Заседание № 262

18.11.2011
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 625947-5 "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5118 по 5782 из 8367
Коллеги, у нас на 16.00 назначена процедура обсуждения вопроса об Основных      
направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и    
период 2013 и 2014 годов. С докладом выступает председатель Центрального        
банка Российской Федерации Сергей Михайлович Игнатьев.                          
                                                                                
Пожалуйста, на трибуну.                                                         
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М., председатель Центрального банка Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается     
одобренный Советом директоров Банка России документ "Основные направления       
единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и   
2014 годов".                                                                    
                                                                                
В соответствии с прошлогодними Основными направлениями единой государственной   
денежно-кредитной политики предполагалось снизить инфляцию с 8,8 процента в     
2010 году до 6-7 процентов в 2011 году. По данным Росстата по состоянию на 14   
ноября, накопленная с начала года инфляция составила 5,5 процента, за           
соответствующий период прошлого года - 7,2 процента. И судя по всему,           
инфляция в целом за 2011 год составит примерно 7 процентов. Динамика инфляции   
в течение 2011 года была неравномерной. В начале года инфляция оставалась       
весьма высокой, продолжали сказываться последствия прошлогодней засухи. К       
середине года темпы инфляции заметно снизились, основную роль здесь сыграло     
поступление на рынок сельхозпродукции нового урожая.                            
                                                                                
Немаловажное значение имело также повышение номинального эффективного курса     
рубля, которое продолжалось вплоть до начала августа, а также замедление        
роста денежной массы, что наряду с другими причинами было вызвано некоторым     
ужесточением Банком России денежно-кредитной политики и исполнением             
федерального бюджета с существенным профицитом. Годовой темп прироста           
денежной массы агрегата М2 снизился с 31 процента на 1 января 2011 года до 20   
процентов на 1 ноября 2011 года.                                                
                                                                                
Благодаря возросшим мировым ценам на нефть и другие экспортируемые Россией      
товары платёжный баланс остаётся сильным. Сальдо счёта текущих операций         
сохраняется положительным и за десять месяцев текущего года составило           
примерно 84 миллиарда долларов. В прошлом году за соответствующий период оно    
составило 61 миллиард долларов.                                                 
                                                                                
В первом полугодии текущего года наблюдался быстрый рост импорта. Импорт        
товаров в долларовом выражении за первые шесть месяцев текущего года по         
сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос на 42 процента. В      
последние четыре месяца, с июля по октябрь, рост импорта заметно замедлился,    
и прирост его составил 23 процента. Видимо, на динамике импорта уже             
сказывается заметное ослабление рубля начиная с августа.                        
                                                                                
Продолжается, к сожалению, отток частного капитала. В целом за десять месяцев   
текущего года чистый отток частного капитала составил 64 миллиарда долларов,    
что больше чистого оттока капитала за весь прошлый год, когда он составил 34    
миллиарда долларов.                                                             
                                                                                
Несмотря на отток капитала, золотовалютные резервы Российской Федерации         
увеличились с 479 миллиардов долларов на 1 января 2011 года до 518 миллиардов   
долларов на 15 ноября текущего года.                                            
                                                                                
В своей курсовой политике Банк России продолжает применять механизм             
плавающего интервала для стоимости бивалютной корзины. В целях дальнейшего      
повышения гибкости валютного курса с 1 марта 2011 года ширина плавающего        
интервала была увеличена с 4 до 5 рублей, и одновременно была повышена          
подвижность этого интервала. В течение первых семи месяцев текущего года        
наблюдалась тенденция повышения номинального эффективного курса рубля и         
снижение стоимости бивалютной корзины с 34,9 рубля в начале года до 33 рублей   
в конце июля. После снижения в начале августа суверенного кредитного рейтинга   
США одним из рейтинговых агентств произошёл отток средств с российского         
финансового рынка, что привело к заметному ослаблению рубля. В сентябре         
дальнейшее нарастание напряжённости на мировых финансовых рынках, связанное с   
неурегулированностью внутренних проблем еврозоны, привело к дальнейшему         
ослаблению рубля и росту стоимости бивалютной корзины. В начале октября         
стоимость корзины достигла 37,5 рубля. В дальнейшем возобладала тенденция       
укрепления рубля, и вчера вечером, 17 ноября, корзина стоила 35,7 рубля. До     
начала августа Центральный банк регулярно проводил валютные интервенции,        
покупая иностранную валюту на валютном рынке, тем самым Центральный банк        
сдерживал дальнейшее укрепление рубля. Начиная с 9 августа Центральный банк в   
основном продавал иностранную валюту.                                           
                                                                                
Банк России применяет инструменты денежно-кредитной политики в зависимости от   
складывающейся макроэкономической ситуации. В течение первых пяти месяцев       
текущего года в условиях высоких темпов инфляции Центральный банк постепенно    
ужесточал денежно-кредитную политику, постепенно повышая процентные ставки по   
своим операциям с коммерческими банками и нормативы обязательных резервов. В    
летние месяцы, когда темпы инфляции заметно снизились, Центральный банк не      
принимал решений об изменении процентных ставок или нормативов обязательных     
резервов. С 15 сентября мы повысили на 0,25 процента процентные ставки по       
привлекаемым Банком России депозитам и одновременно понизили на 0,25 процента   
процентные ставки по нашим основным инструментам предоставления ликвидности,    
при этом сохранили неизменной ставку рефинансирования. Это решение было         
продиктовано нашим стремлением снизить волатильность краткосрочных процентных   
ставок рынка межбанковских кредитов в условиях наметившегося недостатка         
свободной рублёвой ликвидности в банковской системе.                            
                                                                                
Развитие банковского кредитования в текущем году, на мой взгляд, проходит       
вполне удовлетворительно. За последние двенадцать месяцев, то есть с 1 ноября   
2010 года по 1 ноября текущего года, портфель банковских кредитов               
нефинансовым организациям вырос на 23,3 процента, а портфель кредитов           
населению вырос на 31,4 процента. Процентные ставки по банковским кредитам за   
последние двенадцать месяцев снизились. Например, средневзвешенная процентная   
ставка по рублёвым кредитам нефинансовым организациям на срок до одного года    
снизилась в сентябре 2011 года по сравнению с сентябрём 2010 года на 1,7        
процентного пункта - до 8 процентов годовых. Правда, в последние три-четыре     
месяца снижение процентных ставок по банковским кредитам приостановилось.       
Основные причины - это рост процентных ставок на межбанковском рынке из-за      
некоторого дефицита ликвидности в банковской системе, а также, возможно, рост   
инфляционных ожиданий из-за ослабления рубля. Постепенно, хотя и медленно,      
снижается доля просроченной задолженности в банковском кредитном портфеле.      
                                                                                
Теперь о денежно-кредитной политике в 2012 году и на период 2013 и 2014         
годов. Мы исходим из того, что инфляцию необходимо снизить в 2012 году до 5-6   
процентов, в 2013 году - до 4,5-5,5 процента и в 2014 году - до 4-5             
процентов. В предстоящий трёхлетний период Банк России намерен завершить        
переход к таргетированию инфляции. Гибкость валютного курса будет постепенно    
увеличиваться. Политика управления процентными ставками станет ключевой в       
механизме денежно-кредитного регулирования.                                     
                                                                                
Мы разработали три варианта прогноза платёжного баланса и соответствующие им    
три варианта денежной программы. В основу сценариев положена различная          
динамика цен на нефть. Первый вариант предусматривает низкие цены на нефть      
сорта "Юралс": в 2012 году - 75, в 2013 году - 73, в 2014 году - 76 долларов    
за баррель. Третий вариант предусматривает сравнительно высокие цены на         
нефть: в 2012 году - 125, в 2013 году - 121 и в 2014 году - 126 долларов за     
баррель.                                                                        
                                                                                
Второй вариант соответствует прогнозу, положенному в основу проекта             
федерального бюджета, где цены на нефть составляют: в 2012 году - 100, в 2013   
году - 97, в 2014 году - 101 доллар за баррель. Во втором варианте, он          
основной, счёт текущих операций остаётся положительным в 2012-м и в 2013        
годах, в 2014 году он становится отрицательным, при этом чистый приток          
частного капитала полностью компенсирует отрицательное сальдо текущего счёта.   
В соответствии со вторым вариантом золотовалютные резервы постепенно растут,    
всего за три года - примерно на 77 миллиардов долларов. Денежная масса,         
агрегат М2, растёт темпами от 15 до 19 процентов в год. Такие темпы прироста    
денежной массы соответствуют нашей цели по снижению инфляции до 4-5 процентов   
в 2014 году. Валовой кредит Центрального банка коммерческим банкам              
предполагается увеличить за три года с 950 миллиардов рублей до 3 триллионов    
160 миллиардов рублей. Такой прирост необходим для обеспечения необходимого     
роста денежной массы и поддержания необходимой ликвидности в банковской         
системе.                                                                        
                                                                                
В соответствии с первым вариантом, который предусматривает низкие мировые       
цены на нефть, золотовалютные резервы за три года снижаются примерно на 55      
миллиардов долларов. Здесь для обеспечения необходимого роста денежной массы    
и поддержания достаточного уровня ликвидности в банковской системе необходимо   
предусмотреть относительно больший прирост валового кредита банкам, по нашим    
расчётам - до 4 триллионов 211 миллиардов рублей к концу 2014 года.             
                                                                                
Третьим вариантом, предусматривающим высокие мировые цены на нефть,             
предполагается рост золотовалютных резервов за три года примерно на 222         
миллиарда долларов, при этом прирост валового кредита банкам будет              
относительно меньшим, чем в первых двух вариантах.                              
                                                                                
Хочу подчеркнуть, что все три варианта предполагают снижение инфляции в 2014    
году до 4-5 процентов в год.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Дальше у нас будут содоклады от комитетов. Я прошу представителей комитетов с   
учётом жёсткости Регламента и повестки говорить только то, что нельзя не        
сказать сегодня, в этот замечательный день.                                     
                                                                                
Поэтому, Владислав Матусович Резник, пожалуйста, ваш содоклад.                  
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, не буду повторяться, говорить то, что,   
возможно, скажут коллеги из других комитетов, не буду повторять розданные вам   
заключения комитетов. Отмечу следующее: так же, как и три года назад, при       
рассмотрении ЕГДКП на 2009 год и на плановый период, я хотел бы обратить        
внимание на уникальность ситуации, складывающейся тогда и сегодня в             
глобальной финансово-экономической системе, и на её влияние на экономику        
России. В 2008 году в условиях острого кризиса доверия и масштабной             
переоценки рисков правительства и центральные банки многих стран, включая       
Россию, осуществляли масштабные меры по поддержанию ликвидности банковской      
системы, обеспечению стабильности финансовых рынков. Сегодня в условиях         
кризиса суверенных долгов стран Европейского союза правительства многих стран   
стремятся снизить долговую нагрузку, снизить бюджетные дефициты, вернуть        
доверие инвесторов. Очевидно, что нам в России удалось избежать долговых        
проблем, но внешние кризисные явления по-прежнему отражаются на нашей           
финансовой системе, и здесь, наверное, основным показателем выступает           
высокий, сказал бы, даже более чем высокий отток капитала из финансовой         
системы России в этом году. Указанные кризисные явления в очередной раз         
продемонстрировали наличие серьёзных проблем в нашей экономике и финансовой     
системе: это и высокая зависимость от внешних цен на энергоносители, от         
внешних долговых рынков, это проблемы системы оценки рисков в банковской        
системе, очевидные недостатки в банковском надзоре и другие проблемы. Вместе    
с тем за прошедшие несколько лет достигнуты очевидные успехи в проведении       
экономической и денежно-кредитной политики. Прежде всего, хотел бы отметить     
последовательное, целенаправленное снижение инфляции и завершение в             
предстоящем трёхлетнем периоде перехода к таргетированию инфляции на основе     
становления целевого интервала изменения индекса потребительских цен. По        
оценкам Банка России, - то, что приводил Сергей Михайлович, - ставится цель     
снижения до 4-5 процентов.                                                      
                                                                                
Вторым несомненным успехом Банка России является переход практически к          
свободному плаванию курса национальной валюты, который в настоящее время        
определяется не действиями регуляторов, а преимущественно фундаментальными      
рыночными факторами. Хотел бы отметить, что, в свою очередь, свободно           
конвертируемая валюта является одним из необходимых условий для нас в связи с   
предстоящим вступлением в ВТО для включения нашей страны в систему              
международного разделения труда. С одной стороны, конечно, это сделает нашу     
экономику более открытой для негативного воздействия внешних шоков, подобных    
тому, что мы видим сейчас, но, с другой стороны, это тот единственный путь      
развития, который способен нас привести к полномасштабной модернизации          
экономики, к долгожданному снижению зависимости нашей экономики от              
нефтегазового сектора.                                                          
                                                                                
Таким образом, я хотел бы подчеркнуть исключительную важность этих двух         
достигнутых за последние годы успехов - умеренно низкая инфляция и              
конвертируемость национальной валюты. Для нас очень важно не потерять эти       
достижения, тем более в текущих условиях, когда сбалансированность и            
устойчивость бюджетной системы России начинает играть всё возрастающую роль в   
результативности денежно-кредитной политики Банка России.                       
                                                                                
С учётом сказанного комитет предлагает принять к сведению представленные        
Банком России Основные направления единой государственной денежно-кредитной     
политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
   Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Н. В.       
                                  Герасимова                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владислав Матусович, присаживайтесь,             
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Геннадия        
Васильевича Кулика.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Геннадий Васильевич.                                                
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Мы, два комитета, совместно рассматривали доклад Центрального банка, и я        
прошу поддержать то решение, которое предложено вашему вниманию, но             
одновременно не могу не сказать об одном вопросе, который тревожит большую      
часть депутатского корпуса, а главным образом тревожит тех, кто работает в      
реальном секторе экономики.                                                     
                                                                                
Центральный банк неплохо справляется с поддержанием того курса рубля, который   
им объявляется, что, конечно, важно и для предпринимателей, и для               
государства, и в целом для банковской системы это важный показатель, но, к      
сожалению, в то же время создаётся впечатление, что Центральный банк мало       
интересует истинное состояние дел в нашей экономике и те застаревшие            
проблемы, которые годами остаются, решаются очень плохо. Я имею в виду          
следующие обстоятельства.                                                       
                                                                                
Сергей Михайлович, мы всё-таки много раз возвращались к этой теме, но и         
сейчас в подготовительной группе и в комитете мы не получили вразумительного    
ответа. Ну посудите сами, мы говорим, что мы к 1 января 2012 года выйдем из     
кризиса и объёмы производства будут докризисные примерно, то есть в этом        
отношении есть реальные показатели, которые говорят, что экономика наращивает   
обороты и развивается нормально, вы правильно говорите, что будет самый         
низкий уровень инфляции за последние годы, и тут же называете цифру, которая    
в шок приводит наших людей: 50 миллиардов - отток капитала. Объясните тогда,    
в чём причина? Почему бегут капиталы туда, где вроде экономика топчется на      
месте, что за причина, почему не предложите никаких мер против этого? Мало у    
вас полномочий - вносите предложения, мы готовы дать полномочия. Смеётся        
Владислав Матусович, они все надо мной смеются, но ответить на этот вопрос не   
могут, а я хотел бы, чтобы в этом смысле Центральный банк так же болел за       
дело развития экономики, как болеют правительство и другие. Вот я хотел бы,     
чтобы вы в своей работе и потом в следующем году в информации, которую будете   
давать нам при рассмотрении бюджетной политики, учли это замечание.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, присаживайтесь, пожалуйста, Геннадий     
Васильевич.                                                                     
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по экономической политике    
и предпринимательству Владимира Александровича Головнёва. Пожалуйста,           
Владимир Александрович.                                                         
                                                                                
ГОЛОВНЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Прогнозы развития              
денежно-кредитной сферы в 2012 году и период 2013 и 2014 годов построены        
Банком России, как мы услышали, на трёх вариантах прогнозируемых цен на         
нефть. Главной целью денежно-кредитной политики является удержание инфляции в   
границе 4-6 процентов в годовом выражении. Банк России прогнозирует             
дальнейший рост валютных резервов и одновременно последовательное снижение      
темпов его прироста. В течение прогнозного периода денежное предложение в       
большей степени будет формироваться за счёт увеличения чистых внутренних        
активов при уменьшении роли чистых международных активов. В среднесрочной       
перспективе система инструментов денежно-кредитной политики Банка России        
будет ориентироваться на создание необходимых условий для реализации            
эффективной процентной политики.                                                
                                                                                
Комитет в целом поддерживает усилия Банка России по сохранению стабильности и   
укреплению российской банковской системы, однако вместе с тем имеет ряд         
замечаний к Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной      
политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов. Мы отмечаем, что инфляция в    
России не только определяется монетарными фактами, но и зависит как от          
ценовой и тарифной политики, так и от комплекса внешнеэкономических условий.    
Кроме того, неразвитость конкурентной среды, стратегических кредитных           
инструментов оказывает значительное повышающее давление на инфляционные         
процессы в стране. При этом, по прогнозу Банка России, уровень инфляции по      
итогам 2012 года может составить примерно 5-6 процентов, что ниже принятых в    
основных направлениях единой государственной кредитной политики на 2011 год.    
В представленном документе при предлагаемом сохранении режима управляемого      
плавающего валютного курса отсутствуют целевые прогнозные ориентиры динамики    
реального эффективного курса рубля. В последние годы наметился рост             
банковского сектора, что находит отражение в укреплении его роли в системе      
финансового посредничества, а также в росте соотношений основных показателей    
банковского сектора с валовым внутренним продуктом. Вместе с тем комитет        
отмечает, что развитие российской банковской системы отстаёт от требований      
инновационного варианта развития экономики главным образом в силу               
определённых особенностей формирования и использования ресурсной базы           
кредитных организаций.                                                          
                                                                                
Комитет отмечает, что в сложившихся условиях целесообразно проработать          
дополнительные меры, направленные на трансформацию через банковскую систему     
временно свободных денежных средств экономических агентств, в частности         
страховых компаний, пенсионных фондов, средств бюджетных и внебюджетных         
фондов, в долгосрочные инвестиции, прежде всего в реальный сектор экономики.    
По мнению комитета, Банку России в рамках мероприятий по совершенствованию      
банковской системы следует обратить особое внимание на решение проблемы         
формирования долгосрочной ресурсной базы российской кредитной организации.      
Это приобретает особую значимость в том контексте, что при ограниченности в     
доступе к дешёвым долгосрочным ресурсам внутри страны у российских банков в     
настоящее время практически отсутствует возможность их привлечения извне.       
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике и   
предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять к сведению         
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.         
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Задержитесь,             
пожалуйста, на трибуне.                                                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть один вопрос, у депутата Коломейцева   
Николая Васильевича.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, ваш вопрос.                                                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Михайлович, вы, как всегда, лаконичны, но только вот мне       
непонятно. Скажите, пожалуйста, вот Обама, Европейский союз борются со своими   
банками, чтобы они, ну, во-первых, резко снизили свои аппетиты. У нас прибыль   
коммерческих банков за десять месяцев составила 697 миллиардов, в то же время   
просроченная задолженность в сельском хозяйстве увеличилась, в промышленности   
увеличилась. Скажите, пожалуйста, почему вы не предлагаете никаких              
антиоффшорных инициатив? У нас ведь оффшорная экономика, 80 процентов           
зарегистрировано в оффшорных зонах, и именно туда вывозится капитал. Вы что,    
этого не знаете?                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Михайлович.                                                  
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Ну, я с вами не вполне соглашусь. Как я уже сказал, доля         
просроченной задолженности в общем кредитном портфеле российских банков         
снижается. Не очень быстро, но снижается - и в прошлом году, и в этом году. В   
этом году это снижение, может быть, чуть более заметное.                        
                                                                                
Что касается оффшорных компаний, меня это тоже беспокоит, и особенно это        
беспокоит, когда мы осуществляем надзор за конкретными банками: кредиты в       
пользу оффшорных компаний, как правило, наименее прозрачные, наименее           
понятные, наиболее рискованные. Согласен с вами, что какие-то меры, какие-то    
решения нужно принимать в отношении такого вида бизнеса. Какие - не знаю.       
Сложная тема, потому что всё это возникло ещё много лет тому назад, и как с     
этим быть, не знаю ответа.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.                               
                                                                                
Присаживайтесь, Владимир Александрович. Вопросы все заданы.                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Три    
выступления.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Странное      
дело: если почитаешь финансовые журналы и газеты, то увидишь, что там всё       
кипит, все кричат о второй волне кризиса, а мы с вами утверждаем                
кредитно-денежную политику на предстоящие три года, и три председателя          
комитета, кроме уважаемого мною Кулика, никакой тревоги не выказывают.          
                                                                                
Я вот буквально на прошлой неделе, Сергей Михайлович, пообщался с пятью         
руководителями из разных отраслей - у них чрезвычайная тревога. Три             
предприятия, надо сказать, эффективно работающие, два - ну, на пределе. Вот     
руководитель эффективно работающего говорит: "Раньше я кредит возобновлял - я   
же возвращаю, я сверхвыгодный кредитополучатель, - в течение недели мне         
оформляли, а сейчас месяц прошёл, и пока я не вижу, чтобы мне возобновили. А    
мне же необходимо поддерживать оборотку: приобретать оборотные средства и так   
далее". Для тех, у кого ситуация ещё хуже, вы, точнее, по вашим инструкциям     
банки, испугавшись второй волны кризиса, сегодня резко ужесточили требования    
к заёмщикам. В результате бумажная волокита - сначала на региональном уровне:   
принеси эту справочку, принеси тот баланс, принеси вот это подтверждение, а     
когда принёс, говорят: мы проголосовали, теперь езжай в Москву. Приехал в       
Москву - и за рыбу грош: уже та справка устарела, теперь пойди возьми другую.   
То есть сегодня пошло резкое замедление движения денег, а если пошло резкое     
замедление движения денег, то ожидать оживления экономики было бы очень         
странно.                                                                        
                                                                                
Второй момент. Вы понимаете, меня чрезвычайно тревожит, что вы, опытнейший      
человек, а я вас таким считаю и уверен, что вы знаете решение... Другое дело,   
что, может, Владислав Матусович не даёт вам принять это решение. Ну, я шучу,    
конечно. Но говорю вам, что оффшорные зоны - это же кровопийца, который         
высасывает из России последние соки. Я уверен, что и вы, и ваш друг Кудрин,     
который сегодня уже обдумывает свои мемуары, прекрасно знаете все механизмы,    
но, может быть, наши американские друзья вам не разрешают? Потому что вы        
посмотрите, что у них. Первое, что они решили сделать, - это ограничить         
аппетиты финансового сектора. Разве нет? Возьмите перепишите их законы и        
предложите. Если Резник выйдет, мы за пять минут примем в трёх чтениях. Он      
магически действует на "ЕДИНУЮ РОССИЮ", поэтому пользуйтесь, пока это есть,     
на той неделе ещё можете внести.                                                
                                                                                
Ещё один момент. Вы понимаете, было бы смешно, если бы не было так грустно.     
Вот я просто не понимаю. Вот вы мне, Центробанк, свою зарплату отдайте под 1    
процент, а я вам буду под семь отдавать, и, может, вы тогда поймёте, в чём      
причина, зачем же нам золотовалютные резервы вывозить за бумажные               
американские обязательства непонятные - 3 цента напечатать доллар стоит, а вы   
туда всё вывозите, вывозите, у себя же кредит не возьмёшь. Ну что же это за     
банк такой? Ну банк - это же кровеносная система экономики: если он движение    
крови не обеспечит, значит барахлит сердце.                                     
                                                                                
Поэтому, с моей точки зрения, таргетирование - это же искусственно... Вы мне    
вот сейчас в заключительном слове ответьте, какова денежная масса в Китае по    
отношению к ВВП, какова денежная масса в Соединённых Штатах, какова денежная    
масса в Евросоюзе и какова у нас и почему? Может, это даст вам возможность      
ответить на некоторые вопросы, в частности, почему мы, так сказать,             
пристегнулись пятым колесом и таким образом движемся. Вы понимаете, в чём       
вопрос? Какая модернизация, какие инновации, если мы не финансируем даже, так   
сказать, сегодняшнюю жизнь?                                                     
                                                                                
Мы не можем согласиться с такой кредитно-денежной политикой, потому что мы      
считаем, что она убивает остатки российской экономики, а вступление в ВТО       
только усугубит состояние нашего оставшегося реального сектора. Почему?         
Потому что всем известно, что в Америке и в Евросоюзе есть специальное          
законодательство: если правила ВТО противоречат экономическим интересам         
производителей этих стран, то они на их территории не действуют. Нас же         
сегодня через эти переговоры... Вот тут хлопчик один был, и лохматый, и         
постриженный, он за семнадцать лет, так сказать, проездил миллиард долларов     
на эти переговоры. Он уж наверняка в этих договорах написал такое, что мы с     
вами не сможем ни влево, ни вправо - ничего не сделаем. Поэтому мы всё-таки     
призываем вас, Сергей Михайлович: если вы за Россию, за независимую Россию,     
всё же меняйте кредитно-денежную политику и перестаньте быть филиалом ФРС,      
потому что в данной ситуации мы считаем, что вы поддерживаете финансистов       
других стран, отсасывая остатки ресурсов, которых не хватает в России.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу прощения, но я должен спросить нашу               
регламентную группу: а какой у нас временной режим установлен? Пять минут,      
да?                                                                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, просто мне показалось, что Николай Васильевич        
выступал минут тринадцать, поэтому я прошу внимательно следить за               
регламентом. По-моему, стоял не пятиминутный режим.                             
                                                                                
Пожалуйста, Максим Станиславович.                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот поэтому я и спрашиваю: когда я пришёл, вы уже минут   
пять выступали, а до меня ещё сколько?                                          
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
У меня уже время пошло, Олег Викторович.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, извините.                                             
                                                                                
Включите снова микрофон Рохмистрову: я знаю, для него каждая секунда дорога.    
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Ну, я не буду просить столько же, сколько Коломейцев, - он     
более заслуженный депутат.                                                      
                                                                                
Что касается кредитно-финансовой политики, ну, действительно, странно слышать   
то, что говорит руководитель основного регулятора в сфере денежно-кредитных и   
финансовых отношений, тем более что всё, что он говорит, основные пункты,       
противоречит Бюджетному посланию президента, которое было озвучено. Я           
напомню, если кто-то забыл, что в Бюджетном послании совершенно чётко           
указывалось, что и нам с вами, и Министерству финансов, и Центральному банку    
нужно создать необходимую базу и принять все меры к тому, чтобы появились       
долгосрочные кредиты (долгосрочного кредитования в нашей стране нет), но в      
ближайшее время, насколько я понял из доклада председателя Центрального         
банка, долгосрочного кредитования не будет. Наверное, сейчас можно было бы      
повторить фразу бывшего министра финансов: когда люди понесут сберегать свои    
деньги в банк, причём надолго, тогда и появится ровно в этих объёмах            
долгосрочное кредитование. Правда, то, что в принципе кредитно-финансовые       
отношения регулирует Центральный банк, в том числе своими инструкциями и теми   
правилами, которые он устанавливает, как-то у нас забывается. Это целый ряд     
мер, которые Центральный банк может принять, в том числе и установить           
приоритеты направления кредитов на те или иные цели. Сегодня, к сожалению, у    
нас по-прежнему действует такая система, при которой коммерческим банкам в      
соответствии с действующей нормативной базой гораздо интереснее направлять      
деньги на фондовый рынок, гораздо интереснее финансировать краткосрочные        
торговые операции. Поэтому в ближайшее время, к сожалению для фракции ЛДПР, в   
реальный сектор экономики деньги поступать не будут, а если и будут             
поступать, то очень, так скажем, недорогие и сильно зависимые.                  
                                                                                
И кстати говоря, проблема ещё в том, что по истечении короткого периода         
времени (ну, самый большой - это, наверное, сегодня три года, по-моему, есть    
такой механизм, как трёхлетнее кредитование) предприятия реального сектора      
должны перекредитовываться. К сожалению, механизмы перекредитовки сегодня       
достаточно сложные и достаточно часто подобные механизмы используются для       
рейдерских захватов тех или иных предприятий. Как вы понимаете, задержка        
перекредитования на две-три недели, когда предприятие, чтобы осуществить        
выплаты по кредиту, срок которого истёк, практически обнуляет все свои фонды,   
в том числе и оборотные, и зарплатные, равносильна банкротству: если оно в      
течение двух недель не получит деньги снова, то будет находиться уже на грани   
банкротства. Именно по этой схеме сегодня реализуется большинство рейдерских    
захватов, за исключением, может быть, совсем уж таких примитивных, когда до     
уголовных дел доходит или как вот, например, в Подольске товарищ сделал. Там    
с 93-го года пять инновационных предприятий было, которые начали хорошо         
работать, ему они понравились - он просто выставил охрану и сказал: всё, зона   
отчуждения.                                                                     
                                                                                
В принципе партийной принадлежности рейдер не имеет, я это давно понял, - это   
просто чиновник. Можно, конечно, обвинять "ЕДИНУЮ РОССИЮ", потому что           
большинство чиновников - члены "ЕДИНОЙ РОССИИ". Ну вот, в частности, в          
Подольске первый секретарь подольского райкома партии шестьсот человек просто   
на улицу выгнал: или самому понравилось, или кто-то его попросил из             
вышестоящих начальников это сделать.                                            
                                                                                
К сожалению, вот та кредитно-финансовая система, которая сегодня существует,    
не то что не способствует развитию российского реального сектора экономики,     
она его убивает. И в то же время у нас есть интересный способ, с помощью        
которого сдерживается инфляция. Как известно, инфляцию можно сдерживать двумя   
способами. Первый - это запускать деньги, так сказать, на большой круг, то      
есть через товары, через производство. Почему многие страны в период кризиса    
поддерживали, например, строительную отрасль? Потому что стройка тянет за       
собой целый ряд других производственных процессов и деньги проходят самый       
длинный путь. Либо, если у нас только торговля и фондовые рынки, надо сжимать   
денежную массу. Это второй способ.                                              
                                                                                
Таким образом, к сожалению, та кредитно-финансовая политика, которая сегодня    
установлена Центральным банком, в нашей стране ни к чему хорошему не            
приведёт, а с учётом увеличения социальных обязательств, которые взяла на       
себя "ЕДИНАЯ РОССИЯ", она ещё и поднимет расчётную инфляцию: я думаю, как       
минимум на 1 процент инфляция превысит те расчёты, которые были представлены    
Министерством финансов.                                                         
                                                                                
Фракция ЛДПР призывает не поддерживать.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Емельянов.                                                          
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, моё выступление будет коротким, потому что принципы          
денежно-кредитной политики, которые нам доложил здесь председатель              
Центробанка, собственно, те же, что лежали в основе политики, проводимой в      
предыдущие годы. Мы неоднократно высказывали своё негативное отношение к этой   
политике, подтверждаем его и сейчас. У нас нет никаких оснований для того,      
чтобы поддержать те направления денежно-кредитной политики, которые были        
сегодня доложены.                                                               
                                                                                
Главная наша претензия лежит в сфере регулирования политики валютного курса.    
Мы считаем, что политика валютного курса, проводимая Центробанком,              
депрессивна по отношению к нашей экономике, прежде всего к реальному сектору.   
Курс рубля завышен, завышен искусственно в результате притока спекулятивного    
капитала, с которым никто реально бороться не хочет, более того, это            
поощряется, что негативным образом сказывается на реальном секторе.             
                                                                                
Председатель Центробанка совершенно спокойно констатирует, что в первом         
квартале в результате укрепления курса рубля импорт вырос на 42 процента, а     
во втором полугодии рост импорта замедлился опять же в результате того, что     
укрепление рубля несколько замедлилось, и рубль даже ослаб. Понимая важность    
политики валютного курса по отношению к реальному сектору, вместе с тем         
Центробанк не предпринимает никаких усилий для того, чтобы реально помогать     
реальному сектору. Да, можно сослаться на то, что по закону, даже по            
Конституции это не входит в его обязанности, но хотя бы моральную               
ответственность в отношении этого Центробанк, его руководство, чувствовать      
должны. По крайней мере их коллеги и в Европе, и в Соединённых Штатах           
Америки, я уже не говорю о Китае, такую ответственность чувствуют и реально     
заботятся о росте экономики. Мы слышим только об инфляции, о таргетировании     
инфляции, но о том, чтобы с помощью денежно-кредитной политики стимулировать    
экономический рост, ничего не говорится.                                        
                                                                                
Денежно-кредитную политику необходимо менять, особенно в свете перспектив       
реального вступления в ВТО. Ведь после вступления в ВТО на тех условиях,        
которые нам навязали, у нас останется практически единственный способ           
защищать наших производителей - с помощью денежно-кредитной политики. Но если   
денежно-кредитная политика будет точно такая же, как в последние годы, и        
будет проводиться теми же людьми, то ничего хорошего в нашей экономике ждать    
не придётся. Мы окончательно скатимся, превратимся в сырьевую страну, и ни о    
каких инновациях говорить просто не придётся.                                   
                                                                                
Мы не удовлетворены политикой Центробанка и не поддерживаем её.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение.                 
                                                                                
Я обращаюсь к представителям президента, правительства: настаиваете на          
участии в дискуссии? Нет.                                                       
                                                                                
Пожалуйста, есть ли желание у председателя Центробанка выступить с              
заключительным словом? Сергей Михайлович, есть?                                 
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Много вопросов было мне задано фактически. Я готов ответить      
очень коротко, потому что времени...                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте, пожалуйста.                                      
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Ну, что касается той проблемы, которую Геннадий Васильевич       
затронул, - оттока капитала, меня это тоже очень беспокоит. Более того, как я   
сказал, за десять месяцев отток - 64 миллиарда долларов, чистый отток           
капитала. Ну, как-то можно объяснить ускорение оттока в последние два месяца:   
из-за мировых финансовых проблем. Они привели к тому, что отток капитала        
происходит не только из России, но из многих других стран с так называемыми     
развивающимися рынками, из Бразилии например, из других стран. И некоторые      
валюты обесценились даже сильнее, чем рубль. Но тем не менее, даже если бы      
этого двухмесячного эпизода не было, отток капитала у нас сохранился бы. Я      
противник введения каких-либо административных мер по ограничению оттока        
капитала: у нас такая практика была, но она ни к чему хорошему не привела,      
потому что капитал находит обходные пути и утекает, эффективность этих мер      
практически нулевая. Единственный способ решения проблемы - это улучшение       
инвестиционного климата в России, чтобы капиталу, инвесторам здесь было         
лучше, чем за границей. К сожалению, сейчас, видимо, не так, раз капитал        
уходит из России.                                                               
                                                                                
Что касается вопроса, который поставил Николай Васильевич, - по поводу          
отношения денежной массы к ВВП. Действительно, в Китае эта цифра, я не помню    
её, намного выше, чем в России. Но это специфика Китая: там люди почему-то,     
по разным причинам, не буду обсуждать, сберегают чуть ли не 40-50 процентов     
текущего дохода. Это очень высокая цифра, поэтому и большой спрос на деньги     
как на остаток, как на запас. Высокие показатели и в Европе. Но если            
сравнивать Россию со странами бывшего СССР или со странами Восточной Европы,    
то мы смотримся в этом отношении вовсе не плохо, мы совсем не последние. Вот    
это что касается уровня развития финансового рынка и так далее. И кстати,       
этот показатель у нас растёт в последние годы, сейчас он порядка 40             
процентов. Я помню, ещё лет девять назад он был меньше 20 процентов.            
                                                                                
Что касается долгосрочного кредитования - господин Луговой этот вопрос          
поставил, - оно у нас есть, и оно... Ой, извините...                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Они, правда, похожи.                                      
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Извините, ради бога, извините, да.                               
                                                                                
Оно у нас есть, оно у нас понемножку растёт. Но опять же каких-то               
искусственных административных мер по его увеличению я не хотел бы применять,   
и вряд ли они помогут. Самое главное - это низкая инфляция, потому что низкая   
инфляция - это стабильные и низкие процентные ставки на длительные сроки, а     
это значит низкие риски как для кредитора, так и для заёмщика, когда они        
заключают сделки. Вот единственный нормальный способ решения этой проблемы.     
                                                                                
И последнее, по поводу укрепления рубля. Тоже была претензия в адрес            
Центрального банка, что мы его как бы всё время укрепляем и укрепляем. Вот      
если взять октябрь этого года, прошлый месяц, к декабрю прошлого года, то       
есть за десять месяцев, реальный эффективный курс рубля повысился на 0          
процентов. Он был очень такой волатильный: сначала укреплялся реальный          
эффективный курс, потом ослабевал, но вот в итоге октябрь к декабрю - 0         
процентов. Сейчас как бы повысилась волатильность и номильного курса, и         
реального курса, но в текущем году такой тенденции по укреплению нет.           
                                                                                
Спасибо большое за вопросы и замечания. Будем вместе думать и двигаться         
дальше. Спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим данный вопрос на "час голосования".                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6889 по 6906 из 8367
Ставится на голосование постановление в соответствии с пунктом 30 порядка       
работы - "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной     
политики...".                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2 %                                    
Проголосовало против           33 чел.7,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    340 чел.                                          
Не голосовало                 110 чел.24,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.