Заседание № 211
13.05.2024
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 622687-8 "Об утверждении Григоренко Дмитрия Юрьевича Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1213 по 1631 из 5977
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса. О проекте постановления "Об утверждении Григоренко Дмитрия Юрьевича Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации". Слово полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Александру Юрьевичу Синенко. Пожалуйста. СИНЕНКО А. Ю. В соответствии с частью 2 статьи 112 Конституции Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Владимировичем Мишустиным внесена в Государственную Думу кандидатура Григоренко Дмитрия Юрьевича для утверждения в должности заместителя председателя правительства - руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации. Прошу рассмотреть и утвердить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово для доклада предоставляется председателю Комитета по контролю Олегу Викторовичу Морозову. Пожалуйста, Олег Викторович, ваше предложение. МОРОЗОВ О. В., председатель Комитета Государственной Думы по контролю, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, уважаемые соискатели! Информирую вас, что вчера состоялось заседание Комитета по контролю, на котором была рассмотрена кандидатура Григоренко Дмитрия Юрьевича на должность заместителя председателя правительства - руководителя аппарата правительства. В заседании комитета приняли участие представители всех парламентских фракций, пять комитетов направили своих представителей для обсуждения этой кандидатуры. Соискатель выступил с обстоятельным, сорокаминутным докладом, где подробно изложил своё видение основных направлений деятельности аппарата правительства, касающихся контроля за исполняемыми решениями, координации деятельности структурных подразделений правительства, цифровизации, продолжения реформы контрольно-надзорной деятельности. Все представители фракций, все представители комитетов имели возможность задать вопросы соискателю, получили основательные и подробные ответы. Комитет единогласно поддержал данную кандидатуру, подготовил проект постановления, где предлагает палате утвердить кандидатуру Дмитрия Юрьевича Григоренко на должность заместителя председателя правительства - руководителя аппарата правительства. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Викторович. Слово для выступления предоставляется Дмитрию Юрьевичу Григоренко, а затем вопросы. Пожалуйста, Дмитрий Юрьевич. ГРИГОРЕНКО Д. Ю., кандидат на должность заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации. Добрый день, уважаемые депутаты! Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Президентом Российской Федерации в день инаугурации утверждены национальные цели развития нашей страны до 2030 года, и мы понимаем, что для их достижения необходим фундамент в виде эффективного государственного аппарата, гибко реагирующего на возникающие вызовы и вопросы. Это означает, что все решения должны быть выполнены качественно и в срок, а лучше, наверное, ещё быстрее и ещё качественнее. У нас через аппарат правительства ежегодно проходит более 2 миллионов документов, и мы понимаем, что для того, чтобы качественно управлять таким объёмом, необходимо внедрение цифровой модели управления, госуправления, которая используется в том числе и для реализации национальных проектов и госпрограмм. В целом одна из основных задач, стоящих перед аппаратом правительства на сегодняшний день, - это увеличение скорости принимаемых решений без потери качества по этим решениям. Одной из задач, или составной частью большой задачи, является переход на электронный документооборот, и на сегодняшний день мы уже со многими министерствами, ведомствами на электронный документооборот перешли. В частности, мы в том числе, кстати, перешли и полностью, на 100 процентов, на электронный оборот с Государственной Думой, за что отдельное спасибо вот Вячеславу Викторовичу Володину, Олегу Викторовичу Морозову, Ольге Савастьяновой, без них это было бы невозможно. Также одной из задач, стоящих перед нами на сегодняшний день, является повышение скорости движения бюджетных средств. Мы прекрасно понимаем, что деньги - это инструмент и управление деньгами очень сильно повышает эффективность выполнения задач и достижения целей. Мы оцифровали и оптимизировали процедуру перераспределения средств внутри госпрограмм и нацпроектов. У нас на сегодняшний день деньги двигаются в 2 раза быстрее в сравнении с 2019 годом. При этом у нас каждый рубль привязан к конкретному мероприятию, а конкретное мероприятие оцифровано и измеримо во времени с конкретным образом результата. Мы ушли от движения денег без изменения показателей. То есть на сегодняшний день мы фактически управляем не столько деньгами, сколько мероприятиями, через деньги естественно, то есть речь идёт об управлении мероприятием, а не кассой, если немножко упростить. Подчеркну, что само существование цифровой модели управления напрямую связано с развитием цифровых сервисов, и в первую очередь это касается развития отечественной инфраструктуры. Мы понимаем, что для этого необходимо и дальше продолжать работать над выполнением задачи развития собственной производственной вычислительной техники прежде всего для создания и развития современных центров обработки данных, потому что все наши платформы, все наши информационные системы - это, естественно, оснащение центров обработки данных. Необходим быстрый Интернет по всей стране. Речь о реализации проектов по улучшению качества мобильной и фиксированной связи, это первое. Второе - это отечественный софт, программное обеспечение. Третья задача - это цифровая безопасность, кибербезопасность. Мы на сегодняшний день видим, что происходит. С точки зрения цифровой безопасности это одна из основных задач, стоящих перед нами на сегодня. Четвёртое - это кадры. Классика: кадры решают всё. Мы большое значение уделяем кадрам, в том числе и кадрам в цифровой индустрии. При этом мы видим, что наши айтишники, наши ребята востребованы вообще в мире, в принципе везде, и, собственно говоря, это такая уже не внутренняя конкуренция за наши кадры, а, наверное, внешняя, с другими странами. Эти задачи войдут в новый нацпроект по формированию экономики данных, который мы запустим по поручению Президента Российской Федерации. Отдельная стоящая перед нами задача (и мы продолжаем над ней работать) - это снижение административной нагрузки на предпринимателей, сокращение бюрократических процедур, смягчение контрольно-надзорной деятельности. Вы знаете, что у нас завершился отдельный этап реформы по контролю и надзору, но мы на этом не останавливаемся, продолжаем работу... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ГРИГОРЕНКО Д. Ю. Отдельное направление работы - это развитие сервисов, и не только через МФЦ, но и через портал госуслуг. Процедуры должны быть ещё проще, ещё быстрее. Ну вот, собственно, лучший сервис - это незаметный сервис, как Wi-Fi (вот я смотрю, коллеги с телефонами, ну, явно через Интернет...), его же не замечаешь, этот Wi-Fi, пока он не отключится. Вот что касается сервисов, наша задача - делать их такими, чтобы мы их просто не замечали. Параллельно планируем создавать новые сервисы. Ну и естественно, всю работу, всё, что мы делаем, мы делаем на основе обратной связи от гражданина, от бизнеса. Я подчеркну, что обратная связь является ключевым элементом в нашей работе, мы используем её не только для оценки качества сделанного, но и для постановки задач. Соответственно, продолжим и развивать обратную связь, и опираться на обратную связь, чтобы в дальнейшем использовать её при выполнении национальных проектов, а также при реализации национальных целей развития, обозначенных Президентом Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Юрьевич. Слово для вопроса предоставляется фракции КПРФ - Камневу Георгию Петровичу. Подготовиться Диденко. КАМНЕВ Г. П., фракция КПРФ. Добрый день, Дмитрий Юрьевич! 12 июля прошлого года вы выступали здесь на "правительственном часе" и анонсировали изменения в контрольно-надзорной деятельности. 21 декабря прошлого года была принята Концепция совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Российской Федерации - хороший документ. И вопрос связан с тем, что освобождаются от ответственности бюджетные учреждения, детские сады прежде всего, школы, в том случае, если нарушения связаны с отсутствием финансирования для обеспечения их деятельности. Вот когда эта концепция полностью заработает и какие ещё инновации в этом направлении вы видите? ГРИГОРЕНКО Д. Ю. Спасибо за вопрос. Мы действительно год назад, наверное уже больше, обсуждали эту тему, и Вячеслав Викторович, кстати, поднимал вопрос, связанный с тем, что из-за отсутствия финансирования наши школы, другие бюджетные учреждения не могут соблюдать какие-то правила, а потом в рамках проверок сами же надзорные государственные органы, наказывая самих себя, значит, выносят какие-то штрафы, и это выглядит, конечно, по меньшей мере странно. Мы решили эту задачу, как и обещали. У нас на сегодняшний день такие проверки запрещены, это всё переведено в режим профилактики, когда запрещено штрафовать, но при этом даются рекомендации на предмет выявления каких-то нарушений и исправлений, если такие есть. В концепции у нас вообще предусмотрен переход на то, чтобы в рамках бюджетных учреждений создавать некую технологическую карту исправления нарушений, если они допущены, с тем чтобы не просто их фиксировать, но ещё и бороться с причинами, чтобы по кругу эти проверки не продолжались. Мы сейчас подведём итоги работы по проверке бюджетных учреждений через процедуру профилактики, а дальше, естественно, это всё ляжет в основу для реализации уже с учётом наработанного опыта. Мы планируем, что к концу года выйдем уже с конкретными предложениями, в том числе сюда, в Государственную Думу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Юрьевич. Уважаемые коллеги, мы с вами этот вопрос обсуждали и обращались в правительство. Речь шла о том, что у нас, получается, контрольно-надзорные органы наказывают директоров школ, руководителей дошкольных учреждений, садиков, но при этом денежные средства на решение тех или иных проблем ни школам, ни садикам не были выделены. Наказывают директоров, которые в этой ситуации просто являются заложниками ситуации, а правильно было бы наказывать тех, кто обязан выделять эти средства. И вот итогом этого разговора как раз стало решение, о котором сказал Дмитрий Юрьевич, - чтобы контрольно-надзорные органы учитывали: если средства выделены, тогда надо спрашивать за их реализацию, но если средства не выделены, не надо привлекать к ответственности, тем более зачастую не только штрафы выписываются, но и административные дела возбуждаются в отношении директоров школ. Вот хорошо, что сейчас наконец-то вышли на эти решения и все эти проблемы, надеюсь, ушли в прошлое. Но это вот как раз благодаря человеку, который отвечает в целом за взаимодействие с Государственной Думой, возглавляя комиссию Правительства Российской Федерации по законотворчеству. Фракция ЛДПР - Диденко Алексей Николаевич. Подготовиться Гусеву. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, фракция ЛДПР. Уважаемый Дмитрий Юрьевич, здравствуйте! Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в майском указе обозначил новые цели развития России, и регионы, муниципалитеты наконец-то получат долгожданные садики, больницы, школы. Выступая на этой трибуне в начале апреля, премьер-министр Российской Федерации поддержал депутатов и сказал, что многие объекты мы увидим уже при внесении бюджета, а не позже, при этом мы прекрасно понимаем задачу Минфина России по своевременному освоению денежных средств, и регионы, муниципалитеты, в свою очередь, тоже заинтересованы в освоении средств федерального бюджета. Вот очень важно, на взгляд фракции ЛДПР, чтобы в погоне за освоением мы не потеряли качества возводимых объектов. Как правительству обеспечить контроль таким образом, чтобы, с одной стороны, люди наконец-то получили новые объекты, а с другой стороны, их качество не пострадало? ГРИГОРЕНКО Д. Ю. Спасибо за вопрос. На сегодняшний день все наши задачи, все наши мероприятия - или все объекты, если отвечать через призму вашего вопроса, - оцифрованы и находятся в одной информационной системе. Мы видим и конкретно объект, и перечень объектов, и дату, когда каждый объект должен быть, например, построен, и некие промежуточные точки, которые характеризуют выполнение поставленной задачи и реализацию конкретного мероприятия. Соответственно, деньги привязаны к объекту, и в этом, собственно, смысл, ключевая идея: если забираешь деньги, то должен поменять сроки или оценить влияние денег, влияние изменения суммы на конкретный итоговый результат. Это первый момент. Второй момент. Естественно, это всё в одной точке видно, и понимаешь, что делается лучше, а что хуже, что быстрее, а что медленнее, ну и что в каком состоянии находится. И важно, что, когда мы видим всё это в одной, единой информационной системе, мы заранее можем понимать, где или по какому конкретному объекту что-то не состоится, что-то будет не сделано. На сегодняшний день это, на мой взгляд, ключевое, это излом парадигмы и вообще культуры управления мероприятиями: мы не реагируем на тот факт, что что-то не сделано, а заранее понимаем, что что-то может быть не сделано, и основная задача, стоящая перед коллегами, - сделать так, чтобы вот этого несделанного не было, то есть мы заранее, предвосхищая события, начинаем на них реагировать, а не так, как было раньше, когда у нас что-то не получилось и мы начинали разбираться, почему не получилось. Собственно говоря, мы в режиме реального времени видим, что в каком состоянии находится и куда в приоритетном порядке нам необходимо приложить свои усилия. Ну а что касается результатов, вы видели результаты по нацпроектам. Собственно говоря, в разрезе каждого мероприятия мы готовы их развернуть, показать и, самое главное, объяснить, прежде всего себе, почему что-то не получилось. И последнее. В качестве ремарки скажу, что мы прекрасно понимаем, что не может быть всего идеального, не может везде всё получаться вовремя или не вовремя. Важно работать всё-таки не со следствием, а с причинами того, почему не получается. Если причины, ну, повторяются, то в этом проблема. А вот эта модель даёт нам возможности, работая с причинами, не создавать повторяющиеся ситуации, когда у нас что-то не сделано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гусев Дмитрий Геннадьевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Подготовиться Ткачёву. ГУСЕВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Добрый день, Дмитрий Юрьевич! Вопрос про самозанятых. Пять лет этому налоговому режиму, около 10 миллионов зарегистрировалось, значит, это действительно нужно людям, люди могут спокойно работать, платить налоги и делать это легально. Однако за это время появились некоторые изменения в жизни страны, и некоторые бизнесмены пользуются режимом самозанятых, чтобы не платить налоги, чтобы фактически заменить трудовые отношения вот этим льготным режимом, и мы все об этом знаем. Мы посчитали: около триллиона рублей не получает Социальный фонд, то есть на пенсии у нас примерно триллион в год недополучает Социальный фонд. С другой стороны, появились законы, которые ограничивают режим самозанятых. Например, закон о такси 2,5 миллиона человек, которые подрабатывали таксистами на своих машинах, лишил такой возможности. Мы с председателем правительства и с Председателем Государственной Думы на заседании фракции обсуждали создание совместной с правительством рабочей группы по этому вопросу. Вопрос: когда приступаем к работе? ГРИГОРЕНКО Д. Ю. Ну, всё-таки то, что вы сказали, - это тезисы, их как минимум нужно отработать, как-то договориться о текущем состоянии по самозанятым. Я не говорю, что там всё идеально. Собственно говоря, сам режим был в своё время создан именно из-за того, что рынок труда, цифровой рынок труда не позволяет старыми методами, старыми формами администрировать людей, которые могут удалённо, через Интернет, из любой точки мира совершать какие-то операции, зарабатывать, осуществлять предпринимательскую деятельность. Собственно, этот режим и задумывался в качестве десятилетнего, если мне не изменяет память, эксперимента, в ходе которого мы должны были оценить какие-то промежуточные этапы, итоги, ну и откорректировать действующее законодательство. Наверное, вы правы в том, что пятилетний срок - это как раз срок, по истечении которого можно сесть и оценить плюсы и минусы этого режима, его влияние на те или иные отрасли, потому что, конечно, у нас и маркетплейсы, и электронные доски появились, да много чего там, то же такси, как сфера, совершенно за последние пять лет поменялось, просто кардинально, я уж не говорю про каршеринги, вот эти самокаты и так далее, там вообще совершенно другой мир. И безусловно, это надо отрабатывать. Мы готовы это отрабатывать, я услышал про рабочую группу. Давайте мы подумаем - вы с председателем правительства поговорили, я тоже посоветуюсь, и дальше соответственно примем решение. Я думаю, что мы найдём форму для обсуждения, контакта и отработки этого вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" - Ткачёв Антон Олегович. Подготовиться Ламейкину. ТКАЧЁВ А. О., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Дмитрий Юрьевич, президент в Послании Федеральному Собранию поручил с 1 января 2025 года отказаться от временных мораториев на проверки бизнеса и вместо этого, с учётом наработанного опыта, перейти к некоему риск-ориентированному подходу, закрепив это законодательно. Соответственно вопрос касается более точных параметров этого риск-ориентированного подхода, которые могут быть закреплены законодательно. И вопрос: будет ли закреплён принцип для бизнеса, у которого риски отсутствуют и к которому будут применяться только профилактические меры? ГРИГОРЕНКО Д. Ю. Спасибо за вопрос. Значит, по поводу риск-ориентированного подхода к проверкам. Вы знаете, что президентом принято решение, что мораторий на проверки, который у нас действует в этом году, заканчивает свое действие 31 декабря, ну и, соответственно, со следующего года мы будем жить в стандартном режиме. Я считаю, что мы готовы к этому стандартному режиму полностью, мы последние несколько лет тестировали и отрабатывали модель риск-ориентированного подхода при назначении проверок. В чём смысл? Смысл идеи в том, что проверка назначается только тогда, когда есть информация о том, что где-то допускается нарушение. Нет информации - не приходи, не проверяй. Вторая часть вашего вопроса: будет ли где-то заложен принцип - если не нарушаем, то не нужно проверять? Сама идея риск-ориентированного подхода в этом и заключается. Собственно, мы его и законодательно, и нормативно во всех документах закрепили и собираемся со следующего года уже полномасштабно внедрять и на этом жить. И я в качестве примера могу привести данные. У нас в текущем году результативность обычных проверок, или эффективность, как её называют, - это когда приходят и по факту видят, есть или нет нарушения, - 52 процента, я по памяти говорю, то есть каждая вторая проверка просто ради проверки, это что касается назначаемых в обычном режиме. А что касается риск-ориентированного подхода, здесь 85 процентов. Я считаю, что и 85 процентов - это мало, там можно сильно за 90 уходить, но идея именно в этом. И второй важный момент: риски, по которым назначается проверка, публичны, поэтому бизнес всегда может дискутировать и говорить о том, что какие-то риски, которые являются причиной назначения проверок, корректны или некорректны, то есть вести диалог уже на основе фактов, а не каких-то теоретических рассуждений, почему те или иные проверки нужно или не нужно проводить. Ну и третий момент. Когда это всё становится прозрачным, возникает совершенно другая, ну, среда доверия, что ли, то есть совершенно другая культура проверок вводится, это с одной стороны. А с другой стороны, бизнес прекрасно понимает, почему проходят проверки, почему они назначаются, - и всё становится прозрачным, совершенно другое отношение к проверкам формируется. Вот так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Юрьевич. Вот если говорить о Государственной Думе, у нас было несколько тем, связанных с необходимостью проведения проверок торговых сетей, которые продают курительные смеси, вейпы, и мы столкнулись как раз с ситуацией, когда стали прикрываться запретом проводить проверки бизнеса. Но это касается жизни детей, это касается здоровья, поэтому, наверное, в таких случаях надо всё-таки корректировку делать. Потом мы говорили о "наливайках", которые есть в жилых зонах. И в зале как раз присутствуют наши коллеги, которые инициировали необходимость проверки таких заведений, они столкнулись с тем, что эти заведения защищают больше, чем какое-либо предприятие, производящее конкретный продукт, бизнес или, там, завод. Вот всё-таки надо нам отделить: где речь идёт о здоровье людей, где подакцизные товары, где вот эти смеси и вейпы, а где мы говорим о бизнесе, который производит и формирует национальный продукт. Так что вот если будете предложения вырабатывать, то обязательно это надо учесть. Так, коллеги? (Аплодисменты.) Спасибо. Пожалуйста, Ламейкин Дмитрий Викторович. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович, вы предвосхитили во многом мой вопрос. Действительно, контрольно-надзорная деятельность - это то, чем Государственная Дума вместе с правительством порядка пяти лет занимается, и здесь вот этот риск-ориентированный подход обеспечивает определённый баланс. Но при этом, Дмитрий Юрьевич, ключевой вопрос, то, о чём Вячеслав Викторович сказал: где вот эти красные линии в контрольном администрировании? Мы видим определённые риски за рамками привычных рисков, скажем так. ГРИГОРЕНКО Д. Ю. Я считаю, что вы абсолютно правы, на самом деле это вечный поиск баланса, и нельзя уходить ни в одну крайность, ни в другую. С одной стороны, мы прекрасно понимаем, что и без проверок вряд ли возможно обойтись, если так вот категорично поставить вопрос. С другой стороны, и возвращаться в мир, когда просто приходили, проверяли и люди не понимали зачастую, кто, почему и зачем проверяет, тоже неправильно. Вот красной линией мы как раз и пытаемся выйти... С одной стороны, этот пресловутый риск-ориентированный подход, с другой стороны, вот такие вот вещи, может быть относительно событийные, с "наливайками", с вейпами, ещё что-то, когда в моменте, действительно, в какой-то отрасли или по какому-то направлению мы видим определённые злоупотребления, конечно, нужно выводить из общих правил. Допустим, сейчас у нас на новых территориях особый порядок, в период летнего отдыха по Роспотребнадзору у нас особые условия и так далее. То есть в этом плане мы считаем, что это такая относительно живая система, которую постоянно нужно корректировать исходя из реалий, которые у нас за окном. Ну и самое главное, что касается баланса, конечно, это всё должно быть публично и прозрачно, только в этом случае, мы считаем, этот баланс может быть пойман, что ли, потому что это не история, которая делается изнутри контролёрами, это история, которая должна делаться в балансе между проверяющими и проверяемыми, ну и с участием в том числе, конечно, депутатов Государственной Думы, которые представляют и бизнес, и граждан, то есть это такая постоянная кропотливая работа. На самом деле мы с Олегом Викторовичем Морозовым, с Ольгой Савастьяновой постоянно в контакте, готовы вас пригласить в том числе в нашу группу, чтобы все те вопросы, которые вы озвучиваете, разобрать и откорректировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, вопросы прозвучали. Давайте Дмитрия Юрьевича поблагодарим. Спасибо, Дмитрий Юрьевич. (Аплодисменты.)