Заседание № 237
15.06.2011
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 556771-5 "О национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2010 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3818 по 4651 из 6192
Сейчас у нас, коллеги, вопрос, который мы вынесли на фиксированное время. О проекте постановления "О национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2010 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". Доклад министра сельского хозяйства Елены Борисовны Скрынник. Я обращаю ваше внимание, коллеги, что мы на Совете договорились о следующем порядке: пятнадцать минут - доклад, пятнадцать минут мы выделяем на вопросы от фракций, пойдём по кругу, и двадцать минут - на выступления, по одному от фракции, пятиминутное. Вот такой регламент. Нет возражений? Нет. Пожалуйста, Елена Борисовна. СКРЫННИК Е. Б., министр сельского хозяйства Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Олег Викторович, уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Прежде всего разрешите поблагодарить вас за поддержку, которую вы оказываете агропромышленному комплексу. В своём выступлении я остановлюсь на трёх основных направлениях: первое - это итоги развития отрасли в 2010 году, второе - актуальные вопросы развития АПК в текущем году, в 2011 году, третье - новая государственная программа развития сельского хозяйства на период до 2020 года. О национальном докладе. По итогам года министерством подготовлен ежегодный национальный доклад о ходе реализации государственной программы развития сельского хозяйства, который включает итоги выполнения госпрограммы, прогноз развития и предложения по корректировке госпрограммы. Доклад утверждён Правительством Российской Федерации. Я хотела бы отметить, что главным фактором, определяющим динамику развития агропромышленного комплекса в 2010 году, была аномальная засуха. Её последствия нивелировали рост производства продукции сельского хозяйства, который наблюдался в первом полугодии 2010 года. За шесть месяцев он достиг почти 3 процентов, но по итогам года снизился на 11,9 процента и составил 88,1 процента к уровню прошлого года - значительное снижение. Прежде всего это связано с уменьшением объёма производства в растениеводстве (минус 25 процентов), которое является наиболее чувствительным к температурным аномалиям. При этом по отдельным культурам - это рис и соя - был отмечен серьёзный рост, получен рекордный урожай. В животноводстве также сохранилась положительная динамика - на уровне 2,6 процента. Введено в эксплуатацию, несмотря на сложные климатические условия и проблемы, которые сопровождали развитие отрасли, четыреста девяносто четыре новых объекта мясного и молочного направления. За счёт накопленного в предыдущие годы серьёзного инвестиционного ресурса, который составляет более 1 триллиона рублей, продолжилась многолетняя тенденция роста объёмов производства мяса. Объёмы производства выросли на 5,8 процента, до 10,6 миллиона тонн, прежде всего это мясо птицы и свинина. Незначительное сокращение объёмов производства наблюдалось по молоку, здесь мы потеряли 2 процента (это незначительно при тех проблемах, которые были в связи с климатическими условиями), объёмы производства составили 31,8 миллиона тонн. Такой результат стал возможен во многом благодаря значительному объёму средств государственной поддержки, которая была оказана предприятиям АПК в рамках государственной программы, - это 143 миллиарда рублей, в том числе 107 миллиардов рублей, или 75 процентов, из федерального бюджета и 36 миллиардов рублей из бюджетов субъектов. Пострадавшим от засухи регионам была оказана дополнительная поддержка в общем объёме 46 миллиардов рублей, в том числе 35 миллиардов рублей из федерального бюджета и 11 миллиардов из региональных. Говоря об итогах реализации госпрограммы, необходимо отметить, что результат работы отрасли - это совокупность выполнения регионами обязательств, взятых на себя в рамках подписанных с министерством соглашений. 24 процента регионов, в том числе серьёзно пострадавших от засухи, смогли сохранить и даже увеличить объёмы производства продукции растениеводства, 70 процентов субъектов Российской Федерации не допустили снижения объёмов животноводческой продукции, это Белгородская, Новгородская, Ростовская, Свердловская области, Краснодарский и Алтайский края. Вклад этих регионов вместе с мерами государственной поддержки в значительной степени позволил минимизировать общее падение производства в сельском хозяйстве и не допустить более серьёзного спада в экономике отрасли. В рамках мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства было закуплено около двадцати трёх тысяч единиц сельхозтехники. При этом обновление парка устаревших тракторов и комбайнов происходило за счёт приобретения более энергонасыщенной техники, что позволило обеспечить выполнение необходимого объёма сельхозработ при меньших материальных и трудовых затратах. По социальному развитию села. Из-за роста переходящих бюджетных обязательств по субсидированию процентных ставок по привлечённым кредитам более чем в три раза было проведено сокращение расходов на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". Целевые показатели по программе были приведены в соответствие с объёмами финансирования и полностью выполнены. Введено 1 миллион 267 тысяч квадратных метров жилья, в том числе 633 тысячи квадратных метров для молодых специалистов, жильём были обеспечены более шестнадцати тысяч трёхсот семей. Всего с 2003 года жильё получили более четверти миллиона семей. Выполнены показатели по уровню газификации и обеспечению питьевой водой. На 20 процентов выросли доходы сельского населения и достигли 10 тысяч 127 рублей. Сократился разрыв между доходами граждан в городах и в сельской местности. По федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв". В 2010 году была продолжена реализация этой программы: предотвращено выбытие из оборота 990 тысяч гектаров пашни, внесено 2 миллиона 300 тысяч минеральных удобрений с плюсом к плану. По итогам 2010 года выполнено девять из одиннадцати индикаторов программы. Значительно перевыполнен показатель по защите от водной и ветровой эрозии. По оценке Минэкономразвития, эта программа наряду с программой социального развития села отнесена к категории наиболее эффективных по итогам реализации в 2010 году. Подводя общий итог реализации госпрограммы, хотелось бы отметить, что, несмотря на жесточайшую засуху 2010 года, которая поразила более половины регионов страны, отрасли удалось, во-первых, избежать значительного падения экономики сельского хозяйства, во-вторых, не допустить резкого роста числа убыточных хозяйств и банкротства сельхозпредприятий и, в-третьих, предотвратить резкое сокращение поголовья крупного рогатого скота в осенне-зимний период, а также, несмотря на сложные погодные условия, обеспечить проведение осенне-полевых работ и сева озимых культур. В отрасли был сохранён достаточный инвестиционный ресурс для восстановления производственного потенциала и выхода на позитивную динамику развития в 2011 году и в последующие годы. О прогнозе развития сельского хозяйства на 2011 год. Совместно с Минэкономразвития министерством подготовлен прогноз развития отрасли, учитывающий основные макроэкономические и природно-климатические риски, которые могут повлиять на выполнение базовых показателей программы в этом году. В текущем году планируется прирост валовой продукции сельского хозяйства на 10 процентов, в том числе продукции растениеводства - на 19,8 процента, животноводства - на 20,8 процента. Правительством уже принят ряд решений, которые будут способствовать восстановлению сельскохозяйственного производства. Это компенсационные выплаты на приобретение кормов для КРС тем регионам, которые не сократили поголовье крупного рогатого скота, в размере 5 миллиардов рублей, 2 миллиарда дополнительных средств на семена и минеральные удобрения, поставка техники по льготным ценам через Росагролизинг, предоставление 30-процентной скидки на ГСМ для сельхозтоваропроизводителей от оптовой цены, реализация без торгов зерна интервенционного фонда по льготным ценам, что стабилизирует цены на рынке зерна. Предусмотрено 9 миллиардов рублей на компенсацию части стоимости кормов для свиноводческих и овцеводческих предприятий. Общий объём финансирования по госпрограмме составил 161,5 миллиарда рублей, в том числе 125 миллиардов рублей из федерального бюджета и 36,5 миллиарда рублей из региональных бюджетов. Необходимо отметить, что первые признаки восстановления отрасли уже есть, и за первые четыре месяца 2011 года общий индекс сельхозпроизводства составил 100,6 процента. В первом квартале производство скота и птицы на убой увеличилось на 3,2 процента, в том числе птицы - на 9,5 процента, свиней - на 3,6 процента. Почти на 2 процента выросло производство яиц. Несмотря на предпринимаемые меры, снизилось производство молока на 2,5 процента. Вместе с тем в молочном животноводстве в последние два года созданы условия для преодоления этой негативной тенденции. Благодаря системным мерам государственной поддержки - это экономически значимые региональные программы, программы по семейным молочным фермам, племенная поддержка, - а также заключённым соглашениям между производителями и крупнейшими переработчиками молока в прошлом году впервые за многие годы закупочные цены оставались стабильными в период большого молока, на уровне 12-13 рублей. Такая же ситуация держится и в этом году: коридор составляет от 12 до 16 рублей. Этот уровень достаточен для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие отрасли, повышение её инвестиционной привлекательности, и при этом потребительские цены на молочную продукцию остаются стабильными. Уважаемые коллеги, теперь коротко по оперативным вопросам, их три. Первый - ситуация на зерновом рынке, эффективное проведение весеннего сева, мы его уже закончили, и проведение уборочной кампании. Второй - стабилизация ситуации на овощном рынке. И третий - доведение средств государственной поддержки до сельхозтоваропроизводителей. По зерновому рынку. Принятые правительством меры - эмбарго на экспорт зерна, проведение товарных интервенций, распределение зерна интервенционного фонда без торгов, льготный железнодорожный тариф - позволили решить две задачи: обеспечить необходимые объёмы зерна для внутреннего рынка и стабилизировать цены. В начале года цена на зерно снизилась на 20-22 процента и в настоящий момент составляет 5500-5950 рублей за тонну, в зависимости от класса. Запасы зерна на 1 мая составляют 24 миллиона 800 тысяч тонн, по данным регионов, то есть зерна в России достаточно. С учётом засухи прошлого года важнейшей стратегической задачей стало эффективное проведение сева яровых культур на площади не менее 50 миллионов гектаров. По состоянию на 14 июня сев проведён на площади 48 миллионов 400 тысяч гектаров, это 96 процентов к прогнозу, что на 1 миллион 800 тысяч гектаров больше, чем в прошлом году. Площадь под яровыми зерновыми - 29 миллионов 500 тысяч гектаров. В тридцати пяти субъектах ведутся работы по сенокошению и заготовке кормов. На сено, сенаж и зелёный корм скошено 500 тысяч гектаров многолетних трав, что на уровне прошлого года. Грубых кормов заготовлено 1,5 миллиона тонн, или на 50 тысяч тонн больше, чем в прошлом году. Таким образом, мы прогнозируем, что в случае отсутствия аномальных погодных условий валовый урожай зерновых может составить около 85 миллионов тонн. Этого объёма достаточно для того, чтобы обеспечить внутренние потребности страны и возобновить экспортный потенциал. Благоприятной также будет ситуация с обеспечением кормами для животноводства. Для эффективного проведения уборочных работ министерством совместно с регионами своевременно решаются вопросы обеспечения сельхозтоваропроизводителей льготным топливом, техникой, средствами химизации. Темпы кредитования достаточные, то есть здесь у нас опасений нет, и прогноз, мы считаем, благоприятный. По ситуации на овощном рынке. Несмотря на закрытие экспорта овощей из Евросоюза - мы подготовили эту информацию в соответствии с вашими запросами, и я решила вас проинформировать, - уровень обеспечения собственной овощной продукцией составляет 87 процентов. И несмотря на засуху, в 2010 году было произведено 12 миллионов 126 тысяч тонн овощей открытого и закрытого грунта, импорт составил 2 миллиона 600 тысяч тонн, в том числе 620 тысяч тонн - из стран ЕС, то есть 24 процента от импорта. При этом спрос мы можем удовлетворить за счёт реализации российской овощной продукции, продукции наших фермеров. Мы работаем над этим, создаём все условия, чтобы наши фермеры имели возможность реализовывать свою продукцию через крупные сетевые магазины, в частности через "Ашан" - сегодня мы такое соглашение между фермерами и сетью магазинов "Ашан" подписали. Также спрос будет закрыт за счёт Узбекистана, Украины, Азербайджана, Турции, Китая и Ирана. На настоящий момент у нас с вами идёт период традиционного производства овощной продукции, поэтому в этом направлении никаких опасений нет. Кроме этого, будет работать программа развития овощеводства защищённого грунта Российской Федерации до 2014 года с продолжением её мероприятий до 2020 года. Поэтому, по нашим прогнозам, в 2020 году производство российской овощной продукции может дойти до 17 миллионов тонн. Уважаемые коллеги, ещё один важный вопрос - это доведение средств. Хочу обратиться к вам, уважаемые депутаты, как к представителям регионов: необходимо взять этот вопрос под особый контроль, так как от того, насколько своевременно будут доводиться средства федерального бюджета и региональных бюджетов до конечных получателей, во многом зависит эффективность их использования. Напомню, что в этом году это более 161 миллиарда рублей. Мы в соответствии с заключёнными соглашениями эти средства переводим, но сталкиваемся с тем, что регионы, к сожалению, вовремя не доводят эти средства до получателей. Правда, на сегодняшний день, после проведённой нами работы, ситуация улучшилась - 72 процента средств уже доведены до сельхозтоваропроизводителей. Далее, проблемы с софинансированием. Здесь ситуация выглядит хуже - софинансируют только около 42 процентов регионов от общего количества регионов. И ещё раз обращаюсь к вам с просьбой подстегнуть наши региональные власти - необходимо как можно быстрее оформить документы на получение субсидий в рамках поддержки тех регионов, которые сохранили поголовье крупного рогатого скота, потому что сейчас из тридцати двух регионов оформили документы всего лишь пять. Мы над этой проблемой работаем. Конечно, работа сложная, и я надеюсь, что могу рассчитывать на вашу поддержку в этом направлении. Основное, что хотелось бы отметить, это то, что мы завершаем разработку второго этапа государственной программы, который полностью выстроен на работающем первом этапе государственной программы - до 2012 года. Кроме этого, туда включены ещё такие направления, как поддержка перерабатывающих отраслей, малых форм хозяйствования, мелиорация, развитие инфраструктуры продовольственного рынка. Комплекс этих мер в рамках реализации второго этапа государственной программы даст возможность обеспечить более эффективное развитие сельского хозяйства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вы уложились в установленное время, присаживайтесь. Приступаем к вопросам. Сейчас 16.18, Значит, плюс пятнадцать минут. Первый вопрос депутата Хахичева. Пожалуйста. ХАХИЧЕВ В. Д., фракция КПРФ. Уважаемая Елена Борисовна, в настоящее время на Орловщине под видом заботы об экологии идёт активное уничтожение больших ферм по разведению КРС и свиноферм, которые обеспечивают сегодня работой многих крестьян в небольших сёлах. Таким образом, после их уничтожения у крестьян не будет работы, а население не получит чистой продукции. Природоохранная прокуратура и суды требуют устройства современных очистных сооружений на фермах, где содержится триста - пятьсот голов скота, что явно не по карману мелким хозяйствам, - таким образом, мы вновь действуем в угоду нашим крупным сельским олигархам. Мы понимаем, что эта позиция неправильная. Я хотел бы уточнить у вас, какие меры по этому поводу принимает министерство. Спасибо. СКРЫННИК Е. Б. Спасибо большое за вопрос. Одно из основных направлений, которым мы занимаемся, - это развитие малых форм хозяйствования, крестьянско-фермерских хозяйств. И председатель правительства в своём выступлении на съезде фермеров в Тамбове эти направления озвучил, мы их на сегодняшний день реализуем. Во-первых, это использование земли в качестве залога, то, что необходимо нашим сельхозтоваропроизводителям, особенно предприятиям малых форм хозяйствования. По этому направлению мы заканчиваем подготовку нормативной базы. Во-вторых, завершается работа над изменениями в закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", разрабатывается программа "Начинающий фермер", финансирование уже предусмотрено на будущий год, в рамках которого будет как раз осуществляться поддержка наших фермерских хозяйств, начинающих свою работу в сельском хозяйстве, за счёт выделенных грантов, за счёт субсидирования процентной ставки, подключения фермерских объектов к энергосетям. Кроме этого, у нас эффективно работает программа по развитию семейных молочных и мясных ферм. Принято решение о её пролонгации до 2020 года. В рамках этой программы на сегодняшний день создано уже четыреста девяносто пять таких ферм - малых форм хозяйствования. Кроме того, это компенсация 50 процентов расходов на оформление фермером земли в собственность. Я понимаю, что, конечно же, это основное направление - поддержка крестьянско-фермерских хозяйств, и мы будем этим заниматься, для того чтобы исключить те негативные моменты, о которых вы нам задаёте вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция ЛДПР. Депутат Семёнов Владимир Владиславович, пожалуйста. СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемая Елена Борисовна, с 1 апреля 2011 года "Росагролизинг" начал реализацию программы по продаже техники фермерским хозяйствам с пятидесятипроцентной скидкой. Крестьяне заключили договоры, проплатили деньги и рассчитывали войти в посевную уже с техникой. Результат следующий: одни технику так и не получили, а другие, напротив, на сайте "Росагролизинга" в списке на распродажу увидели автомобили, тракторы, бороны, которые вовсю уже работали на их полях. Что это такое? Понятно, когда у нас какие-то ООО продают квартиры три-четыре раза разным хозяевам, но здесь государственная компания - "Росагролизинг". Какие меры принимает министерство? Спасибо. СКРЫННИК Е. Б. Эта ситуация на самом деле имеет место быть, мы с этой ситуацией разбирались. В частности, в Алтайском крае всё это закончилось забастовкой у здания "Росагролизинга", после того как технику, переданную уже ранее по договору лизинга, руководители "Росагролизинга" решили передать и другим предприятиям. Конечно, ситуация сложная. Мы запросили у них все документы, чтобы они нам представили информацию, какая техника будет передаваться, в каких объёмах и в какие хозяйства, потому что субсидирование передачи техники на 50 процентов от стоимости будет проходить через бюджет Министерства сельского хозяйства. К сожалению, до сих пор мы документы эти не видим, но мы это контролируем и будем над этим работать. Я на своих оперативных совещаниях каждую неделю именно на этом акцентирую внимание, на том, где эта техника и у кого она работает. Однако ситуация неоднозначная, согласна с вами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Цветова. ЦВЕТОВА Л. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Елена Борисовна, в Курганской области за два года (с 2009 года и по 2011 год) реализован пилотный проект комплексной застройки села в селе Чистопрудное Шадринского района Курганской области. Построены и введены в эксплуатацию двадцать один жилой дом, детский сад на восемьдесят мест, фельдшерско-акушерский пункт, инженерные коммуникации, дороги. Данный проект является идеальным для развития сельских территорий. Вопросы: планируется ли дальнейшая реализация подобных проектов, какое увеличение финансирования начиная с 2012 года планируется на реализацию ФЦП "Социальное развитие села..." и получат ли приоритеты аграрные территории, в которых на селе проживает более 40 процентов населения, например такие, как Курганская область, при реализации этой программы? СКРЫННИК Е. Б. Спасибо большое за вопрос. Да, это очень важно, и для нас понятно, что комплексная застройка в сельской местности является наиболее эффективной, решает все задачи, особенно в рамках принятой концепции развития сельских территорий. Поэтому мы вышли с предложением в 2012 году дополнительно выделить на эту программу в рамках социального развития села 2 миллиарда рублей. Вчера мы это озвучили. Строительство будет происходить именно в тех регионах, которые являются наиболее аграрными, то есть мы это учитываем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Грешневиков. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Елена Борисовна, меня интересует судьба трёх крупных сельхозпроизводителей в Ярославской губернии - племзавода "Красный Октябрь", "Левашово" и совхоза имени Дзержинского. Три крупных предприятия сегодня просто разоряются, и разоряются не сами по себе, а при поддержке государственных структур. Почти во всех этих хозяйствах мне удалось встретиться с трудовыми коллективами, и они очень удивлены позицией Министерства сельского хозяйства, которое просто равнодушно смотрит на то, как дербанятся там земельные паи, как скупаются недобросовестными депутатами и коммерсантами эти три хозяйства. И Министерство сельского хозяйства, несмотря на то что я к вам обращался в частности, по племзаводу "Красный Октябрь", ничего не предпринимает, чтобы спасти эти государственные предприятия. Вопрос: вы каким-то образом намерены всё-таки поучаствовать, хотя бы послать комиссию, с тем чтобы разобраться и поддержать эти хозяйства, защитить их от рейдерских?.. (Микрофон отключён.) СКРЫННИК Е. Б. Вопрос мне понятен. Дело в том, что с этими предприятиями мы разбирались, но существует регламент. Во-первых, эти предприятия полностью в управлении Росимущества. Мы все те опасения, о которых получили от вас информацию, им высказали, проводили по этому поводу совещание. Комиссия на эти предприятия выезжала, мы свою позицию обозначили. Будем дальше по этой позиции работать, то есть мы не сидим просто так, сложа руки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Апарина. АПАРИНА А. В. Елена Борисовна, в прошлый раз я задавала вам вопрос по Волгограду. Вы были у нас в области, но ведь ничего не изменилось. В связи с засухой 1 миллиард 400 миллионов рублей обещали - до сих пор 600 миллионов так и нет, а у нас саранча снова. Вы обещали принять меры и по мелиорации, но 5 миллиардов на всю страну выделено. Каким образом это будет компенсироваться и сколько будет выделяться? Наконец, социальная сфера на селе. Вот вы были у нас и видели: девяносто три школы на селе закрыли, а сейчас вы, выступая у нас, сказали, что будут сокращать вузы значительно. Так какая же политика проводится? Это уничтожение села: школы закрывают, в вузах не надо учиться будущим работникам сельского хозяйства. Намерены ли вы всё-таки помочь Волгоградской области? У нас что, как в Сталинградскую битву? После Сталинградской битвы и то помощь была, а сейчас... (Микрофон отключён.) СКРЫННИК Е. Б. Я хочу обратить внимание, что Волгоградской области мы помогаем очень много. Может быть, у вас отсутствует информация, но совещания по льготам на ГСМ мы у вас проводили, по весенне-полевым работам. Все те средства, которые выделены в рамках поддержки регионов, пострадавших от засухи, Волгоградская область получила. Причём мы это всё контролировали, я могу вам соответствующие документы предоставить. Сельхозтоваропроизводители в полном объёме эти средства получили, отчётность региона у нас есть. Что касается вузов, то также информация некорректная, мы никакие вузы не сокращаем. У нас пятьдесят семь высших учебных заведений, мы навели в них порядок, мы их финансируем, контролируем, и вашу Волгоградскую сельскохозяйственную академию я персонально посещала: это образцовое учреждение по подготовке наших кадров. И всё, что касается социального развития села, в Волгоградской области также делается. Я готова вам паспорт региона предоставить, всю отчётность по перечислению средств, всё вам могу прислать и прокомментировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто от ЛДПР задаст второй вопрос? Депутат Коган Юрий Владимирович. КОГАН Ю. В., фракция ЛДПР. Елена Борисовна, на съезде фермеров в Тамбове председателем правительства была определена приоритетная роль фермеров, малых форм хозяйствования в развитии АПК. Двести семьдесят шесть тысяч фермерских хозяйств - это, конечно, огромная сила. Какие меры для поддержки малых форм хозяйствования предпринимает министерство? И особенно в этом смысле интересна фракции ЛДПР судьба проекта "Российский фермер", который был обнародован в начале нынешнего года. СКРЫННИК Е. Б. Если можно, начну с последнего вопроса, который касается проекта "Российский фермер". Мы этот проект ведём совместно с Плотниковым Владимиром Николаевичем, руководителем АККОРа. В разрезе регионов мы провели совещание с фермерами - шестьдесят семь регионов и более тысячи фермеров. Все вопросы, которые беспокоят наши фермерские хозяйства, всё, что их интересует по уровню государственной поддержки фермерских хозяйств, мы обсудили на съезде, который проводился в Тамбове. И председателем правительства были обозначены все необходимые меры, о которых говорили наши фермеры, которые мы реализуем в рамках нашего проекта, проводя работу. Поручения по этому поводу получены, и мы над выполнением этих поручений работаем. Что касается программы "Начинающий фермер", предусматривающей гранты для начинающих фермеров на образование фермерского хозяйства, - я уже об этом говорила. Кроме этого, продлён срок действия программы по строительству семейных животноводческих ферм - этих ферм уже четыреста шестьдесят восемь, и они будут ещё строиться - до 2020 года. Большое внимание было уделено использованию земли в качестве залога, все соответствующие нормативные документы нами также подготовлены. Будет возобновлено финансирование центров сельскохозяйственного консультирования, необходимых для наших фермерских хозяйств. Так что в этом направлении... Что касается проекта - это основа для работы с нашими фермерскими хозяйствами, и далее мы это структурируем, эти поручения соответствующим образом выполняем, проверяем, как это помогает нашим фермерам, то есть имеем постоянную обратную связь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Хайруллин, пожалуйста. ХАЙРУЛЛИН А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Елена Борисовна, ровно половина потребляемого россиянами продовольствия - это молочные товары и говядина, то есть КРС, при этом молочное животноводство является самой капиталоёмкой и трудоёмкой отраслью сельского хозяйства, обеспечивающей наибольшую занятость населения. Скажите, пожалуйста, что сегодня происходит на рынке молока и какие меры принимаются министерством для стабилизации закупочных цен на молоко? Спасибо. СКРЫННИК Е. Б. Спасибо, Айрат Назипович. Во-первых, по мерам. Регионы, которые пострадали от засухи, получают по 5 миллиардов рублей, это субсидии для тех, кто сохранил поголовье крупного рогатого скота. В этой программе участвуют тридцать два региона. Мы приступили к перечислению средств, это важная поддержка и на кормовую базу, и на оборудование, и на племенное животноводство. Второе. Существует отраслевая целевая программа "Развитие молочного скотоводства...", она у нас работает до 2012 года, в рамках этой программы было выделено 2 миллиарда рублей в прошлом году и такая же сумма - в этом году. Отраслевая целевая программа по развитию молочных ферм: двести сорок девять ферм у нас уже построено, на них получено 58 тысяч тонн молока и 1 тысяча 600 тонн мяса. Кроме этого, на поддержку племенного животноводства у нас выделено 4 миллиарда 100 миллионов рублей. Эта работа ведётся постоянно, что даёт основания рассчитывать на увеличение поголовья племенного скота до 13 процентов в структуре скотоводства в 2012 году. Важное событие - подписание соглашения между производителями и переработчиками молока. Это соглашение о ценовом коридоре, его подписали такие компании, крупнейшие в разрезе регионов, как "PepsiCo", "Danone", и они держат коридор от 12 до 16 рублей. Вчера мы провели совещание на эту тему, и ситуация выглядит таким образом, при этом потребительские цены даже имеют тенденцию к снижению. Так что ситуация стабильная, она стабильна второй год благодаря всем тем мерам, которые принимаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пятнадцать минут истекли. Настаивает ли кто-нибудь из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" на втором вопросе? Настаивает Тумусов. Хорошо, дадим ему такую возможность. Тумусов, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Елена Борисовна, вы сказали, что в новой программе развития сельского хозяйства особое внимание уделяется поддержке семейного хозяйства. Вот самая вкусная и полезная рыба водится у нас в северных реках, как вы знаете, её добывают общины малочисленных народов, в основном это семейные хозяйства. Вот у меня вопрос такой: какие меры... Ну, самая главная проблема - транспортная. Это огромные расстояния, издержки - как везти? Есть ли какая-нибудь поддержка, будет ли какая-нибудь поддержка, возмещение транспортных расходов для этих семейных хозяйств? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон. СКРЫННИК Е. Б. Рыбохозяйственный комплекс не в нашем ведении, не в ведении Министерства сельского хозяйства, у нас только выращивание рыбы, но в любом случае проблема мне понятна. Поэтому, если можно, в письменном виде - и мы уже, соответственно, подготовим предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кашин Владимир Иванович выступает от фракции КПРФ. Пятиминутный режим включите. КАШИН В. И. Спасибо. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович, уважаемый министр! Мы, депутаты, по большому счёту, довольны тем, что нам своевременно представлены обширные и, я хочу сказать, достоверные материалы, и те из нас, кто прочитали этот объёмный доклад, могут сделать правильные выводы. Мы понимаем Елену Борисовну, которая сегодня, несмотря на этот доклад, дипломатично сделала соответствующие акценты по развитию агропромышленного комплекса. В этой связи мы, исходя из времени, делаем несколько предложений, на наш взгляд, очень важных, по проблемам, которые необходимо решать. Первое. Мы все, товарищи, должны осознать, куда мы движемся в нашем агропромышленном комплексе с политикой натурального сельского хозяйства, которое олицетворяет собой труд крестьянина на малой ферме или, там, в личном подсобном хозяйстве, с лопатой, с вилами, с мотыгой: либо будем вывозить наше зерно, или подсолнечник, или другое сырьё, либо в конце концов мы возродим товарное производство, обеспечим своих жителей, россиян, качественным продовольствием на основе крупных товарных хозяйств с хорошими центральными усадьбами, производственными центрами, с хорошей добавленной стоимостью. КПРФ считает, и у нас твёрдая, научно обоснованная позиция: надо развернуть политику министерства, правительства именно в этом направлении. Мы не против того, чтобы дать всё необходимое для развития личного подсобного хозяйства, дать всё необходимое для того, чтобы развивался фермер, но надо понимать, что это ниши, это ниши! Когда мы видим, что в личных подсобных хозяйствах 50 процентов молока производится, 90 процентов плодоовощной продукции, то должны понимать, что это пол - потолок: рисуем, что хотим, нет никакой статистики и никакого учёта. Что можно сказать сегодня о 2010 годе и всех двадцати годах, о выполнении основных федеральных целевых программ? Кто сегодня наказан за то, что сорвано всё, что можно отнести к федеральным целевым программам? В три раза меньше поставлено техники в агропромышленный комплекс, чем было запланировано, - задумайтесь: в три раза! - в три раза меньше тракторов, в три раза меньше зерноуборочных комбайнов! Ещё хуже выполняется ФЦП "Социальное развитие села...". Посмотрите программу плодородия почв, как у нас в этом вопросе обстоит дело, - это вообще дикая ситуация, дикая! Те планы, которые предусмотрены министерством, - они пигмеевские, они нулевые! А у нас ведь глобальные проблемы: деградирование почв, выведение 45 миллионов гектаров земель из севооборота, появление всюду, так скажем, пороховых очагов, то есть зарастание наших земель бурьяном и засорение их всевозможным хламом. Вот когда мы с вами на это всё смотрим, товарищи, мы должны делать правильные выводы. Кому нужно однопроцентное от расходной части бюджета финансирование всего нашего комплекса? Зарубеж действует совершенно другим образом: там в двенадцать - пятнадцать раз больше поддержка крестьянина, чем у нас. Почему, Елена Борисовна, я вас хочу спросить уже месяц с этой трибуны, вас всё устраивает сегодня? Когда я на пленуме выступал, 25 процентов расходной части бюджета давалось на агропромышленный комплекс всего СССР, а он требовал 28 процентов? Вы министр не первый год, вы же видите, и в докладе у вас написано, что не хватает средств. Все программы завалены только из-за того, что нет ни бюджетных, ни региональных средств! Почему вы на себя сегодня навешиваете хомут ответственности?! Вы должны сегодня здесь прямо и откровенно говорить, что просто режут сегодня крестьян без ножа. Нет доступа на рынок! Вы посмотрите, какой диспаритет цен! Вот правильно говорили о том, что по-прежнему рейдеры гуляют, по-прежнему банкротства осуществляются. Давайте в конце концов не считать те средства, которые вы выделяете, я имею в виду Минфин... Ведь гасят, откровенно говоря, эти дутые процентные ставки банкиров, вы же банкиров финансируете! Мы сколько говорим: давайте напрямую эти 70 миллиардов рублей дадим крестьянам! Посмотрите на поля, на фермы - там нет ничего! Мелиорацию сгубили, всё разорили, в пятнадцать раз меньше мелиоративной техники. Давайте в конце концов отвечать за дело, которому служим! А депутатов я призываю помогать нашему Министерству сельского хозяйства всеми силами и решать главные вопросы: обеспечивать финансирование и уничтожать существующий диспаритет цен. Вчера вы не поддержали наш закон по торговле, к сожалению, а его принятие многое дало бы нашему министерству. В целом ещё раз хочу сказать, что мы довольны... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Жириновский Владимир Вольфович, фракция ЛДПР. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ну, двадцать лет мы обсуждаем вопросы сельского хозяйства, а воз и ныне там. Ничего никто не хочет делать, все издеваются над русским крестьянином - и царь, и советская власть, и нынешняя, - все три режима, потому что наплевать на них, живут далеко, лишь бы Москве было хорошо. Их больше Манежка волнует, как бы туда снова кто не вышел. А то, что крестьянам никто помощи не оказывает, - это, конечно, возмутительно. И не надо здесь говорить: давайте поможем... Конечно, поможем: вот министерство пусть и работает! Не может - разогнать министерство такое! Давайте поможем! Деньги есть? Есть. Почему не дают? Значит, виноват комитет Госдумы по бюджету, они не туда деньги направляют, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам... Я к ним даже не прихожу на заседания - я член аграрного комитета, - потому что они там сидят и работают против сельского хозяйства. Сейчас они будут здесь выступать и защищать министерство, говорить, что всё хорошо. А чего хорошего, если все удобрения вывозят за рубеж в неограниченном количестве?! И сколько раз я здесь буду говорить об этом? Бесполезно! А они сидят в Совете Федерации - вот "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" на меня обижается, - там сидят те, кто заправляет всеми удобрениями в России и всё поставляет за рубеж, за рубеж, за рубеж, а наш крестьянин без всего остаётся. Или, наоборот, китайцы завозят свои удобрения - зачем пропускаем?! После этих удобрений наша земля ничего уже рожать не может - собирают два года хороший урожай, а потом она рожать ничего не будет. Разрушили службу контроля за растениями. Вот чума гуляет по югу России. Это кто виноват? Ростовские товарищи! Карантин отменяют и больных свиней везут в другой регион, а потом вводят: у нас карантин. То есть нет порядка, нет положенного карантина, никто ни за чем не следит! Почему у нас зерно самое грязное? Самая большая пашня, а зерно самое грязное, с мусором, с камнями, его не принимают ни в одной зарубежной стране. Или мы завозим оттуда чай египетский, а туда добавляют по чуть-чуть наркотик, чтобы приучить через чай наших людей, - и никто опять ничего не проверяет! То есть контроль должен быть обязательно. Санитарного врача Онищенко нужно награждать каждый год, а его критикуют все. Проблемы есть, министерство должно всё отслеживать. Вот сейчас какая проблема? Да уже есть урожай - ну заберите его у наших граждан, скупите его и доставьте до стола. Ну почему нет определённого количества пекарен в частных руках? За рубежом всё это частное дело, там отличный хлеб, а у нас в основном мощные заводы. А где сыроварни частные, где коптильни, где колбасные цеха, где семейный подряд, семейное производство? То есть всем этим должно заниматься министерство - от посева до производства и реализации, до желудка, так сказать, вот так вы должны работать. А когда плохую пищу туда кидаем, в желудок, тогда уже минздрав пускай работает. У нас и там, и там женщины сидят, но ничего у них не получается, у женщин редко что получается. На одной кухне вы две, вы и Голикова, - одна травит плохим питанием, а другая лечить не может, поэтому и дохнет население, поэтому самая большая смертность у нас. А там ещё и экономисты, и финансисты... То есть в том проблема, что нет должного контроля, государственного подхода. При таком количестве пашни надо забыть об импорте продовольствия, забыть раз и навсегда! Вот мы тут министра обороны критикуем или пограничников - да нас берут вредным продовольствием! У нас смертность в стране от вредных лекарств и от вредного продовольствия, которые нам завозят день и ночь. Из Бразилии везут тухлую говядину, и мы её принимаем здесь, а свою парную не можем купить у наших производителей. В том проблема, что нет подхода государственного. Везде должен маленький Столыпин сидеть, а у нас этого нет. Люди должны быть профессионалами, специалистами. У нас этническая преступность действует сегодня на селе - почему об этом министр молчит? Почему министр внутренних дел об этом молчит? Захватывают целые деревни этнические группировки, эксплуатируют наших крестьян как рабов, всю прибыль вывозят к себе, в свои аулы, в дальнее зарубежье. И тоже никакого порядка нет, и тоже все молчат. Люди хотят производить - им мешают. На рынок приехали - здесь уже пускают русских на рынок, но облагает этническая преступность данью - дай ещё и ему деньги, то есть чиновнику дай, уголовке и этнической группировке, которая держит рынок. И что он будет делать, крестьянин? Ему всё это противно! Виноваты и город, и полиция... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" выступает? Пожалуйста, Четвериков. Я в таком порядке даю слово, потому что Денисов будет выступать ещё и от комитета, поэтому он будет последним. ЧЕТВЕРИКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Последовательная политика разорения агропромышленного комплекса, создания невозможных условий жизни на селе и практически последовательное исчезновение такого явления, как российская деревня, хаос на земле - всё это даёт свои плоды. Уровень профессионализма в управлении сельским хозяйством с каждым годом снижается, а коррупция в системе управления АПК на всех уровнях очевидна и, как обычно, недоказуема. Но, к сожалению, не требуют доказательства плоды этой политики. Давайте посмотрим, как сработал механизм зерновых интервенций. Обязательным условием развития любой отрасли является стабильность. Цель зерновых интервенций - обеспечить сбалансированность между спросом и предложением. Какие у нас были цены? В 2008 году - 6200 рублей в среднем за тонну зерна, в 2009 году - 4600, в 2010 году - 3200, в 2011 году просматривается цена на уровне 2008 года - 6200 рублей за тонну, то есть из года в год цены на зерно колеблются более чем на 100 процентов. О какой стабильности можно говорить? А ведь у нас был сформирован зерновой фонд, на который было потрачено более 100 миллиардов рублей народных средств. И кстати, половина этих средств была потрачена на хранение зерна. Эффективно ли сработал этот зерновой фонд? При таком колебании цен, безусловно, неэффективно как минимум. И неудивительно, что до текущего момента не разработан конкретный механизм функционирования этого зернового фонда. 100 миллиардов рублей народных средств - эффекта никакого. Кто ответит за это? Ответ на этот вопрос должен быть предоставлен нашим избирателям, в противном случае, я думаю, страна нас не поймёт. В этом году цена на электроэнергию выросла более чем на 50 процентов, на ГСМ более чем в два раза, повысилась фискальная нагрузка. От этого всего страдают сельхозпроизводители. Зимний период очень сложно было пережить, также был очень серьёзный рост цен. Ну почему не были своевременно предприняты меры субсидирования сельхозпроизводства? Здесь, с этой трибуны, председатель правительства Владимир Владимирович Путин обещал, что в ближайшее время будет выделено около 10 миллиардов рублей на субсидирование сельхозпроизводителей. Эти средства до сих пор не получили. Почему? С какой целью? Может быть, снова Министерство сельского хозяйства пытается проверить прочность российского сельхозпроизводителя? Ну тогда давайте переименуем Министерство сельского хозяйства в министерство аграрного сопромата. Я думаю, что недопустимо... Крайне необходимо срочно выделять средства, тем более на подходе уже новый урожай. Кредитная политика. Закредитованность предыдущих лет не позволяет сельхозпроизводителям получать средства из Россельхозбанка. В то же время за 2010 год Россельхозбанк отрапортовал: 3,5 миллиарда рублей заработано прибыли. Ну, посмотрите, только одно предприятие "Маяк" - партнёр Россельхозбанка - унесло в 2010 году 14 миллиардов. О какой прибыльности можно говорить в этих условиях? Простому сельхозпроизводителю, обычному, в Россельхозбанке средства получить практически невозможно, но вот для таких "Маяков" действительно эти средства находятся почему-то. Необходимо срочно рассматривать вопрос обеспечения сельхозпроизводителей возможностью привлечения длинных и дешёвых кредитных средств - без этого сельское хозяйство развиваться не будет. И ещё один тревожный звонок - это рост продовольственной инфляции. За первое полугодие она составила уже около 18 процентов. В среднем бюджет семьи на 50 процентов состоит из затрат на продовольствие - значит, на 18 процентов обеднело наше население за первое полугодие текущего года. Должны быть приняты экстренные меры по сдерживанию именно продовольственной инфляции. Много было сказано о качестве продуктов питания, особенно в последнее время. Следует признать, что технические регламенты не выполняют своей роли, и за это нам, кстати, приходится рассчитываться жизнями наших сограждан. Необходимо срочно вернуться к вопросу, связанному с контролем качества продуктов питания. Множество проблем с оборотом земли. Необходимо срочно менять законодательство о банкротстве. Необходимо принимать целый ряд законов по рейдерству, которое сейчас процветает на селе, вводить государственное регулирование продовольственных рынков - об этом забыто, - вводить таможенное квотирование, таможенное регулирование. Уважаемые коллеги, в АПК России сформировался системный кризис, накопилось огромное количество нерешённых проблем, прежде всего кризис управления отраслью, кризис отношения государства к селу и селянам. Время уходит, а в сельском хозяйстве, как известно, один день кормит год. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" неоднократно вносила массу своевременных предложений... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время. Присаживайтесь. Депутат Денисов выступает от комитета с содокладом и одновременно выражает позицию партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ДЕНИСОВ В. П., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я прежде всего хочу поблагодарить Елену Борисовну за конструктивный доклад и очень конкретные профессиональные ответы, которые прозвучали сегодня здесь, в зале. Честно сказать, мне немножко неловко перед министром за ту неконструктивность, которая звучала от оппозиции, от представителей ряда оппозиционных партий с этой трибуны только сейчас, но, честно сказать, мне эти выступления понравились, я их условно разделил на две части: всё, что связано с озабоченностью предстоящими выборами (чем больше говорим о селе, значит, тем ближе выборы приближаются); ну, и то, что вообще на грани фантазии, несбыточно, невыполнимо - вы понимаете, о каких вещах я говорю. Вот мне сегодня утром понравилось выступление Николая Михайловича Харитонова на пятиминутке, он сделал очень дельное предложение, о котором уже лет пятнадцать мы говорим в разных кабинетах: наконец-то создать в России полноценное министерство сельского хозяйства и продовольствия со всеми вытекающими отсюда последствиями и ответственностью, чтобы единое министерство вместе с наукой отвечало за продовольственную корзину, за её качество, количество и доступность. Мы с министром сельского хозяйства фактически в ежедневном режиме работаем, поэтому я не буду повторять те вещи, которые здесь ею были произнесены в связи с выполнением госпрограммы в 2010 году. Я не скрою, что у нас бывают споры, и споры больше всего касаются дальнейшей концепции программы, которую мы будем совместно разрабатывать начиная с 2012 года по 2020-й включительно. И эти споры деловые, конструктивные, потому что мы прекрасно понимаем, что трёхлетний, а скоро это будет четырёхлетний опыт работы по реализации государственной программы, он показывает, что, конечно, требуется корректировка, конечно, требуется модернизация структуры этой программы. И наконец, в новом варианте программы должен появиться полноценный раздел социальной политики. Да, мы, депутаты, виновны в том, что секвестрировали программу социального развития села, и я надеюсь, что мы добьёмся того, чтобы с 2012 года она была восстановлена в полном объёме. У нас очень много проблем, появившихся уже после принятия программы господдержки АПК, которые налагают отпечаток на её реализацию в связи с формированием Таможенного союза и возможным вступлением России в ближайшее время в ВТО. Мы с вами уже выровняли законодательство, которое касается фитосанитарных проблем, ветеринарных проблем, но этого ещё недостаточно. Нам надо выравнивать экономики сельского хозяйства в рамках Таможенного союза и делать это законодательно. У нас пока ещё не решены вопросы с принятием законов об агростраховании, о племенном деле, о семеноводстве. И мне очень хочется, чтобы Дума этого состава эти "хвосты" свои занесла и приняла эти законы и ряд других. Я надеюсь, что в оставшиеся месяцы работа пятой Думы будет очень конструктивной. И, конечно, жаль, что Владимир Вольфович, как член аграрного комитета, сегодня сказал, что он не ходит на заседания комитета, и это подал как дело чести. Если бы он бывал на заседаниях комитета, он по крайней мере знал бы, что народ в стране не "дохнет", у нас даже смертность животных... и животные уже давно не дохнут в стране. Вот это дилетантство, которое звучит с трибуны, оно, конечно, занимает лишние минуты, которые мы должны на конструктивные решения тратить. И я надеюсь, что все фракции будут работать в этом режиме оставшиеся недели. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, мы рассмотрели вопрос, тем не менее я обращаюсь к Елене Борисовне: если есть необходимость в заключительном слове - пожалуйста. СКРЫННИК Е. Б. Спасибо большое за поддержку, за понимание. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим тогда данный вопрос на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5317 по 5335 из 6192
Пункт 32. О проекте постановления "О национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2010 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 46 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 34 чел.7,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Принято.