказать, что темпы роста ипотечного кредитования достаточно высокие: сейчас в среднем 35 процентов в годовом выражении - это высокие темпы. С начала года выдано новых ипотечных кредитов на сумму более чем 1 триллион 250 миллиардов, это динамично развивающийся рынок. Мы здесь действуем по двум направлениям. Первое. Мы хотим, чтобы у нас не создавалось, чтобы даже не было предпосылок для создания пузырей на рынке ипотеки - мы знаем, как в других странах проходили такие кризисы, - и поэтому регулирование будет диверсифицированным. Мы намерены принять такие решения, чтобы стимулировать так называемую хорошую ипотеку и чтобы банки меньше выдавали кредитов при так называемой плохой ипотеке, когда платёжеспособность заёмщика не совсем очевидна и так далее. Второе. Мы, конечно, будем развивать инструменты рефинансирования ипотеки, то, о чём вы сказали, и ипотечные облигации будем брать в рефинансирование, и пул стандартных ипотечных кредитов. Готовы это делать, для того чтобы этот рынок имел стабильные условия функционирования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Васильевич Чепа, пожалуйста. ЧЕПА А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, Центральный банк принял решение о свободном формировании валютного курса, о так называемом плавающем курсе, чему вы посвятили половину своего доклада. Опыт последних лет некоторых стран показывает, что многие центральные банки, которые раньше объявляли о так называемом свободном плавании, потом переходили на какой-то другой режим. Например, Швейцария: там вроде бы образцовый центральный банк, тем не менее он уже несколько лет проводит активные интервенции с целью недопущения сильного укрепления швейцарского франка. С учётом прежде всего особенностей российской экономики, нашей зависимости от конъюнктуры цен на энергоносители, такой переход к абсолютно свободно плавающему курсу может привести к слишком высокой волатильности валютного курса и к вытекающим отсюда негативным явлениям. Планирует ли Центральный банк применять иные механизмы сглаживания динамики валютного курса, если да, то какие и при каких обстоятельствах? НАБИУЛЛИНА Э. С. Действительно, я много времени посвятила переходу к плавающему курсу рубля, потому что это важное решение, и важное не только для Центрального банка, но и для экономики, которая адаптируется постепенно к этому решению. Есть разные механизмы применения плавающего курса, есть разница между свободным плаванием и плаванием, и мы, принимая это решение, оставили за собой право выходить с нерегулярными интервенциями, если увидим, что ситуация на валютном рынке создаёт угрозы для финансовой стабильности, такое право мы за собой оставляем в том числе для того, чтобы спекулянты этим не пользовались. С другой стороны, управлять курсом, пытаться придерживаться какого-то ориентира в курсе в нынешних условиях абсолютно невозможно, именно в тех условиях, в которых находится российская экономика, когда пока сохраняется такая зависимость от цены на нефть и так далее. Противостоять фундаментальным, глобальным факторам невозможно, поэтому мы приняли именно такое решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы заданы. Переходим к выступлениям представителей фракций. Выступает Вадим Валентинович Кумин. Сергея Вячеславовича Калашникова прошу приготовиться. КУМИН В. В., фракция КПРФ. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, уважаемые коллеги! Должен признать, что в этот раз дискуссия в Думе по поводу денежно-кредитной политики была достаточно жаркой, потому что - что скрывать! - на валютном рынке серьёзный шок. Но фракция КПРФ понимает, что выйти из этой ситуации можно, только совместно работая, координируя общие действия без критиканства, паникёрства, чтобы не осложнять и без того сложную обстановку. В связи с этим предлагаю несколько тезисов для обсуждения. Первое. Для выхода из создавшейся стагнации в экономике нужна ли скоординированная энергичная работа правительства и Центрального банка? Да, нужна. Что мы видим вместо этого? Мы видим, что президент поручил подготовить механизмы для создания инвестиционного предложения денежных средств на рынке, Центробанк оперативно подготовил соответствующие инструменты, а правительство в этот момент не только затянуло на полгода с принятием соответствующих решений, но ещё и искусственно ограничило количество банков, которые могут участвовать в этом, создав, на наш взгляд, совершенно избыточные требования. Вместе с тем правительство не забывает вмешиваться в дела Центробанка и предлагает своё участие в формировании процентной ставки на рынке. Мы считаем это категорически неприемлемым, потому что независимость политики Центрального банка считаем важнейшим конституционным завоеванием, и предлагаем в этом смысле правительству исполнять свои обязанности, установленные законодательством. Второе - это проблема внешнего долга и устойчивости рубля. Мы, фракция КПРФ, из года в год говорили, что практика бесконтрольного заимствования денежных средств на внешних рынках государственными компаниями и государственными банками является губительной, что при любом внешнем шоке будет закрытие кредитных линий, придётся замещать эти средства здесь, на внутреннем рынке, а мы, как известно, доллары и евро не печатаем. Нас много лет не слышали, и в итоге мы видим ровно такую ситуацию, и сейчас Центробанку предложено самостоятельно справиться с этим. Я думаю, что это достаточно сложно, поэтому мы все должны помогать Центральному банку, причём у нас достаточно непростой декабрь впереди, когда будет ещё денежный, рублёвый навес, с которым нужно будет справляться. Вместе с тем если, например, в 2008 году Центробанк потратил 200 миллиардов и мы получили девальвацию и снижение промышленного производства, то нужно признать, что в этот раз действия Центрального банка гораздо мощнее и в принципе последствия несоизмеримо меньшие, чем в 2008 году. Это характеристика действий Центрального банка в критической ситуации. Крайне важным, безусловно, является вопрос стратегии развития экономики. Вот нам всё время говорят представители правительства, что есть некие структурные ограничения и обойти их нельзя. На это мы можем ответить, что дефицита бюджета нет, внешний государственный долг низкий, это очевидно, и вместо того, чтобы создать инструменты для наполнения рынка какими-то бумагами, которые могли бы быть залогами для Центрального банка или ещё чем-то, правительство продолжает, так сказать, сжимать денежную политику, не предлагая никаких инструментов экономики. В связи с этим нужно признать, что, конечно, мы не выйдем на новые горизонты, если будем и дальше так же тормозить. Нужно сказать, что рывок необходим, потому что предложение денежного кредита - это лишь тот аванс экономике, который позволит экономику развивать, но если мы не найдём соответствующих механизмов, то, естественно, ни о каком развитии экономики не может быть и речи. И последнее, что я хотел бы сказать. Центральные банки ведущих стран мира занимаются уже много лет так называемой финансовой инженерией, то есть используют разные механизмы для того, чтобы укрепить денежно-кредитную политику. Мы предлагаем Центробанку так же действовать, в этом направлении он и двигается. Статья 35 предусматривает не один механизм, а целых девять для улучшения кредитной ситуации на рынке. С учётом изложенного... (Микрофон отключён.) Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте тридцать секунд. КУМИН В. В. С учётом изложенного предлагаю Банку России изучить наши предложения и по возможности использовать их в работе. Фракция КПРФ приняла решение о свободном голосовании по данному вопросу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступает Сергей Вячеславович Калашников. КАЛАШНИКОВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! У нас царит такое хорошее, благодушное настроение, мы так мило беседуем с Центральным банком, а ведь прав Андрей Михайлович Макаров, который говорит, что мы сейчас обсуждаем вопрос важнее бюджета. Дело в том, что если бюджет - это бухгалтерское распределение по статьям и когда денег всегда не хватает, но всем нужно, вопрос встаёт только о том, кому больше дать, кому меньше, то сейчас мы обсуждаем вопрос о том, как мы будем жить в ближайшее время и сколько денег и с какой покупательной способностью будет у нас в карманах. Важность этого вопроса, по-моему, сверхочевидна. И что же мы видим за этим благодушием? Мы обсуждаем Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики - если это единая государственная политика, тогда у меня возникает вопрос: а почему проектировки, заложенные в концепцию бюджета, отличаются от тех проектировок, которые заложены в Основные направления? У нас что, два крыла у правительства и они друг с другом не связаны? Что мы обсуждаем с вами сейчас? Это первое. Второе. Предложено пять сценариев. Коллеги, ну не может быть пять сценариев! Но самое главное даже не это. На мой взгляд, крайней степенью поверхностного подхода к этой проблеме является то, что в основе этих сценариев заложены только два параметра, а именно санкции и цена на нефть. Коллеги, ну не может государственная денежно-кредитная политика ориентироваться только на два внешних фактора - а где же наши внутренние условия, которые должны создаваться, в том числе и Центробанком?! И самое главное, их не два, здесь же много раз говорили о немонетарной природе инфляции и так далее, и так далее. Коллеги, нам представили пустышку, которую мы благодушно сейчас одобрим. Ну а что, если посмотреть на эти пять сценариев? Да они ничем друг от друга не отличаются. Колебания ВВП от самого плохого до самого хорошего - это от 0,6 процента до минус 4. Извините, ноль - он везде ноль, что 0,6, что минус 4. Это означает, что экономика остановилась, и мы на три года фиксируем эту остановку и ничего не собираемся предпринимать, потому что ответа в этих проектировках нет. Коллеги, ну так же ведь нельзя! Вы понимаете, это как принцип велосипеда: если человек едет и останавливается, он падает. Так вот и экономика: если она остановилась, как у нас, значит, она падает, а мы говорим, что всё хорошо, прекрасная маркиза. Ну и самое главное, самое важное, что предлагается. Предлагаются вещи, которые таят в себе, на мой взгляд, колоссальные угрозы для всех нас, а именно перенести основные источники финансирования на внутренний рынок. Это какие источники на внутреннем рынке, кроме как взять деньги у народа?! И я очень боюсь, что повторится ситуация, которая была в 1997-1998 годах, когда будут использованы спекулятивные государственные механизмы изъятия у народа дополнительных источников финансирования. Но ведь больше-то Центробанк нам не говорит, откуда их взять, эти внутренние деньги! Кроме того, не раскрыты механизмы, каким образом будет побеждена инфляция. Прогнозируемая инфляция - в среднем 4-6 процентов, ну, от 4 до 6,4 по разным сценариям. Коллеги, вот здесь уже неоднократно специалисты, выступавшие председатели комитетов говорили, что у этой инфляции природа-то немонетарная. На спекулянтов, конечно, удобно кивать, но всё-таки главное - это деятельность Центробанка, которая тоже в данном случае должна быть представлена. Ну нет механизма в этой проектировке, как мы будем бороться с инфляцией! Иллюзия, что сейчас инфляция остановится, ну, она же абсурдна - сходите в магазин и увидите, о каких 4 процентах можно говорить! Ещё один очень важный момент. Рузвельт, борясь с Великой депрессией, использовал, как известно, два варианта. Наше правительство, хорошо учась в школе и в университетах, эти два варианта взяло на вооружение - это строительство дорог и... вернее, не всё взяли. У Рузвельта - низкая кредитная ставка, у нас о низкой кредитной ставке говорить не приходится: с 10 ноября она 9,5 процента, а для промышленности она измеряется двузначными цифрами. Здесь приводился пример о 14-15 процентах, но попробуйте взять за 14-15 процентов в промышленности долговременные кредиты, начиная с 17... (Микрофон отключён.) Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. КАЛАШНИКОВ С. В. Я заканчиваю. Я считаю, что в данном случае нам представлена пустышка, фракция ЛДПР голосовать за неё не будет! И самое главное, я считаю, коллеги, что в условиях, когда правительство не справляется со своей задачей, в том числе и Центробанк, необходимо Думе проявить дополнительную активность по взаимодействию с правительством, с экспертным сообществом, чтобы нам всем подумать, как выходить из кризиса. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Дмитриевич Жуков. ЖУКОВ А. Д., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Я думаю, что все прекрасно осознают, что ситуация у нас в экономике очень непростая. Мы наблюдаем в течение последнего года падение темпов экономического роста, сегодня это усугубляется недостаточной возможностью получения финансовых ресурсов за границей в связи с санкциями. Ну и конечно же, снижение цен на основные товары нашего экспорта, энергетические в первую очередь, нефть и газ, делают эту ситуацию далеко не благодушной, и я, честно говоря, не нашёл ни в сегодняшнем докладе, ни в Основных направлениях денежно-кредитной политики благодушного настроения, о котором Сергей Вячеславович сейчас говорил. Наоборот, нам сегодня нужно предпринять все меры для того, чтобы не допустить серьёзных негативных сценариев развития нашей экономики. И с этой точки зрения главная цель, выбранная Центральным банком, а именно недопущение высоких темпов инфляции, мне представляется совершенно правильно выбранной, потому что в ином случае и заработные платы, и пенсии наших граждан будут обесцениваться, мы это проходили неоднократно в нашей истории. Это и совершенно правильная социальная цель, и абсолютно правильная экономическая цель, потому что при высокой инфляции рассчитывать на высокие темпы экономического роста невозможно. Я думаю, что как стратегическая - это абсолютно верно выбранная задача. Что касается курса рубля, то совершенно очевидно, что неправильным является удержание курса рубля любой ценой. Удерживать его, спалив все резервы, будет просто безумием: в дальнейшем мы не сможем решать главную задачу, и не только Центрального банка, всего государства, - обеспечивать стабильность национальной валюты. Поэтому правильно сделал Центральный банк, что отпустил курс рубля, но в то же время, и это уже своеобразное искусство на кончиках пальцев, нужно вовремя наказывать спекулянтов. Это невозможно описать каким-то формальным механизмом ни в каком документе, но тем не менее Центральный банк это должен делать, он это умеет делать и дальше, я уверен, будет этой тактики придерживаться. Вот сочетание этих двух тактик очень важно. С одной стороны, недопущение высокой инфляции, с другой стороны, более или менее стабильный курс рубля - это две чрезвычайно важные составляющие денежно-кредитной политики, но при этом, конечно же, Центральный банк должен играть свою важную роль в стимулировании экономики. Что для этого нужно сделать? Нужно упрощать процедуры предоставления кредитных ресурсов, в первую очередь импортозамещающим производствам, - сегодня об этом уже говорилось, и для этого есть разные инструменты у Центрального банка, - облегчить возможность доступа к валютным ресурсам нашим компаниям и банкам, потому что за границей кредиты им сегодня трудно получать. К сожалению, опыт кредитов РЕПО оказался не очень удачным, пока эта "репка" не очень привлекательна для наших банков, но я надеюсь, что Центральный банк сделает определённые выводы и в дальнейшем это будет действенный инструмент. И конечно же, необходимы согласованные действия Центрального банка и правительства как в части снижения инфляции, так и в части стимулирования экономики, потому что каждый действует по своему направлению по стимулированию малого бизнеса, по поддержке кредитования и так далее, а эти действия должны быть более согласованными. Думаю, что несколько тем не получили своего отражения в докладе о денежно-кредитной политике, а они очень важны. Например, действия Центрального банка по снижению зависимости от рейтингов иностранных агентств, которые часто имеют политическую окраску и довольно сильно влияют на предоставление кредитов нашим банкам и компаниям. Думаю, что здесь всё-таки нам нужно продолжить работу по развитию своих рейтинговых агентств. Тема обеспечения населения доступным жильём, об этом говорилось, - кредитование под ипотечные пулы во всём мире очень активно используется, и Центральному банку нужно в этом смысле более активно действовать. Ещё одна тема - расчёты в национальных валютах, например, мы начали такие расчёты активно проводить с Китаем. Я думаю, что создание валютного пула стран БРИКС и проведение как можно в большем объёме расчётов в национальных валютах является очень серьёзным, перспективным направлением деятельности. Ну и последнее, что я хотел сказать. На самом деле нам нужно иметь устойчивые варианты проведения денежно-кредитной политики на любой случай. Здесь говорилось, что вроде как разница небольшая между вариантами, но, на мой взгляд, разница между 60 долларами за баррель и 90 долларами за баррель - колоссальная для нашей экономики, она может привести к очень серьёзным негативным последствиям, поэтому подобных вариантов надо избегать. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит представленный проект постановления Государственной Думы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Роман Анатольевич Ванчугов. ВАНЧУГОВ Р. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Рассмотрев предложенные Центральным банком Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов, хотелось бы отметить следующее. Цена на нефть падает, и у ЦБ не было никакой другой возможности, как отпустить курс доллара и евро, это помогло сделать бюджет практически профицитным и было, безусловно, правильным решением. Но насколько справедливая цена рубля сегодня? Наши специалисты говорят, что, конечно же, рубль недооценён. Безусловно, плохо, что всё это было достигнуто за счёт падения покупательной способности граждан, - теперь мы просто обязаны предложить товары отечественных производителей в нужном количестве, которые должны быть дешевле и не хуже западных аналогов. Стремительное падение курса доллара и евро может позитивно отразиться на российской экономике в случае, если ЦБ будет способствовать кредитованию реального сектора экономики. Только такой подход позволит заместить импорт в рамках сегодняшних ответных мер. У нас, безусловно, есть потенциальные драйверы роста: это и строительство жилья, и сельское хозяйство, но вместо этого ЦБ поднял ключевую ставку до 9,5 процента, что сразу привело к удорожанию кредитов. Сегодня средняя процентная ставка по ипотечным кредитам в банках, которые находятся в топ-50, составляет порядка 15-16 процентов, это, конечно, не те цифры, которые хотелось бы видеть, на мой взгляд, комфортная процентная ставка - это где-то 8 процентов. На сегодняшний день ликвидность банковской системы тоже очень низка, на мой взгляд, начался острый банковский кризис: растёт количество плохих кредитов, а уровень капитала банков в среднем низок и в скором времени может не позволить им создавать резервы на случай возможных потерь. Сегодня мы находимся в ситуации замкнутого круга: при росте курса валюты вкладчики забирают рублёвые вклады, ликвидность банков падает, банкам уже не до выдачи новых кредитов, соответственно, бизнес клиентов не растёт, всё это сказывается на количестве рабочих мест, на заработной плате граждан и, как следствие, опять же ведёт к невозврату тех самых кредитов. В целом мы видим впереди тупик, если только, конечно, ЦБ не запустит в систему деньги, это денежный агрегат М2, уровень которого сегодня, на наш взгляд, крайне низок, а соотношение М0 к М2 какое-то высоковатое. Кроме этого, ЦБ просто обязан поддержать банки рублёвой, а не валютной ликвидностью, как это декларируется. В то же время ЦБ не должен забывать о давлении на рубль, которое за этим может последовать. Вызывает удивление, когда нам говорят о том, что кому-то не справиться со спекулянтами. Ну послушайте, существует куча мер, как это можно сделать, например, я абсолютно уверен в том, что банки можно как-то ограничить в месячных объёмах их покупательной способности, то есть решить этот вопрос можно запросто. Мы, конечно, понимаем, что, повысив учётную ставку, ЦБ борется с инфляцией, которая, конечно, из-за девальвации выросла и, по прогнозам ЦБ, составит порядка 9 процентов. Но тогда нам нужно выбрать приоритетные направления, например, по ипотеке, по сельскому хозяйству, по другим, может быть, даже по машиностроению, и, собственно говоря, каким-то образом их кредитовать. Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выражает свою озабоченность курсом, взятым Центральным банком, и считает, что без кредитования реальной экономики невозможен никакой экономический рост, априори невозможен. Поэтому, исходя сказанного, мы не поддерживаем денежно-кредитную политику, представленную Центральным банком, и будем голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Эльвира Сахипзадовна, вы хотите выступить ещё раз? НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое. Я хотела бы поблагодарить всех депутатов и за вопросы, и за предложения, и за заинтересованное и предметное обсуждение, потому что темы, которые мы обсуждали, - денежно-кредитная политика, валютный курс, кредитование экономики, - действительно очень важные и влияют на экономический рост. Мы обязательно изучим все предложения и все поставленные вопросы, и я хотела бы подтвердить, что Банк России намерен проводить политику открытости, разъяснения, ответов на вопросы, обоснования. Мы считаем, что это очень важно в том числе и для понимания нашей политики, и для её эффективности, и надеемся на совместную работу. Спасибо большое! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Выносим проект постановления на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6026 по 6043 из 7373
13-й вопрос, голосуется проект постановления Государственной Думы "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 41 сек.) Проголосовало за 281 чел.62,4 % Проголосовало против 68 чел.15,1 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Постановление принимается.