Заседание № 212
14.05.2024
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 622686-8 "Об утверждении Решетникова Максима Геннадьевича Министром экономического развития Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4040 по 4542 из 8282
Переходим к рассмотрению 10-го вопроса. О проекте постановления Государственной Думы "Об утверждении Решетникова Максима Геннадьевича Министром экономического развития Российской Федерации". Доклад по кандидатуре сделает полномочный представитель правительства Синенко Александр Юрьевич. Пожалуйста. СИНЕНКО А. Ю. В соответствии с частью 2 статьи 112 Конституции Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации Мишустиным Михаилом Владимировичем в Государственную Думу внесена кандидатура Решетникова Максима Геннадьевича для утверждения на должность министра экономического развития Российской Федерации. Прошу рассмотреть и утвердить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Максим Анатольевич Топилин, мнение комитета по данному вопросу. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по экономической политике 12 мая рассмотрел представленную для утверждения кандидатуру Максима Геннадьевича Решетникова на должность министра экономического развития Российской Федерации. Скажу о том, что в заседании комитета приняли участие представители шести комитетов - по малому бизнесу, по конкуренции, по вопросам собственности, по вопросам туризма, по вопросам гражданского общества, - председатели комитетов. Было задано много вопросов. Мы понимаем, что Министерство экономического развития - это министерство, которое отвечает за целый комплекс вопросов, за стратегии, за прогнозы, за разные вопросы, связанные с отраслевым развитием, в том числе с вопросами туризма, вопросами малого бизнеса. И в общем-то, в последнее время на протяжении действия тех санкционных мер, которые обрушились на Россию, министерство в принципе всегда являлось неким штабом, местом сборки всех инициатив правительства и, что называется, определения приоритетов антисанкционных действий. Мы принимали много законов. Комитет считает, что результат есть: в прошлом году валовой внутренний продукт вырос на 3,4 процента, первый квартал этого года - уже 5,4 процента. Но мы обсудили ряд проблем, которые я хотел бы коротко обозначить. Они связаны с реализацией указа президента и тем, чему министерство должно определённым образом уделить внимание. Мы с вами сегодня много говорим о дефиците трудовых ресурсов, о дефиците кадров, о задаче, которая стоит перед Министерством экономического развития, - предложить меры по стимулированию и увеличению производительности труда. Указ президента это прямо определяет. Так вот, по простым расчётам, увеличение производительности труда только на 10 процентов даст дополнительно для экономики столько же, сколько труд около 5-6, а то и 7 миллионов человек. Мы, понятно, имеем дефицит в таких отраслях, как бюджетные, о чём сегодня Вячеслав Викторович неоднократно говорил, там другая ситуация, но с помощью роботизации, с помощью внедрения новых технологий, что тоже является задачей... Можно минуту? Вячеслав Викторович, можно минуту добавить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, добавьте минуту. ТОПИЛИН М. А. Спасибо. Эту задачу необходимо решать, и у министерства должны быть соответствующие предложения. Мы вместе с министерством этим обязательно займёмся очень плотно. Вторая тема - это экспериментальные режимы. У нас сейчас находится на рассмотрении во втором чтении законопроект, мы договорились о том, чтобы за счёт новых технологий, за счёт новых подходов к тем или иным отраслям... А экспериментальные режимы показали свою важность при разработке программ по беспилотникам, эти программы мы также поставим на контроль и с министерством будем этим очень плотно заниматься. Готовим дополнительные предложения по стимулированию инвестиций, это изменения в законодательство о защите инвестиций, о концессионных соглашениях. О концессионных соглашениях тоже, Вячеслав Викторович, вели серьёзный диалог. И как мы и договаривались с министерством, мы должны изменить те нормы законодательства, которые вызывают у всех довольно большое количество споров, создать нормальную информационную систему, где все концессионные соглашения будут отслеживаться, чтобы не возникало тех вопросов, которые возникают сейчас. Комитет предлагает поддержать кандидатуру Максима Геннадьевича Решетникова на должность министра экономического развития. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово для представления программы основных направлений деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации предоставляется Максиму Геннадьевичу Решетникову. Пожалуйста, Максим Геннадьевич. РЕШЕТНИКОВ М. Г., кандидат на должность министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Благодарю Комитет по экономической политике за поддержку моей кандидатуры. Позавчера с отраслевыми комитетами провели большую дискуссию. С учётом озвученных предложений обозначу основные задачи в работе министерства на ближайшие шесть лет. Деятельность министерства, как и всего правительства, будет направлена на достижение национальных целей, которые утверждены президентом страны. В этой работе Минэкономразвития продолжит выступать как оперативный и стратегический штаб, готовить макроэкономический прогноз на разных временных горизонтах, анализировать риски социально-экономического развития и сопровождать работу по управлению ими. Министерство будет и дальше координировать работу по формированию новых национальных проектов и государственных программ и в целом по достижению национальных целей. Усилит свою роль как центра экспертизы: мы продолжим оценивать эффективность мер государственной поддержки, бюджетных расходов, государственных инвестиций и конкретных проектов в транспортной, жилищно-коммунальной, социальной и других сферах. Предстоит перейти на новую модель роста экономики, основанную на предложении. Это включает постоянный мониторинг цен, выявление узких мест на конкретных рынках и оценку баланса спроса и предложения в краткосрочной и долгосрочной перспективе, выработку мер по балансировке, в том числе оперативное принятие решений в части таможенно-тарифного регулирования - пошлины, квоты, ограничения и так далее, - а также по долгосрочному развитию предложения в конкретных отраслях. И здесь ключевая задача - это рост инвестиций. В условиях высоких процентных ставок нам предстоит поддержать инвестиционный процесс, запрос на опережающий рост частных вложений, в первую очередь в технологические сектора экономики, для этого важно как создавать предсказуемые условия для бизнеса, так и правильно распределять риски между инвесторами и государством в конкретных проектах. Предстоит решать вопросы нехватки капитала в отдельных секторах экономики, снижать стоимость кредитования, предоставлять льготы для инвесторов. Инструменты для этого созданы, надо их оперативно донастраивать с учётом новых возможностей и вызовов, ну и в первую очередь опираться на запросы бизнеса и регионов. Следующая задача - это преодоление ограничений на рынке труда. Антон Олегович Котяков озвучил уже наш прогноз до 2030 года по дефициту рабочих рук. В дополнение к тому комплексу мер, который уже реализуется, потребуется опережающий рост производительности труда, особенно в отраслях, где она растёт медленнее, чем по экономике в целом, мы видим большой потенциал роста производительности в стройке, в транспорте, в торговле, в туризме. Предстоит также более интенсивно работать в части подготовки кадров и повысить гибкость рынка труда. Мы сейчас готовим вместе с министерством труда пакет изменений для этого. Новая модель экономики будет опираться также на качественный рост сектора МСП. Предстоит и дальше создавать инфраструктуру и поддерживать бизнес, сконцентрировав ресурсы в тех сферах, в тех секторах, где формируется предложение, в том числе поддержать так называемые компании МСП+, чтобы наш бизнес имел стимулы для постоянного развития. Отдельная задача - это помогать бизнесу в новых регионах. Важной точкой роста стал туризм. В ответ на растущий спрос мы продолжим наращивать предложение, строить отели, создавать точки притяжения, в том числе новые крупные точки притяжения - это морские курорты на побережьях пяти морей, а также озеро Байкал. Ещё раз подчеркну, что у нас нет непривлекательных для туризма регионов, поэтому крайне важно делать это повсеместно. Эффективная конкурентная экономика предполагает сбалансированное развитие субъектов. Этому будут способствовать адресные механизмы, в том числе продлённые президентом индивидуальные программы развития, а также Стратегия пространственного развития, которую предстоит обновить при вашей поддержке и утвердить до конца года, как это отмечал председатель правительства. В плане внешнеэкономической деятельности министерство и дальше будет донастраивать инструменты для наращивания торговли и инвестиций с дружественными странами, в том числе координировать и развивать работу межправкомиссий, противостоять торговым барьерам как в двустороннем формате, так и по линии ВТО и продвигать интересы России по климатической повестке. Для форсирования технологической повестки министерство продолжит стимулировать инвестиции в НИОКР, частные разработки, развивать малые технологические компании, координировать внедрение искусственного интеллекта в отраслях, развивать экспериментальные правовые режимы, заниматься вопросами защиты интеллектуальной собственности и её превращения в актив для развития экономики. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Задачи президентом перед экономическим блоком поставлены амбициозные. Перед нами стоят достаточно серьёзные вызовы, мы их осознаём, министерство знает, как на них отвечать. Это, конечно, потребует предельной концентрации и дополнительных усилий, но я уверен, что при поддержке депутатского корпуса, регионов, в первую очередь опираясь на выстроенную систему взаимодействия с бизнесом, на качественную обратную связь, мы достигнем всех целей, которые перед нами стоят. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, вопросы. Арефьев Николай Васильевич - фракция КПРФ. Подготовиться Наумову. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Максим Геннадьевич, сегодня импортозамещение - главная задача правительства. Однако бизнес не торопится вкладывать свои средства в строительство импортозамещающих предприятий и настаивает на приватизации готовых. Сложилась тревожная ситуация, когда российские компании держат на депозитах 54 триллиона рублей, почти треть ВВП, и получают огромные проценты, осуществляя роль рантье. Если не принять меры, скоро вся экономика станет рантье при такой ключевой ставке, а производителей продукции не останется. Есть ли у министерства меры, способные вернуть денежные средства в экономику и направить их в том числе на строительство импортозамещающих предприятий, принимая во внимание то, что сегодня они используются как дорогие банковские кредиты, а должны использоваться как беспроцентные собственные инвестиции? РЕШЕТНИКОВ М. Г. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Первое. У нас рост инвестиций по прошлому году почти 10 процентов, в номинальном выражении более 34 триллионов рублей. То есть мы видим, что объём инвестиций в целом сопоставим с теми депозитами, которые есть, хотя, безусловно, задача по вовлечению всех этих ресурсов именно в инвестиционный процесс одна из ключевых. В то же время у нас достаточно активно идёт создание новых предприятий. Знаете, мы вот подняли статистику, сколько у нас появилось новых предприятий с 2021 года, которые получают декларации о соответствии продукции или сертификаты соответствия, именно новых российских производителей, - 80 тысяч, в том числе у нас появилось в легпроме 15 тысяч новых производителей, 3 тысячи в производстве мебели, 3 тысячи в производстве машинооборудования и так далее. То есть мы видим действительно с 2021 года большой такой поток новых предприятий. Это говорит о том, что производства создаются. То же самое мы видим по особым экономическим зонам. У нас сейчас 1200 резидентов, и только в 2023 году - более 200 новых резидентов. И мы видим, что постоянно запускаются производства. По прошлому году 350 миллиардов рублей инвестировано. В то же время, конечно, на этом нельзя останавливаться и считать, что тот механизм, который мы создали, достаточен. С нашей точки зрения, нужно увязывать темы поддержки промышленности с темами таможенно-тарифной политики. То есть, с одной стороны, мы должны защищать свой рынок, с другой стороны, мы понимаем, что сейчас стоит задача перелива капитала, потому что те депозиты, о которых вы говорите, сформированы предприятиями из одних сфер экономики, а инвестиции, которые нам необходимы и для которых открывается рынок, в других сферах экономики. Ну и бизнес, конечно, считает доходность, поэтому надо стимулировать дополнительными мерами налоговой политики, субсидированием процентных ставок, мерами банковского регулирования, и вот тот инструментарий, который у нас на сегодняшний день создан, в общем и целом позволяет нам этот процесс обеспечивать. Но есть явные точки, где мы можем и должны усилиться, - вот в ближайшее время в Государственную Думу поступит законопроект о ГЧП в космосе, на рассмотрении у вас находится вопрос о концессиях в сфере промышленности. Мы считаем, что это новые инструменты с большим потенциалом, потому что как государство мы не можем чётко сказать в рамках бюджетного законодательства, что нам потребуется вот такой объём заказов, и, например, через 44-й закон заказать этот объём, но мы можем сказать, что мы гарантируем бизнесу, что вот такой объём спроса в нашей экономике будет, и пусть бизнес под это инвестирует. Это, может быть, похоже на ту идею, о которой вы говорите, - госзаказа, но она сформулирована именно в рамках того инструментария, в терминах рыночной экономики. Поэтому мне кажется, что с помощью этих инструментов мы будем дальше наращивать инвестиции именно там, где надо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, фракция ЛДПР, Наумов Станислав Александрович. Подготовиться Гартунгу. НАУМОВ С. А. Уважаемый Максим Геннадьевич, у нас совместный вопрос с моим коллегой Иваном Константиновичем Сухаревым, первым зампредом комитета по вопросам собственности, в развитие того, о чём сказали коллеги-коммунисты. Я, кстати, буду рад, если они примут ответ о необходимости развития рыночной экономики и поощрения частных инвестиций. В указе "О целях национального развития..." сформулированы такие показатели, как увеличение на 60 процентов объёма инвестиций. Достаточно ли это амбициозно, чтобы решить задачу опережающего роста частных инвестиций в технологические отрасли, и всё-таки насколько хорошо работают нынешние меры, не стоит ли подумать о более радикальных мерах, стимулирующих такие процессы? РЕШЕТНИКОВ М. Г. Станислав Александрович, спасибо большое за вопрос. Ну, тут вопрос, наверное, не в цифре "60 процентов", а скорее в структуре, потому что мы понимаем, что нам нужен структурный манёвр и нам нужен кратный рост инвестиций в машиностроение, в авиацию, в автомобилестроение, в судостроение, в станкостроение, в микроэлектронику, во внутренний рынок, в лёгкую промышленность, ну и так далее. Мы это прекрасно понимаем, и это как раз вот вопрос перелива капитала. За последние годы мы правда все вместе сделали очень много для того, чтобы такие инструменты появились. Вот соглашения о защите и поощрении капиталовложений - мы видим, что с 2022 года более чем на 2 триллиона рублей заключено таких соглашений, и даже сейчас, в условиях высоких процентных ставок, бизнес идёт, бизнес предъявляет проекты, готов инвестировать, и это, с нашей точки зрения, крайне важно. Вместе с тем, конечно, нам нужно расширять инструменты, которые сейчас демпфируют вот эти высокие процентные ставки. Что у нас здесь есть? Ну вот Антон Андреевич уже говорил о кластерной инвестиционной платформе, которая идёт по линии министерства промышленности, - да, это тоже инструмент, который предполагает субсидирование процентных ставок. По линии министерства экономики мы развиваем фабрику проектного финансирования на базе ВЭБ.РФ, где существует процентный хедж, и, соответственно, при высоких процентных ставках мы финансируем эту программу. Недавно мы приняли решение расширить эту программу и 12 проектов поддержали дополнительно. В результате там сейчас 40 проектов, объём достиг 3,7 триллиона рублей, в том числе это крупные проекты, которые ранее предполагалось поддерживать при помощи иностранного капитала, причём не западного, но иностранного, - мы не можем позволить себе застопорить реализацию наших крупных проектов в разных отраслях из-за того, что иностранный капитал встал на паузу. Но с моей точки зрения, конечно, нам надо быть более активными в промышленной политике и более активно, в том числе рублём, поддерживать нашу промышленность, потому что далеко не всегда субсидирования процентных ставок и так далее хватает, ведь где-то просто нужен капитал. Мы понимаем, что если у нас предприятия в сфере, например, автомобилестроения существенно закредитованы, у них такое отношение долга к ЕBITDA, то у них просто нет инвестиций для создания новых автомобилей, для вывода на рынок новых продуктов. И здесь, ну, где-то частный капитал, где-то собственники, а где-то государство должны за эти вопросы всё-таки браться. И несмотря на то что не всегда у нас положительный опыт, надо, анализируя ошибки, деньги вкладывать, потому что, только создав условия и рассчитывая, что бизнес сам всё сделает, сейчас не заработаешь, мы должны быть активны в нашей экономической политике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ", Гартунг Валерий Карлович. Подготовиться Тарбаеву. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Максим Геннадьевич, двумя руками за то, что вы сказали: мы должны быть активны в своей экономической политике. Но скажите, пожалуйста, а что вам мешает это организовать? Сейчас наша промышленность борется с Центральным банком, который душит экономический рост. Вы на какой стороне - на стороне промышленности или Центрального банка? И есть ли у вас план действий, как поддерживать нашу промышленность, если, конечно, вы на её стороне? РЕШЕТНИКОВ М. Г. Мне кажется, не очень правильно противопоставлять Центральный банк и промышленность, коллеги, потому что в долгосрочном плане без финансовой устойчивости и без финансовой стабильности нормального экономического развития не будет. Коллеги, мне кажется, в общем та наша устойчивость, которую сейчас экономика демонстрирует, темпы роста и так далее - в фундаменте этого рыночный характер и накопленная макроэкономическая стабильность, в том числе доверие к политике Центрального банка. С другой точки зрения мы должны видеть ситуацию - ну, может быть, более выпукло, более объёмно, что ли, да? Потому что Центральный банк борется с общим темпом роста кредитования экономики, считая, что экономика перегрета. Действительно, с нашей точки зрения, признаки перегрева есть, хотя, например, ограничения со стороны рынка труда, с нашей точки зрения, не столь существенны, как предполагается, и экономика способна развиваться, пусть даже при несколько более высоком уровне инфляции, чем тот, что обозначен как таргет. Но мы должны понимать, куда идёт вот этот объём кредитования, - он правда идёт на те отрасли, которые нам необходимы, или он идёт на какие-то другие сферы? - и вот этот баланс искать. То есть потребительское кредитование нам нужно в таких объёмах? Рывки в ипотеке? У нас ипотека то растёт двузначными темпами, то потом наступает перегрев - темпы роста цен на жильё зашкаливают и так далее. Нам надо быть более предсказуемыми и более последовательными в этом, оставляя пространство для кредитования промышленности. И в том случае, если кредитование каких-то отраслей промышленности банкам кажется более выгодным, чем то, что нам надо, ну, значит, надо компенсировать из бюджета, в том числе субсидируя процентные ставки, но при этом понимая, что мы не можем играть бюджетной политикой против денежно-кредитной политики, что называется. Мы можем чуть-чуть корректировать, потому что Центральный банк говорит: если вы будете субсидировать большой объём тела кредитного портфеля, тогда для оставшихся ещё больше повышу процентные ставки, потому что мне нужно ограничивать общий темп роста кредитования в экономике. Мне кажется, мы за эти годы что сделали? Мы точно продвинулись в диалоге с Центральным банком. Мы внутри правительства и вместе с Центральным банком точно понимаем вот эту сложную картинку и с вами вместе её складываем и обсуждаем. Но конечно, давайте корректировать. Я тоже сторонник того, что больший объём, допустим, фабрики проектного финансирования, больший объём как бы процентного риска мы должны брать для поддержки реального сектора. Мы в ипотеке на 10 триллионов отхеджировали процентного риска, а в реальном секторе, ну даже с учётом фабрики, триллионов на 5, если соберём и туризм, и программы Минпромторга. Мы понимаем, что, при всём уважении, больший объём надо брать на себя и больший объём поддержки. Поэтому давайте вместе с вами двигаться, у нас здесь с Минпромторгом всегда были общие позиции, и мы аккуратно вместе с Министерством финансов всегда ищем этот баланс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" - Тарбаев Сангаджи Андреевич. Подготовиться Кравченко. ТАРБАЕВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Максим Геннадьевич, указом президента утверждены новые целевые показатели и задачи по развитию нашей туристической отрасли до 2030 года. Ну, это на самом деле очень амбициозная задача, потому что... ну, часть позиций назову: увеличить долю ВВП до 5 процентов, сейчас она порядка 2,5, и увеличить практически в 3 раза экспорт туристических услуг. Вот мне, как председателю комитета и как члену партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", интересно, какими способами министерство собирается достигать этих результатов? РЕШЕТНИКОВ М. Г. Сангаджи Андреевич, спасибо большое за ваш вопрос и за плотную работу, мы с вами много раз обсуждали, как действительно добиться решения этой очень амбициозной задачи. Ну, первое, наверное, без чего не будет развития туризма, - это без развития номерного фонда, мы это понимаем. И здесь крайне важна поддержка, вот тот большой пакет поддержки, который благодаря президенту мы получили, отрасль получила в виде программы поддержки строительства отелей - вот те 58 тысяч номеров, те аквапарки, парки развлечений, горнолыжные курорты, - по которой мы субсидируем процентные ставки. Общий объём этих инвестиций - 1,3 триллиона рублей. Мы, по большому счёту, сформировали такой очень мощный пласт инвестпроекта в этой сфере, и многие банки нам сказали, что благодаря этим программам у них появились целые направления по кредитованию бизнеса. И это, конечно, такой существенный шаг вперёд. Другой момент, что в перспективе вокруг всех этих отелей будет и малый бизнес формироваться - это такие мощные точки роста. Но мы понимаем, что это потребует времени, в то время как спрос есть уже сейчас, рост цен мы наблюдаем, к сожалению, уже сейчас, и надо в моменте на это реагировать. Поэтому в прошлом году мы реализовали программу по поддержке модульных отелей почти на 18 тысяч номеров, при этом только часть была введена в прошлом году, более 12 тысяч номеров предстоит в этом году регионам ввести, мы это дорабатываем. Ну и дальше нужно такими инструментами работать, в рамках нацпроекта мы предполагаем дальше продолжить и поддержку модульных гостиниц в том числе. Второй момент - это развитие новых точек притяжения. Мы понимаем, что у нас могут быть некоторые ограничения, связанные с транспортом, мы видим загрузку и по поездам, и по самолётам, по сути, предельную и понимаем, что в моменте увеличить мощность нам, к сожалению, крайне сложно, поэтому надо развивать автотуризм, надо развивать поездки по всей стране. На это мы должны ориентировать уже региональные программы, с тем чтобы в режиме трёх-, четырёхчасовой доступности на автомобиле были крупные туристические аттракции, те же аквапарки, горнолыжки, желательно, конечно, и курорты, ну, в силу протяжённости нашей страны какие-то локальные СПА-курорты, очень много подземных источников, санкуры и так далее. Вот это комплексная программа, которая у нас сейчас подготовлена в виде нацпроекта и которая финансово в таких объёмах, наверное, никогда не поддерживалась - мы закладываем более 400 миллиардов рублей, мы на это уже как бы закладываем средства плюс обсуждаем ещё дополнительные источники. Я думаю, что всё это очень мощно поддержит туризм. Но одновременно с этим мы, конечно, должны и другие ресурсы вовлекать. Вы знаете, мы ресурсы нацпроекта по МСП вовлекаем, четверть из них тоже приходится на туризм. Ну и надо активно развивать законодательство, мы здесь немножко отстаём, в том числе и вы нам постоянно ставите задачу в части обновления закона о туризме, мы пока локально, может быть, движемся, но это большая работа, которую предстоит в ближайшие два года проделать. Я уверен, что у нас общее понимание с комитетом, и я уверен, что мы будем интенсивно над этим работать и добьёмся результатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительный вопрос от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Кравченко Денис Борисович. Пожалуйста, Денис Борисович. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Максим Геннадьевич, абсолютно согласен с вашим тезисом о том, что нам необходимы сегодня поддержка отечественной промышленности и инвестиции в реальный сектор, однако у нас существует большая проблема: безработица находится сегодня на исторически минимальных значениях - 2,8 процентных пункта. Это нехорошо, поскольку мы понимаем, что если мы говорим о необходимости темпов роста отечественной экономики и промышленности выше среднемировых, то это является для нас большой проблемой. Дефицит кадров, можно сказать, стал узким горлышком нашей экономики, не позволяет ей расти дальше. Вы слышали сегодня в зале - через один или через два вопросы касались кадров и дефицита кадров. Для решения этой проблемы есть два пути. Ручное регулирование - это направление потока специалистов в приоритетные отрасли через бюджетные места в университетах, льготы и так далее. И другой путь, заключающийся в общем повышении производительности труда... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. РЕШЕТНИКОВ М. Г. Вопрос по производительности труда и в целом по дефициту кадров. Ну, во-первых, я ещё раз подчеркнул бы, что наша экономика всё-таки уже два года развивается при низком для нас уровне безработицы, который, наверное, можно сказать, уже аномально низкий, и тех ограничениях, которые есть. Это говорит о том, что в экономике рынок труда гибкий, говорит о том, что предприятия, предлагая работникам большую зарплату, в том числе получают больший объём труда, о том, что они могут перенастраивать процессы и активно тиражировать. Я считаю, что вот в такой гибкости и нашего рынка труда, и работы предприятий в том числе есть вклад национального проекта "Производительность труда", который внедрялся последние шесть лет, это 6 тысяч предприятий, это крупные предприятия. Важно, что этот проект приносит не просто улучшение конкретных процессов на предприятии, он приносит культуру. И когда ты посещаешь даже предприятия, которые ещё в 2019-м, в 2020 году первый раз входили в нацпроект, ты видишь, что эта культура работает и от той точки, с которой они стартовали, они ушли уже далеко вперёд. Плюс мы мониторим ситуацию и по данным Росстата, и по данным налоговой службы и видим, что это подтверждается реальными показателями. Поэтому здесь первая задача - это дальше тиражировать национальный проект, в том числе на те сферы, о которых я сказал. У нас запланировано в проекте нацпроекта 6 тысяч предприятий именно вот в базовых несырьевых отраслях экономики и их тиражирование. Плюс к этому мы создаём отраслевые центры компетенций. У нас есть региональные центры компетенций, которые мы загружаем работой, и регионы активно работают с предприятиями. Мы ещё добавляем туда отраслевые центры компетенций, в том числе какие-то регионы на себя берут эту функцию, например, Краснодарский край у нас очень хорошо с туризмом работает, поэтому мы по этому блоку сделали их старшими, в Сибири будем такой же центр создавать, ну и так далее по отраслям. Вторая тема - это производительность труда в социальной сфере, потому что это большой сектор занятых (это тот сектор, за который мы непосредственно отвечаем), и там много что можно сделать в плане улучшения процессов, улучшения управления имущественными комплексами, правильных подходов и так далее. Надо сказать, что, как правило, конечно, эффекты от тех проектов, которые мы внедряем в социальной сфере, связаны с удобством пользователей, будь то пациенты, будь то детишки в школах и так далее, но это тоже важный выход, это тоже важный эффект. Плюс нам дальше нужно повышать гибкость в сфере труда. Вот мы на основе предложений РССП, "Деловой России", "ОПОРЫ России" подготовили сейчас пакет поправок, ну, там был большой пакет поправок, по изменению трудового законодательства. Там такие тонкие, очень чувствительные вопросы, как сверхурочная работа и порядок её оплаты, порядок приёма, увольнения, перевода и так далее. Мы с Антоном Олеговичем в очень плотном взаимодействии нашли тот компромисс... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Геннадьевич. Уважаемые коллеги, поблагодарим докладчика. (Аплодисменты.)