Заседание № 187
07.10.2014
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 608764-6 "О внесении изменения в план проведения "правительственного часа" на осеннюю сессию Государственной Думы 2014 года, утверждённый постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О плане проведения "правительственного часа" на осеннюю сессию Государственной Думы 2014 года" (о проведении "правительственного часа" 21 октября).
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1546 по 1794 из 7538
Продолжаем работать. 10-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О внесении изменения в план проведения "правительственного часа" на осеннюю сессию Государственной Думы 2014 года...". Докладывает Константин Александрович Лазарев. ЛАЗАРЕВ К. А., фракция КПРФ. Уважаемые депутаты, на сегодняшний день Центральный банк установил курс доллара в размере 39 рублей 98 копеек. Моя инициатива предельно проста и понятна, учитывая, что в соответствии со статьёй 3 закона о Банке России обязанностью Центробанка является обеспечение устойчивости курса рубля. Я не придерживаюсь точки зрения, что политика Центробанка - отпускание рубля в свободное плавание - является правильной. Практика показала, что такая политика неизбежно ведёт к росту курса доллара и падению курса рубля. Это, безусловно, ударит в первую очередь по наименее обеспеченному слою населения, поскольку приведёт к росту импорта, а за ростом импорта последует рост цен на товары отечественных производителей. В прошлом году у нас уже произошёл рост цен и тарифов в жизненно важных отраслях - например, в жилищно-коммунальном хозяйстве были подняты тарифы на электроэнергию. Относительно заключения комитета хочу обратить внимание вот на что: комитет считает, что не следует приглашать председателя Банка России Набиуллину на том основании, что ожидается её выступление по основным направлениям денежно-кредитной политики. Считаю, что данное обоснование неубедительно и неактуально. Падение курса рубля является частным, но крайне важным вопросом, от которого во многом зависят благополучие и стабильность жизни подавляющего большинства граждан. А тот вопрос, с которым будет выступать председатель Центробанка, об основных направлениях денежно-кредитной политики, - это очень большой вопрос, он включает рассмотрение таких явлений, как инфляция, экономический рост, а также макроэкономических сценариев. Наш же вопрос частный, но крайне важный. Если на предприятии произошло ЧП, руководитель этого предприятия никогда не перенесёт рассмотрение данного вопроса на дату планового отчёта своего подчинённого, - это нонсенс! Отказ рассмотреть вопрос о причинах падения курса рубля можно интерпретировать не иначе как безразличное отношение к своему народу правительства, которое как минимум должно обеспечивать стабильность в стране. "Правительственный час" - это форма отчёта, парламентского контроля, и это очень важный и действенный инструмент, благодаря которому мы можем задать вопросы ответственным лицам. Мы вправе сами корректировать форму отчёта исходя из конкретных жизненных обстоятельств, а они существенно изменились в связи с девальвацией рубля. На мой взгляд, самое главное, для чего нам нужно пригласить Набиуллину, - это рассмотрение вопроса об ответственности за нарушение закона. Данный вопрос не может быть рассмотрен наряду с основными направлениями денежно-кредитной политики - он, безусловно, должен рассматриваться отдельно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Александрович Попов. Микрофон включите. ПОПОВ С. А. Уважаемые коллеги, комитет очень подробно рассмотрел предложение нашего коллеги Лазарева. Не знаю, как вас, но меня он сегодня тоже не убедил - почему нужно, чтобы Набиуллина выступила именно 21 октября, а нельзя дождаться ноября, когда она будет выступать перед нами с очень подробными разъяснениями в целом по денежно-кредитной политике на предстоящий год и сможет ответить на все эти вопросы? Что касается предложения пригласить её именно 21-го, нам те соображения, которые сегодня были представлены, не кажутся столь неопровержимыми, важными и доказательными. Ну и самое главное, есть прямое нарушение Регламента. Я к нашему коллеге Лазареву хочу ещё раз обратиться: в Регламенте жёстко и чётко прописано, что, если вы выступаете с таким предложением, проведите необходимые консультации, для того чтобы получить согласие от приглашаемого, подтверждение того, что в эти сроки человек будет находиться в Москве, а не в командировке и готов выступить перед Государственной Думой. Это требование общее, а у нас представители одной фракции постоянно на этом спотыкаются. Комитет не поддерживает данное постановление и предлагает его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Александрович, логика этого предложения, по-моему, достаточно железная, я бы так сказал. Дело в том, что рубль, политика банка в отношении его - это важнейший инструмент реализации нашей бюджетной политики. 24 октября мы должны рассматривать концепцию федерального бюджета на 2015 год и на ближайшие три года, если мы до этого не определим свою позицию по вопросам банковской политики, как говорил мой коллега Лазарев, ко второму чтению уже сложно будет что-то изменить концептуально, мы просто опоздаем как минимум на год. Мне кажется, что данный аргумент является самым важным, - как говорят, после драки кулаками не машут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Это было выступление. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Вопрос к Сергею Александровичу, он перекликается с предыдущим. Экономическая ситуация в России становится значительно более жёсткой. Формирование бюджета - это принципиальнейший вопрос. Мы слышим заявления председателя правительства о том, что курс правильный, и продолжаем по нему идти. В связи с этим я хотел бы уточнить, всё ли учитывает комитет, когда оттягивает рассмотрение вопросов, связанных с ухудшением ситуации с рублём, и учитывает ли необходимость обсуждения этой проблемы перед рассмотрением бюджета? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Александрович Попов. ПОПОВ С. А. Ну, я уже сказал, что мы очень скрупулёзно к этим вопросам подошли, но я хотел бы ещё отметить, что проект бюджета на 2015 год и на три последующих года уже внесён в Государственную Думу и мы с вами сейчас уже работаем над ним. Мы будем его всесторонне обсуждать, и в данном случае наша коллегиальная работа над бюджетом здесь является самой главной, самой основной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Александрович, вообще-то, согласование с приглашаемым - это не задача того, кто хочет пригласить, главное условие - не менее чем за десять дней. У нас есть две недели, поэтому ваши аргументы несостоятельны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич, это было выступление, да? Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, я уже много раз говорила и продолжаю говорить о нашей роли депутатской. Конечно, будет смешно, если депутат позвонит министру и скажет: "Вы можете прийти? Я вас приглашаю", - повторяю, это просто смешно! Мы уже весь Регламент перекроили сто раз: то вопросы заранее дайте, то заранее члены правительства должны быть приглашены, то всё это включается в план. Знаете, роль депутата с каждым годом всё снижается и снижается! А вопрос такой: скажите, пожалуйста, Сергей Александрович, когда внесена вот эта поправка - что каждый депутат должен согласовывать с министром его приглашение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Александрович Попов. ПОПОВ С. А. Мы говорили о том, что, если идёт речь о проведении "правительственного часа", предполагается предварительное согласование инициаторов с тем министром, с тем должностным лицом, которое приглашается в Государственную Думу. Такая запись есть, она существует на самом деле уже с прошлого созыва. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть желающие выступить? Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вы знаете, наверное, Сергею Александровичу надо было поприсутствовать на парламентских слушаниях, которые проводил в прошлый понедельник комитет по экономической политике, для того чтобы понять, насколько актуален этот вопрос. Мы ждём, пока официально кто-то объявит "чёрный вторник", как это было в 98-м году, или "чёрный четверг", как это было в 2008 году. Вы поймите, у нас падение курса рубля за три месяца составило 18 процентов, и это не предел, сегодня опять говорят о рекордах. Что это такое? В условиях, когда подавляющая часть товаров завозится по импорту, это значит, что вы из заработной платы наших избирателей за три месяца взяли и изъяли 18 процентов, - на каком основании?! И при такой кредитно-денежной политике мы с вами фактически остановили перерабатывающее производство, потому что кредиты сегодня взять невозможно. Если бы вы слышали, как реагировали руководители предприятий, которых пригласили на парламентские слушания, на выступление первого заместителя председателя Центробанка Юдаевой, тогда вы поняли бы, что приглашение на "правительственный час" - это самое мягкое, что можно было бы сделать. Вообще, правильнее отправить в отставку председателя Центробанка за такую кредитно-денежную политику, потому что непонятна наша патриотическая риторика, в то время когда наша валюта привязана к валюте как раз нашего врага - американцев! Их президент уже обозначил это с трибуны ООН, он нас назвал самым главным врагом, и если мы до сих пор считаем, что мы ему враги, а он нам нет, тогда мне непонятна такая позиция. Следующий момент. Вы ведь поймите, все биржи управляются напрямую американцами и цена на нефть и газ никак не зависит от себестоимости этого продукта и внешней конъюнктуры, она зависит от сговора американского капитала с Саудовской Аравией и со своими сателлитами - нефтедобывающими странами, как они договорятся друг с другом компенсациях. Поэтому, с моей точки зрения и с точки зрения нашей фракции, два вопроса, которые вы с барского плеча разрешите задать при обсуждении направлений кредитно-денежной политики, - это слишком мало для того, чтобы понять, насколько Центробанк понимает ситуацию, которая сложилась в нашей экономике и в финансовой системе. Сегодня мы близки к коллапсу финансовой системы, и надо самим себе, вообще-то, честно в глаза смотреть и понимать, что, если мы будем провозглашать "халва", а халвы не будет, во рту сладко не станет. Точно так же и промышленность: если мы не разрешим вопрос обеспечения нашей экономики финансами... Американцы и европейцы штамповкой денег обеспечивают работу своей экономики, а мы привязались к их долларам... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Четыре минуты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, Николай Васильевич, выступайте, время идёт. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Поэтому, уважаемый Сергей Александрович, с моей точки зрения, этот вопрос надо было рассматривать вообще не комитету по Регламенту. Я уважаю всех депутатов в комитете по Регламенту, но это вопрос Комитета по финансовому рынку, потому что в соответствии с нашим Регламентом и закреплением полномочий только он глубоко разбирается в финансово-кредитной политике, и, наверное, его заключение было бы важно послушать, а не то, как и с кем депутат должен согласовать. Можно было бы привлечь для заключения и комитет по бюджету, у которого сегодня болит голова по поводу формирования доходной части бюджета. Ну как же мы её сформируем, если цену на нефть и газ нам искусственно снижают, а промышленность мы остановили отсутствием кредитов?! В связи с этим я призываю коллег поддержать предложение - ничего не случится с Набиуллиной, если она дважды в месяц придёт в Думу и просветит нас по поводу происходящего! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Сергей Александрович Попов, пожалуйста. ПОПОВ С. А. Для Николая Васильевича, для чистоты. Вы абсолютно правы в том, что нужно изучать отношение наших профильных комитетов, поэтому мы специально обратились в Комитет по финансовому рынку, для того чтобы они дали своё заключение и изложили мнение и позицию по данному вопросу. Так вот этот документ у нас имеется, чтобы не зачитывать длинно, скажу, что комитет тоже не согласен с проведением данного "правительственного часа". Если хотите, можете подойти, я вам его покажу. И в завершение. У вас мощная, сильная, авторитетная фракция, Николай Васильевич, если вы хотите, пригласите Набиуллину к себе на заседание фракции. Вот мы, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", если нам нужно, приглашаем и любого министра, и председателя Центробанка, они к нам с удовольствием приходят. Пригласите к себе во фракцию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Завершаем. Коллеги, этот проект постановления, оставшийся, мы будем голосовать в 17 часов уже без дополнительного объявления "часа голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6265 по 6282 из 7538
10-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О внесении изменения в план проведения "правительственного часа" на осеннюю сессию Государственной Думы 2014 года...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 17 сек.) Проголосовало за 204 чел.45,3 % Проголосовало против 9 чел.2,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 215 чел. Не голосовало 235 чел.52,2 % Результат: не принято Проект постановления отклоняется.