Заседание № 212
14.05.2024
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 622682-8 "Об утверждении Алиханова Антона Андреевича Министром промышленности и торговли Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 304 по 687 из 8282
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 2-го вопроса, 1-й вопрос, о проекте порядка работы, мы с вами рассмотрели. О проекте постановления Государственной Думы "Об утверждении Алиханова Антона Андреевича Министром промышленности и торговли Российской Федерации". Представление кандидатуры сделает полномочный представитель правительства в Государственной Думе Александр Юрьевич Синенко. Пожалуйста, Александр Юрьевич. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. В соответствии с частью 2 статьи 112 Конституции Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации Мишустиным Михаилом Владимировичем в Государственную Думу внесена кандидатура Алиханова Антона Андреевича для утверждения на должность министра промышленности и торговли Российской Федерации. Прошу рассмотреть и утвердить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич. Доклад по данной кандидатуре сделает председатель Комитета по промышленности и торговле Владимир Владимирович Гутенёв. Пожалуйста. ГУТЕНЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На расширенном заседании Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле, в котором приняли участие депутаты всех фракций, мы рассмотрели представленную Антоном Андреевичем программу основных направлений деятельности Минпромторга России, которая основывается на обеспечении технологического суверенитета, устойчивой работы критической инфраструктуры, создания новых материалов, беспилотных авиационных систем, бесперебойной работы оборонно-промышленного комплекса, развития внутренней и внешней торговли. Мы заинтересованы в том, чтобы те практики, которые оперативно разрабатывались Минпромторгом и показали высокую эффективность, были продолжены новым министром, тем более что Антон Андреевич имеет опыт работы в Министерстве промышленности и торговли, где он отвечал за международное сотрудничество. Значимость данного направления в условиях санкций приобретает стратегическое значение. Комитет также отмечает важность опыта Антона Андреевича как руководителя приграничного субъекта Российской Федерации - Калининградской области, которая одна из первых столкнулась с санкционным давлением и серьёзными логистическими ограничениями. Несмотря на это, регион динамично развивается, расширяется производство, в том числе в рамках автомобильного кластера "Автотор", индустриальных парков "Храброво", "Черняховск" на территории особой экономической зоны "Янтарь", в чём мы смогли убедиться в рамках выездного заседания членов Совета Государственной Думы под руководством Вячеслава Викторовича Володина в 2023 году. Этот опыт сформировал из Антона Андреевича зрелого руководителя, способного брать на себя ответственность и принимать оперативные решения, что позволит ему, по нашему мнению, эффективно руководить министерством, работа которого оказывает влияние на всю экономику и практически на все сферы жизни наших граждан. Ключевые направления деятельности, обозначенные Антоном Андреевичем, по мнению комитета, позволят решить задачи обеспечения технологического суверенитета и достижения стратегических национальных целей развития Российской Федерации, определённых президентом Владимиром Владимировичем Путиным. По результатам рассмотрения комитет рекомендует кандидатуру Антона Андреевича Алиханова на должность министра промышленности и торговли Российской Федерации. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, давайте заслушаем программу основных направлений деятельности Министерства промышленности и торговли. С докладом выступит кандидат на должность министра Антон Андреевич Алиханов. Здесь было правильно замечено, что мы вместе со всеми членами Совета Государственной Думы выезжали в Калининградскую область. И надо сказать, эта поездка была очень полезной: приняли решение поддержать программу социально-экономического развития Калининградской области, разработанную губернатором вместе с коллегами, экспертами. И, коллеги, хочется отметить, что с приходом Алиханова в Калининградскую область очень многое было сделано для того, чтобы там ситуация поменялась в лучшую сторону. Это было непростое время, когда он поехал работать ещё заместителем губернатора. Обычно у нас из Москвы едут работать губернаторами, но у него была возможность пройти и этот сложный путь, это было в 2015 году. Поэтому ему есть, наверное, что вспомнить, но мы сейчас будем говорить уже о новой должности, которую, планируется, займёт Антон Андреевич. Уважаемые коллеги, это направление непростое, давайте, со своей стороны, поможем новому министру. Промышленность, технологии должны составить основу нашей экономики, обеспечить суверенитет. И мы, конечно, связываем это с именем нового министра. Пожалуйста, Антон Андреевич. АЛИХАНОВ А. А., кандидат на должность министра промышленности и торговли Российской Федерации. Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Стоять сейчас на этой трибуне для меня очень значимо. Предложение председателя правительства Михаила Владимировича Мишустина возглавить Министерство промышленности и торговли - это одновременно и доверие, и большая ответственность, особенно учитывая периметр и роль тех отраслей, которые курирует ведомство. Опыт работы в Минпромторге в своё время дал мне чёткое понимание основных механизмов работы реального сектора, возможностей эффективного регулирования по всей ширине направлений. При этом та комплексная система господдержки, которая была выстроена правительством и командой Дениса Валентиновича, обеспечила уверенное преодоление самых сложных вызовов последних лет. На позиции губернатора у меня была возможность впрямую убедиться, как работают общесистемные инструменты, проводником которых выступает Минпромторг. Могу сказать, что все они: Фонд развития промышленности, региональные фонды, специнвестконтракты, кластерные инвестплатформы, промипотека - очень востребованы сегодня бизнесом. Эти и другие точечные антикризисные меры и отдельные решения помогли спасти коллективы предприятий на местах, вывести на устойчивый повышательный трек промышленность в целом. В случае вашего одобрения моей кандидатуры на новый пост считаю важным сохранить тот высокий потенциал и прочный задел, который был сформирован. При этом в полной мере осознаю всю сложность и необходимость безусловного достижения новых национальных целей, которые были поставлены президентом в Послании Федеральному Собранию. Прежде всего, конечно, приложу все усилия для выполнения ёмких задач технологического суверенитета, которые лягут в основу многих национальных проектов, от этого впрямую зависит дальнейшее развитие практически всех сфер нашей экономики. Сейчас идёт активное формирование ключевых проектов в сферах радиоэлектроники, станкостроения, медицинской техники, малотоннажной химии, беспилотных авиасистем, новых технологий для энергетики, разных видов транспорта. У нас есть чёткое понимание тех предложений, которые должны лечь в основу программных документов по этим отраслям. Рассчитываю, что мы в координации с Денисом Валентиновичем и с депутатским корпусом оперативно доработаем весь пласт инициатив, призванных обеспечить дальнейшее развитие обрабатывающей промышленности. Конечно, ваше содействие, коллеги, будет определяющим и при подготовке связанных с этим законодательных инициатив, и при формировании бюджета, тем более что президентом предложено существенно увеличить финансирование ключевых системных механизмов для промышленности. Отдельное внимание, безусловно, будем уделять поддержке ритмичной работы отраслей оборонно-промышленного комплекса, сопрягая при этом задачи полного обеспечения запросов нашей армии, авиации, флота и интересы гражданских секторов, на которые в том числе работают многие оборонные предприятия. Ещё одна важная сфера в периметре министерства - это развитие продовольственной безопасности, имею в виду торговлю, товаропроводящую сеть. Её значение особенно ярко проявилось во время эпидемии ковида и весной 2022 года, когда эффективное взаимодействие государства, ретейла, сельхозтоваропроизводителей позволило удовлетворить все запросы наших граждан. Удалось это сделать благодаря развитию и сочетанию разных форматов торговли, которые сбалансированно развивались в последние годы, я говорю и о сегменте электронной коммерции, который стал достаточно зрелым в том числе для мягкого государственного регулирования, то есть без искажения конкуренции и без монополизации. Не меньшее значение для повышения спроса на отечественную продукцию имеет, конечно, развитие несырьевого неэнергетического экспорта. Это близкое мне направление: в предыдущие годы работы в Минпромторге я, собственно, занимался в том числе этим направлением. Те ограничения, которые ввели в отношении нашей страны западные страны, мы уже во многом компенсируем поставками на рынки Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. Ускорение этому процессу придадут мероприятия нацпроекта по развитию экспорта. В первую очередь, конечно, здесь речь идёт о раскатке новых логистических маршрутов, о создании за рубежом российских индустриальных хабов, о формировании устойчивых технологических альянсов. Большую роль в сопровождении нашей внешнеторговой политики в опорных странах, конечно, обеспечивают Российский экспортный центр и система торговых представительств, которая чётко отстроена, успешно работает. Уважаемые депутаты, вы видите, насколько широк весь спектр масштабных задач, которые поставлены президентом и председателем правительства, - чтобы в полной мере справиться с ними, конечно, необходимы всесторонняя ваша поддержка и содействие моих коллег по правительству. Поэтому я рассчитываю на ваше одобрение моей кандидатуры и на дальнейшую плодотворную и конструктивную работу с вами в интересах нашей страны. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Андреевич. Пожалуйста, вопросы. Фракция КПРФ - Лябихов Роман Михайлович. Подготовиться Луговому. ЛЯБИХОВ Р. М., фракция КПРФ. Уважаемый Антон Андреевич, вчера господин Мантуров, а сегодня вы в своём выступлении упомянули как инструмент развития предприятий Фонд развития промышленности. В последнее время нам поступают обращения от предприятий из приграничных областей (в частности, Орловской, Брянской) о том, что фонд работу с ними корректирует в части размера собственного участия. Мы предполагаем, что фонд видит дополнительные риски в финансировании предприятий в этих областях. Считаем, что это недопустимо. Данные предприятия нуждаются в первоочередной поддержке государства, так как испытывают значительные сложности в своей работе по причине влияния специальной военной операции. Просил бы вас обратить внимание на эту проблему и, возможно, даже скорректировать требования Фонда развития промышленности к предприятиям в этих регионах. В частности, вот по промышленной ипотеке мы сейчас этот показатель корректируем. Если нужна помощь депутатов, мы, конечно, готовы её оказать. АЛИХАНОВ А. А. Спасибо большое за вопрос. Несомненно, поддержка Фонда развития промышленности очень востребована сейчас. Конкретные случаи, о которых вы сказали, мы рассмотрим. Для меня, честно говоря, это новость, что у фонда какие-то изменения внутри по отношению к конкретным регионам в плане требований. По собственному участию, насколько я успел с коллегами пообщаться, скажу, что наши приграничные регионы получают достаточно большую и существенную поддержку: порядка 20 миллиардов рублей в эти регионы было направлено в 2023-м, поддержаны проекты в 2023 и 2024 годах. Но несомненно, вместе с вами готов рассмотреть конкретный случай. Ну и системно тоже эту работу отладим, так же как сейчас наладили работу с нашими регионами Новороссии, первый проект у нас в Луганске был поддержан. Конечно, это приоритетное направление для нас - обязательно будем работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Андреевич. Пожалуйста, Луговой Андрей Константинович, фракция ЛДПР. Подготовиться Гартунгу. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Антон Андреевич, в 2015 году президентом было принято стратегическое решение о поддержке вагоностроительной отрасли, и с 1 января 2016 года был введён запрет на эксплуатацию подвижного состава с продлённым сроком службы. В результате этого мы, по сути дела, добились технологического суверенитета в этой области, у нас сегодня вагонный парк самый молодой в мире. При этом в последнее время рядом лиц и рядом компаний начата дискуссия о необходимости дальнейшего продления срока службы вагонов. Наша фракция в это глубоко вникла - считаем эту дискуссию саботажем и ударом по вагоностроительной области. И мы хотели бы спросить вас, как будущего министра промышленности и торговли, какова ваша позиция в этой связи? АЛИХАНОВ А. А. Спасибо большое за вопрос. Уважаемый Андрей Константинович, ну, на заседании комитета этот вопрос уже затрагивался - я отдельно с коллегами ещё раз его обсудил. Действительно, запрет на продление сроков эксплуатации был поддержан и утверждён президентом в 2015 году. Вы уже отметили, что у нас вагоностроительная отрасль крайне эффективно развивается, там очень высокий уровень локализации - 90 процентов и выше по отдельным типам продукции. Ну вот мы говорили о конкретных типах техники - это техника, которая связана с перевозкой СУГ, нефтепродуктов, - мы эту продукцию производим и готовы обеспечить транспортные компании, перевозчиков этой продукцией. Был сделан определённый объём инвестиций, рабочие места были созданы, поэтому, конечно, мы не поддерживаем изменение вот того решения, которое в 2015 году было принято президентом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Андреевич. Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ", Гартунг Валерий Карлович. Подготовиться Плякину. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Антон Андреевич, у меня не вопрос, а пожелание. Наша промышленность в кратчайшие сроки перестроилась под нужды Министерства обороны и обеспечила нашу армию всем необходимым. Я думаю, что уже не за горами то время, когда придётся обратный процесс проводить - процесс конверсии. Но к сожалению, за это время российские рынки заполонили товары промышленного назначения из Китая, Индии. И вот у меня пожелание, чтобы министерство под вашим руководством разработало комплексную программу конверсии ВПК, то есть в обратную сторону, одновременно с защитными мерами от импорта из стран, которые сегодня демпингуют и захватывают российские рынки. Не секрет, у нас по машиностроительной продукции сегодня импорт существенную долю занимает, вот надо её вернуть российским производителям. АЛИХАНОВ А. А. Спасибо большое, Валерий Карлович, за такой вопрос, пожелание, предложение. Мы видели, как, собственно говоря, по поручению президента конверсия, о которой вы сказали, происходила. Если говорить про 2021 год, то практически 27 процентов у нас был уровень выпуска гражданской продукции теми предприятиями, которые в том числе работают по гособоронзаказу. Сейчас, понятно, ситуация другая, все работают на нашу победу, и доля несколько изменилась, существенно изменилась в сторону выполнения гособоронзаказа и обеспечения нашей армии. Но думаю, что тот широкий спектр задач по технологическому суверенитету, которые сейчас перед нами стоят, априори подразумевает, что компетенции, которые наработаны, коллективы, которые сейчас трудятся на этих предприятиях, будут востребованы для обеспечения реализации проекта технологического суверенитета в будущем. И конечно, те механизмы, которые у нас существуют сейчас в рамках наших обязательств международных - и в Евразийском экономическом союзе, и в ВТО, и в других организациях, - позволяют нам адекватно и правильно защищать наш собственный внутренний рынок. Несомненно, будем обсуждать с вами, может быть, будем разрабатывать и внедрять какие-то новые меры. Сейчас, я знаю, коллеги из Министерства финансов по поручению руководства подготовили законопроект в части ограничения приобретения импортной продукции не только в рамках госзакупок, компании с госучастием тоже более чётко эту процедуру будут определять. Поэтому думаю, что этот существенный рынок тоже появится в таком льготном режиме для наших производителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, просьба прекратить хождение по залу. Исходите из того, что идёт прямой эфир, люди смотрят. Депутаты избранные, вместо того чтобы ответственно относиться к своим полномочиям, особенно в кадровых вопросах, а это всех волнует, ходят, поворачиваются спиной. Это о чём говорит? Понятно: к ответственности не готовы. Вот подумайте! Пожалуйста, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ", Плякин Владимир Владимирович. Подготовиться Козловскому. ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Антон Андреевич, вы и как губернатор знаете, что сейчас остро стоит проблема дефицита кадров, особенно это касается квалифицированных кадров в приоритетных отраслях промышленности. Например, в атомной промышленности, энергетике, сейчас не хватает около 6 тысяч специалистов, авиапрому требуется около 14 тысяч. Подготовка и переподготовка кадров, цифровизация и роботизация, конечно же, помогут снизить такую острую потребность в людях, но для этого требуется время, которого нет, - люди нужны сейчас. Как вы думаете, удастся ли частично закрыть кадровый голод, если, например, хотя бы временно предусмотреть дополнительные меры поддержки для работников и предприятий, такие как льготная ипотека, отсрочка от армии, пониженные тарифы страховых взносов? Давайте совместно проработаем такую возможность для предприятий и людей, которые так нужны этим предприятиям. АЛИХАНОВ А. А. Спасибо большое за вопрос, Владимир Владимирович. Ну, Денис Валентинович вчера на похожий вопрос отвечал. Действительно, вопрос кадров, достаточности рабочей силы сейчас на рынке труда один из ключевых. Я и по своему опыту предыдущей работы тоже это понимаю. Если в 2016 году, когда президент назначил меня временно исполняющим обязанности, кадровая проблема была на пятом-шестом месте, то сейчас это главный вопрос, который волнует наш бизнес. То есть это не вопрос фискальной нагрузки, не вопрос наличия какого-то кредитного плеча, а вопрос людей и компетенций людей, которые будут работать. Уже сейчас существует достаточно большое количество инструментов, с которыми в том числе регионы активно работают, - это и программа "Профессионалитет", которая как раз очень эффективно вовлекает и бизнес в подготовку кадров, в переоснащение колледжей, учреждений среднего профессионального образования, это и передовые инженерные школы. Президент в своём послании сказал, что нужно создать ещё 50 передовых инженерных школ в нашей стране. Считаю, что это будет тоже очень существенный вклад в решение той проблемы, о которой вы сказали. Но, несомненно, вот те льготы, о которых вы упомянули, уже применяются в некоторых секторах, например таких, как IT - отрасль Максута Игоревича, и ряде других. Мы по этому поручению сейчас работаем, в том числе для предприятий ОПК льготную ипотеку разрабатываем. Готовы работать над этим. Понимаем, что, может быть, вторая часть ответа - это роботизация, но это тоже сложный вопрос: автоматизация, роботизация производств. Будем работать, потому что, конечно, главное - это человек в любом случае. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Козловский Александр Николаевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Завершающий вопрос. КОЗЛОВСКИЙ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Антон Андреевич, вы получили огромный опыт работы в одном из самых сложных приграничных регионов России, со сложной логистикой и окружением отнюдь не дружественными соседями. При этом все отмечают даже в этих условиях значительный рост промышленного производства в Калининградской области. Как вы считаете, чем этот опыт будет вам полезен на новом ответственном посту? И какие проблемы регионов вы начнёте решать в первую очередь? АЛИХАНОВ А. А. Спасибо большое за вопрос, уважаемый Александр Николаевич. Действительно, Калининград - регион крайне сложный сейчас в плане логистики. Главная была проблема - это логистика. Ну, уже завершая работу губернатором, хочу сказать большое спасибо руководству нашей страны, коллегам из правительства, потому что были оперативно выработаны меры по поддержке нашей транспортной безопасности. Мы начинали 2022 год с двумя судами, которые работали на линии с Петербургом, между Калининградской областью и Ленинградской областью, сейчас их больше 20. Вот это крайне важно. Конечно, опыт работы губернатором позволяет комплексно смотреть на то, какие есть возможности у региона в плане финансовых мер поддержки, иных мер поддержки, как совмещать меры поддержки различных ведомств - Министерства экономического развития, Минцифры, Минобрнауки и многих других. Поэтому вот в части консолидации усилий и умения находить поддержку других ведомств, скажем так, я думаю, опыт, который я приобрёл, в том числе работая в любимой Калининградской области, будет хорошим подспорьем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Андреевич. Коллеги, давайте поблагодарим докладчика. (Аплодисменты.) Надо подчеркнуть, что у кандидата на должность есть опыт не только региональный, что немаловажно - человек пришёл, что называется, от земли, понимая проблемы, то, как живут люди, в регионах это ближе видится, - но и опыт работы в том министерстве, на должность министра которого его кандидатура сегодня представлена, он был руководителем департамента. Это очень важное структурное подразделение, ключевое, можно сказать, как комитеты в Государственной Думе. Без комитетов мы не можем ничего сделать, только комитеты у нас готовят законопроекты, вносят, обсуждают, и всё вокруг работы в комитете. Так же и департаменты в министерстве.