Заседание № 212

14.05.2024
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 622666-8 "Об утверждении Фалькова Валерия Николаевича Министром науки и высшего образования Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5442 по 5852 из 8282
Коллеги, переходим к вопросу 14. О проекте постановления Государственной Думы   
"Об утверждении Фалькова Валерия Николаевича Министром науки и высшего          
образования Российской Федерации". Его кандидатуру представит полномочный       
представитель правительства Александр Юрьевич Синенко.                          
                                                                                
Пожалуйста, Александр Юрьевич.                                                  
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю. В соответствии с частью 2 статьи 112 Конституции Российской       
Федерации Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом             
Владимировичем Мишустиным внесена в Государственную Думу кандидатура Фалькова   
Валерия Николаевича для утверждения на должность министра науки и высшего       
образования Российской Федерации. Прошу рассмотреть и утвердить.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич.                               
                                                                                
С докладом по итогам обсуждения кандидатуры в рамках комитета выступит          
председатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей Владимирович        
Кабышев.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему    
образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной       
Думы по науке и высшему образованию на расширенном заседании 12 мая             
рассмотрел кандидатуру Валерия Николаевича Фалькова на должность министра       
науки и высшего образования.                                                    
                                                                                
Кандидат представил информацию о программе основных направлений деятельности    
министерства, на должность руководителя которого его кандидатура представлена   
к рассмотрению. В ходе обсуждения членами комитета, представляющими все         
фракции в Государственной Думе, был отмечен профессионализм кандидата, его      
умение решать амбициозные задачи. С учётом запросов избирателей                 
сформулированы наказы кандидату, несколько конкретных назову: по изменению      
механизма распределения контрольных цифр приёма, по качеству образования.       
Комитет отмечает, что положения программы кандидата соответствуют целям и       
задачам в сферах науки и высшего образования, которые определены президентом    
в Послании Федеральному Собранию 2024 года, в Стратегии                         
научно-технологического развития, в указе "О национальных целях развития        
Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".     
Комитет осознаёт характер вызовов, которые нам необходимо совместно             
преодолевать для успешного развития национальной системы высшего образования,   
и отмечает важность сохранения преемственности на соответствующей               
министерской должности.                                                         
                                                                                
В русле состоявшего сегодня обсуждения отмечу, что, находясь в постоянном       
диалоге с Министерством науки и высшего образования, мы при участии Бадмы       
Николаевича Башанкаева подготовили законопроект, в соответствии с которым       
осуществление организацией медицинского образования будет возможно только при   
получении заключения Минздрава о соответствии кадрового обеспечения и           
материально-технической базы данной организации установленным требованиям.      
                                                                                
Комитет поддержал и рекомендует Государственной Думе утвердить кандидатуру      
Фалькова Валерия Николаевича на должность министра науки и высшего              
образования.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Слово для представления программы основных направлений деятельности             
Министерства науки и высшего образования предоставляется кандидату на           
должность министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерию     
Николаевичу Фалькову.                                                           
                                                                                
Валерий Николаевич, если можно, больше внимания уделите проблемам, потому что   
мы же с вами этот период времени проработали и понимаем, что сделано успешно.   
А вот какие проблемы, какие вызовы? Что мы должны преодолеть? И надо отдать     
вам должное - думаю, коллеги поддержат, скажут слова благодарности, -           
обсуждая вместе с вами тему повышения качества образования, мы вышли на         
возврат специалитета и снижение влияния бакалавриата, вот это, несомненно,      
ваша заслуга. (Аплодисменты.) Ну а что касается других вопросов - пожалуйста.   
                                                                                
ФАЛЬКОВ В. Н., кандидат на должность министра науки и высшего образования       
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы,         
уважаемые коллеги! Ориентиры развития науки и высшего образования заданы        
президентом в его Послании Федеральному Собранию, в последнем указе о           
национальных целях, а также в обновлённой Стратегии научно-технологического     
развития. Опираясь на уже сформированный задел, планируем обеспечить            
достойный вклад в достижение технологического лидерства, ну и, конечно,         
других национальных целей. При этом сконцентрируем усилия на двух ключевых      
направлениях: первое - подготовка высококвалифицированных кадров для            
приоритетных отраслей экономики, второе - развитие передовых исследований и     
разработок. Сегодня эти два направления предусмотрены в каждом из               
национальных проектов по обеспечению технологического лидерства. Совместно с    
Министерством промышленности и торговли уже проработали вопросы ключевых        
отраслей. К примеру, в сформированном национальном проекте "Беспилотные         
авиационные системы" есть проект "Кадры для беспилотных авиационных систем",    
и до 2030 года мы с точностью до региона и конкретного специалиста, будь то     
оператор БПЛА или инженер-разработчик, знаем, сколько человек подготовить. То   
же самое - в отношении нацпроектов по экономике данных, станкостроению,         
радиоэлектронике и других.                                                      
                                                                                
Нашим флагманским проектом - большинство из вас его прекрасно знают и многие    
поддерживают - остаётся развитие передовых инженерных школ, в которых готовят   
специалистов под запросы ведущих технологических компаний. На данный момент     
их создано 50, до 2030 года мы создадим 100, вернее, ещё 50 - в итоге будет     
100. При создании каждой такой школы изначально привлекается софинансирование   
со стороны заинтересованных высокотехнологичных компаний, они же ставят и       
задачи для таких школ. С учётом запланированного увеличения количества школ     
рассчитываем удвоить инвестиции на исследования и разработки со стороны         
частного бизнеса. Здесь я хотел бы сказать ещё об одном моменте: время          
требует корректировки самой модели высшего инженерного образования.             
Необходимо, конечно, усилить инженерное ядро, оно должно быть единым для всей   
страны, обратить внимание на практическую подготовку, должна быть другая по     
объёму и по качеству практическая подготовка, перейти к специалитету, то есть   
к подготовке за один такт, и увеличить, сделать более тесной связь с            
работодателем от планирования образовательной программы до выпуска (я чуть      
позже к этому вернусь).                                                         
                                                                                
С учётом регламента - несколько ключевых тезисов о проблемных вопросах, в       
частности о повышении качества медицинского образования. Этот вопрос, как вы    
знаете, был поднят во время отчёта председателя правительства в начале          
апреля. Совсем недавно, 6 мая, мы с коллегами из регионов, университетов и      
Минздрава обстоятельно проанализировали ситуацию и выработали необходимый       
комплекс мер по её изменению. Что предлагается? Надо начинать, конечно, со      
стандартов, поскольку именно они определяют требования к педагогическим         
кадрам, клиническим базам, помещениям, материально-техническому оснащению. В    
ближайшее время скорректируем ФГОС вместе с профильным советом медицинских      
фармацевтических университетов и, скорректировав его, конечно же, в том числе   
изменим требования по порядку открытия вузами новых образовательных программ,   
Сергей Владимирович Кабышев об этом сказал. Минздрав должен участвовать, тем    
более что мы рука об руку, вместе решаем задачу кадрового обеспечения сферы     
здравоохранения. Но этого будет недостаточно. Надо запустить отдельную          
программу повышения квалификации преподавателей, причём в ведущих               
университетах и научных институтах медицинского профиля, обновить               
оборудование там, где это необходимо, ну и, конечно...                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте поддержим! (Аплодисменты.) Вот знаете,   
мы раз говорим, два говорим... А когда человек слышит и принимает решение,      
его надо поддержать. Мы же не придумываем эти проблемы. Бывает так, что         
где-то что-то не увидели, но если слышит и в режиме диалога выходим на          
решение - другого-то и не надо! Здесь речь идёт о повышении качества            
образования - это наша главная задача.                                          
                                                                                
ФАЛЬКОВ В. Н. Спасибо, Вячеслав Викторович. Как вы говорите, Думу слышим,       
вопрос на контроле, доведём до логического завершения...                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Николаевич, вы прошли эту школу, вы были,         
насколько я знаю, депутатом законодательного собрания, Тюменской областной      
Думы, когда ректором работали...                                                
                                                                                
ФАЛЬКОВ В. Н. Так точно.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ...поэтому вы с этим сталкивались. Собственно, это тоже   
опыт и школа, здесь нет ничего отличного, у вас всё это есть. Надо просто       
взять и вести диалог так же, как вы бы хотели, чтобы с вами его вели на         
уровне законодательного собрания, и всё будет хорошо.                           
                                                                                
ФАЛЬКОВ В. Н. Спасибо.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ФАЛЬКОВ В. Н. Ещё одним по-настоящему большим вызовом является, конечно,        
переход на другие принципы организации системы высшего образования. Что я       
имею в виду?                                                                    
                                                                                
Я хочу поблагодарить, уважаемый Вячеслав Викторович, лично вас, депутатов       
Государственной Думы за то, что здесь, в Государственной Думе, состоялись       
масштабные парламентские слушания, где мы в таком открытом, конструктивном      
диалоге, отвечая на непростые, неудобные вопросы, тем не менее узнали мнение    
большинства профессионального сообщества, работодателей, парламентских          
партий. И эти слушания, по сути дела, стали рубежными, поскольку убедили в      
том, что надо занимать принципиальную позицию и дальше идти по пути             
формирования уникальной национальной системы высшего образования. Вы знаете,    
что в последующем была поддержка президента в послании и с прошлого года, с     
12 мая, у нас стартовал пилотный проект в шести университетах.                  
                                                                                
Сегодня я хотел бы сказать, что у нас сформировалось полное представление о     
том, куда мы двигаемся, и мы понимаем, на что мы будем делать ставку, поэтому   
уже в самое ближайшее время об обобщённых выводах мы доложим в том числе и      
здесь, в Государственной Думе, а с 2025 года планируем эти наработки активно    
масштабировать. Если вкратце, речь идёт, конечно, об усилении фундаментальной   
составляющей в нашем высшем образовании и соответствующей поддержке             
преподавателей, речь идёт о дисциплинах естественно-научного и                  
социально-гуманитарного курса. При этом, конечно, по-другому должна быть        
организована практика. Всё в совокупности требует иных сроков подготовки - по   
целому ряду специальностей и направлений невозможно подготовить                 
квалифицированного специалиста за тот срок, который мы уделяем этому сегодня,   
я имею в виду за четыре года, надо переходить на пять - пять с половиной лет.   
Особенно это касается инженеров, особенно это касается... ну, по врачам мало    
что изменилось, так и сегодня есть, а по педагогам, мы видим, надо делать то    
же самое.                                                                       
                                                                                
И в завершение своего выступления хотел бы поблагодарить депутатов, в первую    
очередь из профильного комитета, с которыми мы постоянно работаем.              
Рассчитываю на наше плодотворное сотрудничество и в будущем.                    
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Переходим к вопросам.                                                           
                                                                                
Слово предоставляется Смолину Олегу Николаевичу от фракции КПРФ.                
Подготовиться Сипягину.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Валерий Николаевич, в Послании Федеральному Собранию 2023 года        
Президент России поставил задачу формирования национально-ориентированной       
системы образования и ухода от принудительной так называемой болонской          
системы, однако затем указом № 343 был объявлен эксперимент, и формирование     
этой системы фактически приостановлено до его окончания. Между тем страна       
остро нуждается в квалифицированных кадрах, особенно инженерных. Не считаете    
ли вы целесообразным помимо расширения специалитета в соответствии с            
посланием президента, не дожидаясь результатов эксперимента, первое, принять    
подзаконные акты о совместимых специальностях, чтобы бакалавр коммерции не      
мог объявить себя магистром юриспруденции или бакалавр ветеринарии -            
магистром истории, и, второе, утвердить единые стандарты гуманитарного          
образования в вузах как базу для развития личности и воспитания молодёжи?       
                                                                                
ФАЛЬКОВ В. Н. Спасибо за вопросы, Олег Николаевич. Я начну в обратном           
порядке.                                                                        
                                                                                
Вы абсолютно верно заметили про единые стандарты гуманитарного образования.     
Очень часто спрашивают: а чем та система, которую мы хотим сделать, будет       
отличаться от той, которая у нас существует и давно сформировалась? Ну вот      
одно из сущностных отличий - это единый подход к блоку дисциплин                
социально-гуманитарных. Что я имею в виду? В прежней логике у нас и             
методические материалы, и технологии образования, и подходы к преподаванию      
предметов - всё было отдано на откуп порой даже отдельно взятой кафедре или     
преподавателю. Мы понимаем, что это неправильный подход, и уже несколько лет    
ведём работу в этом направлении осторожно. Ну, вы знаете, что в этом учебном    
году во всех вузах страны для студентов всех направлений, невзирая на будущую   
специальность, стал преподаваться обновлённый курс истории. Он имеет            
определённый минимальный объём - 144 часа, раньше было гораздо меньше и это     
было отдано на откуп университетам. И мы подготовили соответствующую            
концепцию, которая разработана экспертами Института российской истории под      
эгидой Российского исторического общества. Хочу сегодня доложить, что в         
настоящее время завершается работа над соответствующими учебниками, они будут   
готовы к 1 сентября текущего года. Ну и обязательным элементом                  
образовательных программ стал модуль "Основы российской государственности",     
который отвечает на актуальные вопросы: что такое Россия, Российское            
государство, цивилизация. И мы буквально за год подготовили специалистов        
(хотя здесь есть ещё чем заниматься) и соответствующий учебный курс.            
                                                                                
По первому вопросу. В нашей системе высшего образования, которая будет с 2025   
года, не будет понятия "бакалавр", у нас будет высшее образование и             
специализированное высшее образование. Количество программ продолжительностью   
пять, пять с половиной лет мы сегодня, используя те полномочия, которые у нас   
есть, постепенно увеличиваем. И, как поручил нам президент, мы устраняем ещё    
одну проблему (на неё, может быть, мало кто обращает внимание): мы в            
результате преобразования даём больше возможностей для наших выпускников. Что   
я имею в виду? В прежней логике и в прежней системе только бакалавры имели      
право поступать в магистратуру и получать специализированное образование        
бесплатно. В новой логике любой, кто получил высшее образование, может пойти    
и бесплатно получить специализированное образование. Другое дело, что сама по   
себе эффективная массовая магистратура у нас, к сожалению, не сформировалась.   
В нашей новой системе магистратура останется, но будет совершенно иной.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Николаевич.                              
                                                                                
Пожалуйста, Сипягин Владимир Владимирович.                                      
                                                                                
Подготовиться Горячевой.                                                        
                                                                                
СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Валерий Николаевич, в соответствии с указом Президента Российской     
Федерации от 7 мая 2024 года № 309 предусмотрен комплекс задач в сфере науки    
и высшего образования. Большинство задач, конечно же, касается в первую         
очередь развития потенциала российской молодёжи, при этом одним из              
приоритетов в данном блоке является увеличение численности иностранных          
студентов не менее чем до 500 тысяч к 2030 году. Как, по мнению министерства,   
возможно использовать потенциал иностранных студентов? И какие меры             
необходимо принять для достижения заявленных показателей без ущерба для         
качества образования?                                                           
                                                                                
ФАЛЬКОВ В. Н. Спасибо большое, очень хороший вопрос. Это действительно очень    
серьёзная цель, и я очень кратко скажу, как мы намерены этого добиться.         
                                                                                
Прежде всего я хочу отметить, что нам нужны не просто иностранные студенты,     
нам нужны лучшие иностранные студенты, знающие русский язык и готовые           
работать в России либо соответственно быть проводниками нашей науки и нашего    
образования в странах своего исхода.                                            
                                                                                
Что касается мер, мы очень тщательно проанализировали ситуацию с вузами.        
Сегодня есть три основные болевые точки, где нам надо поработать.               
                                                                                
Первое, дефицит общежитий. Не решим вопрос с дефицитом общежитий - не решим     
вопрос с привлечением талантливых иностранных студентов. Поэтому программа      
обновления 800 общежитий и строительства студенческих городков в                
совокупности, которую поддержал президент, - это значительный шаг вперёд и      
возможности для иностранных студентов.                                          
                                                                                
Второе, сегодня мы оперируем понятием квоты: 30 тысяч - квота для иностранных   
студентов. Параллельно мы запускаем механизм предоставления специальных         
грантов. В чём разница? Очень просто: квота, которая даётся человеку на         
обучение, оплачивает только обучение, а когда человек, талантливый              
иностранный студент выигрывает в конкурсной ситуации грант, он может оплатить   
проезд, проживание в общежитии, у него там включены стипендия, в разумных       
пределах естественно, и страховка, и это делает российское образование          
гораздо более привлекательным для студентов.                                    
                                                                                
Ну и есть одна такая сфера, которую мы вообще пока не затрагивали, но в         
которой надо наводить порядок, - это работа с агентствами по набору             
иностранных граждан на обучение в России, так называемыми рекрутинговыми        
агентствами. В настоящее время, вы не поверите, их несколько сотен, больше      
600, причём 360 из них являются иностранными. По предварительным оценкам, они   
в год привлекают больше 15-20 тысяч иностранных граждан и ответственности за    
них не несут. С учётом фактов недобросовестного поведения ряда таких            
организаций мы в ближайшее время выйдем с инициативой проводить аккредитацию    
всех, кто работает с иностранными студентами, чтобы навести порядок.            
                                                                                
Ну если вкратце, то вот так.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ", Горячева Ксения Александровна.                
                                                                                
Подготовиться Румянцеву.                                                        
                                                                                
ГОРЯЧЕВА К. А., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                           
                                                                                
Уважаемый Валерий Николаевич, президент поставил задачу, чтобы к 2030 году по   
числу промышленных роботов Россия вошла в 25 ведущих стран мира. Готово ли      
министерство рассмотреть возможность создания дополнительного направления для   
передовых инженерных школ, которые здорово себя зарекомендовали именно в этой   
сфере - промышленной робототехнике, или перепрофилировать часть существующих,   
может быть, отдельно под это направление?                                       
                                                                                
ФАЛЬКОВ В. Н. Спасибо за вопрос, Ксения Александровна. Мы как подходим к        
этому вопросу? Я думаю, надо задействовать потенциал максимально большого       
количества наших школ, не только тех, которые созданы по проекту, но и всех,    
где есть инженерное образование, по-другому преподавать роботизацию,            
автоматизацию и развивать с точки зрения технологии и науки, поскольку это,     
по большому счёту, сквозная технология, которая используется и в                
автомобилестроении, и в авиастроении, в судостроении, в микроэлектронике, в     
металлургии, да нет такой отрасли, где у нас сегодня нет роботизации и          
автоматизации. В рамках федерального проекта мы посмотрели, проанализировали:   
более половины школ реализуют так или иначе соответствующие элементы того, о    
чём мы с вами говорим, это реальные технические решения, технологии и           
программно-аппаратные комплексы. Наиболее яркий пример - это                    
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, где есть   
универсальный сварочно-наплавочный технологический комплекс для пилотной        
производственной линии Онежского судостроительно-судоремонтного завода. Я мог   
бы и дальше перечислять: Уральский федеральный университет, наш базовый         
университет "СТАНКИН", Южный федеральный университет и так далее.               
                                                                                
Но вы абсолютно правильно говорите. Поскольку это сквозная технология и у нас   
стоит задача в последнем указе президента войти в число 25 стран по уровню      
роботизации, мы предусмотрим - каждый год производим корректировку              
соответствующих показателей федпроекта - соответствующий показатель и будем     
смотреть за тем, как двигаются школы. Это, мне кажется, стимулирует то, о чём   
вы говорите.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Николаевич.                              
                                                                                
Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Румянцев Александр Григорьевич.            
                                                                                
РУМЯНЦЕВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Валерий Николаевич, мы столкнулись с беспрецедентным санкционным      
давлением, которое является попыткой отрезать нашу страну от передовых          
научных и технологических разработок. Технологическое лидерство и запуск        
проектов технологического суверенитета были объявлены президентом               
приоритетными. Совершенно ясно, что эти вопросы не могут быть решены без        
науки, являющейся промоутером этих технологических решений. У меня вопрос:      
что планирует министерство с точки зрения решения этих вопросов? Ведь это       
потребует серьёзного повышения финансирования и обеспечения современным         
оборудованием научных центров.                                                  
                                                                                
ФАЛЬКОВ В. Н. Спасибо за вопрос. Я постараюсь ответить тезисно по основным      
моментам.                                                                       
                                                                                
Благодаря главе государства... У нас в указе от 7 мая, к которому мы сегодня    
много обращаемся, есть такой принципиально важный момент: целевой ориентир и    
гарантия того, что у нас будет больше денег на исследования и разработки, я     
имею в виду положение о том, что внутренние затраты на исследования и           
разработки должны составить к 2030 году не менее 2 процентов валового           
внутреннего продукта, в том числе за счёт увеличения инвестиций со стороны      
бизнеса не менее чем в 2 раза. При этом, что очень важно, государственные       
расходы на науку постоянно увеличиваются: за последние шесть лет, с 2018-го     
по 2023-й, фактические расходы федерального бюджета выросли на 68 процентов,    
с 355 миллиардов до почти 600 миллиардов рублей. При этом здесь же - вы         
прекрасно знаете, как устроены научные институты и научные сообщества, - мы     
сознательно увеличиваем конкурсную поддержку, долю конкурсного                  
финансирования, не просто госзадания, достаточно сказать, что конкурсная        
поддержка у нас выросла с 32 миллиардов до 146 миллиардов. Это означает, что    
в конкурентной борьбе университеты и наши научные центры получают эти           
средства, и это означает повышение эффективности расходования этих средств.     
Доля вообще конкурсных денег увеличилась с 9 до 24 процентов, и мы намерены и   
дальше увеличивать соответствующую программу.                                   
                                                                                
Что касается научной инфраструктуры, здесь есть два таких принципиальных        
момента. Нашим, российским уникальным преимуществом является наличие            
инфраструктуры класса мегасайенс, и она у нас располагается в регионах, я       
имею в виду и Байкальский нейтринный телескоп в Иркутской области, и            
Национальный гелиогеофизический комплекс, это и СКИФ - Сибирский кольцевой      
источник фотонов в Новосибирске, это и площадки Курчатовского института в       
Гатчине в Ленинградской области и так далее. Здесь в ближайшие два года мы      
сдаём и запускаем целый ряд очень серьёзных установок. Обновление приборной     
базы научных организаций: президент нам ставил цель - 50 процентов к концу      
2024-го, нам удалось обновить на 55, к концу этого года будет на 60             
процентов, и мы продлеваем эту программу. Ну и наконец, это связано с           
обновлением приборной базы, мы развиваем отечественную программу научного       
приборостроения, по сути дела возрождаем её: в Советском Союзе была отрасль     
научного приборостроения, многое потеряли, сейчас мы каждый год финансируем,    
вкладываем не менее 4 миллиардов и за несколько лет восстановим эту программу   
полностью.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, вопросы прозвучали. Давайте поблагодарим Валерия             
Николаевича. (Аплодисменты.)                                                    
                                                                                
Валерий Николаевич, спасибо. И ещё раз хочется подчеркнуть: для нас главный     
приоритет - повышение качества образования. В этом вопросе мы с вами не         
просто партнёры, мы должны объединиться для достижения этой цели.