Заседание № 177

15.01.2019
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 611655-7 "Об информации Министра просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильевой о мерах по повышению качества образования, а также оказанию профориентационной поддержки обучающимся в общеобразовательных организациях".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1378 по 1505 из 5068
Переходим ко 2-му вопросу, о проекте постановления Государственной Думы "Об     
информации Министра просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильевой о мерах   
по повышению качества образования, а также оказанию профориентационной          
поддержки обучающимся в общеобразовательных организациях".                      
                                                                                
Пожалуйста, Вячеслав Алексеевич Никонов.                                        
                                                                                
НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и      
науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, дорогие друзья! Ещё    
Пифагор говорил, что любое правительство начинается с обучения молодёжи, и      
наша Государственная Дума очень правильно начинает сегодняшнее заседание с      
важнейшего вопроса, связанного с принятием постановления Государственной Думы   
по итогам информации министра просвещения Российской Федерации Ольги Юрьевны    
Васильевой.                                                                     
                                                                                
Я напомню, что в предыдущем созыве Государственной Думы у нас было одно         
министерство - образования и науки и два комитета Государственной Думы -        
комитет по образованию и комитет по науке. Сейчас у нас один Комитет            
Государственной Думы по образованию и науке, но в результате изменений у нас    
два министерства - Министерство просвещения и Министерство науки и высшего      
образования плюс ещё Рособрнадзор, Росмолодёжь. Сегодня мы рассматриваем        
вопрос, относящийся к ведению Министерства просвещения, - об общем              
образовании и среднем профессиональном образовании.                             
                                                                                
В этом постановлении мы, конечно, обращаем внимание на то позитивное, что       
было достигнуто в области просвещения в нашей стране, и достижения              
действительно есть. У нас, без преувеличения скажу, первоклассное дошкольное    
образование - вообще, мало где в мире есть дошкольное образование как уровень   
образования со своими стандартами, - это позволяет нам удерживать лидерство в   
мире: по результатам последнего PIRLS (исследование в начальных классах)        
первое место в мире по образованности у наших младшеклассников. Мы выигрываем   
очень многие международные конкурсы и по физике, и по химии, и по математике,   
мы выигрываем последние первенства WorldSkills. То есть нам есть чему           
радоваться. Но конечно, есть огромное количество проблем, на которые мы         
обращаем внимание в этом постановлении.                                         
                                                                                
Я перечислю семь главных, как мне кажется, проблем, которые обозначены в        
нашем документе.                                                                
                                                                                
Проблема первая, на мой взгляд действительно важная для дошкольного             
образования, - это то, что, да, героическими усилиями мы строим большое         
количество детских садов, мы решили проблему обеспечения местами в детских      
садах детей в возрасте от трёх до семи лет, но во многом это произошло за       
счёт уплотнения детских садов, за счёт того, что не реализуются полностью       
программы, образовательные стандарты в дошкольных учреждениях, и,               
естественно, на это надо обратить первоочередное внимание. Дополнительная       
программа строительства, которая сейчас осуществляется, должна быть             
интенсифицирована.                                                              
                                                                                
Вторая большая проблема - это федеральный проект "Современная школа", который   
должен реализовать положения майского указа Президента Российской Федерации.    
Нам представляется, что в существующем виде этот проект не может быть           
реализован прежде всего потому, что не решается проблема второй смены.          
Собственно, в самой государственной программе обозначена только одна дата для   
решения проблемы третьей смены - это 2024 год. Мы помним, что президент         
говорил о ликвидации второй смены к 2025 году, но очевидно, что, даже           
увеличив расходы на программы строительства новых школ, мы не выходим на        
траекторию, которая установлена в программе президента. Не решается проблема    
изношенности зданий школ, не решается в полной мере проблема сельских школ.     
                                                                                
Третье. Мы не сможем реализовать в полной мере образовательные стандарты,       
потому что, к сожалению, не предусмотрен в течение ближайших шести лет выход    
на полную интернетизацию школ с той скоростью Интернета, которая необходима     
для реализации государственных образовательных стандартов.                      
                                                                                
Четвёртая проблема, на которую мы обращаем внимание, - это проблема кадров,     
проблема учителей, проблема учителей учителей, о чём шла речь как раз во        
время выступления министра просвещения. Необходимо совершенствование системы    
педагогического образования и создание новых стандартов подготовки учителей,    
чтобы они уже готовили кадры для экономики будущего.                            
                                                                                
Пятая проблема связана с преподаванием родных языков, о чём мы очень много      
говорили в прошлом году. Действительно, Министерство просвещения недостаточно   
делает для того, чтобы были созданы стандарты преподавания родных языков -      
всех, которые нуждаются в этом, - чтобы были соответствующие учебники, чтобы    
велась подготовка педагогических кадров. Всё это надо сделать, в том числе с    
учётом возможностей фонда поддержки родных языков, который создаётся сейчас в   
результате наших решений. Но я хотел бы обратить внимание вот на что. Вчера     
Совет Европы выпустил заключение аж на 58 страницах о том, как нарушается       
право на изучение родных языков в нашей стране. Мы знаем, какие у нас есть      
проблемы, но я уверяю вас: то, что написано в заключении Совета Европы,         
никакого отношения к реальности просто не имеет. При этом Совет Европы не       
обращает никакого внимания на то, как нарушаются права на изучение родного      
языка и на обучение на родном языке в прибалтийских государствах, на Украине,   
- никакого внимания! И вот то, что произошло, этот доклад, я считаю, ещё один   
аргумент в пользу того, чтобы нам из этого Совета Европы как можно скорее,      
Вячеслав Викторович, всё-таки начинать выходить, как и из Парламентской         
ассамблеи, которая превращается просто в место, где Россию ругают, и всё. Нам   
там делать нечего!                                                              
                                                                                
Шестое. Есть закон о стратегическом планировании, но у нас до сих пор нет       
стратегии развития образования - мы призываем правительство наконец-то эту      
стратегию разработать.                                                          
                                                                                
И наконец, последнее. Мы в этом постановлении фиксируем уже, собственно,        
принятое нами решение о проведении в этом зале больших парламентских слушаний   
по вопросам образования, слушания пройдут этой весной. Мы должны быть умнее     
всех, и это надо обеспечить.                                                    
                                                                                
Прошу принять постановление.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Алексеевич.                             
                                                                                
Коллеги, вопросы? Нет вопросов. Кто хотел бы выступить? Тоже нет желающих.      
Полномочный представитель президента? Правительства? Нет.                       
                                                                                
Вячеслав Алексеевич, нет желания с заключительным словом выступить? Нет.        
                                                                                
Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "Об           
информации Министра просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильевой о мерах   
по повышению качества образования, а также оказанию профориентационной          
поддержки обучающимся в общеобразовательных организациях", 2-й вопрос.          
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              410 чел.91,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Постановление принимается единогласно.