Заседание № 212
14.05.2024
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 622660-8 "Об утверждении Шадаева Максута Игоревича Министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6296 по 6708 из 8282
Переходим к завершающему вопросу. О проекте постановления Государственной Думы " Об утверждении Шадаева Максута Игоревича Министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации". Представление кандидатуры сделает полномочный представитель правительства в Думе Александр Юрьевич Синенко. Пожалуйста, Александр Юрьевич. СИНЕНКО А. Ю. В соответствии с частью 2 статьи 112 Конституции Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации Мишустиным Михаилом Владимировичем в Государственную Думу для утверждения внесена кандидатура Шадаева Максута Игоревича на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Прошу рассмотреть и утвердить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово для доклада по предложенной кандидатуре имеет председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Евсеевич Хинштейн. Пожалуйста, Александр Евсеевич. Комитет рассмотрел кандидатуру - представьте, пожалуйста, позицию, выскажите свою точку зрения. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Заключительный вопрос нашей сегодняшней очень насыщенной повестки дня, а, как учил Штирлиц, сильнее всего запоминаются первый и последний вопросы. Комитет рассмотрел в минувшее воскресенье кандидатуру Максута Игоревича Шадаева на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Человек комитету, безусловно, известный. Мы специально посчитали, что за период пребывания в должности, с 2020 года, Максут Игоревич принял участие в 20 заседаниях нашего комитета, что составляет примерно половину общего числа. Мы внимательно заслушали его программу, и должен сказать, что это, конечно же, не был отчёт-реляция, при том, что в сфере развития IT и связи у государства есть очевидные достижения, достаточно сказать, что за четыре года экономика Рунета выросла в 3,5 раза. Разговор у нас шёл ровно так, как ориентирует нас Председатель Государственной Думы, - о том, чего ждут от нас люди, о существующих проблемах, которых, конечно же, в этой сфере достаточно. Мы также говорили о ключевых задачах, которые стоят перед министерством цифрового развития и которые, мы рассчитываем, будут выполняться. Это цифровая трансформация государства и общества. Это обеспечение технологического суверенитета, и здесь нам много над чем работать, потому что уровень импортозамещения, честно признаем, сегодня ещё недостаточно высок. Развитие связи и Интернета и их доступность по стране: одна из ключевых задач, поставленных президентом, - обеспечить 97 процентов домохозяйств, подключённых к широкополосному Интернету, к 2030 году, сегодня эта цифра не дотягивает и до 90 процентов. Цифровая безопасность - важнейшая и очень острая тема, которая, уверен, волнует всех. Высокая киберпреступность: по-прежнему у нас каждое четвёртое преступление в стране совершается с применением информационно-телекоммуникационных технологий, не прекращаются утечки персональных данных. Ну и отдельная тема, которую мы подробно рассмотрели, - это развитие "Почты России". Ей, напомню, коллеги, мы уделим отдельное внимание в июне текущего года, когда будем проводить специальный "правительственный час". Несмотря на остроту дискуссии - она длилась два с лишним часа, и было расширенное заседание комитета, на которое мы пригласили не только представителей других фракций, но и представителей отраслевых организаций, крупнейших госкомпаний, общественных структур, - комитет посчитал необходимым и возможным поддержать кандидатуру Максута Игоревича Шадаева и рекомендовать Государственной Думе эту кандидатуру утвердить. Мы полагаем, что та работа, которая ведётся сегодня Минцифры, должна быть продолжена и задачи, поставленные руководством страны, в первую очередь содержащиеся в указе президента "О национальных целях развития...", а там у нас аж 11 целевых показателей, безусловно, должны быть выполнены. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евсеевич. Уважаемые коллеги, обратите также внимание на доклад Хинштейна, насколько он сбалансирован: цели, задачи, проблемы, поддержка, но вместе с тем объективная оценка ситуации. Максут Игоревич, ну, прежде всего, вы можете без планшета. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. А вы вспомните, что говорил у нас Владимир Вольфович Жириновский. Он всегда призывал не пользоваться подручными материалами. Поэтому, когда вы несёте планшет, это вызывает опасения, что будет дальше. Максут Игоревич, учитывая, что вы работаете и с вами знакомы все, остановитесь больше на проблемах, на задачах. И может быть, начните с того, что технологии должны развиваться, но не надо людей загонять в эти технологии, они должны помогать людям. К нам много обращаются по поводу ситуаций, когда появляющиеся разработки дальше уже не просто людей пугают, а людей встраивают в них. Вот роль министра цифрового развития - развивать всё новое, технологичное, чтобы мы были впереди других государств, но при этом люди должны иметь право выбора, они должны иметь возможность, если хотят, пользоваться, не хотят - не пользоваться, чтобы не было цифрового рабства. Об этом сейчас разговор. Вот ваша личная позиция, точка зрения министра, вы отрасль развиваете: у нас здесь будет демократия, у нас здесь будут свободы или нет? Ну и конечно, наболевший вопрос, который у нас в повестке, - это "Почта России". Самая низкая зарплата у наших почтальонов. Не совсем там всё правильно выстроено, раз до сих пор неэффективна структура. Ответьте на это тоже. Пожалуйста, Максут Игоревич. ШАДАЕВ М. И., кандидат на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, коллеги! Я в своём выступлении хочу подробно остановиться как раз на существующих вызовах для успешного проведения цифровой трансформации госуправления, экономики, социальной сферы. Действительно, по итогам состоявшегося заседания в профильном комитете мы сформулировали десять главных проблем, десять главных задач, на решении которых Минцифры предложено сконцентрироваться в ближайшей перспективе. Ну, действительно, Вячеслав Викторович, я хочу отреагировать и сказать, что согласен с критикой, связанной с жалобами граждан. Очевидно, что в условиях такого стремительного, очень быстрого развития цифровых технологий, цифровых сервисов необходимо дополнительное внимание уделять вопросам защиты прав тех граждан, которые выбирают традиционные форматы взаимодействия, традиционные форматы обслуживания. Ну и конечно, такое количество обращений показывает, что надо усиливать разъяснительную работу. Если говорить про наши главные десять приоритетов, то надо сказать, что первый приоритет - это создание собственной низкоорбитальной спутниковой группировки для обеспечения быстрого и дешёвого доступа в Интернет на территории всей страны в любой точке. И по своим характеристикам эта группировка не должна уступать ведущим конкурентам, таким как "Starlink". Второй приоритет по итогам обсуждений - это организация массового производства отечественных базовых станций для развития сетей мобильной связи четвёртого и пятого поколений. Такого производства у нас в стране не было, нет, притом что у операторов существует потребность в установке десятков базовых станций ежегодно. Третий приоритет - это увеличение скорости доступа в Интернет в многоквартирных домах, как ни странно. Нам предложено модернизировать сети - до 1 гигабита в секунду. Это нужно с учётом того, что стремительно растёт тяжёлый трафик, связанный с видео, развлечениями, образованием, в общей структуре. Такая модернизация должна осуществляться на основе российского оборудования. Четвёртый приоритет связан с устранением цифрового неравенства, подключением удалённых районов, где массово проживают граждане, созданием инфраструктуры скоростного мобильного Интернета на территориях малочисленных населённых пунктов, ну и вдоль автомобильных дорог общего пользования. Это практически все отмечают как очень важный приоритет. Пятый приоритет - это обеспечение устойчивой работы "Почты России" при безусловном сохранении всего её функционала и всей сети отделений, которые сейчас функционируют. Социальная важность этого института, в общем, не вызывает вопросов, но надо решить вопрос убыточности её деятельности. Для этого нужно перестраивать процессы, ну и необходимо дополнительно предоставлять ряд преференций "Почте России", для того чтобы как раз компенсировать имеющиеся убытки. Шестой приоритет - это сокращение сроков создания и внедрения новых информационных систем, государственных, ведомственных, и устранение неравенства между регионами по уровню цифровизации органов власти. И эту задачу предлагается решать за счёт предоставления готовых платформенных решений и сервисов из единого государственного облака. Седьмой приоритет - это кардинальное сокращение сроков оказания услуг, переход на проактивный, комплексный, персональный формат обслуживания граждан в режиме онлайн, когда результат предоставляется в момент обращения. Будем и дальше развивать цифровые сервисы для удобства и комфорта наших граждан. Восьмой приоритет - это создание условий для повышения эффективности деятельности наших предприятий за счёт массового внедрения российского программного обеспечения, которое по своим характеристикам не должно уступать ведущим зарубежным продуктам. Также нам нужно формировать научно-технические заделы, связанные с квантовыми вычислениями, искусственным интеллектом и кибербезопасностью. Девятый приоритет - это повышение качества обучения IT-специалистов в вузах. Недостатка в желающих у нас нет - вопрос, как повысить квалификацию тех, кто выпускается? Эту задачу будем решать за счёт привлечения профильных IT-компаний, и это будет обязательным условием сохранения этими компаниями льгот. И наконец, десятый приоритет (очень важный, мы, наверное, большую часть времени его обсуждали в комитете) - это борьба с кибермошенничеством, фродом, спамом, которые у нас распространяются по цифровым каналам. Здесь надо полностью перестраивать технологию работы операторов связи, банков, цифровых платформ, правоохранительных органов, необходимо ужесточать ответственность за утечки персональных данных и вводить оборотные штрафы. Реализация десяти указанных приоритетов позволит обеспечить в полном объёме достижение тех целевых показателей и результатов цифровой трансформации, которые обозначены в указе Президента Российской Федерации. Прошу рассмотреть мою кандидатуру. Спасибо за внимание. Готов ответить на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максут Игоревич. Переходим к вопросам. Фракция КПРФ - Ющенко Александр Андреевич. Подготовиться Нилову Ярославу Евгеньевичу. ЮЩЕНКО А. А., фракция КПРФ. Уважаемый Максут Игоревич, вы в своём выступлении одним из приоритетов назвали развитие "Почты России". Вы не можете не согласиться, что одной из главных проблем почтовой связи в России является несовершенство нормативной базы и современных подходов. Считаете ли вы необходимой разработку в сжатые сроки совместно с депутатами проекта нового отраслевого закона о цифровой почтовой связи с учётом серьёзных изменений в сфере информационно-коммуникационных технологий? И как вы относитесь к созданию официальных электронных почтовых адресов всех физических и юридических лиц на территории страны путём цифровизации обычных почтовых адресов всех граждан и организаций? Напомню, что число подтверждённых учётных записей физлиц на портале госуслуг в 2023 году составляло 110 миллионов, а у нас живёт 146 миллионов, это без учёта новых регионов и мигрантов, которым тоже нужны адреса. Расширение охвата госуслугами потребует годы и годы, а через почтовые адреса мы охватим всех находящихся... (Микрофон отключён.) ШАДАЕВ М. И. Спасибо за вопросы. Я согласен с тем, что "Почте России" нужна антикризисная программа. Я думаю, что мы её представим в рамках "правительственного часа", основные её положения, основные меры. Этот важнейший социальный институт вынужден функционировать в режиме полной доступности для населения в самых удалённых территориях, и понятно, что при этом повышать тарифы для населения, проживающего на этих территориях, у нас возможности нет. Поэтому главный вопрос - это, коллеги, не законодательное регулирование, а какие дополнительные преференции мы должны предоставить "Почте России", чтобы они позволили им за счёт дополнительных доходов, собственно, обеспечивать покрытие убытков от содержания сети в сельской местности. По поводу идей. Действительно, одна из идей, которые обсуждаются, связана с тем, что в структуре письменной корреспонденции, которая отправляется через "Почту России", 90 процентов составляет взаимодействие с организациями, и, наверное, часть таких писем можно полностью перевести в электронный вид, полностью отказаться от бумаги. Человек придёт на почту, отдаст бумажное письмо, его отсканируют и отправят в электронном виде. Поэтому ваша идея об обязательности создания почтовых ящиков в электронном виде, личных кабинетов для юрлиц полностью нами поддерживается. А для граждан, если исходить из нашего тезиса, так сказать, про возможность выбора, наверное, нам кажется, для тех, кто готов в таком виде корреспонденцию принимать, пусть будет так же, но те, кто не готов, будут принимать по-прежнему бумажные письма. Для юридических лиц, нам кажется, эта норма может быть и обязательной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Следующий вопрос - фракция ЛДПР, Нилов Ярослав Евгеньевич. Подготовиться Новичкову от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ...". НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Максут Игоревич, данный вопрос является одновременно и просьбой: давайте мы продолжим работу, сделаем единое пространство и отменим роуминг между Россией и Белоруссией. Этот вопрос крайне актуален для тех же жителей Смоленской области. Мы в своё время поддержали изменения - а это вообще была инициатива фракции ЛДПР, внесённая ещё в 2012 году, - об отмене внутрироссийского роуминга, и сегодня его нет. Давайте пойдём дальше и хотя бы с Белоруссией сделаем единое роуминговое пространство. Кроме того, хотел бы попросить вас провести такую жёсткую работу с нашими операторами сотовой связи, чтобы обеспечить непрерывную работу сотовой связи ну хотя бы на федеральных трассах. Вот едет транспортное средство по маршруту Москва - Смоленск, дальше Беларусь, далее в Европу - нормальной связи нет. Новая федеральная трасса, отличная, хорошо сделанная, от Москвы на Урал идёт через Казань, отличная трасса - связь плохая. Новая Рига - отличная трасса, а связь... (Микрофон отключён.) ШАДАЕВ М. И. Я начну с последнего. В лицензионные требования мы включили обязательность не только оказания мобильной связи, но и покрытия мобильным Интернетом на всех автомобильных дорогах федерального значения, и операторы эту программу реализуют. Мы здесь будем работать совместно с дорожниками и с энергетиками, потому что у нас зачастую возникают сложности в связи с тем, что надо попасть, так сказать, в придорожную полосу и обеспечить базовые станции электроэнергией. Это очень важный вопрос, но системно это ответственность операторов связи, они должны эту задачу полностью решить. По поводу роуминга. Мы сейчас и говорим, что у нас в планах отмена роуминга между Белоруссией и Россией, то есть когда абонент российский заезжает на территорию Белоруссии, абсолютно ничего в этом смысле для него не меняется. Мы уже в десятки раз снизили стоимость роуминга, и сейчас вместе с белорусскими коллегами обсуждаем полную отмену. Здесь, к сожалению, проблема в том, что это достаточно большие потери для операторов белорусских. Собственно, наши операторы согласны с финансовыми потерями в части роуминговых услуг, а белорусские операторы пока этот вопрос рассматривают. Но мы его дожимаем, было соответствующее поручение президента на эту тему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ", Новичков Николай Владимирович. Подготовиться Ткачёву. НОВИЧКОВ Н. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемый Максут Игоревич, наша фракция с вами много дискутирует по поводу патриотического контента и в СМИ, и в книгоиздании, и на стриминговых платформах, просим ещё раз на это обратить внимание. Мы готовы обсуждать, сотрудничать, работать и, собственно, побеждать негативный контент. А вопрос мой касается майского указа. Здесь есть в рамках национальной цели "Цифровая трансформация..." целевой ориентир "б", там, к сожалению, нет цифровых расчётных показателей, связанных с формированием рынка данных. Собственно, хотелось бы понять основные направления, которые мы здесь будем реализовывать, и как эта работа связана с развитием искусственного интеллекта в нашей стране? И, забегая вперёд, опять же должен сказать, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." намерена вас поддержать. ШАДАЕВ М. И. Спасибо за вопрос. Для развития технологий искусственного интеллекта большие данные являются необходимой питательной средой, если не будет больших данных, так называемых датасетов, то технологии развиваться быстро не будут. Задача, которая перед нами стоит, - полностью отрегулировать вопрос об обезличивании больших данных, чтобы исключить любой риск нанесения ущерба нашим гражданам в части раскрытия их персональных данных, собственно, создать технологию, когда эти данные будут обезличиваться, помещаться в один большой... в государственное озеро данных, и через это озеро данных разработчикам будет обеспечиваться регламентированный доступ к соответствующим датасетам для развития их технологий. Это мероприятие включено в проект "Экономика данных...", который сейчас формулируется и будет реализовываться начиная с 2025 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" - Ткачёв Антон Олегович. Подготовиться Боярскому. ТКАЧЁВ А. О., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Максут Игоревич, в продолжение разговора об искусственном интеллекте и о больших данных. Сегодня в зале многие, в том числе ваши коллеги, поднимали этот вопрос. Конечно, комитетом проделана большая работа по защите персональных данных с вашим активным включением в эту работу, но всё-таки не хотелось бы уходить в позицию "никого не допустить к этим данным, чтобы ничего не утекло", а хочется перейти к позиции "изыскать все возможные варианты работы с этими данными". У условного бигтеха таких данных более или менее достаточно, они могут работать, но малый и средний бизнес не имеет такого объёма сбора данных, а все мы понимаем, что технологии искусственного интеллекта развиваются благодаря индивидуализации общения с пользователем. Вот в рамках нацпроекта "Экономика данных..." заложена ли идея развития технологий с учётом индивидуализации и с включением субъектов МСП в эту работу? ШАДАЕВ М. И. Действительно, мы очень много обсуждали, как найти правильный баланс между доступностью больших данных для разработчиков и гарантированной защитой интересов граждан в части сохранности персональных данных. Нам кажется, что мы вот эту конструкцию, баланс нашли: все основные датасеты будут в государственной информационной системе, доступ к этим датасетам будет регламентирован и обеспечен всем, кто разрабатывает новые технологии, в том числе малому бизнесу. В информационную систему будут помещаться датасеты, которые гарантированы, проверены на предмет анонимизации и обезличенности, и не будет возможности восстановить эти данные даже с использованием доступа к разным датасетам, то есть нельзя будет в обратную сторону... нельзя будет восстановить и идентифицировать конкретного гражданина. Это очень сложный технологический вопрос, но нам кажется, что здесь мы, так сказать, и не допускаем полной свободы, и не запрещаем работу с датасетами, то есть, мне кажется, мы нашли очень правильный баланс в этой части. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительный вопрос от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Боярский Сергей Михайлович. Пожалуйста, Сергей Михайлович. БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Здравствуйте, Максут Игоревич! Вновь "Почте России" поступают сигналы о том, что планируется рост тарифов на подписные издания, причём серьёзный, от 25 до 80 процентов, и это на фоне ежегодного увеличения доставочных тарифов от 7 до 15 процентов. Мы в "ЕДИНОЙ РОССИИ" считаем, что подписка имеет большое значение: она обеспечивает единство информационного пространства, несёт социально значимые функции. Поэтому просьба уточнить, какие принимаются меры по ограничению роста тарифов на подписные издания? А также не считаете ли вы необходимым вернуть механизм субсидирования "Почты России" для поддержки распространения подписных изданий? ШАДАЕВ М. И. Здесь вот как раз нужно находить определённый баланс: понятно, что и сейчас, даже при текущих тарифах, распространение периодической прессы для почты глубоко убыточный вид деятельности, но, понимая его социальную значимость, мы предложим либо действительно компенсировать за счёт бюджета убытки при сохранении текущих тарифов, либо, что нам кажется более правильным, всё-таки дать дополнительные преференции "Почте России", которые позволят ей зарабатывать. Ну, в качестве одного из таких вариантов рассматривается, условно, монополия "Почты..." на доставку в почтовый ящик: сейчас в почтовый ящик может бросить рекламу, платёжку любой участник, а если "Почта России" получит монополию на доставку в почтовый ящик, это позволит ей получать дополнительные доходы от доставки счетов, рекламы и за счёт прибыли от этой деятельности поддерживать низкие, доступные тарифы на социально значимые сервисы. Ну, весь набор предложений мы принесём на "правительственный час", предварительно рассмотрев в профильном комитете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максут Игоревич. Уважаемые коллеги, мы завершили обсуждение кандидатур. Максута Игоревича поблагодарим. Спасибо. (Аплодисменты.) Но вот вы как-то так очень корректно в отношении цифрового рабства... Услышьте депутатов, мы зря говорить не будем. Предлагайте технологии, но право должно быть за человеком, не надо ставить гражданина в условия, когда либо он должен идти по пути цифровизации, либо у него проблемы. Все сервисы должны быть открытыми, так же как... Вот решение по вам будет приниматься открыто: кто считает правильным - поддержит, вот сейчас руководители фракций выступят; так же и человек должен выбирать своё будущее, не нужно загонять его, потому что это тоже ведь, знаете, неизвестно, к чему может привести... Все технологии надо поддерживать и развивать, это замечательно, но людьми не надо манипулировать.