Заседание № 207
10.04.2024
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 595471-8 "О годовом отчёте Банка России за 2023 год".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2588 по 2984 из 4288
Коллеги, а сейчас переходим к 3-му вопросу. О проекте постановления Государственной Думы "О годовом отчёте Банка России за 2023 год". С докладом выступит председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Геннадьевич Аксаков - один из членов Национального финансового совета. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Могу подтвердить, что мои коллеги - члены Национального финансового совета довольно активно работают, может быть одни из самых активных работников в этом органе: много предложений, много дискуссий. Вот то, что Вячеслав Викторович предложил объединить нас во главе с заместителем Председателя Государственной Думы, думаю, тоже очень правильное предложение. Иногда необходимо консолидировать позиции для того, чтобы эту общую позицию можно было активнее и эффективнее продвигать. По постановлению... Ну, хотел бы высказаться ещё по отчёту. Вот речь зашла об инфляции. Она в прошлом году в отдельные месяцы в годовом измерении уже выходила на уровень более 11 процентов, и если бы не было повышения ключевой ставки Центрального банка, то инфляция зашкаливала бы. А в ожиданиях людей, в ощущениях людей она ещё больше была, и, соответственно, мы увидели в прошлом году массовый уход вкладчиков из кредитных организаций. Люди начали уходить из кредитных организаций и вкладывать деньги в другие инструменты, на текущее потребление тратить, таким образом тоже разогревая инфляцию. После того как Центральный банк повысил ключевую ставку, инфляция начала приходить в нормальный режим, в том числе благодаря тому, что многие граждане понесли сбережения в кредитные организации, стали формировать вклады и так далее. Надо поблагодарить Центральный банк за то, что он здесь проявил такую последовательность, решительность, несмотря на то что это непопулярная мера, и обеспечил стабильность, связанную в том числе с уровнем инфляции. Ещё один вопрос, который я хотел бы затронуть, - об ипотеке. Он поднимался в ходе дискуссии. Сейчас вырабатывается позиция по поводу того, как нам стимулировать ипотечное кредитование, прежде всего связав его с деторождением. У нас есть семейная ипотека, она установлена на уровне 6 процентов, так вот важно, чтобы семейная ипотека в том числе стимулировала строительство не только в центральных регионах. Мы посмотрели - льготная ипотека в основном работает в Центральном регионе. В отдельных регионах льготная ипотека фактически не применяется, поскольку у людей не хватает средств платить даже по тем льготным ставкам, которые предлагаются по льготной ипотеке. И вот здесь, на наш взгляд, надо правительству и Центральному банку, нам, депутатам Государственной Думы, выработать позицию, которая стимулировала бы и строительство жилья, и получение ипотечных кредитов вот в тех регионах, где, к сожалению, сейчас льготная ипотека не работает. Есть проблемы, связанные с использованием цифровых финансовых активов. Мы приняли закон о том, что цифровые финансовые активы могут использоваться для международных расчётов, но уже, Эльвира Сахипзадовна, поступают сигналы, что требуется некоторая доработка законодательства, которая стимулирует использование этих инструментов для осуществления международных расчётов. И конечно, мы рассчитываем на то, что негосударственные пенсионные фонды - речь об индивидуальных инвестиционных счетах, - опираясь на новые законодательные решения, которые мы с вами, коллеги, в прошлом году приняли, дадут долгосрочные ресурсы. Уже начиная с этого года мы видим, что по негосударственным пенсионным фондам движение пошло: уже более 200 тысяч клиентов негосударственных пенсионных фондов в эту систему пришло. Соответственно, вот эти институты станут инструментом, который будет поставлять долгосрочные ресурсы для финансирования в том числе проектов структурной перестройки экономики. По проекту постановления. Более 40 пунктов - это впервые, у нас такого никогда не было - рекомендаций и Центральному банку, и Центральному банку вместе с правительством, и Центральному банку вместе с Государственной Думой, и нам, депутатам, прописано в этом проекте. Если мы реализуем это постановление - а мы обязаны его реализовать, - то многие вопросы, которые сегодня поднимались на пленарном заседании, будут решены и в следующем году при рассмотрении отчёта Центрального банка уже не будут звучать так остро, как сегодня. Прошу поддержать проект постановления. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Куда вы? Теперь ваш черёд отвечать на вопросы. Вот, коллеги, опять, от кого зависит?.. Вы зачем трибуну отдаёте? Вот если вы её отдаёте, придёт сюда Школкина, она не отдаст. Надежда Васильевна, правильно? Да. И правильно сделает, что не отдаст. Зачем для галочки?.. Какие будут вопросы докладчику? Есть вопросы. Пожалуйста, включите режим записи. Николай Васильевич, используйте своё право, а то бурчите всё заседание. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я в микрофон говорю, а вы под нос бурчите, это разные вещи. Покажите список. Вот у Гартунга учитесь, вот за ним будущее, за ним! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А сейчас вы поймёте. Минуты ему не хватило бы, но он имеет возможность задать вопрос, а затем в рамках нашего Регламента выступить ещё от фракции, получив сколько минут? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Семь. За это время он раскроет тему. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Слышите, мои коллеги по президиуму говорят: не надо, не надо... Вот и разберись здесь! Система рубит класс. Пожалуйста, включите микрофон Гартунгу Валерию Карловичу. Вопрос Аксакову. ГАРТУНГ В. К. Спасибо, Вячеслав Викторович. Вопрос у меня следующий. У меня осталась озабоченность тем, что у нас растёт неравенство, и хотелось бы, чтобы мы в своём постановлении этот вопрос отразили. А в подтверждение я приведу цифры, у меня есть данные по росту доходов населения за прошлый год по децильным группам. Если у нас в среднем доходы населения выросли на 4,8 процента, то в группе самых бедных выросли всего на 0,9 процента, в децильной группе самых богатых - на 6,7 процента, то есть в 7 раз больше; идёт расслоение. Дальше, по отраслям у нас идёт расслоение: добыча нефти и природного газа - 180 тысяч, финансовая и страховая деятельность - 169 тысяч, а вот, например, производство мебели - 43 тысячи, производство одежды - 34 тысячи, производство машинного оборудования... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Я, честно говоря, не понял вопрос. В чём здесь проблема, как это связано - развитие финансовых рынков, отчёт Центрального банка и проблема доходов? Если речь идёт о том, чтобы кредитовать, финансировать... Что? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) АКСАКОВ А. Г. Как раз Эльвира Сахипзадовна предлагала вариант, чтобы, например, формировали вклады те, кто имеет низкие доходы, кто попадает в низкооплачиваемые слои населения: у них должна быть возможность формировать вклады по выгодным процентным ставкам. Сегодня чем меньше денег ты приносишь в кредитную организацию, формируя вклад, тем меньше процент, потому что банку невыгодно работать с маленькими суммами. А вот это предложение, кстати, в первом чтении уже поддержано, и я беру на себя обязательство, чтобы в весеннюю сессию этот законопроект обязательно был принят во втором и в третьем чтениях, для того чтобы поддержать как раз эту часть нашего общества, в том числе с помощью финансовых институтов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Коллега Гартунг? Валерий Карлович, вы себе изменяете, понимаете? Вот у вас есть возможность до семи минут от фракции, а вы говорите... Система рубит класс! Вы поднимаете руку, чтобы выступить? Пожалуйста, включите режим записи. Все ждали выступления Гартунга, а этим правом воспользовался Коломейцев, представляете? Покажите, пожалуйста, список. Гартунг Валерий Карлович. Подготовиться Коломейцеву. От фракции? От фракции. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемая Эльвира Сахипзадовна! Ну, на самом деле мы все обеспокоены тем, что мы не можем обеспечить темпы экономического роста, которые требуются для выполнения задач, поставленных президентом. Вот это в конце я хотел сказать, и я вышел для того, чтобы сказать, что нам нужно это решение найти. К сожалению, при ставке 16 процентов это невозможно, нужно находить другие варианты. Если невозможно снизить ставку, и вы об этом говорите, говорите, что тогда подскочит инфляция, ну тогда нужно искать другие варианты. Вы посмотрите, какая ситуация со ставками и инфляцией в странах, которые нам противостоят, в ваших же данных всё есть. Смотрите, там инфляция и ставка примерно на одном уровне. Посмотрите у нас как: инфляция - 7 процентов, ставка - 16, в 2 раза выше. То есть фактически у нас деньги, если вычесть инфляцию, в несколько раз дороже, чем у наших оппонентов. Как вы думаете, где будут более эффективные инвестиции? Куда будут деньги вкладываться? Всё, ответ же очевиден. Поэтому с этой проблемой что-то надо делать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Слово предоставляется Коломейцеву Николаю Васильевичу. И запросился выступить от фракции Макаров Андрей Михайлович. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вы знаете, я вот Крылова Ивана Андреевича вспомнил. Выступал премьер - все аплодируют, председатель Центробанка выступает - аплодируют, а в стране не очень. Вдумайтесь, если у нас 50 миллионов граждан имеют кредиты 34,8 триллиона, которые за прошлый год выросли на 6,4 триллиона, из них 4,5 триллиона - это добавка тех, кто имеет ипотечный кредит, - как вы считаете, у нас жизнь улучшается или ухудшается? Это первое. Второй момент. Президент всех нас вдохновил, сказав, что мы пятая страна, пятая экономика по паритету покупательной способности. А посмотрите по монетизации: мы 13-я страна, и в 41 раз меньше, чем Китай, в 21 раз меньше, чем США, и могу продолжать. Ну как-то не вяжутся вот эти вопросы, понимаете? Мне кажется, что если мы собираемся для того, чтобы решать вопросы, то надо более объективно оценивать факторы. Ведь почему рост 3,6 процента? Если вы внимательно премьера слушали, то знаете, что так называемое количественное смягчение в ВПК 8 триллионов - это вот главный фактор для 3,6 процента. Банк никакого отношения к этому не имеет. Сегодня если вы посмотрите, то увидите, что мы, к сожалению... Ну, банк - вещь в себе, да, он стабильный, все рады этому, но 16 процентов ключевая ставка. Где вы кредит под 16 процентов возьмёте, если он не льготный или не субсидируемый из бюджета? Вы посмотрите, что банки делают, и посмотрите структуру прибыли банков: из 3,3 триллиона больше трети - это процентные вопросы как раз за счёт ключевой ставки, ещё треть - это купили ОФЗ, причём они хотят покупать с плавающим эффектом, ставка рефинансирования плюс 1. Понимаете? Вот 2,5... А почему вы поставили три минуты? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надо было сразу сказать, что от фракции. Добавьте время, пожалуйста. От фракции. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, вы понимаете, проблема какая? Мне кажется, что нам всё-таки надо, чтобы банки - устойчивые, хорошие, которым мы помогали и в 2008 году, и в 2014-м серьёзными суммами, - сегодня в свою очередь помогли нашему растущему агропромышленному комплексу, потому что аграрный комплекс сегодня... Все за счёт него опять живут, понимаете? Радуются двум хорошим урожаям, а аграрники, бедные, не знают, за счёт чего сегодня посеять. Понимаете, да? Вот все эти вопросы нам надо синхронизировать, чтобы у нас все вместе... Может быть, у нас отчёт и правительства, и ЦБ делать в один день? Тогда уже нельзя будет так, как у Ивана Андреевича Крылова. Мы считаем, что при всех успехах Банка России всё-таки... Вот Вадим Валентинович вам перечислил восемь вопросов, вы, может, их не услышали, но он их восемь перечислил, и все касаются наших с вами избирателей. Вот мы считаем, что Банку России надо всё-таки придумать инструменты, чтобы банковской системе было выгодно вкладывать не в ОФЗ, а немножко рисковать и вкладывать в развитие экономики и агропромышленного комплекса. Понимаете? Тогда у нас банковская система примет другой вариант. Ведь посмотрите, при всех кризисных явлениях... тот же Рузвельт во время Великой депрессии что первое сделал? Ограничил аппетиты финансовых спекулянтов. Что сделано в Европе? То же самое. А у нас мы разве их ограничили? Вы посмотрите заработные платы в финансовой сфере и в обрабатывающих отраслях и сразу увидите, кто у нас главный. Поэтому мы считаем, что при всех успехах, чтобы идти дальше, надо синхронизировать проблемы, возможности и потребности. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Слово предоставляется Макарову Андрею Михайловичу, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". А затем ваше заключительное слово, Анатолий Геннадьевич, как докладчика. Пожалуйста. От фракции. МАКАРОВ А. М. По поводу Рузвельта: уважаемые коллеги, первое, с чего он начал, - поддержал банки кредитом. А вот плохие банки закрылись. Это так, на всякий случай об истории. Теперь по поводу того, что нам сейчас предлагается. У банков действительно колоссальная прибыль за 2023 год - 3,3 триллиона, об этом всё время Николай Васильевич говорит. Только, знаете, смотреть один год - это очень оригинальная позиция, а если мы сравним 2023-й и 2022-й, то увидим, что в 2022-м вся прибыль была меньше 200 миллиардов, и та средняя, которая идёт... Капитал банка - это основа для кредитования. Таким образом, нам предлагается: с одной стороны, пусть банки не зарабатывают, с другой стороны, пусть кредитуют. Но если так... Вот, кстати, Валерий Карлович сейчас говорил о ставке. Набиуллина говорит: коллеги, главное, в том числе для тех, кто получает кредит, - это инфляция, потому что они не знают, что будет в конце бизнес-проекта, когда закончится проект, чего будут стоить деньги. Без того, чтобы ограничить инфляцию, ни одного корректного, серьёзного бизнес-проекта просто не может быть. И если мы начинаем в этой ситуации просто сбрасывать ставку, потому что вот удобно сказать, отчитаться перед кем-то, тогда мы должны сказать: мы кредитовать будем за счёт инфляции. А инфляция - это, как известно, налог на бедных. Значит, вы, когда говорите о децильных группах, предлагаете на самом деле кредитовать предприятия за счёт вот этих самых нуждающихся децильных групп, потому что инфляция больше всего бьёт именно по ним. Наконец, очень важный вопрос, на который надо ответить всё-таки. Знаете, я хорошо помню дискуссии в этом зале в 90-е: тогда был такой образ, многие депутаты к нему прибегали, - стоит старушка с протянутой рукой за милостыней, мол, сынок, на хлеб подай! Вот такое ощущение, что теперь вместо старушки на дороге стоит наш бизнес с протянутой рукой за кредитом. Только не надо забывать, что при всей этой сумасшедшей, как нам говорят, невозможной ставке у нас кредитование за полгода, когда ставка росла, выросло по сравнению с первым полугодием в 2 раза, а прибыль наших корпораций за прошлый год при этой ставке составила более 30 триллионов рублей, то есть больше, чем государственный бюджет. И когда здесь Набиуллина совершенно справедливо говорит: коллеги, для нас же главное - чтобы инвестиции, чтобы вкладывали... Что вкладывать? Тут возникает одна очень важная проблема: что вкладывать? Почему не хотят вкладывать свои, почему их держат в банке, почему не вкладывают в проекты? Потому что не хотят рисковать, потому что на самом деле уже все забыли, что предпринимательская деятельность - это деятельность на свой страх и риск. А мы готовы вот этот страх себе засунуть куда-то, ну, каждый засовывает, куда может, а риск переложить на государство - лишь бы на государство, на банки. Вот это основная задача, и тогда... Вот, кстати, в чём я готов согласиться с Валерием Карловичем... он сказал очень важную фразу: если можно вот просто так у миноритарных акционеров взять и отобрать, то о каком инвестиционном климате можно говорить? Но, коллеги, никакой ставкой кредитования инвестиционный климат не создаётся! Он создаётся совершенно другими инструментами, и вот это требует как раз той самой коллективной работы, к которой "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всех и призывает, - коллективной работы правительства, Центрального банка и нас, депутатов. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Уважаемые коллеги, в соответствии с нашим Регламентом слово предоставляется Анатолию Геннадьевичу Аксакову. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я благодарен за выступления, за предложения, но хотел бы отметить, что, к сожалению, ни от одной фракции не поступили предложения в наш комитет по проекту постановления, который сейчас вынесен на рассмотрение. Вот там более 40 пунктов, есть предложения самого Центрального банка, профильных комитетов. Мы предлагали, просили, чтобы соответствующие предложения были внесены, но они, к сожалению, не поступили, поэтому, скажем так, пафос некоторых выступлений вызывает вопросы. Ну а в целом хотел бы ещё раз подчеркнуть: в документе, который вам предложен, предусмотрены практически все вопросы, актуальные вопросы развития финансовой системы страны, в том числе активизации кредитования экономики, финансирования проектов. И такая работа и с Национальным финансовым советом, и с Центральным банком, и с Правительством России нами активно ведётся, практически еженедельно мы обсуждаем разные аспекты того, как простимулировать процесс финансирования структурной перестройки экономики. К сожалению, при такой ставке, наверное, кредитование многих проектов нецелесообразно и не простимулировано, скажем так, ситуацией. Но у нас есть фондовый рынок, который надо развивать, - мы предложили инструменты. В проекте постановления прописано ещё дать предложения, которые могли бы простимулировать в том числе граждан принести деньги, купить долгосрочные инструменты через индивидуальные инвестиционные счета, через негосударственные пенсионные фонды, через страховые компании. Эти предложения мы уже законодательно закрепили - теперь их необходимо реализовать и с помощью разъяснительной работы, и с помощью подзаконных актов Центрального банка, правительства. Такая работа, ещё раз заверяю вас, ведётся. Что касается проекта постановления, всё, что мы считаем важным для развития финансового рынка, для работы Центрального банка, для нашей совместной деятельности, там прописано. Прошу поддержать проект постановления. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. От фракции ЛДПР Наумов Станислав Александрович слова попросил. Пожалуйста. НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, фракция ЛДПР приняла решение продвигать свои предложения через профильные комитеты, поэтому из упомянутых вами 40 предложений как минимум 10 - это то, что мы предлагаем в соавторстве с другими фракциями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Станислав Александрович. Полномочный представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О годовом отчёте Банка России за 2023 год", 3-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 00 мин. 29 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято За принятие постановления, где мы отразили свою позицию, а также высказали предложения по этому очень важному для нас сегодня вопросу, - 324, против - 2, воздержалось 20. Решение принимается. Коллеги, давайте поблагодарим Эльвиру Сахипзадовну Набиуллину, её заместителей, которые сегодня на протяжении трёх часов отчитывались перед депутатами, вырабатывали совместно решения, ну и взяли на себя обязательства. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна! (Аплодисменты.)