Заседание № 212
14.05.2024
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 622683-8 "Об утверждении Мурашко Михаила Альбертовича Министром здравоохранения Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3469 по 4038 из 8282
Переходим к рассмотрению 9-го вопроса. О проекте постановления Государственной Думы "Об утверждении Мурашко Михаила Альбертовича Министром здравоохранения Российской Федерации". Представит кандидатуру полномочный представитель правительства Александр Юрьевич Синенко. Пожалуйста, Александр Юрьевич. СИНЕНКО А. Ю. В соответствии с частью 2 статьи 112 Конституции Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации Мишустиным Михаилом Владимировичем в Государственную Думу внесена кандидатура Мурашко Михаила Альбертовича для утверждения на должность министра здравоохранения Российской Федерации. Прошу рассмотреть и утвердить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Доклад по кандидатуре от профильного комитета сделает Бадма Николаевич Башанкаев, председатель Комитета по охране здоровья. Пожалуйста. БАШАНКАЕВ Б. Н., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, коллеги! Задачи, поставленные перед депутатами при рассмотрении кандидатуры на должность министра здравоохранения, определены указом нашего президента "О национальных целях развития...", который, я напомню, он подписал сразу после вступления в должность. Владимир Владимирович своим указом определил одной из ключевых целей - можно сказать, именно с неё начинается текст указа - сохранение населения, укрепление здоровья, поддержку семьи и повышение благополучия людей. Это, коллеги, накладывает на нас всех большую ответственность. Вячеслав Викторович, вы неоднократно уже упоминали, что теперь мы, все присутствующие в зале, будем вместе с министром, в случае его поддержки, отвечать перед нашими избирателями и нашим президентом... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В первую очередь председатель Комитета по охране здоровья, потому что вы предлагаете его кандидатуру. Правильно, коллеги? (Аплодисменты.) Правильно. Поэтому вы давайте тут на коллективную ответственность не напирайте. Вот если вы, тем более как представитель сообщества, врач, возглавляющий комитет, говорите, что достоин и поддерживаете, надо отстаивать эту точку зрения. Ну вот Елена Александровна Ямпольская уже, наверное, отошла на новую работу, тем более, коллеги, правильно в её отсутствие сказать. Посмотрите, насколько её выступление было сбалансированным: и о проблемах сказала, и о позиции, и вместе с этим сделала это всё корректно, понимая, что завтра мы все будем работать с той кандидатурой, которую утверждаем. Так что у нас с вами есть примеры. Пожалуйста. БАШАНКАЕВ Б. Н. Мы давно знаем Михаила Альбертовича и благодарим его за конструктивную, обстоятельную совместную работу. 12 мая на расширенном заседании комитета при поддержке всех фракций, при поддержке вице-спикера - Александр Дмитриевич, спасибо огромное - рассмотрели кандидатуру Михаила Альбертовича. Он представил свою программу развития. Каждый депутат имел возможность задать вопрос, и даже не один, а по пять вопросов. Вот, собственно, некоторые из представленных вопросов. Прежде всего, естественно, кадровая политика, все в зале прекрасно это понимают. И мы, наверное, должны задать вопрос министру, как на временном отрезке это будет решено? Необходимо повысить контроль и качество подготовки медицинских кадров, неоднократно звучала здесь эта проблематика, в том числе это касается дополнительного постдипломного образования. Естественно, нужно обеспечить граждан медицинской продукцией, лекарственными препаратами - об этом мы всегда говорим... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. БАШАНКАЕВ Б. Н. ...продолжить внедрять цифру, развивать федеральные регистры льготников (понять, где федеральные льготы, где региональные льготы). Также необходимо предоставление налоговых преференций и вообще преференций отечественным производителям фармацевтического, медицинского оборудования. Ждём совершенствования системы ОМС. Также коллеги, которые пришли к нам на заседание комитета, чётко подчеркнули: надо развивать международное сотрудничество - Вячеслав Викторович, вы всё время об этом говорите, - но обязательно с сохранением приоритетов национальной политики Российской Федерации. Мы рассчитываем на продолжение работы по совершенствованию системы оказания первой помощи, и события, которые происходят в нашей стране, об этом чётко говорят. Мы понимаем, что надо санкур развивать, реабилитацию и так далее. Бийсултан был на заседании комитета, говорил о молодёжи, о никотинсодержащей продукции, алкоголе, наркотиках, о том, что у нас нулевая толерантность к этим вещам. Комитет разбирал кандидатуру и программу более трёх часов. Совместное решение комитета: мы предлагаем поддержать кандидатуру Михаила Альбертовича Мурашко на должность министра здравоохранения, предлагаем утвердить кандидатуру. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово для представления программы основных направлений деятельности Министерства здравоохранения предоставляется Михаилу Альбертовичу Мурашко. Пожалуйста, Михаил Альбертович. МУРАШКО М. А., кандидат на должность министра здравоохранения Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Прежде всего хочу сказать, что в предыдущий период мы с вами работали в отрасли здравоохранения в непростых, по-настоящему сложных условиях: беспрецедентный вызов пандемии сменили рекордные санкции, работа в условиях СВО, оказание помощи в целом ряде крупных чрезвычайных ситуаций - всё это потребовало высочайшей самоотдачи от медицинских работников и руководителей. При этом медицинская помощь оставалась доступной, а экономика страны не останавливалась и показала рост. Мы развиваем инфраструктуру, внедряем передовые технологии, ни на день не прекращалась реализация глобальных проектов, в том числе нацпроекта "Здравоохранение". Объём высокотехнологичной помощи увеличился на 16 процентов. Завершено полномасштабное внедрение системы маркировки лекарственных средств, и сегодня рынок прозрачен. Продолжаем масштабную модернизацию первичного звена, которая затрагивает каждый третий объект здравоохранения в стране, проекты по борьбе с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, и рекордными темпами внедряются цифровые системы, в том числе с искусственным интеллектом. Более того, в этот период мы начали реализацию новых проектов по развитию медицинской реабилитации, глобального проекта по борьбе с сахарным диабетом, проектов по внедрению персональных медицинских помощников и развитию медицинской науки, внедрили скрининг новорождённых на самое большое число в мире заболеваний, организовали эффективную работу совместно с фондом "Круг добра". Хочу поблагодарить вас, Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, за поддержку и оперативное принятие законов в этот сложный период. Я выделю несколько основных блоков задач с учётом послания президента и национальных целей. Прежде всего, это достижение ожидаемой продолжительности жизни 78 лет к 2030 году. Сегодня мы вышли на траекторию роста ожидаемой продолжительности жизни: в 2023 году самая высокая цифра за весь предыдущий период - 73,4 года. Зафиксированы минимальное значение общей смертности и исторический минимум младенческой смертности. При этом даже в теоретических представлениях мы понимаем, что каждый последующий год будет сложнее предыдущего. Для снижения смертности мы спроектировали систему, позволяющую выявлять регионы и резервы и уменьшать дифференциацию показателей ожидаемой продолжительности жизни, на что указал Президент Российской Федерации. Резервом для опережающего роста ожидаемой продолжительности здоровой жизни является трудоспособный возраст, для этого необходимы планомерное расширение охвата населения профилактическими осмотрами, диспансеризацией и, конечно же, качество и эффективность. При этом необходимо внедрить меры мотивации граждан к их прохождению, о чём говорил глава государства, очень важно сформировать у людей культуру заботы о собственном здоровье. Эффективно лечить, выявлять заболевания помогут качественные и доступные лекарства. Российские учёные и фармпроизводители благодаря поддержке демонстрируют впечатляющие результаты как в импортозамещении, так и в выпуске уже теперь инновационных препаратов. В данном аспекте важно обеспечить технологический суверенитет, используя системы и меры поддержки по широкому списку лекарственных препаратов, медицинских изделий на основе собственных разработок. Безусловный приоритет, особенно в Год семьи, - это здоровье матери и ребёнка, охрана репродуктивного здоровья. Нами уже реализуется программа оценки репродуктивного здоровья граждан в рамках профосмотров, её нужно расширять, повышать эффективность помощи женщинам в состоянии репродуктивного выбора, обеспечить модернизацию сети перинатальных центров, женских консультаций, повысить доступность и эффективность вспомогательных репродуктивных технологий. Отмечу задачу по развитию школьной медицины, там необходимо нам будет пересмотреть порядок оказания медицинской помощи детям, ну и также принять ряд мер по улучшению качества. Важнейшая на сегодняшний день задача, требующая решения, - это кадры. Это самый дорогой ресурс. Мы должны до 2026 года разработать и апробировать новую, справедливую отраслевую систему оплаты труда медработников и приступить к её внедрению. Мы впервые в прошлом году получили прирост численности врачей в государственной системе здравоохранения: их стало больше на 10 тысяч. Необходимо продолжить применять все действующие меры социальной поддержки медицинских работников, продолжить планомерное увеличение контрольных цифр приёма в медицинские вузы и, конечно же, расширять возможности профессиональной переподготовки врачей, повышать качество медицинского образования. Важнейшая задача - завершение интеграции систем здравоохранения новых субъектов Российской Федерации. Для участников СВО нужно... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. МУРАШКО М. А. ...обеспечить любую необходимую медицинскую помощь в приоритетном и предиктивном порядке. Уже сегодня идёт работа по формированию обозначенных президентом новых проектов "Продолжительная и активная жизнь", "Семья", "Новые технологии сбережения здоровья", и, таким образом, все усилия будут направлены на народосбережение за счёт обеспечения качества и доступности. Мы стремимся к инновациям и совершенствованию системы здравоохранения, обеспечивая равный, быстрый и удобный доступ к медицинской помощи. Россияне должны жить долго, и мы сделаем всё, чтобы этого добиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Альбертович. Пожалуйста, вопросы. Фракция КПРФ - Осадчий Николай Иванович. Подготовиться Леонову. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Михаил Альбертович, по глубокому убеждению депутатов фракции КПРФ, многие проблемы динамики и качества работы системы здравоохранения упираются в нехватку финансов. Общий объём бюджетных средств, как известно, составляет всего 3,6 процента валового внутреннего продукта, хотя президентом давно уже поставлена задача - не менее 5 процентов, а в развитых странах - от 7-8 процентов ВВП. Многое делается, конечно, есть хорошие программы и хорошие проекты, но есть кадровая проблема с её материальными факторами, такими как гарантированное жильё для медиков, достойная зарплата (она не должна скакать от региона к региону, должна быть перестроена - в единую систему), много вопросов остаётся по лекарственному обеспечению. Вопрос: какие шаги планирует предпринять министерство, для того чтобы нарастить финансовую базу... (Микрофон отключён.) МУРАШКО М. А. Спасибо большое за вопрос, Николай Иванович. Расходы на здравоохранение в последние годы росли активно. В 2021 году - 5,3 триллиона рублей, в 2024 году - 6,7 триллиона, сейчас, в 2024 году, они составляют 3,7 процента ВВП. В течение года с Минфином решаются определённые дополнительные задачи, в частности в этом году это помощь в лечении раненых, где государственный сектор также подключается. Хочу отметить, что государственные расходы в системе ОМС выросли с 3,2 триллиона рублей в 2022 году до 3,8 триллиона рублей в этом году, это фактически дополнительно плюс 600 миллиардов рублей, и 13,6 процента составил рост субвенций, которые идут в субъекты Российской Федерации. Также хочу отметить, что ещё один важный резерв - это, конечно же, расходы, которые несёт система здравоохранения. За последние три года мы получили экономию благодаря поддержке именно отечественных производителей и государственным закупкам почти 9 процентов, это очень большая цифра по снижению стоимости, по медицинским изделиям получили снижение стоимости, и в рамках национальных проектов экономия составила 20 процентов, что фактически ушло на те же цели и на закрытие остальных нужд, которые необходимо было закрывать. Хочу отметить, что новая система оплаты труда - то, о чём вы говорили, - это, безусловно, очень важный элемент для принятия решений. Вы говорили о дифференциации между регионами и так далее - вот это ключевое, и мы на этом сосредоточились. У нас есть уже сейчас готовый проект, мы его к Новому году, безусловно, внесём, и работа над новым бюджетом, соответственно, будет идти вместе с вами. Президентом дано поручение по увеличению дополнительных расходов на отрасль здравоохранения, но будет работа ещё и в субъектах над бюджетами, поэтому бюджетная составляющая по субъектам тоже сильно отличается. Всё-таки работа в каждом регионе с бюджетной составляющей финансирования здравоохранения является крайне важной. Расширение списка лекарственных препаратов и так далее сегодня идёт фактически планомерно. Сегодня мы взяли дополнительно гепатит C. Вместе с вами приняли решение по дополнительным 2 миллиардам рублей на финансирование пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Безусловно, есть наработки, которые требуют осмысления, внедрения и изменения подходов в целом к лекарственному обеспечению, - в этот цикл мы над этим будем работать. У нас цифровые системы уже созданы в этом направлении - думаю, что решение и позитивное движение будут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, фракция ЛДПР, Леонов Сергей Дмитриевич. Подготовиться Тумусову. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. Уважаемый Михаил Альбертович, за последние годы на долю Минздрава под вашим руководством выпало огромное количество вызовов и испытаний: это и пандемия коронавирусной инфекции, с которой Минздрав, безусловно, очень профессионально справился, это и специальная военная операция, это и организация здравоохранения в новых регионах. Вы об этом упомянули в своём выступлении, но хотелось бы подробнее узнать, что Минздрав сделал для организации здравоохранения в ДНР, ЛНР, в Херсонской и Запорожской областях, что ещё предстоит сделать? И какая поддержка необходима от депутатского корпуса? МУРАШКО М. А. Спасибо большое за вопрос, Сергей Дмитриевич. Работа с первого дня была настолько интенсивной, что фактически перераспределение бюджета плюс дополнительные средства позволили нам без задержек начать модернизацию системы здравоохранения, поскольку ни лекарственного обеспечения, ни питания, ни обеспечения бельём в новых субъектах практически не было, была разрушена инфраструктура, которая не ремонтировалась, не обновлялось оборудование. За этот период восстановлено 190 объектов здравоохранения - это колоссальная цифра - с участием в том числе регионов Российской Федерации. По поручению президента, вы помните, практически за короткий промежуток времени мы провели диспансеризацию всего детского населения, причём создали специальную технологию, сделали специальные машины, которые выезжали в образовательные учреждения и очень быстро и эффективно отработали. Сейчас эта технология внедряется уже для работающего населения, и мы планируем её в целом на территории Российской Федерации для детей и дальше развивать. Также хочу отметить, что уже 1,6 миллиона человек среди взрослого населения прошли профилактические осмотры. Что важно и необходимо было сделать? Это дотянуть... Первые вопросы касались сердечно-сосудистой помощи, и, по сути, создание именно центров по оказанию помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями стало приоритетом. Мы на заседании комитета обсуждали в том числе по Херсонской области. Завершили монтаж оборудования, открыли терапевтический корпус в Мелитополе, вчера прошло совещание, маршрутизацию они туда сделали, это самый короткий путь. Плюс Донецк, Луганск получили оборудование для формирования... впервые, по сути дела, за эти годы они получили онкологическое оборудование, сейчас завершено строительство онкологического центра в Мелитополе. Плюс открыт центр высокотехнологичной помощи ФМБА, центр перинатальный в Донецке, новейший, красивейший центр. И конечно же, оказывается высокотехнологичная помощь, в том числе в федеральные учреждения сегодня пациенты направляются. Полисами обеспечены все получившие гражданство Российской Федерации, поэтому они в правах полностью и соответственно имеют полный доступ к медицинской помощи и к лекарственному обеспечению. Ну и новорождённые точно так же сегодня включены в систему скрининга. Все родившиеся детишки в новых субъектах проходят точно такой же неонатальный скрининг и получают лекарственные препараты от "Круга добра". Объём задач там колоссальный, мы должны за короткий промежуток времени фактически подтянуть всё здравоохранение до лицензионных требований и обеспечить качественную медицинскую помощь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ", Тумусов Федот Семёнович. Подготовиться Чемерис. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Михаил Альбертович, у нас в стране сильная высокотехнологичная медицинская помощь, но слабым является первичное звено здравоохранения. Минздрав, конечно, проводил и проводит огромную работу по модернизации первичного звена здравоохранения (строительство, обеспечение оборудованием, мобильные комплексы - это всё на местах осуществляет), но на следующем этапе модернизации, мы считаем, необходимо сделать упор на технологической модернизации первичного звена, на изменении самих методов и методологий оказания медицинской помощи. Какие у вас планы в этом направлении? И в заключение, в порядке пожелания, предлагаю усилить внимание к народной, нетрадиционной медицине, поскольку эти направления помогают и в профилактике, и в реабилитации наших граждан. МУРАШКО М. А. Спасибо большое за вопрос, глубокоуважаемый Федот Семёнович. Первичное звено, конечно же, должно получать не просто обновление оборудования, а должно получать оборудование в принципе более высокого технологического класса. Ультразвуковые машины, рентгеновское оборудование и многое другое, что поставляется сегодня в первичное звено, аппараты ЭКГ в том числе, - это только цифровое оборудование, которое фактически интегрируется сегодня в систему оказания медицинской помощи и в медицинские информационные системы. Следующим важным этапом является развитие телемедицины. Причём сегодня уровень готовности телемедицины высокий: в общей сложности практически все ФАПы подключены к системе "Интернет", есть возможность дистанционного консультирования. И вот этот блок вопросов - цифровой ФАП и обеспечение доступности, чтобы меньше надо было ездить из одного населённого пункта в другой, - вот эта составляющая является крайне важной. Есть ряд регионов, которые цифровой ФАП уже реализовали, плюс мы сейчас взяли несколько пилотных регионов, которые также в это погружаются. Необходимо было создать электронную историю болезни, чтобы врач на одном конце и фельдшер в фельдшерско-акушерском пункте видели один и тот же документ, общались по одному и тому же вопросу, в общем-то, в одном информационном поле, передавая данные, - вот это то ключевое, что было сделано в предыдущие периоды. Ну и следующая часть модернизации первичного звена - это, конечно, приход искусственного интеллекта. Ковид нас просто, что называется, толкнул в это направление, потому что то количество снимков, которые нужно было посмотреть одномоментно, качественно посмотреть, не упустить ничего... Сегодня 31 информационная система с искусственным интеллектом для обработки уже зарегистрирована в нашей стране, мы в лидерах в мире. И хочу сказать, что системы с искусственным интеллектом не просто позволяют повысить качество диагностики. По сути дела, расширяются возможности постановки диагноза по одному снимку, потому что, обучая системы... Скажем, по снимку лёгких дополнительно к компьютерной томограмме даётся заключение по коронарному кальцию, состоянию костной ткани, наличию остеопоротических изменений и многому другому. Таким образом, приход искусственного интеллекта сегодня важен и просто необходим. Ну и ещё один проект колоссальный - это "Персональные медицинские помощники". Из вице-премьеров Андрей Рэмович Белоусов курировал его как технологическую инициативу, сейчас совместно с Татьяной Алексеевной мы погружаем его в следующие национальные проекты. Это, по сути дела, индивидуализация для хронических больных. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Альбертович, вот вы сейчас так подробно и воодушевлённо рассказывали про искусственный интеллект - никакой искусственный интеллект не заменит врача. (Аплодисменты.) Искусственный интеллект должен помогать врачу - такой должна быть наша позиция. Если у вас другая точка зрения, скажите. Было бы лучше, если бы мы здесь обсудили вопросы дефицита кадров, а вы предлагаете нам там, где дефицит кадров, заменить всё искусственным интеллектом. Вы о чём? Задумайтесь: в сельских районах в ЦРБ до 80 процентов дефицит кадров! Кому будет помогать искусственный интеллект? Кто с другой стороны будет? У нас не хватает педиатров, у нас не хватает узких специалистов! Вот это вопрос. А что касается искусственного интеллекта, да, разработки идут, они прогрессируют, но это должно быть вместе с врачом. Ваша главная задача - чтобы врач был, при этом у него качественные должны быть знания, а не так, что пооткрывали факультеты в райцентрах, где в больницах некому работать, и стали готовить врачей и на лечфаке, и на фарм-, и на педфаке. Вот министр высшей школы здесь присутствует, дойдём до его кандидатуры - более подробно обсудим, потому что это его сфера. Благо, что сохранились медицинские университеты, которые имеют базу. Коллеги, никто не против открытия - против фикции, потому что нет анатомичек, нет научной школы, а ведь главное в вузе - научная школа. Главное в средней школе - учитель. Главный человек в больнице - врач. Вот об этом нам надо говорить! (Аплодисменты.) Михаил Альбертович, мы ваши партнёры, и нам сегодня принимать решение. У вас много возможностей, которые даже не требуют финансовых затрат. Вот, к примеру, сертификация врача кому отдана? Коммерческим организациям, коллеги. Мы понимаем, что происходит. Вот председатель Комитета по охране здоровья, его предшественник, вы же представители этой сферы - ну выступите с предложением, и примем закон. Это надо возвращать государству, чтобы был государственный контроль, ведь всё же раздали, а это ключевой вопрос. Так же в отношении учителя. Где сертификация учителя? Почему получается, что преподаватель физкультуры становится преподавателем математики, физики, информатики? А потому, что частные конторы выписывают разрешения. В итоге мы утратим качество! Геннадий Андреевич, помогайте! Понимаете, к чему проблема распада Советского Союза привела? А за это вы отвечаете. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Видите, сразу проснулись, встрепенулись... Понятно: здесь не трожь! А то, что расхлёбываем до сих пор, вы... А всё тогда началось, коллега Коломейцев. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо!.. Михаил Альбертович, вы профессионал, есть темы для обсуждения, но давайте всё-таки начинать принимать решения, проявлять волю, потому что здесь по-другому не получится. Ясно, что многие там сидят... И не надо увлекаться вот этими цифровыми вещами новомодными и так далее. Это всё должно дополнять, эти технологии должны быть самыми лучшими, но не надо, чтобы они наносили вред. Люди очень осторожно к этому подходят. Да, когда нужен диагноз, конечно, можно много примеров, данных аккумулировать и в итоге, опираясь на это, принять правильное решение, но врача не заменит робот. Коллеги, давайте и мы, понимая ответственность, со своей стороны по-другому начнём работать: где-то будем жёстко говорить "нет", где-то будем активно поддерживать. И вообще, как уже говорил, опираются на то, что сопротивляется. Михаил Альбертович, по поводу сертификации - когда мы её вернём под государственный контроль? МУРАШКО М. А. Спасибо большое за вопрос. Эта тема сегодня для нас является, наверное, самой первой, самой важной в плане решения задач, потому что так получилось, что все остальные, по сути дела, более быстрыми темпами развивались. Что сегодня могу сказать? Требуется пересмотр однозначно по подготовке кадров - это изменения в закон "Об образовании...", закрепление требований к образовательным организациям, осуществляющим подготовку врачей, чтобы клинические базы соответствующие были доступны. Врач должен учиться на передовых базах, в учреждениях третьего уровня. И никаким образом невозможно подготовить специалиста, если у него не будет доступа к современным технологиям, - практико-ориентированная подготовка однозначно. Мы с комитетом сегодня эту работу ведём, и благодаря вашему поручению - спасибо большое! - это приняло более активный, интенсивный темп. Надеюсь, что мы завершим эту работу в ближайшие месяцы. Плюс ещё необходимо сюда включить вопросы профессиональной переподготовки - и требования к организациям, вы совершенно чётко их упомянули, и контроль качества знаний на выходе с переподготовки. Плюс ещё один очень важный момент по кадрам - это, конечно же, повышение ответственности целевиков при обучении, поскольку без этого... Мы - отрасль, которая готовит 76 процентов целевиков, это самый высокий показатель. Но надо добиться того, чтобы каждый целевик вернулся на своё место. Конечно же, его субъект должен поддержать, ну и все эти меры - "Земский доктор", "Земский фельдшер" плюс социальные доплаты - позволяют медицинскому работнику практически сразу получить дополнительные средства, в том числе завести хозяйство своё и завести семью, при этом, совершенно чётко, условия работы, которые мы сегодня обеспечиваем, современные. И ещё один важный элемент - врачи-стажёры. Сегодня благодаря вам решение принято, все нормативные документы Министерством здравоохранения выпущены. Сейчас идёт совместно с вузами, которые закреплены в рамках проекта "Вуз - регион", распределение, поэтому все стажёры также сейчас уже будут в усиление медицинским работникам направлены. Вячеслав Викторович, спасибо вам большое за внимание к этой проблеме и за то, что её обострили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Альбертович, это не внимание, это, если хотите, поручение вам. Внимание... Вы нас за кого здесь держите? Вы хотите, чтобы мы созерцали все эти проблемы и на них не реагировали, но при этом вас поддержали? Если вы собираетесь получить поддержку - решайте эти вопросы! Ответственно нам скажите, когда у нас дефицит кадров в медицине закончится, когда вы внесёте предложения по возврату сертификации в госучреждения, по повышению квалификации. У нас достаточно государственных медицинских учреждений высококлассных, а отдают не пойми кому - вот о чём речь идёт. А то, что вас вывели из системы согласования открытия медицинских факультетов, - это неправильно. Мы ждём ответа от министра Фалькова, чтобы он здесь нам подтвердил, что такое решение будет принято. Это в первую очередь министерству высшей школы нужно. Об этом речь. Мы же ничего не требуем сверхъестественного. Это элементарные вещи, которые можно было бы давно принять, и от этого бы дело только выиграло, качество здравоохранения выросло. Так, коллеги, или нет? (Аплодисменты.) Михаил Альбертович, здесь разговор идёт вот именно с этой точки зрения. Конституция нас обязывает, президент такие полномочия инициировал - мы их собираемся исполнять ответственно и вместе решать те задачи, которые требуется решить на сегодняшний день. Так? МУРАШКО М. А. Абсолютно правы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Пожалуйста, Чемерис Роза Басировна. Что-то у вас оптимизма нет, Михаил Альбертович. Оптимизма нет, что мы с вами будем это решать. А то вы нам начали рассказывать о цифровизации - это тема Шадаева, оставьте её ему. А вы так ей увлеклись... Давайте лучше найдём врачей в больницы. Пожалуйста, Роза Басировна. ЧЕМЕРИС Р. Б., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Михаил Альбертович, по данным Минздрава, нехватка врачей в России по итогам прошлого года составляет 29,4 тысячи человек, а среднего медицинского персонала - 63,5 тысячи человек. Естественно, дефицит сокращается, но всё же, как вы понимаете, проблема остаётся. Фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" неоднократно выступала и предлагала ввести федеральный оклад для врачей. Это позволит не только снизить региональное неравенство, но и повысить привлекательность профессии врача как таковой. Скажите, пожалуйста, какие новые подходы правительство планирует использовать, чтобы всё-таки снизить дефицит врачей в нашей стране, и скажите о вашем отношении к инициативе нашей партии, фракции ввести федеральные оклады? МУРАШКО М. А. Спасибо большое за вопрос, Роза Басировна. Ну, федеральные оклады - это, по сути дела, переход на единую систему оплаты труда, я о ней уже сказал, мы её в рамках поручения президента... это наше большое желание - её реализовать. Что касается кадровой подготовки, всего, что сейчас было сказано Вячеславом Викторовичем, - по сути дела, мы с комитетом уже внесли ряд предложений. Что необходимо сделать ещё? Значит, по кадровой составляющей важным является подсчёт баланса, который мы сегодня имеем. По объёму подготовки у нас есть движение, и, когда медицинские работники заканчивают свою трудовую деятельность, приходят новые, молодые специалисты. По врачам фактически у нас сегодня превышение ухода из специальности порядка 20 процентов. При таком подходе это занимает - простой математический расчёт, предположим, что вернётся 100 процентов целевиков и так далее, - практически до пяти-шести лет. Поэтому весь комплекс мер по врачам должен быть направлен на увеличение, на возврат в специальность и задержку, конечно же, в специальности. По медицинским сёстрам есть поручение президента по увеличению в этом году на 10 процентов количества поступающих в колледжи. Если математически посчитать, то получится, что сегодня для того, чтобы нам закрыть все дефициты с учётом вот этого движения медицинских работников, нужно четыре-пять лет. Поэтому создание новых механизмов закрепления в том числе медицинских сестёр и фельдшеров - это ещё одна задача, и она требует внесения изменений в законодательство. Мы нашли вариант, так сказать, промежуточное решение, но мы с Сергеем Сергеевичем уже обсуждали - здесь необходимо совместную позицию выработать, потому что сёстры, фельдшера сегодня также для нас являются крайне необходимыми специалистами в отрасли. Комплекс мер у нас чётко проработан, поэтому я прошу поддержать наши предложения, совместно с вашими объединить и принять эти решения законодательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, давайте поблагодарим Михаила Альбертовича. Спасибо, Михаил Альбертович. (Аплодисменты.)