Заседание № 212
14.05.2024
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 622672-8 "Об утверждении Котякова Антона Олеговича Министром труда и социальной защиты Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1608 по 2032 из 8282
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте постановления Государственной Думы "Об утверждении Котякова Антона Олеговича Министром труда и социальной защиты Российской Федерации". Представление сделает Александр Юрьевич Синенко, полномочный представитель правительства в Государственной Думе. Пожалуйста. СИНЕНКО А. Ю. В соответствии с частью 2 статьи 112 Конституции Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации Мишустиным Михаилом Владимировичем в Государственную Думу внесена кандидатура Котякова Антона Олеговича для утверждения на должность министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Прошу рассмотреть и утвердить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Доклад председателя профильного комитета Ярослава Евгеньевича Нилова. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, уважаемые кандидаты! Комитет провёл расширенное заседание и рассмотрел обозначенное кадровое предложение. Состоялась дискуссия с участием прежде всего комитета по делам семьи, а также представители всех фракций присутствовали, все имели возможность задать вопросы и выступить. По итогам состоявшейся дискуссии комитет отметил приоритетные для нас вопросы, которые будут являться тем предметом, по которому совместно с министерством мы в дальнейшем будем работать. Прежде всего, опираясь на послание президента, скажу, что для нас ключевым является тезис о борьбе с бедностью. И здесь актуальны вопрос повышения МРОТ более высокими темпами, вопрос пенсионного обеспечения, вопрос индексации, в том числе пенсий работающих пенсионеров, вопрос отраслевой системы оплаты труда в бюджетной сфере и существующего регионального неравенства, вопросы социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вопросы, связанные с кадровым дефицитом сегодня и с приглашением иностранной рабочей силы, вопросы демографического характера (мы, к сожалению, находимся сегодня в демографической яме, и надо, на наш взгляд, принимать все возможные меры, чтобы из неё быстрее вылезать, поэтому вопросы демографического характера также являются приоритетом для наших комитетов, которые присутствовали на расширенном заседании), вопрос поддержки многодетных семей, вопрос, связанный с пересмотром критериев нуждаемости, но с сохранением принципа адресности, принципа нуждаемости наряду с принципом справедливости. С учётом поступивших предложений, прозвучавших выступлений, заданных вопросов и прозвучавших ответов комитет абсолютным большинством голосов принял решение рекомендовать Государственной Думе поддержать кандидатуру Котякова Антона Олеговича на должность министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Заседание этого комитета было самым продолжительным из заседаний комитетов, шло четыре часа, поэтому можете представить, сколько вопросов звучало. И не случайно сказал Ярослав Евгеньевич, что "большинством голосов", единогласия не было. Потому что темы, за которые отвечает министр, очень важные, вопросы демографии - это ключевое направление. Представление программы основных направлений деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации кандидатом на должность министра Антоном Олеговичем Котяковым. Пожалуйста. КОТЯКОВ А. О., кандидат на должность министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Президент нашей страны обозначил приоритеты следующих шести лет. Поставлена задача переломить сложившуюся демографическую ситуацию и до 2030 года увеличить суммарный коэффициент рождаемости до 1,6, также необходимо сохранить положительную динамику роста третьих и последующих рождений. В рамках нового национального проекта "Семья" соберём все меры, доказавшие свою эффективность, а также предложим новые решения. Будут продлены такие востребованные меры поддержки, как материнский капитал, льготная ипотека, выплаты в размере 450 тысяч рублей, вместе с регионами выстроим на основе указа президента систему поддержки многодетных семей. Чтобы комплексно решать проблему, сформируем единый мониторинг ключевых потребностей семей и степень их удовлетворения в разрезе регионов - он станет общей "дорожной картой" для совершенствования инфраструктуры и мер поддержки. Регионы с низким уровнем рождаемости по поручению президента получат финансовую помощь из федерального бюджета на развитие региональных программ повышения рождаемости. Национальным проектом будут предусмотрены дополнительные меры по поддержке молодых, многодетных семей и решения по охране материнства и детства, по укреплению семейных ценностей. Для поддержки старшего поколения и граждан с инвалидностью продолжим развитие сети социальных стационаров нового типа, одновременно будем вести расширение системы долговременного ухода, к 2030 году такую помощь в нашей стране смогут получать до полумиллиона наших граждан. Для обеспечения безопасных и качественных социальных услуг в домах-интернатах предлагаем ввести лицензирование этой деятельности. Ещё одна задача - это снижение уровня бедности, особенно среди многодетных семей. Благодаря существенному расширению адресной помощи и улучшению ситуации на рынке труда за минувшие четыре года уровень бедности снизился с 12,2 процента до 8,5, поэтому для семей с низкими доходами продолжим предоставлять единое пособие. Кроме того, увеличим количество заключаемых социальных контрактов с приоритетным предоставлением их многодетным семьям. С будущего года начнёт работать информационная система, которая позволит проактивно выявлять нуждающихся граждан. Будем вырабатывать дополнительные инструменты адресной поддержки наиболее уязвимых групп населения. Для роста трудовых доходов продолжим последовательную работу по увеличению минимального размера оплаты труда. До конца года выработаем параметры пилота по отраслевым системам оплаты труда для таких отраслей, как образование и здравоохранение. С 2027 года такие системы будут распространены на всех работников указных категорий. Для сохранения низкой безработицы и снижения структурных диспропорций на рынке труда в рамках нового национального проекта "Кадры" подготовим прогноз пятилетней кадровой потребности. В перспективе до 2030 года экономике потребуется дополнительно 2,4 миллиона работников. Необходимо максимально вовлечь наших граждан в занятость, в первую очередь молодёжь, в том числе через целевой набор и обучение действительно востребованным профессиям. Для взрослых соискателей обеспечим программы бесплатного переобучения. Будем реализовывать и другие инструменты содействия занятости и быстрому найму. Продолжим модернизировать службу занятости и полностью завершим эту работу в 2028 году. В рамках цифровой трансформации до конца этого года все федеральные меры перейдут в формат социального казначейства и будут предоставляться проактивно или по одному заявлению. Со следующего года начнём работу по переводу в такой же формат региональных выплат. Вне зависимости от формы обращения гражданина - лично в клиентскую службу или электронно - обеспечим своевременное предоставление всех мер социальной поддержки: пенсий, пособий, выплат. Это обеспечим в полном объёме во всех 89 регионах нашей страны. Продолжим работу по совершенствованию системы обеспечения граждан с инвалидностью техническими средствами реабилитации. Будем развивать удобные цифровые сервисы, в том числе расширять использование электронных сертификатов, сократим сроки предоставления технических средств реабилитации, обеспечим учёт социальных показаний при разработке индивидуальных программ реабилитации, будем... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. КОТЯКОВ А. О. ...будем содействовать импортозамещению в этой сфере. Особое внимание - ветеранам специальной военной операции: продолжим адресное сопровождение этой категории граждан в части получения социальных выплат и услуг, а также содействие в трудоустройстве, в ближайшее время совместно с фондом "Защитники Отечества" запустим программу обеспечения самыми современными функциональными средствами реабилитации ветеранов специальной военной операции с использованием электронного сертификата. Завершая свой доклад, хотел бы поблагодарить вас, уважаемые депутаты, за совместную плодотворную работу по решению задач, стоящих в социальной сфере. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, вопросы. Фракция КПРФ - Алёхин Андрей Анатольевич. Подготовиться Нилову. АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ. Уважаемый Антон Олегович, в Омске и, я думаю, в других регионах в последнее время очень остро встал вопрос о комплектовании промышленных предприятий квалифицированными кадрами, как ИТР, так и рабочими, и в первую очередь это коснулось оборонных предприятий, так как в связи с СВО объём выпускаемой продукции увеличился в разы и есть необходимость его ещё наращивать. Руководители предприятий пытаются решать этот вопрос в том числе через возвращение пенсионеров, но они отказываются, даже несмотря на высокую заработную плату, из-за отсутствия индексации пенсий работающих пенсионеров. Данный вопрос, на мой взгляд, перезрел, тем более что, по оценкам независимых экспертов, бюджеты всех уровней теряют больше, чем экономия на индексации пенсий. Когда же всё-таки планируется решение вопроса об индексации пенсий работающих пенсионеров? КОТЯКОВ А. О. Исходя из прогноза социально-экономического развития мы сейчас приступаем к процедуре формирования бюджета на 2025-2027 годы, и вопросы дополнительного пенсионного обеспечения работающих граждан будут также рассматриваться в ходе бюджетного процесса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, фракция ЛДПР, Нилов Ярослав Евгеньевич. Подготовиться Кузнецову. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Антон Олегович, представитель КПРФ задал наш вопрос относительно индексации пенсий работающих пенсионеров, мы здесь солидарны, надо возвращать индексацию пенсий работающих пенсионеров, хотя бы работающих инвалидов. Ну, говоря про систему поддержки инвалидов в нашей стране, как раз скажу, что, к сожалению, растёт детская инвалидность. Это статистика не только нашей страны, это статистика мировая. Много делается в нашей стране для того, чтобы система совершенствовалась, выделялись дополнительные средства, меры определялись. Скажите, пожалуйста, в дальнейшей работе как вы предполагаете совершенствовать эту систему, делать донастройку в вопросах определения группы инвалидности, в вопросах обеспечения техническими средствами реабилитации, в вопросах увеличения размеров выплат и введения дополнительных пособий отдельным категориям инвалидов? КОТЯКОВ А. О. Спасибо за вопрос. Мы действительно в последнее время уделяем много внимания обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. В первую очередь я, наверное, сказал бы о том, что мы планируем сделать в части упрощения процедуры самой медико-социальной экспертизы. Помимо того что мы перевели вопросы взаимоотношений между медицинскими организациями и учреждениями медико-социальной экспертизы в электронный формат, сейчас совместно с Минздравом мы подготовили решение в части сокращения избыточных исследований, медицинских обследований для самой процедуры проведения экспертизы. В перспективе мы поработаем в том числе над продлением сроков действия существующих медицинских исследований непосредственно для самой экспертизы. В своём выступлении я уже сказал, что мы планируем в ближайшее время ввести в процесс формирования индивидуальной программы реабилитации в том числе учёт социальных показаний по конкретному гражданину. Мы сегодня работаем над формированием конкретных, чётких требований процедуры аккредитации для организаций, которые осуществляют саму процедуру протезирования, сегодня таких требований нет. И считаем, что необходимо в перспективе концентрировать своё внимание на выстраивании системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Также я сегодня в своём выступлении затрагивал вопросы трудоустройства инвалидов, сегодня это отдельный трек в организации деятельности центров занятости на территории всей нашей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кузнецов Андрей Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Подготовиться Леонову. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Антон Олегович, от работы вашего министерства зависят десятки миллионов наших граждан, в основном двух категорий: первая - это малоимущие, вторая - это пенсионеры. И от позиции, и от приоритетов ваших очень много зависит в судьбе этих людей. Вот в связи с этим следующий вопрос. Антон Германович Силуанов нам сказал, что пенсия - это компенсация утраченного заработка, а не социальная гарантия, которую человек заработал своими взносами. Вот ваша личная позиция какова? И вопрос, если позволите всё-таки, по прожиточному минимуму. Вот мы за основу прожиточного минимума берём показатель декабря 2020 года и ему просто присваиваем определённый коэффициент, он не показывает никакой структуры потребления. Вопрос в том, как долго это будет продолжаться, потому что это граница, по которой определяется бедность. КОТЯКОВ А. О. Спасибо за вопросы. Граница бедности действительно сегодня определяется исходя из уровня прожиточного минимума 2020 года, ежегодно индексируемого на индекс инфляции. Если мы говорим о таком макроэкономическом параметре, как прожиточный минимум, то он определяется исходя из процентного отношения к уровню среднедушевого дохода наших граждан. Данное процентное соотношение определено законом, и в ближайшее время эта величина будет определяться исходя из статистических данных по среднедушевому доходу наших граждан. Что касается пенсии. Сегодня в нашей стране существует страховая система пенсионного обеспечения наших граждан, соответственно, сам факт выхода на пенсию - это наступление страхового случая. Исходя из принципа построения страховой системы предполагается, что на протяжении всей трудовой деятельности человек осуществляет взносы в соответствии с теми параметрами, которые присущи пенсионной системе, и тем самым страхует себя при возникновении страхового случая, в данном случае это выход на пенсию по достижении пенсионного возраста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" - Леонов Олег Юрьевич. Подготовиться Бессараб. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Антон Олегович, и вчера, и сегодня уже говорили про проблему дефицита кадров и, видимо, будем говорить, потому что это важнейшая проблема. Так вот дефицит кадров может не только стать естественным ограничением экономического роста, но и затруднить выполнение практически всех поставленных президентом задач. И проблема кадрового дефицита не стоит на месте, она ещё и усугубляется: у нас нисходящий демографический тренд и имеется структурное несоответствие запроса работодателей и предложений на рынке труда. В этих условиях ваша задача - выстроить эффективные механизмы балансирования спроса и предложения на рынке труда. Вот как вы видите решение этой задачи? КОТЯКОВ А. О. Спасибо за вопрос. Мы сегодня своей первостепенной задачей считаем формирование прогноза рынка труда на среднесрочную перспективу, на ближайшие пять лет. Я сегодня уже сказал, что исходя из макроэкономических прогнозов, прогноза социально-экономического развития мы видим, что дефицит кадров, дефицит работников во всех отраслях даже с учётом темпов роста производительности труда составляет 2,4 миллиона человек. Но основное, что нам должен дать этот прогноз, - это основания для пересмотра формирования контрольных цифр приёма. Сегодня важно готовить ребят по направлениям, отвечающим не только текущим запросам работодателей, которые существуют сейчас на рынке труда, но ещё и перспективным, с учётом развития технологий. Мы особое внимание уделяем вопросам вовлечения молодёжи в трудовую деятельность. Сегодня у нас запускаются такие сервисы, как контроль за трудоустройством выпускника. Молодые люди могут видеть, какие специальности, выпускники каких факультетов сегодня наиболее востребованы на рынке труда, какие зарплатные ожидания формируются по завершении ими обучения. Мы сегодня совершенствуем процедуру прохождения стажировок, производственных практик ещё в процессе обучения, переводя их в удобный онлайн-формат. Благодаря депутатам Государственной Думы, вашим решениям, уважаемые законодатели, мы сегодня переформатировали целевой приём наших студентов, наших абитуриентов, для того чтобы они сразу же приходили под нужды конкретных работодателей, нужды конкретных предприятий. Особо хотел бы остановиться на вопросе повышения квалификации для более старших поколений. Здесь в рамках имеющегося инструментария есть программа, направленная на бесплатное обучение по востребованным на рынке профессиям. Сегодня с учётом текущей ситуации на рынке труда - она является неоднородной на территории нашей страны - важно уделять особое внимание вопросам трудовой мобильности. И есть программа, предусматривающая как раз релокацию трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы. Также остановился бы ещё на вопросе субсидирования найма наших граждан отдельных социально-демографических категорий, которые нуждаются в дополнительной поддержке при поиске работы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Олегович. Пожалуйста, Бессараб Светлана Викторовна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Заключительный вопрос. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Антон Олегович, президент в своём послании и в последовавшем указе "О национальных целях развития..." поставил ряд масштабных задач по снижению уровня бедности и повышению благосостояния граждан. Так, к 2030 году предстоит увеличить минимальный размер оплаты труда до 35 тысяч рублей. Предстоит с 2027 года, как вы уже сказали в своём докладе, ввести единую систему оплаты труда для ряда государственных, муниципальных работников отраслей образования, здравоохранения. К 2030-му опять же снизить уровень бедности - менее 7 процентов, особое внимание уделив многодетным семьям. Конечно, такие масштабные задачи требуют перенастройки всей системы инструментов и мер социальной поддержки. Как вы видите решение данных задач? КОТЯКОВ А. О. Спасибо за вопрос. У нас действительно есть динамика по снижению уровня бедности на протяжении последних лет. В частности, я в своём докладе отметил, что уровень бедности снизился с более чем 12 процентов до 8,5, но наш целевой ориентир - ниже 7 процентов к 2030 году и ниже 5 процентов к 2036 году. Сегодня мы чётко понимаем, что основным инструментом, который позволил нам дойти до отметки 8,5 процента, является единое пособие, которое было введено по поручению президента нашей страны для семей, имеющих детей. Мы также понимаем, что этот инструмент должен продолжить своё действие с учётом совершенствования принципов и критериев, по которым он предоставляется, чтобы сохранить адресность предоставляемых выплат. Безусловно, ещё одним инструментом, который позволяет сегодня работать с гражданами, испытывающими особую потребность в поддержке со стороны государства, является социальный контракт. Мы чётко сформировали программу расширения, увеличения охвата социальным контрактом наших граждан вплоть до 2030 года. Вопросы, связанные с оплатой труда, - это один из компонентов, который позволяет нам работать над повышением трудовых доходов наших граждан. Минимальный размер оплаты труда - мы ставим перед собой ориентир в 35 тысяч к 2030 году, и у нас есть чёткое понимание относительно формирования и достижения этой цифры к 2030 году. Но особо я хотел бы остановиться на двух отраслях, по которым мы сегодня ведём подготовку в части формирования пилотных отраслевых систем оплаты труда, - это здравоохранение и образование, педагогика. Начиная с 2025 года мы предполагаем пилотирование в этих двух отраслях на базе отдельных субъектов, где наблюдается наиболее сильная дифференциация в оплате труда между субъектами по этим двум отраслям. Сейчас мы отбираем субъекты, отбираем учреждения, на базе которых будет проводиться эта работа. В течение 2026 года мы планируем сформировать совместно с вами, уважаемые депутаты, всю нормативно-правовую базу для внедрения отраслевых систем оплаты труда, и уже начиная с 2027 года отраслевые системы оплаты труда охватят все указанные категории. Я напомню, что сегодня у нас в бюджетном секторе работает более 11 миллионов человек, из которых более 5 миллионов относятся именно к указанным категориям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Олегович. Уважаемые коллеги, давайте поблагодарим докладчика за выступление (аплодисменты) и отметим, что проблем очень много. Мы, конечно, надеемся, что работа будет построена более эффективно. И правильно, чтобы и министр, и заместители чаще бывали в регионах, чаще! Вот у нас было выездное заседание Совета в Калининграде, мы посетили предприятие, производящее технические средства реабилитации, и в ходе разговора выяснилось, что предприятие полностью наше, работают инвалиды, локализация большая, но при этом не могут свою продукцию поставлять на российский рынок, потому что демпингуют те, кто завозит продукцию, а министерство в стороне стоит. Так нельзя! И у нас таких примеров много. Дома престарелых: мы поднимали вопрос, связанный с обеспечением тех, кто лежит в домах престарелых, подгузниками, - не хватает! Вот всё-таки задумайтесь: мы говорим о том, что избирают в форме утверждения депутаты Государственной Думы. Если так мы пойдём к нашим избирателям, чем это закончится? Поверьте, депутатами перестанем быть. Нам хочется, чтобы министр был сильный и эффективный. Эффективный министр труда и социальной защиты - это значит, решаются многие проблемы эффективно, решение которых от вас зависит. Поэтому вы можете не только на поддержку рассчитывать, но и предлагать, что необходимо сделать. А созерцание, какая-то неуверенность... Ну так нельзя! Описываете - а что предлагаете? Об этом речь идёт. Вот почему приятно даже видеть, как выступает, там, Алиханов? Он понимает, какие первые шаги, он видит проблемы. А у вас вот либо расслабленность, либо неуверенность. Коллеги, вот у нас такой разговор должен быть с кандидатами. Мы же их поддержали в рамках комитетов, но эта поддержка не значит, что надо самоуспокоиться: всё, решилась судьба. Нет, она как решилась, так и может быть пересмотрена. Об этом речь идёт. Мы рассчитываем, что министерство во главе с вами будет по-другому относиться к поставленным президентом задачам. У нас одно из ключевых целеполаганий - демография, а у вас нет ясного представления, как надо решать эти вопросы, как надо оказывать помощь, вы уходите в пилоты. Поговорите с Кузнецовой про пилоты - она вам расскажет, что это такое: попытка заткнуть дыры региональные, а потом сказать, что мы новации отрабатываем. Более активно работайте и с профильными комитетами, и с заместителями, потому что чуть ли не самое большое количество вопросов, которые нам задают избиратели, именно по вашей сфере, она чувствительная. Ну, кому что досталось. Коллеги, вы поддерживаете такую постановку вопроса? (Аплодисменты.) Мы же проанализировали вопросы, которые нам приходят в преддверии утверждения. Если посмотреть обращения граждан, где жёстко высказывается критичная позиция о деятельности министерств и оценка, то лидерство окажется за Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, затем министр просвещения... Понимаете? Вы посмотрите все эти обзоры, вы увидите, что это не выдумано. А раз задают вопросы, надо искать ответы в режиме диалога.