Заседание № 227

10.05.2011
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 528468-5 "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации В. В. Путину о признании утратившими силу отдельных положений Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 993 по 1551 из 4845
Пункт 4. О проекте постановления Государственной Думы "Об обращении             
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К              
Председателю Правительства Российской Федерации В. В. Путину о признании        
утратившими силу отдельных положений Правил регистрации и снятия граждан        
Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту    
жительства в пределах Российской Федерации". Доклад депутата Государственной    
Думы Оксаны Генриховны Дмитриевой.                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я думаю, вы в курсе, что с 1 января вступило в силу          
постановление Правительства Российской Федерации № 885, которым внесены         
изменения в правила регистрационного учёта по месту пребывания и по месту       
жительства. В соответствии с этими изменениями каждый гражданин может теперь    
в уведомительном порядке с использованием сети Интернет и Единого портала       
государственных и муниципальных услуг (функций) зарегистрироваться по месту     
пребывания или по месту жительства. При этом нет никаких гарантий что он        
такую регистрацию по месту пребывания или по месту жительства согласовывает,    
никакой точной идентификации желания собственника. Понятно, что на самом деле   
эта норма противоречит Конституции Российской Федерации, статье 25, поскольку   
нарушает право граждан на жилище, так как могут зарегистрироваться с            
использованием сети Интернет без чёткой идентификации, без однозначной          
идентификации желания собственника на такое вселение. И если они будут          
зарегистрированы по соответствующему месту жительства или по месту              
пребывания, они имеют право находиться в том жилом помещении, где они           
зарегистрированы. Это значит, что кто-то - совершенно непонятно кто - может     
вторгнуться в ваше жилище и тем самым нарушить норму статьи 25 Конституции о    
неприкосновенности жилища. Точно так же возможно нарушение и статьи 35 - о      
неприкосновенности частной собственности.                                       
                                                                                
Поскольку это постановление правительства, мы и обратились к председателю       
правительства с тем, чтобы они вот это постановление отозвали и внесли          
адекватные изменения в Правила регистрации и снятия граждан Российской          
Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства    
в пределах Российской Федерации.                                                
                                                                                
И теперь я хотела бы прокомментировать позицию комитета по конституционному     
законодательству, который не считает целесообразным такое обращение к           
председателю правительства. Мы считаем, что в электронном виде нет              
возможности однозначно идентифицировать согласие собственника с помощью         
Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций). Что отвечает   
нам комитет по конституционному законодательству? В самих ответах комитета      
уже содержится внутреннее противоречие. С одной стороны, комитет на основе      
данных Федеральной миграционной службы говорит, что такая регистрация в         
электронной форме осуществляется с необходимым и достаточным уровнем            
технической защищённости соответствующих регистрационных и заявительных         
процедур. Это одно утверждение. Далее - другое утверждение: на самом деле       
закон "Об электронной подписи" вступил в силу только в апреле 2011 года, и      
никакой апробации этого закона нет. Более того, тот же комитет пишет, что, по   
данным Федеральной миграционной службы, на настоящий момент Федеральная         
миграционная служба во взаимодействии с другими компетентными                   
государственными органами только прорабатывает предложения, направленные на     
дополнительное обеспечение надлежащего контроля, в том числе и технической      
защищённости. То есть, с одной стороны, вы пишете о том, что технически всё     
защищено, с другой стороны, вы в том же заключении пишете, что, поскольку       
закон "Об электронной подписи" вступил в силу только в апреле 2011 года,        
Федеральная миграционная служба только вырабатывает некоторые предложения по    
технической защищённости. Так что может произойти за то время, пока             
Федеральная миграционная служба с другими компетентными органами только         
вырабатывают предложения о защищённости?                                        
                                                                                
Далее. С одной стороны, вы пишете по поводу технической защищённости, что на    
самом деле всё это правильно, с другой стороны, опять же основываясь на         
данных Федеральной миграционной службы, вы пишете: кроме того, как сообщила     
Федеральная миграционная служба, в настоящее время регистрация граждан по       
месту их пребывания оформляется по предъявлении этими гражданами документа,     
удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для временного    
проживания в указанном ими жилом помещении, причём такой документ должен быть   
удостоверен должностным лицом, ответственным за регистрацию, или нотариусом.    
То есть, с одной стороны, вы пишете, что электронная регистрация - всё          
прекрасно, всё технически защищено, а с другой стороны, вы пишете, что          
Федеральная миграционная служба сама уже отказалась от этой электронной         
регистрации и осуществляет регистрацию по документам, которые заверены          
нотариусом. То есть полное противоречие, полная каша в заключении комитета,     
которое отражает ту кашу, которая существует в действиях Федеральной            
миграционной службы. С одной стороны, у них есть законный нормативный           
документ, согласно которому они должны действовать по уведомительному порядку   
через электронный портал, а с другой стороны, они пишут о том, что они сами     
от этого отказались и действуют теперь только по документу, удостоверяющему     
личность, либо документу, заверенному нотариусом.                               
                                                                                
А теперь я вам объясню, что будет по факту, в реальности, когда закон один,     
нормативные документы одни, а устные распоряжения Федеральной миграционной      
службы другие: для законопослушных граждан, для тех, кто реально хочет          
зарегистрировать и сам может заявить о своём желании зарегистрировать как       
собственник, будет действовать устное распоряжение Федеральной миграционной     
службы и всё будет оформляться по подтверждённым документам, а для жуликов      
будет действовать закон, по которому они могут через электронную форму          
зарегистрировать, и потом вы пойдите докажите и снимите их с учёта по месту     
пребывания и по месту жительства! Вот что создаётся: с одной стороны, закон,    
нормативный акт, который разрешает всё, а с другой стороны, некое устное        
желание и какая-то практика Федеральной миграционной службы, которая говорит,   
что они уже от этого отказались. То есть для граждан законопослушных -          
документы, а для жуликов - пожалуйста, через электронную систему регистрации.   
Поэтому пока не отработан закон "Об электронной подписи", пока нет              
технической защищённости, пока мы не проэкспериментировали, не опробовали       
электронную подпись на менее уязвимых слоях населения и менее уязвимых          
проблемах, давайте отменим эту норму, и пусть всё будет так, как...             
Федеральная миграционная служба говорит, что она на самом деле так и            
действует, но пусть она так действует по закону, а не по своему желанию.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад председателя Комитета по конституционному        
законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича         
Плигина.                                                                        
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Конечно, возникает вопрос:     
существует ли проблема, в связи с которой подготовлен и поставлен в повестку    
дня проект обращения? В настоящее время в Российской Федерации подано через     
сеть Интернет, в электронном виде, пять тысяч триста обращений. Ни с одним из   
этих обращений проблем не возникало, и нарушений каких-либо прав граждан не     
было. То есть, таким образом, оснований для беспокойства с точки зрения         
применения 885-го постановления не существует.                                  
                                                                                
Я также хотел бы обратить внимание, поскольку Оксана Генриховна действительно   
подробно на этом останавливалась, что сам по себе... Кстати, я уважаю то, что   
каждый раз, когда возникают вопросы, связанные с правами граждан и их           
защищённостью, такого рода постановка вопросов вызывает интерес, но я хотел     
бы обратить внимание на нормативный материал. В самом 885-м постановлении       
устанавливается несколько норм, которые достаточно чётко регулируют             
последовательность действий государственных органов, в частности Федеральной    
миграционной службы. В связи с тем что ранее в зале возникали вопросы, прежде   
всего я хотел бы отметить, что использовать нормы 885-го постановления могут    
только граждане Российской Федерации. То есть ранее ставился вопрос о том,      
что этим могут воспользоваться любые лица, в том числе неграждане и лица без    
гражданства, но для этого нет оснований.                                        
                                                                                
Возвращаюсь к правам граждан Российской Федерации. Пункт 9 действующих правил   
всего лишь дополняется нормой, которая устанавливает право обратиться в         
электронной форме, используя информационно-телекоммуникационные сети общего     
доступа. При этом другие положения, конкретизирующие порядок обращения,         
порядок использования электронной подписи, регулируются специальным             
законодательством.                                                              
                                                                                
Что касается электронной подписи. Мы недавно приняли закон, который в           
настоящее время вступил в силу. Как утверждают все технические специалисты,     
эксперты, сам закон, в принципе подделать электронную подпись значительно       
сложнее, чем любой иной вид подписи.                                            
                                                                                
Далее. Кроме всего прочего, постановление № 885 предусматривает и               
определённые демпферы в тех случаях, когда возникают проблемы. При этом хотел   
бы обратить внимание на то, что собственнику жилого помещения направляется в    
трёхдневный срок уведомление о регистрации лица, которое направило заявление    
в электронной форме. Таким образом, гарантии интересов собственников жилья и    
иных лиц, владеющих жильём на законном праве, обеспечиваются данной нормой.     
                                                                                
В этой связи, возвращаясь к заключению комитета, которое у вас имеется на       
руках, понимая обеспокоенность по поводу терминологии, которая в настоящее      
время вводится в связи с оказанием государственных и муниципальных услуг с      
использованием информационно-телекоммуникационных сетей, я бы хотел обратить    
внимание, что Федеральная миграционная служба в соответствии с действующим      
законодательством и положением о Федеральной миграционной службе имеет право    
осуществлять нормативное регулирование отдельных вопросов и давать              
соответствующие разъяснения.                                                    
                                                                                
И в этой ситуации - ещё раз подчеркну, что только для детализации этих          
вопросов, - Федеральная миграционная служба соответствующие разъяснения дала.   
Мы ранее депутатам направляли письма Федеральной миграционной службы, хотел     
бы обратить внимание на документ от 1 апреля 2011 года. В данном письме         
Федеральная миграционная служба относительно предоставления данной услуги       
обращает внимание на то, что необходим некоторый период времени, для того       
чтобы - не с точки зрения защищённости права, а с точки зрения понимания        
возможностей использования этой подписи - граждане привыкли к использованию     
данной подписи. На этот период времени Федеральная миграционная служба          
устанавливает, что после направления такого рода заявления возникает            
необходимость заявителю один раз посетить орган регистрационного учёта для      
проставления личной подписи на поступившем от него заявлении в форме            
электронного документа и предъявления документа, удостоверяющего личность, а    
также надлежаще заверенного документа, являющегося основанием для временного    
проживания в указанном им в заявлении жилом помещении.                          
                                                                                
При этом хочу обратить внимание - ранее я уже говорил об этом, - что пункт 9    
действующих правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с          
регистрационного учёта предусматривает в части первой наличие такого рода       
документов, а именно документа, удостоверяющего личность, и документа,          
являющегося основанием для временного проживания гражданина.                    
                                                                                
В этой связи ещё раз хочу обратить внимание, что в отношении всех тех случаев   
(а это пять тысяч триста случаев в настоящее время), когда были поданы          
заявления в электронной форме, ни разу не возникло вопросов, связанных с        
нарушением прав граждан - собственников или нанимателей жилого помещения, а     
действующее законодательство предусматривает достаточные страховочные           
механизмы, которые гарантируют в той или иной степени от возможных случаев      
возникновения этих противоречий, поэтому оснований для какого-либо рода         
изменений постановления № 885 не имеется.                                       
                                                                                
Вместе с тем хочу обратить внимание на то, что и при ранее действовавшем        
порядке были, и в современных условиях, естественно, возможны какие-то          
нарушения, какое-то девиантное поведение со стороны тех или иных лиц,           
например нотариусов, которые могут заверять недействительные документы, или     
работников жилищно-эксплуатационных контор, но на это есть уже нормы            
уголовного и административного права.                                           
                                                                                
Собственно говоря, суть постановления, как мне представляется, затрагивать не   
нужно, и в этом, собственно, и заключается вывод комитета - нет необходимости   
принимать данное обращение.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Логинов Андрей Викторович, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы эту тему уже второй раз подробно обсуждаем в данном       
зале. Первый раз это было 5 апреля, когда Оксана Генриховна подняла этот        
вопрос, предъявила претензию, что действующее 885-е постановление позволяет     
любому злоумышленнику, находящемуся на территории нашей страны, без согласия    
собственника зарегистрироваться на едином портале, обладая только знанием его   
паспортных данных и информацией о его собственности.                            
                                                                                
На самом деле ситуация гораздо сложнее. Я не буду повторять аргументы,          
прозвучавшие сейчас в выступлении. Все разъяснительные материалы находятся на   
сайтах органов государственной власти и на сайте правительства, более того, в   
полемике вокруг этого вопроса все надлежащие разъяснения были даны. Хочу        
только дополнить, что для того, чтобы воспользоваться этой услугой в            
электронном виде, гражданин должен зайти на единый портал государственных       
услуг и в установленном порядке зарегистрировать там свой "личный кабинет".     
При регистрации обязательно указывать действительный страховой номер            
индивидуального лицевого счёта и индивидуальный номер налогоплательщика. Это    
совсем не то, что, как вы говорили, паспортные данные и декларация о            
собственности.                                                                  
                                                                                
Также, как справедливо сейчас прозвучало, до окончательного вступления в силу   
Федерального закона "Об электронной подписи", то есть до массового внедрения    
в практику электронной подписи, регистрация может осуществляться только при     
предъявлении в органы регистрационного учёта документа, удостоверяющего         
личность, и документа, являющегося основанием для временного проживания в       
указанном жилом помещении, удостоверенного должностным лицом, ответственным     
за регистрацию, либо нотариусом. Другими словами, наличие личных подписей в     
ближайшее время будет крайне необходимо.                                        
                                                                                
Теперь взгляд на всю эту ситуацию в целом. Вопрос, который решает               
государство, - и вы знаете, какие бюджетные средства на это выделяются, какое   
серьёзное изменение мы вносим в действующее законодательство, - связан с        
переходом на предоставление государственных услуг и исполнение                  
государственных функций в электронном виде федеральными органами                
исполнительной власти. В его целесообразности, закономерности и необходимости   
ни у кого нет сомнений. С этим соглашается и Оксана Генриховна, которая         
говорила в этом зале, что прозрачность и электронное правительство - это        
хорошо, а абсурд и либеральное мракобесие - это плохо. Но давайте рассмотрим    
все те шаги, которые делает правительство в этом направлении, саму программу    
формирования электронного правительства, все изменения в законодательстве, и    
вы увидите, что каждый из этих шагов последователен, логичен, вытекает один     
из другого и подкрепляется реальными возможностями нашего сегодняшнего          
финансового положения. Таким образом, идёт плановая, планомерная,               
поступательная работа. Каждый из этих шагов не вызывает ни у кого возражений,   
но почему-то вся эта работа в совокупности выдаётся за абсурд и либеральное     
мракобесие. С этим мы категорически не согласны.                                
                                                                                
Как правильно было сказано, из пяти тысяч трёхсот заявлений, которые таким      
образом были на сайте, едином портале зарегистрированы, ни одно                 
собственниками не было обжаловано, то есть ни одного нарушения не произошло.    
Это убивающая статистика. Все те случаи, которые приводит пресса и в пылу       
полемики приводили многие наши коллеги-депутаты, не имели отношения к этой      
процедуре. Они имели отношение к мошенническим действиям со стороны             
злоумышленников, лиц, которые действительно в силу своих убеждений              
преследовали свои корыстные цели, но они никоим образом не были связаны с       
процедурами электронного правительства. Более того, обращаю ваше внимание,      
этот принципиальный водораздел, я думаю, осознаёт каждый сидящий в этом зале    
в силу юридического характера нашей работы: регистрационный учёт гражданина     
по месту пребывания носит административный характер и никоим образом не         
связан с вопросами владения, распоряжения и пользования жилыми помещениями,     
которые носят гражданско-правовой характер.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Две руки: Лекарева и Локоть.   
Всех я увидел?                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Прозвучала информация, что пять тысяч триста обращений и ни        
одного нарушения, прозвучала информация о том, что всё защищено. У меня         
сомнения в этом отношении, в отношении этой информации, потому что у меня,      
как депутата, достаточно много обращений по поводу мошеннических действий по    
этому вопросу. В частности, прошёл сюжет о неприятностях у нашей коллеги        
Светланы Сергеевны Журовой, где она сетовала, кстати, на несовершенство         
нашего законодательства, говорила, что надо его совершенствовать.               
                                                                                
В связи с этим вопрос к Оксане Генриховне: есть ли какие-то примеры и           
статистика у вас, потому что приводят статистику против вашей аргументации?     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста, Дмитриевой.                
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Нет, у меня нет статистики по поводу того, что уже              
использована именно эта форма для мошеннической регистрации, то есть через      
единый государственный портал, но сами действия Федеральной миграционной        
службы уже сейчас говорят о том, что такие злоупотребления вполне возможны.     
Ведь что говорили и коллега Плигин, и уважаемый представитель правительства?    
Говорили, что сама Федеральная миграционная служба отказалась от                
уведомительной регистрации по месту пребывания и по месту жительства на         
едином портале. После всех этих дискуссий, после нашего заявления своими        
разъяснениями, не постановлением, а своими разъяснениями Федеральная            
миграционная служба сказала: нет, не через единый портал, а, пожалуйста,        
приходите сами, приносите документы, лично удостоверяйте подпись. То есть они   
сами от этого отказались, но отказались в виде отдельных разъяснений и          
указаний. Так давайте тогда напишем это в постановлении правительства! Почему   
в постановлении правительства одно - электронно-уведомительный порядок, а       
требования личного прихода, предоставления всех документов, личной подписи в    
каких-то разъяснениях? Вот сам факт...                                          
                                                                                
А заявления Федеральной миграционной службы о том, что для того, чтобы у вас    
никто не прописался, заранее оставляйте заявление в ФМС, что вы категорически   
возражаете против того, чтобы к вам прописывались и регистрировались через      
единый электронный портал?!                                                     
                                                                                
Я не говорю, что тут был злой умысел со стороны тех, кто готовил это            
постановление, но они сами вынуждены были отказаться от этой идеи на данный     
момент времени. То же, что говорим и мы, только мы говорим, что давайте это в   
постановление запишем, а не в каких-то разъяснениях.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, пожалуйста, ваше мнение.             
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Оксана Генриховна, уважаемые коллеги! Прежде всего, я    
хотел бы обратить внимание на то, что никто не отказался от осуществления       
данных процедур. Таким образом, граждане вправе уведомлять орган                
регистрационного учёта о сроке и месте пребывания в той форме, которая          
предусмотрена изменениями, внесёнными 885-м постановлением, то есть это право   
имеется, хочу обратить на это внимание.                                         
                                                                                
Второй момент очень важный - вы действительно соглашаетесь с тем, что в         
настоящее время такого рода нарушений нет.                                      
                                                                                
И третий момент, на который я хотел бы обратить внимание. Те ситуации,          
которые приводил в пример наш уважаемый коллега Анатолий Евгеньевич Локоть,     
не были связаны с данной процедурой, с возможностью использования электронных   
способов в связи с оказанием данной государственной услуги. То есть, таким      
образом, это не укладывается в эти вещи.                                        
                                                                                
Что касается Федеральной миграционной службы. Реагируя в том числе на те        
пожелания, которые ранее вами высказывались, создан ещё один, если угодно,      
страховочный механизм дополнительного характера, явно защищающий, явно          
гарантирующий, условно говоря, и без того уже гарантированные интересы,         
исключительно на тот период, когда происходит привыкание к использованию        
новых форм оказания государственных услуг.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лекарева Вера Александровна, ваш вопрос.                  
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Спасибо большое, Борис Вячеславович.                                            
                                                                                
У меня вопрос к Владимиру Николаевичу. Владимир Николаевич, в недавнем          
выступлении Владимир Владимирович Путин указал, что у ряда жителей              
Подмосковья незаконно зарегистрировано большое количество приезжих,             
мигрантов. Поэтому у меня вопрос: как постановление № 885 защищает наших        
граждан? Всё, что вы сейчас говорите, не утешает тех людей, у которых           
оказались прописаны, зарегистрированы непонятные люди, в том числе и нашу       
Светлану Журову, о которой вы говорите, что её случай к этому не относится.     
Скажите, а как вообще защититься от этого, если зампредседателя                 
Государственной Думы приезжает в Петербург и обнаруживает у себя в квартире     
шесть незаконных постояльцев?                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич.                          
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Вера Александровна, я хотел бы остановиться на этом      
вопросе ещё раз и обратить внимание на то, что к предмету 885-го                
постановления не относятся вопросы регистрации иностранных граждан и лиц без    
гражданства, они такого рода услугой пользоваться не могут. Все вопросы,        
которые касаются регистрации иностранных граждан, регулируются законом "О       
миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской       
Федерации", то есть иным специальным законом. Кстати, его последняя,            
действующая редакция - от 20 марта 2011 года. В данном законе устанавливаются   
требования к порядку регистрации иностранных граждан и, совершенно              
естественно, в случае несоблюдения этих требований предусматриваются            
возможности реагирования для российских граждан.                                
                                                                                
С моей точки зрения, действительно могут иметь место случаи злоупотребления,    
они нуждаются в исследовании. Есть необходимость в изучении действий тех        
должностных лиц, которые ненадлежащим образом проводят регистрационные          
процедуры, в рамках другого производства. Если вы считаете необходимым          
изменить закон "О миграционном учёте...", чтобы гарантировать дополнительно     
соблюдение интересов граждан, мы готовы эту тему обсуждать, хотя в принципе     
он достаточно стабильно работает. Действительно, к сожалению, имеют место       
случаи множественной регистрации иностранцев на площадях российских граждан,    
но скорее с добровольного согласия этих российских граждан. Ещё раз             
подчеркну: это другая проблема, и мы пытаемся её регулировать.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить кому-либо? Записался один депутат,              
Жириновский Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Оксана Генриховна, они не поддержат ваш проект                
постановления. Вы могли бы использовать эту тему, задумку вашу, правильно,      
хотя бы придать ей политический характер, а вы пошли по их схеме. Вот           
представитель правительства выступал - я не понял, зачем он выступал. Он не     
докладчик по этому вопросу, а сделал доклад ещё более развёрнутый, чем          
содоклад председателя комитета.                                                 
                                                                                
Мы просто не понимаем друг друга, не слышим, о чём говорим! Я утром говорю,     
что в Кемеровской области запретили митинги оппозиционным партиям, - депутат    
говорит: нет, разрешили. И мы здесь в течение получаса не можем понять, кто о   
чём говорит. Я говорю про запреты, он - про разрешение. Да, есть разрешение,    
но я говорю о запретах! Он этого не слышит, не слышит меня и скорее бросается   
защищать... Митинги были, но у тех, кому разрешили, а я говорю о тех, кому      
запретили, кого бросали в автобусы, но он всё не понимает и как будто в шахте   
уголь рубит, как Стаханов: 107 тонн уже, 108 тонн!                              
                                                                                
То же самое здесь у вас. Вы в преамбуле должны были сказать, что режим          
регистрации - лучше бы сохранить старое название, "режим прописки", русское     
слово: "прописан", "не прописан" - был одной из причин неразвитости нашей       
страны. Мы не могли, имея прописку в одном городе, работать в другом, и         
получить её было очень трудно. В этом смысле была польза для борьбы с           
преступностью и чтобы не получали жильё просто так понаехавшие: кое-кто         
приезжает кое-куда. Была чистота, но на экономике это сказалось отрицательно.   
Правильно подмечаем мы с вами, что в этом постановлении правительства, 885-м,   
дано куда больше свобод. И в целом мы разрешаем пользоваться... Электронное     
правительство полностью поддерживаем, кроме режима прописки: здесь              
правительство совершает ошибку. Автор просто просит их: мол, ребята, может      
быть, можно нам чуть побольше прав дать? Это ничуть не поможет, мы должны       
требовать восстановить режим прописки в крупных городах: в Москве,              
Петербурге, Сочи, в центрах федеральных округов. Никакого электронного          
правительства здесь не должно быть! Представитель комитета говорит: тут всё в   
порядке, всё разъяснено. Неужели вы в комитете - вы же юристы! - не видите,     
что есть противоречие? Электронное правительство говорит: обращайтесь через     
сайт, давайте информацию, выходите на этот портал, а ФМС говорит: нет, туда     
вы вышли, а теперь к нам снова придите с паспортом, с пропиской, с договором    
купли-продажи, с выпиской из домовой книги, подтвердите, что вы собственник     
или вы имеете право кого-то прописать. Ведь об этом же говорят вам здесь! И     
комитет не видит, что есть противоречие в действиях правительства. Они же, с    
одной стороны, правильно может быть, издают ультралиберальное постановление:    
всё, пожалуйста, из дома выписывайтесь, прописывайтесь, решайте свой            
административный статус... Мы не говорим об уголовной ответственности, о        
гражданско-правовой, здесь именно административная сторона: кто кого может      
прописать и выписать. Значит, представитель правительства должен был сказать:   
да, у нас здесь ошибка, ФМС что-то там перегибает или у нас, в правительстве,   
выпустили неправильное постановление. Поэтому как раз актуально то, что         
предлагает депутат Дмитриева, она говорит: давайте попросим правительство       
вернуться к этому постановлению. Ей говорят: нет, оснований нет. Я не понимаю   
вас, о чём вы говорите: как нет оснований, когда жалобы по всей стране?! Ведь   
кроме вот такого электронного способа прописать, выписать и при старом          
способе кто-то дал право кого угодно прописывать в неограниченном количестве,   
кто-то снял ограничения. При советской власти вы не могли прописать             
посторонних лиц вообще, родственников только - родителей, при условии что они   
всё сдали, выписались, или мужа или жену - всё! Из-за этой прописки у людей     
горе было, вступали в брак из-за прописки. Анекдот даже был такой: "Женился     
окнами на юг!" Вот наконец въехал человек в квартиру очередной жены, и окна     
на юг у него, его не жена интересует.                                           
                                                                                
То есть здесь есть проблема, и поэтому в постановлении должна быть не жалоба:   
давайте наведём порядок, а предложение вернуться к старому порядку. Не к        
советскому, но надо найти вариант жёсткого регламента в этом вопросе: только    
личное присутствие, только собственник должен прийти в ФМС, сказать, что да,    
я прописываю этого человека, и сказать, кто он - родственник, дальний           
знакомый, на какой срок. И без всякого права на эту площадь! Но мы этого        
ничего не делаем. Мы сегодня дали право собственнику неограниченно              
выписывать, прописывать. Когда семья единая, проблемы нет. А если они           
разошлись? Тогда он или она выкидывает всех с этой площади, и люди остаются     
на улице. Это тоже правильно сделало наше правительство?! Это сколько           
людей!.. Вот показывали мать с сыном-инвалидом - ночуют на лестничной           
площадке. Это потому, что провели несколько операций и получилось так, что      
они якобы вообще уже не собственники этой квартиры. Сколько мошеннических       
схем! То есть здесь есть недоработка правительства и ФМС. У нас огромное        
количество людей страдают из-за этого, незаконно лишены прописки. Даже          
близкие родственники в любой момент выпишут или в любой момент пропишут. Что    
мы за режим такой установили?!                                                  
                                                                                
Да, сегодня вы говорите: нет жалоб, всего пять тысяч поступило заявлений. Так   
те, чьи права уже нарушены, пока об этом не знают! Подождите, когда они         
узнают, тогда пойдёт поток - тысячи жалоб. Они просто не должны ходить и        
проверять, кто сегодня дополнительно прописан на их площади или был прописан    
и уже выписан. Здесь, конечно, очень плохо у нас дела обстоят: не защищены      
права наших граждан. А самое главное, вот эта непонятная вещь: электронная      
или всё-таки сохраняется прежняя?.. Вы совместили: в электронном виде делай     
любые заявления, но всё равно приходи лично с документами. Какой смысл тогда    
в этом электронном правительстве? Нам представитель правительства говорит:      
да, это надо. Мы согласны, надо, но что вы сделали? Вы же сделали смешанный     
вариант, когда вводится электронная и сохраняется, остаётся старая система.     
Тогда в чём плюс? Скорости нет... И даже при старой системе и                   
коррупционер-нотариус, и коррупция в ДЭЗе, в ЖЭКе - любые документы получите,   
и сговор участкового полицейского, врача-психиатра - людей объявляют            
сумасшедшими, сколько людей вывезли за 101-й километр. Всё делается вот в       
последние двадцать лет. Это же всё прямой удар по нашим гражданам! И это их     
уводит из жизни досрочно, создаёт разлад в семье. Даже доходит до великих,      
известных артистов, которых мы знали десятилетиями, великие артисты...          
Говорят, она вот проживает в доме престарелых, какая-то там балерина, её        
выкинули родственники, дети, какой-то там сожитель всё забрал себе... То        
есть, с одной стороны, проводим либерализацию законодательства, но этим снова   
ухудшаем положение собственника, арендодателя, ответственного                   
квартиросъёмщика. Надо наводить порядок. Правильно делает Дмитриева. Мне        
особенно жалко эту фракцию: идёт процесс распада, что, конечно, не самый        
лучший вариант. "Майскими короткими ночами" закончится битва за право быть      
где-то. Нельзя же добивать так фракцию! Хотя бы взяли пошли навстречу,          
приняли бы обращение с оговорками. Может быть, это последний документ из        
фракции исходит, а напоследок вы, как говорится, мордой об лавку, что нельзя.   
Вполне можно было бы пойти навстречу, тем более что она была ярым противником   
Миронова, она его и доконала в конце концов.                                    
                                                                                
В этом смысле я считал бы правильным поддержать данный проект постановления,    
потому что я, как юрист, исхожу из того, что это у нас самый злободневный       
вопрос. Вы понимаете, Российская Империя рухнула только по одной причине -      
крепостное право, всё! Если бы его не было у нас, как в Европе, была бы         
процветающая страна. Советский Союз: режим прописки и невозможность выехать     
за границу. Именно административные правила уничтожили нашу страну:             
прописаться нельзя, работать нельзя, жить нельзя, за границу нельзя! Вот        
поэтому люди в августе 91-го года не вышли защищать страну. Семимиллионная      
армия - нужно было выйти только! И ста тысяч москвичей достаточно было, но      
всё обрыдло из-за этих правил правительственных. Вот советское правительство    
такие правила установило, ничего нельзя было сделать, никуда нельзя пойти:      
штамп - паспорт, паспорт - штамп, нету штампа - на работу не возьмут, всё!      
                                                                                
Можно было бы вполне принять и заставить правительство всё-таки сделать         
нормальные правила регистрации, какие мы предлагаем, ЛДПР, - ужесточить! Нам    
здесь говорят, что, мол, сверхлиберальное... Прекратите любой либерализм! В     
нашей стране это нужно ужесточить, ввести режим жёсткой регистрации и           
прописки: только лично явиться, со свидетелями, никаким одиночкам ничего не     
оформлять! Людей обманули, накачали наркотиками... Наоборот, надо ужесточить    
и издать новые правила, а ФМС указать на то, чтобы прекратили заезд сюда        
иностранных рабочих по всяким квотам.                                           
                                                                                
Давайте перерыв сделаем и посмотрим, где у нас остановится работа без           
иностранных рабочих. Может быть, нигде ничего не остановится, значит, они у     
нас лишние были, а где остановится, подумаем, надо ли там строить это...        
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович, присаживайтесь.              
                                                                                
Заключительное слово. Пожалуйста, Оксана Генриховна, есть необходимость? Нет.   
Плигин? Тоже нет.                                                               
                                                                                
По ведению - Журова Светлана Сергеевна.                                         
                                                                                
ЖУРОВА С. С., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, мне просто хотелось сделать одно пояснение. Дело в том,      
что в последнее время упоминалось о регистрации у меня определённого            
количества людей. Так вот, к данному постановлению это никакого отношения не    
имеет, чтобы просто все знали об этом. И всё, что было сделано мошенническим    
образом, были прописаны ко мне люди, - это было по каким-то старым схемам,      
которые использовались сотрудниками, и это выясняет сейчас прокуратура. И как   
только она выяснит, я думаю, что сделаю публичное заявление, как всё-таки это   
произошло. Думаю, что нам этим надо заниматься, но комментировать               
постановление не берусь, потому что ко мне, именно к моему случаю никакого      
отношения это не имеет.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за разъяснение. Выносим данный вопрос на "час     
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3283 по 3303 из 4845
Пункт 4, проект постановления "Об обращении Государственной Думы Федерального   
Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской          
Федерации В. В. Путину о признании утратившими силу отдельных положений         
Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного     
учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской           
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за               96 чел.21,3 %                                    
Проголосовало против           24 чел.5,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    120 чел.                                          
Не голосовало                 330 чел.73,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.