Заседание № 211
13.05.2024
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 622681-8 "Об утверждении Хуснуллина Марата Шакирзяновича Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3677 по 4231 из 5977
Переходим к рассмотрению 10-го вопроса нашей повестки, об утверждении Хуснуллина Марата Шакирзяновича заместителем председателя правительства. Пожалуйста, представление - Александр Юрьевич Синенко, полномочный представитель правительства в Государственной Думе. СИНЕНКО А. Ю. В соответствии с частью 2 статьи 112 Конституции Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации Мишустиным Михаилом Владимировичем внесена в Государственную Думу кандидатура Хуснуллина Марата Шакирзяновича для утверждения на должность заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. Прошу рассмотреть и утвердить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключение профильного комитета - с докладом выступит председатель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Александрович Пахомов. Пожалуйста, Сергей Александрович. ПАХОМОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вчера на расширенном заседании нашего комитета рассмотрена кандидатура Марата Шакирзяновича Хуснуллина на должность заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. В работе приняли участие и выступили Первый заместитель Председателя Государственной Думы Жуков Александр Дмитриевич, наши коллеги из всех фракций и комитетов по региональной политике и местному самоуправлению, по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, а также председатель Комиссии по обеспечению жилищных прав граждан Галина Петровна Хованская. Был действительно подробный и обстоятельный диалог. Наш комитет в целом находится в постоянном контакте с Маратом Шакирзяновичем, и для нас выглядело, в общем-то, логичным решение премьер-министра представить его кандидатуру на должность зампреда. Безусловно, на заседании комитета все отмечали и достижения, которых немало. Для справки: если взять только нашу совместную законодательную работу, то за прошедший период было принято 110 законов и 520 поправок, которые дали видимый результат и в новых квадратных метрах, в новых инвестициях, в скорости строительства социальных объектов. Приоритет вчера в обсуждении был отдан системным вопросам, разговору о целях, задачах, поставленных президентом и в послании, и в новом майском указе, формированию нового национального проекта "Инфраструктура для жизни" и самим подходам как к достижению упомянутых глобальных целей, так и к решению текущих проблем. Мы с Маратом Шакирзяновичем одинаково понимаем проблемы отраслей и в целом поддерживаем его подход к решению стоящих перед нами общих задач. Работу его оцениваем как высокоэффективную, погружённость в проблемы отраслей - максимально высокую. Комитет принял решение поддержать его кандидатуру и рекомендует утвердить кандидатуру Хуснуллина Марата Шакирзяновича на должность заместителя председателя правительства. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Слово предоставляется Марату Шакирзяновичу Хуснуллину для представления программы основных направлений деятельности. Пожалуйста, Марат Шакирзянович. ХУСНУЛЛИН М. Ш., кандидат на должность заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В последние годы строительная отрасль нашей страны показывает хорошие результаты: мы построили самый большой объём жилья за всю историю, самое большое количество дорог отремонтировали, сократили инвестиционно-строительный цикл почти в 2 раза благодаря вашей поддержке. И мы считаем, что вот эту работу надо и в дальнейшем продолжать. У нас за четыре года рост произошёл на 27 процентов, мы ни в один год не упали - ни в пандемию, ни в СВО, ни в один год. А за последний год у нас в строительной отрасли прирост составил 8 процентов. Это произошло благодаря системной поддержке президента, личному вниманию председателя правительства, совместной работе с Федеральным Собранием и главами регионов. И мы хотели бы в новом национальном проекте "Инфраструктура для жизни" вот эти набранные темпы поддерживать. У нас сейчас цель - создать комплексное развитие населённых пунктов за счёт жилищной, коммунальной, социальной, транспортной, промышленной и другой инфраструктуры, и это должна быть инфраструктура совершенно нового качества для жизни и деятельности наших граждан. В новом проекте ключевым является комплексное развитие регионов. Президентом поставлена задача сделать максимально самодостаточными все регионы, сократить разрыв между богатыми... условно, первой десяткой отстающих и первой десяткой передовых регионов. Для этого потребуется комплексный подход и по налогообложению, и по изменению подходов в бюджете по дотациям, и по определению мер поддержки. И вот задача правительства на ближайшие годы - определить подходы, определить эти точки роста, определить точки роста в виде населённых пунктов, мы считаем, что их должно быть достаточно много, и это позволит нам обеспечить развитие регионов за счёт этих отдельных точек роста и в целом позволит дать возможности для устойчивого развития нашей страны. Главным драйвером нашей программы является жилищное строительство. Задача - до 2030 года увеличить объём строительства, построить практически миллиард квадратных метров. Это означает, что каждый пятый метр в стране будет новым. И хочу сказать, что за последние четыре года мы выдерживаем эти планы: за четыре года сдано 388 миллионов квадратных метров жилья - мы набрали просто небывалые темпы. В результате этой работы у нас обеспеченность к 2030 году станет 33 метра на человека. Но, самое главное, выйдя на 120 миллионов квадратных метров в год, мы потом ещё шесть лет должны этот темп держать, тогда у нас обеспеченность будет 38 метров на человека, что позволит действительно качественно улучшить жизнь наших граждан. Важнейший вопрос в этом блоке - это, конечно же, индивидуальное строительство. И у нас есть целый ряд предложений, как увеличивать объём индивидуального строительства. Для того чтобы поддерживать эти темпы строительства, нам требуются кардинальные подходы по развитию и дальнейшему продолжению ипотеки. Мы видим сегодня развитие семейной ипотеки, видим ипотеку на новых территориях, на Дальнем Востоке и считаем, что ипотека - это один из важных рычагов и стимуляторов развития жилищного строительства. Следующий блок вопросов связан с благоустройством. Президентом поставлена задача до 2030 года привести в порядок не менее 30 тысяч общественных территорий и порядка 25 тысяч дворовых территорий, 1,6 тысячи проектов всероссийского конкурса задействовать. Ну и в целом качество городской среды у нас должно улучшиться в 1,5 раза. Мы неплохо в этом направлении идём: все наши планы выполняются, всё большее количество людей вовлечено в эту работу. Вот недавно у нас закончилось онлайн-голосование: 17 миллионов человек проголосовало за проекты благоустройства. Следующий важнейший блок - это сокращение аварийного жилья. Эту задачу планируется решить в увязке с программой капитального ремонта и решением актуальных проблем управления многоквартирным жилищным фондом. Устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда может быть достигнуто только при наличии необходимого финансирования, а также при условии уточнения правил расселения жилья. Также мы планируем реализовать комплексную программу модернизации коммунальной инфраструктуры - до 4,5 триллиона, 2 тысячи объектов питьевого водоснабжения сделать, что улучшит качество жизни, услуг для миллионов граждан... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ХУСНУЛЛИН М. Ш. По поручению президента мы отработали механизм "Инфраструктурное меню". Мы считаем, что триллион у нас уже в экономику поступил, ещё до 2 триллионов мы за счёт новых инвестиционных бюджетных кредитов и реструктуризированных планируем вложить в регионы. И подчёркиваю, что это будет задача в первую очередь глав регионов: определить, во что вкладывать деньги. Следующий важнейший блок - это сокращение инвестиционно-строительного цикла. Я уже сказал, что нам совместно с Думой удалось его почти в 2 раза сократить. Мы в ближайшие три года ставим себе задачу, чтобы в стране объекты больше трёх лет - от идеи до регистрации права собственности - не строились, кроме сложных, уникальных, ну, каких-то особых. По дорогам. Мы считаем, что, конечно, нужно приводить в нормативное состояние дороги в городских агломерациях, в регионах, у нас задача - достичь показателя 85 процентов, и опорную сеть. Ну и вся работа у нас будет увязана в комплексном плане развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, социальной и иной инфраструктуры на период до 2036 года. Согласно указу президента он должен быть подготовлен с использованием единой цифровой картографической основы. Планируем продолжить работу на заседаниях президиума штаба: каждый четверг мы собираемся с регионами и обсуждаем все вопросы. Считаем, что инфраструктурное развитие - это комплексная задача, мы постараемся её вместе с вами решить. Хочу сказать, что у нас во всех институтах развития принимают участие наши депутаты, мы все в курсе того, что мы делаем. Надеемся и дальше продолжить нашу такую конструктивную работу. И хочу ещё раз, пользуясь случаем, сказать всем вам огромное спасибо за ту работу, которую мы сделали, - в каждом квадратном метре жилья, в каждом метре отремонтированных дорог есть, безусловно, ваше участие. Спасибо вам большое. Готовы и дальше эту работу продолжать. Доклад закончил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Марат Шакирзянович. Вы вот такую хорошую подачу сделали, но нам, конечно, важно, чтобы каждый метр жилья стоил как можно дешевле, и если в этом будет наш вклад, то точно мы примем ваши слова как комплимент. А когда у нас метров становится вроде больше, но стоимость жилья растёт, вот здесь мы с вами успокаиваться никак не должны, потому что сегодня ключевая задача - сделать жильё доступным. Так, коллеги? (Аплодисменты.) И этого требуют наши избиратели, поэтому этот вопрос будет на контроле Государственной Думы и мы будем постоянно к нему возвращаться. Но то, что изменения в отрасли очевидны, коллеги, мы должны признать. И надо сказать, что тяжелейшая была ситуация, когда пришёл работать заместителем председателя правительства Марат Шакирзянович. Действительно, очень много было законодательных инициатив, которые благодаря профильному комитету, нашим коллегам из других комитетов стали для нас приоритетными, и мы вместе с правительством сформировали законодательное поле, на основе которого был построен фундамент и затем здание всей отрасли, которую Марат Шакирзянович, надо отдать ему должное, достаточно эффективно дальше ведёт уже к результатам. И мы сегодня говорим, что они значимые в сравнении даже с теми временами, когда в Советском Союзе вся эта махина работала, мы вышли на большие объёмы. И это, надо признать, именно благодаря тому, что человек пришёл неравнодушный и делает со своей стороны всё возможное для того, чтобы решались задачи, работает на конечный результат. Фракция КПРФ - Лябихов Роман Михайлович, пожалуйста, ваш вопрос. ЛЯБИХОВ Р. М., фракция КПРФ. Уважаемый Марат Шакирзянович, мы постоянно получаем обращения от граждан - сами видим это на территориях, - что при строительстве социальных объектов, строящихся за счёт бюджетов различных уровней, удорожание в процессе строительства происходит зачастую в разы. Проверили эту информацию и видим: на сотни и даже иногда на тысячи процентов удорожание. Вот пример, школа в Чебоксарах - больше 1000 процентов, школа в Самарской области - больше 200 процентов. Недавно Минздрав, когда мы собирались, озвучил, что по больнице в Красногорске Московской области вообще с 15 миллиардов до 35 миллиардов... Проблема, как мы видим, в том, что неквалифицированный, коррумпированный заказчик идёт на поводу у подрядчика. Эту проблему надо решать. Как вы планируете это делать и чем можем мы, как депутаты, помочь? ХУСНУЛЛИН М. Ш. Спасибо за вопрос. Ну, хочу сразу пояснить, что сопоставимые объекты в сотни и тем более в тысячу процентов не могут иметь разницу в цене, то есть, скорее всего, мы сравниваем несопоставимые объекты, и я готов все ваши примеры, которые есть, посмотреть, лично разобраться и отдельно доложить. Это первое. Второе, что касается удорожания, повышения цены - сегодня много по этому поводу идёт разговоров. За счёт чего происходит удорожание? Я скажу очень просто. Из чего складывается себестоимость строительства? От 30 до 70 процентов в себестоимости строительства (в среднем - 50 процентов) - это стройматериалы. Материалы у нас на сегодняшний день по объективным причинам подорожали. Из-за валютной составляющей, из-за логистики, из-за их недостатка, из-за импортных составляющих они реально подорожали. Вторая часть удорожания, примерно 25 процентов, - это зарплата. Ну, хотим мы или не хотим, коллеги, у нас строителей сейчас страшный дефицит, и сегодня зарплаты строителей повысились от 50 до 100 процентов, и это тоже легло за последние четыре года в себестоимость. Третья составляющая, около 8 процентов, - это транспорт. У нас стоимость перевозок выросла значительно. По железной дороге, например, я могу сказать... ну вот мы последний щебень на трассу М-12 с Урала завозили машинами, не успевали просто провести дорогу. Это тоже подорожало на 30-50 процентов. Плюс финансовая составляющая в жилищном строительстве: стоимость денег в каждом метре от 5 до 12 процентов. Коллеги, чудес не бывает, всё растёт по определённым каким-то причинам. Что касается технического заказчика - абсолютно правильный вопрос. Мы культуру и институт технического заказчика в стране потеряли. Мы почему-то считаем, что у нас врачи могут строить, но ведь никто не думает, что строители могут быть хирургами. Коллеги, каждый должен заниматься своим делом. Когда мы сейчас казённому учреждению, где зарплаты 50-60 тысяч рублей, даём многомиллиардный контракт готовить, чего мы ждём от этих людей? У них ни компетенций нет, ни знаний нет, ни мотивации нет это решать. Я считаю, что по техническим заказчикам надо решать, и прежде всего - максимально централизовать. Мы на федеральном уровне централизовали, у нас есть единый заказчик, который за три года работы уже завершил многолетние недострои, такие как Третьяковская галерея, музей океанографии в Калининграде, и ещё сотни объектов завершит в течение этого года и следующего. Надо централизацию делать - раз, учить - два, переводить их на нормальную мотивацию - три. И четвёртое - надо, вообще, на сегодняшний день и на уровне муниципалитетов, и в целом пересмотреть структуру управления градостроительным комплексом и строительным комплексом, именно за счёт идеологии утверждения технического задания можно экономить деньги, а мы всё время через экспертизу пытаемся по хвостам бить и искать уже в экспертизе, где и что нам потом экономить. Ключевая проблема в голове - голову надо менять. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Это хорошее предложение, все его поддержат, но только дальше возникнет вопрос: чью голову надо менять? Так, коллеги? ХУСНУЛЛИН М. Ш. Вячеслав Викторович, когда в 2020 году не выполнили план дорожного строительства, мы восемь человек сняли с работы, замгубернаторов, министров, заказчиков поменяли, зато 2022, 2023, 2024-й - стопроцентное выполнение работ. Менять надо тех, кто не справляется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы такой подход поддерживаем, поэтому и говорим, что возникнет вопрос: чью голову надо менять? Фракция ЛДПР - Кошелев Владимир Алексеевич. Подготовиться Аксёненко. КОШЕЛЕВ В. А. Марат Шакирзянович, 1 июля текущего года завершается реализация основных льготных ипотечных программ - это программы льготной и семейной ипотеки. Президентом дано поручение продлить программу "Семейная ипотека", сейчас ведётся активная дискуссия по её параметрам (посещая регионы, мы часто слышим вопрос об увеличении лимитов по ипотечным кредитам), а также обсуждается её более адресный характер, с чем фракция ЛДПР абсолютно согласна. Скажите, пожалуйста, какие предложения сейчас обсуждаются и какими правительство видит льготные программы по ипотеке после 1 июля? ХУСНУЛЛИН М. Ш. Совершенно точно будем продлевать ипотеку семейную, для семей с детьми в возрасте младше шести лет. Это решение уже принято. Сейчас мы считаем ещё по дополнительному количеству детей в семьях, как мы можем поддержать эту ипотеку, потому что эта ипотека и масштабная, и имеет ещё важное значение для демографии. Мы поддерживаем ипотеку на Дальнем Востоке, она свои результаты показала, и у нас новый инструмент на новых территориях. Вот мы на новых территориях запустили всю документальную базу, у нас активно идёт строительство, мы считаем, что там будет наша точка роста, очень большой интерес там, будем развивать. Мы смотрим ещё и другие варианты, но, коллеги, надо сказать, что на ипотеку очень сильно влияет ставка Центрального банка. Когда ставка была 4 процента, компенсировать из бюджета ничего было не нужно. Когда у нас ставка стала сегодняшняя, в этом году поддержка граждан нам обходится в несколько сот миллиардов. Конечно, мы бы... я за то, чтобы уменьшить стоимость первоначального взноса, для того чтобы увеличить сумму кредита, но мы должны с Минфином подсчитать наши финансовые возможности. Мы достаточно взвешенную политику ведём с Центробанком, очень подробно обсуждаем, я регулярно встречаюсь с Эльвирой Сахипзадовной, но мы вот так, в процессе долгих дискуссий, всё-таки находим компромиссный вариант: как и бюджет нам не совсем уж опустошить, и при этом ипотеке дать развитие. Ну и в целом хочу сказать, если бы президентом не было принято в 2020 году решение о поддержке ипотеки, поверьте мне, 110 миллионов квадратных метров у нас не было бы. И я ещё раз хочу напомнить, что, несмотря на то, какая ставка Центрального банка, человек платит стабильно весь период заимствования, а средний период заимствования у нас 15 лет. Мы взяли обязательство 15 лет стабильно людям компенсировать вне зависимости от ставки их ипотечные кредиты, что позволило людям поверить в жилищное строительство. У нас население проинвестировало только за прошлый год около 8 триллионов рублей, а по нашим планам развития на ближайшие пять лет население проинвестирует 55 триллионов рублей в жилищное строительство. Население - инвестор номер один, поэтому, конечно, мы должны создать все возможности и дать гарантии, что человек, вложив деньги в жилищное строительство, обязательно получит свою квартиру. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" - Аксёненко Александр Сергеевич. Подготовиться Авксентьевой. АКСЁНЕНКО А. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Марат Шакирзянович, в новых майских указах президент ставит задачу повышения доступности жилья на первичном рынке. Наша фракция считает, что ипотека важна, но нужны альтернативные программы. Поддерживаете ли вы такую конструкцию, при которой граждане держат сбережения на вкладах в кредитных организациях либо в специальных кооперативах, в строительных сберегательных кассах, которые мы предлагаем, с тем чтобы накопить определённую сумму, получить дополнительную льготу, получить кредитование по пониженной ставке для приобретения жилья? За счёт таких инструментов было бы возможно аккумулировать средства граждан и выдавать им жилищные ссуды по ставкам ниже рыночных, чтобы повысить конкуренцию на рынке жилищного кредитования через создание альтернативных механизмов. Этот опыт уже давно и успешно используется в других странах. Поддерживаете ли вы такую инициативу и такой механизм? ХУСНУЛЛИН М. Ш. Я абсолютно это поддерживаю. Я хочу сказать спасибо за это предложение, надо как можно быстрее закон вносить и запускать это в жизнь. У нас на сегодняшний день есть законопроект, который внёс ваш коллега по фракции Анатолий Геннадьевич Аксаков вместе с Николаем Андреевичем Журавлёвым из Совета Федерации, и подготовлен законопроект по ссудо-сберегательным кассам. Я, коллеги, готов вместе с вами ко второму чтению доработать, найти приемлемый вариант, как эти два законопроекта объединить. Это то, что нужно, и у меня это не вызывает никаких сомнений. Спасибо за этот законопроект, его двигать нужно как можно быстрее, потому что на сегодняшний день, коллеги, я прямо говорю, в стоимости жилищного строительства - стоимость денег от 5 до 12 процентов. Если мы найдём альтернативные варианты, Вячеслав Викторович, это даст возможность снижения стоимости строительства жилья. Конечно, этим надо заниматься. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На самом деле это должно быть приоритетным направлением работы правительства. Главное не метры, главное - доступность жилья, вот мы тоже должны это понять. И ипотека, безусловно, должна быть льготная, но адресная. Мы какую проблему должны решить? Ведь ни для кого не секрет, что у нас буквально в прошлом году брали по пять - десять ипотек, на этом кто-то спекулировал, а вместе с тем росла стоимость жилья. Вот эти все вопросы надо учитывать и профильным комитетам, и Комитету по контролю. Ещё раз хочу подчеркнуть, коллеги, нам надо решать вопрос жилья с точки зрения его доступности, чтобы у людей такая возможность была. А так можно взять ипотеку и потом не знать, что с этим делать, эта кабала придёт в семью и в итоге проблемы принесёт. Всё это мы должны сбалансированно вместе с правительством решать. Вы правильно говорите про закон, но закон депутаты принимают, это наша персональная ответственность перед избирателями, поэтому здесь должен быть диалог. Но для нас важно, чтобы люди почувствовали результат. Вот сейчас ситуация действительно изменилась в лучшую сторону, но есть проблемы сопутствующие и со стоимостью, и с платежами, а самое главное - с доступностью, опять же об этом говорю. Фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" - Авксентьева Сардана Владимировна. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ваша позиция ещё более радикальна, Николай Васильевич, поэтому думаю, что вы отдельно обсудите это. А если брать сбалансированную, большинства депутатов - её озвучиваю. Пожалуйста, Сардана Владимировна. Подготовиться Колунову. АВКСЕНТЬЕВА С. В. Около 70 процентов российских граждан, российских семей хотели бы жить в собственном доме. И несмотря на то что большинство государственных программ направлено на поддержку и стимулирование строительства и покупки жилья в многоквартирных домах, больше половины нового построенного жилья в России составили именно объекты индивидуального жилищного строительства, то есть частные дома и коттеджи. Наша фракция считает, что необходимо расширить программу поддержки ИЖС, например расширить выделение поддержки, субсидий на строительство инфраструктуры для частного сектора, для коттеджных посёлков, предоставление налоговых льгот для компаний, которые занимаются ИЖС. Как правительство планирует осуществлять расширение программы поддержки ИЖС и при этом не допустить роста стоимости квадратного метра такого жилья? ХУСНУЛЛИН М. Ш. Спасибо за вопрос. У нас действительно с 2019 года объём ИЖС вырос на 50 процентов. За счёт чего этого удалось достичь? Ну, первое, как ни парадоксально, пандемия подтолкнула к ИЖС - многие достроили дома, либо построили, либо купили дополнительно. Второе, мы очень много дорог стали ремонтировать и строить, и люди, понимая, что время в пути сократилось, стали строить больше объектов ИЖС. Третье, социальная газификация - 400-500 домовладений в год, многие люди достроили и подключили имеющиеся дома, и мы будем продолжать эту программу, у нас минимум 250 тысяч домов, домовладений по поручению президента ежегодно будет газифицироваться, что тоже подтолкнёт к дополнительному объёму ИЖС. Четвёртое, что, кстати, прямо влияет на доступность, - это наличие земельных участков для градостроительной деятельности. Здесь мы очень активно работаем с губернаторами, у нас так называемый градпотенциал, то есть возможность строить на земле жильё, этот показатель каждый год увеличивается. Сейчас у нас градпотенциал - 425 миллионов квадратных метров, а довести его нужно до 1 миллиарда. Это то, чем мы должны заниматься прямо в ближайшие годы в усиленном режиме. Следующий вопрос - подведение инженерных коммуникаций. Мы считаем, что инвестиционные бюджетные кредиты, которые будут регионам выданы, они имеют право направить именно на развитие посёлков ИЖС, и мы будем рекомендовать и стимулировать эту работу. Следующий вопрос - это ипотека на ИЖС. Кстати, у нас очень тяжело шла ипотека на ИЖС, мы даже приняли решение плату за риск банкам компенсировать за счёт прибыли ДОМ.РФ, но это жизнь, и эта мера показала свою необходимость. Если сначала банки не давали ипотеку на ИЖС и мы им субсидировали риски, то в прошлом году уже даже без субсидий банки стали на ИЖС выдавать ипотеку. И благодаря законодательным инициативам мы распространили возможность выдавать льготную ипотеку в том числе на ИЖС, что тоже будет подталкивать к развитию жилищного строительства. Плюс мы с вами приняли закон о том, что можно применять счета эскроу при строительстве индивидуальных жилых домов застройщиками уже организованными, системными, это тоже даст толчок. Ещё очень важный вопрос - это, конечно, привязка к социалке. Очень важно, чтобы там, где строятся большие посёлки, были садики, школы, поликлиники. Если мы комплексно будем продолжать эту программу, я надеюсь, что мы взаимоувяжем все эти проекты комплексно и ИЖС будем поддерживать. Без ИЖС нам строить 120 миллионов квадратных метров в год невозможно, поэтому вопрос развития ИЖС - это вопрос номер один. И мы всеми силами это будем поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Марат Шакирзянович. Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Колунов Сергей Владимирович. КОЛУНОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Марат Шакирзянович, в декабре 2020 года благодаря совместной работе правительства и Федерального Собрания был принят закон о комплексном развитии территорий, и сегодня этот механизм становится всё более и более востребованным в регионах. Вопрос к вам: как вы видите, в чём вы видите его дальнейшее совершенствование и за счёт каких инструментов и программ планируется обеспечить комплексное развитие населённых пунктов в части создания инфраструктуры - дорог, школ, детских садов, больниц, ну, всего того, что нужно современному человеку? ХУСНУЛЛИН М. Ш. Ну, во-первых, я, пользуясь случаем, хочу ещё раз сказать спасибо за этот закон. Вы помните, как он тяжело шёл, сколько у нас было опасений. Мы все боялись, что что-то вызовет какие-то социальные недовольства, но жизнь показала его востребованность: два года мы работаем, закон набирает обороты, и мы уже видим возможность построить 100 миллионов квадратных метров объектов недвижимости на территориях КРТ. Приведу вам простые цифры: чтобы реализовать сегодня все планы, которые у нас есть, в нашем нацпроекте, нам к 4 миллионам гектаров, которые находятся в черте населённых пунктов, нужно добавить ещё 1 миллион. То есть мы должны либо более эффективно использовать 4 миллиона гектаров, земли внутри населённых пунктов, либо прирезать плюсом. Прирезать плюсом - это более простой способ, но он более дорогой, потому что нужны дороги, нужны сети, нужна социалка. Конечно, закон о комплексном развитии территорий даёт возможность эффективнее использовать эти земли. 100 миллионов - это уже показатель из миллиарда, задача - дойти до 250 миллионов квадратных метров недвижимости, используя закон по КРТ. Из 105 законов, которые вы приняли, мы вместе с вами отработали, закон о КРТ - один из самых важных, он такой, ну, знаете, прямо драйвер развития, за что я хочу всем сказать спасибо и лично вам, Вячеслав Викторович, потому что мы очень долго обсуждали, мы обсуждали со всеми коллегами все риски, тяжело к нему шли, но наконец его приняли и сейчас совершенствуем. Сейчас очень много поступает предложений от регионов. Мы собираем эти предложения, смотрим, что нужно докрутить. Например, сейчас есть возможность и есть предложения посмотреть, как распространить на ИЖС, как распространить на прилегающие к населённым пунктам территории. Да, есть такие поправки - давайте мы вместе с вами их проработаем, внесём и будем дальше этот закон расширять. Что ещё мы видим позитивного в этом законе? Конечно же, он нам должен помочь расселять аварийное жильё, потому что только за бюджет расселить аварийку будет невозможно. При запуске механизма КРТ у нас сегодня по законодательству можно до 10 процентов средств, выделенных на те жилые помещения, которые признаны ветхими и аварийными, использовать при расселении аварийного жилья, то есть это уже дополнительный плюс. Ещё плюс, на самом деле там, где у нас небольшие аварийные дома, двух-, трёхэтажные, есть большой градостроительный потенциал для развития. Я много бываю в регионах, вижу, что действительно это очень востребованно, поэтому мы считаем, что КРТ надо и в этой части развивать. Мы считаем, что надо увязать с социалкой, увязать с дорогами, увязать с парковочным пространством, и в рамках комплексного развития территорий делать в том числе и комплексное развитие, КРТ, перспектива в этом очень большая. Спасибо за этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Марат Шакирзянович. По ведению - Аксаков. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На мой взгляд, вот такое публичное обсуждение важных вопросов не должно сопровождаться дезинформацией. Тут коллега Лябихов Роман Михайлович озвучил, что цена строительства школы выросла на 1000 процентов, - враньё! Я специально связался уже и с минстроем Чувашии, и с минобразования: максимум - на 10 процентов по тем причинам, которые коллега Хуснуллин уже назвал. Нельзя так, публично вводить в заблуждение наших граждан! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, все вопросы прозвучали. Давайте поблагодарим Марата Шакирзяновича. Спасибо, Марат Шакирзянович. (Аплодисменты.) Ну а что касается ценовой составляющей, уважаемые коллеги, у нас с вами есть Комитет по контролю, Счётная палата - давайте в разрезе регионов посмотрим, где сколько стоит квадратный метр строительства объектов социальной сферы: школ, больниц, детских садиков. Есть примеры, когда - особенно через концессию - регионы строят объект социальной сферы, и разница (мы с Андреем Михайловичем Макаровым изучали этот вопрос, с нашим председателем Комитета по бюджету и налогам, и с Министерством финансов) значительная, под 100 процентов разница. А это о чём говорит? О вопросах, которые надо задавать тем, кто заключает такие соглашения. Давайте попросим профильный комитет, по контролю, обратиться в Счётную палату и провести анализ объектов социальной сферы, которые сдаются в этом году, на предмет стоимости квадратного метра. Это одна тема. А вторая тема, она тоже существует, коллеги, - проекты. Десять раз мы говорим, что надо использовать проекты повторного применения, но каждый проектирует шедевр. И получается, одна школа стоит миллиарды, а рядом большое количество школ, требующих ремонта, или они вообще отсутствуют, мы тоже эти примеры с вами знаем. Причём проекты настолько разные и отличаются изысканностью... Также надо поглядеть, нужны вот эти коридоры шириной 10 метров или нет. Есть примеры, когда площадь одной типовой школы на 1200 мест - 14 тысяч квадратных метров, а другой - 26 тысяч квадратных метров, а учится одинаковое количество ребятишек. А вот о бюджетном рубле, о его эффективности кто будет говорить? Это всё темы для нашего диалога с правительством, для обсуждения, и, надо отдать должное, Марат Шакирзянович с нами в коммуникации - хотелось бы, чтобы был результат этого разговора.