Заседание № 229

23.07.2019
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 646589-7 "О внесении изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (о приоритете открытого голосования в Государственной Думе при избрании на руководящие должности).

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6554 по 6666 из 7039
Пункт 77, проект постановления Государственной Думы "О внесении изменений в     
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".     
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Александр Дмитриевич, спасибо большое. Попытаюсь очень            
лаконично доложить.                                                             
                                                                                
Инициатива эта внесена по поручению руководителя фракции ЛДПР Владимира         
Вольфовича Жириновского. В конце 2018 года, по-моему в ноябре, в этом зале      
состоялась дискуссия между председателем палаты Вячеславом Викторовичем         
Володиным и руководителем фракции ЛДПР Владимиром Вольфовичем Жириновским о     
том, какой способ голосования при принятии Государственной Думой кадровых       
решений применять: открытое или тайное. Так вот действующая норма Регламента    
предполагает, что по умолчанию голосование происходит тайное и лишь по          
особому решению палаты мы можем перейти на систему открытого голосования,       
хотя уже много-много лет, несколько созывов, все кадровые решения, в том        
числе важнейшие, в рамках компетенции Государственной Думы, в том числе дача    
согласия президенту на назначение председателя правительства, назначение        
главы Центробанка, Счётной палаты, пакетные голосования по руководству          
Государственной Думы и по председателям комитетов, всегда принимаются путём     
открытого голосования. В связи с этим действующая норма, которая закрепляет     
по умолчанию процедуру тайного голосования, представляется устаревшей - в       
нашей палате за семь созывов установилась добрая традиция эти решения           
принимать путём открытого голосования, - и предлагается по инициативе           
руководителей фракций скорректировать наш Регламент, с тем чтобы по умолчанию   
использовалась процедура открытого голосования и лишь в исключительных, в       
особых случаях, когда этого требует политическая обстановка, ситуация,          
депутаты большинством голосов принимали решение о проведении процедуры          
тайного голосования при принятии ключевых кадровых решений Государственной      
Думой.                                                                          
                                                                                
Я внимательно ознакомился с заключением комитета, эти аргументы мы обсудили     
на заседании комитета по Регламенту - не со всем там можно согласиться. В       
частности, проводится аналогия между всенародными выборами и принятием          
депутатами решений, то есть как бы ставится знак равенства между                
публично-правовым голосованием, публичными политиками и гражданами Российской   
Федерации, обладающими активным избирательным правом. Но здесь, наверное,       
такую аналогию проводить нельзя, поскольку голосующие в этом зале люди,         
несмотря на то что все они тоже избиратели, являются депутатами, публичными     
людьми и при принятии решений, при голосовании, при мотивировке своих           
решений, наоборот, должны высказываться, приводить доводы, аргументы,           
участвовать в дискуссиях, спорах, что в итоге должно приводить к выбору         
позиции по голосованию. У нас позиция определяется фракцией, поэтому при        
принятии важнейших кадровых решений по мотивам выступают представители          
фракций, очень часто в лице руководителей фракций, и ни у кого не возникает     
сомнений, как фракция проголосует и по каким причинам, по каким мотивам и       
аргументам. Проведение аналогии с принятием решений судом также не совсем       
логично, поскольку судебная власть - это особый вид, отдельный вид власти,      
который свою функцию выполняет посредством судопроизводства, и в отличие от     
депутата судья руководствуется только законом и собственным усмотрением, а у    
депутата, напомню, есть избиратели, есть фракция, в которой он состоит, и не    
всегда его собственное усмотрение является единственным критерием, по           
которому он принимает то или иное кадровое решение.                             
                                                                                
С учётом этих аргументов предлагается уважаемым депутатам ещё раз внимательно   
изучить инициативу и поддержать предложение руководителя фракции ЛДПР           
скорректировать процедуру голосования - изменить вид голосования с тайного на   
открытое при принятии Думой важнейших кадровых решений.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Ольги Викторовны Савастьяновой.                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я не      
хотела бы упрощать проект данного постановления и решение, которое              
предлагается. Есть принципы базовые, есть принципы, устанавливаемые в           
развитие, и подход, когда нормой предусмотрено тайное голосование, а            
процедурно мы меняем его на открытое, согласитесь, очень сильно отличается от   
подхода, когда есть норма открытого голосования и мы процедурно меняем её на    
норму тайного голосования. Вот этот очень важный приоритет ценностного          
принципа отвечает особенностям и специфике института представительной власти.   
И мы не проводим аналогию с выборами, а мы проводим аналогию с этими            
принципами, которые важны для волеизъявления. Этот принцип и утверждается, и    
укрепляется не только нашей деятельностью, но и всеми подходами, которые        
закреплены и в Конституции, и в федеральном конституционном законе, и в         
Регламенте, и мы против того, чтобы вот из той стены, которую мы формируем      
через эти подходы, по одному из кирпичиков вытаскивать и тем самым разрушать    
её.                                                                             
                                                                                
И второй очень важный момент. Когда мы принимаем такие решения, мы исходим из   
принципа консенсуса. На сегодняшний день фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и        
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект постановления о внесении таких            
изменений в Регламент не поддерживают - консенсуса по данному вопросу нет.      
                                                                                
Комитет по контролю и Регламенту предлагает не поддерживать данный проект       
постановления.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет.                 
                                                                                
Ставится на голосование проект постановления "О внесении изменений в            
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 13 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за               37 чел.8,2 %                                     
Проголосовало против          131 чел.29,1 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    169 чел.                                          
Не голосовало                 281 чел.62,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.