Заседание № 211
13.05.2024
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 622659-8 "Об утверждении Новака Александра Валентиновича Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1635 по 2107 из 5977
Вопрос 5, "Об утверждении Новака Александра Валентиновича Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации". Представит кандидатуру Александр Юрьевич Синенко, полномочный представитель правительства в Государственной Думе. СИНЕНКО А. Ю. В соответствии с частью 2 статьи 112 Конституции Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации Мишустиным Михаилом Владимировичем внесена в Государственную Думу кандидатура Новака Александра Валентиновича для утверждения на должность заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. Прошу рассмотреть и утвердить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С докладом по кандидатуре выступит председатель Комитета по энергетике Павел Николаевич Завальный. Пожалуйста, Павел Николаевич. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Значимость решения об утверждении кандидатуры Александра Валентиновича Новака на должность заместителя председателя правительства, курирующего ТЭК, определяется значимостью ТЭКа как экономико-образующей отрасли - лидера и локомотива экономического развития страны. Коллеги, достаточно сказать, что ТЭК сегодня - это 20 процентов ВВП страны, 30 процентов всех инвестиций, формирование более 30 процентов федерального бюджета, при этом в ТЭКе работает не более 4 процентов работающего населения страны. Александр Валентинович был назначен министром энергетики России в мае 2012 года, именно на этот период его работы сначала в этой должности, а с осени 2020 года в должности курирующего ТЭК вице-премьера выпало огромное количество испытаний: резкий рост волатильности, ужесточение конкуренции на мировых энергетических рынках, введение начиная с 2014 года всё более жёстких внешних санкций, направленных именно на энергетику с учётом её роли, пандемия, усиливающая разрывы экономических связей и производственных цепочек, - это лишь небольшой список проблем, которые пришлось решать в этом периоде. Александр Валентинович проявил себя как высокопрофессиональный и компетентный руководитель, грамотный переговорщик. Достаточно упомянуть, что всё взаимодействие России в рамках ОПЕК+, играющей огромную роль в стабилизации мирового нефтяного рынка, - его заслуга. Налаженное под его руководством конструктивное взаимодействие с участниками ТЭКа, профильными органами исполнительной власти, Государственной Думой позволило на протяжении всего этого сложного периода обеспечивать эффективную реализацию государственной политики в сфере ТЭКа, надёжное удовлетворение внутреннего спроса на энергоресурсы по стабильным ценам, принятие оперативных решений, позволяющих нивелировать возникающие угрозы и риски, продолжать устойчивое развитие отрасли ТЭКа, а также проводить своевременное совершенствование нормативно-правовой базы. Задачи ТЭКа в сегодняшнем мире не меняются - это обеспечение энергобезопасности страны, удовлетворение внутреннего спроса на энергоресурсы с ростом цен на них, как и ранее, не выше инфляции в целях обеспечения роста экономики темпами выше среднемировых, это низкоуглеродное развитие, импортозамещение и достижение технологического суверенитета всех отраслей ТЭКа, удовлетворение отраслевого спроса на квалифицированные кадры. Уверен, утверждение Александра Валентиновича на должность заместителя председателя правительства, курирующего ТЭК, позволит обеспечить успешную реализацию этих и других задач, эффективное взаимодействие всех ответственных государственных структур и компаний ТЭКа в процессе. Коллеги, вчера состоялось заседание комитета, на нём присутствовали представители ещё четырёх комитетов - по экономике, по малому и среднему предпринимательству, по собственности, имуществу и по местному самоуправлению, причём в лице председателей комитетов. Все, кто хотел, задали вопросы, получили ответы, было очень содержательное обсуждение, итог - единогласное голосование членов комитета за, в поддержку Александра Валентиновича. Прошу поддержать решение комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич. Слово для выступления предоставляется Новаку Александру Валентиновичу. Уважаемые коллеги, вот, пока идёт к трибуне Александр Валентинович, скажу. Если вы обратили внимание, Александр Валентинович длительное время, 14 лет работал в Норильске, затем в Красноярске, потом получил назначение на должность заместителя министра финансов, затем - министра и сегодня представлен на должность вновь заместителя председателя правительства. Мы с вами, впервые исполняя свои полномочия на основании принятых норм Конституции, в числе пяти кандидатов на должности утверждали кандидатуру коллеги Новака на должность заместителя председателя правительства. Вот сейчас председатель правительства вновь вносит его кандидатуру на должность заместителя председателя правительства для рассмотрения и утверждения. Пожалуйста, Александр Валентинович. НОВАК А. В., кандидат на должность заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. Добрый день, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемый Вячеслав Викторович! Вячеслав Викторович, если можно, добавьте мне две-три минуты дополнительно к регламенту, учитывая, что мне нужно будет по двум вопросам выступить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста. НОВАК А. В. Ну, в первую очередь, уважаемые коллеги, я хотел бы поблагодарить за совместную конструктивную работу над достижением поставленных президентом целей по развитию нашей страны и топливно-энергетического комплекса в предыдущий цикл работы правительства, поблагодарить комитет и другие профильные комитеты. Как уже сказал Павел Николаевич, вчера на расширенном заседании Комитета по энергетике мы рассмотрели два направления, вопроса - развитие ТЭКа и развитие нашей экономики. Я хотел бы в своём выступлении коснуться двух курируемых направлений и начать с экономики. Развитие и укрепление экономики - это одна из ключевых задач. Цель по вхождению России в четвёрку крупнейших экономик мира к 2030 году и достижению роста экономики на уровне выше среднемирового значения была обозначена президентом в Послании Федеральному Собранию и в принятом майском указе. Для достижения этой цели необходимо не только существенно увеличить валовой внутренний продукт, но и сформировать принципиально новую модель экономического роста, создать дополнительные условия для развития промышленности, новых производств, развития технологического и финансового суверенитета, честной конкуренции, частной инициативы и, самое главное, роста доходов граждан. В своей работе планирую сосредоточиться на следующих ключевых направлениях. Первое, создание благоприятных, прозрачных условий и стимулов для открытия новых предприятий. Речь идёт о формировании так называемой экономики предложения. Необходимо значительно увеличить объём промышленного производства, обеспечить форсированное развитие притока инвестиций, в том числе со стороны бизнеса, через развитие механизмов проектного и акционерного финансирования, использование капитала банковского сектора и институтов развития, обеспечение доступного финансирования, снижение рисков, снижение регуляторных барьеров, повышение привлекательности российской юрисдикции и других инструментов поддержки. Будем вместе работать по данному направлению, в том числе с Центральным банком. Второе. Президент поставил задачу увеличить объёмы экспорта несырьевых неэнергетических товаров на две трети, а поставки продукции агропромышленного комплекса - в 1,5 раза. Планируем не только обеспечить собственными товарами внутренний рынок, но и выходить на новые перспективные зарубежные рынки. В связи с этим планируем создавать благоприятные условия для взаимодействия с дружественными странами в первую очередь, запуск новых совместных экономических и инвестиционных проектов, а также расширение транзита товаров по международным коридорам с нашими профильными коллегами по другим направлениям. Третье. Отдельное внимание планируем сосредоточить на развитии малого и среднего бизнеса, этот сектор вносит всё более и более весомый вклад в экономический потенциал страны, способствует развитию сферы качественных услуг, создаёт новые рабочие места. Доходы сотрудников таких предприятий должны расти быстрее, чем экономика в целом, для этого будут вводиться необходимые меры поддержки со стороны государства, в том числе будет оказываться поддержка при выходе на международные рынки. Отдельное внимание уделим развитию инфраструктуры в регионах страны. В 2030 году будет создано не менее 100 промышленных технопарков для малого и среднего бизнеса. Будем работать с регионами по более активному проникновению малого и среднего предпринимательства в дальние уголки нашей страны с использованием логистики "Почты России", маркетплейсов. Соответственно, необходимо помочь и обеспечить их качественный рост за счёт капитализации природных, культурных, исторических достопримечательностей, новых дорог, земли и других активов. Четвёртое. Ещё одна важная для роста экономики задача, о которой говорил президент в послании, - это повышение производительности труда. Основной ориентир - это повышение эффективности реального сектора экономики через создание национальной системы, обеспечивающей рост производительности труда на уровне 2-2,8 процента ежегодно. К 2030 году планируется вовлечение в проект по росту производительности труда не менее 40 процентов средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей и 100 процентов государственных и муниципальных предприятий социальной сферы, внедрение цифровых технологий управления, модернизация промышленных мощностей и их автоматизация, распространение бережливого производства. Также сосредоточимся на снижении административных барьеров и избыточных требований. И важный момент в связи с этим - кадровое обеспечение экономического роста, об этом также говорил президент, и сегодня наши коллеги говорили, для этого будет реализован новый национальный проект "Кадры", предстоит большая совместная работа в этом направлении. Для реализации поставленной главой государства цели в экономическом блоке будет создан и разработан, принят новый национальный проект "Эффективная и конкурентная экономика", в который войдут уже действующие и новые инструменты по развитию экономики. Уважаемые депутаты, отдельный блок задач предстоит реализовать в рамках топливно-энергетического комплекса - ведущей отрасли российской экономики. Ключевые приоритеты развития топливно-энергетического комплекса обозначил также президент на Российской энергетической неделе в конце прошлого года и в Послании Федеральному Собранию, их четыре. Первый и важнейший - это развитие внутреннего рынка и обеспечение энергетической безопасности, надёжное снабжение граждан и экономики качественными энергоресурсами. Здесь ключевые направления - модернизация НПЗ, дальнейшая газификация регионов, восполнение ресурсной базы, ввод новых мощностей и модернизация тепловых электростанций, рост доли возобновляемых источников энергии, запуск конкурентного оптового рынка электроэнергии на Дальнем Востоке. Второе направление - развитие глубокой переработки, строительство новых газохимических комплексов, увеличение производства СПГ. Третье направление - технологический суверенитет топливно-энергетического комплекса, это ключевая задача, в соответствии с посланием разрабатывается национальный проект технологического суверенитета с новыми энергетическими технологиями. Четвёртое направление - диверсификация экспортных поставок углеводородов. По поручению президента также будет актуализирована Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2050 года с учётом новых вызовов и задач... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. НОВАК А. В. Уважаемые коллеги, в своём выступлении я обозначил основные ключевые направления работы по достижению целей развития экономики и топливно-энергетического комплекса. Безусловно, перечень задач, требующих решения, более широкий, и, безусловно, при вашей поддержке планирую, как и ранее, продолжить совместную работу и диалог с депутатским корпусом, комитетами, Федеральным Собранием в целом, с регионами, чтобы достичь решения тех задач, которые поставлены президентом по развитию нашей страны и улучшению качества жизни наших граждан. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Валентинович. Пожалуйста, вопросы. Фракция КПРФ - Казанков Сергей Иванович. Подготовиться Селезнёву. КАЗАНКОВ С. И., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Валентинович, я, как и многие депутаты, получаю немало обращений, касающихся газификации населённых пунктов. Значительная часть писем приходит от владельцев садовых участков, расположенных в границах населённых пунктов, которые уже газифицированы. Для многих семей, людей пенсионного возраста дачные участки - это возможность прокормиться, и Президент России дал поручение расширить программу социальной газификации на садовые товарищества. Прошу вас рассказать о ваших планах по данному вопросу. Ну и, поскольку есть время, чисто пожелание от нашего комитета и от нашей фракции всё-таки понизить тарифы на энергоносители для сельхозтоваропроизводителей. НОВАК А. В. Спасибо большое за вопрос. Что касается газификации, действительно, как вы знаете, у нас ещё есть большая программа газификации, которая реализуется давно, мы уже достигли уровня газификации страны почти 74 процента - это один из самых высоких показателей во всём мире, мы находимся на первом-втором месте по уровню газификации в мире. Эта работа тоже будет продолжаться, и она связана с газификацией новых регионов, Мурманской области, Красноярского края, Иркутской области, Забайкальского края, Бурятии, Амурской области и Еврейской автономной области. В общем, это большая работа, которую реализует "Газпром" совместно с другими компаниями. Что касается социальной газификации, президентом ещё в 2021 году в послании была поставлена задача обеспечить бесплатное доведение газопроводной инфраструктуры до границ земельных участков, и эта масштабная работа уже ведётся в последние два года вместе с регионами - активно включились регионы. Я знаю, что и депутаты Государственной Думы активное участие в этом принимают, поскольку это очень важное направление развития нашей страны и улучшения качества жизни граждан. Могу назвать несколько цифр, это результаты, которые уже достигнуты на сегодняшний день: на сегодня уже заключено примерно 1,2 миллиона договоров, исполнено 950 тысяч подключений с доведением инфраструктуры до границ участков и около 550 тысячам домовладений уже непосредственно подан газ - эта работа ведётся активными темпами. По поручению президента программа социальной газификации расширена на образовательные и медицинские учреждения, в этом направлении тоже ведётся работа, и она также на сегодняшний день носит уже бессрочный характер. В послании президента Федеральному Собранию было обозначено новое направление социальной газификации, о котором вы сказали, - дано поручение разработать нормативную базу и обеспечить подключение садоводческих товариществ в газифицированных населённых пунктах по заявкам садоводческих товариществ. Соответствующее постановление правительства было разработано и принято. Два основных критерия, которым на сегодняшний день необходимо соответствовать для газификации: первый критерий - это то, что жилые дома и земельный участок должны быть оформлены в собственность, то есть на них надо иметь документы, это говорит о том, что люди должны жить в этих домах; второе важное условие - поскольку деятельность СНТ регулируется отдельным законодательством и там много общей собственности, для того чтобы обеспечить исполнение заявки, необходимо будет общее собрание товарищества и принятие решения о предоставлении земельных участков для проведения инфраструктуры. Такие рекомендации разработаны, они направлены в регионы. Совместно Росреестром и Минэнерго разработан типовой проект решения общего собрания СНТ... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Регламент, Александр Валентинович, ничего личного! Будьте лапидарным. Фракция ЛДПР - Селезнёв Валерий Сергеевич. Подготовиться Ананских. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Валентинович, знаем, что вы держите на постоянном, еженедельном контроле, личном, ситуацию на внутреннем топливном рынке. Тем не менее атаки беспилотников на российские НПЗ приводят к сокращению мощностей переработки нефти в связи с необходимостью время от времени их ремонта, и на этом фоне в СМИ появляется информация о возможности временного снижения требований к качеству бензина, разрешённого к обороту на внутреннем рынке, в условиях возможной нехватки топлива. Вопрос: действительно ли такие меры планируются? Ведь качественное топливо, как известно, не только сокращает негативное воздействие на окружающую среду, но и положительно влияет на срок эксплуатации автомобиля. НОВАК А. В. Спасибо, Валерий Сергеевич, за вопрос. Могу сразу ответить, что таких мер не требуется на сегодняшний день. Благодаря превентивным мерам, которые приняты Правительством Российской Федерации и направлены на запрет, временный запрет экспорта автомобильных бензинов, приоритетные перевозки "Российскими железными дорогами" нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов, ситуация у нас стабильная, наши экономика, предприятия, население обеспечены в полном объёме нефтепродуктами. Об этом говорит и стабильная ситуация на оптовом рынке. Более того, на сегодняшний день нам важно не допустить затоваривания нефтеперерабатывающих заводов, и мы будем внимательно следить на федеральных штабах, в которых вы также принимаете участие и другие наши коллеги. Это действительно важная работа, и мы будем внимательно за этим следить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" - Ананских Игорь Александрович. Подготовиться Дёмину. АНАНСКИХ И. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Александр Валентинович, мы все понимаем важность и необходимость импортозамещения в нашей стране, и в связи с этим у меня вопросы. Какие меры принимаются для развития и укрепления технологического суверенитета в ТЭКе? Какие решения принимаются правительством для разработки, производства и локализации инновационного оборудования и технологических решений в сфере добычи углеводородного сырья? И что конкретно происходит с разработкой, внедрением отечественного ПО для предприятий топливно-энергетического комплекса? НОВАК А. В. Спасибо большое за вопросы. Это одна из важнейших задач, которая поставлена также Президентом Российской Федерации, в настоящее время поручено разработать национальный проект технологического суверенитета, в который войдут также и отрасли энергетики. Но в целом хочу сказать, что эта работа ведётся уже давно, с 2014 года, уже достигнуты положительные результаты по снижению уровня импортозависимости, например в нефтегазовом комплексе - с 68 процентов до 37 процентов. За это время разработано порядка 140 новых наших, российских, отечественных технологий, которые ранее закупались за рубежом, это, например, роторные управляемые системы, технологии подводной добычи, технологии гидроразрыва пласта и так далее. В настоящее время мы проинвентаризировали, по поручению председателя правительства в нашем координационном центре создана рабочая группа, так называемый координационный совет, в рамках которого наша задача разделена на семь групп, вместе с научным сообществом, вместе с министерствами и ведомствами мы определили ответственные компании в части разработки оставшихся 220 технологий и оборудования, которые необходимо импортозаместить, для того чтобы обеспечить технологический суверенитет нефтегазовой отрасли. Такая же работа ведётся в электроэнергетическом комплексе, в угольной отрасли. И я уверен, что в соответствии с теми целями, которые поставлены, мы вместе с моими коллегами из министерства промышленности и из других наших министерств обеспечим решение этой задачи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" - Дёмин Александр Вячеславович. Подготовиться Назаровой. ДЁМИН А. В., председатель Комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Александр Валентинович, президент, выступая с посланием, определил в качестве одной из ключевых задач на ближайшие шесть лет повышение производительности труда. И в ходе выступления на XII съезде Федерации независимых профсоюзов президент подчеркнул, что в целях форсированного индустриального развития России до 2030 года придётся или завозить рабочую силу из-за границы, или повышать производительность труда. Наша фракция убеждена, что необходимо идти по пути повышения производительности, например путём внедрения бережливого производства и других современных инструментов. Разделяете ли вы такой подход? И какие основные шаги в этом направлении видите? НОВАК А. В. Спасибо большое, это важнейший вопрос. Мое мнение: рост производительности труда - это ключевое условие достижения тех целей и решения тех задач, которые поставил президент в части вхождения в четвёрку крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности. Это вопрос, который главным образом касается повышения эффективности производства, снижения себестоимости, внедрения самых новых передовых технологий - технологий цифровых, технологий автоматизированной системы управления, это касается изменения системы управления в целом. И важный вопрос, касающийся повышения производительности, который мы сегодня также затрагивали, - это вопрос подготовки кадров. Все эти направления будут решаться в комплексе, в провязке с другими моими коллегами, с другими министерствами и ведомствами. Как вы знаете, работа по повышению производительности труда в последнее время в рамках национального проекта повышения производительности труда уже велась, она ведётся, и для этого созданы соответствующие инструменты, в первую очередь федеральный центр компетенций, в 60 регионах Российской Федерации созданы филиалы и свои центры компетенций, которые помогают предприятиям обеспечивать переход на бережливые методы работы для повышения эффективности и производительности труда. Могу сказать, что за это время такая поддержка уже оказана примерно 4 тысячам предприятий, получен эффект в виде дополнительной прибыли - более 300 миллиардов рублей, проведено обучение более 110 тысяч человек. И эта работа будет, безусловно, продолжена, продолжена вместе со всеми нашими коллегами, потому что действительно это касается не только крупных компаний, это касается и средних предприятий. Вот по тем планам, которые у нас есть, порядка 12 тысяч предприятий среднего и крупного бизнеса получат такую поддержку, поучаствуют в проекте. Это коснётся также и всех наших социальных учреждений, государственных и муниципальных, - более 200 тысяч учреждений к 2030 году охватит этот проект. На мой взгляд, это одна из ключевых задач, которая сегодня стоит перед правительством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Назарова Наталья Васильевна - завершающий вопрос от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". НАЗАРОВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Валентинович, добрый день! Вопрос такой. В свете техногенных инцидентов, которые имели место в конце 2023 года, в 2024 году, и широкого обсуждения в энергетическом сообществе очередного этапа предстоящей консолидации электросетевых активов вопросы надёжности и качества электроснабжения, тесно связанные с надёжностью системы жизнеобеспечения населения, стоят особенно остро. И хотелось бы услышать ответ на вопрос, какие меры принимаются для повышения надёжности и качества электроснабжения? НОВАК А. В. Спасибо большое за вопрос. Я уже говорил о том, что для топливно-энергетического комплекса одна из основных задач - это обеспечение внутреннего рынка надёжными энергетическими ресурсами, в том числе это касается, безусловно, поставок электроэнергии по доступным ценам, в необходимом объёме, надлежащего качества, с минимальными перерывами, а если они возникают по технологическим причинам, то поставки электроэнергии должны восстанавливаться в кратчайшие сроки. Такая работа ведётся уже на протяжении нескольких, ну, многих лет, эта задача постоянная. Что делается сегодня для того, чтобы продолжить эту работу и повысить эффективность? Ну, в первую очередь мы... Есть два направления. Первое - в отношении некоторых регионов, которые нуждаются в поддержке, сегодня предусматривается федеральная поддержка, разработаны так называемые программы повышения надёжности электросетевого комплекса, в первую очередь это касается распределительных сетей. И второе направление - повышение эффективности работы распредкомплекса. Как вы знаете, ещё десять лет назад у нас было в распредкомплексе около 4 тысяч сетевых организаций. Зачастую мы видим, что не все организации соответствуют критериям, квалификации, и в основном аварии случаются именно в таких организациях, поэтому были разработаны критерии, ужесточающие требования к сетевым организациям, и на сегодняшний день количество таких сетевых организаций сократилось уже до тысячи. Мы ставим цель: к 2025-2026 году на рынке должно остаться не более 300-400 таких компаний. Мы с вами неоднократно это обсуждали, это важная составляющая, поскольку это серьёзно повышает требования к эффективности работы сетевых организаций. И есть третье направление. Эта инициатива поддержана, проект закона сегодня находится в Государственной Думе, прошу вас поддержать его при рассмотрении, это проект закона о создании системообразующих территориальных сетевых организаций в каждом субъекте Российской Федерации. Это крупнейшие организации, которые будут назначены такими операторами. Они уже существуют, это не новые организации, и цель этих системообразующих организаций должна быть в том, чтобы обеспечить проведение единой технологической политики, подхватить в случае возникновения аварийных ситуаций и ликвидировать в кратчайшие сроки эти аварийные ситуации. Это новый, скажем так, этап повышения эффективности работы электросетевого комплекса, и мы просим это поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Валентинович. Коллеги, давайте поблагодарим Александра Валентиновича за достаточно подробные ответы. (Аплодисменты.) Ещё раз хочется подчеркнуть, когда мы говорим о вызовах, с которыми столкнулась страна, что в первую очередь вызовы коснулись топливно-энергетического комплекса, а именно за этот блок в правительстве отвечал до сегодняшнего дня Новак Александр Валентинович. Планируется, что он будет также координировать работу этого блока, но ещё и вопросы экономики добавятся, поэтому ему можно лишь пожелать успехов: от его работы многое зависит.