Заседание № 211

13.05.2024
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 622667-8 "Об утверждении Чернышенко Дмитрия Николаевича Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4235 по 4708 из 5977
11-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "Об утверждении          
Чернышенко Дмитрия Николаевича Заместителем Председателя Правительства          
Российской Федерации". Слово предоставляется полномочному представителю         
правительства для представления кандидатуры.                                    
                                                                                
Пожалуйста, Александр Юрьевич Синенко.                                          
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю. В соответствии с частью 2 статьи 112 Конституции Российской       
Федерации Председателем Правительства Российской Федерации Мишустиным           
Михаилом Владимировичем внесена в Государственную Думу кандидатура Чернышенко   
Дмитрия Николаевича для утверждения на должность заместителя Председателя       
Правительства Российской Федерации. Прошу рассмотреть и утвердить.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С докладом по кандидатуре выступит председатель профильного комитета -          
Комитета по науке и высшему образованию Сергей Владимирович Кабышев.            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему    
образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной       
Думы по науке и высшему образованию вчера на расширенном заседании рассмотрел   
кандидатуру Чернышенко Дмитрия Николаевича на должность заместителя             
Председателя Правительства Российской Федерации. В заседании приняли участие    
представители всех профильных комитетов, в том числе Комитета по просвещению,   
Комитета по физической культуре и спорту, Комитета по туризму и развитию        
туристической инфраструктуры и Комитета по молодёжной политике. В духе          
сложившихся с Дмитрием Николаевичем конструктивных взаимоотношений у нас        
состоялся прямой, откровенный, содержательный диалог без неудобных и            
запретных тем.                                                                  
                                                                                
Кандидат с присущим ему системным, принципиальным подходом к делу,              
руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,        
стратегическими документами и Посланием Президента Российской Федерации,        
рекомендациями Государственной Думы, которые нами были утверждены в феврале     
этого года по результатам "правительственного часа" с Дмитрием Николаевичем     
Чернышенко, обстоятельно представил информацию о программе основных             
направлений деятельности правительства, которые предполагается координировать   
на занимаемой должности. Основу этой программы составляет развитие единого      
согласованного механизма управления научно-технологической сферой в целях       
достижения общегосударственных приоритетов, создания условий для воспитания     
патриотически настроенных специалистов и интеллектуалов, неразрывно             
связывающих приложение своих талантов и своё будущее с судьбой своей страны.    
                                                                                
Не буду вдаваться в детали, мы хорошо знаем Дмитрия Николаевича как             
профессионала и эффективного управленца, который задаёт высокие стандарты       
государственного служения, способен добиваться гармоничного межведомственного   
взаимодействия и конкретных результатов. Комитет единогласно поддержал          
Чернышенко Дмитрия Николаевича и рекомендует Государственной Думе утвердить     
его кандидатуру на должность заместителя Председателя Правительства             
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Слово для представления программы основных направлений предоставляется          
Дмитрию Николаевичу Чернышенко.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Николаевич.                                                 
                                                                                
ЧЕРНЫШЕНКО Д. Н., кандидат на должность заместителя Председателя                
Правительства Российской Федерации.                                             
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги-депутаты! Хочу одну важную     
мысль высказать вначале. В соответствии с культурой эффективного                
госуправления на основе данных, которую нам привил председатель правительства   
Михаил Владимирович Мишустин, совместно с курируемыми ведомствами и, конечно,   
с вами, с коллегами-законодателями, мы все эти четыре года создавали            
максимально возможные благоприятные условия во всех сферах и отраслях для       
развития, обеспечивали действительно умное бюджетное финансирование, чтобы      
реальный сектор экономики тоже инвестировал средства в разы больше даже         
бюджетных, и при этом тщательно контролировали исполнение и быстро              
корректировали мероприятия на основе обратной связи, где необходимо.            
                                                                                
В высшем образовании президентом поставлены очень амбициозные цели по           
институциональным изменениям, и правительство обеспечивало высокую динамику     
роста объёма бюджетных мест в вузах: у нас год к году учебному, по последним    
данным, рост был плюс 16 процентов. Большинство бюджетных мест направлено на    
подготовку инженерных кадров, медиков и преподавателей. Запущены                
беспрецедентные и самые масштабные в современной истории нашей страны проекты   
развития российских вузов - это программа "Приоритет-2030", передовые           
инженерные школы. На каждый бюджетный рубль компании-партнёры инвестировали     
более полутора рублей, например в проекты развития передовых инженерных школ,   
и, как поручил президент, эта программа будет продлена до 2030 года, а          
количество этих школ увеличится ещё вдвое. Правительство уже реализует по       
поручению президента создание 17 современных университетских кампусов           
мирового уровня, которые будут оснащены новейшими лабораториями и               
высокотехнологичным оборудованием, - так вот объём внебюджетного                
финансирования этих проектов уже превысил 200 миллиардов рублей. К 2030 году    
будет создано 25 таких кампусов, а к 2036 году программа будет расширена до     
40 крупнейших проектов, как поручил нам президент. И наряду с масштабной        
программой капремонта вузов это обеспечит беспрецедентные инфраструктурные      
изменения в системе высшего образования. К 2030 году мы отремонтируем ещё не    
менее 800 общежитий вузов по поручению главы государства.                       
                                                                                
В сфере научно-технологического развития за последние годы - коллеги,           
внимание, цифра - общий объём расходов федерального бюджета на науку в нашей    
стране вырос на 68 процентов, при этом общий рост внутренних затрат на          
исследования и разработки растёт год к году стабильно более чем на 10           
процентов в год. Для стимулирования инвестиций мы расширили налоговую льготу    
повышающего коэффициента 1,5 на расходы НИОКТР.                                 
                                                                                
Наука делается в регионах, и мы постоянно получаем обратную связь от вас,       
депутатов, от субъектов. Совместными усилиями нам удалось создать базовую       
инфраструктуру нашего технологического развития, и большую помощь оказало       
Десятилетие науки и технологий, которое по поручению президента у нас в нашей   
стране ведётся. И поддержка молодых учёных, создание 940 новых лабораторий -    
всё это позволило переломить негативный тренд снижения исследований, который    
мы наблюдали до этого в течение десятилетий.                                    
                                                                                
Одной из новых национальных целей до 2030 года, объявленных президентом,        
является технологическое лидерство, и для практической реализации этой задачи   
президент нам определил приоритетные наукоёмкие технологии. Запуск проектов     
технологического суверенитета позволит нам выполнить ключевые технологические   
задачи, а именно обеспечить присутствие страны в десятке ведущих стран мира и   
увеличить до 2 процентов ВВП внутренние затраты на исследования и разработки.   
                                                                                
Сфера спорта. Мы знаем, что к 2030 году стоит задача, чтобы 70 процентов        
наших граждан регулярно занимались спортом (сейчас - 57 процентов). Последние   
проценты будут самые сложные, но к 2036 году их будет 76, а это 96 миллионов    
человек. Задача, конечно, создавать инфраструктуру. За три года создано почти   
500 спортивных площадок, 1,3 тысячи площадок ГТО, 200 умных площадок. Мы        
продолжим эту работу в соответствии с посланием, ежегодно будем до 2030 года    
строить не менее 350 спортивных объектов.                                       
                                                                                
Также ярким событием этого года был мультиспортивный турнир "Игры будущего",    
проведённый по указу президента, и я хочу поблагодарить депутатов за            
разработку соответствующего законопроекта.                                      
                                                                                
Можно ещё минуту добавить?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, добавьте две минуты.                          
                                                                                
ЧЕРНЫШЕНКО Д. Н. Спасибо большое.                                               
                                                                                
Одна из приоритетных задач для развития экономики страны - это туризм.          
Финансирование этой сферы увеличилось почти в 12 раз. По поручению              
президента, вы знаете, реализуется национальный проект "Туризм и индустрия      
гостеприимства", где приоритет - это создание номерного фонда. По программе     
субсидирования льготной ставки и строительства модульных отелей сейчас          
создаются дополнительные 74 тысячи номеров, это примерно 1,3 триллиона          
частных инвестиций. В рамках нового федпроекта "Пять морей..." у нас ещё        
дополнительно будет обеспечен турпоток из 10 миллионов гостей, это ещё 70       
тысяч номеров и 1,5 триллиона частных инвестиций. Каждый потраченный            
бюджетный рубль приносит минимум 4 рубля, это огромный мультипликативный        
эффект. Потенциал осуществим, задачи президент поставил чёткие: в 2 раза        
увеличить число туристических поездок, до 5 процентов - долю туризма в ВВП,     
экспорт туруслуг - в 3 раза.                                                    
                                                                                
И в заключение в части искусственного интеллекта. Поскольку цели цифровой       
трансформации за четыре года правительством перевыполнены, цифровые             
инструменты госуправления созданы и сейчас происходит их масштабное             
внедрение, я хотел бы отдельно сфокусировать ваше внимание на том, что          
президент поручил нам сформировать рынок данных и стимулировать рост отраслей   
за счёт широкого использования технологии искусственного интеллекта, где        
Россия действительно демонстрирует хорошие результаты. Так вот экономический    
эффект от внедрения искусственного интеллекта в отраслях уже сейчас составил    
более триллиона рублей, а к 2030 году он превысит 11 триллионов рублей.         
Поэтому мы сосредоточиваемся на том, чтобы страна оставалась в числе лидеров    
- стран, которые задают тренды развития искусственного интеллекта, и с вашей    
помощью мы хотим создать действительно регуляторный рай для наших               
разработчиков и обеспечить массовое безопасное внедрение этой технологии.       
                                                                                
Уверен, что вместе с вами, уважаемые депутаты, все указанные президентом        
задачи будут выполнены в полном объёме. Рассчитываю на вашу поддержку.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Николаевич.                              
                                                                                
Пожалуйста, вопросы.                                                            
                                                                                
Фракция КПРФ - Новиков Дмитрий Георгиевич.                                      
                                                                                
Подготовиться Чернышову.                                                        
                                                                                
НОВИКОВ Д. Г., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Николаевич, в ближайшие годы образование, просвещение         
неизбежно будут сферами повышенного общественного внимания. Поручение           
президента довести уровень заработных плат учителей до средних по региону       
важно, но оно сплошь и рядом обернулось работой учителя на две и более          
ставок. Эта потогонная система выматывает и мешает профессиональному росту.     
Какие вы видите рычаги, чтобы навести здесь порядок?                            
                                                                                
И важнейший вопрос для системы просвещения - воспитание гражданина и            
патриота. У единого учебника истории для старших классов есть достоинства, но   
есть и пробелы, которые предстоит заполнить. Вот этот учебник: в параграфах,    
посвящённых Великой Отечественной войне, нет даже определения фашизма,          
нацизма. Насколько активно вы готовы использовать возможности Государственной   
Думы, экспертный потенциал политических партий для разработки школьных          
учебников по истории, литературе и обществознанию?                              
                                                                                
ЧЕРНЫШЕНКО Д. Н. Спасибо за вопросы, Дмитрий Георгиевич.                        
                                                                                
Повышение уровня заработных плат учителей - это, безусловно, ключевая задача.   
Правительство, я знаю, вырабатывает единые подходы к формированию заработной    
платы и поэтапному их внедрению. Минпросвещения уже проводит работу по          
комплексной оценке действующей системы. Президент исчерпывающе дал поручение    
о соблюдении целевых показателей уровня заработной платы в принципе в           
бюджетном секторе, но и отдельно упомянул именно педагогических работников.     
Стоит задача по разработке мер, которые устраняют региональные различия.        
Реализация начинается уже с 2025 года, когда будет утверждена новая система     
оплаты труда для всего бюджетного сектора, ну и, в частности, для педагогов.    
                                                                                
Что касается второго вопроса, он крайне важен, поскольку действительно указом   
президента утверждены Основы государственной политики в области исторического   
просвещения и в числе прочих поставлена задача по созданию единой               
государственной линейки новых школьных учебников по истории. Консультативным,   
координационным органом при президенте определена межведомственная комиссия     
по историческому просвещению. Правительство совместно с Академией наук, с       
РАО, с Российским историческим обществом принимают все меры для того, чтобы     
это поручение выполнить.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Николаевич.                              
                                                                                
Пожалуйста, фракция ЛДПР - Чернышов Борис Александрович.                        
                                                                                
Подготовиться Кабышеву.                                                         
                                                                                
ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.    
                                                                                
У меня вопрос о совершенствовании целевого набора для подготовки кадров для     
субъектов Российской Федерации. Сегодня для нашей страны актуален вопрос об     
обеспечении условий для пространственного развития государства, для этого в     
первую очередь целесообразна адресная подготовка кадров, направленная на        
покрытие профессиональных дефицитов на всей территории страны. В связи с этим   
предлагаю в рамках проработки нового нацпроекта "Кадры" в качестве              
индикативного показателя закрепить подготовку кадров в вузах и СПО для таких    
территорий, как моногорода, малые города, сельские территории. В связи с этим   
важно установить специальные квоты в рамках целевого набора с обязательством    
в части последующей отработки на территориях-заказчиках по спектру              
востребованных направлений, это инженерные и педагогические кадры, младший и    
средний медицинский персонал, узкопрофильные управленцы. Важно поощрять         
студентов и учащихся поступать на данные специальности. Хотелось бы услышать    
ваше, Дмитрий Николаевич, отношение к данной инициативе.                        
                                                                                
ЧЕРНЫШЕНКО Д. Н. Спасибо большое за вопрос, Борис Александрович.                
                                                                                
Согласен, мы с вами обсуждали в комитете, что вопрос о подготовке кадров        
имеет для регионов приоритетное значение. Уже в этом году по поручению          
председателя правительства будет утверждена новая стратегия пространственного   
развития России, которая как раз и будет учитывать в том числе эти вопросы,     
региональные, муниципальные приоритеты. В соответствии с обновлённой            
стратегией научно-технологического развития в 80 субъектах определены           
руководители, они в ранге замов губернаторов по научно-технологическому         
развитию, их основная задача как раз формирование совместно с бизнесом          
квалифицированного заказа от региона на кадры. С учётом вот этих данных,        
которые мы получаем из регионов, будут формироваться объём и структура КЦП, а   
также квота приёма на целевое обучение. Вчера в комитете мы с вами это          
обсуждали. Эту работу мы, конечно, будем проводить с депутатским корпусом, и    
в случае моего утверждения готов буду поддержать и проработать этот вопрос, в   
том числе, кстати, и с использованием президентской платформы "Россия -         
страна возможностей".                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кабышев Сергей Владимирович, фракция          
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                                              
                                                                                
Подготовиться Горячевой.                                                        
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Уважаемый Дмитрий Николаевич, в настоящее время в связи с         
недружественной позицией ряда зарубежных стран и организаций остро стоит        
вопрос о новой модели международного научно-технического сотрудничества.        
Ключевые проблемы, которые нужно решать, - это угроза изоляции от глобального   
научного сообщества и риск потери высококвалифицированных научных кадров.       
Нужно бороться за наших учёных, чтобы они служили интересам своей Родины. В     
этой связи как вы видите приоритеты развития международного                     
научно-технического сотрудничества в современной обстановке?                    
                                                                                
ЧЕРНЫШЕНКО Д. Н. Уважаемый Сергей Владимирович, мы с вами, наверное, каждый     
день общаемся. Конечно, роль международного научно-технического                 
сотрудничества уже определена в Стратегии научно-технологического развития,     
которую президент утвердил указом. В соответствии со стратегией как раз и       
корректируется концепция международного технологического сотрудничества. Ну     
вот конкретные шаги по реализации этой концепции - это расширение программы     
так называемых двойных конкурсов РНФ с дружественными странами (с Вьетнамом     
она уже зарекомендовала себя, хорошо работает) и реализация обновлённой         
программы мегагрантов, а также проектов класса "мегасайенс". Несмотря на всё    
санкционное давление, мы видим, что эти направления развиваются. Отмечу, что    
на базе национальной сети исследовательской инфраструктуры создан               
Международный центр синхротронных, нейтронных и лазерных исследований. Эта      
инфраструктура как раз позволила нам включиться в борьбу за лучшие мировые      
научные кадры, ну, как минимум на пространстве ЕАЭС и наших дружественных       
стран и привлечь их к решению стоящих перед нами технологических задач. Один    
из примеров: тоже важной стала разработка Стратегии научно-технологического     
развития Союзного государства на период до 2035 года. Вчера на заседании        
вашего комитета я, по сути дела, получил наказ о необходимости создания         
дополнительного профильного совещательного органа на уровне правительства по    
этому международному направлению. Мы сформируем его - предлагаю на базе         
правительственной комиссии по НТР - и будем работать дальше.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Николаевич.                              
                                                                                
Дмитрий Николаевич, чтобы немного отвлечься от таких сложных вопросов, хочу     
предложить обсудить один простой. Вот смотрите, у нас в высшей школе есть как   
бюджетные места, так и платные, всё понятно, но также у нас существуют          
платные отделения в средних профессиональных учебных образовательных            
учреждениях, для того чтобы человек получал профессию, - наверное, это          
неправильно. Может быть, эту тему всё-таки вынести на обсуждение, для того      
чтобы вместе с коллегами по ней определиться? Оканчивает человек школу, хочет   
он получить профессию сварщика, электрика, повара - мы должны такую             
возможность дать. Сегодня часть специальностей уходит только на платные         
отделения, и это повсеместно. С одной стороны, у нас дефицит кадров, дефицит    
рабочих рук, Хуснуллин постоянно об этом говорит, а с другой стороны, мы        
ничего не делаем для того, чтобы человек, который хочет профессию получить,     
пришёл и получил её, причём бесплатно. Мы говорим, мол, вот иди оплачивай, ну   
и в итоге теряем, мы теряем молодого человека, который мог бы состояться как    
квалифицированный рабочий. Вот у нас эта тема есть. А если посмотреть другие    
страны? Знаю, что вы изучали опыт Китая: в том же Китае получение рабочей       
профессии бесплатно. Там даже старшая школа платная, вузы все платные, но       
получение рабочей специальности - бесплатно. Мы что, не замечаем того, что      
нам надо хотя бы вот в этих вопросах взять и скорректировать свою позицию?      
Кабышев говорит о космосе, а вот здесь есть тема? Есть тема. (Аплодисменты.)    
Это первое.                                                                     
                                                                                
Второе. У нас дефицит не только врачей, но и учителей. Университеты, бывшие     
педагогические институты, которые либо стали университетами, либо влились в     
университеты, ушли от педагогики, ушли от специальности учителя. Там есть       
подготовка по физике, по математике, по химии - всё это есть, но подготовки     
учителя нет. А как мы собираемся эту проблему решать? У нас так повсеместно.    
Как правило, были бюджетные места, которые освоили, и они дальше в рынок        
вписались. При этом, если вы опять-таки посмотрите набор в вузы, вы увидите,    
что бюджетных мест, допустим, для подготовки учителя физкультуры в разы         
больше, чем для подготовки учителей математики, физики, информатики, их не      
хватает в школах, но учителя физкультуры, получив образование на бюджетных      
местах, идут в фитнес-центры тренерами. Ну и где тут у нас с вами               
государственная политика-то? Нам надо скорректировать это всё: те, кого мы      
готовим на бюджетном отделении, должны идти в школу, где учителя ждут. А у      
нас в большом количестве школ, коллеги... Вот я сталкивался недавно с тем,      
что учителю физкультуры поставили штамп, он прошёл повышение квалификации и     
переквалифицировался - преподаёт и математику, и физику, и физкультуру.         
Понимаете? Вот так на земле, вот такая ситуация на сегодняшний день есть, мы    
с ней сталкиваемся. Так что правильно было бы нам вот эти вопросы обсудить и    
скорректировать. Мы говорим про кампусы - очень хорошо, но у нас в школах       
только благодаря тому, что там пенсионеры остались работать, есть учителя -     
это нас должно всё-таки к чему-то мотивировать. И мы должны, понимая это        
сейчас, перестроить в том числе и высшую школу.                                 
                                                                                
Вот на меня обижается и один министр, и другой министр, но, если у нас          
дефицит врачей 30 тысяч человек, нам может кто-то сказать... Вот мы сегодня     
слушаем, поддерживаем вас, потому что действительно кандидатуры выдвинуты       
профессиональные, компетентные, опытные, но никто не говорит, в течение         
какого времени у нас будет закрыт дефицит по кадрам врачей. Никто не говорит    
об этом. Сейчас в высшей школе медицинских факультетов открыто больше, чем в    
специализированных медицинских вузах. Вот подведомственных вузов Минздрава -    
Татьяна Алексеевна здесь присутствует - 46, а факультеты открыты уже в 117      
университетах. Мы опять двумя руками за, но тогда надо обеспечить там           
качество обучения, ведь открывают эти факультеты там, где нет научной школы,    
там, где нет основы, лабораторий, анатомичек, начали открывать в небольших      
райцентрах. Всё это же было в том числе с юридическими дисциплинами -           
помните, юридическая общественность просто восстала, когда в каждой             
подворотне готовили юристов? И запретили! Если разрешаете медицинский           
факультет, тогда профинансируйте открытие.                                      
                                                                                
Ну вот вы говорили о многом, но главное-то вложение должно быть в учителя,      
преподавателя, в научную школу, в создание лабораторной базы. Стены,            
безусловно, помогают, но без научной школы мы не добьёмся никаких               
результатов, без учителя мы не добьёмся качества знаний. Нам надо, коллеги,     
может быть, вот об этом поговорить. И мы понимаем, что вы для нас ключевой не   
только собеседник, но и партнёр в решении этого вопроса, и планируем провести   
слушания (вот их готовит Иван Иванович Мельников). Дмитрий Николаевич,          
надеемся, исходя из того что вы слушаете, вы в диалоге и отзывы                 
положительные... Но нам надо просто называть вещи своими именами, и начать      
надо с того, чтобы гарантировать молодому человеку, который заканчивает         
школу, основную или среднюю: хочешь получить рабочую специальность -            
государство тебе это гарантирует бесплатно, выбирай любую специальность,        
можешь её получить у нас. Это тогда будет стандарт. А так мы им здесь           
отказываем, они потом идут на платное отделение, в итоге заканчивается это      
всё плохо.                                                                      
                                                                                
Вот мы же много выступлений выслушали, нам важно, чтобы завтра - вы же будете   
координировать министров - вы им подсказали: есть то, что уже достигнуто, но    
надо говорить и о проблемах, а они у нас есть. Ведь поглядите, вы ссылаетесь    
на президента, а президент постоянно об этом говорит. Он говорит: "Это          
сделали - забудьте, давайте дальше идти". А тут у нас проблемы. И смотрим       
опять вперёд, для того чтобы обеспечить развитие страны. А когда мы говорим:    
у нас это, это... ну это уже всё. Именно благодаря тому, что сделано, вы        
здесь, а мы поддерживаем вас. А вот для того, чтобы мы дальше развивались, у    
вас стратегическое направление - наука, высшая школа, просвещение. Это основа   
основ! Мы тут, понимая это, должны вам помогать, чувствовать ответственность    
совместную, но при этом объективно называть вещи своими именами. И с вами       
проще - вы на это не обидитесь и будете вместе решать задачи. А некоторые       
такие ранимые, прямо и не знаешь, скажешь правду - потеряешь дружбу.            
                                                                                
Да, это именно как наказ. И в принципе мы должны нынешнее заседание в основе    
своей рассматривать как наказы, как предложения, как где-то критичное           
обсуждение тех тем, которые есть у нас в повестке. И здесь очень важно, чтобы   
вот этот диалог и дальше сохранился.                                            
                                                                                
Пожалуйста, Горячева Ксения Александровна.                                      
                                                                                
Подготовиться Мажуге.                                                           
                                                                                
ГОРЯЧЕВА К. А., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                           
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Николаевич, вами и вашей командой многое сделано для того,    
чтобы эффективно заработал механизм коммерциализации научных открытий,          
инноваций, запущены платформы университетского технологического                 
предпринимательства и венчурные университетские фонды, есть "Приоритет-2030",   
который помогает меняться. При этом есть свои сложности, о которых мы все       
знаем, и те результаты, которых хочется достичь. Среди мер, которые могли бы    
улучшить ситуацию, по мнению фракции, может быть создание государственного      
маркетплейса для научных организаций бизнеса. Ещё одно из решений - это чтобы   
университеты и НИИ могли передавать МИПам лицензии на изобретения и             
разработки для выполнения КП по коммерциализации. Хочется узнать ваше мнение:   
на что делаете ставку сейчас в этом вопросе? И какие меры планируется           
принять, для того чтобы облегчить этот самый процесс коммерциализации научных   
разработок?                                                                     
                                                                                
ЧЕРНЫШЕНКО Д. Н. Спасибо, Ксения Александровна. Действительно, у нас более 50   
процентов от общего числа заявок на патенты поступает вроде бы от вузов и       
научных организаций, а при этом уровень их коммерциализации крайне низкий. Мы   
понимаем эту проблему, поэтому были запущены центры трансфера технологий, их    
сегодня уже 38, и другие проекты, такие как "Платформа университетского         
технологического предпринимательства", и мы уже 2,5 тысячи                      
студентов-стартаперов дали путёвки в жизнь.                                     
                                                                                
В вопросе вы упомянули создание государственного маркетплейса. Мы с вами        
вчера обсуждали, что в рамках платформы домена "Наука и инновации" у нас уже    
14 приоритетных сервисов и создан сервис прослеживаемости, и мы как раз хотим   
обеспечить площадку, на которой можно было бы запросы от бизнеса соединять с    
исполнителями НИОКР. Представители компаний смогут на таком прототипе           
маркетплейса действительно размещать свои заказы на решение своих               
технологических задач, а исследователи сразу будут видеть эту задачу и в        
условиях конкуренции будут биться за то, чтобы этот заказ сделать. Думаю, что   
вместе это получится сделать.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Николаевич.                              
                                                                                
Пожалуйста, Мажуга Александр Георгиевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".               
                                                                                
МАЖУГА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Глубокоуважаемый Дмитрий Николаевич, вы уже говорили о технологическом          
лидерстве как об одной из целей нацразвития, о проектах техсуверенитета,        
которые сегодня запускаются, но все эти проекты содержат две ключевые           
составляющие: первая - это научно-технологическая составляющая, вторая - это    
кадровая составляющая. Как вы сегодня видите механизмы по отбору приоритетных   
направлений научной и научно-технологической работы? Если это прикладная        
тематика, мы понимаем, тут само название нацтехпроекта определяет её суть, но   
если мы говорим о фундаментальной науке, которая на самом деле в будущем        
будет отвечать за обеспечение технологического суверенитета, - это достаточно   
сложная задача выбора таких приоритетных тематик.                               
                                                                                
И второй вопрос: как мы будем кадрами обеспечивать реализацию нацтехпроектов?   
                                                                                
ЧЕРНЫШЕНКО Д. Н. Спасибо большое за вопрос, Александр Георгиевич. На площадке   
Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации мы            
запустили работу как раз по формированию приоритетов, и Сергей Владимирович     
Кабышев, который входит в состав комиссии, участвовал в заседании, когда был    
одобрен подход по разработке перечней, которые будет утверждать президент.      
Сейчас этот перечень, который формируют, по сути дела, ФОИВы, основываясь на    
отраслевых запросах, обрабатывается Академией наук, поскольку они               
представляют главный экспертный центр для нас, и после этого он будет вынесен   
в соответствии с поручением президента на заседание совета, где                 
предположительно 15 июня как раз будет рассмотрен. После утверждения этого      
перечня приоритетных наукоёмких технологий комиссия совместно с Академией       
наук как раз начнёт его реализовывать, в том числе через экспертизу             
госзаданий, чтобы можно было во все производственные цепочки эти технологии     
внедрить.                                                                       
                                                                                
Также хочу отметить, что в каждом нацпроекте предусмотрены сквозные             
мероприятия, которые направлены на подготовку кадров и на подготовку как раз    
технологий. Все эти мероприятия - а методологию мы с Денисом Валентиновичем     
Мантуровым двумя подписями утвердили - во всех нацпроектах будут обеспечены в   
виде отдельных федеральных проектов, в каждом нацпроекте - и по кадрам, и по    
технологиям, разработкам.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все вопросы прозвучали. Давайте, коллеги, поблагодарим    
Дмитрия Николаевича.                                                            
                                                                                
Спасибо, Дмитрий Николаевич. (Аплодисменты.) Присаживайтесь.