Заседание № 211

13.05.2024
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 622669-8 "Об утверждении Савельева Виталия Геннадьевича Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2855 по 3296 из 5977
Рассматриваем 8-й вопрос, о проекте постановления Государственной Думы "Об      
утверждении Савельева Виталия Геннадьевича Заместителем Председателя            
Правительства Российской Федерации".                                            
                                                                                
Пожалуйста, представление - Александр Юрьевич Синенко, полномочный              
представитель правительства в Думе.                                             
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю. В соответствии с частью 2 статьи 112 Конституции Российской       
Федерации Председателем Правительства Российской Федерации Мишустиным           
Михаилом Владимировичем внесена в Государственную Думу кандидатура Савельева    
Виталия Геннадьевича для утверждения на должность заместителя Председателя      
Правительства Российской Федерации. Прошу рассмотреть и утвердить.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От профильного комитета с докладом о позиции комитета по данной кандидатуре     
по итогам заседания, которое состоялось вчера, выступит председатель Комитета   
по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Сергеевич          
Москвичёв.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и     
развитию транспортной инфраструктуры, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                  
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вчера состоялось заседание    
Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, где              
рассматривалась кандидатура Савельева Виталия Геннадьевича для утверждения на   
должность заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. На       
данном заседании ещё присутствовало 15 депутатов дополнительно, из них двое -   
заместители Председателя Государственной Думы.                                  
                                                                                
Хочу вам сказать, уважаемые коллеги, что в 2020 году Государственная Дума уже   
рассматривала кандидатуру Виталия Геннадьевича Савельева для утверждения на     
должность министра транспорта Российской Федерации, и было единогласно          
поддержано, чтобы он стал министром транспорта Российской Федерации.            
                                                                                
На заседании комитета было задано более десяти вопросов, комитет выработал      
содержательную позицию. Хочу сказать, что больше вопросов задавалось по указу   
Президента Российской Федерации от 7 мая, где Правительству Российской          
Федерации вместе с Госсоветом поручено к 1 сентября 2024 года подготовить       
национальный проект "Эффективная транспортная система". Это первый              
национальный проект, где надо не просто строить, а развивать транспортную       
отрасль, показывать эффективность работы всех видов транспорта.                 
                                                                                
Хочу сказать, что впервые профессиональный министр становится заместителем      
председателя правительства и будет курировать транспорт, в истории России       
этого не было. О чём это говорит? Это говорит о том, что Президент России       
особое внимание уделяет транспортной отрасли и понимает, что не только 12       
миллиардов пассажиров ежегодно перевозится, но и, например, железнодорожный     
транспорт везёт 1,5 миллиарда тонн грузов, автомобильный транспорт - 7          
миллиардов тонн грузов, авиация перевозит более 100 миллионов пассажиров.       
                                                                                
Вопросы задавались о том, чтобы в течение пяти лет развивались все виды         
отраслей, особенно общественный и пассажирский транспорт, наземный транспорт,   
железнодорожные пригородные перевозки, речной транспорт и местное               
авиасообщение.                                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, все присутствующие депутаты - члены комитета по транспорту   
единогласно поддержали кандидатуру Виталия Геннадьевича на должность            
заместителя председателя правительства. Прошу поддержать.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич.                               
                                                                                
Слово для представления программы основных направлений деятельности             
предоставляется Виталию Геннадьевичу Савельеву.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Виталий Геннадьевич.                                                
                                                                                
САВЕЛЬЕВ В. Г., кандидат на должность заместителя Председателя Правительства    
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы,         
уважаемые коллеги! В начале своего выступления я хотел бы поблагодарить вас     
за доверие, которое вы мне оказали в ноябре 2020 года, три с половиной года     
назад, о чём сейчас уже было сказано. И все эти три с половиной года на посту   
министра я работал в тесном контакте с вами, с комитетом по транспорту, и нам   
с вами многое удалось сделать.                                                  
                                                                                
Транспортная отрасль, как и вся страна, прошла через многие испытания. Мы с     
вами прошли пандемию, когда практически удар был по транспорту такой, что мы    
не понимали, как дальше нам взаимодействовать, но мы прошли этот период,        
адаптировались, научились работать. После этого мы с вами вместе ощутили на     
себе эти невероятные санкции, которые после начала нашей специальной военной    
операции градом посыпались на нашу страну. Первое время нам приходилось         
строить логистику в режиме ручного управления. Я хочу вам сказать, что          
полгода ежедневно, включая субботу, вот ровно в 15 часов в Минтрансе я          
проводил совещания со всеми регионами, где были организованы штабы. Мы          
показывали нашему бизнесу, как изменить логистику и обеспечить провоз своих     
товаров, своей номенклатуры грузов и тех комплектующих, которые они получают,   
потому что Европа полностью закрылась. Мы помогли нашему бизнесу сформировать   
новые внутрироссийские и международные маршруты, транспорт быстро               
адаптировался. Надо сказать, мы в дежурном режиме до сих пор отрабатываем       
логистические варианты. Я уверен, что вот те условия, в которых мы с вами       
работаем, убили бы экономику любой другой страны мира, но мы - Россия, и мы     
можем найти в себе силы адаптироваться к таким условиям.                        
                                                                                
Напомню, что одной из самых первых пострадавших в транспортной отрасли была     
гражданская авиация. Нашу авиаотрасль, вы помните, хоронили буквально каждый    
месяц. Я считаю, что мы с вами приняли абсолютно выверенное и мудрое решение,   
которое поддержали Президент России Владимир Владимирович Путин и               
премьер-министр Михаил Владимирович Мишустин: мы оставили все самолёты в        
России, и это нам даёт возможность обеспечивать связанность страны. Мы до сих   
пор летаем, и летаем неплохо: за 2023 год мы перевезли более 105 миллионов      
пассажиров, это сравнимо с пассажиропотоком 2017 года, и это, я хочу            
подчеркнуть, при 11 закрытых аэропортах! Хочу вам сказать, что вот 28 мая мы    
открываем один аэропорт, начинаются регулярные рейсы два раза в неделю в        
аэропорт города Элисты, пока у нас осталось десять закрытых аэропортов.         
                                                                                
Была разработана и утверждена Транспортная стратегия до 2030 года с прогнозом   
на период до 2035 года. Безусловно, она сейчас требует новаций в связи с        
санкциями, которые введены, и в связи с изменением транспортно-логистических    
коридоров, но мы с вами многое уже сделали для этого, и мы думаем, что этот     
вопрос решим с вами в рабочем порядке.                                          
                                                                                
За неимением времени (хочу просто сократить) хочу вам сказать, что вот указ     
от 7 мая, о котором сейчас вспоминал Евгений Сергеевич Москвичёв, майский       
указ Владимира Владимировича Путина № 309 - это фактически "дорожная карта"     
для всей транспортной отрасли. И там указан не только национальный проект       
"Эффективная транспортная система", мы с вами должны будем разработать и        
предложить варианты увеличения в 1,5 раза наших... развития наших               
транспортных коридоров за счёт преимуществ, которые мы имеем.                   
                                                                                
Также большое внимание мы будем уделять развитию автомобильных дорог и          
доведению до нормативного состояния как федеральных трасс (до 85 процентов),    
так и опорной сети автомобильных дорог, региональные дороги мы должны вывести   
на уровень 60 процентов. И всё это нам по силам, потому что мы с вами всё это   
уже реализовывали.                                                              
                                                                                
Хочу отметить, что у нас развивается и речная составляющая. У нас 102 тысячи    
километров рек, которые могут обеспечить движение судов с грузами, и мы очень   
многое делаем для того, чтобы эти проблемы решить.                              
                                                                                
Портовое хозяйство у нас также развивается. У нас 63 морских порта вместе с     
Бердянском и Мариуполем... (Микрофон отключён.)                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
САВЕЛЬЕВ В. Г. ...и сегодня мощность портов - 1,39 миллиарда тонн, оборот за    
прошлый год - 884 миллиона. Это для нас существенный задел, и мы сейчас         
работаем над подходами к портам, что позволит их более эффективно               
использовать. Я хочу сказать, что мощность портов сегодня превышает почти       
вдвое мощность портов Советского Союза.                                         
                                                                                
Многое было сделано в части оказания помощи нашим автомобилистам, потому что    
они так же пострадали, как и все, при закрытии границ. Нам вместе с комитетом   
по транспорту удалось решить эту проблему. Сейчас мы уделяем большое внимание   
общественному транспорту, который поставляем в регионы. Эта задача также была   
поставлена нам в послании президента страны, и мы, безусловно, будем всё это    
решать.                                                                         
                                                                                
Также мы вместе с министерством промышленности занимаемся обеспечением доли     
отечественных самолётов в парках наших авиакомпаний не менее 50 процентов,      
как и заявлено в указе президента, чтобы обеспечить авиационную подвижность     
населения не менее чем на 50 процентов.                                         
                                                                                
В заключение я хочу сказать, что железная дорога у нас активно развивается.     
Мы развиваем Восточный полигон, я считаю, что принято историческое решение о    
строительстве третьей очереди Восточного полигона, и если в этом году мы        
собираемся обеспечить провозную способность 180 миллионов тонн, то...           
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
САВЕЛЬЕВ В. Г. ...в 2030 году уже будет 210 миллионов тонн, а в 2032 году -     
270 миллионов тонн. И также принято решение о строительстве высокоскоростной    
магистрали.                                                                     
                                                                                
Я полагаю, что вместе с вами мы продолжим также активно работать и в будущем.   
Я считаю, что те задачи и те вопросы, которые перед нами поставлены             
руководством страны, президентом нашей страны, будут успешно выполнены.         
                                                                                
Готов ответить на вопросы.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Переходим к вопросам.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Пантелеев Сергей Михайлович, фракция КПРФ.                          
                                                                                
Подготовиться Диденко.                                                          
                                                                                
ПАНТЕЛЕЕВ С. М., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Россия занимает почти шестую часть суши. Сегодня особенно необходимо            
вовлечение всей территории, всех жителей страны в решение глобальных            
неотложных задач, поэтому вопросы транспортной инфраструктуры, наличия          
достаточного количества транспортных средств, автомобилей, самолётов разного    
типа, железнодорожного подвижного состава, судов речного и морского флота,      
обновления парка техники, модернизации портового хозяйства стоят очень остро    
и требуют оперативного решения. А ведь это всё - необходимые условия            
выполнения этих задач и сохранения единой огромной страны.                      
                                                                                
Уважаемый Виталий Геннадьевич, как вы оцениваете ситуацию по данным вопросам    
и какие первоочередные шаги необходимы для их решения?                          
                                                                                
САВЕЛЬЕВ В. Г. Вы задали такой всеобъемлющий вопрос.                            
                                                                                
Безусловно, мы, транспортники, транспортная отрасль, задаём тон нашей           
промышленности в её развитии. Многие не верили, что мы поднимемся с авиацией,   
но вы видите, что мы не только, оставив авиацию, сохранили авиационную          
отрасль, мы стали основными заказчиками самолётов для нашего авиапрома.         
Совсем недавно мы совместно с Мантуровым Денисом Валентиновичем провели         
совещание вместе с авиапроизводителями, с авиакомпаниями, где мы решали эти     
вопросы и определялись, что нам необходимо в первую очередь.                    
                                                                                
Такая же ситуация с водным (речным) транспортом - мы с вами определяемся, что   
и как. Мы сейчас углубляем наши реки, мы строим шлюзы на Городецком             
гидроузле, расширяем Багаевский гидроузел. Глубина реки Волги и реки Дон        
будет до 4,5 метра, и это позволит нам двигаться, поэтому идёт заказ на         
речные суда от нашего бизнеса.                                                  
                                                                                
То же самое с автомобилестроением. У нас многие регионы сегодня нуждаются в     
общественном транспорте, и мы видим, какие заказы идут.                         
                                                                                
Вопрос правильный. Мы, как транспортники, видим развитие по всем                
направлениям, в том числе можно упомянуть и железную дорогу. Так что заказы     
были, есть и будут, и мы будем здесь впереди, будем показывать нашей            
промышленности необходимость их реализации.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Геннадьевич.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, на самом деле направление стратегическое - страна            
огромная, территории большие. Вот здесь председатель профильного комитета       
правильно говорил, что впервые такое внимание уделяется этому направлению и     
сфере.                                                                          
                                                                                
И в связи с этим, Виталий Геннадьевич, не забудьте обязательно про речное       
сообщение - пассажирские перевозки по нашим рекам. У нас рек много, но          
пассажирского сообщения практически нет, оно только-только в зачаточном         
состоянии в некоторых регионах. Нам же надо обеспечить сообщение как между      
субъектовыми центрами, так и внутри региона. И вот важно, чтобы вы, имея        
огромный опыт работы и в "Аэрофлоте", и затем в министерстве, использовали      
его для того, чтобы мы не бросали эту проблему на региональный уровень,         
потому что они одни не справятся, там и стоимость большая речных пассажирских   
судов, ну и понятно, что это надо сшивать в единую систему.                     
                                                                                
И городской электрический транспорт - это тема, которой занимается Григоренко   
Дмитрий Юрьевич, помогая, но всё-таки профильное министерство должно для себя   
этот приоритет выделить, потому что особенно во всех субъектовых центрах, в     
крупных городах это проблема из проблем: дороговизна подвижного состава, нет    
возможности обновляться системно. Ну и конечно, когда мы говорим о тех же       
трамвайных, троллейбусных маршрутах, надо вкладывать в инфраструктуру, а это    
тоже средства. Сейчас есть проект, которым занимается правительство в десяти    
регионах, но у нас с вами 89 регионов.                                          
                                                                                
Мы с надеждой смотрим на то, что вы эту должность сейчас получите, мы вас -     
надеюсь, что коллеги поддержат, - утвердим, но предстоит большая работа. Надо   
сказать, что здесь есть достижения, но и много вопросов, поэтому очень          
хорошо, что будет курирующий заместитель председателя правительства с этим      
статусом, надеемся, что от этого выиграют все, потому что это для нас           
стратегически важный вопрос. Вот такое пожелание.                               
                                                                                
Коллеги, мы вот в ходе вопросов должны со своей стороны формулировать и         
пожелания, и предложения, наказы от наших избирателей, именно в этом и          
состоит разговор. А потом уже спрашивать, помогать, вести диалог, выходить на   
решения. Именно так.                                                            
                                                                                
САВЕЛЬЕВ В. Г. Вячеслав Викторович, вы знаете, что по вашему поручению мы уже   
работаем над движением по реке Волге, создана комиссия, которую я сам           
возглавил. Я надеюсь, что мы сможем решить ту задачу, которую вы перед нами     
поставили. По остальному транспорту мы также будем двигаться вперёд.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виталий Геннадьевич, ну, вы с себя полномочия             
председателя комиссии не снимайте, у нас больше будет надежды на то, что мы     
организуем пассажирское сообщение по Волге, а то придёт новый человек, ему      
надо будет вникать, а вы уже в этой теме.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Диденко Алексей Николаевич, фракция ЛДПР.                           
                                                                                
Подготовиться Григорьеву.                                                       
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Виталий Геннадьевич!     
Мы свой устный вопрос снимаем, в письменном формате направим.                   
                                                                                
А я хотел Виталия Геннадьевича от фракции поблагодарить за то, что при его      
непосредственном участии одному из авиалайнеров "Аэрофлота" было присвоено      
имя основателя ЛДПР Владимира Вольфовича Жириновского. Спасибо вам большое,     
для нас это очень важно. И мы хорошо помним вашу позитивную роль в вопросе      
принятия федерального закона о чёрных списках пассажиров,                       
авиапассажиров-дебоширов. Это была наша инициатива, вы тогда на встрече с       
президентом сдвинули вопрос с мёртвой точки, и это было в итоге принято.        
Спасибо вам большое!                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, фракция ЛДПР.                                    
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" - Григорьев Юрий Иннокентьевич.       
                                                                                
Подготовиться Хамитову.                                                         
                                                                                
ГРИГОРЬЕВ Ю. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Уважаемый Виталий Геннадьевич, в последнее время по железной дороге резко       
перенаправлен объём грузов с запада на восток, кратно вырос объём               
грузоперевозок по Сибири и по Дальнему Востоку, в связи с этим сократился       
промежуток времени между поездами на Транссибе и БАМе. Порт Восточный,          
согласно планам правительства, должен увеличить свои объёмы на 50 процентов,    
это тоже, соответственно, приведёт к уменьшению промежутков между поездами.     
Железнодорожные пути исторически проходят через города Сибири и Дальнего        
Востока, и в последнее время стали возникать длительные пробки, жители          
поселений не могут добраться до места работы, перевезти людей, появился         
травматизм, есть даже серьёзные случаи - необходимо строительство пешеходных    
переходов и автомобильных переездов. В настоящее время существует               
распоряжение правительства от сентября 2020 года, которое... (Микрофон          
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
САВЕЛЬЕВ В. Г. Вопрос понятен, Юрий Иннокентьевич. Мы вчера на заседании        
комитета очень много времени этому уделили. На самом деле вопрос очень          
чувствительный, непростой, это вопрос такой, с бородой, если можно так          
сказать, его точно надо решать, потому что ни "РЖД", когда строятся пути, не    
имеют в инвестпрограмме средств на строительство путепроводов и специальных     
пешеходных переходов, ни субъекты Российской Федерации не могут это             
обеспечить в полном объёме, потому что это довольно капиталоёмкие сооружения.   
                                                                                
О чём мы договорились? Мы с вами сейчас будем формировать бюджет - нам надо     
найти механизм, как это лучше сделать. Мы с вами пробовали ГЧП в регионах, но   
это не прижилось, потому что платные переходы всё-таки население не             
поддерживает, россияне не готовы за это платить, и, наверное, правильно. Мы с   
вами использовали казначейские кредиты. Я думаю, надо посмотреть возможность    
софинансирования с регионами, потому что эта проблема назрела давно, и вы       
абсолютно правы, говоря, что интенсивное развитие Восточного полигона,          
особенно БАМа, сейчас скажется: уже поезда идут с частотой не 30 минут, а       
шесть минут - обязательно нужно строить такие сооружения.                       
                                                                                
Мы с комитетом по транспорту, с Евгением Сергеевичем Москвичёвым                
договорились, что мы встретимся и проработаем вопросы и предложения, чтобы      
найти постоянно действующий механизм, а не разовый и этим механизмом            
руководствоваться для устранения этих проблем.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Геннадьевич.                             
                                                                                
Пожалуйста, Хамитов Амир Махсудович, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                      
                                                                                
Подготовиться Дерябкину.                                                        
                                                                                
ХАМИТОВ А. М., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                            
                                                                                
Уважаемый Виталий Геннадьевич, статистика безопасности полётов в России         
существенно не изменилась с началом специальной военной операции. В то же       
время, по данным средств массовой информации, на 15-20 процентов выросло        
число задержек вылетов, которые связаны не только с погодными условиями, но и   
с дефицитом запчастей и комплектующих. По оценкам экспертов, утверждать, что    
в будущем дефицит комплектующих не отразится на безопасности полётов,           
неправильно. Скажите, пожалуйста, какие планируются шаги для того, чтобы        
обеспечить технологическую безопасность российской авиации?                     
                                                                                
САВЕЛЬЕВ В. Г. Спасибо за вопрос. Вы знаете, как говорил один классик, не       
читайте перед обедом газет. Что касается экспертов, вот я скажу своё личное     
мнение - вы знаете, я авиацией занимаюсь последние 15 лет.                      
                                                                                
Первое, безопасность у нас гарантирована. Если вы откроете публичный отчёт      
Межгосударственного авиационного комитета, который был опубликован, то          
увидите, что мы в прошлом году имели наименьшее количество авиапроисшествий     
за последние 17 лет.                                                            
                                                                                
Второе, что касается обеспечения запасными частями и комплектующими.            
Поверьте, мы полностью обеспечили свои парки, за этим следит наша               
подведомственная организация - Росавиация, в год проводится более 3 тысяч       
проверок, и мы выписываем предписания, если что-то не так.                      
                                                                                
В той статистике, о которой вы говорите... На самом деле 15-20 процентов -      
это правильная статистика, но я хочу вам привести другую статистику, которая    
не публикуется: мы в прошлом году совершили 661 тысячу коммерческих полётов     
за год, - 661 тысячу! - и с техническими неисправностями было 402 полёта, это   
когда самолёты отстранялись из-за технических неисправностей. Сами              
посчитайте, это совсем мало, наверное, около 0,5 процента. О чём это говорит?   
Мы готовились к этому, потому что это был большой бизнес. Например,             
"Аэрофлот" - шесть или семь лет назад я создал "Аэрофлот Техникс",              
инжиниринговую компанию, там 2,5 тысячи инженеров и обеспечивается полностью    
ремонт самолётов. У нас в целом в России 23 крупнейших ангара, где мы можем,    
все вместе наши авиапредприятия - это "С7 ИНЖИНИРИНГ", Внуковский               
авиаремонтный завод, - обеспечивать одномоментно ремонт 78 узкофюзеляжных       
самолётов и 23 широкофюзеляжных самолётов. А в целом у нас 543 организации,     
которые сертифицированы на предмет обслуживания самолётов.                      
                                                                                
Задержки могут быть разные: с обливом в зимнее время очень много задержек,      
бывает, что система регистрации засбоит. Так что относитесь к вопросам          
безопасности, обеспечения комплектующими, запчастями совершенно спокойно. Я     
вам совершенно ответственно заявляю, что мы за этим следим, и для нас           
безопасность пассажиров - это самый главный приоритет.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Алексеевна, обращаю ваше внимание: кто бы что     
ни говорил, но наша страна - самая открытая и либеральная. Когда Чернышенко     
стоял перед вами на коленях, все журналисты и фотографы снимали этот сюжет.     
                                                                                
Коллеги, ну, нигде в Европе, особенно в Англии, вы не сможете это делать -      
только в России! Цените страну, в которой живёте! (Аплодисменты.) Нигде!        
Причём там уголовное наказание, а здесь вы можете делать всё что хотите. А?..   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Традиционные ценности.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну конечно, мужчина же стоит на коленях перед женщиной.   
(Оживление в зале.)                                                             
                                                                                
Мы с вами работаем уже 3 часа 20 минут.                                         
                                                                                
Пожалуйста, заключительный вопрос - Дерябкин Виктор Ефимович.                   
                                                                                
ДЕРЯБКИН В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Виталий Геннадьевич, на заседании Президиума Госсовета по             
направлению "Транспорт" 17 августа 2023 года и в подписанном в мае текущего     
года указе президента о национальных целях и стратегических задачах развития    
Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года       
президент ставил вопрос об обновлении общественного транспорта в городах и      
регионах России. Остро стоит вопрос об отсутствии автобусного сообщения более   
чем в 1,4 тысячи населённых пунктов нашей страны. Будут ли включены             
мероприятия по решению проблем общественного транспорта в национальный проект   
"Эффективная транспортная система", который сейчас готовится?                   
                                                                                
САВЕЛЬЕВ В. Г. Спасибо за вопрос, Виктор Ефимович. На самом деле вопрос очень   
важный. Вы знаете, что президентом нашей страны были приняты решения по этому   
вопросу, и я вам просто приведу цифры из статистики: если в 2022 году мы        
поставили в регионы всего 400 единиц техники, то в прошлом году мы уже          
поставили более 4 тысяч, около 4,5 тысячи единиц техники общественного          
транспорта, это, считайте, в 11 раз больше, а в этом году мы намерены           
поставить 7,7 тысячи единиц техники общественного транспорта, из которых за     
пять месяцев мы уже поставили 4,2 тысячи. Хочу вам сказать, что в рамках        
специальных казначейских кредитов, которые были выданы, мы поставили 6 тысяч    
автобусов, из которых более половины ушли именно в регионы, где в них особо     
нуждаются и где нет возможности приобрести эти автобусы.                        
                                                                                
В какой именно национальный проект мы включим развитие общественного            
транспорта, мы определимся на уровне правительства. У нас есть не только        
проект "Эффективная транспортная система", у нас ещё есть проект                
"Инфраструктура для жизни" - мы посмотрим. То, что это будет, это точно. У      
нас в Минтрансе есть популярный и всеми любимый проект "Безопасные              
качественные дороги", это национальный проект, он в этом году заканчивается,    
мы его успешно выполняем. Вот там как раз, скажем так, сидит одна из шести      
федеральных программ - программа по развитию общественного транспорта. Мы       
просто определимся, куда мы это будем включать, но то, что так будет, это       
безусловно, здесь нет никаких вопросов, мы будем дальше это развивать, тем      
более у нас есть поручение президента в дальнейшем продолжить обеспечение       
наших регионов.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Геннадьевич.                             
                                                                                
Все вопросы прозвучали - давайте поблагодарим. (Аплодисменты.)