Заседание № 177
15.01.2019
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 611655-7 "Об информации Министра просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильевой о мерах по повышению качества образования, а также оказанию профориентационной поддержки обучающимся в общеобразовательных организациях".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1378 по 1505 из 5068
Переходим ко 2-му вопросу, о проекте постановления Государственной Думы "Об информации Министра просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильевой о мерах по повышению качества образования, а также оказанию профориентационной поддержки обучающимся в общеобразовательных организациях". Пожалуйста, Вячеслав Алексеевич Никонов. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, дорогие друзья! Ещё Пифагор говорил, что любое правительство начинается с обучения молодёжи, и наша Государственная Дума очень правильно начинает сегодняшнее заседание с важнейшего вопроса, связанного с принятием постановления Государственной Думы по итогам информации министра просвещения Российской Федерации Ольги Юрьевны Васильевой. Я напомню, что в предыдущем созыве Государственной Думы у нас было одно министерство - образования и науки и два комитета Государственной Думы - комитет по образованию и комитет по науке. Сейчас у нас один Комитет Государственной Думы по образованию и науке, но в результате изменений у нас два министерства - Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования плюс ещё Рособрнадзор, Росмолодёжь. Сегодня мы рассматриваем вопрос, относящийся к ведению Министерства просвещения, - об общем образовании и среднем профессиональном образовании. В этом постановлении мы, конечно, обращаем внимание на то позитивное, что было достигнуто в области просвещения в нашей стране, и достижения действительно есть. У нас, без преувеличения скажу, первоклассное дошкольное образование - вообще, мало где в мире есть дошкольное образование как уровень образования со своими стандартами, - это позволяет нам удерживать лидерство в мире: по результатам последнего PIRLS (исследование в начальных классах) первое место в мире по образованности у наших младшеклассников. Мы выигрываем очень многие международные конкурсы и по физике, и по химии, и по математике, мы выигрываем последние первенства WorldSkills. То есть нам есть чему радоваться. Но конечно, есть огромное количество проблем, на которые мы обращаем внимание в этом постановлении. Я перечислю семь главных, как мне кажется, проблем, которые обозначены в нашем документе. Проблема первая, на мой взгляд действительно важная для дошкольного образования, - это то, что, да, героическими усилиями мы строим большое количество детских садов, мы решили проблему обеспечения местами в детских садах детей в возрасте от трёх до семи лет, но во многом это произошло за счёт уплотнения детских садов, за счёт того, что не реализуются полностью программы, образовательные стандарты в дошкольных учреждениях, и, естественно, на это надо обратить первоочередное внимание. Дополнительная программа строительства, которая сейчас осуществляется, должна быть интенсифицирована. Вторая большая проблема - это федеральный проект "Современная школа", который должен реализовать положения майского указа Президента Российской Федерации. Нам представляется, что в существующем виде этот проект не может быть реализован прежде всего потому, что не решается проблема второй смены. Собственно, в самой государственной программе обозначена только одна дата для решения проблемы третьей смены - это 2024 год. Мы помним, что президент говорил о ликвидации второй смены к 2025 году, но очевидно, что, даже увеличив расходы на программы строительства новых школ, мы не выходим на траекторию, которая установлена в программе президента. Не решается проблема изношенности зданий школ, не решается в полной мере проблема сельских школ. Третье. Мы не сможем реализовать в полной мере образовательные стандарты, потому что, к сожалению, не предусмотрен в течение ближайших шести лет выход на полную интернетизацию школ с той скоростью Интернета, которая необходима для реализации государственных образовательных стандартов. Четвёртая проблема, на которую мы обращаем внимание, - это проблема кадров, проблема учителей, проблема учителей учителей, о чём шла речь как раз во время выступления министра просвещения. Необходимо совершенствование системы педагогического образования и создание новых стандартов подготовки учителей, чтобы они уже готовили кадры для экономики будущего. Пятая проблема связана с преподаванием родных языков, о чём мы очень много говорили в прошлом году. Действительно, Министерство просвещения недостаточно делает для того, чтобы были созданы стандарты преподавания родных языков - всех, которые нуждаются в этом, - чтобы были соответствующие учебники, чтобы велась подготовка педагогических кадров. Всё это надо сделать, в том числе с учётом возможностей фонда поддержки родных языков, который создаётся сейчас в результате наших решений. Но я хотел бы обратить внимание вот на что. Вчера Совет Европы выпустил заключение аж на 58 страницах о том, как нарушается право на изучение родных языков в нашей стране. Мы знаем, какие у нас есть проблемы, но я уверяю вас: то, что написано в заключении Совета Европы, никакого отношения к реальности просто не имеет. При этом Совет Европы не обращает никакого внимания на то, как нарушаются права на изучение родного языка и на обучение на родном языке в прибалтийских государствах, на Украине, - никакого внимания! И вот то, что произошло, этот доклад, я считаю, ещё один аргумент в пользу того, чтобы нам из этого Совета Европы как можно скорее, Вячеслав Викторович, всё-таки начинать выходить, как и из Парламентской ассамблеи, которая превращается просто в место, где Россию ругают, и всё. Нам там делать нечего! Шестое. Есть закон о стратегическом планировании, но у нас до сих пор нет стратегии развития образования - мы призываем правительство наконец-то эту стратегию разработать. И наконец, последнее. Мы в этом постановлении фиксируем уже, собственно, принятое нами решение о проведении в этом зале больших парламентских слушаний по вопросам образования, слушания пройдут этой весной. Мы должны быть умнее всех, и это надо обеспечить. Прошу принять постановление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Алексеевич. Коллеги, вопросы? Нет вопросов. Кто хотел бы выступить? Тоже нет желающих. Полномочный представитель президента? Правительства? Нет. Вячеслав Алексеевич, нет желания с заключительным словом выступить? Нет. Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "Об информации Министра просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильевой о мерах по повышению качества образования, а также оказанию профориентационной поддержки обучающимся в общеобразовательных организациях", 2-й вопрос. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 32 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Постановление принимается единогласно.