Заседание № 177
20.06.2014
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 550303-6 "О годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2013 год".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3025 по 4374 из 9148
Рассматриваем 33-й вопрос повестки дня, проект постановления Государственной Думы "О годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2013 год". Слово для доклада предоставляется председателю Центрального банка Российской Федерации Эльвире Сахипзадовне Набиуллиной. Коллеги, предлагается такой порядок рассмотрения вопроса: доклад - до двадцати минут, три содоклада представителей профильных комитетов - по семь минут, далее по три вопроса, ну и выступления от фракций - по пять минут. Пожалуйста, Эльвира Сахипзадовна. НАБИУЛЛИНА Э. С., председатель Центрального банка Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Почти год назад в этом зале я получила мандат на руководство Центральным банком и сегодня, представляя годовой отчёт за 2013 год, остановлюсь прежде всего на работе банка во втором полугодии прошлого года и на текущих задачах. Первое направление нашей деятельности - денежно-кредитная политика. Она проводилась исходя из основной конституционной функции Банка России по защите и поддержанию устойчивости рубля и была направлена на достижение целевых показателей по инфляции. Политика базировалась на анализе экономической ситуации. Главным вызовом для экономической политики страны в целом является преодоление тенденции к замедлению темпов экономического роста. По оценке Центрального банка, замедление роста носит не конъюктурный, не циклический, а структурный характер и отражает многие накопившиеся проблемы, такие как стагнация производительности труда, нехватка конкурентоспособных производств. Подтверждением этого является и сохранение низкой безработицы при замедлении роста. Эти трудности, к сожалению, не преодолеть мерами денежно-кредитной политики: можно сколько угодно вливать деньги в экономику, но проблемы сохранятся. Для их преодоления необходимо повышать эффективность управления, совершенствовать бизнес-процессы, искать новые рынки сбыта, повышать квалификацию рабочей силы, снижать административные барьеры для бизнеса и на этой основе проводить масштабные инвестиции в технологическое обновление и инфраструктуру. Исходя из такого структурного понимания природы замедления темпов экономического роста Банк России выстраивал свою денежно-кредитную политику, обеспечивая разумный баланс задач обеспечения ценовой стабильности и экономического роста. Политика не должна быть настолько жёсткой, чтобы подавлять экономический рост, но и не должна быть слабой и мягкой, чтобы не провоцировать инфляцию. В текущем году в этом балансе риски повысились на стороне инфляции, и нам крайне необходимо избежать негативного сценария развития, когда рост будет продолжать замедляться, потому что это замедление носит структурный характер, а инфляция будет постоянно расти. Кстати, по результатам опросов, проблема инфляции обогнала проблемы в ЖКХ, долго лидировавшие в перечне вопросов, наиболее беспокоящих наших граждан. Поэтому считаю неприемлемыми предложения о монетарном стимулировании экономики за счёт роста цен, как некоторые предлагают, на 10-15 процентов. В прошлом году инфляция на 0,5 процентного пункта превысила целевой диапазон, который мы для себя установили, и составила 6,5 процента, но мы не стали ужесточать денежно-кредитную политику, сохранив ключевую ставку на уровне 5,5 процента в течение всего года, мы не пошли на повышение ставок, поскольку инфляция во втором полугодии росла под влиянием немонетарных факторов временного характера. В настоящий момент инфляция составляет в годовом выражении 7,6 процента, то есть она выше, чем на конец прошлого года, что не только превышает целевой уровень на этот год в 5 процентов, который мы заявили в основных направлениях денежно-кредитной политики, но и выходит за рамки интервала в плюс-минус 1,5 процентного пункта. Рост инфляции связан с комплексом монетарных и немонетарных факторов, таких как рост инфляционных ожиданий на фоне внешних шоков, удешевление рубля, специфические факторы, влияющие на рынок продовольствия. Для того чтобы вернуть инфляцию на траекторию снижения, Банк России был вынужден повысить ключевую ставку с 5,5 до 7,5 процента, и сейчас прогноз показывает, что при сохранении текущей направленности денежно-кредитной политики инфляция вернётся к целевым уровням в среднесрочной перспективе. Несмотря на резкий рост неопределённости под воздействием геополитических факторов, приняты оперативные меры, в том числе по увеличению валютных интервенций, которые позволили сохранить и поддерживать финансовую стабильность. Одновременно с решением задачи по снижению инфляции Банк России постоянно совершенствовал свои механизмы рефинансирования, что позволило банкам получать у Центрального банка необходимую ликвидность. Для этого был расширен перечень инструментов предоставления ликвидности, в том числе под залог нерыночных активов, то есть кредитов экономике. Летом 2013 год был проведён годовой аукцион по предоставлению ликвидности под такие активы, а потом заработала система регулярных трёхмесячных аукционов. Реализация всех этих мер позволила Банку России увеличить валовый кредит в прошлом году на 1,8 триллиона рублей - до 5 триллионов, а к концу первого квартала текущего года его объём вырос до 5,6 триллиона рублей. Кроме того, для стимулирования банковского кредитования инвестиций - а это основная проблема в условиях нехватки длинных денег - мы прибегли к такому нестандартному инструменту, как трёхлетнее рефинансирование под залог кредитов, выданных на инвестиционные проекты, а также под залог проектных бумаг. Процентная ставка по этому инструменту установлена ниже показателя инфляции, ниже ключевой ставки - на уровне 6,5 процента. Но мы это делаем таким образом, чтобы не менялась общая направленность денежно-кредитной политики на снижение инфляции. На протяжении последних лет Центральный банк придерживался политики плавающего валютного коридора, введённого ещё в 2009 году. Но на фоне тенденции к удешевлению рубля общий объём интервенций в 2013 году составил почти 27 миллиардов долларов США, а в январе - июне этого года в связи с ростом неопределённости банк потратил на интервенции свыше 40 миллиардов долларов. Интервенции были проведены не с целью удержания курса в определённой точке, а для сдерживания чрезмерных колебаний, которые могли бы угрожать стабильности финансовой системы. Традиционно население обращает большое внимание на курс, хотя значение показателей инфляции для благосостояния существенно выше. Дело в том, что граждане получают зарплату в рублях, тратят и сберегают в основном тоже рубли, и поэтому для подавляющего большинства населения важно поддержание покупательной способности зарплат, чтобы не обесценивались их рублёвые сбережения (напомню, что 80 процентов сбережений населения в банках - рублёвые), то есть важна именно низкая инфляция, а не уровень курса при всей его значимости. Для предприятий также важна низкая инфляция, которая позволяет прогнозировать инвестиции на более длительную перспективу. Мы прекрасно осознаём, что значительный вклад в инфляцию вносят так называемые немонетарные факторы, прежде всего рост тарифов на услуги естественных монополий, ЖКХ, и заявленная нами траектория снижения инфляции до 4 процентов в трёхлетнем периоде основывалась на принятых правительством решениях о параметрах сдерживания роста этих тарифов, мы рассчитываем, что эти параметры сохранятся в неизменности. Второе направление деятельности банка связано с ситуацией в банковском секторе и политикой в сфере регулирования и надзора. Банковская система в целом остаётся устойчивой, несмотря на возросшую неопределённость и замедление темпов экономического роста. О её устойчивости можно судить и по регулярным стресс-тестам, которые проводит Банк России. И именно устойчивость большинства российских банков позволяет им достаточно плавно внедрять в свою практику и международные стандарты "Базель-3". В 2013 году темпы роста кредитования банками нефинансовых организаций не изменились по сравнению с 2012 годом и составили 12,7 процента, при этом темп роста кредитования малого и среднего бизнеса увеличивался более быстрыми темпами, чем кредитование нефинансовых организаций в целом, в среднем на 14,8 процента. Доля просроченной задолженности снизилась с 4,6 процента до 4,2 процента. В январе - мае этого года темп роста кредитования нефинансовых организаций ускорился по сравнению с 2013 годом и составил 16-18 процентов. В этих относительно высоких показателях отражается и эффект от возврата российских заёмщиков с закрытых для них внешних рынков. Таким образом, общие темпы роста кредитования остаются достаточно высокими, однако с точки зрения экономического роста и текущей ситуации важно не столько наращивать объёмы кредитования, сколько изменять его структуру и увеличивать долю кредитования инвестиций, но хочу ещё раз подчеркнуть, что для этого нужны конкурентоспособные проекты с отдачей. Задача создания новых проектов по снижению издержек стоит не только перед банковской системой, но и перед экономическими субъектами, и в целом экономическая политика должна быть направлена на создание условий для того, чтобы такие проекты появлялись не единично, а в большом количестве. В отраслевой структуре в прошлом году опережающими темпами росло кредитование производства кокса, нефтепродуктов, транспортных средств, оборудования, в то же время в сельском хозяйстве кредитование за год выросло на 10,3 процента, при этом закредитованность сельхозпроизводителей, количество просроченных кредитов вдвое выше, чем в других отраслях. Чтобы решить накопившиеся в сельском хозяйстве проблемы и избежать нарастания закредитованности производителей, необходимы меры по повышению доходности сельскохозяйственного производства. В 2013 году Банк России уделял особое внимание снижению системных рисков в секторе потребительского кредитования, в результате чего темпы прироста необеспеченного потребительского кредитования замедлились с 53 процентов в 2012 году до 24 процентов в мае 2014 года. Это снижение обусловило усиленный рост просроченной задолженности по кредитам физическим лицам, однако меры, предпринимаемые Банком России по урегулированию этого рынка, способствовали тому, что созданные резервы покрывают возможные потери банков. В настоящее время в портфелях банков необеспеченное потребительское кредитование замещается на ипотечные кредиты и кредиты производственным компаниям. Так, темп роста ипотечных кредитов составляет сейчас 34 процента в годовом выражении. Свою задачу в сфере регулирования и надзора Банк России видит в том, чтобы развитие банковского сектора было сбалансированным и не приводило к потере устойчивости банков. Банки стали вести более осмотрительную кредитную политику, более адекватно оценивать риски по ссудам, формировать резервы на возможные потери. О последнем свидетельствуют в том числе снижение прибыли банков на 13,7 процента в этом году и рост резервов более чем на 20 процентов. Сократились объёмы сомнительных операций. По оценкам Банка России, в 2013 году вывод капитала из Российской Федерации по сомнительным основаниям снизился на треть, до 26 миллиардов долларов США, этот показатель продолжает снижаться и в этом году, однако мы понимаем, что сомнительные операции могут перетекать и в другие сектора финансового рынка, и здесь необходимо усиление регулирования и надзора. Одним из следствий усиления надзора стало увеличение количества отзывов лицензий. Так, во втором полугодии прошлого года лицензии были отозваны у двадцати девяти организаций, с начала 2014 года отозвано тридцать шесть лицензий. У банков были большие проблемы с качеством активов, у многих - недостоверные отчётные данные, часть банков была замешана в проведении сомнительных операций в крупных масштабах. Мы рассматриваем отзыв лицензий как крайнюю меру, когда иные возможности воздействия уже исчерпаны, однако объём проблем, вскрывающийся после отзыва лицензий, показывает, что нам нужно кардинально повышать ответственность собственников и руководителей банков за состояние дел в банках - они не должны оставаться безнаказанными, потому что за результаты их деятельности вынуждено расплачиваться государство, кредиторы и часть вкладчиков. Подделку документов и создание схем вывода средств не предотвратить только мерами надзора, поэтому банк просит законодателей принять решение о введении уголовной ответственности за фальсификацию финансовой отчётности. Теперь о санировании. Банк России принимает такие решения, если есть для этого экономические основания, с учётом системной значимости того или иного банка. В качестве одной из своих задач в области банковского регулирования Банк России видит развитие здоровой конкуренции в банковском секторе. Мы считаем важным развитие банков с разной структурой собственности, и частных, и государственных, невзирая на масштаб деятельности, и выведение с рынка недобросовестных игроков. Это позволит улучшить свои позиции именно добросовестным банкам и будет способствовать здоровой конкуренции в банковском секторе. Третье направление - регулирование в сфере финансовых рынков. Это сравнительно новая сфера деятельности Банка России, соответствующие полномочия мы получили в сентябре прошлого года после вступления в силу изменений в законодательство о мегарегуляторе. В настоящий момент все необходимые организационные изменения проведены, плавная передача функций от Федеральной службы по финансовым рынкам Банку России завершена. И конечно, у нас в этой сфере остаётся ещё много нерешённых проблем и задач. Первое. Особое внимание и в прошлом году, и в этом году уделяется развитию пенсионной отрасли, для того чтобы пенсионные накопления граждан превращались в долгосрочный инвестиционный ресурс и были надёжным образом защищены. Поэтому были созданы условия для акционирования негосударственных пенсионных фондов и для внедрения системы гарантирования прав застрахованных лиц. Банк России согласовал акционирование четырнадцати негосударственных пенсионных фондов, и, по нашим расчётам, эта система гарантирования заработает с 1 января следующего года. Второе - страховой рынок. Здесь наша задача - наведение порядка на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности. Проблемы копились годами, базовый тариф не повышался в течение одиннадцати лет, без внесения поправок в соответствующий закон этот узел не разрубить. Мы должны создать такую бизнес-модель на рынке, которая позволит страховщикам работать эффективно, не уходить с рынка, и нам нужно законодательство, которое надёжным образом будет регулировать и защищать все права застрахованных. Третье. В прошлом году благодаря законодателю впервые появился закон, регулирующий быстро растущий рынок микрофинансирования, и были внесены ключевые изменения в законодательство, благодаря этому сейчас мы проводим работу по развитию специального, единообразного регулирования между кредитором и заёмщиком вне зависимости от типа кредитора. Четвёртое. Неотъемлемой частью надзорного процесса за страховыми компаниями и пенсионными фондами является использование актуарных заключений. В конце 2013 года было принято законодательство, регулирующее актуарную деятельность, которое прежде всего направлено на обеспечение качественного уровня актуарных оценок, и мы, безусловно, будем реализовывать его. Четвёртое направление - развитие национальной платёжной системы. Эта тема приобрела особую значимость в связи с недавними событиями и отключением некоторых наших банков от международных платёжных систем. Мы реализуем свою стратегию развития национальной платёжной системы, и, конечно, в ближайшее время будем делать акцент на реализации законодательства, которое было недавно принято парламентом, по развитию собственной платёжной инфраструктуры. У нас создана специальная комиссия, которая отбирает лучшие технологические решения на основе российских разработок, технологий, мы создаём акционерное общество - оно находится в стадии регистрации, - для того чтобы появился оператор национальной системы платёжных карт, то есть мы будем развивать национальную систему платёжных карт. На первом этапе банки создают каналы межбанковского взаимодействия, для того чтобы в краткосрочной перспективе снизить риски, если они появятся, и сейчас уже свыше 90 процентов прямых участников международных платёжных систем сформировали такие каналы межбанковского взаимодействия, то есть, если когда-то кого-то из них отключат, они смогут ими пользоваться. При этом хочу отметить, что для международных платёжных систем сохраняется возможность продолжения работы на российском рынке. В заключение я хотела бы поблагодарить Государственную Думу за очень плодотворное сотрудничество, взаимодействие, мы подробно обсуждали отчёт на заседаниях рабочей группы, экспертных советов, комитетов. Отчёт у нас достаточно подробный, я в своём выступлении, конечно, затронула только часть, и то не всех, важных вопросов. Надеюсь, что такое взаимодействие будет продолжено, особенно в части принятия важных, на мой взгляд, для развития финансового сектора законов, на такие темы, как введение уголовной ответственности за фальсификацию финансовой отчётности, скорейшее принятие изменений в закон об ОСАГО, принятие изменений в законодательство, в КоАП, позволяющих сделать надзор более эффективным, а также введение дифференцированных взносов банков в фонд страхования вкладов, что позволит остановить некоторую недобросовестную, агрессивную политику банков. Над законодательством мы работаем вместе с депутатами, и я надеюсь, что все эти решения будут приняты и мы такое активное взаимодействие продолжим. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна. Переходим к содокладам. Выступает Вадим Валентинович Кумин, первый заместитель председателя Комитета по финансовому рынку. Как я уже сказал, три содоклада по семь минут, но с учётом сегодняшней очень напряжённой, большой повестки мы будем благодарны всем содокладчикам, если они сделают более компактные и лаконичные содоклады. Пожалуйста. КУМИН В. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В этом году Комитет Государственной Думы по финансовому рынку использовал особый формат рассмотрения годового отчёта Центрального банка России в связи с передачей Банку России функций мегарегулятора, существенно расширивших его полномочия по надзору и контролю в сфере финансовых рынков. Состоялось семь заседаний рабочей группы, одно из которых закрытое. Нам удалось установить хорошее взаимодействие с Центральным банком, получить во многом исчерпывающие ответы на интересующие нас вопросы, это позволило оценить работу Центрального банка как в полном объёме, так сказать, так и по отдельным направлениям. Комитет отмечает возросший уровень подготовки отчёта за 2013 год, значительно возросший: структура отчёта была доработана в соответствии с новыми полномочиями, предоставленными Банку России. Несколько слов об экономической ситуации. В 2013 году произошло замедление роста экономики, вызванное структурными причинами. Рост был достигнут в основном по видам деятельности, связанным не с созданием, а с перераспределением готового продукта, таким как оптово-розничная торговля, финансы и операции с недвижимостью. Пострадали в наибольшей степени высокотехнологические отрасли, а также сельское хозяйство. При этом инвестиционные процессы в обрабатывающей промышленности, собственно говоря, ещё более замедлились и натолкнулись на дефицит внутренних источников для финансирования инвестиций. Отечественному бизнесу при этом всё труднее конкурировать со своими иностранными коллегами, пользующимися масштабной поддержкой систем стимулирования экономик развитых стран, в которых активное участие принимают в том числе и центральные банки соответствующих стран. В 2013 году наблюдалось превышение целевого ориентира по инфляции, однако превышение было достигнуто за счёт в основном немонетарных факторов, поэтому Центральный банк не ужесточал денежно-кредитную политику. Повышалась гибкость курсовой политики Банка России, однако события уже 2014 года показали, что, может быть, в этом вопросе спешить не стоит, необходимо действовать согласно складывающейся ситуации. В 2013 году был принят комплекс мер по расширению инструментов рефинансирования банковской системы: прорывом было введение ключевой ставки на уровне 5,5 процента, последовательно снижались ставки по операциям рефинансирования на длительные сроки, впервые были проведены кредитные аукционы под залог нерыночных активов до двенадцати месяцев. Всё это привело к увеличению доступности и снижению стоимости кредитов для экономики в 2013 году, поэтому позволяет положительно оценить деятельность Центрального банка в области денежно-кредитной политики. В текущем году, когда Банк России столкнулся с новыми вызовами, разработка инструментов рефинансирования должна быть продолжена. В области банковского надзора в 2013 году выявлены значительные недостатки, но прежде всего нас заставило обратить на это внимание значительное увеличение количества фактов искажения банками отчётности и вывода активов из банковской системы. Поэтому мы обратили внимание на надзор и пришли к выводу, что недостатки в системе надзора нарастали как минимум с 2009 года, в отчётном же году они вышли в публичную плоскость, и новым руководством Центрального банка были приняты достаточно твёрдые, жёсткие меры в отношении провинившихся игроков, которые выводили активы и были замешаны в сомнительных операциях. В области совершенствования законодательства нам нужно будет подумать в этой связи о том, чтобы ввести некую форму персональной ответственности за качество надзора и вместе с тем кратно повысить ответственность недобросовестных участников рынка, которые занимаются злоупотреблениями, выводят активы и производят сомнительные операции. Здесь необходимо будет подумать о совершенствовании механизмов взаимодействия Центрального банка с правоохранительными органами - в настоящее время правоохранительные органы зачастую бездействуют в этих вопросах, что позволяет оставаться безнаказанными недобросовестным участникам рынка, - поэтому будет необходима доработка законодательной базы, и мы здесь готовы к сотрудничеству. Продуктивным направлением работы была борьба с легализацией преступных доходов - как сказала Эльвира Сахипзадовна, на треть сократились такие операции за отчётный период. Кроме того, мы внимательно изучили отчётность по новым полномочиям Центрального банка, здесь происходит стадия становления, поэтому оценка этой работы пока нам кажется невозможной и преждевременной. Мы высказали пожелания по улучшению статистической работы в этом направлении, и соответствующие службы ЦБ ведут в этой части серьёзную деятельность. Мы хотели бы только, чтобы в связи с огромным объёмом полномочий Центральный банк двигался в сторону исключения регулятивного арбитража, когда на финансовом рынке один из видов деятельности априори становится выгоднее, чем другой вид деятельности. В области национальной платёжной системы тоже есть актуальные вопросы. Нами высказаны пожелания о совершенствовании и экспансии на международные рынки такой системы, а также о необходимости введения в связи с новым законом ответственности банков за соблюдение требования об уведомлении клиентов о всех платёжных операциях в бесплатном виде, сейчас здесь есть злоупотребления. Подводя в целом итог, мы отмечаем повышение информационной открытости ЦБ - наше взаимодействие развивается, и, собственно говоря, мы благодарим Центральный банк за совместную... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Поскольку мы не услышали последнюю фразу доклада от Комитета по финансовому рынку, так как микрофон выключился, я воспроизведу её в начале своего выступления: Комитет по финансовому рынку рекомендует принять отчёт к сведению. Отняв у своего выступления двадцать секунд, я хотел бы обратить внимание на следующее. Коллеги, на самом деле мне кажется, что обсуждение отчёта Центрального банка должно идти в закрытом режиме, - любое обсуждение вопросов, связанных с финансами, тем более таких болезненных, как у нас в стране, любое неосторожно брошенное слово может нанести очень серьёзный ущерб. На самом деле это и обращение ко всем тем, кто будет задавать вопросы и выступать в этом зале. Но именно поэтому заключение комитета по бюджету состоит из двух с половиной строчек: Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел годовой отчёт и рекомендует Государственной Думе принять его к сведению. А теперь мне хотелось бы остановиться на вопросах, которые на самом деле очень важны, потому что мы прекрасно понимаем, что отчёт по 2013 году - это не только отчёт о проделанной работе, тем более в середине года менялись функции Центрального банка, менялись его цели, более того, даже программа и прогнозы, которые делались Центральным банком на 2013 год, делались до Эльвиры Сахипзадовны, это важнейший этап при подготовке основных направлений денежно-кредитной политики, которые определят развитие страны уже в следующем году и на последующий период времени. Вот в этом плане мне бы и хотелось сейчас поговорить об отчёте Центрального банка, именно это мне и поручил сделать комитет по бюджету. Изменились цели деятельности Центрального банка, и к целям, которые были всегда - защита и обеспечение устойчивости рубля и так далее (не буду дальше тратить время на зачитывание), - добавилось: формирование условий роста. Кстати, я считаю, что более безумной формулировки быть не может, потому что, строго говоря, цели могут совпадать, могут не совпадать, но я думаю, что ни у кого сегодня не возникает сомнения в том, что Центральный банк должен быть независим в своей деятельности. Эта мысль, которая пришла, если не ошибаюсь, в голову шведам четыреста лет тому назад, пока ещё не ставилась под сомнение и, надеюсь, не будет ставиться под сомнение и в нашем парламенте. На что с этой точки зрения мне хотелось бы обратить внимание. Вот у нас Минфин отвечает за бюджет, Минэкономразвития отвечает за рост, ЦБ (и это справедливо) отвечает за инфляцию - а кто у нас ответит за экономику в целом? Я понимаю, что отчёт Центрального банка на этот вопрос дать ответ не может, и его бессмысленно там искать, но именно на этот, может быть, главный, основной вопрос нам с вами, депутатам Государственной Думы, придётся дать ответ. На самом деле для того, чтобы экономика успешно развивалась, нужны всего две небольшие составляющие: первое - это нормальные правила и второе - это доверие, вернее, не просто атмосфера доверия, а вот такое позитивное настроение. Если не будет одного из этих компонентов, устойчивый, нормальный рост невозможен. Что касается нормальных правил, я думаю, что и профильным комитетом, и Центральным банком проделана огромная работа по совершенствованию законодательства (я так понимаю, что даже со страховыми компаниями скоро покончат), а вот что касается всего остального... Справедливо ставится вопрос об ужесточении норм в отношении собственников банков, ведь то, что мы начинаем вычищать систему, говорит о том, что государство принимает ответственность за последствия деятельности людей, которые ни за что не отвечают, и это уже мяч на нашей площадке. Что же касается доверия, мы всё время говорим: давайте кредитовать экономику. Я вот вам сообщу, что на самом деле в 2012 году были самые большие за последние годы вливания государственных средств в экономику и именно 2012 год - это первый год, когда у нас начался спад. Кстати, хочу обратить внимание, что исторически самая большая государственная поддержка экономики в Советском Союзе приходилась на 1986-1987 годы, однако вложения государства не были обеспечены институциональными преобразованиями, и что за этим последовало, мы с вами хорошо помним. В такой ситуации никакие деньги ЦБ не заменят нормального инвестиционного климата, и ЦБ не кредитует банки, ЦБ даёт им ликвидность, обеспечивая устойчивость банковской системы. С другой стороны, понимая, что никакая экономика просто не может существовать без нормальной, надёжной банковской системы, хочу обратить внимание на то, что, если в стране надёжными предприятиями, надёжными организациями останутся только банки, экономика тоже просто рухнет. Следовательно, надо находить баланс. И здесь не могу не сказать о прогнозе. Посмотрите на прогноз... Кстати, у ЦБ было три варианта прогноза, я отбрасываю тот, в котором 121 доллар - цена на нефть, 7,6 процента - рост инвестиций, 4 процента - рост ВВП, тем более что ЦБ руководствовался другим, давайте будем считать, что этот из области ненаучной фантастики. Так вот, если мы возьмём даже негативный прогноз ЦБ, что цена на нефть опускается до 73 долларов за баррель, у нас золотовалютные резервы должны были бы сократиться меньше, чем они реально сократились. Вот Эльвира Сахипзадовна ходила на заседания фракций и блестяще говорила про отток капитала. Мы правильно говорим: да, люди от рубля переходят на валюту, более того, они забирают деньги из банков и переносят из нормальных банков в стеклянные банки, - но давайте говорить не только о том, что происходит, а почему это происходит. Я понимаю, что это не проблема ЦБ, более того, ЦБ эту проблему решить не может - только вместе, когда государство будет консолидированно действовать, эту проблему вообще можно решить. Сегодня у нас разные прогнозы. Да, прогноз ЦБ точнее, чем прогноз Минэкономразвития в прошлом году, в этот раз он опять оказался точнее, мы видим это. Карл Маркс говорил, что критерием истинности знания является практика, но денежно-кредитная политика у государства может быть только одна. Я много мог бы говорить о мерах, но на самом деле, если мы с вами всё-таки наконец придём к тому, что будем субсидировать ставки по кредиту - а это совместная работа, - это будет огромный шаг, и его надо сделать. Мы предлагаем принять к сведению годовой отчёт Центрального банка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Николаевич Руденский. РУДЕНСКИЙ И. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству внимательно рассмотрел отчёт Центрального банка России за 2013 год. Комитет положительно оценивает изменения, происходящие в работе Центрального банка. Существенно изменился подход к регулированию и надзору за банковским сектором, были приняты меры, направленные на его оздоровление, в том числе за отчётный период было отозвано 32 лицензии у финансово неустойчивых организаций. Банком России была принята Стратегия развития национальной платёжной системы, что позволит, на наш взгляд, создать здоровую конкуренцию в данной сфере на российском рынке. В 2013 году Банк России проводил гибкую денежно-кредитную политику: был принят ряд мер по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики и расширению доступа кредитных организаций к операциям рефинансирования. Вместе с тем комитет обращает внимание на следующие моменты. Здесь уже было сказано по поводу спада роста экономики: в 2013 году произошло, на наш взгляд, да и, наверное, на взгляд общественности, резкое замедление темпов экономического роста: за прошлый год планировалось получить 3,6 процента роста ВВП, получили мы, как вы знаете, в конце года 1,3 процента. Экономика страны продолжает основываться на экспорте сырьевых ресурсов и товаров низкого передела, при этом продолжается рост импорта продуктов глубокой переработки - это оборудование, техника, потребительские товары и так далее. При такой сложившейся экспортно-импортной структуре возможно только усиление падения темпов экономического роста. Сегодня на фоне физического и морального износа основных фондов, аварийного состояния инфраструктуры одним из самых действенных инструментов развития экономики являются инвестиции именно в реальный сектор, в инфраструктуру и в сельское хозяйство. Для радикального изменения ситуации в экономике, по укрупнённым расчётам наших экономистов-экспертов, для создания современной конкурентоспособной материально-технической базы необходимо вложение около 4 триллионов рублей в реальный сектор ежегодно, из них 2 триллиона рублей - на модернизацию действующих производств и 2 триллиона рублей - на создание новых производств. Только при таких стабильных условиях финансирования возможна полная модернизация экономики и изменение структуры ВВП лишь за 15 лет, то есть срок достаточно большой. И здесь, конечно, роль Центрального банка, на наш взгляд, должна быть ключевой. В то же время за 2013 год прирост объёмов кредитования реального сектора экономики по сравнению с предыдущим годом, к сожалению, оставался неизменным, а кредитование субъектов малого и среднего бизнеса уменьшилось по сравнению с предыдущим годом. Хотелось бы отметить, что в 2013 году преграды реальному бизнесу в получении кредитов только увеличились. Коммерческие банки повысили требования к предоставлению залоговых масс для обеспечения кредитов, увеличились сроки рассмотрения заявок для получения кредитов с двух-трёх месяцев до четырёх-восьми месяцев, увеличился объём документов, которые необходимы для принятия решения в кредитном комитете банка. В большинстве кредитных договоров присутствует положение о возможных односторонних, со стороны банка, изменениях условий договора, в том числе об увеличении процентной ставки. Несмотря на данные в отчёте ЦБ о снижении процентных ставок в 2013 году, фактически процентные ставки для реального сектора экономики только выросли. При этом необходимо отметить, что высокая процентная ставка при ограниченной рентабельности заёмщика - это не гарантия возврата кредита, а, скорее, наоборот, инструмент повышения риска невозврата. Как в 2013 году, так и сегодня единственным механизмом финансирования капитальных вложений предприятий, кроме собственных средств самих предприятий, являются кредиты, выдаваемые банками под существующий залог уже действующих предприятий. В результате такой политики создание новых производств, как мы понимаем, просто невозможно из-за отсутствия инвестиционного финансирования. Нельзя не отметить, что Центральный банк в этом году разработал меры по стимулированию проектного финансирования. Начата совместная работа по повышению доступности финансовых ресурсов для предприятий реального сектора экономики. Однако предлагаемые меры, по нашему мнению, всё ещё далеки от рабочих механизмов, которые обеспечивают массовое проектное финансирование. Например, сегодня Центральный банк предлагает обеспечить рефинансирование банков на три года по ключевой ставке минус 1 процент, то есть кредитование банков будет примерно под 6,5 процента. При этом, Эльвира Сахипзадовна, очень хотелось бы, чтобы вы этот процесс проконтролировали, потому что, как мы понимаем, наши предприятия будут получать кредиты опять по ставке не менее 12-15 процентов, что очень нежелательно. Также непонятно, какая ставка Центрального банка будет по прошествии трёх лет, так как мы все знаем: для того чтобы построить новое производство или его модернизировать, необходимо... сроки окупаемости таких проектов где-то от пяти до десяти лет. Кроме того, неясны механизмы отбора проектов и предоставления государственных гарантий. Тем не менее Центральный банк в отчётный период, в 2013 году, сделал важные шаги для решения вышеперечисленных проблем, и комитет это движение вперёд поддерживает. С учётом изложенного комитет рекомендует принять к сведению годовой отчёт Центрального банка за 2013 год. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. Переходим к вопросам. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вы всё правильно отметили, кроме одного. Вот смотрите, банк - кровеносная система экономики любой страны, инфляция - необеспеченность денежной массы товаром, но сельское хозяйство увеличило долги за прошлый год на 500 миллиардов (они уже больше 2 триллионов!), промышленность заплатила по процентам больше, чем получила кредитов, консолидированный бюджет увеличил долги с 1,4 триллиона уже до 2 триллионов. Скажите, пожалуйста, в чём причина нарастания долгов и отсутствия реального долгосрочного инвестирования? У японцев, например, минусовая ставка по кредитам для инвестирования в инфраструктуру. И второе. Кто из ваших заместителей отвечает за восстановление банковской системы Крыма? НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое за вопросы. Второй вопрос короче, с него начну. Отвечает Банк России, есть специалисты по разным направлениям: по платёжной системе - те, кто отвечает за платёжную систему, по развитию банковской структуры соответственно те, кто отвечает за банковское регулирование, а в целом координирует работу мой заместитель Сухов Михаил Игоревич. Что касается долгосрочного финансирования и долгосрочных кредитов, я с вами абсолютно согласна, что это для нас сейчас ключевой вызов, ключевая задача. Для экономического роста нам нужны инвестиции в модернизацию, в производительность труда, нет вопросов, но для этого нужен весь комплекс мер, не только дешёвые деньги, не только длинные кредиты. Я уже сказала о тех мерах, которые предпринимает Банк России, которые в нашей компетенции: первое - это создание условий для снижения инфляции, второе - наши нестандартные меры, трёхлетние меры. Но для того чтобы было длинное финансирование, нужны хорошие проекты, а для этого нужно снижать административные барьеры, нужно сдерживание тарифов на услуги естественных монополий и так далее, чтобы проект был окупаемым. Поэтому это движение, в котором участвуют все, на мой взгляд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, мы видим, что основным методом оздоровления банковской системы вы избрали отзыв лицензий. Вместе с тем санация - это форма, которая больше устраивает и население нашей страны, держателей вкладов, и индивидуальных предпринимателей, и частный, и малый, и средний, и крупный бизнес. Мы понимаем, что для вас отзыв лицензии - это более понятный и менее рискованный шаг, вместе с тем вы же контролируете банки, и сегодня объём бумаг, которыми обмениваются банки, не то что достаточный, он даже излишний. В чём проблема, почему мы не можем до сих пор ввести основную форму - санацию - при таком контроле? Может быть, мы не те параметры контролируем и не тех контролируем? НАБИУЛЛИНА Э. С. Для нас не проще отзывать лицензии, уверяю вас. Каждое решение об отзыве лицензии - это сложное решение, и перед принятием решения об отзыве мы каждый раз, безусловно, учитывая все последствия, смотрим возможности санации, и мы санацию применяли и в прошлом, и в этом году. Мы применяем её в том случае, если она экономически оправданна: средства, которые выделяются на санацию, безусловно, должны быть сопоставимы с теми средствами, которые нужно выплатить застрахованным вкладчикам из АСВ. При прочих равных условиях мы, конечно, принимаем решение о санации, хотя, на мой взгляд, санация - не самое лучшее решение. Не нужно доводить ни до отзыва лицензии, ни до санации - нужно предупреждать проблемы на ранней стадии. Мы работаем не только над решением накопившихся проблем, но и над тем, чтобы на ранних стадиях эти вопросы решать. Для этого, ещё раз подчеркну, необходимо усиление ответственности собственников и менеджеров. Мы действительно запрашиваем большие объёмы информации, и если будет оставаться безнаказанной подделка этой информации, то, конечно, надзор будет неэффективным. Мне кажется, нужно обязательно работать в этом направлении, и, ещё раз повторю, санацию мы применяем, когда она экономически целесообразна. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Руслан Кронидович Тихонов. ТИХОНОВ Р. К. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, в настоящее время в Российской Федерации действует более тридцати регистраторов, ведущих реестры акционерных обществ, в числе которых стратегические предприятия и предприятия ОПК. Вызывает озабоченность тот факт, что часть российских регистраторов полностью контролируется из-за рубежа, при этом структура собственности непрозрачна, а бенефициары неизвестны. Как вы относитесь к введению дополнительных мер по обеспечению прозрачности структуры собственности и установлению дополнительных требований к раскрытию бенефициаров и регистраторов, которые являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг? НАБИУЛЛИНА Э. С. Выбор регистратора осуществляет само предприятие-собственник, насколько я помню, решением совета директоров или наблюдательного совета. Подавляющее большинство наших стратегических оборонно-промышленных предприятий находится под контролем государства, и государство, как контролирующий собственник, может принять решение о введении соответствующих ограничений по выбору регистратора. Но мне кажется, что вопрос, нужно ли вводить эти ограничения, находится в компетенции правительства, а с тем, что необходимую информацию по регистраторам, по собственникам, бенефициарным собственникам, конечно же, нужно раскрывать, я согласна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Галина Петровна Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, сделать реальным участие граждан в финансировании капитального ремонта своих домов невозможно без льготных кредитов собственникам квартир под гарантии государства. Чем может помочь Центробанк в решении этой проблемы? Возможно, вы скажете, какая помощь должна быть оказана законодателями в решении этой проблемы. Это острейшая проблема - пока она на втором месте, но я думаю, что она снова выйдет на первое место. НАБИУЛЛИНА Э. С. Действительно, проблема финансирования капремонта одна из самых острых. Здесь возможны схемы с участием банковского кредитования, но для банков, безусловно, эта сфера достаточно рискованная. На мой взгляд, развить банковское кредитование можно, только принимая меры господдержки. Вы совершенно правильно сказали, что это может быть льготное кредитование, либо субсидирование процентных ставок, либо какая-то форма госгарантий, - это позволит развивать эту сферу, и банки будут кредитовать. Но мне кажется, что это также больше вопрос к правительству, чтобы такие программы были. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Константин Александрович Лазарев. ЛАЗАРЕВ К. А., фракция КПРФ. Эльвира Сахипзадовна, перетекание мирового финансового кризиса 2008 года в нашу страну объясняли интегрированностью её в мировую финансовую систему. Из этого следует, что принятие ключевых решений мировым финансовым регулятором должно непосредственно отражаться на нашей действительности. Весной этого года глава ФРС Джанет Йеллен заявила о том, что в 2015 году учётная процентная ставка будет составлять не 0,25 процента, как сегодня, а 2,5-3 процента, а следовательно, стоимость обслуживания кредитов может возрасти в разы. По данным Счётной палаты, сегодня консолидированный долг Российской Федерации, номинированный в иностранной валюте, составляет свыше 700 миллиардов рублей, то есть свыше 30 процентов ВВП. Как вы считаете, возможен рост учётной ставки, о которой говорит госпожа Йеллен? НАБИУЛЛИНА Э. С. Прежде всего я не помню, чтобы она заявляла о точных сроках повышения ставок, о размерах и сроках. Повышение ставок, безусловно, возможно по мере нормализации политики, потому что нынешняя политика - это политика денежного смягчения, но сроки действительно будет определять ФРС, если об этом был вопрос. Видимо, вы хотели о чём-то ещё спросить? Мы действительно все связаны, многие, практически все крупные страны действуют на мировом финансовом рынке. Повышение ставок и ожидание повышения ставок Федеральной резервной системой уже в прошлом году приводило к оттоку инвесторов с развивающихся рынков на рынки ведущих стран, на американский рынок. Конечно, это влияет и на наш курс, мы такие сценарии оцениваем, и, на наш взгляд, у нас есть весь инструментарий, для того чтобы, если эти колебания будут чрезмерными, сдерживать их. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, ни для кого не секрет, что экономика нуждается в кредитах, а регулятор усиливает давление на небольшие банки, в том числе региональные, следствием чего являются высокие процентные ставки и снижение темпов роста. Планирует ли Сбербанк дифференцировать подходы к банковскому регулированию? И стоит ли нам гнаться за иностранной модой на "Базель-2", "Базель-3" или лучше подумать о нашей собственной экономике? Прежде чем вы ответите, выскажу такое пожелание, предложение от фракции ЛДПР: рассмотреть в 2014 году - в год присоединения к России Крыма и Севастополя - возможность выпуска новой банкноты номиналом 10 тысяч рублей с изображениями достопримечательностей Севастополя: памятника адмиралу Нахимову, памятника затопленным кораблям, Владимирского собора, - чтобы Крым был с нами не только духовно - в наших мыслях, но и материально - в наших карманах и кошельках. НАБИУЛЛИНА Э. С. Начнём со второго вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это был не вопрос, это просто пожелание. НАБИУЛЛИНА Э. С. Рассмотрим, хорошо. Что касается внедрения стандартов "Базель-3" и так далее, это такое усиление надзора, это общемировая тенденция. Во многом из предыдущего кризиса был извлечён урок, связанный с недостатками регулирования. Безусловно, вводя регулирование и международные стандарты, мы анализируем соответствие их состоянию российской экономики, состоянию российской банковской системы, обязательно консультируемся с банковским сообществом, когда необходимо, устанавливаем переходные периоды. Но хочу сказать, что банковская система в целом готова к внедрению этих стандартов, и это хорошо её характеризует, это характеризует её устойчивость. Безусловно, нужно дифференцированно подходить, и один из методов диверсифицированного подхода - это большие требования к системно значимым банкам. Если банк системно значимый, то последствия проблем у него более серьёзные, это могут быть последствия в целом для банковской системы, и поэтому системно значимые банки должны вести более предусмотрительную политику и даже в условиях регулирования, перехода на международные стандарты к ним должны предъявляться большие требования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Владимирович Климов. КЛИМОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, в своём докладе вы затронули очень важный вопрос о закредитованности населения и о тех мерах, которые Банк России принимает для охлаждения, так скажем, потребительского кредитования. Это очень важно. Однако просроченная задолженность перед банками уже есть, по состоянию на май она превысила 520 миллиардов рублей, а по размеру задолженности в микрофинансовом секторе у нас, в общем-то, достоверных данных нет. В этой связи вызывают обеспокоенность два момента. Первый - по-прежнему не предъявлены серьёзные требования к деятельности по взысканию, этот огромный конфликтный рынок фактически никому не поднадзорен, и второй момент - это процедура реабилитации: соответствующий законопроект, так называемый законопроект о банкротстве физических лиц, полтора года лежит без движения в комитете по собственности; несмотря на поручение Путина, срок исполнения которого истёк 10 июня, движения нет. Как вы оцениваете риски в связи с этим для банковской системы? И какие возможные меры вы здесь видите? НАБИУЛЛИНА Э. С. Действительно, это очень важная проблема, и Банк России обратил на неё внимание ещё в конце 2012 - в начале 2013 года, потому что темпы роста необеспеченного кредитования были очень высокие. Сейчас в целом задолженность физических лиц перед банками составляет 10,5 триллиона рублей, а просроченная задолженность, вы правильно сказали, сотавляет 556 миллиардов рублей, но Банком России были приняты все меры для того, чтобы эти темпы сдерживались, чтобы не было перекредитованности семей, особенно семей с низкими доходами. Темпы роста потребительского кредитования, необеспеченного кредитования, неуклонно снижаются: если в прошлом году это было 38 процентов (ещё высокий темп!), то в этом году - уже 24 процента, но банки создали необходимые резервы, поэтому мы не видим никаких больших системных рисков для банковской системы. Но для людей проблемы есть, особенно для тех, которые накопили большие долги, и нам нужен механизм цивилизованного урегулирования задолженностей людей перед банками, когда они не могут обслуживать набранные кредиты, - конечно, нужно принимать законодательство о банкротстве физических лиц! Я полностью согласна: законопроект давно уже обсуждается и нужно ускоренно его принимать. И также согласна с тем, что нуждается в лучшем регулировании и коллекторская деятельность, мы здесь должны навести порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Дмитриевич Крутов. КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, мы знаем, что вы во многом разделяете нашу позицию в отношении того, что инфляция в России формируется в значительной степени за счёт немонетарных факторов, и прежде всего за счёт роста тарифов на услуги региональных и федеральных монополий, в том числе за счёт роста тарифов на услуги ЖКХ. Мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", свой вклад в борьбу с инфляцией вносили - мы вносили законопроект об ограничении роста тарифов, законопроект о запрете введения социальных норм на электроэнергию, выступали против перекладывания капремонта на плечи граждан, против несправедливых механизмов оплаты общедомовых расходов. В этой связи вопрос: какие конкретно меры ЦБ планирует для подавления инфляции в её немонетарной части, тем более что реализация этих мероприятий позволила бы смягчить денежно-кредитную политику в целом? НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо. У нас, к сожалению, нет эффективных способов воздействия на немонетарные факторы инфляции, поэтому мы обязаны проводить политику взаимодействия с правительством, в том числе по тарифам на услуги естественных монополий. И я уже говорила в своём докладе, что мы ставили перед собой цели по борьбе с инфляцией исходя из тех решений по сдерживанию тарифов, которые были приняты правительством. Мы рассчитываем на то, что вот такое сдерживание будет происходить, потому что, если тарифы на услуги естественных монополий будут расти более высокими темпами, необходимо будет ужесточение денежно-кредитной политики для того, чтобы обуздать инфляцию, а это, скажем так, очень сложное решение, потому что мы видим, что у нас происходит с экономическим ростом. С учётом немонетарных факторов, конечно, должно быть вот такое взаимодействие, снижение инфляции - это общая задача и Центрального банка, и правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, фракция КПРФ. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вопросы у меня следующие. Каким вы видите изменение нормативного регулирования банковской сферы в связи с возможным принятием 3-го числа каких-то санкций, которые, может быть, коснутся системообразующих банков, в том числе банков с государственным участием? Это первое. И второе. Как вы планируете компенсировать расходы АСВ на страховые выплаты крымским вкладчикам в банках, прекративших свою деятельность на территории полуострова, и есть ли возможность компенсации остатков по счетам крымских предприятий, также блокированным украинскими банками, прекратившими свою деятельность на территории Крыма? НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо. Что касается санкций, банков, которые подпадают под санкции, мы применяем наши инструменты. Предоставление ликвидности - наш нормальный инструмент, и мы можем давать банкам ликвидность, что и происходило. Никаких специальных дополнительных решений от нас не требуется, имеющиеся инструменты позволяют решить эту задачу. Что касается крымских банков. Действительно, украинские банки перестали обслуживать крымских клиентов, нарушили, по сути дела, свои обязательства перед клиентами. Но было принято законодательное решение, и мы его реализуем: были выделены средства для выплаты сумм до 700 тысяч рублей, как и по всей стране, в рамках тех вкладов, которые были в украинских банках у жителей Крыма, такие выплаты уже осуществляются, над этим работает АСВ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, несмотря на очевидные положительные изменения, банковский надзор во многом остаётся формальным и, может быть, даже слишком либеральным, скажите, пожалуйста, что Банк России в ближайшее время намерен сделать, чтобы повысить его качество? У вас для этого есть все ресурсы, у вас великолепные заместители, вот рядом с вами сидят Симановский Алексей Юрьевич, Швецов Сергей Анатольевич, Юдаева Ксения Валентиновна... да все ваши заместители являются большими профессионалами, то есть у вас есть все ресурсы для того, чтобы более энергично действовать! Может быть, стоит проявить волю? Хотя на фоне предыдущего мягколиберального председателя ЦБ вы и выглядите очень впечатляюще, может быть, всё же есть смысл более активно защищать банковский сектор в этом контексте? НАБИУЛЛИНА Э. С. Мы действительно проводим постоянную работу по совершенствованию банковского надзора, потому что в банковской системе, в банках появляются всё более ухищрённые способы обхода законодательства, поэтому мы должны развивать методологию, свой инструментарий, они у нас всё время совершенствуются, мы это делаем. И наша задача, ещё раз повторю, перейти к упреждению, выявлению проблем на ранней стадии, с тем чтобы принять решение по своевременному стимулированию банков, по исправлению этих нарушений, также банки, особенно крупные, должны готовить планы самооздоровления на случай возникновения этих проблем. Будем применять весь арсенал, который у нас есть. Что касается содержательного, формального подхода, мы действуем строго в соответствии с нормами закона, нормативными документами. У нас пока нет права мотивированного суждения, если вы говорите о содержательном надзоре, оно появится у нас с 1 января 2015 года, и то по узкой группе вопросов. И конечно, введение права мотивированного суждения для Центрального банка - это неоднозначный вопрос, потому что есть риски произвола и коррупции, а мы бы не хотели, чтобы это было в банковском надзоре. Многие страны вводят элементы мотивированного суждения, я предлагаю посмотреть, насколько эффективно у нас будет работать система мотивированного суждения, - соответствующие функции мы получаем с 1 января 2015 года - и тогда определить, как дальше двигаться. Во всяком случае, мы не будем ослаблять банковский надзор. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Владимирович Гутенев. ГУТЕНЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, чистый отток капитала из России в первом квартале 2014 года превысил аналогичный показатель за прошлый период и составил более 50 миллиардов долларов, из них две трети - это конвертация накоплений в первую очередь физических лиц в наличность. Одной из мер по предотвращению оттока капитала могло бы стать стимулирование обмена финансовых средств не в купюры зарубежных государств, а в драгоценные металлы, приоритетно в золотые слитки. Механизм, при котором Банк России мог бы реализовывать эти ликвидные активы на условиях биржевой стоимости без НДС с наценкой 3-5 процентов и скупать с аналогичным дисконтом, позволил бы укрепить вторичный государственный золотой запас и снизить риски инфляционных потерь населения, а также политические риски. Целесообразно ли, на ваш взгляд, применение такой меры в нынешней экономической ситуации? НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо. Вопрос по золоту действительно часто возникает, в том числе о доле золота в золотовалютных резервах, о том, чтобы её увеличить. Насколько я правильно понимаю ваш вопрос, речь идёт о том, чтобы стимулировать население вкладывать деньги не в валюту, а в золото, в золотые слитки. Ну, у меня пока сдержанное отношение к этому, скажем так, потому что само по себе золото, наверное, не очень удобный для граждан актив для сбережений. Во-первых, нужно иметь большие сбережения для того, чтобы покупать слитки золота, во-вторых, цена на золото очень волотильна, вот если вы посмотрите данные за предыдущие годы, она может колебаться очень активно. Некоторые центральные банки, например индийский, наоборот, дестимулируют население покупать золото, а стимулируют хранить деньги в банках, в финансовых активах, потому что тогда деньги населения работают на экономику. Я думаю, что магистральный для нас путь - это всё-таки снижение инфляции, чтобы защитить сбережения населения от проедания их инфляцией, тогда они будут хранить деньги в банках, а не в наличной валюте, не в золоте - вот над чем мы должны работать. А к тому, чтобы стимулировать вклады в золото, я отношусь с настороженностью, скажем так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ольга Константиновна Красильникова. Вадим Валентинович Кумин, пожалуйста, приготовьтесь. КРАСИЛЬНИКОВА О. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вы уже затронули тему вкладчиков Крыма и тему выплат в размере 700 тысяч рублей. Да, это касается 90 процентов вкладчиков, однако среди пострадавших есть люди, которые имели вклады свыше 700 тысяч рублей, причём они формировали вклады во вполне устойчивых организациях и стали жертвами форс-мажора. В связи с этим, может быть, для Крыма сделать исключение и осуществить выплаты всем пострадавшим вкладчикам, тем более что, по предварительным оценкам, сумма, выделенная на возмещение данных вкладов в Крыму, достаточна для решения данного вопроса? НАБИУЛЛИНА Э. С. Действительно острый вопрос, но я исхожу из следующего: решение принимает законодатель, безусловно, но при принятии решения, мне кажется, важно соблюдать принцип равенства прав граждан России на всей территории: у нас все граждане России застрахованы на сумму до 700 тысяч рублей. Жители Крыма, которые держали деньги в украинских банках, были застрахованы украинским государством, просто украинские банки перестали выполнять свои обязанности перед этими людьми. Российское государство взяло на себя, по сути дела, эту ответственность, и были выделены значительные ресурсы, 60 миллиардов рублей, из прибыли Центрального банка для этой выплаты. При этом средства в крымских банках были застрахованы украинским государством на сумму 200 тысяч гривен - эта сумма сопоставима с нашим страхованием, она была, может быть, чуть-чуть выше в начале марта, а сейчас из-за того, что гривна снижает свой курс, она уже меньше, чем наши 700 тысяч. То есть и украинское государство гражданам обещало какой-то уровень страховки, кроме Ощадного банка, поэтому, на мой взгляд, нам сейчас важно выплатить деньги, до 700 тысяч, застрахованным вкладчикам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к выступлениям представителей фракций. Выступает Вадим Валентинович Кумин. Сергей Вячеславович, готовьтесь, пожалуйста, подходите поближе к трибуне. КУМИН В. В. Уважаемые коллеги, в минувшем году в Центральном банке сменилось руководство, существенно расширились полномочия Центрального банка. Прошёл год, и мы можем сказать, что удовлетворены нашим общением и уже уверены, что новая команда, новый председатель справятся с возложенными на них задачами. Мы хотим отметить значительно возросший уровень конструктивности в отношениях между банком и парламентом, и это залог того, что роль Центрального банка в финансовой системе страны и дальше будет расти. Я не хотел бы сейчас повторять положения, которые изложены в отчёте комитета, тем более что ЦБ знает, что мы тоже приняли участие в подготовке этого отчёта, я хотел бы поговорить о ситуации в общем. Так получилось, что новая команда пришла тогда, когда фактически полностью изменилась экономическая реальность, сейчас мы живём вообще в других условиях. Почему условия другие? Потому что источники традиционного кредита сейчас практически все разрушены, то есть экономика не может привлекать деньги. Международный опыт показывает, что если Центробанк, хотя ему это, конечно, не нравится, не возьмёт на себя лидирующую роль, то никакого роста экономики не будет - будет рецессия. Почему мы говорим, что источники инвестиций исчерпаны? Внешние рынки капитала закрыты, иностранных инвестиций нет, внутренняя процентная ставка не может обеспечить предприятиям нормальный кредит. Я это к тому говорю, что необходимо и дальше, хотя это сложно и трудно, искать нестандартные возможности, инструменты для рефинансирования банковской системы. Если экономические агенты не могут сами обеспечить кредитование экономики, то Центробанк должен взять на себя эту роль, как бы сложно и трудно это ни было. В связи с этим я хочу предложить нам всем вместе всё-таки подумать над созданием национального эмиссионного центра, и не только для работы внутри страны, но и, так сказать, для активного продвижения за рубеж. В отчёте Центробанка многократно подчёркивается, что сегодня развивающиеся страны слишком зависят от Федеральной резервной системы, и многим это не нравится и не может нравиться. В связи с этим Россия и Центробанк, как флагман, должны предложить новую роль для нашей валюты - может быть, она и не будет лидирующей, но активным игроком в альтернативном эмиссионном центре мы можем и должны стать. В этом направлении надо двигаться, нам кажется, невзирая на возможные издержки и сложности начального периода, нужно идти к этому планомерно и целенаправленно. Кроме того, я хотел бы пожелать, чтобы Центробанк в полном объёме использовал свои возможности по созданию научно-исследовательского центра, чтобы Центробанк был у нас крупнейшим заказчиком по экономическим и финансовым исследованиям, тем более что действительно идёт трансформация экономики и появляются всё новые и новые факторы. Задействовав информационную базу ЦБ, кадровый состав Банка России и ресурсы Банка России, вполне можно сделать так, чтобы Центральный банк стал основным заказчиком по таким исследованиям. И я думаю, что вы, Эльвира Сахипзадовна, как человек, который пришёл из научной среды, и вы, Ксения Валентиновна, можете над этим подумать, здесь ещё далеко не все возможности исчерпаны. В частности, экономические агенты не имеют доступа к иностранным базам, а если и имеют, то это очень дорого стоит, а Центробанк мог бы абсорбировать эту информацию и выдавать некие исследования, публиковать их в каком-то виде - либо на сайте, либо выпуская специальные сборники, альманахи. Мы считаем, что это было бы полезно как для повышения общей грамотности, так и для экономических агентов. В целом ещё раз хотим подчеркнуть, что наша фракция полностью удовлетворена взаимодействием с Центральным банком, но, подчёркиваем, наша поддержка сейчас и в дальнейшем будет зависеть от того, как Центральный банк отстаивает национальные интересы, в том числе и на международном уровне. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Вячеславович Калашников. КАЛАШНИКОВ С. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я сразу хочу сказать, что фракция ЛДПР поддерживает данный отчёт и предлагает его принять. Дело в том, что банк работал в новых условиях, с новым руководителем, и на сегодняшний день трудно сказать, что сделано, а что не сделано, приведя конкретные цифры и показатели. В то же время есть целый ряд недостатков в данном отчёте, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать для регулирования, а Дума - единственный орган, который регулирует деятельность Центробанка. В частности, отчёт не отражает - и об этом уже говорили мои коллеги - влияние Центрального банка на стоимость и сроки кредитования различных секторов экономики. Я не буду развивать эту мысль, это всем понятно. Далее, некоторые положения, выдаваемые за заслуги Центрального банка, являются, на мой взгляд, недостатками его работы и требуют по крайней мере обсуждения. Так, рост доходов Центрального банка от рефинансирования, в первую очередь за счёт операций РЕПО, на мой взгляд, не является его заслугой, поскольку происходил в условиях нарастающей потребности банковской системы в ликвидности. В 2013 году ЦБ сохранял практически без изменения процентные ставки, но в условиях кризиса, наверное, такое поведение Центробанка не было оправданным, нужны были какие-то срочные, оперативные, более разумные меры. Традиционное использование плавающего курса в условиях кризиса вызывает по крайней мере неоднозначное отношение экспертов. Конечно, это условие снижения инфляции, но является ли это действенным методом, для того чтобы обеспечить выход из кризиса? На наш взгляд, имитация и поддержание искусственного курса рубля на сегодняшний день не соответствуют реальным задачам экономики. Эльвира Сахипзадовна, я скажу так: лекарства не бывают сладкими, они бывают горькими, и если мы ставим во главу угла именно борьбу с инфляцией, то тогда мы не ставим во главу угла подъём экономики. Центральный банк целый ряд вещей не сделал. В частности, доходность резервных внешних активов за 2013 год: доллар - 0,25 процента, евро - 0,04 процента - ну согласитесь, что при условии дефицита денег в стране это просто смешно! Далее. Продажа иностранной валюты в 2013 году - 27 миллиардов, а в 2012 году покупка - 7,6 миллиарда (это к вопросу о том же плавающем курсе). Коэффициент монетизации в стране составляет 50 процентов, тогда как для развитых стран это 70-120 процентов, в Китае - 200 процентов. Внешний долг Российской Федерации за 2013 год увеличился на 90,6 миллиарда долларов, при этом 85 процентов этого долга приходится на государственный сектор - это то, что непосредственно могло регулироваться. Недостаточность инструментов финансирования - об этом говорили мои коллеги, об этом говорит банковское сообщество, а самое главное, бизнес и производство. Увеличение структурного дефицита банковской ликвидности - это та проблема, которая, к сожалению, не решена в настоящее время. В 1,5 раза увеличились остатки по статье "Кредиты и депозиты", и это опять-таки в условиях недостаточной ликвидности. Можно перечислять эти недоработки, но главное - то, что (нужно сказать, я полностью согласен с депутатом Макаровым) такие вопросы нельзя выносить на открытое обсуждение. Проблема Центробанка - это проблема, которая должна обсуждаться за закрытыми дверями, потому что, я согласен, любое неосторожное слово здесь может помешать, и она должна обсуждаться не в течение полутора часов, это серьёзное обсуждение вопроса на стыке многих отраслей, оно требует участия многих министров, ведь без решения финансовых проблем страны мы не сможем, к сожалению, решить проблемы экономические. Ну, и фракция ЛДПР подчёркивает, что мы готовы законотворчески поддержать Центральный банк, например, в части, касающейся уголовной ответственности за предоставление недобросовестной отчётности, регулирования деятельности небанковских финансовых структур, - здесь непочатый край работы. И вообще, мы считаем, что нужно увязать с бюджетом всю систему работы банков. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Вячеславович, ну, обсуждение не ограничивается полутора часами, потому что председатель Центробанка выступала во всех фракциях, да и обсуждение шло в трёх профильных комитетах как минимум. Мартин Люцианович Шаккум, пожалуйста. ШАККУМ М. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемая Эльвира Сахипзадовна, уважаемые коллеги! Во-первых, я хотел бы сказать, что моё выступление будет органичным продолжением блестящего выступления нашего коллеги Андрея Михайловича Макарова, который очень точно и ёмко рассказал о задачах, стоящих перед Центральным банком, и очень корректно оценил работу Центрального банка. В свою очередь, я бы выделил сегодня три основные функции Центрального банка: первое - это обеспечение устойчивости национальной валюты и борьба с инфляцией, эффективная работа и повышение эффективности работы национальной банковской системы и новые функции - это развитие и обеспечение стабильности российского финансового рынка. Уважаемые коллеги, коротко хотел бы по этим основным направлениям оценить работу Центрального банка. Команда Набиуллиной пришла совсем недавно, но я отметил бы, что работа этой команды высокопрофессиональная и системная. Что показали результаты? Уважаемые коллеги, мы с вами буквально в феврале столкнулись с очень серьёзным кризисом, и тогда мы не могли утверждать, что последствия его будут так быстро и так эффективно купированы эффективной, слаженной работой Центрального банка. Ведь посмотрите, что было совсем недавно: национальная валюта теряла до 1 процента в день, курс евро к рублю был уже 1:51, курс доллара - 1:37, а сейчас мы не просто стабилизировали рынок, но снизили курс до 46 рублей за евро и до 34 рублей за доллар. Что касается стабильности российского финансового рынка, давайте посмотрим: сложнейшая геополитическая обстановка, связанная с крымскими событиями, привела к тому, что индексы просто рухнули, обновив исторические минимумы со времён кризиса 2008 года, - мы видели тогда, что до 1270 опустился индекс ММВБ и менее 1100 был индекс РТС; сегодня мы видим индекс 1500 на рынке - это уже исторический максимум мы обновляем, и 1370 у нас индекс РТС. То есть достаточно быстро в сложнейших условиях международных санкций восстановлена работа наших финансовых рынков. Ну, конечно, я вышел на эту трибуну не для того, чтобы просто хвалить работу Центрального банка, хотелось бы пожелать следующее: несмотря на то что вы работаете с финансовой системой, Эльвира Сахипзадовна, надо всегда помнить, что всё-таки главным в экономике является реальный сектор. Кризис 2008 года показал, что, когда финансовый сектор оторвался от своего фундамента - от реального сектора, буквально рухнули все индексы, рухнули крупнейшие банки, едва не рухнула вообще вся платёжная система, поэтому одной из важнейших задач Центрального банка является всё-таки развитие реального сектора экономики. Да, конечно, вы не обладаете многими инструментами для того, чтобы впрямую развивать реальный сектор, и у вас нет такой задачи, но ведь как можно победить инфляцию? Уж точно не по-кудрински, точно не тем, чтобы зажимать денежную массу, снижать бюджетные расходы, как это делает Минфин. Нужно увеличивать производство товара - только этот путь позволит реально победить инфляцию, давайте смотреть в корень проблемы. Мне очень нравится действительно системный, взвешенный подход Центрального банка. Сегодня вам даны колоссальные дополнительные полномочия, обратите внимание в первую очередь - об этом говорил и мой коллега Руденский - на реальный сектор экономики, потому что невозможно развивать финансовый рынок, невозможно поддерживать стабильность банковской системы без развития реального сектора экономики. Я желаю вам удачи в этом многотрудном деле! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я участвовал в рассмотрении отчёта на всех этапах и в рабочей группе, и на заседании комитета и хотел бы отметить повышенную прозрачность деятельности руководителей Центрального банка, конструктивную работу, очень грамотные и профессиональные ответы на все вопросы. Все представители фракций отмечали, что отчёт Центрального банка в текущем году значительно отличается в лучшую сторону. При этом наша фракция всегда считала, что для того, чтобы обеспечить в том числе экономический рост, необходимо активное участие Центрального банка на валютном рынке, поддержание стабильного, но при этом относительно низкого курса рубля, для того чтобы поддержать отечественного производителя, дать ему успешно конкурировать на внутреннем и внешних рынках благодаря относительно слабому курсу рубля. Первые пять месяцев текущего года подтверждают правоту этого тезиса. Мы неожиданно, и это отмечают все эксперты, имеем сравнительно высокий рост промышленного производства, причём практически все эксперты говорят о том, что одна из главных заслуг этого роста - девальвация рубля, которая прошла в конце прошлого года и в начале текущего года. Мы с вами в прошлом году приняли революционное решение, сняв ограничения по срокам рефинансирования кредитных организаций со стороны Центрального банка. Я говорю об этом революционном решении ещё и потому, что на одном из форумов представитель Центрального банка в недавнем прошлом говорил, что этого не будет никогда, мол, не мечтайте, - и вот решение принято, в том числе благодаря нашей позиции и позиции Центрального банка, очевидно, и руководителя Центрального банка. Сейчас уже вырабатываются меры по рефинансированию инвестиционных кредитов, и это абсолютно правильные шаги, которые смогут поддержать в том числе и экономический рост в нашей стране. Сегодня необходимо замещать внешние ресурсы, которые наши банки привлекали за пределами страны. Скажем, на 1 января текущего года более 200 миллиардов долларов наши банки были должны внешним кредиторам, в этом году они должны около 60 миллиардов выплатить. И конечно, возникает вопрос замещения внешних ресурсов внутренними, но, к сожалению, у нас только Центральный банк может в настоящих условиях являться таким источником замещения. Решение о рефинансировании инвестиционных кредитов абсолютно правильное, но при этом срок, который обозначен - три года, на наш взгляд, является слишком коротким, поскольку инвестиционные кредиты имеют более длительный срок жизни, их окупаемость ещё больше времени занимает, поэтому мы ставим вопрос об удлинении срока предоставления ресурсов. И подход, что только банки, имеющие 50 миллиардов рублей, могут пользоваться таким ресурсом, на наш взгляд, тоже неправомерен: хотя бы системно значимые банки, те, кто действительно находится под серьёзным, жёстким контролем Центрального банка, должны иметь возможность использовать этот ресурс, тем более что есть постановление правительства, которое предусматривает, что такими инвестиционными ресурсами должны быть затраты в размере 5 миллиардов рублей. Это расходы, связанные в основном с капитальными затратами, а нам надо поддержать то, что связано с технологиями, с перевооружением производства, и там затраты могут быть меньше: ну хотя бы 1 миллиард надо поставить, для того чтобы охватить ту часть кредитов, которые связаны с инвестициями в новые технологии. Нам очень важно обеспечить конкуренцию на этом рынке. То, что Минфин выставляет лоты по 15 миллиардов рублей на размещение государственных средств, заведомо говорит о том, что их смогут использовать только государственные банки и иностранные дочерние банки. Большинство кредитных организаций, в том числе системно значимых, отсечены от этого ресурса, а значит, они не смогут эффективно конкурировать с крупными госбанками и иностранными банками и при этом не смогут кредитовать активно экономику. Ну и последняя тема - тема субординированных кредитов, которые включаются в капитал. Я говорил на заседании комитета о том, что у нас нет в законодательстве понятия бессрочных субординированных кредитов - либо давайте мы это изменим, либо Центральный банк должен изменить подход к "Базелю-3", учитывая специфику России. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Эльвира Сахипзадовна, пожалуйста, вам слово. НАБИУЛЛИНА Э. С. Прежде всего я хочу поблагодарить за вопросы, предложения, замечания и за критику, это очень важно для выстраивания эффективной работы. И буквально несколько слов в заключение. Я ещё раз хочу подчеркнуть, что на нашу деятельность по всем направлениям влияет нынешняя экономическая ситуация - замедление темпов экономического роста. Мы это учитываем в нашей политике, особенно в денежно-кредитной политике, где нам нужно найти разумный баланс между тем, что нужно сдерживать инфляцию, потому что нарастание инфляции и экономически, и социально неприемлемо, и тем, что нам нужно дать возможность для экономического роста, поэтому мы пошли на все эти нестандартные способы. Пытаемся проводить денежно-кредитную политику таким образом, чтобы снижать инфляцию через воздействие монетарных факторов, хотя есть и немонетарные, но применяем нестандартные подходы, которые позволят финансировать инвестпроекты, потому что у нас действительно в экономике недостаток длинных денег. Работа по выстраиванию этого баланса очень сложная, потому что если мы свалимся в одну сторону - будет инфляция, если в другую - мы просто не сможем поддерживать экономический рост. Что касается темы проектного финансирования, мы действительно начинаем с 50 миллиардов рублей, дальше мы будем смотреть, как это повлияет в целом на направленность денежно-кредитной политики, и принимать решение по возможному расширению, уточнению этого инструмента. Мы исходим из того, что это будут не суперкрупные проекты, а проекты, которые действительно направлены на модернизацию экономики, проектное финансирование - это вложение средств в новые проекты, в новые технологии, в новые производственные мощности, поэтому, безусловно, это одно из важнейших направлений нашей деятельности. Я хотела бы сказать, что у нас нет дефицита ликвидности сейчас на рынке. После кризиса был создан современный механизм рефинансирования коммерческих банков, и мы даём столько ликвидности, сколько нужно для удержания процентных ставок на денежном рынке, для того чтобы эффективно проводить денежно-кредитную политику. Мы развиваем эти инструменты рефинансирования, у нас возникают проблемы иногда с дефицитом обеспечения, и мы расшиваем эти узкие места, но у нас нет дефицита ликвидности. Что касается идеи создания национального эмиссионного центра, я эту идею понимаю так, что мы должны рубль продвигать, должна расти его привлекательность, в том числе и в нашем регионе. Мы за это, действительно нужно делать рубль привлекательным, а это та же низкая инфляция - рубль не должен дешеветь. И идею развивать нашу научно-исследовательскую деятельность я тоже поддерживаю, считаю, что мы должны давать больше информации и либо центр создать, либо в целом развивать это направление. Также я поддерживаю идею бессрочных субординированных кредитов, но для этого требуются изменения в законодательстве, это нужно проработать вместе с коллегами, с юристами. И в заключение несколько слов о надзоре, потому что много вопросов и критики именно по надзору. Может быть, банковский надзор - это наиболее острое оружие в деятельности Банка России, и по этому поводу всегда была критика, она есть и, наверное, всегда будет, тем более когда в деятельности по надзору задеваются интересы отдельных лиц, которые прямо или косвенно патронируют те или иные банки, что позволяет им незаконно обогащаться. Я понимаю, что критика всегда будет, но хотела бы сказать следующее по поводу идеи персональной ответственности за качество надзора: за всё несёт ответственность председатель Центрального банка, я несу за всё ответственность, поэтому готова отвечать на все ваши вопросы по надзору, когда бы они ни возникали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Эльвира Сахипзадовна, я благодарю вас за подробный отчёт, который сегодня представлен здесь в рамках пленарного заседания, и за ту дискуссию, которую вы вели в каждой из парламентских фракций, и за подробные, обстоятельные ответы на вопросы, которые сегодня здесь прозвучали. Вы почувствовали, что и в содокладах, и в выступлениях представителей фракций наряду с замечаниями, с критикой всё-таки содержится отчётливая позитивная оценка деятельности Центробанка за последний год, и это не только такая дань уважения к вам персонально, просто Государственная Дума видит, что за последний год работа Центрального банка выходит на качественно новый уровень. Я хочу добавить, что мы, депутаты, с Центробанком очень активно и конструктивно, на мой взгляд, взаимодействуем в части подготовки законодательных инициатив, будущих законов, которые регулируют и финансовые рынки, функционирование финансовой и банковской систем, в том числе и Крыма, - здесь мы действительно очень оперативно сработали, и я уверен, что так будет и дальше. Мне остаётся пожелать вам и вашим коллегам успешной, плодотворной работы! Спасибо большое! (Аплодисменты.) Проект постановления выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7553 по 7569 из 9148
33-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2013 год". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 40 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Постановление принимается.