Заседание № 20

13.04.2012
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 53802-6 "О назначении Улюкаева Алексея Валентиновича на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2066 по 2483 из 7660
Итак, рассматривается вопрос о проекте постановления Государственной Думы "О    
назначении Улюкаева Алексея Валентиновича на должность члена Совета             
директоров Центрального банка Российской Федерации". Доклад председателя        
Центрального банка Российской Федерации Сергея Михайловича Игнатьева.           
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Михайлович.                                                  
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М., председатель Центрального банка Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! 25 апреля текущего года истекает   
срок полномочий члена Совета директоров Банка России Улюкаева Алексея           
Валентиновича. В соответствии со статьёй 15 Федерального закона "О              
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" мною внесена на          
рассмотрение Государственной Думы кандидатура Улюкаева Алексея Валентиновича    
для назначения на должность члена Совета директоров на новый срок. Эта          
кандидатура согласована с Президентом Российской Федерации Медведевым           
Дмитрием Анатольевичем.                                                         
                                                                                
Улюкаев Алексей Валентинович является членом Совета директоров, первым          
заместителем председателя Банка России восемь лет - с апреля 2004 года.         
Отвечает за проведение денежно-кредитной политики, политики валютного курса,    
обеспечение финансовой стабильности. Зарекомендовал себя как очень              
высокопрофессиональный и ответственный руководитель. Прошу назначить Улюкаева   
Алексея Валентиновича членом Совета директоров Банка России.                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.                               
                                                                                
Содоклад Натальи Викторовны Бурыкиной, председателя Комитета по финансовому     
рынку.                                                                          
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому       
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет рассмотрел представление, подготовленное             
председателем Центрального банка, и предлагает поддержать проект                
постановления Госдумы.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, да? Спасибо.                                         
                                                                                
Вопросы есть, я вижу. Просьба записаться на вопросы.                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Владимирович Бортко. Только говорите, пожалуйста, кому вопрос.         
                                                                                
БОРТКО В. В., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Председателю Центрального банка.                                                
                                                                                
Простите, пожалуйста, меня - я не совсем финансист, тем не менее могу           
сказать, что, для того чтобы снимать кино, я получаю в банке ссуду под 15       
процентов годовых, что делает бессмысленным всякое действие. Конечно,           
господин Улюкаев, наверное, так сказать, придерживается той же точки зрения,    
что и вы, поэтому я спрашиваю у вас и у него тоже. Вот это становится           
бессмысленным... Когда я поинтересовался у своих товарищей, которые             
занимаются другими вещами, - там то же самое, даже хуже. То есть, по-моему,     
любая наша экономическая деятельность, кроме извлечения нефти и газа, теряет    
всякий смысл. Скажите, пожалуйста, может, стоит понизить эту самую ставку до    
уровня, ну, не американского, хотя бы до европейского, который как минимум в    
два раза ниже, если я правильно понял? Можете мне объяснить эту ситуацию?       
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Процентные ставки сейчас действительно высокие. Более того, за   
последние полгода, начиная с лета прошлого года, они немножко повысились -      
примерно на один-полтора процентных пункта. Из-за оттока капитала и ухудшения   
ситуации с ликвидностью на внутреннем рынке сначала повысились процентные       
ставки на межбанковском рынке, а потом это привело и к некоторому повышению     
процентных ставок по банковским кредитам реальному сектору. Я думаю, что мы     
сейчас уже находимся где-то на уровне максимума и в ближайшие месяцы эти        
ставки пойдут вниз, как они шли вниз в 2009-м, в 2010-м и до середины 2011      
года. Основной фактор - это, я считаю, снижение инфляции. Вслед за снижением    
инфляции должны пойти вниз и номинальные процентные ставки. Сейчас они в        
среднем для реального сектора где-то на уровне 9 процентов, может быть, 10      
процентов, хотя, естественно, заёмщики разные: для более надёжных заёмщиков и   
при наличии хороших залогов банки готовы предоставлять кредиты и под меньшие    
ставки, а если залогов нет, если банк рассматривает данного заёмщика как        
весьма высокорискованного, ставки могут быть и выше - и 12 процентов, и 15      
процентов, и это правильно.                                                     
                                                                                
Я тоже считаю, что ставки сейчас высокие, и надеюсь, что в ближайшем месяце     
сложится тенденция к снижению процентных ставок для заёмщиков из реального      
сектора.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич.                              
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Вопрос Улюкаеву.                                                                
                                                                                
Уважаемый Алексей Валентинович, судя по выступлениям в прессе, вы являетесь     
последовательным сторонником роста курса рубля. Но такая политика Центробанка   
негативно сказывается на развитии промышленности и сельского хозяйства, на      
реальном секторе. Проблема особенно усугубится со вступлением в ВТО, когда      
мерами таможенно-тарифной политики не удастся корректировать те негативные      
последствия, которые наступают от политики роста рубля. Как вы считаете,        
может ли Центробанк проводить более гибкую политику в этом вопросе? Ну и как    
вы вообще прогнозируете ситуацию с рублём в свете того, что после вступления    
в ВТО сальдо торгового баланса наверняка уже не будет таким, каким оно          
является сейчас?                                                                
                                                                                
УЛЮКАЕВ А. В., первый заместитель председателя Центрального банка Российской    
Федерации, член Совета директоров Центрального банка Российской Федерации.      
                                                                                
Первое. Я отнюдь не являюсь сторонником укрепления курса рубля, как не          
являюсь сторонником его ослабления. У меня совершенно нет позиции               
относительно того, каким должен быть курс рубля. Я считаю, что он должен        
складываться на рынке при минимальном вмешательстве Центрального банка в        
зависимости от тех предпочтений, которые есть у участников рынка. Насколько я   
понимаю официальную политику Центрального банка, она примерно такая же: мы в    
своих документах нигде не делаем предпочтений, не предполагаем какой-либо       
зависимости от укрепления курса. Такую политику мы не имеем в виду и не         
проводим. Другое дело, что объективно обстоятельства могут складываться         
иногда в пользу укрепления, иногда в пользу ослабления курса рубля, и нас       
беспокоит, когда эти движения происходят слишком быстро, когда они нарушают     
те планы, которые участники экономической деятельности (и даже в сфере          
домашнего хозяйства) выстраивают для себя на среднесрочную и на долгосрочную    
перспективу по инвестициям, по потреблению, по деловому планированию.           
                                                                                
Мне кажется, что наша курсовая политика, операционная политика, которую мы      
проводим сейчас, когда мы осуществляем небольшие упреждающие интервенции        
внутри валютного коридора, довольно широкого, шириной в 6 рублей,               
относительно двухвалютной корзины, приводит к тому, что участникам рынка        
становится трудно выстраивать, скажем так, деловую стратегию зарабатывания      
денег на курсовой динамике. Вот тому, что в мире называется "керри трейд",      
когда приходят и уходят большие капиталы, которые вносят сумятицу на рынок      
ликвидности, что позволяет зафиксировать прибыль и быстро уйти, - этому мы,     
кажется, выстраиваем довольно надёжный заслон, и это очень важно. Сейчас        
обороты нашего участия на рынке не такие большие. И если мы посмотрим           
динамику курса рубля за последние месяцы, мы увидим, что в основном он          
движется в середине валютного коридора, не прижимаясь к той или иной его        
границе, и это, мне кажется, довольно большое достижение.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Алексей Валентинович, вы отвечаете за финансовую политику. Чем вы     
могли бы объяснить... Вот сколько я слышу с этой трибуны, и Сергей              
Михайлович, и вы всё время работаете над улучшением климата в стране. Но за     
первый квартал утекло 35 миллиардов долларов. Сегодня у нас рекордный           
корпоративный внешний долг - 565,3 миллиарда долларов при 504 миллиардах,       
если не ошибаюсь (в СМИ сообщали), золотовалютных резервов. При том, что у      
вас доходы банков, государственных только, за прошлый год составили 900         
миллиардов, сельское хозяйство до сих пор имеет просроченную задолженность -    
1,5 триллиона. Когда же банковская система станет кровеносной системой          
экономики, будет рычагом к оздоровлению экономики России и России в целом?      
Каковы ваши предложения?                                                        
                                                                                
УЛЮКАЕВ А. В. Уважаемый депутат, я, к сожалению или к счастью, не отвечаю за    
финансовую политику, это прерогатива Министерства финансов, я отвечаю за        
денежно-кредитную политику.                                                     
                                                                                
Конечно, проблема оттока капитала для нас весьма острая, актуальная, но я       
хочу сказать, что мы иногда... как бы это сказать... две противоположные        
аргументации предлагаем к одному предмету. Вот вас беспокоят одновременно и     
большая задолженность наших компаний перед иностранными кредиторами, и отток    
капитала последнего времени.                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
УЛЮКАЕВ А. В. Секунду. Так вот отчасти отток капитала последнего времени        
корреспондируется с сокращением этой задолженности. Большая цифра по оттоку     
капитала четвёртого квартала прошлого года связана с тем, что российские        
заёмщики не имели возможности рефинансировать свой долг на глобальных           
финансовых рынках в силу известных причин, связанных с кризисом суверенного     
долга в Европе, и они были вынуждены погашать в соответствии с оригинальным     
графиком, некоторые даже досрочно, эти значения. Поэтому, когда мы говорим об   
оттоке капитала, мы должны видеть за одной цифрой большое количество разных,    
зачастую разнонаправленных экономических обстоятельств.                         
                                                                                
Нас больше всего, конечно, беспокоит ситуация с прямыми иностранными            
инвестициями. Мы хотели бы, чтобы они приходили и чтобы это были не просто      
финансовые средства, но и новые технологии, которые способствовали бы           
модернизации российской экономики. Это в основном, конечно же, определяется     
действительно инвестиционным климатом в целом. Есть в притоке и оттоке          
капитала и элементы, связанные с портфельными инвестициями, инвестициями в      
инструменты денежного рынка, - кредитные займы. Я не могу сказать однозначно,   
что нам так уж надо стремиться к тому, чтобы привлекать такого рода             
инвестиции на денежный рынок, наоборот, нас беспокоит, когда приходит большое   
количество такого рода инвестиций, потому что они приходят на короткое время    
и на непредсказуемо короткое время, поэтому, вот ещё раз повторю, мы здесь      
должны отделить, что называется, зёрна от плевел, сосредоточиться на работе     
по созданию благоприятных условий по притоку капитала в область прямых          
инвестиций, но быть очень осторожными с инвестициями в инструменты денежного    
рынка.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы все.                                                                    
                                                                                
По ведению - Митрофанов Алексей Валентинович.                                   
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый председательствующий, я неудачно нажал кнопку.       
Можно задать вопрос тёзке - Алексею Валентиновичу?                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, я понял: два человека записались по ведению -     
Митрофанов и Федоткин, они, видимо, не на ту кнопку нажали. Разрешим им         
задать вопросы? Спасибо.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Митрофанов, ваш вопрос.                                             
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый Алексей Валентинович, скажите, какова доходность     
по ценным бумагам, по тем инструментам, в которых размещается Центральный       
банк? Была когда-то 1 процент, может, сейчас больше? Вообще, сколько?           
Огромные средства ведь размещаются в инструментах иностранных, сколько          
получает от этого Центральный банк? В цифрах.                                   
                                                                                
УЛЮКАЕВ А. В. Не буду называть точную цифру сейчас, потому что это открытое     
заседание и могут быть неправильно истолкованы неточности, но порядка 1         
процента. Действительно, вот уже, наверное, четвёртый год, когда ставки         
глобальных рынков экстремально низкие, мы размещаем свои резервные активы в     
наиболее надёжные инструменты, доходность по которым невысока, в целом она      
действительно находится на уровне 1 процента годовых. Это что касается          
размещения резервных активов. Кроме того, мы получаем доход от размещения       
средств в рамках операций рефинансирования на внутреннем рынке, там, конечно,   
доходность существенно выше.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Алексей Валентинович, вот буквально недавно президент страны     
Медведев вместе с экспертами обсуждал вопрос конкуренции в                      
предпринимательстве, и там называлась цифра: 17 процентов бизнесменов уже       
приняли решение уехать из России, а 50 процентов планируют в будущем тоже       
уехать. То есть они не верят никаким словам об улучшении кредитного климата.    
У меня вопрос к вам, коль мы вас обсуждаем: какие меры конкретно вы             
предпринимали или с вашим участием были приняты, чтобы не уезжал капитал, не    
уезжали предприниматели из России? Сегодня они вам не верят, уезжают и          
планируют уехать. Что сделано с вашим участием?                                 
                                                                                
УЛЮКАЕВ А. В. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Понятно, что эти цифры, на которые вы ссылаетесь, это цифры опросов, это        
социологическая категория. Это цифры опросов, которые были доложены             
президенту, это социологический опрос. Это первое.                              
                                                                                
Второе. Тем не менее ситуация в этой сфере действительно тревожная, и мы        
должны думать не только об оттоке и притоке капитала, но и об оттоке и          
притоке мозгов, что называется, то есть инициативных людей с идеями,            
знаниями. Хочу сказать, что, мне кажется, та работа, которую мы ведём, в        
частности работа по обеспечению финансовой стабильности... Ведь стабильность    
финансовых условий, когда представитель бизнеса, деловой человек может на три   
года, на пять лет, на семь лет выстроить деловую стратегию, понимать, что его   
инвестиции принесут реальную отдачу от этого капитала, чрезвычайно важна. Мы    
создали специальный департамент - Департамент финансовой стабильности. Мы       
ищем, хотим заранее видеть те риски для финансовой системы, которые             
проявляются первоначально, может быть, не очень зримо. Мы хотели бы, чтобы      
вот такие волны, которые зарождаются не в нашей юрисдикции, но связаны с        
глобальными перемещениями капитала и рисками, в меньшей степени задевали        
наших предпринимателей, нашу экономику. Вот для этого мы ведём так называемый   
поиск уязвимостей (это связано с определёнными финансовыми продуктами): мы      
хотели бы уберечь нашу банковскую систему, балансы банков, от интоксикации      
некачественными финансовыми продуктами, от тех неэффективных структур,          
которые существуют на рынке, от воздействия глобальных движений. В частности,   
мы сейчас создаём, как мне кажется, хорошую систему снижения рисков на          
финансовых рынках через создание центрального депозитария, который позволит     
проводить клиринг сделок, позволит чётко защищать права номинальных             
держателей, мы работаем по системе центрального контрагента, который понижает   
риски для всех участников на рынке ценных бумаг. Всё это повышает уровень       
финансовой стабильности и, безусловно, способствует тому, чтобы наши            
предприниматели принимали решения о работе в российской экономике, на           
российском финансовом рынке.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович.                            
                                                                                
Есть желающие выступить? Есть. Просьба записаться.                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Я напоминаю, что у нас регламент выступлений по кандидатурам - до трёх минут,   
я специально ориентирую выступающих.                                            
                                                                                
Покажите список, пожалуйста.                                                    
                                                                                
Три человека.                                                                   
                                                                                
Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста.                                    
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, действительно, одна из ключевых фигур сегодня               
обсуждается, потому что человек, который отвечает за денежно-кредитную          
политику Центрального банка, - это тот человек, собственно говоря, от           
которого, наверное, в большей степени, чем от других членов совета, зависят и   
ставки, по которым наши предприятия и граждане получают кредиты, и то, на       
сколько вверх-вниз у нас двигается курс рубля. Настораживает, конечно, что      
при ответе на вопросы Алексей Валентинович сказал, что он сторонник чисто       
рыночных отношений. Правда - это как бы в плюс надо отметить, - всё-таки        
регулятором банк выступает пока. Я думаю, что активность Центрального банка,    
который регулирует эти колебания рубля туда-сюда, должна быть побольше и        
коридор, может быть, действительно надо сделать поуже, потому что сегодня       
высокие риски при ведении бизнеса обусловлены в том числе и этим самым          
широким коридором.                                                              
                                                                                
Пожелание хотелось бы высказать, чтобы всё-таки та тенденция, которая в         
последнее время наметилась в деятельности Центрального банка, была расширена,   
так сказать, чтобы посмелее действовали. Сделали же первый шаг по сокращению    
объёмов резервирования по целому ряду вкладов, а это то, что напрямую влияет    
на ставки, по которым получают кредиты сегодня наши предприятия. Я думаю, что   
политика Центрального банка в сфере денежно-кредитных отношений должна быть     
направлена на то, что, собственно говоря, сегодня является крайне необходимым   
для нашего государства, - на модернизацию. Модернизация реального сектора       
экономики в отсутствие среднесрочных и долгосрочных кредитов нереальна, она     
сегодня невозможна, и планирование бизнеса на среднесрочный и долгосрочный      
периоды в отсутствие вообще такого продукта, как долгосрочное и среднесрочное   
кредитование, нереально. То, что существует сегодня на рынке для малых и        
средних предприятий, которые должны стать основой развития нашей экономики,     
никого не устраивает, трёхлетние, двухлетние, годовые кредиты, которыми в       
основном пользуются предприятия, - это каждые два-три года стресс для           
предприятий.                                                                    
                                                                                
И пожелание от фракции ЛДПР. Я думаю, что Центральный банк, как основной        
регулятор денежно-кредитных отношений, должен не столько зарабатывать деньги    
на тех средствах, которые он имеет, сколько выполнять функции регулятора,       
регулировать развитие денежно-кредитных отношений в интересах развития          
экономики страны.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович.                            
                                                                                
Митрофанов Алексей Валентинович.                                                
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, уважаемый товарищ председательствующий!     
Мы сегодня обсуждаем кандидатуру Алексея Валентиновича Улюкаева, хорошо         
известного экономиста гайдаровской школы, который работает сейчас в             
Центральном банке. Думаю, что большинство коллег поддержат его кандидатуру,     
но ряд вопросов к Центральному банку в целом остаётся.                          
                                                                                
По международному направлению, по размещению в иностранных инструментах. Вот    
сейчас Алексей Валентинович дал ответ: 1 процент у нас доходность по ценным     
бумагам. Я понимаю, что она отражает, так сказать, ситуацию на международном    
рынке, но тем не менее большой вопрос: какие мотивы у Центрального банка        
размещать в тех или иных инструментах? Почему вопросы по этим темам             
полузакрытые до сих пор? Что и от кого мы скрываем? Что, в Федеральной          
резервной системе США не знают, какие операции на мировом рынке ценных бумаг    
мы ведём? Они как раз всё знают. А что тогда скрывать, допустим, от тех, кто    
сидит в этом зале, суммы, в какой валюте мы размещаем и почему такая            
доходность?                                                                     
                                                                                
Я понимаю, что задача Центрального банка - не извлечение прибыли, но вопросы    
остаются. Тем более, что, по непроверенным данным, в листинге Федеральной       
резервной системы США нет держателя под названием "Центральный банк             
Российской Федерации", а есть зато "Caribbean banks and other institutes", то   
есть "Карибские банки и другие институты". Как мы размещаем - через кого-то     
или напрямую? Как выстроена эта схема? Это важнейшие, существенные вопросы.     
Мы в этом зале бьёмся за 5 копеек, за 10 копеек (ну, по государственным         
масштабам), в то же время Центральный банк проводит операции на миллиарды, о    
которых никто не знает. Мне сейчас скажут, что это специфика работы             
Центрального банка, - да, но есть пределы этой специфики, потому что в мире     
сейчас нет никаких тайн, в том числе от стран, которые нам оппонируют по        
многим вопросам. Это раньше, в советское время, были какие-то тайны, и то все   
друг о друге всё знали, а сейчас для кого это тайна? Значит, сокрытие           
каких-то моментов имеет политическое значение. Внутри страны, мне кажется,      
Центральный банк должен внимательнее относиться к работе с банковской           
системой. На каком основании, например, Сбербанк России взимает комиссию по     
коммунальным платежам, я не понимаю... (Микрофон отключён.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович.                            
                                                                                
Кашин Борис Сергеевич.                                                          
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, фракция КПРФ не будет голосовать за кандидатуру Алексея     
Валентиновича Улюкаева. У нас есть серьёзные претензии по денежно-кредитной     
политике, отмечу две основные претензии.                                        
                                                                                
Первая претензия - это цели деятельности системы коммерческих банков, которые   
полностью одобряет руководство Центрального банка. Правда, надо сказать, они    
закреплены в законе и формулируются так: развитие и укрепление банковской       
системы в России. Значит, если под триллион заработали наши коммерческие        
банки и увели всё на Запад, - ох, какие молодцы!                                
                                                                                
Мы внесли поправку в закон "О Центральном банке..." ещё в прошлом созыве,       
предложив дополнить эту фразу такими словами: "поддержка банковской системы     
для содействия обеспечению устойчиво высоких темпов экономического роста и      
стабильного уровня цен". Во всех законодательствах есть такие формулировки,     
но Центральный банк не воспринимает до сих пор наши предложения. Это только     
кажется, что это оторвано от реальности. Вот вспомним плавную девальвацию:      
государство огромные резервы вложило в банковскую систему - куда они пошли?     
Купили доллары по 24 рубля за 1 доллар, увели их на Запад, потом через три      
месяца вернули, по 36 рублей продали и заработали триллионы. Какие кредиты      
они будут выдавать?! И всё по закону: укрепили банковскую систему и дальше      
продолжают в том же духе действовать - замечательно!                            
                                                                                
Вторая претензия - это утечка капиталов. Можно по-разному один квартал          
оценивать, другой квартал, но четыре года постоянно доят страну нашу, уже       
более 300 миллиардов в последние три года утечка составила! Оценка тут          
однозначная, посмотрите публикации в западной прессе: 4 миллиарда вложили в     
недвижимость в Нью-Йорке за год, в Лондоне - гораздо больше и так далее. Это    
в принципе приговор их деятельности, я считаю, вместе с деятельностью           
правительства, конечно. Не случайно Путин ушёл от этого вопроса, никак его не   
прокомментировал.                                                               
                                                                                
И третья претензия, она касается уже лично Алексея Валентиновича Улюкаева. Я    
вот тут видел депутата Исаева, думал, что он пришёл как раз дать бой и, как     
говорится, разгромить его позицию по пенсионной реформе. Надо сказать           
справедливости ради, что Алексей Валентинович совершил серьёзный гражданский    
поступок: в своей недавней статье он дал оценку позиции правительства,          
которое цепляется под лоббистским, видимо, влиянием за накопительную            
пенсионную систему. Эта накопительная система, кроме разорения, ничего не       
даёт, это постоянный уход средств, и Улюкаев сказал, что это неэффективно, от   
этого надо уходить. Если руководство Центробанка донесёт эту позицию до         
власти, мы многое ему сможем простить. Но одновременно он выступает за отмену   
пенсий и замену их пособиями, а это абсолютно недопустимо и очень опасно!       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Сергеевич.                                 
                                                                                
Нет желания с заключительным словом выступить у докладчика и у содокладчика?    
Нет.                                                                            
                                                                                
Выносим пункт 13 на "час голосования".                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6157 по 6174 из 7660
Пункт 13 повестки дня, проект постановления Государственной Думы "О             
назначении Улюкаева Алексея Валентиновича на должность члена Совета             
директоров Центрального банка Российской Федерации".                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              295 чел.65,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    295 чел.                                          
Не голосовало                 155 чел.34,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Постановление принимается.