Заседание № 211
13.05.2024
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 622680-8 "Об утверждении Мантурова Дениса Валентиновича Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 288 по 723 из 5977
Рассматривается 2-й вопрос нашей повестки "Об утверждении Мантурова Дениса Валентиновича Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации". Представит кандидатуру Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Александр Юрьевич Синенко, полномочный представитель правительства в Государственной Думе. Пожалуйста. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. В соответствии с частью 2 статьи 112 Конституции Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации Мишустиным Михаилом Владимировичем внесена в Государственную Думу кандидатура Мантурова Дениса Валентиновича для утверждения на должность Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. Прошу рассмотреть и утвердить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Доклад председателя профильного комитета - по промышленности и торговле - Владимира Владимировича Гутенёва. Коллеги, мы в соответствии с установленным порядком обсуждения, Регламентом строим работу: вначале представление представителя правительства, уполномоченного представить кандидатуру, затем озвучивает решение комитета председатель профильного комитета (в данном случае председатель комитета по промышленности), далее выступление кандидата на рассматриваемую должность с программными тезисами по направлению, которое он будет вести в правительстве, координировать работу, затем вопросы от фракций. И так по каждой кандидатуре. После того как рассмотрим все кандидатуры, выступления представителей или руководителей политических фракций, которые выскажут свою позицию по поддержке, замечания, или иное прозвучит в выступлениях, голосование. Голосование предлагается провести открыто. Пожалуйста, Владимир Владимирович Гутенёв. ГУТЕНЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле 12 мая на расширенном заседании рассмотрел кандидатуру Мантурова Дениса Валентиновича на должность Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и представленную им программу основных направлений деятельности, которые он будет координировать на занимаемой должности. Денис Валентинович займётся важнейшими системными задачами реализации национальных проектов обеспечения технологического суверенитета, проектов создания линейки новых самолётов, судов, подвижного состава, автомобилей, сельхозтехники, производства оборудования для топливно-энергетического комплекса, реализацией государственной программы вооружений, наращиванием возможностей оборонных предприятий, реализацией проектов космической деятельности, обновлением инфраструктуры Росрезерва. На заседании комитета мы подробно обсудили программу и деятельность Дениса Валентиновича с участием представителей всех фракций. Новая структура правительства, предложенная Михаилом Владимировичем, позволит Денису Валентиновичу в полной мере сосредоточиться на решении обозначенных стратегических задач. Представленная Денисом Валентиновичем программа основных направлений деятельности соответствует целям и задачам Правительства Российской Федерации, определённым в послании президента Федеральному Собранию и в указе президента о стратегических национальных целях развития Российской Федерации. По результатам рассмотрения комитет единогласно рекомендовал кандидатуру Дениса Валентиновича Мантурова на должность Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Слово предоставляется Денису Валентиновичу Мантурову, затем прозвучат вопросы. Пожалуйста, Денис Валентинович, на трибуну. МАНТУРОВ Д. В., кандидат на должность Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Мы все эти годы плотно взаимодействовали по разным направлениям, и в первую очередь это, конечно же, формирование всех тех государственных программ, которые сегодня реализуются, в которых активно участвовал депутатский корпус, и под это формировались меры государственной поддержки и нормативная база. Всё это позволило заложить прочный фундамент под индустриальное, экономическое развитие нашей страны, дало нам возможность замещать импорт, выстоять в ковид и достойно ответить на те санкции, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Невзирая на внешнее давление, которое нарастало со времён "крымской весны", обрабатывающая промышленность за последние десять лет прибавила 35 процентов, то есть у нас есть хороший задел для решения всех задач и достижения национальных целей развития, обозначенных в указе президента. На предложенном мне посту готов продолжить координировать ключевые направления проекта технологического суверенитета, их реализация предусмотрена во всех отраслях, развитие которых влияет на повышение качества жизни наших граждан, - имею в виду технологическое обеспечение выпуска инновационных лекарств, медизделий, удобрений и высокопроизводительной техники для аграриев, оборудования для энергетической безопасности и, конечно, всех видов надёжного, комфортного, экологичного транспорта, в том числе с широким внедрением технологий автономного и беспилотного управления. Наряду с этим мы ещё больше усилий направим на повышение обороноспособности нашего государства. Сегодня российский ОПК является самым мощным в мире по объёмам производства основных видов вооружения и военной техники. Вместе с тем геополитическая обстановка диктует необходимость постоянно совершенствовать технические характеристики изделий, закрывать возросшие в разы текущие потребности армии и ускорять работу по перспективным образцам - это предмет особого внимания, коллеги, Военно-промышленной комиссии, генеральных конструкторов, промышленных предприятий и кооперации. Помимо Министерства обороны поставки увеличились в адрес ФСБ, Росгвардии, МВД и МЧС. Даже в условиях непростого бюджета вопросы материально-технического обеспечения ведомств силового блока должны оставаться безусловным приоритетом государства, от этого зависят защищённость границы и объектов критической инфраструктуры, минимизация последствий разгула природной стихии. В круг моих полномочий также входит развитие космических программ. Перечень задач для "Роскосмоса" определён президентом и будет реализовываться в формате национального проекта. Нашей корпорации надлежит продвинуться по целому ряду направлений. Первое - это наращивание спутниковых группировок. Мы уже достигли суверенитета в обеспечении навигации, это сделано благодаря системе ГЛОНАСС, второй в мире по численности космических аппаратов. Также мы полностью независимы в области гидрометеорологических услуг и, постоянно привлекая частные компании, решаем ту же задачу по спутникам для дистанционного зондирования Земли и широкополосного доступа в Интернет. В отношении ракет-носителей хотел бы выделить два направления: рассчитываем в следующем году начать создание на "Восточном" космического комплекса сверхтяжёлого класса; ещё один, уже реализуемый проект - это разработка многоразового носителя... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. МАНТУРОВ Д. В. Помимо этих задач концентрируемся на строительстве российской орбитальной станции, с этого года начинается её финансирование - это обеспечит нам непрерывность пилотируемых программ и научной деятельности в космосе. Уважаемые коллеги, всё, о чём я сказал, находится в повестке, в числе вопросов, которые правительство отрабатывает в тесном контакте с Государственной Думой. Хотел бы поблагодарить всех вас за содействие и поддержку в этих направлениях и отдельно выразить глубокую признательность, Вячеслав Викторович, вам за то внимание, которое вы оказываете тем направлениям, которыми мы занимаемся. Уверен, что наш диалог успешно продолжится, и ещё раз хотел бы всех поблагодарить. Готов ответить на все вопросы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Валентинович. Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами, как я уже говорил, рассматриваем кандидатуры для утверждения в должностях первого заместителя председателя правительства - Дениса Валентиновича Мантурова - и заместителей председателя правительства. Обратите внимание, что все кандидатуры, внесённые председателем правительства, нам хорошо известны: мы с ними прошли непростое время вызовов, с которыми столкнулась страна. Экономика по итогам прошлого года выросла до 3,6 процента, вызовы преодолеваем. И собственно, наверное, мы должны отметить, что правильно поступил председатель правительства, проведя консультации, обсудив эти вопросы и с Государственной Думой, когда предложил кандидатуры людей, которым не надо учиться, которым не надо начинать всё сначала. Кандидатура Мантурова нам хорошо известна: он начинал работать в реальном секторе экономики, руководителем "Оборонпрома", далее - заместитель министра, министр, заместитель председателя правительства. И когда мы с вами утверждали кандидатуру председателя правительства, вы помните, Валерий Карлович Гартунг, председатель комитета, человек, который фактически с нуля создал огромное промышленное предприятие, высказал предложение, что правильно было бы, чтобы первый заместитель председателя правительства отвечал за промышленность, правильно было бы поднять статус человека, который должен отвечать за этот блок, отстаивая его интересы, и создавать условия для развития нашей промышленности, технологий, без которых нет будущего, без этого мы не можем конкурировать. Председатель правительства сказал, что обязательно посоветуется с президентом, эта инициатива интересна, но решение дальше уже надо прорабатывать совместно. Вы знаете, что по итогам разговора с президентом - а структуру утверждает президент - было принято решение, что первый заместитель председателя правительства отвечает за промышленный блок, и на эту должность председатель правительства предложил кандидатуру Дениса Валентиновича Мантурова. Коллеги, это ещё раз подчёркивает, что Государственную Думу слышат, она в рамках новых полномочий предлагает решения, которые затем обсуждаются. И это вот тот пример, когда мы должны на себя взять ответственность за дальнейшую работу, потому что ключевое направление предлагается возглавить Денису Валентиновичу, но здесь надо, чтобы и мы, со своей стороны, плечо подставили и не делили ответственность, а несли её вместе. Надеюсь, что наши профильные комитеты - наверняка это будет не один комитет - сделают всё для того, чтобы мы с вами работали на конечный результат, и, как вы видите из выступления Дениса Валентиновича, кандидат говорит именно об этом. Ну а от вас зависит его утверждение. Следующий этап нашего разговора - это вопросы, которые прозвучат от каждой фракции, несмотря на то что вчера уже кандидатуру Дениса Валентиновича обсуждали в рамках профильного комитета, причём вместе с кандидатом на должность профильного министерства, около трёх часов. Пожалуйста, фракция КПРФ - Гаврилов Сергей Анатольевич. Подготовиться Кошелеву. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, фракция КПРФ. Уважаемый Денис Валентинович, для нас возрождение отечественного судостроения, так же как и авиастроения, является принципиальной, приоритетной стратегической задачей. За этот, крайний год вами и Виктором Евтуховым было сделано немало, но ситуация очень сложная и очень острая. Как вы знаете, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поддержал обращение Геннадия Андреевича Зюганова и ветеранов-пограничников о восстановлении... о строительстве четвёртого в истории флота корабля ледового класса "Дзержинский". Какие меры вы планируете, как первый вице-премьер, по финансовой поддержке "ОСК" с учётом роста цен, по импортозамещению, в том числе судового оборудования, по своевременным расчётам в части гособоронзаказа, по возвращению государству предприятий, которые пострадали в ходе приватизации от неэффективных собственников, и по подготовке новых кадров? МАНТУРОВ Д. В. Сергей Анатольевич, спасибо за вопрос. Это действительно важная, даже, можно сказать, базовая отрасль, без этого сегодня невозможно реализовывать, осуществлять логистические доставки тех грузов, которые формируются нашей промышленностью. И естественно, основной акцент ставится на исполнение гособоронзаказа, мы договорились с Министерством обороны о переходе с ориентировочных цен на фиксированные, этот процесс занял определённое время по завершении той инвентаризации, которая была проведена, и уверен, что в будущем тех проблем, которые были раньше при подписании договора, не должно возникать. Второе, что касается неэффективных собственников. Вы абсолютно правы, судьба "ОСК" (с точки зрения финансового положения) - это наслоение и передача тех активов, которые были у неэффективных собственников. Я имею в виду судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре (человек убежал за границу, бросил предприятие, "ОСК" его восстанавливала), "Северная верфь", Балтийский завод, предприятие "Лотос" в Астрахани. Сегодня идёт активная фаза модернизации предприятий, входящих не только в "ОСК", но и в другие частные компании, которые создают условия для развития и строительства на основных бассейнах нашей страны. И, если говорить о модернизации - на это нацелена государственная программа "Развитие оборонно-промышленного комплекса", - сегодня активно идёт реализация программы по обновлению основных фондов: современные станки, технологическое оборудование, есть доковая программа (доки закупались для верфей ещё в 70-е годы, и они, конечно же, уже морально устарели). Будем продолжать активно инвестировать в эту отрасль, создавать условия, в первую очередь для гражданского судостроения. Только в прошлом году было сдано 108 судов, в этом году будет более 110, а до 2030 года заложены средства в Фонде национального благосостояния и привлекаются в том числе средства частных предприятий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Валентинович. Пожалуйста, фракция ЛДПР - Кошелев Владимир Алексеевич. Подготовиться Гартунгу. КОШЕЛЕВ В. А., фракция ЛДПР. Добрый день, Денис Валентинович! В рамках поездок по регионам мы с коллегами-депутатами в обязательном порядке посещаем различные промышленные предприятия. И одна из ключевых проблем, о которой на всех предприятиях нам говорят, - это дефицит кадров, сегодня это один из основных факторов, сдерживающих развитие нашей промышленности. Есть несколько конкретных решений, которые наша фракция предлагает реализовать: бесплатное обучение по всем техническим специальностям, создание на базе работающих предприятий собственных учебных центров и филиалов профтехучилищ с льготами для бизнеса, готового вкладываться в развитие профобразования, дополнительные гарантии работодателям, привлекающим работников по ученическим договорам, и, наконец, пересмотр нормативного регулирования в вопросах совместительства. Как вы относитесь к нашим предложениям и что ещё вы планируете?.. (Микрофон отключён.) МАНТУРОВ Д. В. Владимир Алексеевич, вы затронули крайне важную тему, обеспечение промышленности кадрами - это сегодня острый вопрос. Я могу привести пример: только за последнее время, чуть больше года, только на оборонно-промышленные предприятия мы привлекли более 500 тысяч человек. Сегодня запросов из всех секторов обрабатывающей промышленности примерно на 260 тысяч специалистов разных профессий, а до 2030 года - 1,7 миллиона. Конечно же, для этого нужно реализовывать эти подходы совместно с Минпросвещения и с министерством образования и науки. В частности, за последние три года по программе "Профессионалитет" совместно с индустриальными партнёрами было создано и модернизировано 50 специальных учебных заведений, колледжей, техникумов, такая же работа проводится с минобром по передовым инженерным школам, уже 80 таковых сформировано. И работа в этом направлении будет продолжаться. Конечно же, только экстенсивно набирая специалистов в отрасли промышленности, мы не решим всех проблем. Необходимо не только обеспечение кадрами, но и в первую очередь обеспечение производства конкурентоспособной продукции, поэтому мы продолжим параллельно заниматься ещё и автоматизацией, внедрением современных средств производства, в том числе роботов. Вчера в профильном комитете у Владимира Владимировича Гутенёва мы подробно обсуждали эту тему. Уверен, что работа, которая была начата с моими коллегами, также будет интегрирована в национальный проект "Кадры", мы с Татьяной Алексеевной в этом направлении и до этого реализовывали решения - уверен, будем реализовывать и в ближайшей перспективе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Валентинович. Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" - Гартунг Валерий Карлович. Подготовиться Плякину. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Денис Валентинович, проведённый мною анализ рентабельности различных отраслей показал, что рентабельность сырьевых отраслей выше, чем рентабельность высокотехнологичных отраслей, создающих технологический суверенитет страны, ну, примерно в 10 раз. Сейчас у нас ключевая ставка - 16 процентов, это делает инвестиции в отрасли, создающие продукцию с максимальной добавленной стоимостью, неокупаемыми, и без бюджетных инвестиций, без бюджетной поддержки здесь практически невозможно. Есть ли у правительства план, как изменить эту ситуацию, план по изменению дисбаланса в рентабельности, по демонополизации сырьевых отраслей и поддержке высокотехнологичных отраслей, для того чтобы выполнить задачи, поставленные президентом перед Правительством Российской Федерации? МАНТУРОВ Д. В. Валерий Карлович, спасибо большое за вопрос. Мы с вами вчера на заседании комитета как раз затрагивали в том числе и эти аспекты. Основной акцент, который, мне кажется, было бы правильно поставить, - это больше посвятить времени и предоставить ресурсов для поддержки предприятий через те платформы, которые были сформированы и сейчас активно реализовываются. Что я имею в виду? Это в первую очередь Фонд развития промышленности. Президент поставил перед правительством задачу докапитализировать его до 2030 года ещё как минимум на 300 миллиардов рублей, помимо того капитала, который есть у фонда, и он возвратный, ежегодно возвращаемые средства также продолжают реинвестироваться. Также стоит задача по комплексным инвестиционным платформам - это ещё около 200 миллиардов рублей. Это компенсация процентных ставок по кредитам, средства привлекаются сегодня и обеспечивают эффективную ставку, при которой бизнес заинтересованно идёт в упомянутые вами отрасли, в первую очередь в машиностроение, малотоннажную химию. Ну и новый механизм, который сегодня ещё не находится в активной фазе, - это государственно-частное партнёрство. Это касается тех проектов, где либо нулевая рентабельность, либо отрицательная, но, если стоит задача решения вопросов национальной безопасности, обеспечения технологического суверенитета, я считаю, государство должно идти на эти меры поддержки, создавая условия, компенсируя капитальным грантом затраты на создание мощностей, на формирование этих проектов, ну а потом уже операционно компании будут реализовывать. Если вы поддержите такой подход - сегодня как раз законопроект о ГЧП находится в Думе, - если Государственная Дума его поддержит, я думаю, это будет хорошим подспорьем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Плякин Владимир Владимирович, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Подготовиться Трифонову. ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Денис Валентинович, президентом поставлена задача роботизации промышленности, Россия должна войти в число 25 ведущих стран по плотности роботизации. Задача, конечно, комплексная, ведь, по сути, речь идёт и о создании новой отрасли, и о внедрении роботкомплектов в производственный процесс российских предприятий разных отраслей. Какие ключевые подходы вы видите для достижения поставленной задачи? МАНТУРОВ Д. В. Владимир Владимирович, это важный вопрос, важная тема, я отчасти затронул её в ответе на вопрос по обеспечению кадрами нашей промышленности. Однако роботизация - это вопрос в первую очередь ментальности директоров, потому что всегда было легче набрать специалистов и закрыть те слабые зоны, где требовались дополнительные ресурсы. Но сегодня при большой востребованности кадров, повышении заработных плат и потребности в сохранении конкурентоспособности продукции остро стоит вопрос роботизации. На начало прошлого года было четыре предприятия в России, которые занимались производством роботов, в первую очередь промышленных и сервисных, от 25 килограммов до 200. Сегодня линейка расширяется, количество предприятий уже выросло до семи, это и Москва, и Татарстан, и Пермь, и Челябинск. И буквально недавно президент посещал одно из предприятий, производящих роботов в Челябинске, - ЧКПЗ. И могу сказать, что сегодня мы вышли на качественно иной уровень производства этого вида техники. Вы правы, это действительно, по сути, новая отрасль, и она занимает отдельное место в мероприятиях отдельного национального проекта по развитию средств производства, где заложены концепции по всем направлениям технологического оборудования, в том числе отдельно по роботизации, производству и поставке. Основной посыл и основной инструмент - это компенсации, скидки, которые будут предоставляться производителями. Ну, ни для кого не секрет, что до объявления массированных санкций против нашей страны было привычно для многих промышленников приобретать основные фонды за рубежом, и никто не задумывался, что у нас в России есть эти производства, а сегодня все повернулись лицом к нашим предприятиям. Себестоимость пока ещё достаточно высокая, нам нужно выйти на более серьёзные объёмы. На ближайшую трёхлетку выделены средства - 3 миллиарда, это для начала. Ну и будем продолжать поддерживать это направление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Валентинович. Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Трифонов Андрей Фёдорович. ТРИФОНОВ А. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Денис Валентинович, мы видим, что сегодня налажена ритмичная работа оборонно-промышленного комплекса. Предприятия значительно нарастили объёмы производства военной продукции, расширили производственные мощности, создают новую технику. Это, безусловно, приоритет в вашей работе. Вместе с тем мы понимаем, что в дальнейшем эти мощности нужно будет загружать производством продукции гражданского или двойного назначения и в перспективе вопрос конверсии вернётся в повестку дня. Как вы планируете подойти к решению этой задачи? МАНТУРОВ Д. В. Андрей Фёдорович, спасибо за вопрос. Ещё в 2016 году президентом была поставлена задача реализовывать диверсификацию на предприятиях ОПК и достичь до 2030 года планки в 50 процентов. В 2021 году был достигнут уровень почти в 27 процентов, и мы шли даже с определённым опережением. Ну и кстати, на сегодняшний день часть предприятий ОПК уже вышли на показатель 50 процентов, но в среднем, как я сказал, это чуть меньше 30 процентов, с учётом того что, конечно же, сегодня это не только предприятия ОПК, мы привлекли к решению задачи по наращиванию объёмов поставок военной продукции порядка 850 гражданских предприятий, которые сегодня активно участвуют в решении поставленных президентом задач по поставке силовым структурам, в первую очередь Вооружённым Силам, современной продукции. Я очень надеюсь, что мы с вами в какой-то момент перейдём в очередную фазу конверсии и гражданские предприятия вернутся к своей основной продукции. Предприятия ОПК будут продолжать наращивать объём гражданской продукции, но и сегодня, кстати, они не останавливаются на достигнутых показателях. Например, если говорить про корпорацию "Ростех", то входящие в неё холдинги активно поставляют свою продукцию в разные секторы экономики, в том числе в систему здравоохранения. Вы помните прекрасно, как в ковидный период были осуществлены поставки ИВЛ, это сделали опэкашные предприятия. Так что параллельно с наращиванием объёмов производства военной продукции не будем забывать про гражданский компонент. Вы знаете, что предприятия высокотехнологичного сектора ОПК всегда были драйверами прогресса, поэтому будем транслировать технологические достижения в гражданские отрасли обрабатывающей промышленности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Валентинович. Уважаемые коллеги, вопросы прозвучали. Ещё раз хочу подчеркнуть, что вчера в ходе рассмотрения кандидатур в комитетах вопросов было куда больше, общее их количество - 179, заседания длились по несколько часов. Давайте мы перейдём к рассмотрению следующей кандидатуры, затем будут выступления руководителей фракций, потом - голосование по кандидатурам. Спасибо, Денис Валентинович. (Аплодисменты.)