Заседание № 212
14.05.2024
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 622668-8 "Об утверждении Силуанова Антона Германовича Министром финансов Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4544 по 4949 из 8282
Переходим к рассмотрению следующего вопроса. 11-й вопрос нашей повестки, о проекте постановления Государственной Думы "Об утверждении Силуанова Антона Германовича Министром финансов Российской Федерации". Представит полномочный представитель правительства Александр Юрьевич Синенко. Пожалуйста, Александр Юрьевич. СИНЕНКО А. Ю. В соответствии с частью 2 статьи 112 Конституции Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации Мишустиным Михаилом Владимировичем внесена в Государственную Думу для утверждения кандидатура Силуанова Антона Германовича на должность министра финансов Российской Федерации. Прошу рассмотреть и утвердить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Позиция профильного комитета будет доложена председателем Комитета по бюджету и налогам Андреем Михайловичем Макаровым. Пожалуйста, Андрей Михайлович, итоги рассмотрения кандидатуры. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Два с половиной часа обсуждения в комитете. Хотя, должен сказать сразу, ни взгляды Антона Германовича, ни взгляды большинства участников, а участвовали не только депутаты нашего комитета, но и других комитетов, не поменялись, министр не пытался никому понравиться, поэтому разговор был очень откровенным. Сразу хочу сказать, почему, хотя, в общем-то, взгляды не менялись, столько времени шло заседание комитета: потому что первое и главное, то, что объединило всех, и тех, кто поддерживает Силуанова, и тех, кто не поддерживает, - у нас общая задача, выполнение поручений президента, вытекающих из послания президента, из его указа по национальным целям, по национальным проектам, и вот основная часть времени была посвящена тому, что мы договаривались о том, как мы будем совместно работать. И вот здесь я хотел бы, может быть, сказать о нескольких главных результатах, которые можно предъявить сегодня. Вы помните, как мы максимально упрощали процедуру прохождения бюджета: был ковид, невозможно было собираться, и мы создавали механизмы гибкого реагирования. Сегодня экономика развивается, основные проблемы, в том числе и санкции, преодолены, и в течение последнего года Государственная Дума ставила вопрос о возвращении нормальных бюджетных процедур. Вот мы договорились о том, что возвращаемся к нормальному рассмотрению бюджета: не просто роспись, а рассмотрение поправок, то есть возможность для всех депутатов принимать участие в этом процессе. Да, безусловно, надо сохранить те механизмы оперативного реагирования, которые себя хорошо зарекомендовали, но вот магистрально - нормальные, традиционные, стандартные бюджетные процедуры. Об этом договорились. Очень много вопросов было посвящено тому, как мы будем осуществлять шестилетнее планирование, ведь президент сказал, что надо переходить к долгосрочному планированию. Тоже проговорили, как будут вноситься законопроекты. Я хочу сказать сейчас о том, что Антон Германович уже сказал: поправки, связанные с изменением бюджета, которые вытекают из поручений, данных в послании президентом, будут внесены бюджетным пакетом. Нам предстоит рассматривать его непосредственно в весеннюю сессию. Будут внесены поправки в Бюджетный кодекс, которые обеспечат списание долга регионов. Как будем списывать? Вот это нам тоже предстоит решить. И наконец, очень важный вопрос: всех волнует, какой же всё-таки будет налоговая система после трансформации. Антон Германович предложил и выразил готовность перейти к публичному обсуждению... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте одну минуту. МАКАРОВ А. М. Антон Германович выразил готовность перейти к публичному обсуждению концепции изменения налоговой системы, и уже все бизнес-объединения заявили о своей готовности принимать в этом участие. Это нам с вами тоже предстоит сделать в ближайшее время. Одновременно с этим обсуждалось очень много вопросов, которые имеют значение... Ну, вы знаете, приведу, например, такой вопрос: президент поставил задачу - инициативное бюджетирование. Вот люди на местах, в муниципалитетах выдвигают инициативы, а у нас же нет практики взаимодействия федерального бюджета и муниципальных - как это решить? Мы говорили и об этом. И ещё по огромному количеству вопросов мы договорились вместе работать. Это не означает, что у нас нет разногласий, - я не думаю, что в каком-то комитете есть столько разногласий, сколько в комитете по бюджету, - но эти разногласия мы решаем, глядя друг другу в глаза. Так что комитет понимает свою ответственность за то решение, которое он предложил, - утвердить Антона Германовича... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Пожалуйста, Антон Германович, представьте программу основных направлений деятельности Министерства финансов. Слово предоставляется кандидату на должность министра финансов. Пожалуйста. СИЛУАНОВ А. Г., кандидат на должность министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Ключевая задача Министерства финансов на предстоящие шесть лет - это финансовое обеспечение тех задач, которые сформулировал президент в своём послании, а именно реализация национальных целей развития. Среди основных приоритетов - благополучие и поддержка граждан, обеспечение технологического суверенитета, укрепление обороноспособности и обеспечение потребности в полном финансировании специальной военной операции. Поддержка граждан, семей с детьми и выполнение социальных обязательств - главный приоритет. Более 30 процентов расходов федерального бюджета направляется на эти цели, а если посмотреть расходы бюджетной системы, то таких расходов более 50 процентов. Дополнительные финансовые ресурсы будут направлены на реализацию нацпроектов "Семья", "Молодёжь и дети", "Кадры", "Продолжительная и активная жизнь". Ежегодно на уровень инфляции будут индексироваться материнский капитал, более 40 пособий и выплат. Продолжится повышение МРОТ, в 2030 году этот показатель составит 35 тысяч рублей, более чем в 2 раза выше, чем в 2023 году. На все эти задачи финансы будут выделяться в первоочередном порядке. Технологический суверенитет. Только в текущей трёхлетке объём поддержки бизнеса составил почти 3 триллиона рублей. Это направление получит дополнительное финансирование в соответствии с поручениями президента. Будут запущены новые проекты: беспилотные авиационные системы, перспективные космические технологии и сервисы, новые материалы и химия и целый ряд других. Продолжится поддержка авиа- и судостроения, радиоэлектроники и автопрома. Рассчитываем на широкое участие бизнеса в развитии новых высокотехнологичных отраслей. Государство здесь поддержит спрос через офсетные контракты и стабильные заказы. Будут увеличены ассигнования на развитие транспортной, жилищной, коммунальной инфраструктуры. Необходимо не только обеспечить ресурсы по поставленным задачам, но и проконтролировать, чтобы каждый рубль использовался максимально эффективно, с отдачей. Все мероприятия будут объединены в Едином плане по достижению национальных целей развития, реализация которого будет на жёстком контроле у правительства и парламента. Для этого формируем перспективный финансовый план на 2025-2030 годы, три первых года этого плана станут основой для проекта бюджета. Финансовый суверенитет как одна из задач Министерства финансов. Решение этой задачи обеспечивается устойчивостью государственных финансов и самодостаточным рынком капитала. Продолжим проведение ответственной бюджетной политики. Для этого с 2025 года обеспечим первичный структурный баланс бюджета в соответствии с бюджетными правилами. Это будет сдерживать инфляционные процессы, ускорит возвращение процентных ставок к нормальному уровню, обеспечит инвестиционное развитие. Формирование глубокого отечественного рынка капитала для трансформации сбережений, инвестиций - это тоже важная задача Минфина. Продолжим формирование новых механизмов долгосрочных финансовых ресурсов, таких как программа долгосрочных сбережений граждан, индивидуальные инвестиционные счета нового типа, долгосрочное страхование. Всё это будет сопровождаться развитием инструментов финансовой грамотности. Налоговая политика. В послании президента Федеральному Собранию даны поручения по обеспечению стабильных, предсказуемых условий налогообложения, чтобы контуры налоговой системы были зафиксированы до 2030 года. При подготовке налоговых предложений руководствуемся принципом справедливости налогообложения. Под справедливостью мы понимаем не только принцип "у кого больше доходов, тот и должен больше платить в бюджет", но и принцип стимулирующей функции налогов для развития - льготы должны работать для достижения тех целей, для которых они устанавливались. Необходимо формирование равных условий налогообложения путём ликвидации налоговых лазеек, и немаловажно, на какие приоритеты идут налоговые поступления, какие задачи решаются с помощью этих ресурсов. Эти базовые подходы мы обсудим на заседании экспертного совета Комитета по бюджету и налогам, с тем чтобы подготовить с депутатами выверенный пакет налоговых предложений. Региональное развитие. Регионы должны быть включены в реализацию национальных целей развития... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. СИЛУАНОВ А. Г. ...обеспечены необходимыми финансовыми ресурсами. И наш приоритет - повысить устойчивость региональных финансов, чтобы были, безусловно, решены все социальные задачи, ускорялось инфраструктурное развитие. Для этого будем увеличивать финансовую помощь регионам, включая предоставление инфраструктурных кредитов, списание двух третей бюджетной задолженности перед федеральным бюджетом. Задача - получить рост экономики в субъектах, создать новые рабочие места, увеличить доходы региональных бюджетов и снизить дифференциацию в их развитии. Продолжим интеграцию новых регионов в бюджетную и финансовую систему страны. В заключение хотел бы отметить, что для реализации поставленных задач будет подготовлен пакет законодательных актов, который правительство внесёт в Государственную Думу для рассмотрения в весеннюю сессию, состоящий из поправок в федеральный бюджет, о чём Андрей Михайлович говорил (поправки, которые необходимо будет внести в рамках реализации послания, мы включим в этот документ), в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации. Поправки в эти документы будут необходимы для реализации долгосрочных целей развития. Ресурсы на реализацию послания президента будут учтены при подготовке проекта бюджета на предстоящую трёхлетку, который правительство внесёт в Государственную Думу в сентябре текущего года. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Германович. Вот обсуждаем ваше выступление: оно основано на цифрах, причём вы со знанием всё это говорите. Коллеги, знаете, у нас могут быть разные политические убеждения, но надо отметить профессионализм министра финансов. (Аплодисменты.) Это самый тяжёлый, непростой участок работы, в ситуации с вызовами, с санкциями очень многое зависит от министра финансов и министерства. И надо сказать, Силуанова отличают профессионализм, компетенция, ответственное отношение к делу. Ну а что касается диалога с Государственной Думой, нам грех жаловаться, всё познаётся в сравнении, мы помним, что было до него. Вышли на договорённость, сказал "да" - значит, да. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вот опять волнения в рядах представителей КПРФ. Коллеги, он ученик школы советской, начинал работать ещё в Министерстве финансов РСФСР, поэтому вы должны, понимая это, тоже его поддерживать: страна одна, база хорошая заложена. И в войсках правильных служил - Комитета государственной безопасности, и это тоже ему в поддержку, туда с улицы никого не брали, значит, надёжный человек, и за другими присмотрит. Пожалуйста, фракция КПРФ, Щапов Михаил Викторович. Подготовиться Панешу. ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ. Уважаемый Антон Германович, фракция КПРФ на протяжении ряда лет неоднократно вносила предложения по введению прогрессивной шкалы НДФЛ. Эти предложения до сих пор не получали поддержки правительства, несмотря на то что их реализация могла бы существенно способствовать росту доходной части бюджета. В феврале этого года в Послании Федеральному Собранию президент озвучил необходимость перехода к более справедливому распределению налогового бремени в отношении тех, у кого более высокие доходы. Справедливость для каждого своя - какой, по вашему мнению, должна быть справедливая прогрессивная шкала налогообложения? По мнению фракции КПРФ, одновременно с повышением налоговой нагрузки на наиболее состоятельных граждан необходимо снижать налоговую нагрузку на наименее состоятельных - каково ваше мнение относительно такого подхода? И не считаете ли вы, что пришло время отмены бюджетного правила, навязанного нам извне? СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо за вопросы, уважаемый Михаил Викторович. Уважаемые депутаты, что касается справедливости, принципы я постарался в своём докладе обозначить. Добавлю к этому лишь то, что для тех граждан, категорий граждан, которым нужна государственная поддержка, думаю, можно и нужно будет решать это с помощью как раз корректировок налоговой системы. Речь идёт о налоговых вычетах в первую очередь для тех семей, которые имеют детей и которым нужна именно поддержка со стороны государства. Плюс к этому мы, конечно, добавим ещё и будем совершенствовать механизм субсидий - прямых средств из федерального бюджета, которые будут работать на поддержку наиболее нуждающихся людей. Именно в таком ключе мы и будем обсуждать предложения по совершенствованию налоговой системы, и на заседании экспертного совета, которое будет организовывать комитет по бюджету, в таком ключе и будем вносить предложения. Что касается бюджетных правил, они нам не навязаны никем. Это наше предложение, поскольку необходима прогнозируемость бюджетных расходов, с одной стороны, с другой стороны, мы, страна, зависим от различных внешних факторов - будь то колебание внешнеэкономической конъюнктуры или санкции и ограничения, с которыми мы сегодня столкнулись. А бюджетные правила позволяют нам обеспечить стабильность, устойчивость бюджета, формирование - в случае хорошей конъюнктуры - запасов на периоды, когда мы сталкиваемся с вызовами и сложностями. Поэтому бюджетные правила себя зарекомендовали с положительной стороны, и мы считаем необходимым продолжить эту практику формирования устойчивого, сбалансированного бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, фракция ЛДПР, Панеш Каплан Мугдинович. Подготовиться Ремезкову. ПАНЕШ К. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Антон Германович, мы с вами в постоянном открытом и конструктивном диалоге. В беседе мы спорим, находим решения по нашим предложениям, и эти решения всегда в пользу граждан. Президент в своём послании отметил необходимость более справедливого распределения налогового бремени. В настоящее время НДФЛ в бюджет за работников выплачивает работодатель по месту нахождения предприятия. Фракция ЛДПР предлагает дать возможность платить налоги в том регионе, где человек проживает, то есть установить возможность выбора налогоплательщиком места уплаты НДФЛ. Об этом нас просят граждане в поездках. Считаем, такой подход будет справедливым. СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо за вопрос, Каплан Мугдинович. Действительно, мы этот вопрос обсуждаем давно, но здесь есть как плюсы, так и минусы, и, на наш взгляд, минусов всё-таки больше. Я на этом сейчас остановлюсь. Какие соображения в пользу того, чтобы оставить действующую систему, которая сегодня есть, а именно уплату НДФЛ непосредственно у налогового агента, в данном случае у предпринимателя, там, где работают наши граждане? Первое, регионы. Регионы создают новые производства, создают новые рабочие места и, конечно, надеются на те доходы, которые получат от развития экономики. В данном случае ваше предложение может создать риски, что доходы, которые будут созданы регионами, будут уходить в другие субъекты Российской Федерации. Это первое соображение. Второе, люди. Мы говорим: давайте платить по месту прописки, но не факт, что люди, которые работают в другом регионе, пользуются инфраструктурой того региона, где они прописаны, поскольку зачастую многие и проживают там, где работают, и пользуются той социальной инфраструктурой, где осуществляют свою трудовую деятельность. Третье, администрирование. Давайте тоже такой случай рассмотрим, когда человек может быть прописан в одном регионе, проживать фактически может в другом регионе, а работать - в третьем. Как в данном случае администратору, предприятию, сформировать справедливый порядок распределения НДФЛ за своих работников, которые в различных регионах? Конечно, это ещё и усложнит администрирование. Так что мы здесь всё-таки видим необходимость сохранения в настоящий момент порядка, когда налог на доходы физических лиц уплачивается непосредственно в том месте, где находится работодатель. На наш взгляд, это показывает и устойчивость, и заинтересованность, главное, регионов в развитии бизнеса на своей территории и, соответственно, новых рабочих мест. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ", Ремезков Александр Александрович. Подготовиться Дёмину. РЕМЕЗКОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Антон Германович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" была основным инициатором введения прогрессивной шкалы налогообложения и только на рассмотрение Госдумы внесла девять законопроектов соответствующих. В указе президента "О национальных целях развития..." обозначено в качестве цели снижение так называемого коэффициента Джини - разрыва между доходами богатых и бедных. В первую очередь это возможно за счёт прогрессивной шкалы, но не только. По страховым взносам установлена регрессивная шкала - с повышением зарплаты размер взносов существенно снижается, и фонды недополучают средства. Наша фракция неоднократно представляла расчёты, что индексация пенсий работающих пенсионеров вернёт почти 2 миллиона работников, а нам в ответ: нет средств. Не пора ли отменить регрессию в страховых взносах, что позволит покрыть расходы на индексацию пенсий работающих пенсионеров? Это и возврат к прогрессивной шкале налогообложения физлиц будет соответствовать словам президента о справедливости налоговой системы. СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо за вопрос, уважаемый Александр Александрович. Уважаемые депутаты, вопрос о прогрессивной ставке налогообложения налога на доходы физических лиц, мы знаем, действительно поднимался различными фракциями - и фракцией КПРФ, и фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". Мы рассмотрим этот вопрос вместе с другими, когда будем обсуждать вопросы совершенствования налоговой системы. Ну вот вы сейчас остановились на вопросе о ликвидации регрессии при расчёте страховых взносов. Да, сегодня у нас есть такой инструмент, существует понижающая ставка: при наличии дохода у работника более 2 миллионов 225 тысяч рублей она опускается с 30 процентов до 15 процентов. Для чего это сделано? Мы видим, что у нас достаточно высокий уровень налогообложения фонда оплаты труда по сравнению с другими, даже с нашими соседями - соседями, которые, по сути дела, с нами конкурируют посредством налогового режима. И вопрос налогообложения фонда оплаты труда всегда очень болезненно рассматривается, когда мы обсуждаем это с бизнесом. Если спросить об уровне оплаты, то, конечно, скажут: пожалуйста, не трогайте страховые взносы, не трогайте налогообложение фонда оплаты труда. Поэтому мы должны взвешенно подойти, наверное, к этому вопросу. С одной стороны, вы говорите: наполняемость социальных фондов... Сегодня я могу сказать, что они сбалансированы и выполняют все те обязательства, которые законодательно установлены для этих фондов. С другой стороны, мы всегда должны ориентироваться и на бизнес. Если мы здесь перегнём палку, то будут создаваться стимулы к тому, чтобы наши предприниматели уходили в те регионы или в те страны, в первую очередь к нашим соседям, где режим более лояльный, с более низкими ставками. И нужно очень глубоко, внимательно подойти к этому вопросу. Пока я не стал бы ничего менять с точки зрения налогообложения фонда оплаты труда и тот порядок, который сегодня есть по страховым взносам, пока не трогал бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, заключительный вопрос - фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ", Дёмин Александр Вячеславович. ДЁМИН А. В., председатель Комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Антон Германович, в Послании Федеральному Собранию президент заявил, что люди не должны сами выбивать у государства льготы и меры поддержки, всё должно оформляться в проактивном режиме. И можно ли уже в этом году, в Год семьи, разработать механизм уведомления семей с детьми о праве на налоговый вычет и его получение нажатием одной кнопки? Для получения налоговых вычетов до сих пор нужно собрать значительное количество документов офлайн, хотя информация обо всех семьях, в том числе многодетных, уже есть в цифре, включая данные о фискальных чеках. СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо за вопрос, уважаемый Александр Вячеславович. Уважаемые депутаты, что касается того, о чём вы говорите, - такое поручение дал президент, и это будет сделано. С налоговой службой сейчас работаем как раз над выстраиванием этого механизма. Сегодня действительно, для того чтобы получить налоговые вычеты, в том числе вычеты на детей, ещё необходимо собирать справки, отдавать работодателю, и это, соответственно, требует и времени, и средств, и это ненужное усложнение администрирования. По итогам 2025 года в 2026 году механизм автоматического начисления всех вычетов, когда не нужно будет собирать справки, ходить по различным инстанциям, будет запущен. Это будет сделано в соответствии с поручением президента и в соответствии с вашим запросом тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, поблагодарим Антона Германовича за выступление, за этот диалог. (Аплодисменты.) Антон Германович, мы понимаем, как вам непросто, нагрузка огромная, но поддерживаем и верим в то, что у вас всё получится, потому что от вас очень многое зависит. Коллеги, правильно? (Аплодисменты.) Действительно, очень важно там, где есть проблемы, о них говорить, а где надо поддержать - об этом также надо сказать. Потом, действительно, посмотрите, ведь человек всю жизнь служит государству, работает в Минфине, специалист, профиль - финансовый институт, советская школа, закалка - позавидуешь... Не позавидуешь, потому что прошёл всё. Удачи вам, Антон Германович!