Заседание № 162
16.04.2014
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 497888-6 "Об отчёте о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2013 году".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1403 по 2511 из 5668
2-й вопрос повестки, об отчёте о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2013 году. Совет Думы предлагает порядок рассмотрения этого вопроса, он у вас перед глазами. Нет возражений? Принимаем. Приглашаю к микрофону Председателя Счётной палаты Российской Федерации Татьяну Алексеевну Голикову. Пожалуйста. ГОЛИКОВА Т. А., Председатель Счётной палаты Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты, добрый день! В своём выступлении я хочу обозначить не только итоги деятельности Счётной палаты за 2013 год, но и итоги нашей совместной плотной работы с комитетами Государственной Думы и депутатами; безусловно, остановлюсь на четвёртом квартале и на периоде, когда существенно поменялся состав ведомства и вступил в силу новый закон "О Счётной палате Российской Федерации". Напомню, что законом палате был дан статус высшего органа внешнего государственного аудита и существенно расширен перечень функций и задач, которые решает Счётная палата Российской Федерации. Обращаю внимание, что вам представлен сводный отчёт о работе за 2013 год и кроме того представлены отчёты аудиторов по всем аудиторским направлениям. В 2013 году Счётная палата осуществляла системный мониторинг реализации общегосударственных, отраслевых и региональных концепций, стратегий и программ развития с учётом задач, которые были поставлены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Важнейшим направлением деятельности в 2013 году было проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых позволили оценить степень реализации стратегических целей и приоритетов нашей страны, определённых Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации; проведён комплекс мероприятий, которые связаны с реализацией майских указов президента от 2012 года. В ноябре 2013 года в связи с тем, что сформировался новый состав Счётной палаты, Коллегией Счётной палаты были утверждены стратегия на все шесть лет деятельности этого состава и основные, приоритетные направления деятельности на 2014-2016 годы. Теперь что касается цифр. В 2013 году было проведено 470 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 134 мероприятия - в четвёртом квартале. Мероприятиями было охвачено 1056 объектов в 78 регионах Российской Федерации. По поручениям и обращениям палат Федерального Собрания проведено 43 мероприятия, в том числе по обращениям депутатов Государственной Думы - 22 мероприятия. О результатах проверок Счётная палата регулярно информирует Федеральное Собрание и доводит их до сведения руководителей федеральных органов государственной власти. Общая сумма выявленных нарушений и недостатков при поступлении и расходовании средств бюджетной системы, при распоряжении, управлении госсобственностью составила в 2013 году 722,9 миллиарда рублей. Вскрыты нарушения бюджетного законодательства на сумму 384,2 миллиарда рублей, законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд - на сумму 233,3 миллиарда рублей, объём нецелевого использования бюджетных средств составил 3,9 миллиарда рублей. Основная сумма по наиболее значительной категории нецелевого использования бюджетных средств приходится на нарушения в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в рамках расходования государственных средств на реализацию подпрограммы "Создание системы кадастра", общая сумма нарушений составила 42,3 миллиарда рублей, причём она касается периода не только 2013 года, но и периода 2009-2011 годов. Основная доля нарушений в сфере бюджетного законодательства - это несоблюдение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств (173,3 миллиарда рублей), а также оплата денежных обязательств с превышением предельных размеров авансирования (30,9 миллиарда рублей). По итогам проведённых контрольных мероприятий Минфину России, главным распорядителям средств федерального бюджета направлено 366 представлений и одно предписание. Из общего количества представлений исполнено 290, часть исполнена частично, одно предписание Счётной палаты исполнено полностью. Важный фактор, который влияет на нашу деятельность, - это взаимодействие с правоохранительными органами. Вы помните, что новый закон изменил формат взаимодействия: правоохранительные органы теперь должны информировать Счётную палату по тем материалам, которые были направлены для принятия соответствующих решений. В этой связи мы со всеми правоохранительными органами заключили новые соглашения, и теперь работа строится на принципиально новой основе. Хочу сказать, что за 2013 год в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы направлено 114 материалов. Уважаемые коллеги, особо хотелось бы отметить весьма конструктивный характер нашего взаимодействия с парламентом после принятия нового закона и изменившийся характер взаимодействия с правительством - взаимодействие с правительством стало носить более предметный характер. Так, за четвёртый квартал 2013 года в правительство было направлено 28 обращений, из них по 24 обращениям даны соответствующие поручения и три по итогам года исполнены полностью. К сожалению, анализ исполнения поручений правительства свидетельствует о том, что уполномоченные органы исполнительной власти, в которых, как правило, выявлялись нарушения, не всегда оперативно реагируют на вынесенные представления и на необходимость принятия тех или иных мер реагирования. Сегодня политика нашего ведомства направлена не только на фиксирование состоявшегося нарушения, но и на предупреждение нарушений. Результаты проверок свидетельствуют о том, что значительное количество нарушений, с которыми связано недополучение доходов в бюджеты, лежит в плоскости неурегулирования проблем в действующем законодательстве. Хочу привести конкретные примеры, в том числе по нашей с вами совместной работе, и, возможно, обсудить какие-то планы на будущее. Так, нашли своё отражение в правительственных решениях и в законодательных актах предложения Счётной палаты по результатам проверок в сфере жилищно-коммунального хозяйства: был подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Жилищный кодекс, направленных на ограничение темпов роста платы за коммунальные услуги, а также принято решение о продлении деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ до 2018 года. В декабре на коллегии были рассмотрены результаты аудита эффективности использования средств, направленных на создание и развитие особых экономических зон: установлены факты неэффективного и нецелевого расходования средств уставного капитала, была отмечена необходимость доработки нормативно-правовой базы, усиления контроля за деятельностью управляющих компаний и за расходованием средств, направленных в качестве взносов, а также определения стратегии деятельности по обеспечению инвестиционной привлекательности особых экономических зон. В целях устранения законодательных пробелов в Минэкономразвития было направлено письмо о необходимости внесения изменений в закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Аналогичное поручение не так давно было дано вице-премьером Дмитрием Николаевичем Козаком. По количеству проведённых проверок в четвёртом квартале, когда мы уже работали в новом составе, лидировали такие направления, как национальная оборона, сельское хозяйство, охрана окружающей среды, рыболовство, а также недропользование. Я хочу сказать, что в сфере национальной обороны нарушения были выявлены в основном в ходе проверок 2011-2012 годов, о многих из них вы знаете, с результатами уже знакомы. В этой связи нами совместно с министром обороны было принято решение подписать соглашение о взаимодействии, часть проверок 2014 года инициирована самим Министерством обороны с целью выявить те пробелы и недостатки, которые сложились в системе. Что касается Министерства сельского хозяйства, о работе которого коллеги из профильных комитетов часто задавали вопросы и просили нас обратить на него особое внимание. По результатам проверок Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы не обеспечила должного эффекта: из 58 установленных паспортом базовых показателей было достигнуто только 35, и связано это с типичными проблемами, которые возникают при реализации госпрограмм и о которых мы уже в этом зале неоднократно говорили. Как правило, государственные программы, и госпрограмма развития сельского хозяйства не исключение, не увязаны со стратегическими документами развития страны, с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации. Минсельхоз как государственный заказчик госпрограммы не проводил качественный анализ принимаемых регионами обязательств по её реализации, а также запоздало принимал соответствующие нормативные акты. Также важно отметить, что в период реализации госпрограммы её ресурсное обеспечение не менялось, целевые показатели не корректировались. В 2008-2012 годах в уставный капитал Россельхозбанка при плановом показателе 9 миллиардов 700 миллионов рублей было направлено 79 миллиардов 300 миллионов рублей, при этом никакие показатели программы не поменялись. Важная тема, как я уже сказала, - охрана окружающей среды. Здесь проверялись финансирование и общая ситуация в связи с ликвидацией экологического ущерба, связанного с прошлой экономической деятельностью. Результаты контрольных мероприятий свидетельствуют о неурегулированности законодательства в этой сфере - это основная проблема. На основании рекомендаций Счётной палаты Минприроды был разработан и внесён на согласование в правительство законопроект о внесении изменений в закон "Об охране окружающей среды", но, к сожалению, мы по нему дали отрицательное заключение, и в настоящее время он дорабатывается. Огромное количество проблем, как вы знаете, существует в области рыболовства как на внутрироссийском, так и на международном уровне, и мы ожидаем, что новый менеджмент, который сейчас будет этой проблематикой заниматься в Министерстве сельского хозяйства и в Росрыболовстве, озаботится этой темой, и в Государственную Думу поступят соответствующие законопроекты. То же самое касается недропользования, но здесь надо отметить, что Министерство природных ресурсов и экологии планирует лишь частичные изменения в законодательство, которые необходимы, для того чтобы доходы бюджета увеличивались в большем объёме за счёт этих ресурсов, нежели они увеличиваются сейчас. Большой объём нарушений в части использования государственного имущества - это одна из главных проблем эффективного расходования бюджетных средств. Можно сказать, что эти нарушения, так сказать, сквозные, они проходят через все проверки, государство недополучает существенное количество денег. Обеспечение законности в этой сфере, как вы знаете, - важная задача, и нам приданы в этой связи дополнительные полномочия. Также особое, повышенное внимание уделяется финансовому контролю в сфере государственных и муниципальных закупок - это ещё одна сквозная тема, которая тоже проходит через все проверки. В прошлом году мы провели по этой теме более 150 проверок, которые затронули 257 заказчиков, было выявлено более 500 нарушений, как я уже сказала, на сумму 233 миллиарда рублей. Вы помните, что с 1 января 2014 года вступил в силу новый закон, - все коллеги возлагают на него большие надежды в части сокращения количества нарушений и оптимизации работы, но пока, по результатам первого квартала, к сожалению, каких-то выводов мы сделать не можем - наверное, ещё рано. Но тем не менее, понимая всю ответственность, которая в том числе ложится на нас, мы разработали и приняли методические рекомендации по проведению контрольных мероприятий в этой сфере и разослали их контрольно-счётным органам регионов Российской Федерации. Ещё одна важная тема, на которой я не могу не остановиться, - это мониторинг исполнения указов президента. Что касается 2013 года, то очевидно следующее (и это тоже неоднократно звучало): консолидированные бюджеты регионов нуждаются в дополнительных источниках поступлений, в закреплении за бюджетами на долговременной основе конкретных источников доходов, а также в дополнительной помощи в связи с реализацией майских указов президента. По первоначальной оценке, за девять месяцев 2013 года расчётный объём, который планировали регионы на исполнение майских указов президента, составлял 2 триллиона 200 миллиардов рублей. Крайне низкая обеспеченность финансовыми ресурсами наблюдается в Республике Ингушетия, в Кабардино-Балкарской Республике, в Забайкальском крае, в Ульяновской области, в Пермском крае, в Республике Мордовия, в Амурской области, в Чеченской Республике. Недостающие средства регионы пытаются найти за счёт оптимизации, как это и предусмотрено указами президента, но этих мер оказывается недостаточно. По итогам 2013 года регионы пересмотрели свои расчёты, и сумма по общей оценке стоимости исполнения указов была скорректирована в меньшую сторону почти на 150 миллиардов рублей. При этом регионы обоснованно отмечают ряд проблем, которые возникают при реализации указов, и это прежде всего отсутствие своевременного и достаточного методологического сопровождения со стороны федеральных органов исполнительной власти и единой методологической оценки тех или иных мероприятий, которые зафиксированы в указах президента. Должна отметить и позитивную динамику: ряд регионов опережающими темпами исполняет указы президента, и если в целом оценивать эту ситуацию, то потенциал для исполнения майских указов президента есть. Новая тема, которая появилась в работе Счётной палаты, особенно в четвёртом квартале, - это заключения на законопроекты, которые поступают из Государственной Думы. В четвёртом квартале - это был практически декабрь - в Счётную палату поступило 149 законопроектов, по восьмидесяти из них, непосредственно относящимся к нашей компетенции, были даны соответствующие заключения. Как вы знаете, Счётная палата принимает активное участие в процессе обсуждения законодательства по бюджету - это, безусловно, основная тема, которой мы занимаемся. Несколько слов о нашей международной деятельности. Счётная палата является членом управляющих советов трёх международных организаций - международной, азиатской и европейской, что свидетельствует о беспрецедентно высоком авторитете высшего органа финансового контроля Российской Федерации, и мы принимаем активное участие во всех мероприятиях. Благодаря активной позиции российской делегации на последнем, XXI Конгрессе ИНТОСАИ в октябре Счётная палата Российской Федерации содействовала вступлению в эту организацию Счётной палаты Республики Таджикистан. Необходимо отметить и такое важное событие, как принятие решения о вступлении Счётной палаты Крыма в состав Совета контрольно-счётных органов при Счётной палате Российской Федерации. Понятно, что предстоящий переходный период, в течение которого будут регулироваться все вопросы интеграции новых субъектов в состав России, является очень сложным и ответственным. Счётной палате Крыма и города федерального значения Севастополя будет оказана всесторонняя помощь и поддержка по вопросам реализации федерального законодательства о внешнем финансовом контроле, в формировании единой методологии деятельности и в подготовке кадров. Мы планируем подключиться к контролю за выполнением программ социально-экономического развития регионов ещё на начальном этапе их реализации с целью обеспечения прозрачности финансирования. Уважаемые коллеги, Счётная палата сформировала масштабный план на 2014 год, он включает в себя более 500 мероприятий. Костяк этого плана составляют предложения депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Повышенное внимание будет уделяться мониторингу и контрольным мероприятиям по исполнению указов президента. Нашими проверками будет охвачено значительное количество главных распорядителей бюджетных средств, кроме того, будут затронуты государственные корпорации, а также важнейшие акционерные общества с государственным участием, среди них "Российские железные дороги", "Газпром", Росавтодор, "Особые экономические зоны"). Я внимательно проанализировала - мои коллеги-аудиторы докладывали - результаты рассмотрения нашего отчёта профильными комитетами: большинством профильных комитетов были высказаны пожелания относительно контрольных мероприятий, которые Счётная палата должна провести в 2014 году. Должна сказать, что большинство предложений, высказанных Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Комитетом по обороне, Комитетом по охране здоровья, Комитетом по науке и наукоёмким технологиям, Комитетом по земельным отношениям и строительству, все те проблемы, которые они перечислили в своих предложениях, фактически получили отражение в плане работы Счётной палаты на 2014 год. И наконец, уважаемые коллеги, пользуясь случаем, хочу сказать несколько слов по теме, которая, возможно, не относится к отчёту по 2013 году, но косвенно с ним связана, поскольку в конце 2013 года мы с вами достаточно активно рассматривали вопросы и по исполнению федерального бюджета за 2013 год, и по поправкам в бюджет за 2013 год, которые были осуществлены в четвёртом квартале 2013 года. К сожалению, наш мониторинг ситуации - в самое ближайшее время мы представим вам данные оперативного отчёта уже за первый квартал 2014 года - свидетельствует о том, что пока по-прежнему фиксируется негативная практика низкого уровня исполнения федерального бюджета в первом квартале отдельными главными распорядителями: по двадцати шести главным распорядителям исполнено менее 15 процентов бюджетных ассигнований. Показатели исполнения ФЦП в первом квартале 2014 года составили 11 процентов годовых бюджетных ассигнований, в то время как в первом квартале прошлого года было 12,2 процента, по 13 федеральным целевым программам финансирование в первом квартале практически не осуществлялось. И ещё одна тема, на которую я хотела бы обратить внимание, связана с перечислением субсидий в регионы Российской Федерации. Дело в том, что сам закон - я имею в виду закон о бюджете - говорит о том, что все средства должны быть перечислены, а все нормативные документы должны быть приняты до 1 апреля 2014 года. К сожалению, этого не произошло: по 36 субсидиям - а это порядка 90 миллиардов рублей, или 27,4 процента общего годового объёма субсидий, - пока нет нормативных актов, ну и, соответственно, средства не перечислены в субъекты Российской Федерации. Несколько замечаний было высказано по поводу формата отчёта. Хочу сказать вам, что начиная с 2014 года формат отчёта будет принципиально изменён, и я надеюсь, что все те предложения, которые высказали профильные комитеты, будут учтены в новом отчёте, за 2014 год. Ещё раз хочу поблагодарить вас за конструктивное сотрудничество и надеюсь, что таким же оно останется и в будущие годы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Алексеевна, присаживайтесь. С содокладом выступает Юрий Викторович Васильев. ВАСИЛЬЕВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, уважаемая Татьяна Алексеевна, уважаемые аудиторы Счётной палаты! Татьяна Алексеевна в своём докладе подробно рассказала об основных итогах деятельности Счётной палаты в 2013 году. Сразу хочу подчеркнуть, что 2013 год стал для Счётной палаты значимым: была принята новая редакция Федерального закона "О Счётной палате...", были внесены изменения в Бюджетный кодекс, определившие дальнейшее развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля, - Счётной палате был придан статус постоянно действующего высшего органа внешнего государственного финансового контроля, существенно расширен перечень её задач, функций, полномочий в области финансового контроля, что возложило на Счётную палату ещё большую ответственность: к контрольной и экспертно-аналитической функциям Счётной палаты добавилась функция экспертизы государственных программ и крупных проектов, которые финансируются из федерального бюджета. В 2013 году большое внимание Счётной палаты было уделено вопросам обеспечения обороноспособности, безопасности, правоохранительной деятельности. Было проведено 54 контрольных мероприятия на 123 объектах, объём выявленных финансовых нарушений в расходовании средств федерального бюджета составил 274,7 миллиарда рублей. В 2013 году Счётная палата продолжила инициированную в 2012 году депутатским корпусом проверку законности и эффективности расходования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ и средств долевого финансирования, направленных на капитальный ремонт многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Итоги проверок показывают, что в регионах отсутствует достоверная информация о реальных объёмах аварийного жилья, а также о фактическом состоянии инженерных систем, субъектами Российской Федерации совместно с фондом ЖКХ не сформированы объективные программы полной ликвидации ветхого и аварийного жилья. Значительное внимание Счётной палатой в 2013 году было уделено вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом. При проведении проверки реализации ФЦП "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимости..." было установлено, что более половины всех выделенных средств израсходовано Росреестром с нарушением требований законодательства Российской Федерации, общая сумма выявленных нарушений составила 23,8 миллиарда рублей. Также выявлены системные недостатки в управлении недвижимым имуществом за рубежом и установлено, что в реестре федерального имущества учтено только 62 процента общего количества объектов недвижимого имущества за рубежом. В 2013 году Счётная палата продолжила мониторинг эффективности мер государственной поддержки, направленных на повышение устойчивости российской экономики. Так, проведённый аудит эффективности использования государственных средств, направленных на создание и развитие особых экономических зон, показал, что до настоящего времени отсутствует документ, определяющий стратегию развития особых экономических зон, конкретные цели и задачи в этой области. Аудит эффективности реализации мероприятий подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" ФЦП "Развитие транспортной системы России..." показал, что за семь лет реализации (с 2006 года по 2012 год) не завершено строительство ни одного из 19 комплексных объектов транспортной инфраструктуры. Результаты контрольного мероприятия Счётной палаты по проверке результативности исполнения федеральными органами исполнительной власти общегосударственных программных документов в области обеспечения развития авиационной техники в интересах региональных и местных авиаперевозок показали, что поставленные президентом задачи развития авиастроительной отрасли, расширения парка самолётов отечественного производства, региональных и местных авиаперевозок и аэродромной и аэропортовой инфраструктуры к настоящему времени тоже не решены. Целый комплекс контрольных мероприятий был проведён в области природопользования, недропользования и охраны окружающей среды, о чём уже говорила Татьяна Алексеевна. Всего Счётной палатой в 2013 году было проведено 348 контрольных мероприятий. При этом следует отметить, что в 2013 году усилилась экспертно-аналитическая деятельность Счётной палаты. Из 122 экспертно-аналитических мероприятий хотелось бы отметить такие, как мониторинг эффективности управления и распоряжения федеральным имуществом... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полминуты добавьте. Укладывайтесь, пожалуйста. ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Спасибо. Буду заканчивать. ...анализ реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики в 2012 году и анализ развития межбюджетных отношений как фактора укрепления экономической безопасности государства. Хотелось бы в заключение сказать, что в этом году более активно осуществлялось рассмотрение отчёта о работе Счётной палаты в комитетах Государственной Думы: если в прошлом году от 16 комитетов поступили заключения, то в этом году 22 комитета представили заключения... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Викторович, присаживайтесь. Коллеги, время - 11.34, до перерыва осталось двадцать пять минут, и наверняка мы не успеем рассмотреть данный вопрос до конца, но я бы предложил не прерывать рассмотрение, я объявлю перерыв после того, как мы дискуссию завершим. В этой связи я бы предложил: выступления представителей фракций не по семь, а по пять минут. Нет возражений? Ставлю на голосование. Кто за данное предложение? (Шум в зале.) Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну голосуйте против, Николай Васильевич! Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 14 сек.) Проголосовало за 253 чел.80,6 % Проголосовало против 61 чел.19,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 0 чел.0,0 % Результат: принято Принимается. Переходим к вопросам. Алексей Викторович Корниенко, пожалуйста. КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ. Уважаемая Татьяна Алексеевна, я депутат от Приморского края, и хочу сказать, что дальневосточников волнуют вопросы энергообеспечения. Указом Президента России компании "РусГидро" поручено построить ТЭЦ на территории Дальнего Востока - в городе Советская Гавань, Сахалинскую ГРЭС-2 (первую очередь), Якутскую ГРЭС-2 (первую очередь), Благовещенскую ТЭЦ (вторую очередь), на реализацию этих проектов Правительством России в бюджете на 2013 год было предусмотрено 50 миллиардов рублей, а также направление соответствующих денежных средств четырёх энергетических компаний, находящихся в федеральной собственности. Вопросы: поступили ли указанные средства компаний? Сколько из 50 миллиардов рублей освоено и на какие цели? Если использовались не все средства, то почему? Из каких источников оплачиваются контракты на строительство? И достаточно ли у "РусГидро" средств на строительство названных четырёх объектов? ГОЛИКОВА Т. А. Уважаемый Алексей Викторович, вы знаете, что 50 миллиардов было выделено в 2013 году, в связи с решением Государственной Думы эти средства были под особым контролем на основе соглашения, которое было заключено, и в течение 2013 года в связи с отсутствием проектно-сметной документации средства "РусГидро" не расходовались, а находились на депозитном счёте Сбербанка. В соответствии с решением Государственной Думы мы ежеквартально мониторили эту ситуацию и ежеквартально представляли вам отчёт. В течение всего года, как я уже сказала, средства не использовались, и за 2013 год дополнительно за счёт процентов с депозитов было заработано 3,5 миллиарда рублей. Только в марте 2014 года средства начали расходоваться, и сведения об объёмах расходования этих средств по итогам первого квартала мы вам представим по завершении мониторинга, но могу сказать, что пока они незначительны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемая Татьяна Алексеевна, для нового состава Счётной палаты, который был сформирован только в сентябре прошлого года, было бы странным, конечно, отчитываться за деятельность своих предшественников, поэтому у меня немножко другого профиля вопрос. Вот вы знаете, что сейчас участились такие случаи: некоторые руководители дотационных регионов очень любят приобретать себе дорогие атрибуты и в связи с этим лишаются доверия президента. Не планирует ли Счётная палата в будущем анализировать размещённые на портале госуслуг заявки, чтобы, если увидит, что дотационный регион заказывает себе инкрустированные раковины или ещё что-нибудь такое, сразу же проводить проверку? Это первый вопрос. И второй: злые языки, которые, как вы знаете, страшнее пистолета, говорят, что вот эти валютные прыжки связаны с тем, что некоторые крупные российские банки, получив практически беспроцентный кредит в валюте у госбанка, решили таким образом улучшить своё благосостояние, - как вы это можете прокомментировать? ГОЛИКОВА Т. А. Что касается второго вопроса, у нас такой информации нет. Что касается проверок дотационных регионов, то мы их проводим в плановом порядке, а мониторинг закупок, которые должны осуществляться, в рамках нашей текущей деятельности ведётся соответствующим аудиторским направлением. Может быть, я вас несколько разочарую, но мы не можем, если фиксируются такие нарушения, часто выходить на внеплановые проверки, и мы стараемся в случае, если мы в регионе видим такого рода нарушения, рассматривать их в процессе плановой проверки, которая уже определена. Однако это не значит, что мы не откликаемся на просьбы депутатов, если они к нам обращаются с поручением проверить конкретные случаи, такие обращения были в 2013 году и есть в 2014-м. Соответствующую информацию мы коллегам представляем - вот совсем недавно представили информацию по Сахалинской области. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Петрович Водолацкий, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Татьяна Алексеевна, в связи с недавним вхождением в состав Российской Федерации двух новых субъектов - Республики Крым и города Севастополя - вопрос: каким будет участие Счётной палаты в интеграции новых субъектов в состав России? Есть ли уже у вас видение того, что нужно сделать для организации финансового контроля в новых субъектах в соответствии с российским законодательством и будут ли изменения в связи с этим в плане работы Счётной палаты на 2014 год? Например, какие объекты вам стоило бы взять под контроль с учётом планируемого строительства транспортной магистрали через Керченский пролив? ГОЛИКОВА Т. А. Уважаемый Виктор Петрович, я частично в своём выступлении на эти вопросы ответила: мы будем оказывать всяческое содействие формированию контрольно-счётных органов Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Мои коллеги уже были в командировке и в Республике Крым, и в городе Севастополе, для того чтобы обозначить основные позиции, по которым нашим коллегам сейчас нужно будет принять решения, и вопросы, по которым нам нужно будет совместно работать. Что касается проверочных мероприятий, то, я думаю, сейчас формировать планы по таким проверочным мероприятиям пока преждевременно, для начала должны быть сформированы в окончательном виде объёмы финансовой помощи по тем направлениям, которые будут определены как приоритетные, должны быть сформированы контрольно-счётные органы уже в соответствии с российским законодательством, исходя из Конституции, которая будет действовать в Республике Крым, и после этого мы с нашими коллегами, как и в случае с большинством регионов Российской Федерации, которые ранее вошли в состав России, заключим соответствующие соглашения и будем проводить параллельные и совместные контрольные мероприятия. Если потребуется внесение изменений в план работы на 2014 год, то мы это сделаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Крутов Андрей Дмитриевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Татьяна Алексеевна, у меня, как у члена профильного комитета, вопрос тоже связан с деятельностью "РусГидро". Мы действительно ранее договаривались о том, что на регулярной основе будет осуществляться контроль за использованием 50 миллиардов, в том числе и Государственной Думой. Так, вчера представители "РусГидро" докладывали на заседании Комитета по энергетике о ходе реализации проектов, и выяснилось, что к настоящему времени освоено 6,5 миллиарда рублей, но при этом бюджетных средств из них - только 980 миллионов, а остальные - это деньги компании. В связи с этим вопросы: когда будут сняты ограничения на использование бюджетных средств в полном объёме и как вы в целом оцениваете эффективность системы контроля за использованием данных бюджетных средств? ГОЛИКОВА Т. А. Уважаемый Андрей Дмитриевич, что касается тех объёмов, которые использованы, то по ним, как я уже сказала, вы увидите отчёт Счётной палаты за первый квартал 2014 года, поскольку всё расходование именно бюджетных средств было осуществлено в марте. Что касается разблокирования этих средств, то это не наша компетенция. Дело в том, что средства из бюджета уже ушли, они находятся на счёте "РусГидро" в Сбербанке и согласно тому соглашению, которое сейчас действует, расходуются по мере выполнения работ, которые осуществляет "РусГидро". Насколько эффективна эта схема? Наверное, применительно к той ситуации, в которой эта схема сложилась, она эффективная, так как не позволяет использовать эти средства на какие-то иные цели, но, я думаю, этого в планах и не было. Что касается в целом эффективности системы взносов в уставные капиталы, я считаю, что та практика, которая сложилась за последние годы, - практика порочная, поскольку средства, вкладываемые в уставные капиталы, в течение одного-двух лет, как правило, не используются, они находятся на депозитах, на них начисляются проценты, которые по закону справедливо считаются средствами компаний, но с таким же успехом казначейство могло бы размещать их на рынке, а проценты тогда бы поступали в доходы федерального бюджета с возможностью расходования на иные цели. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемая Татьяна Алексеевна, ну, мы действительно приняли новую редакцию закона о Счётной палате, если можно так выразиться, переформатировали состав Счётной палаты, а вот недавно были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Вы в своём докладе вкратце отметили несколько моментов: и исполнение бюджета в первом квартале, и перечисление субсидий в регионы - всё это срывается, в общем-то, правительством. Нельзя ли узнать конкретнее, каковы результаты этой проверки и использования этих норм Кодекса об административных правонарушениях и какие меры Счётная палата принимает в связи с внесением этих изменений? ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо, Сергей Николаевич, за вопрос. Действительно, в прошлом году были приняты системные изменения в бюджетное законодательство и в Кодекс об административных правонарушениях, которые наделили инспекторов Счётной палаты правом составлять протоколы об административных правонарушениях по определённому составу нарушений. К сожалению, в 2013 году эта норма не реализовывалась Счётной палатой, здесь сложно сказать почему, но в 2014 году мы приняли изменения во внутренний стандарт работы Счётной палаты и уже дали поручение своему инспекторскому составу этой работой заниматься. При этом я обращаю внимание, что мы сейчас начали большую проверку исполнения бюджета 2013 года, и естественно, о первых результатах нашей работы по составлению протоколов об административных правонарушениях, о соответствующих штрафах и, возможно, о соответствующих судебных решениях вы узнаете уже по итогам работы по контролю за исполнением бюджета 2013 года. Я думаю, что там будет выявлено достаточно большое количество нарушений, как бы ни неприятно было это говорить, поскольку на тот момент таких составов не было, а сейчас эти правонарушения подпадают под административные санкции. Но безусловно, в каждом индивидуальном случае мы будем разбираться, составлять доказательную базу и решать, было ли то или иное административное правонарушение совершено, и, естественно, будем информировать об этом парламент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемая Татьяна Алексеевна, хотелось бы услышать вашу оценку, оценку Счётной палаты, деятельности правительства в вопросе деоффшоризации российской экономики, в вашем докладе, кстати, эта тема сегодня не прозвучала. У нас все госкомпании - в оффшорах, госзакупки - в оффшорах, все криминальные сделки с государственным имуществом - тоже с использованием оффшорных схем, при этом правительство занимает формальную позицию. Вот мы подписали соглашение с Кипром, например, с Мальтой недавно подписали, но исполнение этих соглашений абсолютно не контролируется, и более того, на вопрос, какой будет эффект для российской экономики - положительный или отрицательный, правительство не может ничего ответить. В июне 2013 года фракцией ЛДПР внесён законопроект, на который отзыв правительства до сих пор не получен. У нас что, поменялся вектор? Ну тогда нужно об этом говорить во всеуслышание, предупредить об этом население и... (Микрофон отключён.) ГОЛИКОВА Т. А. Уважаемый Антон Анатольевич, я бы не хотела здесь оценивать деятельность правительства по этому поводу, это не моя сфера компетенции, в данном случае я оцениваю деятельность нашего органа в этом вопросе. Я считаю, что все поручения по деоффшоризации российской экономики, которые даны президентом, должны быть исполнены, в том числе и внесение изменений, которые требуются, в законодательство, включая налоговое. Что касается нас, то мы в предварительном порядке, понимая, что нужно будет реагировать на подобного рода факты, уже сейчас в рамках контрольных мероприятий, которые проводим, если видим, что средства уводились в оффшоры, фиксируем все эти позиции. Одновременно мы будем участвовать в той работе, которую проводит Министерство финансов по формированию соответствующих законодательных инициатив. Что касается закупок и возможного ухода соответствующих бюджетных средств в оффшорные зоны, профилактическая работа в этом направлении тоже сейчас проводится Счётной палатой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Иванович Макаров. МАКАРОВ Н. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Татьяна Алексеевна, как известно, в соответствии с новым Федеральным законом "О Счётной палате Российской Федерации" и с изменениями, внесёнными в статью 108 Регламента Госдумы, Счётная палата наделена новыми полномочиями по подготовке экспертных заключений на поступающие в Госдуму законопроекты. Скажите, пожалуйста, изменилась ли нагрузка Счётной палаты в этой связи? И каковы первые результаты экспертизы законопроектов? Есть ли уже примеры того, как позиция Счётной палаты помогла избежать возможных рисков, ошибок при принятии законов? ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо, Николай Иванович, за вопрос. Я в своём докладе коснулась этой темы. В четвёртом квартале к нам поступило 149 проектов законов, на восемьдесят из которых мы в части своей компетенции дали соответствующие заключения. Я надеюсь, что эта наша работа положительно скажется на тех решениях, которые принимают профильные комитеты Государственной Думы, рекомендуя принять тот или иной законопроект в первом и в последующих чтениях. Что касается организации этой работы в принципе, у нас, безусловно, появилась дополнительная нагрузка, поскольку штатная численность Счётной палаты не менялась, мы делаем это всё тем же составом. Что касается регламента работы, то практику эту мы сейчас нарабатываем. Хочу сказать, что есть законопроекты, которые носят очень серьёзный, системный характер, но иногда выделяется недостаточно времени для их качественной проработки, вот здесь, наверное, есть о чём подумать вместе с Советом Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Владимирович Ушаков. УШАКОВ Д. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемая Татьяна Алексеевна, 28 февраля этого года на ваше имя депутатами всех четырёх парламентских фракций было направлено обращение, в котором в том числе выражена просьба о проведении Счётной палатой в 2014 году контрольных мероприятий по проверке целевого использования Федеральной таможенной службой бюджетных средств на информационно-технологическое обеспечение, - в ответ были получены отчёты и иные материалы по итогам проведённых в 2012-2013 годах Счётной палатой мероприятий, не имеющих никакого отношения к вопросам, поставленным в обращении 101 депутата Государственной Думы. Кроме того, не получены результаты контрольных мероприятий, проведённых Счётной палатой в 2014 году и уже утверждённых на коллегии, в частности, речь идёт о проверке автоматизированной системы "Витязь", которая, по имеющимся сведениям, неработоспособна. В этой связи прошу вас ответить, будет ли исполнено обращение сто одного депутата Государственной Думы в разрезе тех вопросов, которые были в нём поставлены. ГОЛИКОВА Т. А. Дмитрий Владимирович, у нас запланировано на основе обращения депутатов соответствующее контрольное мероприятие в 2014 году. Те материалы, которые мы направили, мы посчитали возможным направить для того, чтобы у вас была информация по этим вопросам пока, до завершения того контрольного мероприятия, которое мы запланировали по вашему обращению. Что касается мероприятия по проверке информационной системы "Витязь", проведённого в 2014 году, то его итоги планируется рассмотреть на ближайшей коллегии, то есть 18 апреля, и после рассмотрения материалы будут направлены в Государственную Думу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Алексеевна. Вопросы все заданы и ответы получены, переходим к выступлениям представителей фракций. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые аудиторы, уважаемые коллеги! В специфических российских условиях Счётная палата сегодня является основным источником достоверной информации об исполнении и о расходовании государственного бюджета. Отчёт палаты за 2013 год читается, как захватывающий криминальный роман: выявленные нарушения при расходовании средств бюджета и управлении государственной собственностью потянули на 722 миллиарда рублей (это, правда, несколько ниже, чем за предыдущий период), вывоз капитала в первом квартале 2014 года составил уже 50,6 миллиарда долларов, хотя за весь 2012-й было вывезено 53,9 миллиарда. Я вам напомню, что госпожа Набиуллина вот с этой трибуны заявляла, что она предпримет все меры для уменьшения вывоза, а получается, что он увеличился уже в четыре раза! (Шум в зале.) Думаем, что следовало бы проверить, насколько валютное, таможенное законодательство соответствует интересам российской экономики и банковской системы, и определить, какие необходимы изменения. Проблема уклонения от налогов через оффшорные схемы была затронута в Послании Президента Российской Федерации в 2012 году, но, к сожалению, пока даже причины попадания средств госкорпораций на депозитные счета в оффшорах остаются тайной за семью печатями, и этим никто пока не озаботился. По данным МВФ, Россия была лидером по объёму бюджетной поддержки экономики в посткризисный период, она составила порядка 6 триллионов рублей, в том числе поддержка банковской системы - до 2,8 триллиона рублей. Колоссальную государственную поддержку получил именно банковский сектор, в том числе системообразующие банки - Сбербанк и "ВТБ". Получив помощь, банки стали вкладывать средства не в реальный сектор, а в спекуляции на неустойчивых рынках, поэтому не удалось избежать спада производства. Целесообразно проверить, как распорядились государственными средствами банки, получив их в период мирового финансового кризиса. Никто в мире не поддерживал фондовый рынок, кроме нас, напомню: 380 миллиардов рублей выделено на эту статью - я думаю, многим депутатам хотелось бы знать, с какой же эффективностью использованы эти средства. Кроме того, после кризиса многие страны начали стремительно диверсифицировать свои золотовалютные резервы, снижать долю валюты в их структуре. Доля монетарного золота в российских международных резервах составила на конец 2013 года всего 7,8 процента, в то время как в Германии этот показатель 71 процент, в Канаде - 22,5 процента. Счётная палата могла бы просчитать эффективность управления средствами международных резервов России и предложить вариант оптимизации этой структуры. У нас есть масса мегапроектов, финансовая сторона которых привлекает внимание прессы и общественности: это остров Русский, Олимпиада, "Роснано", "Сколково", Минобороны, все госкорпорации, но, к сожалению, результаты реального аудита и особенно выявленные недостатки - это тайна за семью печатями. А стоило бы более публично это делать - может, тогда это побудило бы более фундаментально и ответственно расходовать ресурсы. Вот в полученном мной через год отчёте о проверке "Сколково", даже если поверхностно его смотреть, говорится о чём? 3 миллиарда рублей выделяется американскому университету, но никаких отчётов об эффективности использования этих средств до настоящего времени не получено, да это и не предусматривалось договором. Только за время работы Счётной палаты устранено нарушений на сумму более 3 миллиардов 838 миллионов рублей, но когда читаешь выводы, то нельзя понять, насколько всё-таки эффективно использованы колоссальные, подчёркиваю, ресурсы, которые выделены на эту проблему. Не говорю уже о Чубайсе и компании - там вообще тёмный лес и ни одной звёздочки! (Шум в зале.) Кроме того, хотелось бы отметить и такой факт: в стране отсутствует инвентаризация, необходимость проведения которой заявлена президентом. У нас нет реестра зарубежной собственности, у нас нет результатов проверки эффективности пакетов акций государства в различных акционерных обществах... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Завершая, я хотел бы просто один пример привести. Благодаря новому аудитору Рохмистрову выявлен вопиющий факт: в Ленинском районе Подмосковья земля продана в 70 тысяч раз дешевле её кадастровой стоимости! Может, именно поэтому руководитель Росреестра в бегах, а выделенные на "Электронную Россию" деньги - это более сотни миллиардов рублей - пока не дали должного эффекта в части оперативного получения информации? Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Спасибо, Татьяна Алексеевна, за интересное выступление. Думаю, что те цифры, которые мы услышали из вашего доклада, к сожалению, говорят о слишком многом: я просто представляю, что находится в недрах Счётной палаты и о чём вы хотели бы сказать, но не говорите сегодня в Государственной Думе. Надо признать, что сегодня Счётная палата - это, наверное, самый квалифицированный государственный орган у нас, укомплектованный таким составом аудиторов и специалистов, который может не только, на мой взгляд, де-факто, как бухгалтер, проверять результаты, но и определять наиболее важные точки экономического роста и давать экспертную оценку. Я считаю, что мы не до конца используем потенциал Счётной палаты. Конечно, необходимо проверять, докладывать, но, на мой взгляд, все эти проверки... всё-таки мы с вами определённо бьём по хвостам! Вы говорите о том, что "Сахалин-2" не дал возможности получить бюджету дополнительно 12 миллиардов, или о том, что имущество Минобороны продано по заниженным ценам, - мы можем потом сделать предписания, объявить людей в федеральный розыск, но эти деньги, эти средства, упущенные для бюджета, мы никогда уже не сможем восполнить, и мы можем потом увеличить производительность труда, что угодно можем сделать, но мы не получим детских садов, не получим школ, больниц. На мой взгляд, мы должны всё-таки использовать Счётную палату именно как эксперта при принятии ключевых решений. Вот сегодня уже много говорилось, и на "правительственном часе", наверное, ещё будем говорить о том, что надо распечатать Фонд национального благосостояния и использовать его в течение года, - знаете, судя по опыту использования бюджетных средств, мне кажется, это вряд ли разумно, давайте мы сначала наведём порядок в экономике. "Роснано" 47 миллиардов рублей отправило за границу - что это значит? Это значит, что если мы распечатаем фонд, то оно отправит 147 миллиардов и у "Сахалина-2" не будет не 12 миллиардов, а 22 миллиардов, и так далее. Как использовать? Уже не первый раз фракция ЛДПР обращается к вам с предложением о том, что необходимо использовать потенциал Счётной палаты при любом изменении налогового и бюджетного законодательства, ведь у нас на уровне субъектов уже это есть, а на федеральном уровне этого нет. Да, когда бюджет рассматриваем, мы вас приглашаем, а когда мы говорим о льготах, когда мы говорим о преференциях, когда мы говорим о новых расходных обязательствах, мы Счётную палату не слышим. Вот на прошлой неделе на заседании комитета мы рассматривали инициативу фракции ЛДПР о том, чтобы изменить законодательство о консолидированных группах налогоплательщиков, - и что мы услышали? Что полтора года назад, когда это всё вносилось, правительство сказало, что не может оценить результаты, - вот интересно, депутаты могут, а правительство не может! (Шум в зале.) То есть было то же самое, что и вчера, когда на вопрос о таможенном регулировании мы услышали, что не получается просчитать эффект. Вы нам даёте цифру 177 миллиардов - ну хорошо, но дали бы вы не 177 миллиардов, когда мы рассматривали тот законопроект, а 150 или 120 миллиардов - это уже инструмент для разговора с правительством, это инструмент для разговора правительства с теми, кто лоббирует сегодня такие законы. Или 50 миллиардов, которые мы давали на гарантии, - как я просил на заседании комитета: давайте внесём в проект постановления положение о том, что Счётная палата должна дать оценку, ведь можно по-разному использовать эти 50 миллиардов. Вы в состоянии определить, что можно субсидировать, что можно гарантировать, что можно инвестировать, - дайте оценку по конкретным проектам, вот это и есть на сегодняшнем этапе работа Счётной палаты! Много говорится об акционерных обществах, когда мы даём бюджетные средства в уставный капитал, но как только границу расчётного счёта эти деньги пересекают, Счётная палата уже не властна - это уже деньги акционерного общества. Фракция ЛДПР предлагает акционерным обществам с большой долей государственного участия не разрешать проводить операции на сумму свыше 1 миллиарда рублей без заключения Счётной палаты, так же, как вы предлагаете проверять все сделки по госконтрактам на сумму свыше 1 миллиарда рублей. Ответственность. Мы увидели в отчёте, что вы много писем написали: и президенту, и в правительство, и чиновникам - а результат? К сожалению, результата мы не видим. Ещё раз говорю: ну, посадят двух человек, объявят в федеральный розыск, а сколько средств конкретно вернули в бюджет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. КАТАСОНОВ С. М. ...меня, как представителя народа, больше интересует вот этот аспект! Да, мы каждый год видим прогресс - впервые в этом году заплатили по гарантиям, впервые мы видим, что это кратно увеличилось по целому ряду направлений, да, Счётная палата лучше работает, но механизм ответственности у нас не урегулирован. Целевые показатели. Вот вы проверяете объект: эффективность есть, объект построен, название не соответствует - вы обязаны отразить, что это нецелёвка. И наоборот: губернатор отчитывается у нас в Оренбуржье - все медики имеют зарплату среднюю по региону, но открываем отчёт - у 75 процентов зарплата ниже среднего! Поэтому мы предлагаем кроме нецелёвки внести также конкретные чёткие показатели, по которым можно это контролировать. Я надеюсь, что предложения ЛДПР будут учтены в работе Счётной палаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мне поручили выразить позицию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по отчёту Счётной палаты, и поэтому, если вы позволите, я не стану анализировать состояние экономики - у нас, наверное, будет для этого много других поводов - и перейду непосредственно к теме, которая сейчас обсуждается. Итак, изменения в законе "О Счётной палате Российской Федерации". Деятельность Счётной палаты в соответствии с теми изменениями, которые мы с вами приняли, показала, что эти изменения были правильные. Наделение Счётной палаты дополнительными полномочиями, создание Счётной палаты как высшего органа финансового контроля, как показывает её деятельность, полностью себя оправдали - вот это главный вывод, который необходимо сделать. Можно было бы ещё продолжать давать оценки, говорить, насколько хорошей была работа Счётной палаты, но, мне кажется, гораздо важнее сегодня поговорить о том, что мы можем сделать для того, чтобы результаты деятельности Счётной палаты использовались более эффективно. Не надо пытаться придумывать какие-то новые полномочия, не надо пытаться добавлять какие-то новые обязанности, бессмысленные сами по себе, - давайте подумаем, что можем сделать мы, ведь на самом деле мы получаем блестящие аналитические и контрольные материалы с результатами контрольных мероприятий Счётной палаты по вопросам, которые волнуют не только депутатов, но и всю страну, а видит их в лучшем случае несколько человек. А не правильнее было бы, чтобы эти материалы обязательно стали предметом рассмотрения профильного, бюджетного, комитета, а потом были вынесены на заседание палаты, чтобы здесь мы рассмотрели эти вопросы и по ним, если надо, приняли бы постановление Государственной Думы? Вот тогда мнение Государственной Думы позволило бы в полном объёме реализовать тот потенциал, который мы имеем, - а потенциал огромен! Вот я напомню, что мы с вами первый такой кирпичик заложили, когда принимали поправки к бюджету 2014 года, и это был не просто разговор о "РусГидро" - что, где и как, - мы с вами приняли решение о мониторинге, мы с вами не позволили эти деньги нецелевым образом истратить, и Счётная палата выполнила наше поручение, и выполнила блестяще! Вот сегодня мы дали поручение правительству представить информацию о реализации указа президента о развитии "РусГидро" - давайте получим эти материалы, рассмотрим этот вопрос на заседаниях Комитета по энергетике, бюджетного комитета и вынесем на пленарное заседание Государственной Думы, разберёмся и поставим точки над "i", вместо того чтобы постоянно в течение двух лет спекулировать этой темой. Коллеги, давайте не будем спекулировать материалами Счётной палаты, давайте использовать их для своей работы! (Шум в зале.) Счётная палата говорит о проблемах, которые возникают в сфере межбюджетных отношений. Мы всё время говорим: дайте ещё денег, дайте ещё денег... Придёт время рассмотрения бюджета, и мы снова будем кричать: дайте денег! На момент внесения проекта бюджета исполнение текущего бюджета по некоторым программам на 1 октября составляло меньше 50 процентов, и мы говорили об этом, когда принимали бюджет. Счётная палата представила блестящие аналитические материалы, обращаю на это внимание, в которых указывает, что и сейчас ситуация точно такая же, - а куда деваются эти деньги?! Мы знаем точно, что в конце года всё будет исполнено на 98, 99, 100 процентов, - тогда где эти деньги?! Так вот я вас информирую... вернее, не я информирую, это анализ Счётной палаты: 2,3 триллиона рублей - это то, что реально в конце года уходит в основном авансовыми платежами, то есть вместо того, чтобы возвратить неистраченные деньги в бюджет, их просто бессмысленно растрачивают. Так, может быть, перед тем, как требовать денег, подумаем о том, как определить приоритеты, исполним наконец наши полномочия, Государственной Думы? (Шум в зале.) Уважаемые коллеги, безусловно высочайшим образом оценивая деятельность Счётной палаты, я бы всё-таки от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" призвал всю Государственную Думу максимально эффективно воспользоваться этими материалами - для этого у нас с вами есть все возможности. И хотел бы ещё раз, не пользуясь дополнительной минутой, поблагодарить Татьяну Алексеевну и всех аудиторов и сотрудников Счётной палаты за блестящую работу! Хотя, честно говоря, уход Сергея Ивановича Штогрина и Максима Станиславовича Рохмистрова из комитета по бюджету мне до сих пор представляется очень неправильным... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Предлагаете вернуть? Спасибо. Валерий Карлович Гартунг. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемая Татьяна Алексеевна, уважаемые коллеги! Наша фракция также позитивно оценивает изменения в законодательстве, которые расширяют полномочия Счётной палаты, с этим и связана, собственно говоря, наша позиция. Конечно, для нас было предсказуемо, что Татьяна Алексеевна здесь выступит с блестящим докладом, для нас её способности не секрет, именно поэтому мы поддержали её назначение на пост председателя Счётной палаты. Учитывая, что новый состав Счётной палаты работает, если говорить о прошлом годе, только последний квартал, мы сосредоточимся прежде всего на задачах, которые в связи с открывшимися возможностями стоят перед коллективом Счётной палаты, на задачах, которые, на наш взгляд, она могла бы решать для страны. Первое. Согласно новым функциям, которые получила Счётная палата, она имеет возможность и должна осуществлять анализ реализуемости и результативности достижения целей социально-экономического развития страны. Ну, например, стратегическая цель - перевод экономики с сырьевого пути на индустриальный путь развития: что для этого нужно сделать, какие возможности имеются и насколько результативно имеющиеся ресурсы у нас используются. Это в принципе обозначено в статьях 5 и 13 о задачах и функциях Счётной палаты. Второе. При проведении аудита ЦБ мы считаем важным проводить анализ его действий по формированию условий для устойчивого и сбалансированного роста экономики - это новая функция ЦБ, - и мы бы хотели, чтобы Счётная палата в своём анализе отразила как раз эту функцию, то, как она выполняется ЦБ. При этом я бы добавил, что в нынешней политической ситуации было бы неплохо проанализировать экономические и политические риски размещения Фонда национального благосостояния и Резервного фонда в казначейских обязательствах США - это, на мой взгляд, сегодня очень злободневная тема, особенно в нынешней ситуации, перед угрозой расширения санкций. Третье. Мы считаем нужным проводить мониторинг последствий вступления России в ВТО в динамике по секторам экономики и в экономике в целом. Понятно, что эта функция принадлежит Минэкономразвития, оно это должно делать, но, так как Счётная палата - наш главный орган, который даёт нам достоверную информацию о состоянии государственных финансов и проверяет деятельность правительства, мы бы хотели, чтобы Счётная палата обратила на это внимание и именно в динамике проанализировала. Когда Россия вступила в ВТО, Счётная палата проводила анализ последствий вступления в ВТО, но ситуация меняется, и хотелось бы знать, какая динамика у нас по отраслям, - может быть, в дальнейшем мы какие-нибудь дополнительные решения примем. Четвёртое. Необходимо провести анализ конкурентоспособности российских обрабатывающих секторов с зарубежными конкурентами. Это функция Минэкономразвития, это оно должно делать, все эти данные они, безусловно, могут получить у соответствующих ведомств, но мы считаем, что министерство с этой задачей не справляется, и хотели бы, чтобы Счётная палата аргументированно это проверила, провела анализ деятельности Минэкономразвития и дала нам достоверную информацию, в частности о том, в каком состоянии наша экономика сейчас, каковы наши стартовые позиции, насколько мы проигрываем по конкурентоспособности по каждому сектору и что нужно сделать для страны, какие имеющиеся ресурсы задействовать для того, чтобы преодолеть это отставание, - только после этого можно будет принимать решения о направлении наших государственных средств на поддержку тех или иных отраслей. Нужно понимать, чем мы располагаем, что мы вообще можем себе позволить, так как объём государственных средств, безусловно, ограничен. Ну и возможности Счётной палаты по контролю тоже ограниченны, поэтому хотелось бы, конечно же, чтобы Счётная палата в своей деятельности правильно расставляла приоритеты. Следующее. Что касается контроля за расходованием бюджетных средств, то, конечно же, главным, мне кажется, здесь должен быть анализ закупочных цен, анализ госзакупок для нужд госзаказчиков, прежде всего для Министерства обороны, госкомпаний и госкорпораций. Мы в отчёте это услышали, Татьяна Алексеевна, но я хотел бы на этом заострить внимание, потому что когда мы говорим о том, что нам не хватает денег на то, на другое и на третье, то нужно посмотреть, куда мы их расходуем, как, насколько эффективно и какие при этом потери,- вот нам бы хотелось в цифрах увидеть, какие потери у нас. Мало того, очень часто госзаказчики и компании с госучастием сокращают конкуренцию при госзакупках, выставляя всевозможные ограничения для участия не аффилированных с этими компаниями лиц, и фактически в разы - подчёркиваю: в разы - завышают стоимость закупаемой продукции, причём чем больше секретность, тем больше разрыв между рыночной ценой и ценой при закупке. Подчёркиваю: она в разы может различаться! А если учесть, что на это тратятся у нас триллионы рублей, - вот вам резервы для экономического роста! Ну и последнее, о чём хотелось бы сказать. Татьяна Алексеевна, мы уже, когда вы здесь были первый раз, об этом говорили: пожалуйста, решите вопрос с грифом "ДСП" по материалам проверок, которые направляются в Госдуму. Вот последнее заключение Счётной палаты, когда проверяли Объединённую авиационную корпорацию, - в одном экземпляре отчёт Счётной палаты пришёл, ознакомиться с ним всем депутатам просто невозможно! Это, наверное, Сергей Евгеньевич, ещё и к вам вопрос, как... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Татьяна Алексеевна, пожалуйста, вам слово. ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые депутаты, я хочу вас поблагодарить за сегодняшнее обсуждение, за те предложения, которые были высказаны, по взаимодействию Счётной палаты с парламентом и по совершенствованию работы самой Счётной палаты. Хочу заверить вас в том, что все материалы, которые мы получаем по результатам контрольных и экспертных мероприятий, будут вам направляться. Мы готовы к работе по обсуждению этих материалов в Государственной Думе в любом формате - на пленарном заседании, в профильных комитетах - и тоже считаем, что такого рода работа будет полезной. И я хочу акцентировать ещё раз ваше внимание на том, что план на 2014 год нами сформирован, он представлен на имя Сергея Евгеньевича Нарышкина, у вас есть возможность ознакомиться со всеми контрольными мероприятиями и заблаговременно информировать нас о тех темах, которые представляют для вас интерес, с целью принятия последующих решений. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Татьяна Алексеевна, я хотел бы вас поблагодарить за очень подробный отчёт и за подробные ответы на вопросы и хотел бы отметить, что такая очень профессиональная и глубокая работа Счётной палаты помогает депутатам Государственной Думы, парламенту России осуществлять одно из их важнейших полномочий, а именно контролировать исполнение Правительством Российской Федерации бюджета нашего государства. Я хочу пожелать успешной работы вам и вашим коллегам. Спасибо вам большое!
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4986 по 5002 из 5668
2-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "Об отчёте о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2013 году". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 49 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Постановление принимается.