Заседание № 212

14.05.2024
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 622662-8 "Об утверждении Кравцова Сергея Сергеевича Министром просвещения Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2034 по 2664 из 8282
Переходим к рассмотрению 6-го вопроса. О проекте постановления                  
Государственной Думы "Об утверждении Кравцова Сергея Сергеевича Министром       
просвещения Российской Федерации". Александр Юрьевич Синенко, полномочный       
представитель правительства, представит кандидатуру.                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю. В соответствии с частью 2 статьи 112 Конституции Российской       
Федерации Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом             
Владимировичем Мишустиным в Государственную Думу внесена кандидатура Кравцова   
Сергея Сергеевича для утверждения на должность министра просвещения             
Российской Федерации. Прошу рассмотреть и утвердить.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Доклад председателя Комитета по просвещению Ольги         
Михайловны Казаковой - позиция комитета. Заседание комитета состоялось в        
воскресенье.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, уважаемые кандидаты!          
Комитет по просвещению на расширенном заседании с участием депутатов других     
комитетов рассмотрел кандидатуру Кравцова Сергея Сергеевича на должность        
министра просвещения Российской Федерации. В ходе обсуждения кандидат           
представил программу основных направлений деятельности в соответствии с         
задачами, поставленными в Послании Президента Российской Федерации              
Федеральному Собранию и в указах главы государства.                             
                                                                                
В предыдущий период комитет плотно, тесно работал с министерством. В            
частности, мы прорабатывали такие вопросы, как создание единых учебников,       
укрепление системы трудового, патриотического, духовно-нравственного            
воспитания. И сегодня школа - это не место оказания услуг, а организация по     
обучению и гармоничному развитию детей. Но простых и второстепенных тем в       
отрасли нет, поэтому впереди большая работа.                                    
                                                                                
На заседании комитета звучали острые вопросы, звучала проблематика. Все         
депутаты внесли свои предложения, я назову лишь часть приоритетных              
направлений, о которых шла речь, и работа по которым нам в дальнейшем           
предстоит. Это развитие системы СПО, подготовка кадров по рабочим               
специальностям, запрос на которые в экономике страны растёт каждый день. Это    
подготовка и сохранение в профессии педагогов - в условиях дефицита учителей    
министерству и нам тоже, коллеги, предстоит непростая работа по решению этой    
задачи. Здесь же и отраслевые зарплаты, и уменьшение бюрократической            
нагрузки. Важнейший вопрос - это завершение работы по формированию безопасной   
и комфортной среды в образовательных организациях, а также организация          
качественного школьного питания, организация работы медицинских кабинетов. 8    
мая вышел указ президента по историческому просвещению, и здесь для нашей       
системы образования определён новый объём работы и тех задач, которые связаны   
с воспитанием, с образованием детей от дошкольного возраста до                  
совершеннолетия. К этой работе мы готовы.                                       
                                                                                
В ходе диалога и острого обсуждения кандидат дал обоснованные ответы на те      
вопросы, которые прозвучали. Мы видим, что по большинству задач есть план       
действий, но при этом понимаем, что по части тем нам ещё предстоит вместе       
найти подходы, выработать организационные и правовые решения.                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, в результате обстоятельного обсуждения комитет единогласно   
поддержал кандидатуру Сергея Сергеевича Кравцова на должность министра          
просвещения Российской Федерации и рекомендует Государственной Думе утвердить   
данную кандидатуру.                                                             
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за доклад, Ольга Михайловна.                      
                                                                                
Мы с вами, коллеги, будем опираться на единогласную позицию комитета, но        
обсуждать кандидатуру также будем исходя из того, о чём нам говорят и пишут     
избиратели.                                                                     
                                                                                
Давайте послушаем Сергея Сергеевича Кравцова, который представит программу      
основных направлений деятельности Министерства просвещения, учитывая, что       
вопросов много.                                                                 
                                                                                
КРАВЦОВ С. С., кандидат на должность министра просвещения Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В       
первую очередь позвольте поблагодарить вас за постоянное и системное            
взаимодействие в предыдущие годы, за конструктивную критику, которая помогает   
улучшить качество нашей работы. При вашей поддержке уже много сделано: это      
возвращение в школы урока труда, начальной военной подготовки, открытие групп   
продлённого дня, возможность передачи школ на региональный уровень.             
                                                                                
Небольшая презентация, пожалуйста*.                                             
                                                                                
Вот на что я хотел бы ещё обратить внимание. Помните, начиная с 90-х годов в    
школе активно работали так называемые эксперты Всемирного банка, Британского    
совета, была ориентация на западные идеологические ценности? Ни к чему          
хорошему, конечно, это не приводит. Сегодня благодаря принятым законам          
система выстроена таким образом, чтобы работать с учётом существующих вызовов   
только в интересах нашей страны, наших школьников, наших граждан, выстроена     
единая система управления. Понятно, есть проблемы, которые нужно решать, я о    
них скажу.                                                                      
                                                                                
Учебники. Раньше было - помните? - по 50 учебников на каждый предмет. Сегодня   
введён, как в советское время, Геннадий Андреевич, единый учебник. Вот у нас    
в учебнике истории уже есть и о воссоединении, о новых регионах, и о причинах   
специальной военной операции. Наша задача состоит в том, чтобы по каждому       
предмету были такие государственные учебники - качественные, с хорошим          
аппаратом. И о снижении стоимости учебников, коллеги, вы тоже говорили.         
                                                                                
Единое содержание образования: с 90-х годов фактически каждая школа, каждый     
учитель работали по своей программе, сегодня же благодаря принятому закону у    
нас учебный год уже идёт по единым федеральным программам и стандартам.         
                                                                                
Воспитание - один из ключевых вопросов. Благодаря президенту в 2020 году        
воспитание вернулось в школы, и сегодня наша задача - максимальное вовлечение   
родителей в воспитательный процесс.                                             
                                                                                
Важнейшее направление - это международная деятельность. И я благодарю           
депутатов. Мы открываем центры открытого образования, направляем наших          
учителей, открываются школы - эту работу нужно усиливать, это тоже ключевая     
задача.                                                                         
                                                                                
Цифровая образовательная среда. Раньше в школах у нас были коммерческие         
цифровые системы, сегодня - единая государственная информационная система,      
разработанная вместе с Максутом Игоревичем в дополнение к традиционной          
системе образования. Но я ещё раз подчеркну, что никакие информационные         
технологии не заменят живого общения с учителем, нашу отечественную             
традиционную систему образования.                                               
                                                                                
Престиж профессии учителя. Да, определённые серьёзные проблемы у нас были,      
они остаются, но сегодня педагогическое направление - уже второе по             
популярности, здесь нам надо и дальше активно работать.                         
                                                                                
Профориентация. Много говорили сегодня про кадры, это тоже очень важно. В       
законе была возвращена профориентация. Уже в этом году в каждом классе с 6-го   
по 11-й проходят уроки "Россия - мои горизонты".                                
                                                                                
Развитие инфраструктуры. Это и строительство новых школ, и капитальный          
ремонт. Как видите, здесь все данные представлены.                              
                                                                                
Отдельное направление - "Профессионалитет". Мы помним 90-е годы, когда только   
30 процентов, 20 процентов поступало в колледжи. Сегодня после 9-го класса      
уже более 65 процентов идут в колледжи, активно развивается программа           
"Профессионалитет".                                                             
                                                                                
И детский отдых. Также, помните, не строились детские лагеря, центры -          
сегодня у нас в Пскове строятся центры, большую программу вместе с Советом      
Федерации мы ведём по строительству новых детских центров и лагерей и эту       
работу обязательно будем продолжать.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас есть чёткий план дальнейшей работы, заданный прежде    
всего посланием президента, указами президента. Среди ключевых вопросов -       
кадровый вопрос, будем пристальное внимание уделять проблеме дефицита кадров,   
это первое. Второе, особое внимание уделим дошкольному образованию, это тоже    
очень важный период в становлении молодого человека. Третье - система оплаты    
труда, повышение престижа педагогической профессии. Четвёртое -                 
государственные учебники и снижение стоимости государственных учебников. И      
пятое - развитие педагогического образования. Позавчера на заседании комитета   
мы это обсуждали - включаем педагогические колледжи в программу                 
"Профессионалитет". Также мы начали разработку комплексной стратегии развития   
системы образования до 2036 года, будем активно над ней работать и приглашаем   
к тесному сотрудничеству и взаимодействию... (Микрофон отключён.)               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавить минуту или достаточно вам времени? Достаточно.   
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Вопросы, пожалуйста.                                                            
                                                                                
Фракция КПРФ - Берулава Михаил Николаевич. Подготовиться Чернышову.             
                                                                                
БЕРУЛАВА М. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович.                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Сергеевич, вами сделано очень много за короткое время.         
Отмечу прежде всего единое образовательное пространство, тысячи учебников       
забраковали, то есть меняется не только содержание образования, но и            
стратегия. Всё это сделано молниеносно, но ещё много, много нерешённых          
проблем. Наша фракция, продолжая линию президента страны по организации         
питания школьников, внесла законопроект о бесплатном питании учащихся с 5-го    
по 9-й класс, однако министерство пока не поддерживает наше предложение - это   
принципиальная позиция или министерство пересмотрело своё отношение и готово    
его поддержать?                                                                 
                                                                                
КРАВЦОВ С. С. Уважаемый Михаил Николаевич, уважаемые коллеги! Я прежде всего    
хочу поблагодарить фракцию, Геннадий Андреевич, вас за конструктивное           
взаимодействие, в целом партию. У нас со всеми партиями выстроено               
конструктивное взаимодействие.                                                  
                                                                                
Что касается питания. Действительно, проект по бесплатному горячему питанию,    
завтракам охватывает более 7,5 миллиона первоклассников, он очень важен для     
здоровья школьников. Понятно, что хочется продолжать этот проект. У нас уже     
25 процентов учащихся 5-9-х классов за счёт региональных программ обеспечены    
бесплатным питанием. Ну, данный вопрос требует отдельного обсуждения в          
структуре правительства. Возможно, при формировании бюджета на следующий год    
можно вернуться к этому вопросу, он действительно актуальный.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Чернышов Борис Александрович, фракция ЛДПР.   
                                                                                
Подготовиться Лантратовой.                                                      
                                                                                
ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.    
                                                                                
Мой вопрос о комплектации школ учителями-предметниками. Сегодня действительно   
актуальным является вопрос комплектации школ такими учителями. Молодые          
учителя неохотно идут работать в школы. В 20 процентах субъектов признают       
наличие данной проблемы. Вообще, вы часто говорите о том, что сегодня           
запредельный спрос на педобразование, - это так: студенты приходят, учатся,     
получают дипломы, а затем через год-два уходят, и это действительно сегодня     
факт. После соответствующих поручений Президента России, данных в сентябре      
2022 года, были приняты некоторые меры для решения этого проблемного вопроса    
- достаточно ли принятых мер? Каковы тенденции и что дополнительно планирует    
делать Министерство просвещения для привлечения молодых учителей в школы и      
устранения кадрового дефицита?                                                  
                                                                                
КРАВЦОВ С. С. Уважаемый Борис Александрович, спасибо за вопрос. Я уже сказал,   
это один из ключевых наших приоритетов. Об этом вы, Вячеслав Викторович,        
постоянно говорили, действительно мы эту проблему видим.                        
                                                                                
Первое. Мы уже сейчас собрали данные о потребностях по школам и колледжам,      
выяснили, что реально необходимо. И что касается тех проблем, о которых вы      
говорили, когда учитель физкультуры, допустим, ведёт биологию, химию. Сегодня   
у нас есть полная информация по этому вопросу, и мы синхронизируем это с        
нашими выпускниками педагогических вузов, классических университетов. Вот с     
Валерием Николаевичем тоже в координации здесь работаем и активно, подробно     
обсудили этот вопрос там, в классических университетах, где есть                
педагогическое направление, в педагогических институтах.                        
                                                                                
Второе. Принято решение мною о создании в министерстве отдельного профильного   
структурного подразделения по прогнозу кадровой потребности.                    
                                                                                
Третье. В ближайшее время мы организуем единый портал для педагогов с           
актуальной информацией о вакансиях и предложениях по трудоустройству. То        
есть, уважаемые коллеги, в режиме реального времени по каждой школе, по         
каждому колледжу мы будем видеть, какие педагоги преподают, их квалификацию,    
какая потребность, какие педагоги нужны. Вот это очень важно, потому что        
звучат разные цифры - Росстат одни цифры даёт, аналитики дают другие цифры, -   
а здесь мы в режиме реального времени такую работу организуем на                
информационной платформе.                                                       
                                                                                
Четвёртое. Там, где педагогические вузы есть, мы их полностью                   
синхронизировали с региональными органами управления образованием. Есть         
школы, в которых студенты на втором курсе обязательно проходят практику,        
детские центры тоже принимают студентов педагогических вузов на практику. Мы    
решили - тоже с Валерием Николаевичем обсудили, - что создаём педагогические    
округа для более тесного взаимодействия с классическими университетами, и       
наши педагогические университеты будут методически работать с классическими     
университетами. Также мы будем развивать педагогическое образование, об этом    
я сказал, и профессиональную ориентацию. У нас уже открыто более 5 тысяч        
профильных психолого-педагогических классов, для того чтобы ребята чаще         
выбирали профессию учителя. Эту работу будем продолжать.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Лантратова Яна Валерьевна, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА        
ПРАВДУ".                                                                        
                                                                                
Подготовиться Скрозниковой.                                                     
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Сергеевич, учитывая, что в зале присутствуют представители и   
Минпросвещения, и Минтруда, мы с депутатами Ивенских и Аксёненко поднимаем      
межведомственный вопрос.                                                        
                                                                                
Президент говорит о важности поддержки педагогов, говорится о нехватке          
школьных психологов - тысяча обращений. Работа школьного психолога и            
социального педагога не идёт в педагогический стаж, дающий право на досрочную   
пенсию, потому что 22 года назад было принято постановление правительства и     
список профессий ни разу не обновлялся. Но в реалиях, когда их труд при         
небольшой зарплате сочетает и педагогическую деятельность, и работу с           
трудными, девиантными детьми, и работу с детьми участников СВО, помощь им       
справиться со стрессом, нагрузка огромная. Это абсолютно несправедливо.         
Поддерживаете ли вы создание межведомственной группы для решения этого          
вопроса?                                                                        
                                                                                
КРАВЦОВ С. С. Уважаемая Яна Валерьевна, действительно, оказание                 
психологической помощи, вообще развитие психологической службы в целом и        
поддержка работы социальных педагогов - это очень важный, насущный вопрос.      
Головным центром всей методической работы у нас здесь выступает один из         
ведущих вузов - Московский государственный психолого-педагогический             
университет, вы очень хорошо знаете, руководит им Виталий Владимирович          
Рубцов, это серьёзная научная школа. И вот буквально в пятницу у нас            
состоится итоговая коллегия Министерства просвещения, на которой одним из       
вопросов мы как раз выносим вопрос повышения квалификации школьных              
психологов, социальных педагогов по работе с детьми, родители которых           
участвуют в специальной военной операции. Есть уже конкретные и предложения,    
и решения - будем обсуждать, закрепим их в решении коллегии. Здесь мы           
работаем вместе с фондом "Защитники Отечества", с отцом Киприаном.              
                                                                                
Что касается непосредственно вашего вопроса, то социальные педагоги и           
педагоги-психологи в списках, касающихся досрочной пенсии, есть. Но проблема    
в чём? Эта работа засчитывается в стаж работы, дающей право на получение        
досрочной пенсии, только если осуществляется работа в специальных               
образовательных учреждениях для тех детей, которые нуждаются в                  
социально-психологической помощи. Мы с Антоном Олеговичем обсудили этот         
вопрос, у нас есть решение данных проблем. Требуется отдельное обсуждение,      
возможно, и в рамках рабочей группы. Убеждён, что мы найдём решение этого       
вопроса.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вот всё-таки исходя из того, что нам   
принимать решение, давайте мы зададим вопрос кандидату на должность министра:   
а какие проблемы люди на сегодняшний день нам транслируют по вопросам,          
связанным с образованием, со школами, что их волнует, коллеги? Цифровизация     
обучения, цифровизация школ - процессы, которые отдаляют родителя от учителя,   
учителя от ученика. Вот какая позиция здесь у кандидата на должность министра   
просвещения? У нас дальше цифровизация будет продолжаться или мы всё-таки       
найдём в себе силы, остановимся, признаем ошибки и сделаем всё для того,        
чтобы был постоянный диалог учителя с родителем, учителя с ребёнком, чтобы      
возможность для этого была создана? Какова ваша точка зрения? Так, коллеги,     
или нет? (Аплодисменты.) Вот к вам обращаются с этими вопросами? Обращаются.    
Ну так давайте задавать и эти вопросы. А когда комитет у нас "одобрямс" 100     
процентов, мы проголосовали, но при этом всё бурлит, вопросы нам делегируют,    
мы чью точку зрения-то отражаем? Тогда надо председателю профильного комитета   
встать вот здесь рядом, разделить ответственность, и потом вместе либо к        
победе, либо... Политика - это поступки и решения. (Аплодисменты.)              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРАВЦОВ С. С. Однозначно.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что однозначно? Поддерживаете?                            
                                                                                
КРАВЦОВ С. С. Да.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот, Сергей Сергеевич, пожалуйста, свою точку зрения      
выскажите. Давайте спорить, если вы против, тогда это будет хороший разговор,   
и потом он ляжет в основу принимаемых решений. Если вы поддерживаете - кто      
мешает, назовите фамилии. Пожалуйста.                                           
                                                                                
КРАВЦОВ С. С. Первое, о чём хочу сказать: мы никогда - неоднократно об этом     
говорили - не откажемся от традиционной системы обучения, никогда!              
Взаимодействие ребёнка, школьника с учителем - это ключевая составляющая не     
только процесса обучения, но и прежде всего воспитания. Никакие                 
информационные технологии, искусственный интеллект, при всём уважении, не       
заменят систему воспитания, передачу ценностей. Это очень важно.                
                                                                                
Второе. Такие проблемы действительно возникают, вы правильно аплодируете и      
говорите, и они ещё остаются, особенно после ковида, когда вынужденно           
применялась такая мера - перевод детей на дистанционное обучение. Это была      
вынужденная мера, и мы неоднократно говорили, и в правительстве говорили,       
что, как только ограничения уйдут, школьники вернутся за парты. Это сделано.    
Да, есть трудные районы, где в силу природных условий дети вынужденно учатся    
дистанционно, там такое возможно, чтобы не нарушался образовательный процесс,   
но, ещё раз, информационные технологии - у нас здесь единая позиция с           
Максутом Игоревичем - только в дополнение, при желании. Если учитель хочет      
продемонстрировать тот или иной учебный материал с использованием электронных   
ресурсов, сделать его более интересным - пожалуйста. Это добровольно.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Сергеевич, но это не ответ, это           
лозунги. Вот смотрите, пандемия прошла? Прошла. А у нас с вами те цифровые      
средства коммуникации, которые использовались в ходе пандемии - и тогда это     
было обоснованно, - не отменены. Рассказывать, что есть протяжённые             
территории... мы все прекрасно это знаем, более того, представляем интересы     
людей с этих территорий. По видео-конференц-связи, с использованием             
всевозможных средств именно такой коммуникации ребёнок знания эффективно не     
получит. Поэтому предлагайте, мы поддержим, но не надо лукавить, и, если есть   
у вас точка зрения в отношении цифрового обучения и прихода цифры - и           
цифровой дневник, и многое другое, - давайте эти вопросы обсуждать и            
предлагайте опять решение, потому что люди категорически возражают против       
того, что им навязывают, именно навязывают.                                     
                                                                                
Потом, ещё проблема: всё больше и больше вакансий в школах. И вот этот          
подход, что у нас всё хорошо и учитель физкультуры, после того как ему          
поставит штампик частная организация по повышению квалификации, получает        
право вести математику и физику, стал распространённым. Это на что влияет? На   
качество образования. Это ключевой вопрос. Хорошо, что в школах                 
учителя-пенсионеры остаются работать, а если они завтра уйдут, что будет? Об    
этом речь идёт. По бумагам всё хорошо, потому что ведут по два, по три          
предмета, а на деле качество снижается. Вот реальная обстановка.                
                                                                                
Лучше, чтобы мы, глядя друг другу в глаза, обсуждали реальную картину, а не     
"одобрямсом" занимались. Ведь нам нести ответственность, и мы сегодня должны    
вам сказать о тех проблемах, которые предстоит решать кому? Министру. Мы в      
сторону не отходим, но при этом нам хотелось бы, чтобы и вы это понимали.       
                                                                                
А потом, а что, эффективно реализует министерство возможность целевого          
набора? Нужно отдать должное министерству высшей школы, Министерству            
здравоохранения, они определили до 70 процентов возможность поступления на      
бюджетное отделение по целевому набору, это льготное поступление - а за 2023    
год целевые квоты приёма на педагогические специальности выполнены на 33,5      
процента. Почему? Кто отвечает за это? С одной стороны, у нас есть дефицит, с   
другой стороны, есть возможность направить ребятишек учиться - а квоты не       
выбираем. Это тоже вопрос вам.                                                  
                                                                                
Коллеги, вы как считаете, прохождение процедуры утверждения?.. Вот              
задумайтесь: вчера нам было приятно, когда заместители председателя             
правительства здесь выступали, - почему? Мы даже гордились тем, что такие       
кандидатуры утверждаем, поддерживаем, потому что - знания, профессионализм,     
понимание целеполагания. Нам хочется, чтобы и министры так же... потому что     
вы ключевые фигуры в системе управления. У вас есть возможность: вы можете      
дополнительно принять по целевому набору, решить проблему.                      
                                                                                
Вот Геннадий Андреевич начинал с работы учителем, Мельников, профессор          
Московского университета, тут специалистов очень много, я не беру, там... у     
нас и Смолин, и многие другие наши коллеги. Давайте всё-таки посерьёзнее к      
этому отнесёмся. Цифровизация бездумная - ответ. И решение проблем дефицита     
кадров: сколько времени надо - год, два, три? Возьмите и назовите, а мы будем   
помогать вам решать эту задачу через законодательное обеспечение ваших          
предложений. Там есть и другие проблемы, президент держит на отдельном          
контроле реализацию программы по капитальному ремонту. А у нас получается:      
всё то, что делает президент, записываем себе в багаж - а то, что вы должны     
делать?                                                                         
                                                                                
Почему изменена Конституция и почему именно такой формат назначения? Для        
того, чтобы вот такой разговор был, чтобы вы понимали, что здесь ваш            
избиратель, здесь люди, которые назначают, здесь люди, которые за свой голос    
отвечают. Я вот почему так говорю? Потому что мне, конечно, важно, чтобы        
ситуация поменялась, чтобы мой голос был не зря отдан, чтобы можно было потом   
и спрашивать, но и помогать.                                                    
                                                                                
А когда "одобрямс", Ольга Михайловна... Смотрите, мы так придём к тому, что     
нам надо будет ротировать председателей комитетов. Почему? Если в отрасли, в    
министерстве ситуация не будет меняться, кто будет нести ответственность? В     
том числе председатель комитета, потому что вы вырабатывали кадровое решение,   
вы сейчас нас убеждаете, что надо принять это решение, большинство голосов      
за. Для нас это аргумент, но тогда несите ответственность, тогда все вопросы    
по цифровизации, по другим темам мы вам отдаём - вставайте на трибуну перед     
нами и отчитывайтесь. Вот о чём речь идёт!                                      
                                                                                
Опираются на то, что сопротивляется. Вот рядом там Школкина: у неё есть         
позиция, как угодно можно относиться, но на неё можно опираться, потому что у   
неё позиция есть. А когда позиции нет, о чём говорить? Об этом речь идёт.       
                                                                                
Так что, Сергей Сергеевич, либо меняем отношение, все понимаем, что там         
проблем много, вам помогаем и ситуацию меняем, либо это разговор очень          
ответственный и дальше мы уже будем обсуждать с председателем правительства     
его последствия. (Аплодисменты.)                                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРАВЦОВ С. С. Спасибо.                                                          
                                                                                
Я предлагаю тогда, Вячеслав Викторович, может быть, отдельное такое, мы         
говорили, обсуждение по всем вопросам провести.                                 
                                                                                
В системе образования нет быстрых решений - я сегодня говорил о необходимости   
изменения прежде всего идеологии и подходов к системе образования. У нас в      
школах сейчас работают по единым программам, стандартам, у нас появились        
государственные учебники. Мы видим те проблемы, которые есть по кадрам, и       
педагогические вузы здесь работают, у нас сегодня от 10 до 18 человек на        
место, и это хорошо, педагогические классы стали развиваться, в колледжи        
пошло более 65 процентов школьников - выпускников 9-х классов. Зарплаты - это   
те проблемы, которые действительно есть, которые будем решать.                  
                                                                                
Но, ещё раз, у нас важная проблема - это когда мы на федеральном уровне         
законы приняли, нормативные документы приняли, а до каждой школы они не         
дошли, все те решения, в том числе по информатизации. Вот это тоже одна из      
ключевых проблем. Коллеги, давайте откровенно ответим на вопрос: запрет на      
мобильные телефоны - мы поддержали этот закон, очень важный, - он во всех       
школах действует, реализуется? Поэтому есть...                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Сергеевич, это кому вопрос? Мы это инициировали    
и этот закон приняли.                                                           
                                                                                
КРАВЦОВ С. С. Да-да-да, я сейчас... Да-да-да.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вот во всех или не во всех... Это ваша задача -         
реализовывать нормы закона. Вы правоприменитель!                                
                                                                                
КРАВЦОВ С. С. Да. Для того чтобы реализовать норму закона, чтобы она            
работала, есть определённые механизмы (сейчас не буду говорить), как это        
работает. Поэтому одна из наших ключевых задач, задач на ближайшее время -      
это чтобы все те решения, которые приняты, абсолютно правильные, в интересах    
наших школьников, по созданию единого образовательного пространства,            
реализовывались в каждой школе. Вот здесь есть определённые проблемы и          
определённые вопросы, и мы тоже рассчитываем и на вашу помощь, и на вашу        
поддержку, на то, что совместно мы эти вопросы решим.                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ольга Михайловна, у вас есть что добавить, исходя из того, что мы обсуждаем?    
Мы опираемся на ваше решение - вы понимаете тоже ответственность?               
                                                                                
Пожалуйста, Казаковой включите микрофон.                                        
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно,    
те вопросы, проблемы, Вячеслав Викторович, которые сейчас звучали, были         
обозначены и обсуждались и в комитете. И мы понимаем, что это проблемные,       
непростые вопросы. Мы их решаем, естественно, не за один день, постепенно, и    
к законодательным нормам готовимся - и по цифровизации, и по целевому набору,   
по тому закону, который мы приняли. Безусловно, Вячеслав Викторович, мы свою    
ответственность видим, и мы своё непосредственное участие в этой работе тоже    
принимаем и в дальнейшем будем конструктивно с министерством                    
взаимодействовать в этом плане.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ну, что касается конструктивного взаимодействия, здесь как раз всё в порядке.   
                                                                                
Переходим к следующему вопросу.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ", Скрозникова Анна Валерьевна.                  
                                                                                
Подготовиться Ивенских.                                                         
                                                                                
СКРОЗНИКОВА А. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Сергеевич, мой вопрос будет касаться отчётов. В настоящее      
время организации образования получают большое количество запросов по           
отчётности из самых разных ведомств, более того, они дублируются в самых        
разных формах заполнения. Для решения проблемы избыточной отчётности            
директора школ просят создать какую-то единую цифровую площадку, где мы будем   
собирать со всех ведомств по нужной форме отчёты.                               
                                                                                
Наша фракция предлагает создать единую централизованную цифровую платформу в    
сфере образования, на которой будут размещаться отчётные документы детских      
садов, школ, вузов, колледжей. Она должна стать единственным источником         
получения - по закрытым кодам доступа - информации для всех профильных и        
непрофильных ведомств, в том числе для контролирующих органов. В этом случае,   
мы считаем, цифровизация может стать нашим другом и сослужить нам хорошую       
службу. Поддержите ли вы создание такой платформы?                              
                                                                                
КРАВЦОВ С. С. Анна Валерьевна, спасибо за вопрос. Только что Вячеслав           
Викторович, коллеги говорили о цифровизации, вы вопрос задаёте о создании       
новой цифровой платформы - здесь нет однозначных ответов и решений простых и    
понятных. Да, цифровизация - это благо, но если это позволяет достигать тех     
целей, которые ставятся перед системой образования: воспитание, обучение,       
снижение бюрократической отчётности, о чём вы сказали. Принят закон -           
коллеги, я вас благодарю - о том, что только пять документов заполняет          
учитель, это тоже очень важно. Сегодня на рассмотрении в Государственной Думе   
законопроект о сокращении отчётности, ограничении её для воспитателей           
дошкольных учреждений и колледжей.                                              
                                                                                
Что касается отдельной платформы, то, наверное, в этом нет необходимости. У     
нас есть государственная информационная система, которую можно как раз          
развивать и там размещать все отчёты, чтобы в режиме реального времени          
видели, какие отчёты идут, запросы от разных ведомств в отношении школы. Ещё    
раз подчеркну, что наша задача - максимально разгрузить учителя, чтобы          
учитель работал, больше времени уделял детям, и в рамках государственной        
информационной системы "Моя школа", думаю, вот такое предложение реализуемо.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, заключительный вопрос - Ивенских Ирина        
Валентиновна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Пожалуйста, Ирина Валентиновна.                                                 
                                                                                
ИВЕНСКИХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Сергеевич, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" вместе с Министерством       
просвещения реализует программу капитального ремонта школ. Со следующего года   
по поручению нашего президента запускается аналогичная программа по             
капитальному ремонту детских садов и учреждений среднего профессионального      
образования. При этом школы, включённые в эту программу, плюсом получают        
средства на оборудование: спортивный инвентарь, компьютерную технику, мебель,   
что важно. Есть предложение учесть необходимость обновления оборудования и в    
новой программе капитального ремонта, касающейся детских садов и учреждений     
системы СПО. Именно с этим вопросом сейчас к нам активно обращаются и           
воспитатели, и педагоги. Как вы относитесь к такому предложению?                
                                                                                
КРАВЦОВ С. С. Спасибо за вопрос, коллеги. Я хочу отдельно поблагодарить         
партию "ЕДИНАЯ РОССИЯ" за взаимодействие. Действительно, сложнейший проект -    
и по строительству новых школ, и по капитальному ремонту. Мы превысили          
показатель, установленный президентом, по итогам 2022-2023 годов на тысячу -    
уже более 4100 школьных зданий отремонтировано. И хочу поблагодарить            
Министерство финансов, Антона Германовича за то, что деньги предусмотрены не    
только на капитальный ремонт, но и на оборудование. Сегодня фактически зайти    
в школу, особенно в сельскую школу, о чём мы тоже говорили, уделить внимание    
сельским школам, у нас 27 тысяч сельских школ, очень важно. Другое дело то, о   
чём, Вячеслав Викторович, вы говорили: школа ремонтируется, а потом вдруг по    
каким-то причинам может быть закрыта. Поэтому с каждым регионом в течение       
лета мы проработаем план реализации послания президента в части дошкольных      
учреждений и колледжей. По детским садам мы уже предусмотрели в бюджете         
возможность оснащения, то есть не только капитального ремонта детских садов.    
По колледжам в рамках проекта "Профессионалитет" есть существенные деньги со    
стороны министерства федерального уровня, регионов, отрасли, как сегодня        
Антон Андреевич говорил, активно стали вкладывать - и мы как раз закупаем       
оборудование.                                                                   
                                                                                
Мы ставим себе задачу, что к 2030 году все школы, детские сады и колледжи       
придут в нормативное состояние. И здесь также рассчитываем на конструктивное    
взаимодействие - программа очень важная, и депутатский контроль здесь тоже      
необходим.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, вопросы заданы. Давайте поблагодарим Сергея Сергеевича.      
                                                                                
Сергей Сергеевич, спасибо. (Аплодисменты.) Надеюсь, что вы услышали все         
проблемы, которые прозвучали.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 7-го вопроса нашей повестки. О      
проекте постановления Государственной Думы "Об утверждении Лут Оксаны           
Николаевны Министром сельского хозяйства Российской Федерации". Представит      
кандидатуру полномочный представитель правительства Александр Юрьевич           
Синенко.                                                                        
                                                                                
Но прежде чем мы приступим к рассмотрению вопроса, давайте поздравим Елену      
Александровну Ямпольскую с назначением на должность советника Президента        
Российской Федерации. (Аплодисменты.)                                           
                                                                                
Учитывая, что дальше у нас работа в регионах, а вам, Елена Александровна, уже   
надо работать в новом качестве, конечно, мы надеемся, что на следующей неделе   
вы придёте в Государственную Думу, когда будет решаться вопрос о сложении       
полномочий.                                                                     
                                                                                
Коллеги, давайте мы поблагодарим - думаю, вы все присоединитесь, - Елену        
Александровну за то, что она многое сделала и в сфере культуры, и в             
законодательном обеспечении этой непростой отрасли (её даже отраслью            
неправильно называть), ну и вообще за совместную работу. Спасибо, Елена         
Александровна! (Аплодисменты.)                                                  
                                                                                
Коллеги, и есть предложение Гарри Владимировича Минха поздравить.               
(Аплодисменты.) Для нас Гарри Владимирович - это человек, который на            
протяжении уже многих созывов, несмотря на то что многие из нас не              
переизбираются, другие приходят, переизбираются, остаётся как символ            
стабильности.                                                                   
                                                                                
Поздравляем, Гарри Владимирович! Успехов! (Аплодисменты.) Приятно с вами        
работать: профессиональный юрист, заслуженный юрист Российской Федерации.       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович что-то хочет сказать.                  
                                                                                
Пожалуйста, Минху включите микрофон.                                            
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, дорогие кандидаты в состав   
правительства! Я действительно горд тем, что Президент Российской Федерации     
вот уже неоднократно позволяет мне продолжить этот непростой труд. И я          
специально подчеркнул, обратился к кандидатам в члены правительства - они       
сегодня на своей шкуре почувствовали, что такое общение с одной из палат        
Федерального Собрания. Это действительно сложное и человечески, и               
профессионально направление деятельности, я очень рад, что мне вместе с вами    
удаётся в этом направлении что-то сделать. Конечно, мы живые люди, мы           
работаем, мы совершаем ошибки, и это тоже одна из граней нашей профессии.       
                                                                                
Ещё раз спасибо большое, Вячеслав Викторович, и депутаты, и будущие члены       
правительства, как я надеюсь, и спасибо Президенту Российской Федерации за      
то, что он нам с вами доверяет. Спасибо большое! (Аплодисменты.)                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поздравляем, Гарри Владимирович, Елена Александровна.