Заседание № 240
29.06.2011
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 563459-5 "О годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2010 год".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5092 по 5849 из 7349
Переходим к пункту 34. О проекте постановления "О годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2010 год". Пожалуйста, Сергей Михайлович Игнатьев, Председатель Центробанка, на трибуну. Коллеги, я буду регулировать обсуждение таким образом, чтобы мы в 17 часов его завершили и приступили к "часу голосования", не возражаете? ИГНАТЬЕВ С. М., Председатель Центрального банка Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается годовой отчёт Банка России за 2010 год. В годовой отчёт включена годовая финансовая отчётность Банка России на 1 января 2011 года, достоверность которой подтверждена аудитором ЗАО "Эрнст энд Янг Внешаудит". В 2010 году российская экономика постепенно восстанавливалась после мирового экономического кризиса. Объём валового внутреннего продукта в 2010 году вырос на 4 процента. Инвестиции в основной капитал выросли на 6 процентов. Производство промышленной продукции возросло на 8,2 процента. Заметно снизилась безработица - с 8,4 процента в 2009 году до 7,5 процента в 2010 году. Не повезло с погодой - вследствие засухи объём продукции сельского хозяйства сократился примерно на 12 процентов. Благодаря возросшим мировым ценам на нефть и другие экспортируемые Россией товары платёжный баланс оставался сильным. Положительное сальдо счёта текущих операций в 2010 году увеличилось по сравнению с 2009 годом почти в полтора раза и превысило 71 миллиард долларов. Быстро рос импорт. В целом за 2010 год импорт товаров в долларовом выражении вырос почти на 30 процентов. Столь значительный рост импорта объясняется возобновившимся экономическим ростом и значительным укреплением валютного курса рубля. Чистый отток капитала сократился с 56 миллиардов долларов в 2009 году до 35 миллиардов долларов в 2010 году. Он, к сожалению, остаётся значительным до сих пор. В своей курсовой политике Банк России в 2010 году продолжил применять механизм плавающего валютного коридора. В октябре 2010 года Банк России расширил коридор с 3 до 4 рублей и увеличил подвижность этого плавающего коридора. С декабря 2009 года по декабрь 2010 года номинальный эффективный курс рубля повысился на 1,9 процента, реальный эффективный курс рубля повысился на 6,9 процента. Инфляция в 2010 году составила, как и в предшествующем, 2009 году, 8,8 процента - это ниже нижней границы целевого интервала в 9-10 процентов, установленного для 2010 года Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики. В первой половине 2010 года инфляция быстро снижалась. В июле инфляция в годовом выражении снизилась до 5,5 процента. Снижению инфляции способствовали низкий уровень совокупного спроса на товары и услуги, а также тенденция повышения валютного курса рубля, которая наблюдалась с марта 2009 года по апрель 2010 года. В августе темп инфляции заметно возрос. Ускорение инфляции объясняется прежде всего быстрым ростом цен на продовольственные товары, что связано с сильнейшей засухой и низким урожаем в 2010 году. Решение об изменении процентных ставок Банк России принимал в зависимости от складывающейся макроэкономической ситуации. В первой половине 2010 года в условиях быстро снижающейся инфляции, низкого совокупного спроса на товары и услуги, вялого роста банковского кредитования Центральный банк четыре раза принимал решение о снижении своих процентных ставок. Последнее такое решение было принято в мае. Всего за первые пять месяцев 2010 года ставка рефинансирования была снижена с 8,75 процента до 7,75 процента. С середины 2010 года макроэкономическая ситуация начала меняться. Начиная с августа инфляция стала расти, и на протяжении ряда месяцев Банк России не принимал никаких решений об изменении процентных ставок. Наконец в конце декабря на фоне растущей инфляции было принято решение о повышении процентных ставок на 0,25 процента по привлекаемым Банком России депозитам. На протяжении всего 2010 года денежная масса, то есть агрегат М2, росла довольно быстро, но к концу года её рост замедлился. В целом за 2010 год денежная масса выросла на 31 процент. В течение 2010 года кредитная активность российских банков постепенно увеличивалась, и всего за 2010 год портфель банковских кредитов нефинансовым организациям и населению возрос на 12,6 процента. В предшествующем, 2009 году он сократился на 2,4 процента. В 2010 году значительно снизились процентные ставки по банковским кредитам. Например, средневзвешенная процентная ставка по кредитам нефинансовым организациям в рублях на срок до одного года снизилась с 13,7 процента в декабре 2009 года до 9,1 процента в декабре 2010 года. Постепенно снижалась острота проблемы "плохих долгов". Доля просроченной задолженности в общем объёме задолженности по кредитам нефинансовым организациям и населению снизилась за 2010 год с 6,2 процента до 5,7 процента. Прибыль банковского сектора увеличилась с 205 миллиардов рублей в 2009 году до 573 миллиардов рублей в 2011 году. В течение 2010 года по мере улучшения ситуации в банковском секторе Центральный банк постепенно сворачивал действие своих специальных антикризисных механизмов, в частности, к концу 2010 года было полностью прекращено предоставление Центральным банком кредитов без обеспечения. Прибыль Банка России в 2010 году составила 204 миллиарда 265 миллионов рублей. 75 процентов прибыли, оставшейся после уплаты налогов, было перечислено в федеральный бюджет в июне этого года. Эта сумма составила 153 миллиарда 70 миллионов рублей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад от комитета сделает Губкин Анатолий Алексеевич. ГУБКИН А. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В отчёте Центрального банка России представлен обширный статистический материал, характеризующий экономическое и финансовое положение Российской Федерации, состояние финансовой сферы, последовательно и подробно, с высокой степенью детализации изложены итоги деятельности Банка России в 2010 году. Отчёт в целом составлен с учётом требований статьи 25 Федерального закона № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Как уже сказано было Сергеем Михайловичем, отчёт о деятельности Банка России включает в себя перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики, анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы Российской Федерации, валютного положения и платёжного баланса Российской Федерации, годовую финансовую отчётность Банка России, подтверждённую независимым аудитором и Счётной палатой Российской Федерации. В 2010 году внутренние и внешние экономические условия, а также действия Правительства Российской Федерации оказали существенное влияние на показатели годового баланса банка и финансовые результаты его деятельности за год. Комитет отмечает, что практически все целевые количественные ориентиры денежно-кредитной политики, утверждённые Основными направлениями, которые были приняты и рассмотрены с нашим участием, на 2010 год и период 2011 и 2012 годов в рамках четвёртого варианта, предполагающего цену на нефть в размере 80 долларов США за баррель, были выполнены. В целом можно констатировать высокое качество проводимой Банком России денежно-кредитной политики в 2010 году, направленной на снижение инфляции в условиях неустойчивого характера процесса восстановления экономической активности в Российской Федерации. В частности, положительной оценки заслуживают действия Банка России по сокращению мер, введённых в острую фазу кризиса, при одновременном сохранении стимулирующей денежно-кредитной политики, направленной на поддержание и расширение внутреннего спроса. Кроме того, изменение инструментария Банка России при проведении денежно-кредитной политики в 2010 году адекватно и своевременно учитывало изменение макроэкономической ситуации. Так, в первом полугодии 2010 года в условиях замедления инфляции и снижения инфляционных ожиданий Банк России проводил последовательную политику снижения процентных ставок, что было уже сказано, по своим операциям с целью стимулирования роста кредитной активности банковского сектора. В конце года на фоне возросшего инфляционного фона были приняты решения об ужесточении проводимой политики, главным образом направленные на сдерживание темпов увеличения денежного предложения. Комитет констатирует, что в условиях повышения действенности процентной политики Банка России денежно-кредитная политика постепенно начинает приобретать опережающий характер, что свидетельствует о высоком профессионализме действий банка. Вместе с тем комитет традиционно отмечает, что в отчёте отсутствует детальный анализ причин высокого уровня инфляции в национальной экономике, а также взаимосвязей между проводимой денежно-кредитной политикой и инфляцией. Представляется не вполне объективной ситуация, когда высокая инфляция в 2010 году обуславливается в основном природными катаклизмами и проблемами в сельскохозяйственном секторе. В 2010 году Банк России продолжил реализацию курсовой политики, направленной на обеспечение стабильности курса рубля, в рамках режима управляемого плавающего валютного курса при отсутствии ограничений на движение капитала. Помимо традиционных интервенций, направленных на ограничение волатильности курса рубля, Банк России в 2010 году осуществлял целевые интервенции для нейтрализации устойчивых ожиданий участников внутреннего валютного рынка относительно изменений обменного курса, вызванных изменением внешнеэкономической конъюнктуры. По итогам года объём нетто-покупки Банком России иностранной валюты составил 34,1 миллиарда долларов США, а реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам вырос на 6,9 процента. По итогам 2009 года было снижение на 3,9 процента. Реальное укрепление рубля к евро в 2010 году составило 14,5 процента, к доллару США - 4 процента. Комитет отмечает, что Банку России в целом удалось обеспечить устойчивость рубля в 2010 году. Можно констатировать, что повышение гибкости курсообразования и использование Банком России механизма целевых интервенций способствовали снижению привлекательности использования спекулятивных стратегий на внутреннем финансовом рынке. Вместе с тем в контексте создания Банком России условий для перехода к режиму инфляционного таргетирования и свободному плаванию курса рубля комитету представляется целесообразным обсудить возможность внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О Центральном банке..." в части основных целей деятельности Банка России. В 2010 году в соответствии с возложенными на Банк России функциями банком осуществлялось управление резервными активами. Основной целью управления резервными активами является обеспечение оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности. Величина резервных валютных активов в 2010 году выросла на 28,4 миллиарда долларов США прежде всего вследствие покупки валюты на внутреннем рынке. Доходы от инвестирования резервных валютных активов в 2010 году составили 5 миллиардов долларов США. В отчёте указано, что в 2010 году макроэкономическая стабилизация оказала позитивное влияние на деятельность российских банков. Российский банковский сектор по итогам 2010 года показал темп прироста активов на 14,9 процента, что практически в три раза больше показателя 2009 года, а прибыль, как было уже сказано в отчёте, увеличилась до 573,4 миллиарда рублей. В отчёте отмечается, что активные операции кредитных организаций в 2010 году помимо умеренного роста кредитного портфеля характеризовались ростом вложений в ценные бумаги (на 35,3 процента). Таким образом, очевидно, что всё-таки банковский сектор отдаёт предпочтение менее рисковым и более ликвидным по сравнению с кредитованием инструментам формирования активов. В указанной связи особое внимание комитет обращает на риски банковского сектора. Несмотря на снижение удельного веса просроченной задолженности в совокупном кредитном портфеле банков с 5,1 до 4,7 процента в 2010 году, кредитный риск российского банковского сектора остаётся на высоком уровне. Банк России признаёт наличие существенной проблемы в виде непрофильных активов на балансах банков, а также значительного объёма пролонгированных ссуд. Комитет отмечает, что в отчёте недостаточно полно отражена информация об оценке и величине кредитного и рыночного рисков и риска ликвидности российских кредитных организаций. Кроме того, в отчёте не нашёл отражения анализ потенциального влияния указанных рисков на национальный банковский сектор и его финансовую устойчивость. Отчёт содержит подробное описание количественных показателей, характеризующих регистрацию и лицензирование банковской деятельности, дистанционный надзор, инспектирование кредитных организаций, а также иных аспектов деятельности Банка России в области банковского регулирования и надзора в 2010 году. Вместе с тем в 2010 году, как и в 2009-м, в банковском секторе происходили знаковые события, свидетельствующие о наличии серьёзных недостатков в системе банковского регулирования и надзора. Финансово-экономический кризис и его уроки продемонстрировали недостатки в оценках регуляторами банковских рисков и отсутствие эффективных механизмов по их снижению. Наиболее ярким примером является высокая концентрация рисков на бизнес собственников кредитных организаций, в том числе и системно значимых. К сожалению, законопроект по совершенствованию консолидированного надзора и раскрытию информации кредитными организациями о связанности собственников, заёмщиков и других клиентов банков, банковских групп и банковских холдингов был внесён на рассмотрение Государственной Думы только в 2011 году. Комитет отмечает, что в условиях наличия системных банковских рисков Банку России в последующих отчётах следует более широко раскрывать информацию о необходимых планируемых и разрабатываемых инициативах, направленных на снижение рисков в банковской сфере. Подводя итог рассмотрения отчёта, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку обращает внимание Банка России на выявленные недостатки. Учитывая, что отчёт является важнейшим инструментом повышения информированности экономических агентов относительно процессов, происходящих в российской экономике, и проводимой денежно-кредитной политики, комитет рекомендует Банку России в дальнейшем предоставлять в отчёте более детальный анализ взаимосвязей между проводимой денежно-кредитной политикой и имеющимися структурными проблемами в национальной экономике, а также внешнеэкономическими условиями, отражать в отчёте критический анализ условий функционирования и перспектив национальной банковской системы, включая результаты стресс-тестирования, анализ структурных и иных внутренних проблем, а также пути их решения. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять к сведению годовой отчёт Банка России за 2010 год. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кулик Геннадий Васильевич от комитета по бюджету выступает. Пожалуйста. Включите микрофон. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, отчёт Центрального банка очень подробно и внимательно рассматривался на заседаниях рабочей группы, которая была создана из представителей двух комитетов с приглашением специалистов и других лиц, которые были необходимы для того, чтобы получить консультации, на заседаниях бюджетного комитета. Комитет поддерживает решение принять к сведению отчёт Центрального банка за прошлый год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Головнёв Владимир Александрович от Комитета по экономической политике и предпринимательству. ГОЛОВНЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по экономической политике и предпринимательству рассмотрел годовой отчёт Банка России за 2010 год. Годовая финансовая отчётность Банка России подтверждена независимым аудитором, как было сказано, и Счётной палатой Российской Федерации. Согласно Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов основной целью для Банка России являлось последовательное снижение инфляции. Банк России проводил денежно-кредитную политику, преимущественно направленную на формирование условий для расширения кредитной активности банков и восстановления экономической активности. Комитет отмечает, что в 2010 году российская экономика восстанавливалась после мирового финансово-экономического кризиса: в условиях повышения внешнего и внутреннего спроса увеличилось производство в большинстве видов экономической деятельности, возобновился рост численности занятых, увеличился объём ВВП. В то же время комитет имеет ряд замечаний к годовому отчёту. По мнению комитета, несмотря на достигнутые в 2010 году положительные результаты, в том числе снижение уровня инфляции почти до плановых показателей, возможности по снижению инфляции использовались не в полном объёме. Комитет считает, что одной из причин по-прежнему высокого в отчётном году уровня инфляции в российской экономике является недостаточно активное развитие российской банковской системы, укрепление её ресурсной базы и создание условий для долгосрочного кредитования реального сектора экономики. Практика показала, что стабильное развитие банковской системы и финансового рынка не является достаточным условием повышения доступности кредитных ресурсов для финансового обеспечения экономического роста и тем более для интенсивного экономического развития в инновационной сфере. Если данная закономерность не учитывается в процессе реализации денежно-кредитной политики, то в сложившихся российских условиях это неизбежно приводит к снижению конкурентоспособности отечественной продукции, сужению рынков сбыта, снижению темпов роста производства, особенно в несырьевом и обрабатывающем секторах. Стоимостные объёмы экспорта в 2010 году, конечно, увеличились в основном за счёт повышения конкретных цен, при этом физические объёмы поставок российских товаров на мировые рынки увеличились незначительно. Комитет считает, что уровень развития российской банковской системы отстаёт от требований перехода к инновационной экономике главным образом в силу определённых особенностей формирования и использования ресурсной базы кредитных организаций. В 2010 году по мере улучшения общеэкономических условий и финансового положения заёмщика отмечалось оживление кредитного рынка, однако темпы роста кредитования оставались прежними. Процентная политика Банка России в 2010 году была направлена на стимулирование кредитной активности и восстановление экономического роста, снижение инфляции и ограничение оттока капитала. Так, в 2010 году Банк России четыре раза снижал процентные ставки по своим операциям, была снижена ставка рефинансирования, что способствовало удешевлению стоимости привлекаемых банковских ресурсов. В условиях постепенной макроэкономической стабилизации, а также под влиянием пониженной динамики ставки рефинансирования и ставок по операциям Банка России процентные ставки росли и показали в этом плане наибольший исторический минимум. Ну, я не беру здесь ставки по кредитованию физических лиц. По мнению комитета, Банку России в рамках мероприятий по совершенствованию банковской системы следует обратить особое внимание на решение проблемы формирования долгосрочной ресурсной базы российских кредитных организаций. Комитет считает, что Банк России должен более активно использовать инструменты регулирования денежного предложения. Комитет также неоднократно выражал свою озабоченность проблемой интенсивного роста корпоративного внешнего долга. По мнению комитета, чрезмерно активное увеличение доли внешней задолженности привело к возникновению резких диспропорций в структурной динамике внешнего долга России и создало реальную угрозу стабильности российской банковской системы и российской экономики в целом. Комитет отмечает, что при сохранении недостаточно активной политики по развитию банковского сектора и созданию условий для долгосрочного кредитования реального сектора реализация целей по снижению уровня инфляции становится трудновыполнимой. Необходимо формирование Банком России условий, способствующих активному развитию системы кредитования российскими банками прикладного научного бизнеса, научных центров по производству технологий под залог их прав на результаты интеллектуальной собственности. С учётом вышеизложенного Комитет по экономической политике и предпринимательству предлагает принять к сведению годовой отчёт Банка России за 2010 год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Вопросы есть от фракций? Есть. Значит, поскольку мы отвели на вопросы не больше часа, а реально у нас меньше, давайте максимум два вопроса от фракции. Депутаты Коломейцев и Федоткин от КПРФ, да? Мне такой список дали. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Михайлович, учитывая, что прибыли банков резко выросли, - для тех, кто не знает: прибыль Центробанка выросла более чем в семь раз по сравнению с 2009 годом - не пора ли рассмотреть вопрос о возмещении вкладов? А то законы-то отменили уже принятые, рассказывали, что новые внесут, деньги в Сбербанке есть - надо рассчитываться по долгам. Второй вопрос. Вы значительную часть времени уделили аномальным явлениям в сельском хозяйстве. Но я вам докладываю, что аномальное эмбарго, вообще-то, сделало просроченную кредиторскую задолженность в сельхозсекторе значительной, вы знаете, что она более полутора триллионов рублей. В то же время подход банковских работников в соответствии с вашими инструкциями о выделении кредита, кстати, и сельхозпроизводителям, и особо сложным, редким оставшимся инновационным производствам, ну, скажем, касательно солнечной энергетики, отсутствие таких... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Время закончилось. Пожалуйста, Сергей Михайлович. ИГНАТЬЕВ С. М. Ну, 75 процентов прибыли идёт в федеральный бюджет, как я уже сказал, это 150 миллиардов рублей в текущем году. Вообще, прибыль ненормально высокая связана как раз с теми масштабными мерами, что мы принимали, в частности кредиты без обеспечения выдавались под значительные проценты и так далее. Я думаю, что за этот год, текущий, прибыль будет очень небольшой, к сожалению. Что касается прибыли Центрального банка, бывает и большой плюс, бывает и ноль, а бывает и минус, всякое бывает в жизни, не только у нас, и в других странах то же самое происходит, примерно то же самое. Что касается того, что банкиры не любят кредитовать сельское хозяйство и инновационные проекты, ну, риски они рассматривают как высокие. Вот если у вас есть какие-то предложения или какие-то претензии к нашим документам, которые, в общем-то, определяют политику коммерческих банков в области рисков, мы готовы рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто? Рохмистров, пожалуйста, ваш вопрос. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, ответит в заключительном слове, значит. РОХМИСТРОВ М. С. Скажите, пожалуйста, насколько вырос кредитный портфель банка по сравнению с предыдущим отчётным периодом, какова сегодня средняя ставка по кредитам и в среднем на какой срок предоставляются кредиты? И ещё вопрос к вам как к специалисту, он не совсем связан с обсуждаемой темой. Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, какое отношение ставка рефинансирования ЦБ имеет к проценту капитализации земли? ИГНАТЬЕВ С. М. Я не успел записать. Ну, я сказал, что за прошлый год кредитный портфель банковский, то есть кредиты населению и нефинансовым организациям, вырос на 12,6 процента. По нашим оценкам, в этом году, текущем, он вырастет, видимо, на 20 процентов, может быть, даже побольше, потому что темпы роста кредитования понемножку восстанавливаются. Они не будут такими высокими, как перед кризисом, тогда уходило за 40 процентов в год, это слишком высокие темпы, и, как правило, такой быстрый рост кредитов плохо заканчивается, как показывает опыт, но 20-25 процентов в этом году, в будущем году - это вполне вероятные цифры. Что касается других вопросов, вы спрашивали, какое отношение имеет процентная ставка рефинансирования к стоимости земли или что-то такое?.. Я сейчас не могу на него ответить, извините. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну и хорошо. Кто от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"? Иванов Анатолий Семёнович, пожалуйста. ИВАНОВ А. С. Уважаемый Сергей Михайлович, как мне представляется, несмотря на то что сотрудники Центрального банка не являются госслужащими, было бы целесообразным ввести для них обязанность декларировать свои доходы. Это я объяснил бы тем, что Центробанк является важным регулятором в банковском секторе, а следовательно, его сотрудники, и прежде всего руководитель, обладают высокого уровня коррупционными возможностями. Как вы к этой идее относитесь? Спасибо. ИГНАТЬЕВ С. М. Я декларирую свои доходы в соответствии с решением президента, они публикуются. Что касается остальных сотрудников, я сделаю такое предложение, как они отнесутся - я не знаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ"? Гартунг, пожалуйста, ваш вопрос. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителям комитетов по финансовому рынку и по экономической политике и предпринимательству. Вот в ваших заключениях фактически деятельность Банка России признаётся как положительная, а вместе с тем конкурентоспособность обрабатывающих отраслей российской экономики снижается в том числе из-за укрепления курса рубля, а зависимость бюджета от нефтегазовых доходов растёт: сейчас уже недостаточно даже 110 долларов за баррель, чтобы сбалансировать бюджет. Структура экспортно-импортных операций показывает, что в импорте доля высокотехнологичных товаров растёт, а в экспорте доля сырья растёт. Фактически получается, что Банк России работает хорошо, председатель правительства отчитывался - там тоже всё хорошо. Так, может, мы не туда идём? Или кто же всё-таки виноват? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Алексеевич Губкин? ГУБКИН А. А. Я на месте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос был вам адресован, я поэтому и спрашиваю. ГУБКИН А. А. Да, я готов ответить. Ну, если внимательно почитать наш отчёт... можно, если слушали плохо, подойти и взять у меня письменный вариант. Вот я насчитал двенадцать серьёзных замечаний по отчёту Центрального банка. Если у нас динамика в 2010 году фактически значительно лучше, чем в 2009-м, мы говорим об ускоренном темпе в экономике, о выходе из кризиса, и все тенденции в 2010 году положительные, а мы слушаем отчёт за 2010 год и не можем его рассматривать, не сравнивая с 2009-м и предыдущими годами. Поэтому я считаю, что оценка, которая дана была комитетом исходя из отчёта Центрального банка и доложена, вполне объективна и достаточно критична. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Александрович Головнёв по карточке Дубровина. Коротко. ГОЛОВНЁВ В. А. Комитет по экономической политике и предпринимательству поддержал отчёт Центрального банка за 2010 год, но мы также высказали свои критические замечания. Это касается и увеличения внешнего долга, и того, что не все инструментарии использованы для борьбы с инфляцией. Но в целом, по нашему мнению, в 2010 году Центробанк отработал неплохо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Сергей Михайлович, вот сегодня президент выступил с Бюджетным посланием. Не знаю, как вы, но я внимательно его уже прочитал. Передо мной три бюджетных послания, за прошедшие три года, и все они прямо с первого абзаца начинаются с одного и того же: проведение всесторонней модернизации экономики. Правильная постановка вопроса. В том году мы выделяли немалые бюджетные средства в банковскую сферу для поддержки реального сектора экономики. По имеющимся данным - это звучало в Госдуме, - только 12 процентов этих средств дошло непосредственно до предприятий машиностроения, приборостроения и так далее, остальные где-то в финансовых коридорах до сих пор крутятся. Скажите, пожалуйста, какие конкретно меры принимаются по поддержке реального сектора в сравнении с прошлым годом в этом году и какой примерно процент вашего портфеля дойдёт до предприятий? Или опять останется 12 процентов? Президент ставит задачу, а она с точки зрения кредитования через банки фактически не поддержана или, так примерно скажем, поддержана, но очень мало, не так, как нужно. ИГНАТЬЕВ С. М. Активы Центрального банка - это в очень значительной степени золотовалютные резервы. Мы напрямую не кредитуем реальный сектор, мы рефинансируем коммерческие банки, которые эти ресурсы могут использовать для кредитования. Это требование закона, и это практика, нет, мы этим не занимаемся. Что касается поддержки реального сектора. Наша политика... Я считаю, что успешное выполнение наших функций, которые установлены законом, и есть поддержка реального сектора: то есть низкая инфляция, низкие стабильные процентные ставки, стабильная банковская система, бесперебойно работающая платёжная система. Вот это всё, что мы можем сделать для успешного развития реального сектора, прежде всего в этом отношении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, кто от фракции ЛДПР? Тарасюк, пожалуйста. ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Михайлович, в отчёте сказано, что в 2010 году микроэкономическая стабилизация оказала позитивное влияние на деятельность российских банков. Российский банковский сектор по итогам 2010 года показал темпы роста активов на 14,9 процента, что практически в три раза больше показателя 2009 года, а прибыль банков увеличилась в 2,8 раза, то есть на 973,4 миллиарда рублей. А что делается для развития нанотехнологий, что в этом плане вы можете сказать? Что сделали все те банки, которые так много смогли заработать? Спасибо. ИГНАТЬЕВ С. М. Мне трудно ответить на этот вопрос. Центральный банк сам не кредитует предприятия нанотехнологий, этими вопросами не занимается. Коммерческие банки, видимо, занимаются этими вопросами, но у нас сейчас информации такой нет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" кто? Пугачёва? Ну, я не успел заметить вас, а увидел даму, поэтому, Юрий Германович, задаст вопрос Пугачёва. ПУГАЧЁВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемый Сергей Михайлович, планируется ли увеличение капитала региональных банков, так как у многих он недостаточен, и какова судьба региональных банков, которые будут созданы? И второе. По сельскому хозяйству и по предпринимательству был вопрос - долгий и очень сложный процесс получения кредитов. Есть ли рычаги влияния у Центрального банка на данные процессы? Спасибо. ИГНАТЬЕВ С. М. Ну, в соответствии с действующим законом у нас повышается минимальный размер капитала для действующих банков с 1 января 2012 года до 180 миллионов рублей. Но я думаю, что большинство банков, имеющих ныне меньший капитал, эту планку возьмут. Предполагается - но как бы нет ещё решения об этом на уровне закона, по-моему, - с 2015 года минимальный капитал повысить до 300 миллионов рублей. Насколько я знаю, соответствующий закон ещё не принят, есть просто некие планы правительства и Центрального банка. Что касается коммерческих банков. Вы знаете, это частный бизнес в основном, и банкиры сравнивают доходность, риски и исходя из этого и принимают решения. Конечно, в некоторых случаях они могут ошибиться и, может быть, отвергнуть какой-то хороший проект, но это бизнес, и здесь мы не можем заставлять банки кредитовать или не кредитовать именно эти отрасли, это бизнес. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"? Пожалуйста, Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо. Сергей Михайлович, я хотела, чтобы вы уточнили, каков отток капитала за полгода и каковы причины - за счёт чего? И какую долю в этом оттоке составляют средства на формирование Резервного фонда или Фонда национального благосостояния, потому что по уточнённому бюджету они должны будут увеличиться за 2011 год на 700 миллиардов рублей. Естественно, эти деньги не будут размещены внутри страны, а через пополнение золотовалютных резервов Центрального банка будут размещены в иных странах, тем самым они вольются в общий отток капитала. Так что, если можно, как бы проклассифицируйте составляющие вот этого оттока капитала. ИГНАТЬЕВ С. М. Спасибо за вопрос. Насколько я помню (я не обладаю абсолютной памятью), за пять месяцев чистый отток частного капитала составил 35 миллиардов долларов. Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния не имеет отношения к потокам частного капитала. Соответствующие средства хранятся в валютных депозитах в Центральном банке, а Центральный банк соответственно формирует золотовалютные резервы. Формирование золотовалютных резервов, их увеличение и их уменьшение - это не потоки частного капитала, частный капитал - это некий другой процесс. Теперь что касается основных причин оттока частного капитала в текущем году. Я считаю, это не очень хороший инвестиционный климат, прежде всего. Видимо, есть и другие причины. Например, есть ожидания у некоторых участников валютного рынка, что текущий счёт будет слабеть, то есть уменьшаться. Он сейчас положительный и будет сильно уменьшаться, поэтому возникают риски ослабления рубля в перспективе, возможно, в недалекой. Это не моё мнение, но, возможно, такие ожидания формируются. А почему текущий счёт может уменьшиться? Может уменьшиться потому, что мировая нефть станет дешевле, мировые цены на нефть могут упасть, а во-вторых, импорт растёт действительно очень быстро - где-то около 40 процентов в год. Поэтому перспективы текущего счёта кем-то, возможно, оцениваются не очень благоприятно, и поэтому некоторые предпочитают хранить средства в валюте. Хранение средств в валюте, если, допустим, это иностранные банки, - это отток капитала, или наличными - тоже отток капитала. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой вопрос? А где же вы были-то, когда мы задавали вопросы? Коллеги, завершили вопросы и ответы. Я обращаюсь к депутатам, которые находятся сейчас в здании Государственной Думы, с просьбой пройти в зал, потому что через восемь минут мы начнём процедуру голосования по рассмотренным сегодня законопроектам. Настаивают ли фракции на выступлениях? Настаивают. Кашин Борис Сергеевич. Напоминаю: восемь минут осталось до "часа голосования". КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Думаю, мы не должны к этому часу относиться так, как к священной корове, как будто какой-то прибор в это время включают. Я постараюсь покороче. 2010 год, о котором сегодня идёт речь, был действительно существенно более спокойным, чем два предыдущих года активной фазы кризиса. Вместе с тем в этот период в действиях Центрального банка продолжали выявляться те же стратегические проблемы, о которых мы говорили и ранее. Первая проблема - это отрыв деятельности Банка России от реального сектора экономики, в частности положение, при котором Центробанк одной из своих главных целей видит развитие и укрепление банковской системы страны, не занимаясь анализом той роли, которую играют более тысячи коммерческих банков в экономической жизни России. И вторая проблема - это фактическая подчинённость Банка России исполнительной власти. Независимость действий ЦБ, закреплённая в Конституции и в федеральных законах, его подотчётность парламенту носят в значительной степени декоративный характер. По поводу первой проблемы. Казалось бы, всё уже давно сказано, но есть ощущение, что Центральный банк не в полной мере осознаёт свою ответственность за то, что предприятия реального сектора задыхаются от отсутствия кредитных ресурсов. По мнению фракции КПРФ, подобное положение нетерпимо, но эффективных действий Центробанка и правительства мы не замечаем. С нами соглашаются представители и других фракций: вот Геннадий Васильевич Кулик, опытнейший представитель аграрного сектора, ежегодно выступая от имени Комитета по бюджету и налогам на совместном с Комитетом по финансовому рынку заседании, когда рассматривается отчёт ЦБ, регулярно ставит вопрос об отсутствии длинных денег в экономике. Могу его процитировать, в последний раз он сказал, что за последние десять лет никаких изменений. К сожалению, этот плач Ярославны уже не слышен в выступлениях представителей "ЕДИНОЙ РОССИИ" на пленарных заседаниях. Чтобы как-то сдвинуть с мёртвой точки эту проблему, депутаты от фракции КПРФ внесли законопроект, уточняющий цели Центробанка, где предложено записать, что развитие и укрепление банковской системы должно проводиться (цитирую) в целях достижения устойчиво высоких темпов экономического роста и стабильного уровня цен. Аналогичные формулировки присутствуют в законодательствах всех ведущих экономических держав мира. Кстати, Сергей Михайлович, я обращаюсь к вам, потому что руководство Центробанка, не поддерживая наши предложения, говорило, что якобы только в законодательстве США есть подобные формулировки, а в законе, например, о европейском центральном банке такой нормы нет. Это не соответствует действительности. В статье 127 Маастрихтского договора, который является основой Европейского союза, основной целью европейской системы центральных банков обозначено обеспечение стабильных цен. Напомню также, что предложенные нами изменения фактически поддержала Ассоциация российских банков. Вопрос о внесении изменений в закон о ЦБ, уточняющих его функции, назрел, и мы призываем руководство Центрального банка не уходить от дискуссии по этой теме. Опасность зависимости Центробанка от исполнительной власти в текущий момент связана с тем, что, по нашей оценке, уровень кадров в правительстве и в администрации президента, отвечающих за финансовую сферу, и уровень проработки вносимых ими предложений существенно ниже уровня, который могли бы обеспечить имеющиеся в стране эксперты да и те же сотрудники Центробанка, а надо признать, что это наиболее квалифицированная часть финансового блока. Это особенно ярко было видно при анализе действий исполнительной власти в период острой фазы кризиса, но и сейчас, когда президент и правительство заговорили о приватизации Сбербанка, не слышна позиция Центробанка. А мы считаем, что это очень опасно - потерять контроль над этим важнейшим для страны банком. Фракция КПРФ выступает за реальную независимость Центробанка от правительства, но для этого опять же необходимо, чтобы Центральный банк был готов взять на себя ответственность за принимаемые решения. Сейчас снова заговорили о необходимости ослабления рубля. Действительно, излишнее укрепление рубля больно бьёт по экспортёрам. Могу это подтвердить: недавно посетил ОАО "Кондопога", являющееся крупнейшим производителем бумаги, 80 процентов продукции которого идёт на экспорт, и руководство предприятия ставит вопрос об ослаблении рубля. Но, с другой стороны, ослабление курса означает реальное обесценивание накоплений граждан, в том числе пенсионных, и подрывает доверие к российской экономике как к объекту инвестиций. В любом случае валютная политика Центрального банка должна находить баланс между различными секторами экономики, не превращать российскую финансовую систему в кормушку для спекулянтов, как это было во время так называемой плавной девальвации, которая привела к необоснованному обогащению финансовых спекулянтов и к остановке предприятий реального сектора во всех регионах России. Нас беспокоит размещение валютных резервов страны... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время для завершения доклада. Завершайте. КАШИН Б. С. За прошедший год, по данным Центробанка, доходность от инвестирования этих средств составила чуть более 1 процента, а надёжность уже не является стопроцентной. Мы обращаем внимание на заявление руководителя Федеральной резервной системы Бернанке, который ставит под сомнение вообще стабильность доллара и предлагает принять ряд серьёзных мер. Мы обращаем внимание Центробанка на то, что, признавая, собственно, факт оттока капитала, ЦБ не представляет серьёзный анализ причин этого явления. Мы также обращаем внимание на то, что вложение в ценные бумаги, которым увлекаются наши коммерческие банки, в долгосрочной перспективе не является наименее рисковым и действительно создаёт угрозу для банковского сектора страны. Ещё одна проблема - недостаточное качество надзора Центрального банка за коммерческими банками. Примеры слабой эффективности этой работы мы приводили и раньше, новые факты дала нам история с Банком Москвы, который заявлял о себе как об одном из столпов финансовой системы, а оказался потенциальным банкротом. Особое возмущение у граждан вызывают случаи, когда нечистые на руку руководители коммерческих банков уходят от реальной ответственности за эти преступления. Из ряда примеров я выбрал один: председатель правления Инкассбанка Лебедева вместе с председателем совета директоров Банка ВЕФК Гительсоном похитили почти 2 миллиарда рублей, помещённые на депозит Инкассбанка. Гительсон был освобождён из тюрьмы, сейчас находится в розыске, а Лебедева приговорена к четырём годам лишения свободы условно и к штрафу в 300 тысяч рублей. Разве это наказание?! Конечно, нельзя возлагать на ЦБ ответственность за такие решения, но, пока у нас будет такая судебная практика, доверия к финансовому сектору не получится. Наконец, ещё раз обращаю внимание на серьёзность вопроса с приватизацией Сберегательного банка. Оценивая деятельность Центрального банка в целом, ещё раз повторю, что нас не может устраивать зависимая и подчинённая роль Центрального банка и его отстранение от реальных потребностей российской экономики. На этом заканчиваю. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6429 по 6606 из 7349
Пожалуйста, Рохмистров. Пятиминутный режим. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, нам непонятно... Когда мы оцениваем работу, само собой разумеется, если мы оцениваем отчёт, мы всегда должны говорить, как мы оцениваем. Такой оценки, как "принять к сведению", я, честно говоря, нигде не слышал. Но практика наша такова, что мы все принимаем к сведению. И когда комитет говорит, что мы принимаем к сведению, наверное, всё-таки хотя бы в рамках постановления надо было сказать: признать работу удовлетворительной, хорошей, эффективной. И тогда, наверное, была бы понятна позиция и комитетов, и фракций, потому что выразить своё мнение, принимая к сведению, никаким образом нельзя. Поэтому раз мы с вами всё-таки парламент, то, рассматривая отчёт, например, Центрального банка, мы должны выдавать всё-таки, наверное, оценку. Теперь, собственно говоря, по самому отчёту. Всё вроде как хорошо - и кредитный портфель вырос, и планы нашей страны на модернизацию. Но вот как-то не соотносится у нас с тем, что мы говорим, то, что мы делаем. А делаем мы понятные всем, наверное, вещи. Получить кредит практически невозможно, проценты, которые в коммерческих банках выдвигаются по кредитованию реального сектора экономики, и сроки, на которые выдаются кредиты, делают невозможной саму провозглашённую у нас идею модернизации. Модернизация возможна при стечении некоторых условий: ослабление налогового бремени на предприятия, которые должны заниматься модернизацией, и наличие хотя бы среднесрочных кредитных ресурсов по приемлемым ставкам, которые не превышают, ну, наверное, уровень рентабельности того или иного предприятия. Сегодняшние ставки по кредитованию, к сожалению, превышают уровень рентабельности в среднем тех предприятий, которые должны заниматься модернизацией, а сроки, на которые выделяются кредиты, делают невозможным их возврат, поэтому, естественно, банки их не дают. В связи с этим позиция Центрального банка, основного регулятора в этой отрасли, такова, что, мол, коммерческие банки работают сами и сами оценивают свои риски, кому дают, на сколько и под какие проценты - это, собственно говоря, их дело, а не наше дело, Центральный банк этими вопросами не занимается. Вот, наверное, только по этой позиции можно было бы оценить работу Центрального банка как основного регулятора кредитно-денежной системы как неудовлетворительную, потому что Центральный банк не занимается регулированием деятельности банков, с тем чтобы банкам было выгодно и интересно давать деньги на более длительный срок под более низкие проценты, чем они это делают. Тем не менее Центральный банк создаёт такие условия, что резервирование ресурсов под кредиты, которые выдаются в реальный сектор экономики под модернизацию и, соответственно, под инновации как зоны высокого риска, обуславливает те проценты, под которые банк даёт. Банку коммерческому сегодня гораздо выгоднее играть на фондовом рынке или выдавать деньги на короткие торговые операции, в связи с этим все наши с вами планы на модернизацию заранее обречены на провал. В сегодняшних условиях модернизация экономики невозможна. В этом плане фракция ЛДПР оценивает работу Центрального банка как отрицательную. И фракция ЛДПР не может согласиться с тем, что мы "принимаем к сведению". Мы принимаем к сведению, что работа Центрального банка в интересах Российской Федерации, к сожалению, неудовлетворительна. Неудовлетворительны и взаимоотношения между Министерством финансов, Центральным банком, Минэкономразвития, Минрегионом, которые сами по себе действуют, раздельно, у нас отсутствует единая, целостная система регуляторов, благодаря которой в нашей стране наконец-то реальный сектор экономики получил бы те преференции, которые, к сожалению, последние пятнадцать лет имеет банковская сфера и сфера торговли. В этой связи, заканчивая своё выступление, - осталось двенадцать секунд - я хотел бы обосновать свой вопрос, который задал в части того, какое отношение капитализация земли имеет к ставке рефинансирования. Этого не понимает никто, в том числе министр экономического развития, но... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Депутат Аксаков, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Отчёт Центрального банка, который представлен в Государственную Думу и который мы сегодня обсуждаем, по всей форме, по содержанию соответствует, конечно, тем требованиям, которые установлены в наших документах и в законодательстве, но он в то же время является и поводом для того, чтобы поговорить о проблемах, которые можно было бы решить в экономике, и посмотреть, как Центральный банк повлиял на ситуацию в экономике. Здесь отмечалось, что мы выходили ускоренными темпами из кризиса. Ну и я напомню, что в 2009 году валовый внутренний продукт в нашей стране сократился почти на 8 процентов, в прошлом году он вырос всего лишь на 4 процента. То есть говорить об ускоренном выходе экономики из кризиса, ну, никак не приходится. В этом году, очевидно, мы выйдем примерно на те же темпы роста, на 4 процента, и соответственно только к концу года достигнем объёмов производства, которые были в нашей стране в 2008 году. Ну и очевидно, что на эту ситуацию повлияла в том числе и курсовая политика Центрального банка. Мы здесь уже много раз говорили о том, что эта политика ведёт к ускоренному притоку импорта в нашу страну. В прошлом году он, как известно, вырос на 30 процентов. В этом году продолжение той же курсовой политики ведёт к ещё большим темпам роста импорта, который вытесняет, очевидно, производство нашей внутренней продукции. Вот темп роста импорта в текущем году - 40 процентов. Когда говорят, что поддержание политики относительно слабого рубля - это поддержка экспортоориентированных сырьевых отраслей, тоже неверно. Вот буквально на прошлой неделе я был на одном высокотехнологичном предприятии, которое производит продукцию химическую в Новочебоксарске, и они говорили о том, что вот эта курсовая политика постоянно снижает их возможности в конкуренции с западными производителями, их вытесняют с западных рынков, ну и внутренний рынок постепенно вытесняется опять же импортными поставщиками. И соответственно, такая политика приведёт к тому, что мы рано или поздно будем жить полностью... если сегодня мы процентов на 80 живём за счёт экспорта нефти, газа и других сырьевых товаров, то по истечении какого-то времени будем полностью потреблять только импортную продукцию, ну и когда в один прекрасный момент нефть рухнет, страна может оказаться в очень тяжёлой ситуации. И при этом, кстати, если иметь в виду ослабление рубля, относительное ослабление рубля, а значит, наращивание международных резервов... Так вот эти международные резервы, совершенно очевидно, через некоторое время подорожают, курс доллара в некоторой отдалённой перспективе точно возрастёт благодаря повышению ставки рефинансирования центрального банка США, ну и мы могли бы эту разницу, опять же, использовать для поддержки нашей внутренней экономики, например, направляя эти деньги на кредитование российских предприятий, желающих купить за рубежом современные технологии, современное оборудование. Это, во-первых, неинфляционное использование резервов, а с другой стороны, действительно поддержка модернизации и технологического развития нашей страны. К сожалению, мы по инерции продолжаем то, что было в предыдущие периоды, до кризиса, и очевидно, что Центральный банк каждый год будет нам рассказывать о том, как укрепляется рубль, о том, что благодаря укреплению рубля борется с инфляцией. А причина инфляции - не денежная накачка, она, конечно, частично является причиной, но главная причина инфляции - структура экономики, высокомонополизированная, отсталая структура экономики. И если мы её не изменим, то вот так и будут докладывать нам о том, что такая ситуация, мол, мы, так сказать, управляли курсом рубля, мы идём к инфляционному таргетированию, а реально вот такая цель не будет выполнена без диверсификации экономики. А диверсифицировать экономику без грамотной курсовой политики, такой как например в Китае, практически невозможно. Я надеюсь, что Центральный банк всё-таки рано или поздно нас услышит и пойдёт по этому пути. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Уважаемые коллеги... Да, по ведению - Апарина. АПАРИНА А. В. Спасибо. Олег Викторович, вы по нашей просьбе обращали внимание докладчика на то, что он не ответил на такой важный вопрос... Пусть в заключительном слове он коснётся этого, вопрос был задан: относительно того, как государственный банк думает возвращать вклады, - миллионы обманутых вкладчиков. Будьте добры, в заключительном слове ответьте на этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, Сергей Михайлович, у вас есть возможность выступить с заключительным словом. ИГНАТЬЕВ С. М. Спасибо за интересные вопросы и за интересную дискуссию, но я постараюсь ответить на этот вопрос, который мне был только что задан. Я считаю, что это должно решаться через закон о бюджете. Одним из источников доходов бюджета является прибыль Центрального банка - 75 процентов мы отчисляем в федеральный бюджет. Это нормальный процесс, и я считаю, так и должно быть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2010 год". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 55 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 87 чел.19,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Принято.