Заседание № 212

14.05.2024
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 622658-8 "Об утверждении Козлова Александра Александровича Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1080 по 1606 из 8282
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 4-го вопроса. О проекте             
постановления Государственной Думы "Об утверждении Козлова Александра           
Александровича Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации".   
Представит кандидатуру полномочный представитель Правительства Российской       
Федерации Александр Юрьевич Синенко.                                            
                                                                                
Пожалуйста, Александр Юрьевич.                                                  
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю. В соответствии с частью 2 статьи 112 Конституции Российской       
Федерации Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом             
Владимировичем Мишустиным внесена в Государственную Думу кандидатура Козлова    
Александра Александровича для утверждения на должность министра природных       
ресурсов и экологии Российской Федерации. Прошу рассмотреть и утвердить.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте попросим выступить с           
докладом председателя Комитета по экологии, природным ресурсам и охране         
окружающей среды Дмитрия Николаевича Кобылкина. Комитет рассмотрел              
кандидатуру Александра Александровича, позицию озвучит его руководитель.        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОБЫЛКИН Д. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экологии,         
природным ресурсам и охране окружающей среды, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по экологии,          
природным ресурсам и охране окружающей среды рассмотрел кандидатуру Козлова     
Александра Александровича на должность министра природных ресурсов и экологии   
Российской Федерации и представленную программу основных направлений            
деятельности. В заседании участвовали депутаты из разных комитетов, дискуссия   
была насыщенная.                                                                
                                                                                
Недропользование, экология и охрана окружающей среды - важные направления       
работы для развития различных отраслей промышленности и экономики в целом.      
Это подтверждает необходимость межведомственного взаимодействия, поэтому        
программа действий и понимание ситуации имеют ключевое значение. Александр      
Александрович представил её основные направления - это формирование экономики   
замкнутого цикла, совершенствование системы обращения с отходами, снижение      
выбросов опасных загрязняющих веществ, ликвидация объектов накопленного         
вреда, сохранение озера Байкал, лесов и биологического разнообразия России,     
устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий и создание условий    
для экологического туризма в национальных парках. Отдельные задачи стоят по     
блоку "Недропользование". Предстоит системный пересмотр работы по сохранению    
водных объектов и снижению объёма неочищенных сточных вод, в том числе в реку   
Волгу.                                                                          
                                                                                
На заседании представленную программу подробно обсудили. Накопленный опыт в     
понимании кандидатом проблемных вопросов позволит оперативно сосредоточиться    
на их решении и достижении целей, обозначенных в послании и указе Президента    
Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.                            
                                                                                
По результатам рассмотрения комитет рекомендовал кандидатуру Козлова            
Александра Александровича на должность министра природных ресурсов и экологии   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Николаевич.                              
                                                                                
Слово для представления программы основных направлений деятельности             
Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации                 
предоставляется Александру Александровичу Козлову, кандидату на должность       
министра.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Александр Александрович.                                            
                                                                                
Коллеги, мы Александра Александровича хорошо знаем, учитывая, что, как только   
Государственная Дума получила полномочия, он был в числе тех пяти членов        
правительства, которых Государственная Дума утверждала на должности министров   
уже в рамках нового порядка. Он до этого работал, вы знаете, министром по       
развитию Дальнего Востока, у него есть опыт работы губернатором, мэром.         
Прошёл достаточно серьёзную школу, обладает всеми профессиональными             
качествами, опытом. Но участок работы очень непростой, и здесь, надо отдать     
должное, совместная работа с профильным комитетом Государственной Думы,         
который возглавляет бывший министр, губернатор, имеющий также громадный опыт    
работы в регионе Кобылкин Дмитрий Николаевич, позволяет нам многие вопросы      
решать.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Александр Александрович, возможно, предложите какие-то шаги,        
требующие поддержки в том числе со стороны Государственной Думы. Пожалуйста,    
вам слово.                                                                      
                                                                                
КОЗЛОВ А. А., кандидат на должность министра природных ресурсов и экологии      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, уважаемые приглашённые!      
Экологическое благополучие - это национальная цель, которую поставил в своём    
указе Владимир Владимирович Путин. В обновлённом национальном проекте           
"Экология" (над ним мы работали последние несколько месяцев) все поручения      
президента учтены.                                                              
                                                                                
Для начала хотел бы назвать несколько цифр (это небольшая часть результатов     
работы министерства): ликвидировано 208 объектов накопленного вреда, 145        
заброшенных скважин, 131 затонувшее судно; построено 253 объекта обращения с    
твёрдыми коммунальными отходами; создано 22 федеральных нацпарка и              
заповедника; расчищено почти 2 тысячи километров русел рек, построено 116       
километров дамб; открыто 163 месторождения углеводородов и 572 месторождения    
твёрдых полезных ископаемых. На 210 миллионов гектаров увеличена площадь        
лесов, где теперь борются с пожарами, раньше на этих территориях пожары не      
тушили. Отмечу, всё, что мы сделали по лесопожарному направлению, уже привело   
к двукратному снижению горимости в лесном фонде. Построена и успешно работает   
единственная в мире ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс",      
буквально сегодня она вернулась из своего первого рейса по высокоширотной       
Арктике в город Мурманск. А ещё в стране впервые создана государственная        
система мониторинга вечной мерзлоты.                                            
                                                                                
Безусловно, национальный проект "Экология" и три государственные программы      
выполняются благодаря слаженной работе с регионами, коллегами по                
правительству, депутатским корпусом и Советом Федерации. Считаю, что мы с       
вами выстроили хорошее взаимодействие, всегда понимали и поддерживали друг      
друга. За эти годы мы вместе приняли 76 федеральных законов и 419 нормативных   
правовых актов.                                                                 
                                                                                
Главная стратегическая задача на будущее - это, конечно, преемственность. Мы    
продолжим убирать накопленный вред - свалки, корабли, шламонакопители. Список   
объектов, которые наносят вред окружающей среде, превышает 3 тысячи. Каждый     
из них оценивают Росприроднадзор, Роспотребнадзор с точки зрения влияния на     
природу и, самое важное, на здоровье человека. Самые опасные объекты            
ликвидируем в первую очередь, в том числе за счёт окрашенных экологических      
платежей.                                                                       
                                                                                
Снижение выбросов загрязняющих веществ в воздух. Сейчас в проекте у нас 41      
город, причём большинство из них - это не промышленные центры. Воздух           
загрязняет угольное отопление как городских котельных, так и частного           
сектора, поэтому здесь не обойтись без модернизации системы                     
жилищно-коммунального хозяйства, которая включает в себя перевод на газовое,    
электрическое отопление десятков тысяч домов.                                   
                                                                                
Снижение объёмов сточных вод, строительство очистных сооружений обязательно     
войдут в новый водный проект. Помимо этого будут строиться дамбы, укрепляться   
берега рек, реконструироваться гидроузлы и водохранилища. Хочу вас заверить,    
уважаемые депутаты, что мы, безусловно, учтём опыт, который получили при        
реализации федерального проекта "Оздоровление Волги", и ваши рекомендации.      
                                                                                
Продолжим финансирование строительства инфраструктуры для обращения с           
отходами - как с твёрдыми коммунальными, так и, самое главное, с опасными. К    
2026 году в стране появится семь производственно-технических комплексов для     
утилизации отходов I и II классов опасности. Их строит наш партнёр -            
Государственная корпорация "Росатом".                                           
                                                                                
Материально-сырьевой комплекс. Задач много по этому направлению, но две         
ключевые - это обязательное увеличение площадей геологоразведки и               
цифровизация отрасли.                                                           
                                                                                
Геологоразведка - это новые месторождения, сырьевой суверенитет нашей страны,   
изученность нашей страны. Мы подготовили буквально за полтора года полностью    
план геологоразведки по Дальнему Востоку, по Сибири, и мы планируем защищать    
его в нашем правительстве, потому что рубль, вложенный в геологоразведку,       
даёт 13-14 рублей для экономики нашей страны. Изученность нашей страны          
сегодня мы можем поднять по Дальнему Востоку до 60 процентов и сохранить        
города, которые привязаны к месторождениям, потому что та инфраструктура,       
которую мы построили в Сургуте, на Чукотке и на других территориях, нуждается   
в новых месторождениях, в новых запасах.                                        
                                                                                
Мы также планируем цифровизацию в этом направлении, она приведёт к              
прозрачности и доступности всех услуг. Кроме того, мы внедрили на               
законодательном уровне механизм, который стимулирует компании не вывозить       
руду из страны, а перерабатывать её на месте, то есть не где-то за границей     
из российского сырья, например, литиевые батарейки делать, а производить у      
нас в стране. Также продолжим системную работу с Минпромторгом по обновлению    
техники, оборудования, в котором нуждаются наши предприятия, трудящиеся в       
отрасли.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я затронул небольшую часть функционала министерства, у нас   
есть огромные блоки лесного, водного хозяйства, контрольно-надзорной            
деятельности, представления интересов нашей страны за её пределами. Но,         
используя вашу площадку, сегодняшнюю встречу, я хотел бы поблагодарить тех      
людей, которые осуществляют неоценимую работу по сохранению и восстановлению    
биоразнообразия, - сотрудников наших заповедников. И к слову, мы работаем над   
повышением зарплат для бюджетников, а это свыше 70 тысяч сотрудников            
Росгидромета, Рослесхоза и Росприроднадзора, к августу мы досчитаем             
необходимое финансирование и выйдем с предложением в проект трёхлетнего         
бюджета.                                                                        
                                                                                
И последнее, о чём я хотел бы сказать, - это климатическая повестка. Научное    
сообщество чётко говорит, что глобальная температура будет повышаться минимум   
до середины века, то есть как бы человечество сегодня ни пыталось сокращать     
выбросы парниковых газов, это окажет влияние на климат лишь во второй           
половине нашего века. Да, это крайне важно для будущих поколений, но            
совершенно недостаточно для нынешних. Сейчас нам нужны меры по адаптации:       
зная о потенциальных наводнениях, можно строить дамбы или принимать решения о   
переселении людей; готовясь к засухе, надо задуматься о строительстве           
водоводов; прогнозируя таяние мерзлоты, укреплять подземные коммуникации. 75    
регионов, по данным Минэкономразвития, утвердили планы по адаптации. Думаю,     
вы, как представители субъектов, - Вячеслав Викторович, это как раз то, о чём   
вы говорили, - можете и должны знать, что находится в планах адаптации наших    
регионов, чтобы потом учитывать это в стратегиях, в строчках бюджета и в        
надзоре и контроле, потому что мир меняется вокруг нас.                         
                                                                                
Спасибо за внимание. Готов ответить на ваши вопросы.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович.                         
                                                                                
Александр Александрович, мы всегда вас поддерживали, но вот сегодня хочу на     
вашем примере попросить ваших коллег, чтобы они это учли. Вы приходите в        
Государственную Думу, так же как раньше, будучи мэром или губернатором,         
приходили избираться к жителям области или города. Итог этого был - стали вы    
мэром, стали губернатором. Вас выдвигала партия, понятно, эта процедура         
прописана федеральным законом, так же как Конституцией определена процедура     
утверждения министров. Вы не на площадку приходите, это ваш работодатель. И     
вы должны понимать это (аплодисменты), и те, кто присутствует у нас здесь, в    
ложе. Коллеги, об этом речь идёт. Премьер-министр предложил, но Дума вправе     
не утвердить кандидатуру, и эта процедура тоже определена. У вас нет прямых     
выборов, они есть у президента и на прямых выборах избираются депутаты, если    
брать федеральный уровень. Поэтому наш разговор должен строиться именно         
исходя из этого: вот здесь ваш избиратель, а вы наш кандидат на должность.      
(Аплодисменты.) Об этом речь.                                                   
                                                                                
Коллеги, я почему говорю это именно Александру Александровичу? Александр        
Александрович прошёл этот путь в отличие от других кандидатов, так же как его   
прошёл Дегтярёв, так же как его прошёл Алиханов, так же как его прошли ещё      
ряд коллег, которые сегодня будут утверждаться.                                 
                                                                                
Вот в чём большое различие между прежней процедурой и нынешней. Президент не    
случайно многократно подчёркивал, что он часть полномочий передал гражданам     
страны, чтобы они через депутатов утверждали Правительство Российской           
Федерации. И нам с вами придётся и дальше вести этот диалог, как тем, кто вас   
избирает, вас утверждает, он должен быть другим по содержанию и, самое          
главное, ответственности. Александр Александрович, вы многое сделали,           
действительно есть достижения, но - и вам, и коллегам говорю -                  
останавливайтесь больше на проблемах. Мы же понимаем, что уже сделано, потому   
что были и "правительственные часы", и постоянный диалог наших профильных       
комитетов, но вопрос, как бы вы строили свою работу в будущем. Понятно,         
основа, которую вы заработали, и достижения стали причиной того, что премьер    
вновь вносит ваши кандидатуры, мы отмечаем, что правительство работало          
эффективно, есть результат, поэтому мы вновь встречаемся, но давайте всё-таки   
поговорим о будущем, о том, какие есть нерешённые проблемы. Хотелось бы,        
чтобы все на этом делали акцент, особенно те, кто уже отработал в должности     
министра.                                                                       
                                                                                
Коллеги, поддерживаете такой подход вот в принципе? (Аплодисменты.) Тогда       
будет понятно, чем мы здесь занимаемся, за что несём ответственность, ну и      
итог - назначение. Волгоградцы, смотрю, улыбаются.                              
                                                                                
Пожалуйста, фракция КПРФ, Михайлов Олег Алексеевич.                             
                                                                                
Подготовиться Маркову.                                                          
                                                                                
МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Александрович, Президентом России в соответствии с указом   
от 7 мая этого года к основным задачам по достижению национальной цели          
"Экологическое благополучие" отнесено устойчивое развитие особо охраняемых      
природных территорий. К сожалению, предыдущий опыт показал, что не все задачи   
в области развития системы ООПТ выполняются, что, на мой взгляд, может быть     
связано с не вполне эффективной работой департамента государственной политики   
и регулирования в сфере развития ООПТ. Например, не создано несколько           
федеральных ООПТ, предусмотренных федеральным проектом "Сохранение              
биологического разнообразия и развитие экологического туризма" и поручениями    
президента. При этом мы часто наблюдаем, как на уже существующих ООПТ           
происходит реализация различных природоразрушающих проектов, вызывающих         
возмущение граждан, например строительство курорта на плато Лаго-Наки, дороги   
в природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" или в национальном парке "Лосиный   
остров", выдача новой лицензии на добычу золота в национальном парке "Югыд      
ва" в Республике Коми в 2021 году.                                              
                                                                                
Вопрос: каким образом предполагается решить накопившиеся проблемы и вообще      
как планируется... (Микрофон отключён.)                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КОЗЛОВ А. А. Спасибо за вопрос, Олег Алексеевич.                                
                                                                                
Из 76 миллионов гектаров, которые у нас входят в заповедную систему, только     
на 6 миллионах гектаров предполагается развитие рекреационной деятельности.     
Мы видим, что с 2018 года посещаемость увеличилась с 7 миллионов до 14          
миллионов человек.                                                              
                                                                                
Мы не готовы были обеспечить всю инфраструктуру полностью за счёт бюджетных     
средств - это большие деньги, сотни миллиардов рублей. Что мы сделали вместе    
с нашим профильным комитетом? Мы приняли закон, который позволяет развивать     
национальные парки и, самое главное, разобраться с землёй, которая отведена     
под рекреационную деятельность, потому что до этого законодательно это не       
было урегулировано, что позволяло использовать эту землю для других целей -     
вы приводили примеры. Я в своём докладе кратко сказал: мы создали 22            
нацпарка, в том числе два заповедника. И мы дальше продолжаем эту работу, у     
нас в работе десять таких объектов в разной степени готовности. Кроме того,     
мы по поручению президента получим дополнительное финансирование и вместе с     
нашими коллегами, которые отвечают за туризм, будем делать так, чтобы           
посещаемость - я цифру назвал: 14 миллионов - ещё увеличилась.                  
                                                                                
И важный вопрос - это управление национальными парками. Это единственные        
полномочия, которые не переданы никуда и находятся на одной площадке            
директора департамента с численностью 40 человек при управлении                 
десятитысячным коллективом с разной формой собственности и ответственностью.    
Вот здесь предстоит большая работа по оптимизации и корректировке структуры     
управления этим направлением.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, фракция ЛДПР, Марков Евгений Владимирович.                          
                                                                                
Подготовиться Грешневикову.                                                     
                                                                                
МАРКОВ Е. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Александрович, в последние годы в этом зале, когда          
докладываются вопросы по изменениям в Лесной кодекс, у коллег всегда            
возникает большое количество вопросов, и, как правило, эти вопросы за рамками   
проекта закона, который рассматривается, а это говорит об озабоченности         
существующими проблемами в лесном хозяйстве, и наши коллеги-депутаты, из        
лесных регионов в основном, эту озабоченность высказывают. В связи с этим       
вопрос, пожелание, наверное, такое: очень хочется заручиться лично вашей        
поддержкой, большим вниманием для какой-то активной работы по расшивке тех      
узких мест, которые за долгие годы накопились у нас, по большому счёту,         
хочется личного внимания, использования тех лучших практик, которые сегодня     
есть в лесном законодательстве наших соседей - в Белоруссии. Вот в связи с      
этим хотелось бы попросить вас более активно проводить эту работу в период      
последующего срока ваших полномочий.                                            
                                                                                
КОЗЛОВ А. А. Спасибо большое. Я постараюсь отвечать из логики того, что         
сказал Вячеслав Викторович, в том числе подсвечивая проблему.                   
                                                                                
Сначала ответ на вопрос. Белоруссия - наше дружественное государство, наши      
братья, мы плотно работаем с Александром Антоновичем Куликом. Первое, то, что   
у нас одинаковое и что мы сделали вместе, - мы запретили вывоз из страны        
кругляка, непереработанной древесины. Второе, мы синхронизировали обмен всей    
информацией по обороту древесины в электронных системах двух государств, мы     
закончили это в декабре прошлого года. Сейчас мы прорабатываем вместе опыт,     
связанный с тем, чтобы наши лесничества могли в том числе осуществлять          
заготовку древесины. Мы работаем вместе с такими депутатами, как Ягафаров,      
Морозов, Гильмутдинов, мы все вместе сейчас готовим к первому чтению            
законопроект, который должен дать положительный результат.                      
                                                                                
Что касается лесной отрасли, наша задача - это сбережение, то, что я сказал     
про пожары, задача - уменьшить площади, пройденные огнём, это первое. И         
второе - это лесовосстановление. В прошлом году мы впервые вышли на цифру       
больше 100 процентов восстановления лесов, которые потеряли, но этого мало.     
Нам предстоит большая работа - борьба за наш лес, за его качество в первую      
очередь, поскольку мы должны обеспечить нашу промышленность.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Грешневиков Анатолий Николаевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ -     
ЗА ПРАВДУ".                                                                     
                                                                                
Подготовиться Арапову.                                                          
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                   
                                                                                
Уважаемый Александр Александрович, меня и фракцию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..."      
беспокоят проблемы, связанные с реализацией нацпроекта "Экология": мусорная     
реформа провалена, Байкалу грозит закон о сплошных рубках. Но вопрос у меня     
по проекту "Оздоровление Волги".                                                
                                                                                
Построенные очистные сооружения в таких важных областях, как Астраханская,      
Тверская, Ярославская, либо не работают, либо не достигают должных              
нормативных показателей по очистке стоков. В тверских городах Старица и         
Торжок подрядчики в стадии банкротства, в Ярославской области, несмотря на      
возбуждение пяти уголовных дел, все пять построенных очистных сооружений        
работают вхолостую, наладка их затянулась на три года и не завершена по сей     
день. Почему ни министерство, ни губернатор Ярославской области Евраев не       
проверяли эти объекты? Кто несёт ответственность за срыв проекта и когда на     
Волге заработают очистные сооружения?                                           
                                                                                
КОЗЛОВ А. А. Спасибо большое за вопрос, Анатолий Николаевич. Я хотел бы         
сказать, что проект "Оздоровление Волги" масштабный, в нём участвует 16         
регионов и Минприроды, Минстрой, Минсельхоз, Росрыболовство, Росприроднадзор,   
Росводресурсы. Очень важно учитывать, что проект "Оздоровление Волги" - это     
не только очистные, это ликвидация накопленного вреда, 17 объектов мы           
ликвидируем, 1324 километра расчистки русел рек, 24 тысячи гектаров             
нерестовых, строительство 60 водопропускных сооружений ГТС.                     
                                                                                
Что касается очистных, наша задача... это сложный вопрос, он расшивается        
математикой. У нас 3 кубокилометра загрязнение Волги, наша задача опуститься    
на цифру 1 - надо минус 2 кубокилометра. Это 140 очистных, из них 106           
построены, 34 находятся в стадии строительства. Вот из этих 106 очистных 65     
соответствуют нормам и требованиям, это почти 70 процентов. Есть очистные, их   
18 - в основном в трёх регионах, это Ярославская, Нижегородская области и ещё   
одна республика, - где есть проблематика, связанная с тем, что очистные не      
достигли запланированной цифры. Но это количество - 4 процента от общего, и     
мы сейчас разбираемся вместе с губернаторами, с силовым блоком, почему так      
получилось. 22 очистных сооружения находятся в стадии запуска. И когда мы       
вместе с коллегами, с депутатами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" осматривали эти        
объекты, ключевое, что мы увидели, - то, что не хватает внутренней              
нормативки, касающейся запуска водоканалов, требований к приёмке и многих       
других вещей, которые не связаны с изменением федерального законодательства,    
но связаны с изменением отраслевых требований, потому что они все, мягко        
говоря, немножко устарели и привели к таким последствиям. И когда я в своём     
докладе говорил, что мы учтём это в новом проекте "Вода", я это и имел в        
виду. Это проблематика, которая требует определённого вмешательства, и мы       
вместе с коллегами это обязательно сделаем.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Александрович, вот Грешневиков поднял тему      
ряда регионов - на самом деле это свойственно большинству регионов. Большую     
работу министерство проводит, реально программа мощная, но вы отдаёте это всё   
на откуп: вот деньги расписали, бюджет принят - и считаем, что проблема         
решена. А на самом деле не так. Вот из того же опыта, как строит работу         
Хуснуллин и почему там есть результат: надо всё доводить до конца. Да, деньги   
федеральные, да, программа федеральная, но, когда вы отдаёте это в виде         
субвенции региону, возьмите этот вопрос на контроль: вы, ваш заместитель раз    
в неделю в режиме видео-конференц-связи или с выездом в регион смотрите, как    
реализуются проекты, какой процент освоения, когда сдаётся объект, - тогда у    
нас с вами будет результат. Через какое-то время ситуация поменяется и это      
войдёт в систему. Ведь не случайно сегодня четыре губернатора выдвигаются       
здесь на должности министров. У нас губернаторов намного больше, и все они      
разные, так же как разные министерства, поэтому нам надо создать здесь          
систему ответственности и решения задач. Вот если Дмитрий Николаевич Кобылкин   
поддержит, обязательно надо подключить профильный комитет. Начните это          
делать, тогда будет понятно, а что в Астрахани, а что в Ярославле, а что в      
других регионах. Там просто зачастую даже решения, где строить очистные,        
принимаются неэффективно, а галочку поставили. Вот по отчётам мы видим, что     
фактически сбросов уже не должно быть, а они как были, так и есть. Более        
того, а кто оценивает эти сбросы? Опять в регионах оценивают. Они сначала       
думали, что с них будут спрашивать контрольно-надзорные органы за то, что у     
них нет чистоты сбросов, - дали данные, что у них всё чисто как слеза, а        
когда увидели, что на основании этого деньги выделяют, кому больше, кому        
меньше, за голову схватились. А это тоже понятно, к чему ведёт - заложниками    
вот таких решений, глупых, неэффективных, становятся люди. Поэтому              
заканчивайте эту тему: это наше, а это их... Вот у нас следующим будет          
выступать Антон Олегович Котяков, там вообще много полномочий региональных.     
Вот это созерцание со стороны - мы вроде как проблему решили, потому что за     
это не отвечаем, а на то, за что отвечаем, деньги выделили, - приводит к        
тому, что люди остаются с проблемами, и регионы их не решают. Ну а в целом      
вот никто, думаю, не может сказать, что министерство не ведёт диалога, не       
откликается.                                                                    
                                                                                
И вот по поводу сплошных рубок. Министр остановил рассмотрение этих вопросов,   
вырабатывает предложения. Давайте подключайтесь.                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что касается "пусть"... Коллеги, условия, тем более       
шантаж - это не лучший способ диалога. Диалог - это улица с двусторонним        
движением. Вот есть профильный комитет, у нас с вами тоже много людей,          
сведущих в этих сферах. Александр Александрович - он слышит и не ведёт себя     
по-хамски.                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Слышит.                                                   
                                                                                
И мы с вами должны поддерживать таких людей. То, что он корректен, это не       
слабость. А мы считаем, что, раз человек порядочный, он слабый. Это не так.     
Порядочность - это не слабость.                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вам спасибо за вопрос.                                    
                                                                                
Коллеги, когда вы начинаете так... это наш министр, мы его утверждали и         
сейчас будем утверждать.                                                        
                                                                                
Вот и Коломейцев говорит: мы хотим его поддержать.                              
                                                                                
Пожалуйста, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ", Арапов Георгий Константинович.                
                                                                                
АРАПОВ Г. К., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Александр Александрович, сегодня плата за негативное воздействие на             
окружающую среду стала для многих субъектов хорошим инструментом для            
реализации экологических мероприятий, при этом части из них той суммы,          
которая накапливается, фактически не хватает для реализации мер из              
разрешённого перечня мероприятий. Мы считаем, что перечень того, на что можно   
направлять средства, полученные за негативное воздействие на окружающую         
среду, надо расширять. В связи с этим вопрос: поддерживаете ли вы такое         
предложение? Если поддерживаете, то какие направления могут стать               
приоритетными для министерства для выделения дополнительно средств,             
полученных за негативное воздействие на окружающую среду?                       
                                                                                
КОЗЛОВ А. А. Спасибо за вопрос. Хорошо, что у нас такая дискуссия. Почему?      
Вот окрашенные экологические платежи - этого в сущности у нас не было до того   
момента, пока мы законодательно это не закрепили, тогда у нас появился свой     
бюджет в регионах. Примерно за два года 34 миллиарда рублей субъекты собрали,   
9 миллиардов - Федерация, то есть это значительные деньги, которые помогают.    
Что мы видим? В действительности есть распределение денежных средств между      
субъектом (60 процентов) и муниципалитетом (40 процентов остаётся), и не        
всегда наши коллеги могут насобирать всю сумму, которая им требуется для        
того, чтобы определённый объект накопленного вреда убрать. А те мероприятия,    
которые они предлагают, близки людям, понятны им - это строительство новых      
мусорных площадок, расчистка небольшого участка реки или ещё что-то. Порядка    
13 таких мероприятий предложено, мы их будем поддерживать, мы их отработали     
вместе с субъектами, мы пообщались с каждым руководителем, который был в этом   
заинтересован, и считаем, что это должно появиться в рамках тех нормативных     
актов, которые это закрепят на уровне постановления правительства. Мы будем     
поддерживать здесь.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Завершающий вопрос. Пожалуйста, Бурматов Владимир Владимирович, фракция         
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
БУРМАТОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Большое спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович.                                 
                                                                                
Я хотел бы поднять ещё один проблемный вопрос, который беспокоит сотни тысяч    
наших избирателей, живущих в городах с высоким уровнем загрязнения воздуха,     
таких как мой родной Челябинск, где по полгода держится режим "чёрного неба".   
Вопрос касается предприятий-загрязнителей и процесса получения такими           
предприятиями комплексных экологических разрешений. 5600 предприятий должны     
получить эти разрешения до конца текущего года, а получили на сегодняшний       
день, если мне не изменяет память, всего 11 процентов. Май месяц на дворе, и    
граждане закономерно интересуются, а нет ли рисков того, что министерство       
придёт в конце года в Государственную Думу с предложением перенести сроки       
вправо для тех предприятий, которые сегодня просто саботируют этот процесс? И   
чем мы можем вам помочь, чтобы наказывали именно вот таких саботажников, а не   
страдали ответственные предприятия, которые сегодня, к сожалению, часто         
остаются крайними, потому что именно для них... (Микрофон отключён.)            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Александрович.                      
                                                                                
КОЗЛОВ А. А. Хороший вопрос. Решение по комплексным экологическим разрешениям   
было принято ещё в 2014 году, вступило в силу с 2019-го - постоянно это         
переносилось. И я считаю, это моё мнение, мнение моих коллег по министерству,   
что хватит уже переносить, люди ждут результатов. А если кто-то считает, что    
он вовремя документы не даст и для него это не приоритет, то, я ещё раз         
говорю, это неправильно. Ведь люди спросят у нас, у вас в том числе. Это        
первое.                                                                         
                                                                                
Второй момент. Что надо сделать? Мы создали штаб в рамках правительства, в      
эту работу включены наши министерства, десять ФОИВов, субъекты, полпреды.       
Объясню почему. У нас фактически 13 регионов и 8 министерств по отраслевому     
принципу, у которых штучно, понятно, эти предприятия, и в еженедельном режиме   
мы отрабатываем. Я вижу динамику: плюс 22 процента за месяц благодаря таким     
работам идёт ежегодно. Ну и соответственно, как мы и договаривались, к 1        
октября подобьём, поймём, у каких субъектов эти предприятия остались, санкции   
в законе прописаны, и будем отдельно по каждому разговаривать детально. Но      
сейчас, до 1 октября, нам надо просто каждый месяц плотно работать в этом       
направлении, по-другому никак.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, уважаемый Александр Александрович.               
                                                                                
Коллеги, давайте поблагодарим кандидата на должность министра.                  
                                                                                
Спасибо, Александр Александрович. (Аплодисменты.)