Заседание № 20
13.04.2012
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 49503-6 "О полномочном представителе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации" (о депутате Д. Ф. Вяткине).
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4498 по 4790 из 7660
Переходим к обсуждению пункта 3 повестки дня, о проекте постановления Государственной Думы "О полномочном представителе Государственной Думы... в Конституционном Суде Российской Федерации". Доклад Ильдара Нурулловича Габдрахманова. Пожалуйста. ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я уже вскользь говорил в докладе об изменениях в Регламент, что мы повышаем статус нашего полномочного представителя в Конституционном Суде: раньше это был представитель Аппарата Государственной Думы, сейчас мы считаем, что это должен быть депутат Государственной Думы. Соответственно, предлагаем на эту должность назначить нашего коллегу Вяткина Дмитрия Фёдоровича, он кандидат юридических наук, обладает большим профессиональным опытом. В соответствии с Регламентом комитет по Регламенту вносит предложение, согласованное с Председателем Государственной Думы. Все процедуры соблюдены, просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы есть. Просьба записаться на вопросы к докладчику. Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо большое. У меня вопрос к Дмитрию Фёдоровичу. Нет никаких проблем в том, что касается его юридической квалификации, но Конституционный Суд зачастую рассматривает в том числе вопросы политического свойства. Дмитрий Фёдорович, сможете ли вы, будучи одним из руководителей молодёжного крыла "ЕДИНОЙ РОССИИ", принципиально подходить - с точки зрения де-юре, а не де-факто, по заданию - к рассмотрению политических вопросов? Это же будет вам мешать. Мне кажется, что это неправильно, когда представитель одной из политических партий присутствует в Конституционном Суде. Здесь должен быть независимый юрист, с моей точки зрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги и уважаемый Николай Васильевич! Спешу вас разочаровать: я не только руководителем не являюсь, но и членом, как вы выразились, молодёжного крыла партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Это так, к сведению. У вас, видимо, какие-то сведения неправильные или непроверенные. А вот членом фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" я действительно являюсь, потому что каждый депутат Государственной Думы должен быть членом фракции в настоящий момент. Это первое. Второе. Что касается представления интересов Государственной Думы в Конституционном Суде, то представление этих интересов будет заключаться в том, что необходимо будет высказывать мнение по тем обращениям, которые там рассматриваются, а все обращения касаются проверки конституционности тех или иных норм законодательства. Вне всякого сомнения, представитель Государственной Думы как органа, который принимает те или иные нормы законов, обязан высказать мнение. При этом, если вы внимательно посмотрите положение о полномочном представителе, будет учитываться мнение профильных комитетов, мнение других комитетов, специалистов. Это будет в первую очередь направлено на освещение не тех или иных, как вы выразились, политических вопросов, а именно юридических. И я хочу сказать, что главным при рассмотрении дел в Конституционном Суде - а я уже там представлял интересы Государственной Думы, и не один раз - является всё-таки защита конституционных прав и свобод человека и гражданина. Вот на это и следует обращать особое внимание. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Горячева Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое. У меня вопрос к Ильдару Нурулловичу. Я тоже не сомневаюсь в квалификации Дмитрия Фёдоровича, знаю его очень хорошо, это действительно очень грамотный юрист, но вам не кажется, что было бы правильнее в нашем таком многопартийном парламенте всё же двух представителей назначить: одного - от "ЕДИНОЙ РОССИИ", а другого, может быть, от трёх политических фракций? Мы могли бы договориться. Я потом в своём выступлении скажу, почему это важно. ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Светлана Петровна, мы можем рассмотреть этот вопрос после изменения федерального закона, где речь идёт об одном полномочном представителе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. У меня два маленьких вопроса. Первый. Ильдар Нуруллович, раньше, как вы сказали в докладе, в Конституционном Суде представителем был сотрудник Аппарата Государственной Думы, теперь будет депутат. Мы все знаем, что Конституционный Суд находится вне пределов города Москвы, и не будет ли здесь дополнительных ограничений, каких-то обременений, связанных с транспортировкой, поскольку необходимо постоянное присутствие в зале заседаний? И второй вопрос - к Дмитрию Фёдоровичу. Поскольку вопрос кадровый, вынужден всё-таки с некоторой просьбой обратиться, и думаю, что мы поддержим вашу кандидатуру. Недавно нам докладывал заместитель министра юстиции об изменениях, связанных с выполнением определения Конституционного Суда, и между вынесением определения и принятием закона прошло шесть лет. Вы будете всё-таки более оперативно осуществлять взаимосвязь Государственной Думы как законодательного органа и Конституционного Суда, который несёт функцию, так сказать, негативного правотворчества, отменяя некоторые нормы действующего законодательства, противоречащие основному закону - Конституции? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала на центральной трибуне включите микрофон, пожалуйста. ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Если дополнительные расходы даже и будут возникать, это полномочие, которое вытекает из федерального закона, и мы обязаны его реализовать, поэтому я здесь проблем не вижу. Я хочу сказать, что представлять позицию в Конституционном Суде можно не только при личном присутствии, но и путём подготовки соответствующих заключений в письменном виде. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Что касается транспортировки, то, наверное, транспортировать не надо, я буду ездить сам, что, собственно, и делал уже. Вопрос, который задал коллега, действительно очень актуальный, очень злободневный. Уже сейчас я могу привести пример, буквально по не так давно рассмотренному делу и вынесенному постановлению Конституционного Суда необходимо будет вносить изменения, в частности, в закон о международных договорах. Если вы посмотрите положение о полномочном представителе, которое также сегодня будет утверждаться, то там такая обязанность мне вменяется: своевременно информировать Председателя Государственной Думы о состоянии дел с обращениями в Конституционный Суд, а также вносить соответствующие предложения, вытекающие из постановлений Конституционного Суда. Так что всё это будет делаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Очевидно, что есть желающие выступить, просьба записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Три человека. Микрофон Горячевой Светлане Петровне включите, пожалуйста. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое. Мое выступление будет коротким. Конечно, никто не сомневается в том, что Дмитрий Фёдорович сможет выполнить эти функции квалифицированно, но иногда возникают вопросы, допустим, когда группа депутатов собирает подписи, чтобы признать какую-то норму неконституционной. Вы знаете, что такие нормы заложены в действующее законодательство. И вот у меня возникает вопрос: как будет поступать, допустим, Дмитрий Фёдорович, если ему придётся какое-то подобное обращение, подписанное девяноста депутатами, потом мотивировать и рассматривать в Конституционном Суде? Почему я об этом спрашиваю? Вот я беру положение, пункт 7: полномочный представитель вносит предложения по уточнению обращений, внесению ходатайств об отзыве обращений до начала рассмотрения дел Конституционным Судом. Как он будет поступать, как мы будем поступать в этой ситуации? Этот вопрос далеко не праздный, понимаете? И ещё скажу вот о чём. Я вот взяла и просто поинтересовалась, что же у нас тут получается-то, где кто у нас - помимо комитетов - участвует, в комиссиях, например, где-то ещё, и где представители оппозиции занимают более-менее руководящие посты. Вот посмотрела по комиссиям: Комиссия по вопросам депутатской этики, большинство - фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", возглавляет представитель "ЕДИНОЙ РОССИИ"; комиссия по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной безопасности, число депутатов - 28, из них 17 - из "ЕДИНОЙ РОССИИ", два сопредседателя - представители "ЕДИНОЙ РОССИИ"; комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах (это та комиссия, которая будет проверять декларации о доходах), число депутатов - 15, из "ЕДИНОЙ РОССИИ" - 8, председатель - представитель "ЕДИНОЙ РОССИИ"; комиссия по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса, число депутатов - 15, из "ЕДИНОЙ РОССИИ" - 8, председатель - представитель "ЕДИНОЙ РОССИИ". Из 13 международных организаций 9 организаций возглавляют представители "ЕДИНОЙ РОССИИ". Ну почему такое отношение, такое недоверие к представителям оппозиции в Государственной Думе? Ну ясно же, что в этой ситуации это говорит только о том, что, имея с небольшим перевесом абсолютное большинство - 238 депутатов, а для принятия решения необходимо 226 голосов... Посчитайте сами: вы фактически собой заполнили всё, что можно и нельзя, и в том числе даже вопрос, который касается полномочного представителя в Конституционном Суде, решался в том же самом русле. Конечно, вы вправе проголосовать за всё что угодно, это понятно, но просто я это говорю для стенограммы, чтобы было ясно: ничего в вашей тактике, ничего в вашем стиле работы, к сожалению, не меняется. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Петровна. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. Тоже короткое выступление на самом деле. Я не знаю, может быть, Ильдар Нуруллович поправит, но, по-моему, когда мы принимали положение о Комиссии по вопросам депутатской этики, одним из главных условий было то, что ни у одной фракции нет большинства в составе этой комиссии. Я надеюсь, что это так и осталось, я ничего не пропустил и заочным методом иное решение не было принято. И второе. Светлана Петровна, вы пропустили ещё одну комиссию, которую мы сейчас будем создавать, - комиссию по строительству зданий и сооружений, предназначенных для размещения Парламентского центра, председателем которой тоже будет представитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Поэтому тенденция устойчивая сформировалась, и хотелось бы всё-таки от этого отойти. На самом деле я не могу не разделить некоторые опасения, связанные с тем, что наш представитель в Конституционном Суде Российской Федерации будет представлять известную фракцию. Несомненно, ни у кого не возникает вопросов по квалификации, потому что этот кандидат на самом деле достоин представлять в столь высоком органе Государственную Думу. Я пытался задать вопрос, получил удовлетворяющий меня ответ, но есть определённое опасение, что определения и постановления Конституционного Суда, касающиеся предписаний по изменению федерального законодательства, могут, проходя через полномочного представителя (который будет представлять собой некий политический фильтр, имея определённую фракционную принадлежность), по-разному им восприниматься, он будет избирательно относиться к тем или иным правовым позициям, изложенным в постановлениях и определениях Конституционного Суда. Таким образом, до Государственной Думы, до депутатов через этот важнейший мостик, через этот лифт не будут доходить некоторые позиции, которые во многом направлены на увеличение прав оппозиции, на создание для них определённых условий для политической борьбы. Я всё-таки хотел бы, чтобы положение о полномочном представителе в Конституционном Суде содержало некий принцип ротации, чтобы в течение пяти лет депутаты от разных фракций по принципу ротации замещали эту должность. Я уверен, что в каждой фракции есть достойный представитель, который обладает достаточными знаниями, квалификацией, получил нужное образование, для того чтобы такую важную миссию в Конституционном Суде выполнять. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, я поддерживаю предложение коллеги Диденко о том, чтобы действительно, ну, может быть, ежегодно предоставлять возможность представителям разных фракций быть представителями в Конституционном Суде. Это будет демократично и справедливо. Ну а если нет, то тогда у меня такое предложение, просьба: не стесняться, в том числе коллеге Вяткину, когда он будет или выступать в суде, или давать какие-то комментарии на телевидении, всё-таки добавлять, что он представляет фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Да, он представитель Государственной Думы, конкретной фракции, если он, как было уже сказано, действительно считает, что так и должно быть. Хотя моя позиция такова: действительно, для чистоты соблюдения всех интересов в Конституционном Суде наш полномочный представитель должен был бы сложить мандат, при этом получив все необходимые депутатские возможности, но не быть связанным с какой-то конкретной фракцией. Если всё так и останется, то просьба вот это зафиксировать. Ну и слово "полномочный", коллеги, я считаю, возможным только в одном случае: если мы проголосуем единогласно за эту кандидатуру. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Заключительное слово нужно, Ильдар Нуруллович? Пожалуйста. ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Коллега Нилов призывает выйти из фракции, так я понимаю. Просто к сведению хочу сказать: в случае выхода из фракции депутат теряет мандат, он перестаёт быть депутатом, поэтому всё-таки в ваших предложениях я логики не вижу. То есть вы говорите, что это не должен быть представитель "ЕДИНОЙ РОССИИ", как я понимаю, потому что вы боитесь какой-то фракционной принадлежности, но ведь назначение любого депутата означает, что он будет представлять какую-то фракцию. Коллеги, всё-таки приоритетная, главная, единственная задача полномочного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде - это всё-таки давать заключения исходя, так скажем, из профессиональных прнинципов, не более того. Окончательное решение всё равно принимает Конституционный Суд, вот это надо помнить. Более того, у Совета Федерации тоже один-единственный полномочный представитель в Конституционном Суде. И там тоже есть члены Совета Федерации, принадлежащие к различным партиям, но это же не означает, что они там тоже выбирают какой-то другой подход. По закону у нас только один представитель. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим пункт 3 на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6121 по 6138 из 7660
На голосование ставится пункт 3, проект постановления Государственной Думы "О полномочном представителе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 56 сек.) Проголосовало за 234 чел.52,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 234 чел. Не голосовало 216 чел.48,0 % Результат: принято Постановление принято.
Заседание № 18
10.04.2012
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 49503-6 "О полномочном представителе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации" (о депутате Д. Ф. Вяткине).
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 857 по 869 из 6354
ГАБДРАХМАНОВ И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Просьба перенести рассмотрение 2-го вопроса, о полномочном представителе Государственной Думы в Конституционном Суде, на пятницу и рассмотреть вместе с вопросом о внесении изменений в Регламент. Это два взаимосвязанных документа, и один не может быть принят без другого. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 945 по 949 из 6354
Депутат Габдрахманов предложил перенести пункт 2 повестки дня на пятницу и рассмотреть одновременно с поправками в Регламент по данному вопросу. Коллеги, нет возражений ни у кого? Согласились с предложением депутата Габдрахманова.